Процесс приобретения и совершенствования знаний человека об окружающем его мире называется познанием. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Процесс приобретения и совершенствования знаний человека об окружающем его мире называется познанием.

2021-06-23 29
Процесс приобретения и совершенствования знаний человека об окружающем его мире называется познанием. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целью познания является постижение истины.

Истина — это знания, которые наиболее полно и точно соответ­ствуют окружающему миру.

 

Познание может быть чувственным, рациональным, самопо­знанием.

Чувственное познание предполагает получение знаний об окружающем мире при помощи органов чувств.

Этапы чувствен­ ного познания:

  • ощущение человеком отдельных свойств или явлений при помощи органов чувств (например, цвета, вкуса, формы);
  • восприятие целостного образа объекта;
  • представление (образ предмета познания).

 

Рациональное познание проявляется в получении знаний об окружающем мире при помощи разума.

Рациональное позна­ние имеет следующие этапы познания:

  • понятие (мысль утверж­дающая, общие и существенные свойства предметов и явлений),
  • суждение (мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении),
  • умозаключение (мысленная связь не­скольких суждений и выделение из них нового заключения).

Самопознание — изучение человеком самого себя, своих физи­ческих, умственных и моральных качеств. В результате самопозна­ния у человека формируется представление о себе и оценка себя.

ТРУД — форма деятельности, направленная на создание обще­ственно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Характерные черты труда: целе­сообразность, нацеленность на достижение запрограммирован­ных результатов, наличие умений, мастерства, знаний, практиче­ская полезность. В результате трудовой деятельности человек пре­образует внешнюю среду обитания. Труд в свою очередь способ­ствует развитию личности человека.

ОБЩЕНИЕ — это вид деятельности, при котором между людьми происходит обмен идеями и эмоциями. В расширенном понима­нии общение включает также обмен материальными предметами.

 

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ.

Человек и его ближайшее окружение

 

Ближайшее социальное окружение человека — это малая группа, состоящая из двух или более человек, объединённых од­ной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Например: семья, школьный класс, спортивная команда, производственная бригада.

Основные признаки малой группы:

  • взаимодействие членов группы друг с другом напрямую, их личное знакомство между собой;
  • общая деятельность, подчинённая одной и той же цели;
  • небольшое количество участников.

 

Малые группы квалифицируют:

  • по совместной деятельности (производственные, семей­ные, учебные, спортивные);
  • по длительности существования (постоянные, временные);
  • по характеру отношений между членами группы (формальные, то есть официальные и неформальные).

 

В малой группе человек всегда имеет статус и выполняет какую-либо роль.

Статус — это положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, привилегии и обязанно­сти. Один и тот же человек может иметь разный статус в разных группах.

Роль — это способ поведения, определяемый статусом чело­века. Наиболее важной является роль лидера. Лидером становит­ся наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулирования в группе.

 

Каждая малая группа имеет свои групповые нормы, то есть со­вокупность правил и требований, играющих важную роль в регу­лировании поведения данной группы, характера взаимодействия и общения.

 

Малая группа может оказывать положительное воздействие на человека:

  • даёт уверенность в себе и положительные эмоции;
  • даёт информацию, позволяющую правильно воспринимать и оценивать себя;
  • помогает человеку отрабатывать его коммуникативные умения (т. е. умения общаться);
  • приучает выполнять существующие социальные нормы.

 

Однако малая группа может оказывать и отрицательное влия­ ние на человека, например, группа может достигать своих целей за счёт ущемления интересов отдельных её членов, то есть проявлять групповой эгоизм.

 

Способы реагирования человека на давление группы могут быть разными:

  • внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения группы;
  • конформизм, то есть внешнее согласие человека при его внутреннем расхождении с мнением группы;
  • коллективизм — сознательное согласие с мнением группы и активное отстаивание её норм и идеалов.

Межличностные отношения.

Межличностные отношения — это взаимосвязи человека с дру­гим человеком, с группой (большой или малой).

Взаимосвязи между двумя и многими людьми могут осущест­вляться в следующих формах:

  • взаимодействие (согласованность действий),
  • взаимопонимание (понимание на основе взаимности),
  • взаимовосприятие (восприятие человеком других людей).

Межличностные отношения возникают и складываются на осно­ве определённых чувств (эмоциональных переживаний).

Такими чувствами могут быть:

  • симпатия — чувство, которое сближает людей, вызывает внутреннее расположение, привлекательность, готовность к совместным действиям;
  • антипатия — чувство, которое разъединяет людей, вызывает внутреннее недовольство, отсутствие желания к сотруд­ничеству.

Межличностные отношения могут быть:

1). Деловые (официальные), связанные с соблюдением каких-либо правил, установленных администрацией или официаль­ным лицом. Например: директор школы — учитель, Председатель Правительства РФ — министры. Однако бывают от­ношения деловые, но не ограниченные формальными правилами, например, отношения учителя и ученика вне урока могут быть равными, доверительными, а не формально определёнными.

2). Личные неофициальные отношения, которые складываются между людьми на основе частных взаимоотношений, вне зависимости от выполняемой работы, и не ограничены формаль­ными правилами.

 

Межличностные отношения имеют следующие формы: отно­шения знакомства, приятельские отношения, отношения товари­щества, дружба, любовь.

 

Знакомство — самая широкая форма межличностных отноше­ний. Отношения знакомства могут быть как деловыми, так и лич­ными. Знакомства принято подразделять на три уровня:

· «знаю в лицо» (самый широкий круг других людей);

· «приветствую» (при взаимном узнавании);

· «приветствую и разговариваю на общие темы».

 

Приятельские отношения возникают с кем-то из группы знако­мых при симпатии людей друг к другу, стремлении к контакту, об­щению.

 

Условием возникновения товарищества является общая цель, результаты общей деятельности, а дружбы — общность интере­сов, внутренняя близость, откровенность, доверие.

Дружба — отношение личностное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие.

Любовь возникает на основе готовности сделать всё возмож­ное для благополучия любимого человека. В её основе лежат такие высокие моральные чувства как самоотверженность, ответственность.

Общение.

 

Общение в широком смысле — это взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми.

Общение в узком смысле — вид деятельности, при котором про­исходит обмен информацией, чувствами, конкретными действиями.

 

Общение включает следующие процессы: обмен информа­цией, её уточнение; обмен действиями, в основе которого лежит стратегия взаимодействия; восприятие и понимание психологиче­ских особенностей партнёра и особенностей его поведения.

 

Общение может иметь познавательный, деловой или личност­ный характер. Оно включено в практическое взаимодействие лю­дей: совместный труд, учение, коллективную игру и др.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.