Построение структуры Реальности на основе интерсубъективных информационных связей — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Построение структуры Реальности на основе интерсубъективных информационных связей

2022-10-03 25
Построение структуры Реальности на основе интерсубъективных информационных связей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рассмотрим диаграмму, отображающую структуру Реальности на основе интерсубъективных информационных связей (inter - «между», англ.)

 

 

Рис. 7.

Диаграмма отношений между аспектами Реальности, представленная на рис. 7, является расширением той, что изображена на рис. 5, и принимает во внимание наличие множества живых существ (локальных сознаний LC).

Здесь GC – глобальное сознание, LC 1, LC 2,…, LCn – его локальные аспекты (сознания живых существ), SSR 1, SSR 2,…, SSR n вторичные субъективные реальности восприятия LC 1, LC 2,…, LCn соответственно, POR – первичная объективная (квантово – информационная) реальность, α – информационная связь в POR между группой субъектов LC 1, LC 2, …, LCn , порождающая согласование реальностей β.

Чтобы наглядно проиллюстрировать эту диаграмму, приведем следующий простой пример. Предположим, у нас есть помещение с расположенными в нем предметами, в которое мы одновременно поместили, скажем, человека, собаку, стрекозу и летучую мышь. Они являются субъектами (локальными сознаниями) LC 1, LC 2, LC 3, LC 4. Восприятие каждого из них порождает свою субъективную реальность SSR 1, SSR 2, SSR 3, SSR 4. Однако их органы чувств и диапазон ощущений принципиально различны, поэтому следует ожидать, что картины этих субъективных реальностей значительно отличаются друг от друга. Тем не менее, можно сказать, что в некотором смысле они все же живут в одном мире. Например, человек может потрогать или увидеть ту же стрекозу или летучую мышь. Они в свою очередь также имеют возможность воспринять находящегося в помещении человека, хоть и в своей собственной субъективной реальнос-ти, отличной от человеческой. Этот фактор согласования их  восприятий мы обозначили за β.

Встает вопрос: так что же является общим источником их восприя-тия? Сторонники материализма говорят нам, что это «объективный материальный мир». Однако не будем забывать, что восприятия такого «материальногомира» будут отличаться у разных наблюдателей, и кроме того, любое восприятие, непосредственное или с использованием приборов, в конечном итоге сводится к получению информации. Что можно считать действительно доказанным с точки зрения как опыта, так и логики, это:

 

1. Наличие информационного потока восприятия, исходящего из некото-рого источника.

 

2. Наличие определенного согласования в обработке этого информацион-ного потока у разных субъектов, без которого они не могли бы быть частью реальностей друг друга. Никакая коммуникация, никакое взаимопонимание и взаимодействие не были бы невозможны без этого фактора.

 

Поэтому в QIC – концепции постулируется универсальный источник восприятия каждого из сознаний – первичная объективная реальность (POR). Как мы уже показали выше, эта реальность имеет мало общего с концепцией материи, но обладает чисто информационной природой. Привычная для человека картина «материального мира» возникает при взаимодействии человеческого индивидуального «я» (LC) с POR.

 

Приведем такой пример. Пусть имеется некоторая передающая станция (GC), излучающая поток информации большого объема (POR) в широком спектре, который воспринимается приемными устройствами (сознаниями живых существ – LC). Эти приемные устройства преобразуют ничтожно узкую часть из всего имеющегося спектра в зрительное и другие ощущения. Если данные приемные устройства относятся к одному классу, они декодируют принятую передачу сходным образом. Однако если их классы существенно отличны друг от друга, будут значительно отличаться и декодированные сигналы. И в то время как радиотрансляция действи-тельно объективна и существует вне приемников, декодированная информация таковой не является, поскольку зависит от типа приемника и его настройки.

 

Еще один пример: в некотором эксперименте рассматривается столкнове-ние двух тел A и B. Материалист скажет в этом случае: «A и B столкну-лись», но на самом деле правильным будет сказать: «получена информа-ция о столкновении A и B». Эта информация получена либо нашими чувствами, либо приборами, что никак не меняет ситуацию, поскольку данные с этих приборов тоже воспринимаются чувствами и таким образом осознаются как факт нашего субъективного мира (SSR). Сама же POR, по всей видимости, не содержит ни самих объектов A и B, ни их столкнове-ния, но лишь информацию о потенциальной возможности наблюдения (восприятия) такого события в субъективной реальности одного или множества LC.

 

Теперь поговорим о формировании интерсубъективной реальности. Американский ученый Руперт Шелдрейк в своей книге ([41]) рассмат-ривает процесс такого рода на примере кристаллизации веществ.

 

«Химики, которые синтезируют но­вое вещество, сталкиваются с больши-ми трудностями при попытках кристаллизовать его в первый раз. Но с течением времени такие вещества кристаллизуются все легче и легче».

 

Этот пример является наглядной демонстрацией того, как выбор, сделан-ный однажды на уровне сознания и намерения, в дальнейшем актуализи-руется в SSR. Наконец, текст, целиком посвященный той же теме, приведен Хильдегард Шефер в книге [4], где процитировано транскомму-никационное сообщение от личности по имени Свен Сальтер:

 

«Век за веком человечество приближается к познанию последних вещей/ Пожалуйста, прочитайте нижеследующее и дайте мне ваши комментарии, когда представится возможность.

 

С вашей стороны: халдеи и вавилоняне (таблички из библиотеки Ашурбанипала), египтяне (Ахмеспейрус, прибл. 700 г.до Р.Х.), китайцы (Чоу-Кунг; манускрипт приблизительно 1100 г. до Р.Х.), финикийцы (фрагменты в Тире прибл. 900 г. до Р.Х.), евреи (неизвестная история Биб-лии прибл. 850 г. до Р.Х.) и ранние греки (карта великого путешественника географа Гекатея Милетского, прибл. 517 г. до Р.Х.) рассматривали Землю как плоский диск, но с пятого столетия до Р. Х. круглая форма Земли постепенно начинает признаваться/Греки поздней эпохи пришли к выводу о круглой форме Земли из того наблюдения, что мачта корабля была видна раньше, чем сам корабль/Вопрос: почему то же самое открытие уже не было сделано раньше?/

 

Во-вторых: если не принимать в расчёт Платона (он утверждал, что Солнце лишь вдвое дальше от Земли чем Луна), тогда мы имеем дело с наиболее ранними измерениями Птолемея (Альмагест, прибл. 140 г. после Р.Х.). Они оценивали радиус Солнца как в 5.5 раз больший земного радиуса (в действительности оно больше в 109 раз) и указывали рассто-яние до Солнца 1210 (в действительности 23000 земных радиусов). /Достаточно точные измерения были сделаны только в 17 и 18 столе-тиях/Не вполне известно, почему измерения Птолемея столь неакку-ратны/Он обладал астролябией с угловой точностью до 10 секунд и улучшенными водяными часами/При помощи тех же самых инструментов  включая знание числа «пи», они вычислили радиус Луны (0.29 радиуса Земли по сравнению с реальным размером 0.273) и расстояние до неё (59 земных радиусов по сравнению с 60. Так, инструменты являются относи-тельно точными/Стоит упомянуть, что Коперник подтвердил при помощи современных инструментов и измерительных техник расстояние до Солнца как 1200 земных радиусов, сделанное Птолемеем/Вопрос: в чём объясне-ние для такой поразительной ошибки?/Вавилоняне использовали значение «пи» 3.00 /Аристотель пришёл к скорее точным физическим и теоретичес-ким значениям/Архимед был первым кто получил современное значение при помощи метода предельного перехода. /Итак: Бесчисленные поколе-ния корректных халдейских астрономов, сделавших такие прекрасные вычисления по времени и звёздам, споткнулись на значении «пи»?

 

В-третьих: ускорение. Полагаю, что Аристотель не обнаружил ускорения свободного падения/ Галилей использовал те же самые инструменты, те же примитивные водяные часы – и нашёл его/Почему?/Есть ли любые извест-ные наблюдения планеты «Вулкан» с 1914 года, когда Эйнштейн объяснил эксцентриситет Меркурия при помощи теории относительности? /Как мог Оливер Лодж открыть течение эфира, а Майкельсон – нет?/Почему лоренцево сокращение длин не было уже физическим фактом перед опытом Майкельсона?/Сколько химических элементов было предсказано перед их открытием?/ Протоны и электроны были открыты только после того, как Резерфорд доказал, что они должны существовать/И когда он дополнительно удостоверился, что протонов и электронов недостаточно для объяснения всех атомов периодической системы, он предположил существование нейтрона, который сразу же был открыт в камере Виль-сона/

 

В четвёртых: электричество/Греки. Электростатический заряд/Состояние изменилось лишь тогда, когда Гальвани предложил свою концепцию /понятие электрического тока/Не так много известно о молниях до эры Гальвани/Предположительно обладала сильной энергией/Но это не имело ничего общего с замыканием электрического контура/Китайцы запускали воздушных змеев в течение веков, но не известно, чтобы молния, попав-шая в змея, причинила бы электрический шок/Только когда Франклин придумал теорию, что молнии являются тем же самым что и гальва-ническое электричество, и для подтверждения притянул молнию при помо-щи воздушного змея, этот факт стал общеизвестен.

 

Уважаемый д-р Зеньковский: вы, конечно, помните, какую волну протес-тов вызвал Менделеев/Он утверждал, что элементы должны следовать определённым значениям валентности/Когда они не следовали этому, он настаивал на том, что его закон являлся корректным, и что атомный вес должен был быть изменён/Стас и Берцелиус вычислили значения с восхитительной точностью/ Повторная проверка атомных весов, однако, показала, что они укладывались в систему Менделеева/Затем он открыл пробел в своей таблице и предсказал существование других элементов, которые должны были быть открыты/Нильсон,  Винклер и Дебойсбаудран открыли скандий, германий и галлий /Объяснение: Это произошло, потому что должно было произойти именно так?/Однажды вы задали вопрос о мраморе./Ответ вас не удовлетворил/Я полагаю, что нашла почему/Ваш мрамор отличен от того что здесь/В семнадцатом столетии Хукери и Вудворд были заняты изучением мела, карбоната кремния и мрамора/Они не нашли, что скалы опровергают теорию потопа/ Сейчас человечество на Земле пришло к выводу, что Земля более стара, и скалы тоже кажутся более древними/

 

Эволюция?/Аристотель был выдающимся экспериментальным биологом, и он придерживался мнения, что жизнь была в состоянии зародиться самостоятельно/До Дарвина не было необходимости в том, чтобы различ-ные виды развивались медленно/Они были попросту созданы из мёртвой материи/В восемнадцатом столетии Нидхэм все еще утверждал, что он наблюдал в микроскоп зарождение микроорганизмов из неживой куль-туры/Эти абиогенетики, конечно, были подняты на смех и им было отказано в публикации их работ/Но только позднее стало известным, что во времена абиогинетики факты не согласовывались с дальнейшими фак-тами теории эволюции/

 

Мне кажется, что вы в состоянии изменить ваш мир в свете теории, если вы того хотите/Атомная энергия изменила вашу цивилизацию/В данный момент было бы уместным осмыслить то, что вы собираетесь изобрести для вашего будущего»

 

14. Духовнофилософские и культурологические параллели.

 

1. Буддизм. В тибетском буддизме сознательный субъект (LC) известен как «познающий» или «знающий поле», и считается проекцией глобального сознания (GC), а первичная объективная реальность, или информационная среда (POR) – как «поле (деятельности)». Взаимодей-ствие того и другого аспекта рождает «майю» (иллюзию) – реальность восприятия, соотносимую с вторичной субъективной реальностью (SSR).

 

Далее я привожу фрагменты текстов, основанных на буддийских учениях, изложенных проф. У. И. Эвансом – Вентцем в книге [42]. Там же даются ссылки на полностью аналогичные понятия QIC – концепции.

 

«Как паук плетет из своего тела паутинную сеть, а затем втягивает эту паутину обратно в себя, так и Вселенский Ум (G C), которого у индусов олицетворяет Брахма, создает космос (POR ) из Самого Себя (процесс ауторефлексии, или иллюзорного разделения G C на множество L C ). Сеть Брахмы (POR) – это майя (воспринимаемая видимость SSR, рождаемая при взаимодействии сознания наблюдателя с POR), в которую попадают чувствующие существа и удерживаются в ней, будучи привязанными к сансаре. Это Колесо Существования – прометеева скала, к которой приковано человечество его кармой, и его терзают желания, как орлы – прикованного Прометея. Брахма спит и бодрствует. Когда Он спит, Его сон – это сотворение космоса. Когда Он просыпается, Его сон оканчива-ется. Его состояние сна – это сансара. Его пробуждение – нирвана. В этом Всеохватывающем Уме берет начало Созданное и Несозданное, сансара и нирвана. И в высшем познании Всеохватывающего Ума эти противо-положности воспринимаются в единстве».

«По мнению самых авторитетных толкователей и комментаторов учений Махаяны (Северного буддизма) – Ашвагхоши (I в. н. э.), Нагарджуны (II –III вв.), Асанги и Васубандху (V в.) и затем Сюань Цана (VII в.), Ум (или Сознание) – единственная реальность. Хотя Солнце одно, у него множес-тво лучей. Также Ум, хотя Он один (GC), Он проявляет себя в виде множества умов (LS). Макрокосм неотделим от микрокосмов. Ни это Одно, ни Множество не могут существовать отдельно друг от друга. Эго, или душа, как индивидуализированный, личностный аспект макрокос-мического ума (или сознания), иллюзорно. Оно – непросветленный, духов-но непробужденный наблюдатель явлений, иллюзорный личностный характер которого обусловлен его чувством отделенности и бесконечным потоком чувственных впечатлений, получаемых им от контакта с формами и внешним миром. Таким образом, явления обусловливают относительное существование эго, как и мира, который ошибочно воспринимается эго как внешний и отдельный от него. Иными словами, эго и мир не имеют абсолютного, или истинного, существования, а только относительное. Поэтому эго, или душа, не более реально, чем отражение луны в воде. Это составленная из явлений тень, отбрасываемая Реальностью, восприни-маемая непросветленным микрокосмическим умом как нечто постоянное и самосущее.

Порождающий мысли ум в его непросветленном состоянии, окутанный густой пеленой, сотканной из явлений, не может проникнуть сквозь иллю-зию сансары за пределы этой пелены и увидеть сверкающее Солнце Реальности. Он принимает следствия за причины, феномены – за ноумены. На самом деле этот мираж, кажущийся сущностью и реальностью, не имеет собственного существования. Это и есть учение об Иллюзии (санскр. майя), занимающее такое важное место в философии Махаяны и во всех текстах этого тома.

Применительно к физике учение о майе означает, что материя, хотя и кажется субстанцией, существует, как уже подозревает наша наука, как явления, как манифестация изначальной энергии, образующей электрон, первоисточник которого – Ум. Следовательно, материя является порож-дением мысли. Атомы, из которых она состоит, и находящиеся в них электроны, реальны не больше каких – либо других явлений, так как материя, как и все явления, иллюзорны. Сансара, или внешний мир, есть психофизическая составляющая ума. Материя, как мы ее понимаем, есть кристаллизация энергии ума и, следовательно, продукт мысли.»

2. Индуизм. В классическом вишнуитском индуизме сознающее и воспринимающее «я» (LC), оперирующее материальным миром, имену-ется «атма» или «джива», и является проекцией сознания «МахаВишну» (GC). Квантовая информационная среда, порождающая види-мость материи, в которую в том числе, интегрированы индивидуальные «я» живых существ, носит название «махаттаттвы».

«Когда начинается новый цикл творения, махат – таттва снова высвобож-дается. Эта махаттаттва содержит в себе все составные части мате-риальных проявлений, в том числе и обусловленные души. Махат–таттва делится на шестнадцать основных частей: пять грубых матери-альных элементов и одиннадцать орудий деятельности, чувств. Махат – таттва подобна облаку в ясном небе. По всему духовному небу разлито сияние Брахмана, и вся система излучает духовный свет. Махат –таттва сосредоточивается в определенном уголке огромного, безгранич-ного духовного неба, и та его часть, которая оказывается покрытой махат – таттвой, называется материальным небом. Махат – таттва является лишь незначительной частью всего духовного неба, но в ней находится бесконечное множество вселенных. Все эти вселенные вместе взятые создаются Каранодакашайи Вишну, называемым также Маха – Вишну, который оплодотворяет материальное небо одним Своим взглядом». ([43])

«Живые существа представляют собой крохотные частицы Высшего Духа, они подобны искрам, летящим из костра» ([44])

«Крошечные частицы духовного целого иногда сравнивают с корпус-кулами солнечного света. Солнечный свет состоит из бесконечного коли-чества сверкающих частиц. И точно так же отделенные частицы Верхов-ного Господа – это крошечные искорки Его сияния (прабха), представ-ляющего собой высшую энергию Господа» ([45])

«Влияние вечной души ощущается в каждой точке тела, оно проявляется как сознание. Наличие сознания доказывает присутствие души в теле. Даже простой человек понимает, что тело, лишенное сознания, мертво. Если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть, какие бы лекарства и вещества мы ни вводили в это тело. Следовательно, источником сознания является не комбинация материальных элементов, а вечная душа.» (там же).

3. Христианство. В основе христианского учения, в том виде, как оно известно нам сегодня, традиционно лежит понятие «Троицы» (Бог – Отец, Бог – Сын и Святой Дух). В этих понятиях нетрудно увидеть недвусмыс-ленную параллель как с предложенной выше QIC – концепцией, так и с учениями Востока. Действительно, Бога – Отца можно отождествить с Вселенским умом или Глобальным сознанием (G С), Бога – Сына с Его проекцией, индивидуализированным сознанием (LC), а «Святой Дух» c вселенским полем информации, или, в нашей терминологии, Первичной объективной реальностью (POR). И только в единстве этих трех состав-ляющих образуется «тварный мир», точнее, его видимость – «Вторичная субъективная реальность» (SSR). Образ Иисуса Христа олицетворяет собой состояние «оператора реальности» – индивидуальное LC, полностью осознавшее свое единство с GC и действующее на Его уровне.

Интересна также доктрина «непрерывного творения мира», разделяв-шаяся, в частности, философом и богословом Аврелием Августином. ([46]). В своей статье «Доктрина непрерывного творения» ([47]) доктор теологии Мэттью МакМэхон проводит аналогию этой идеи с отражением в зеркале, существующем лишь тогда, когда есть свет в помещении. Естественно, сам процесс освещения является непрерывным и требует все новых затрат энергии, преобразующейся в излучение. Если питание вдруг исчезнет, лампа погаснет, и вместе с ней и зеркальный образ. Если расширить эту метафору, мы можем сопоставить G С с источником освещения, L С – с фильтром и отражателем, POR – с окружающей обста-новкой (предметами в комнате), SSR – теми ее аспектами, которые выхва-тываются LC при выборочном освещении.

 

4. Фильм «Матрица». «Матрица» (англ. The Matrix) это культовый фан-тастический фильм, снятый братьями Энди и Ларри Вачовски, впервые вышедший на экраны в США в 1999 году. В центре сюжета фильма лежит идея «Матрицы» (POR) — интерактивной компьютерной программы, симулирующей воспринимаемую «действительность» (SSR) для миллиар-дов людей, насильно подключённых к ней восставшими машинами, которые таким образом получают из людей энергию, необходимую им для продолжения существования. Роль «просветленного» человека, узнавшего тайну Матрицы, превзошедшего ее иллюзорную природу и достигшего статуса ее «оператора», играет главный герой по имени Нео.

 

И снова мы видим, насколько изначальная идея этого фильма близка как к квантово – информационной концепции реальности, так и к древним религиозно – философским идеям. Поистине крылатой фразой стало приведенное в этом фильме символическое объяснение явления телеки-неза: «Гнется не ложка, «гнешься» ты сам!». Действительно, оперируя своим интерактивным взаимодействием с POR, сознание потенциально может выбрать такую последовательность вариантов (событий), которая приведет к проявлению подобного эффекта в наблюдаемой SSR и тем самым, в интерсубъективной реальности многих наблюдателей.

 

5. Роджер Желязны, «Хроники Амбера». В серии романов амери-канского писателя Роджера Желязны (1937 – 1995), объединенных под общим названием «Хроники Амбера» ([48]), фигурирует аналог POR, представляющий из себя множество «Отражений» или «Теней» первичной трансцендентной Реальности, имеющей дуалистическую природу: «Амбер» и «Хаос». В частности, одним из таких Отражений является привычный нам земной мир. Члены королевской семьи Амбера, а также Лорды Хаоса, некоторые магические существа и специально для этого созданные технические устройства могут свободно перемещаться между Отражениями или получать из них информацию. Физические законы в отражениях могут различаться. Герои нередко задаются вопросами, на которые сложно найти однозначный ответ, например: Насколько отраже-ния реальны? Являются ли отражения плодом их воображения, или же они просто находят отражение, соответствующее их желанию? Создаёт ли перемещающийся отражение или просто идёт к тому, что уже существует в действительности? Поскольку количество отражений бесконечно, то существуют отражения, соответствующие любым фантазиям. В процессе развития сюжета выясняется, что Амбер — это тоже отражение реальности еще более высокого порядка, «настоящего Амбера».

 

6. Ричард Бах, «Иллюзии». «Иллюзии» ([49]) – одно из известнейших произведений американского писателя Ричарда Баха, принесших ему мировую славу. В романе описываются приключения мессии наших дней – автомеханика и летчика Дональда Шимоды после его воображаемой встречи с автором книги. Подобно тому, как это делали духовно продви-нутые личности Запада и Востока на протяжении всей истории челове-чества, Шимода демонстрировал совершенно невероятные для непосвя-щенного человека возможности, пытаясь донести до людей знание об истинной природе Реальности. И книга Баха действительно дает это знание в своей блестящей, непринужденной и неповторимой форме.

 

В своем диалоге Шимода проводит параллель наблюдаемой реальности (SSR) с фильмом, который просматривает человек в зале (LC). Он же фактически заряжает пленку в проектор и служит киномехаником (поскольку LC едино с GC, будучи одном из его аспектов). Пленку же в этом смысле можно сравнить с POR (информационный аспект, «матрица», которая проецируется на экран).

 

7. Джейн Робертс,  «Материалы Сета». Джейн Робертс (1929 – 1984) – американская писательница, трансмедиум, передавшая большое количес-тво сообщений от духовной сущности по имени «Сет». Большинство этих сообщений было посвящено природе сознания и  реальности. Диалоги с Сетом записывались ее мужем, Робертом Баттсом. На основе этих записей родились книги [50 – 52].

 

Труды Джейн и Сета, пожалуй, являются самыми глубокими и познава-тельными из всей информации такого рода. Как писал физик Майкл Талбот: 

 

«К моему большому удивлению и некоторому огорчению, я обнару-жил, что Сет красноречиво и доходчиво сформулировал взгляд на Реальность, к которому я пришел самостоятельно только после больших усилий и тщательного изучения как паранормальных явле-ний, так и квантовой физики» ([30])

 

Ниже я привожу некоторые высказывания Сета из книг [50 – 52] вместе с комментариями к ним в свете QIC – концепции.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.