Кафедра детской психиатрия и наркология — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кафедра детской психиатрия и наркология

2021-06-23 37
Кафедра детской психиатрия и наркология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра детской психиатрия и наркология

 

 

 
Методика исследования, описания и квалификации психического статуса у детей и подростков

 


Выполнил: Алдабекова.А.С.

Группа: 682-педиатрия

Проверила: Дженгарина Ж. Е.

План

I. Введение

II. Основная часть

· Исследование психического статуса.

· Исследование внимания

· Тесты для исследования интеллекта

· Исследования памяти

· Пиктограмма

· Инструментальные и лабораторные методы исследования.

ІІІ. Заключение

 

 

Особенности процесса диагности в детской психиатрии обусловлены особенностями развития детской психики. Необходимо, чтобы специалисты в области детской психологии и психиатрии не забывали об особенностях иследования психического статуса детей и подростков.

Незрелость детской психики обуславливает незрелость процессов адаптации, в связи с чем дети с большим трудом вступают в контакт, хуже адаптируются в незнакомой для них обстановке. Так же в силу возраста большинству детей не присуще осознание своей болезни, что приводит к низкому уровню взаимодействия во время обследования. Сама процедура обследования может вызвать у ребёнка ассоцииации с экзаменами или выполнением учебных заданий, страх получения «низкой оценки» так же приведет к искажению результатов исследования.

Обследование психического статуса ребёнка необходимо проводить в комфортной, располагающей обстановке. Необходимо присутвие родителей или других родственников, поддерживающая и принимающая среда. Для детей дошкольного и раннего школьного возраста предпочтительно взаимодействие в игровой форме. Крайне необходим процесс наблюдения за игровой деятельностью, исследование игры ребёнка. Исследование психопатологических особенностей ребёнка не должно быть поспешным и предполагает динамической наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: в процессе игры, в том числе и совместной игры со сверстниками, в процессе обучения, в процессе взаимодействия с членами семьи. Очень важно получить сведения от членов семьи и окружения, непосредственно учасвствующего в жизни ребёнка: воспитателей, педагогов и пр.

Основным метедом диагностики в детской психиатрии до настоящего времени остаётся клинико-психопатологический метод. Данный метод основывается на наблюдении и эмпирических выводах наблюдателя. Следовательно, без клинико-психопатологического мышления детский психиатр, как специалист, просто немыслим. Основой любого клинического мышления является знание основных, базовых понятий дисциплины.

Исследование внимания

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Предлагается подряд четыре-пять таблиц, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние 29 всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Также отмечается количество задержек («запинок») в поиске цифр, оно отмечается точками в протоколе: одна точка – одна секунда.

По результатам данного теста возможны следующие характеристики внимания испытуемого:

1. Внимание концентрируется достаточно - если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному (30-45 секунд). 2. Внимание устойчиво - если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц от среднего показателя (не более 20%). Внимание неустойчиво - если отмечаются значительные колебания результатов (более 20 %) по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.

3. Внимание истощаемо - если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу (более 20 % от 1 таблицы до последней).

4. Снижение концентрации, если имеются более 2-3 задержек (более 4секунд) на каждой из таблиц.

Методика счета по Крепелину

Методика счета по Крепелину используется для оценки способности осуществления счетных операций и состояния внимания. Результаты оцениваются по количеству отнятых в определенный промежуток времени чисел и допущенных ошибок. Исследование заключается в отсчитывании от 100 или 200 одного и того же числа (предпочтительно 7 или 13). Обследуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух называть полученное при очередном вычитании число.

Корректурная проба

Корректурная проба используется для выявления устойчивости внимания и его концентрации. Исследование проводят при помощи специальных бланков, на которых приведен ряд букв (или цифр), расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание обследуемым одной или двух букв по выбору исследующего. При этом через каждые 30 или 60 секунд исследователь делает отметки в том месте таблицы, где в это время находится карандаш испытуемого, а также регистрирует время, затраченное на выполнение всего задания. Интерпретация та же, что и при оценке результатов по таблицам Шульте. Нормативные данные по корректурной пробе - 6-8 минут при 15 ошибках.

Методика Мюнстерберга

Методика Мюнстерберга предназначена для определения избирательности и концентрации внимания. Она представляет собой буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, как 30 можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. На работу отводится две минуты. Регистрируется количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенных или неправильно выделенных слов).

Кубики Кооса.

Для диагностики развития невербального интеллекта используются так называемые кубики Кооса. Предложенная американским психологом К. Коосом в 1923 году данная методика направлена на исследование степени сформированности наглядно-действенного мышления, а именно: конструктивного праксиса, пространственной ориентировки, внимания, комбинаторики, уровня обучаемости, а также умения взаимодействовать в группе. Используется в равной в степени как для работы с детьми старше 5 лет, так и со взрослыми. Используя кубики Кооса, активизируется цепочка мыслительных операций «анализ — генерализация — синтез». Для эксперимента по данной методике необходима комплектация «кубики Кооса»: 16 одинаково раскрашенных кубиков, каждая грань у которых имеет определенный цвет (красный, синий, желтый, белый, сине-желтый, красно-белый); 18 карточек с разными по форме и цвету схемами, которые можно составить из кубиков; методическое пособие; бланки фиксации результатов. Кубики Кооса перед началом исследования перемешивают. Работа проводится за столом. Демонстрируется одна из карточек с картинкой, которую в точности необходимо собрать, не пытаясь прикладывать кубики к схеме, тем самым подбирая нужный узор. Оценивается время, за которое испытуемый справляется с заданием. На составление правильного варианта картинки дается 5 попыток. Если испытуемый не справляется с пятой попытки, тестирование прекращается.

Тест «Прогрессивные матрицы Равена» (ПМР) предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления). Имеется взрослый и детский вариант тестов Равена. Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. Время прохождения теста ограничено и составляет 20 мин.

Исследование памяти.

Запоминание геометрических фигур (по Ф.Е. Рыбакову). Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок». Время 32 экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Пиктограмма.

Метод Пиктограмма, предложенный А.Р.Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций. Может быть использован для исследования испытуемых с образованием не менее 7 классов. Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12—16 слов и выражений для запоминаний. Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать — "на слух или с помощью зрения". Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: "На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово.

Анализируется выбранный испытуемым образ, тип ассоциации. При анализе образа необходим ответить на ряд вопросов:

1. Является ли выбор абстрактным или конкретным?

2. Имеет ли образ индивидуальную значимость для испытуемого?

3. Что изображает рисунок?

4. Как часто данный выбор встречается в протоколах здоровых испытуемых?

5. Является ли образ «адекватным»?

Для анализа результатов методики пиктограмм С.Я. Рубинштейн выделяет следующие критерии, которые имеют диагностическую значимость:

1. Доступность обобщенной символизации слова то есть может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ

2. Степень «адекватности» ассоциаций

3. Качество запоминания

Исследование ликвора.

Исследование (анализ) ликвора имеет важное диагностическое значение при заболеваниях ЦНС и мозговых оболочек, таких как энцефалиты (воспаление головного мозга), менингиты (воспаление мозговых оболочек), арахноидиты (воспаление паутинной оболочки), сифилис мозга, нарушения мозгового кровообращения, опухоли, травмы. Общеклиническое исследование ликвора включает исследование его физико-химических свойств и клеточного состава.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) При проведении ЭЭГ измеряются колебания потенциалов, возникающие вне нервных клеток в щелях интерцеллюлярного пространства в результате проведения потенциалов действия в аксоне. ЭЭГ применяется в основном в эпилептологии, для первичной и динамической диагностики эпилептических приступов. В детской и подростковой психиатрии ЭЭГ используют как метод исследования у детей с нарушениями внимания, рецидивирующими головными болями, при внезапно возникших нарушениях поведения, расстройствах сна (снохождение, сноговорение).

Кафедра детской психиатрия и наркология

 

 

 
Методика исследования, описания и квалификации психического статуса у детей и подростков

 


Выполнил: Алдабекова.А.С.

Группа: 682-педиатрия

Проверила: Дженгарина Ж. Е.

План

I. Введение

II. Основная часть

· Исследование психического статуса.

· Исследование внимания

· Тесты для исследования интеллекта

· Исследования памяти

· Пиктограмма

· Инструментальные и лабораторные методы исследования.

ІІІ. Заключение

 

 

Особенности процесса диагности в детской психиатрии обусловлены особенностями развития детской психики. Необходимо, чтобы специалисты в области детской психологии и психиатрии не забывали об особенностях иследования психического статуса детей и подростков.

Незрелость детской психики обуславливает незрелость процессов адаптации, в связи с чем дети с большим трудом вступают в контакт, хуже адаптируются в незнакомой для них обстановке. Так же в силу возраста большинству детей не присуще осознание своей болезни, что приводит к низкому уровню взаимодействия во время обследования. Сама процедура обследования может вызвать у ребёнка ассоцииации с экзаменами или выполнением учебных заданий, страх получения «низкой оценки» так же приведет к искажению результатов исследования.

Обследование психического статуса ребёнка необходимо проводить в комфортной, располагающей обстановке. Необходимо присутвие родителей или других родственников, поддерживающая и принимающая среда. Для детей дошкольного и раннего школьного возраста предпочтительно взаимодействие в игровой форме. Крайне необходим процесс наблюдения за игровой деятельностью, исследование игры ребёнка. Исследование психопатологических особенностей ребёнка не должно быть поспешным и предполагает динамической наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: в процессе игры, в том числе и совместной игры со сверстниками, в процессе обучения, в процессе взаимодействия с членами семьи. Очень важно получить сведения от членов семьи и окружения, непосредственно учасвствующего в жизни ребёнка: воспитателей, педагогов и пр.

Основным метедом диагностики в детской психиатрии до настоящего времени остаётся клинико-психопатологический метод. Данный метод основывается на наблюдении и эмпирических выводах наблюдателя. Следовательно, без клинико-психопатологического мышления детский психиатр, как специалист, просто немыслим. Основой любого клинического мышления является знание основных, базовых понятий дисциплины.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.