Телеграмма полномочного представителя СССР в Болгарии а . И. Лаврентьева в Народный комиссариат иностранных дел СССР — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Телеграмма полномочного представителя СССР в Болгарии а . И. Лаврентьева в Народный комиссариат иностранных дел СССР

2021-06-23 34
Телеграмма полномочного представителя СССР в Болгарии а . И. Лаврентьева в Народный комиссариат иностранных дел СССР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

19 ноября 1939 г.

Сов. секретно

Сегодня посетил меня Антонов. Он сказал, что, ежедневно бывая в МИД, узнал, что из всех стран МИД получает через своих посланников предупреждения против советского влияния в Болгарии. Болгария никогда не пользовалась таким вниманием со стороны всех стран, каким она пользуется сейчас. Он беседовал с болгарским посланником в Белграде, и, к его удивлению, Югославия, которая должна бы установить дипломатические отношения с Советским Союзом*, решительно настроена против сближения Болгарии с СССР. Это объясняется лишь тем, что Италия и Англия ведут упорную агитацию против Советского Союза. Эти обстоятельства ставят болгарское правительство в тяжелое положение. Но правительство никогда не будет участвовать в каких-либо политических соглашениях, которые были бы направлены против СССР, ибо болгарский народ питает исключительные симпатии к русскому народу. В этом, по заявлению Антонова, он особенно убедился за время настоящего пребывания в Болгарии.

Лаврентьев

АВП РФ, ф. 059, on. 1, n 305. д 2107, л 144

ТЕЛЕГРАММА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР В США К. А. УМАНСКОГО И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ «АМТОРГА» К. И. ЛУКАШЕВА В НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР И НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СССР

20 ноября 1939 г.

Сое. секретно

Полпредством получена циркулярная нота Хэлла**, сообщающая о создании специального комитета армии и флота для согласования иностранных военных заказов с нуждами США и ограждения американских запасов стратегического и дефицитного сырья от утечки за границу в ущерб американским интересам. В связи с этим, во избежание неудобств для иностранных покупателей, американское правительство просит сообщить госдепартаменту для передачи специальному комитету о размещенных, но еще не выполненных заказах для военных и военно-морских нужд, сделанных любым закупочным агентом данного иностранного правительства, а также в дальнейшем от времени до времени сообщать о намечаемых заказах. Нота, по нашему мнению, преследует двоякую цель: во-первых, действительно оградить американские ресурсы от разбазаривания в обстановке военного ажиотажа; во-вторых, оказывать на предпринимателей

* Дипломатические отношения между СССР и Югославией установлены на уровне миссий 24 июня 1940 г. путем обмена нотами между послом Королевства Югославии в Турции и полпредом СССР в Турции А. В. Терентьевым. ** См. АВП РФ, ф. 059, оп. 1, п. 286, д. 2049, л. 189—190.

319


воздействие с тем, чтобы при выполнении заказов предпочтение по срокам отдавалось англо-французской группировке. Считаем, что в отношении сообщений о наших оборонных заказах мы должны ограничиться уже выполняемыми неоспоримо военными объектами, как-то: 10 моторов «Райта» ГР 2600 (находятся на вооружении в армии США), пресса для пороха (после размещения), орудийные станки фирмы «Найлс». Что касается стратегического сырья биржевой номенклатуры, то считаем возможным сообщать от времени до времени данные госдепартаменту лишь после размещения и выполнения заказов, во избежание вздутия цен и помех поставкам. Просим указаний.

Уманский, Лукашев

АВП РФ, ф. 059., on. 1, п. 296, д. 2049, л. 146 — 147

797. ТЕЛЕГРАММА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И. М. МАЙСКОГО НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. М. МОЛОТОВУ

20 ноября 1939 г. Сое. секретно

1. Я завтракал сегодня с Эллиотом и разговаривал с ним на тему Вашей телеграммы от 11 ноября 1939 г.* Эллиот был оченьдоволен нашим положительным отношением к улучшению англо-советских отношений. Что же касается обвинений британской дипломатии в работе против СССР в различных концах мира, то, не отрицая этогопосуществу, Эллиот пытался доказывать, будто бы мы сильно преувеличиваем ее размеры и значение. В частности, на Дальнем Востоке интересы Англии и СССР, по мнению Эллиота, в основном совпадают, ибо обе державы не желают победы Японии над Китаем, и потому британская дипломатия не имеет причин вести там какие-либо крупные интриги против СССР. В Турции британское правительство будто бы не только не работает против СССР, но, наоборот, хотело бы максимально возможного сближения между Москвой и Анкарой**, ибо, помимо всех прочих соображений, ценность Турции как союзника, с английской точки зрения, сильно понизилась бы, если бы она имела в качестве соседа враждебный или хотя бы не вполне дружественный СССР (это надо было понимать в том смысле, будто бы Эллиот имеет в виду Турцию как возможного союзника только против Германии или Италии).

Финляндия, по мнению Эллиота, не представляет для Англии какого-либо самостоятельного интереса, к тому же Англия при нынешней военно-политической ситуации в Европе ничем не в состоянии ей помочь,— пример Польши в этом отношении очень показателен,— поэтому британское правительство будто бы очень хотело бы мирного урегулирования финско-советского спора. На мой вопрос, чем же в таком случае объясняется как раз обратная линия британской дипломатии в данном вопросе, Эллиот ответил, что все дело будто бы в состоянии английского общественного мнения, которое настроено резко в пользу Финляндии как «малой державы» и «скандинавской демократии». Особенно сильное давление в этом смысле на британское правительство оказывают «левые круги» (в частности лейбористы, которые тесно связаны с финскими социал-демократами

* См. док. 767. ** См. док. 667.

320


и кооператорами; Таннер является даже председателем Международного кооперативного альянса). Мне нетрудно было представить ряд солидных контраргументов против приведенных соображений Эллиота. 2. Тогда Эллиот пересел на другого коня и стал говорить о том, что надо смотреть в корень вещей. Корень же вещей состоит в том, что настроения в Москве и Лондоне отравлены ядом глубоких взаимных подозрений Эти подозрения заставляют каждую сторону часто видеть в самых простых и естественных шагах другой стороны какой-то тайный и враждебный смысл, истолковывать самые невинные акты как «заговор» или «интригу», и т. д. Если обе стороны действительно хотят улучшить свои отношения, то прежде всего необходимо способствовать рассеиванию накопившихся подозрений. Это легче всего было бы сделать путем личного контакта между членами британского правительства и Советского правительства. Именно поэтому Эллиот в августе собирался во главе нескольких видных представителей парламента поехать в Москву под предлогом осмотра сельскохозяйственной выставки. Именно поэтому британское правительство сделало нам свои торговые предложения в расчете, что для их окончательного завершения Стэнли сможет поехать в СССР и путем личного контакта с соответственными лицами в Москве хотя бы отчасти рассеять имеющиеся там в отношении Англии сомнения. Потом можно было бы подумать и еще о чем-либо другом. До сих пор, однако, британское правительство не получило никакого ответа из Москвы на своп предложения о торговом соглашении*, и это некоторые члены правительства начинают истолковывать как нежелание Советского правительства вообще идти навстречу улучшению отношений между обеими странами. Лично Эллиот в это не верит, однако он опасается, что если англосоветские отношения в ближайшее время не станут улучшаться, то они легко могут начать ухудшаться. А это надо было бы реально избежать. Я, в свою очередь, перешел в контрнаступление, особенно подчеркивая, что действительное улучшение отношений зависит прежде всего от реального дела, а не от красивых слов и персональных контактов, и что в медленности прогресса по вопросу торговых переговоров винить надо не нас, а самих англичан, но Эллиот соглашался с этой точкой зрения отчасти. Он даже бросил мимоходом фразу (имея в виду наши обвинения британской дипломатии в работе против СССР): «Какой смысл нам разоружаться прежде, чем мы не увидим со стороны Советского правительства бесспорные симптомы желания улучшить свои отношения с нами». Я дал ему тут, однако, надлежащий отпор.

Майский

АВП РФ, ф. 059, on. 1, п. 300, д. 2078. л. 284 — 288.

798. ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР С. А. ЛОЗОВСКОГО С ПОСЛОМ КИТАЯ В СССР ЯН ЦЗЕ

21 ноября 1939 г. Секретно

После взаимных приветствий Ян Цзе сказал, что получил инструкцию отсвоегоправительства получить в НКИД информацию по ряду вопросов. Он поставил следующие вопросы:

* См. док. 724.

21 Зак № 183

321


1. Когда начнет работать комиссия по редемаркации границ между МНР и Маньчжоу-Го, и верно ли, что все спорные вопросы между Советским Союзом и Японией будут разрешены в этой комиссии?

Я ответил, что заключено соглашение о составе, функциях и месте работы смешанной комиссии по уточнению границ между МНР и Маньчжоу-Го в районе конфликта*. В состав комиссии входят 2 уполномоченных от СССР и МНР, с одной стороны, и 2 уполномоченных от Японии и Маньчжоу-Го — с другой. Задачей этой комиссии является только уточнение границы между Монгольской Народной Республикой и Маньчжоу-Го в районе недавнего конфликта. При этом я показал ему карту Номонхан-ского района, где происходили бои, и добавил, что комиссия, возможно, уточнит границы в смежном районе, если вопрос будет поднят одной из сторон.

Спорных вопросов между СССР и Японией - десятки, комиссия же займется только единственным вопросом — установлением границы между МНР и Маньчжоу-Го в районе недавнего конфликта.

2. Ян Цзе спросил, верны ли сведения о том, что между Советским Союзом и Японией идут переговоры о заключении торгового договора.

Я ответил, что Советское правительство получило предложение от японского правительства заключить договор о торговле и мореплавании**. СССР в принципе согласен с этим, но переговоры еще не начались.

3. Ян Цзе дальше просил разъяснить причины закрытия советского Генерального консульства в Шанхае. Верно ли, что Советское правительство думает закрыть и другие консульства в Северном Китае?

Основной причиной закрытия консульства в Шанхае, сказал я послу, является то, что при теперешнем положении в Шанхае это консульство почти никакой работы не имеет, поэтому Советское правительство решило свернуть деятельность шанхайского консульства и просило норвежское консульство взять на себя некоторые мелкие функции. Что же касается других консульств в Северном Китае (Тяньцзинь, Бэйпин, Калган***), то они продолжают свою деятельность, которая вследствие японской оккупации крайне сужена.

4. Ян Цзе дальше поинтересовался, как идут переговоры между СССР и Финляндией.

Я ему сказал, что финляндское правительство ведет себя не только неразумно, но явно провокационно. Трудно сказать, что будет дальше, но финляндское правительство занимает опасную для себя и вредную для финского народа позицию.

5. Ян Цзе сообщил, что он получил сведения от своих знакомых из Парижа, Лондона, Берлина о том, что народы этих стран не хотят войны, и при этом спросил, будут ли развертываться военные действия в Европе

Я ответил, что его информация правильна, народы не хотят войны. Англия и Франция говорят, что хотят головы Гитлера, но дело, конечно, не в голове Гитлера, а в колониях. Послу как человеку военному ясно, что сейчас нет войны, нет активных военных действий. Англия и Франция ангажировались и хотят поставить на колени не Гитлера, а германский народ, чтобы Германия не мечтала о колониях. Поэтому война может затянуться на годы, а пока что, как говорят, «на западном фронте без перемен».

* См. док. 794. ** См. док. 564, 729, 782. ** Чжанцзякоу.

322


6. Ян Цзе далее спросил, верны ли сведения японской прессы, что договор о рыболовстве будет продлен*.

Я ответил, что Японией сделано в этом смысле предложение, но переговоры еще не начались.

Ян Цзе высказал предположение, что японцы захотят побольше выторговать.

Я ответил, что одно дело — хотеть, а другое дело — получить.

В заключение Ян Цзе поблагодарил меня за информацию. Я ответил, что всегда охотно буду информировать г-на посла по интересующим его вопросам. Вероятно, г-ну послу известно, сказал я, что недавно тт. Сталин и Молотов сообщили г-ну Чан Кайши в ответ на его запрос об основной линии внешней политики СССР**. Ян Цзе ответил на это утвердительно.

На приеме присутствовал заведующий 1-м Дальневосточным отделом т. Резанов.

С. Лозовский

АВП РФ, ф 06. on. 1, п 11, д. 108. л 38 — 40

799. ТЕЛЕГРАММА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР В КИТАЕ А. С. ПАНЮШКИНА НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. М. МОЛОТОВУ

21 ноября 1939 г. Сое. секретно

Сегодня Чан Кайши прислал ко мне Чжан Чуна за ответом по вопросу об улучшении наших торговых взаимоотношений с Японией. Он опять просил не торговать с Японией272. В ответе я сослался на Ваше заявление, объявленное в сводке ТАСС 19 ноября***. Однако Чан Кайши просит Вашего официального ответа, не удовлетворяясь этим заявлением. Кроме того^ связи с сообщением американской прессы об имевшем место свидании нашего посла в Америке с заместителем министра иностранных дел Чан Кайши спрашивает, не являются ли эти переговоры результатом его просьбы к товарищу Сталину и Вам о координации действий на Дальнем Востоке между Союзом и Америкой****. Мною было отвечено, что никаких данных по этому вопросу не имею. Он просит Вашего ответа также по этому вопросу. Исполнительный юань интересуется ответом о постройке авиазавода в Урумчи*****. Правительственные, военные и средние общественные круги до объявления ТАСС Вашего заявления 19 ноября не считали возможным улучшение торговых взаимоотношений между СССР и Японией. Сегодня Ваше заявление поместили все китайские газеты в Чунцине без комментариев.

Панюшкин АВП РФ, ф. 059, on. 1, п. 311, д. 2143, л 264.

* См. док. 901.

** См. док. 765.

*** См. док. 787.

**** См. док. 774.

***** См. док. 713, 760.

21*


800. ТЕЛЕГРАММА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР ВО ФРАНЦИИ Я. 3. СУРИЦА В НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

21 ноября 1939 г. Сов. секретно

В гораздо более острой, чем когда-либо, степени наши взаимоотношения с Францией сейчас отягощаются соображениями внутренней политики. В кругах Кэ д'Орсе говорят, что Даладье по этим соображениям не может выявить своего «в общем благоприятного отношения к»пешней политике СССР»2'1'. Это «нежелание выявить» принимает форму, очень близкую к бойкоту нашего полпредства. Без разрешения, например, Даладье пи один министр и ни один высший чиновник Кэ д'Орсе не может принять наших приглашений. А такие разрешения даются туго Реакционный курс Даладье, основным стержнем кслорого является борьба с коммунизмом, начинает вызывать уже заметную тревогу не среди одних только левых. Посетивший меня сегодня один из руководителей «Ордр» рассказывал, что по этому поводу наметились >же серьезные трепня в самом кабинете. Критика идет но дв>м линиям: высказываются опасения, что путь полицейских и административных репрессий вносит смущение среди рабочих и демократов и способен гибельно отразиться на дальнейшем ходе войны. Наряду с этим выражают беспокойство, что такая политика все больше откидывает СССР от Франции и увеличивает трещину между ними. Среди людей, так думающих, прорывается и неудовольствие все большей зависимостью, в которую поставила себя в отношении Англии Франция. Последнее экономическое соглашение интерпретируется ими как установление Англией контроля над французским снабжением, над ее экономикой. Критикуются и формы финансового сотрудничества, пронизанные, как выразился Рейно в кругу своих друзей, «жестким эгоизмом». Вопреки газетным реляциям, Рейно очень мало доволен остался результатами своего последнего визита в Лондон. Ему пока не удалось добиться эффективной английской помощи для проведения предстоящего займа. Оппозиция нарастает и в парламентских кругах. Даладье не хочет, чтобы созываемый наконец парламент занимался какими-нибудь другими делами, кроме бюджетных. Спекулирует он, естественно, на военном положении. Оппозиция добивается, чтобы для обсуждения и общеполитических вопросов парламент не заседал, как секретный комитет, при закрытых дверях. Это предложение социалистической фракции поддерживается очень многими.

Все чаще приходится здесь слышать о плане создания дунайско-балканской федерации*. В законченном своем виде он сможет быть осуществлен, конечно, лишь при победном исходе войны. Но какие-то подготовительные шаги на Балканах в этом направлении уже начаты. Разговоры или зондаж на эту тему, по-видимому, ведутся и с Римом. Причем, Италию прельщают гегемонной ролью, которая будет ей отведена в этом секторе Европы.

Суриц

АВП РФ, ф. 059, on 1, п. 302, д 2091, л. 207 — 209.

* См. док. 768, 771, 804.

324



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.