Общество как форма жизнедеятельности людей — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общество как форма жизнедеятельности людей

2021-06-23 24
Общество как форма жизнедеятельности людей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

Природа — это бесконечная во всех проявлениях среда, окру­жающая человеческое общество, не созданная им, но выступаю­щая обязательным условием его существования.

 

Понятие «природа» употребляется в двух смыслах.

Узкое значение понятия природа:

  • Совокупность естественных условий существования чело­веческого общества, то есть среда обитания человека.
  • Источник ресурсов, необходимых человеку в повседневной жизни и производственной деятельности.

Широкое значение понятия природа: весь мир в многообразии его форм и проявлений.

 

Общество, как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть материального мира, неразрывно связано с природой.

 

Взаимодействие общества и природы проявляется в воздей­ствии природы на общество и в воздействии общества на природу.

 

Природа воздействует на развитие общества как среда обита­ния. Климат, животный и растительный мир, ландшафт — всё это первоначально влияет на жизнь общества. Природа является ис­точником средств жизни человека (пища, вода). Являясь источни­ком средств производства (уголь, нефть), природа стимулирует развитие общества, так как освоение её богатств способствует об­щественному совершенствованию.

 

Типы отношения общества и природы:

  • гармоничные отношения — люди получают от природы необходимые вещественные и энергетические ресурсы, строят ирригаци­онные системы, создают сельскохозяйственные угодья;
  • конфликтные отношения — вырубаются леса, загрязняются естественные водоёмы, уничтожается часть животного и растительного мира, систематически увеличивается площадь пустынь, разрушается озоновый слой, изменяется климат (глобальное потепление).

 

Учёные выделили глобальные проблемы, которые могут приве­сти цивилизацию к гибели:

  • климатические изменения, вызванные деятельностью чело­века;
  • исчезновение многих видов животных и растений;
  • быстрый рост потребления природных ресурсов;
  • рост населения Земли.

Всё это потребовало решительных мер по защите и охране природы. К таким мерам относятся создание безотходных техно­логий, очистных сооружений, охраняемых территорий (заказни­ки, заповедники, национальные парки) и т.д.

 

В настоящее время защита природы является мировой пробле­мой и решается на уровне международных организаций.

 

В 1948 году был учреждён Международный союз охраны при­роды (МСОП), который проводит огромную практическую и про­светительскую деятельность в рамках ЮНЕСКО.

 

Крупной международной организацией является Всемирный фонд дикой природы, который вкладывает средства в проекты, на­правленные на защиту исчезающих видов животных, на расшире­ние заповедников.

 

В 1971 году активистами из Канады и США была создана незави­симая международная общественная организация «Гринпис» («Зе­лёный мир»). Эта организация имеет свои отделения в 25 странах.

 

В России действует Всероссийское общество охраны природы.

Основные особенности подросткового возраста:

1. Анатомо-физическая перестройка организма характеризуется интенсивным физическим и физиологическим развитием. В связи с быстрым развитием организма наблюдаются трудности
в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжения головного мозга, поэтому в этом возрасте характерны перепады сосудистого и мышечного тонусов, которые вызывают быструю смену
физического состояния, а значит и настроения.

2. Поведенческие особенности: первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется по­требность принадлежать к какой-нибудь группе, стремление освободиться от опеки, контроля, покровительства родителей, учителей, наставников.

3. Особенность социальной ситуации развития проявляется в промежуточном положении между детством и взрослостью. Чувство взрослости порождает стремление к самоутверждению, самостоятельности (подросток хочет оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей).

4. Развитие Я-концепции — формирование самооценки, как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающего непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопозна­ния, самовоспитания и в целом на развитие личности.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ.

Малые группы квалифицируют:

  • по совместной деятельности (производственные, семей­ные, учебные, спортивные);
  • по длительности существования (постоянные, временные);
  • по характеру отношений между членами группы (формальные, то есть официальные и неформальные).

 

В малой группе человек всегда имеет статус и выполняет какую-либо роль.

Статус — это положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, привилегии и обязанно­сти. Один и тот же человек может иметь разный статус в разных группах.

Роль — это способ поведения, определяемый статусом чело­века. Наиболее важной является роль лидера. Лидером становит­ся наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулирования в группе.

 

Каждая малая группа имеет свои групповые нормы, то есть со­вокупность правил и требований, играющих важную роль в регу­лировании поведения данной группы, характера взаимодействия и общения.

 

Малая группа может оказывать положительное воздействие на человека:

  • даёт уверенность в себе и положительные эмоции;
  • даёт информацию, позволяющую правильно воспринимать и оценивать себя;
  • помогает человеку отрабатывать его коммуникативные умения (т. е. умения общаться);
  • приучает выполнять существующие социальные нормы.

 

Однако малая группа может оказывать и отрицательное влия­ ние на человека, например, группа может достигать своих целей за счёт ущемления интересов отдельных её членов, то есть проявлять групповой эгоизм.

 

Способы реагирования человека на давление группы могут быть разными:

  • внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения группы;
  • конформизм, то есть внешнее согласие человека при его внутреннем расхождении с мнением группы;
  • коллективизм — сознательное согласие с мнением группы и активное отстаивание её норм и идеалов.

Межличностные отношения.

Межличностные отношения — это взаимосвязи человека с дру­гим человеком, с группой (большой или малой).

Взаимосвязи между двумя и многими людьми могут осущест­вляться в следующих формах:

  • взаимодействие (согласованность действий),
  • взаимопонимание (понимание на основе взаимности),
  • взаимовосприятие (восприятие человеком других людей).

Межличностные отношения возникают и складываются на осно­ве определённых чувств (эмоциональных переживаний).

Такими чувствами могут быть:

  • симпатия — чувство, которое сближает людей, вызывает внутреннее расположение, привлекательность, готовность к совместным действиям;
  • антипатия — чувство, которое разъединяет людей, вызывает внутреннее недовольство, отсутствие желания к сотруд­ничеству.

Межличностные отношения могут быть:

1). Деловые (официальные), связанные с соблюдением каких-либо правил, установленных администрацией или официаль­ным лицом. Например: директор школы — учитель, Председатель Правительства РФ — министры. Однако бывают от­ношения деловые, но не ограниченные формальными правилами, например, отношения учителя и ученика вне урока могут быть равными, доверительными, а не формально определёнными.

2). Личные неофициальные отношения, которые складываются между людьми на основе частных взаимоотношений, вне зависимости от выполняемой работы, и не ограничены формаль­ными правилами.

 

Межличностные отношения имеют следующие формы: отно­шения знакомства, приятельские отношения, отношения товари­щества, дружба, любовь.

 

Знакомство — самая широкая форма межличностных отноше­ний. Отношения знакомства могут быть как деловыми, так и лич­ными. Знакомства принято подразделять на три уровня:

· «знаю в лицо» (самый широкий круг других людей);

· «приветствую» (при взаимном узнавании);

· «приветствую и разговариваю на общие темы».

 

Приятельские отношения возникают с кем-то из группы знако­мых при симпатии людей друг к другу, стремлении к контакту, об­щению.

 

Условием возникновения товарищества является общая цель, результаты общей деятельности, а дружбы — общность интере­сов, внутренняя близость, откровенность, доверие.

Дружба — отношение личностное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие.

Любовь возникает на основе готовности сделать всё возмож­ное для благополучия любимого человека. В её основе лежат такие высокие моральные чувства как самоотверженность, ответственность.

Общение.

 

Общение в широком смысле — это взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми.

Общение в узком смысле — вид деятельности, при котором про­исходит обмен информацией, чувствами, конкретными действиями.

 

Общение включает следующие процессы: обмен информа­цией, её уточнение; обмен действиями, в основе которого лежит стратегия взаимодействия; восприятие и понимание психологиче­ских особенностей партнёра и особенностей его поведения.

 

Общение может иметь познавательный, деловой или личност­ный характер. Оно включено в практическое взаимодействие лю­дей: совместный труд, учение, коллективную игру и др.

 

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

Понятие «общество» употребляется в двух смыслах.

Узкое значение понятия «общество»:

  • этап исторического развития общества (тип социальной системы) — древневосточное общество, буржуазное общество;
  • страна, государство (отдельный социальный организм) — всероссийское общество, американское общество;
  • объединение людей по интересам и целям — спортивное общество, общество книголюбов;
  • группа людей, объединённых происхождением, положени­ем — дворянское общество, крестьянское общество.

Широкое значение понятия «общество»:

  • обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов;
  • всё человечество в прошлом, современности и перспективе.

 

Следует различать три похожих понятия: страна, государство, общество.

Страна — это территория, имеющая определённые границы и пользующаяся суверенитетом.

Государство — политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима власти (монархия, ре­спублика), органы и структуру правления (правительство, пар­ламент).

Общество — социальная организация данной страны, осно­ванная на социальной структуре.

 

Общество является также социальной организацией наций, народов, племени. А это означает, что понятие «общество» приме­нимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объ­единению людей, если оно отвечает следующим признакам:

  • не входит в качестве составной единицы в более крупное общество;
  • обладает собственной системой управления;
  • объединяется общей системой ценностей: обычаев, тради­ций, моральных норм, законов, то есть культурой;
  • пополняется за счёт детей от браков между признанными членами общества;
  • существует дольше средней продолжительности жизни от­дельного индивида.

 

Все существующие и существовавшие общества можно разде­лить на три типа.

Традиционное общество — совокупность обществ, обществен­ных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не имеющих индустрии, то есть промышленности. Определяющая сфера таких обществ — сельское хозяйство. Главные общественные институ­ты— церковь и армия.

Индустриальное общество — это общество, для которого ха­рактерно разделение труда при высокой степени его специали­зации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой инду­стриального общества является промышленность.

Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технического прогресса и роста до­ходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ре­сурсом в таком обществе становятся информация и знания, а глав­ной движущей силой экономики — наука.

 

В обществе возникают самые разнообразные общественные отношения.

Общественные отношения — это многообразные формы взаи­модействия людей, а также связи, возникающие между разными социальными группами или внутри них.

Виды общественных отношений:

  • межличностные отношения (между отдельными людьми);
  • групповые отношения (между социальными группами);
  • классовые отношения (между собственниками средств про­изводства и наёмными работниками);
  • национальные отношения (между разными народами).

 

Движущими силами развития общества являются обществен­ные противоречия, которые дают обществу толчок к движению и развитию, прогрессивная деятельность социальных субъектов, разрешающая эти противоречия. Побудительные силы этой дея­тельности — потребности и интересы.

 

Переход общества из одного состояния в другое (то есть измене­ния в социальной организации общества, его институтах и социаль­ной структуре, изменение установленных социальных образцов по­ведения) называется социальными изменениями.

Формы социальных изменений:

  • Эволюция — постепенные качественные и количественные изменения в обществе.
  • Революция — коренные, качественные, преобразования в обществе, осуществляющиеся скачкообразно.

 

Направление развития общества, для которого характерны пе­реход от низшего к высшему, от простого к сложному, движение вперёд к более совершенному и передовому, изменения к лучшему, называется прогрессом.

Направление развития общества, для которого характерны пе­реход от высшего к низшему, изменения к худшему, утрата спо­собности выполнять те или иные функции, называется регрессом.

 

Сложная динамическая система человеческих связей, дей­ствий, отношений, проявляющихся в экономической, социаль­ной, политической, правовой, научной, религиозной нравствен­ной и других областях, а также их результаты составляют обще­ство как целое образование.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.