Инклюзивность, посвящённость и согласие — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Инклюзивность, посвящённость и согласие

2022-10-03 19
Инклюзивность, посвящённость и согласие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сообщество является и должно быть инклюзивным – открытым для включения.

 

Большой враг сообщества – это исключительность. Группы которые исключают других, потому что те бедны, или скептичны, или разведены, или грешны, или другой расы и национальности, не могут называться сообществами; это группировки – в действительности создающие защитные бастионы против сообщества.

 

Инклюзивность не должна становиться догмой. Долговременные сообщества в любом случае должны определять степень, в которой они собираются быть инклюзивны. Даже кратковременные сообщества иногда вынуждены принимать это сложное решение. Но для большинства групп легче исключать, чем включать. Подлинные же сообщества, если они хотят оставаться таковыми, всегда стремятся к собственному расширению. Необходимость доказывать, почему этот человек подходит, свойственна принципу исключительности. Сообщества не спрашивают «Чем мы оправдаем включение этого человека?» Вместо этого спрашивают «Оправданно ли недопущение этого человека к нам?» По отношению к другим группировкам подобного размера и направленности сообщества всегда относительно открыты для включения.

 

В моём первом опыте сообщества в школе FriendsSeminary, границы между классами, между учениками и учителями, между молодыми и старыми, были «мягкими». Там не было изгнанных, не было отверженных. Любой мог приходить на любые вечеринки. Там не было принуждения к правилам. Инклюзивность любого сообщества распространяется на все его параметры. В сообществе есть «всеобщность». Это не просто вопрос включения различных полов, рас и вероисповеданий. Оно также открыто ко всему спектру человеческих эмоций. Слёзы так же приветствуются, как и смех, страх так же, как и вера. И разные стили: «ястребы» и «голуби», говоруны и молчуны. Все человеческие различия включены. Вся «мягкая» индивидуальность поддерживается. Любые особенности человека принимаются, если они не агрессивны.

 

Как же это возможно? Как могут быть такие различия совмещены, как столь разные люди могут быть вместе? Посвящённость – желание быть вместе – это ключевой момент. Рано или поздно в какой-то точке пути (и лучше раньше), участники группы каким-то образом должны посвятить себя друг другу, если они хотят стать или остаться сообществом. Исключительность, большой враг сообщества, возникает в двух формах: исключение других и исключение себя. Если вы тихонечко решили, «Понятно, эта группа просто не для меня – они слишком то или они слишком это – и я просто собираюсь тихо собрать свои жемчужины и уйти», то это будет так же деструктивно для сообщества, как если бы это была свадьба, на которой вы решили: «Ладно, начну с этим партнёром, а потом поищу варианты получше». Сообщество, как и супружество, требует, чтобы мы держались вместе даже когда появляются сложности. Оно требует определённого уровня приверженности. Наш индивидуализм нужно сбалансировать посвящённостью.

 

Если мы действительно держимся вместе, то обычно через некоторое время обнаруживаем, что «неровное поле стало гладким». Один мой друг верно определил сообщество, как «группу, научившуюся превосходить индивидуальные разногласия». Но такое обучение требует времени, а это время может быть обеспечено только посвящённостью друг другу. «Превзойти» не значит «стереть» или «уничтожить». Это буквально означает «взойти выше». Достижение сообщества можно сравнить с восхождением на горную вершину.

 

Возможно, самый важный ключ к этому превосхождению – это признание различий. В сообществе вместо игнорирования, отрицания, скрывания или изменения, человеческие различия приветствуются, как дары. Я упоминал, как признал «дар потока» своей жены Лили, а она признала мой «дар организации». Супружество можно считать маленьким долговременным сообществом из двоих людей. Но даже в кратковременных сообществах из 50-60 людей, продолжительность и глубина которых практически противоположны, я обнаруживал ту же самую динамику. Трансформация наших отношений с женой, позволившая нам превзойти различия, потребовала двадцати лет. Но подобное превосхождение может случиться и в группе на восьмичасовом семинаре по созданию сообществ. И в каждом случае превосхождение связано с чувством любви.

 

Мы настолько незнакомы с подлинным сообществом, что у нас никогда не было адекватного словаря для процесса превосхождения. Когда мы размышляем о том, как индивидуальные различия могут быть совмещены, возможно, первый механизм, к которому мы обращаемся (вероятно потому, что это самое инфантильное), — это поиск одного сильного лидера. Мы инстинктивно полагаем, что разногласия, как в случае ссор между братьями и сёстрами, могут быть разрешены мамой или папой – милосердным диктатором, по крайней мере, мы на это надеемся. Но сообщество, поощряющее индивидуальности, не может быть тоталитарным. Так мы переходим к некому менее примитивному способу разрешения индивидуальных разногласий, чем тот, что мы зовём демократией. Мы голосуем, и большинство определяет, какие из разных мнений побеждают. Большинство управляет. Но такой процесс исключает желания меньшинства. Как нам превзойти разногласия таким образом, чтобы было учтено меньшинство? Похоже на головоломку. Как и где необходимо идти за пределы демократии?

 

В подлинном сообществе, членом которого я был, более тысячи решений были приняты группой, и я никогда не видел голосования. Я не имею в виду, что мы должны отменить демократические механизмы, или, тем более, что мы должны упразднить организации. Но я действительно полагаю, что сообщество, превосходя индивидуальные разногласия, естественным образом выходит за пределы демократии. В нашем словаре превосхождения для этого пока есть единственное слово – согласие (консенсус). Решения в подлинном сообществе достигаются через общее согласие.

 

Как на нашей планете может группа, в которой индивидуальность поощряется и индивидуальные различия процветают, естественно прийти к согласию? Даже если мы создадим более богатый язык для действий в сообществе, я сомневаюсь, что мы сможем когда-либо создать формулу для процесса создания общего согласия. Этот процесс сам по себе является приключением. И опять здесь появляется что-то почти магическое, мистическое. Но это работает. Рассказывая о других гранях сообщества, мы дадим подсказки, как это происходит.

 

РЕАЛИСТИЧНОСТЬ

Второй существенной характеристикой сообщества является то, что оно реалистично. В супружеском сообществе, например, обсуждая воспитание ребёнка, двое скорее выработают сбалансированный подход, чем когда это делает один человек. Если муж и жена имеют две различные точки зрения, то они балансируют друг друга, создавая большую реалистичность. В сообществах большего размера процесс всё так же эффективен. Сообщество из шестидесяти человек обычно формирует около дюжины разных точек зрения. Их совместное блюдо, приготовленное из множества ингредиентов, как правило, более творческое, чем если бы его готовили только из двух ингредиентов.

 

Мы приучены думать о групповом поведении, как примитивном. Действительно, я и сам написал книгу о том, как легко группы могут превращаться в чистое зло. Термин «психология толпы» вполне верно это выражает. Но группы любого типа редко бывают настоящими сообществами. Более того, необходим квантовый скачок для перехода от обычной группы к сообществу; это совершенно разные феномены. В настоящем сообществе, по его сути, есть иммунитет от психологии толпы, потому что оно поощряет индивидуальность и интегрирует разнообразие точек зрения. Неоднократно я видел, как сообщество начинало принимать определённое решение или устанавливать новое правило, а один из участников неожиданно заявлял: «Подождите, я не думаю, что смогу это поддержать». Психология толпы не позволяет возникнуть среде, в которой люди могут свободно выражать своё мнение и противостоять общим тенденциям. В сообществе же создаётся именно такая среда.

 

Поскольку сообщество включает участников с разными точками зрения и свободой их выражать, то оно начинает видеть ситуацию целиком намного лучше, чем это могут сделать отдельные люди, пары или обычные группы. Включая в себя свет и тьму, священное и профанное, радость и печаль, действия сообщества становятся всесторонними и интегральными. Вряд ли что-то может быть упущено. С такой разнообразной системой взглядов оно становится все более реалистичным. Поэтому реалистичные решения с намного большей вероятностью приниматься в сообществах, чем в каких-либо других формах человеческих объединений.

 

Заслуживает упоминания ещё один важный аспект реалистичности сообществ – это скромность. В то время как грубый индивидуализм предрасполагает человека к высокомерию, «мягкий» индивидуализм сообщества ведёт его к скромности. Начиная признавать дары друг друга, вы также начинаете сознавать собственные ограничения. Наблюдая других, проявляющих свою уязвимость, вы становитесь способны признавать своё несовершенство. В полной мере осознавая разнообразие людей, вы начинаете понимать взаимозависимость человечества. Когда группа людей делает это — по мере того, как формируется их сообщество — они становятся всё более скромными, не только персонально, но и как группа в целом, а стало быть становятся более реалистичными. Какая группа скорее вынесет мудрое реалистичное решение: высокомерная или скромная?

 

САМОСОЗНАНИЕ

 

Реалистичность сообщества обеспечивается тем, что оно созерцательно. Оно само исследует себя. Оно себя сознаёт. «Познай себя» приводит к скромности. Как сказано в монашеском трактате четырнадцатого века «Облако неведения»: «Смиренность сама по себе есть не что иное, как знание человеческой сущности, как она есть. Любой человек, который наблюдает и познаёт себя, неизбежно становится смиренным».

 

Слово «созерцательность» имеет множество значений. Большинство из них связано с осознанием. Ключевая цель созерцания состоит в расширении осознания окружающего мира, внутреннего мира и отношений между ними. Человек, довольствующийся ограниченным осознанием себя самого, вряд ли может называться созерцательным. Также вызывает вопросы, можно ли его считать психологически зрелым и эмоционально здоровым. Самоисследование – это ключ к прозрениям, несущим мудрость. Платон сформулировал это прямо: «Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить».

 

Процесс создания сообществ требует самоисследования с самого начала. По мере того, как участники становятся осознаннее в отношении себя, они также становятся всё более осознанны в отношении группы. «Как у нас всё идёт?» — начинают они спрашивать всё чаще. «По-прежнему ли мы идём к цели? Здоровая ли мы группа? Не утратили ли мы свой дух?»

 

Дух сообщества, будучи обретённым, не становится навечно принадлежащим группе. Его нельзя поймать и закупорить в бутылку. Он может теряться. Периоды глубокой близости в группе могут смениться новыми раздорами. Но группа, себя сознающая, может быстро это заметить, найти источник проблемы и восстановить дух сообщества.

 

Ни одно сообщество не может обладать всегда идеальным здоровьем. Однако в подлинном сообществе, обладающем созерцательным телом, болезнь распознаётся, и нужные действия для исцеления предпринимаются. Чем дольше здоровые сообщества существуют, тем эффективнее они становятся в своём восстановлении. Наоборот, группы, которые не развили самосознание, либо быстро распадаются при первой же серьёзной проблеме, либо не становятся сообществом вовсе.

 

БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО

Не было случайным то, что я заново научился «забытому искусству плакать» в 36 лет, когда находился среди настоящего сообщества. Мой предыдущий опыт жёсткого индивидуализма был настолько эффективен, что и сейчас я могу плакать при людях, только если нахожусь в безопасном месте. Одна из радующих меня возможностей, когда бы я ни оказывался в сообществе, — это «дар слёз», который возвращается ко мне. Я не одинок в этом. Когда группа достигает в своём развитии уровня сообщества, то очень часто участники характеризуют её так: «Здесь я чувствую себя в безопасности».

 

Это очень редкое чувство. Почти все мы провели большую часть своей жизни, если не всю, в неполном чувстве безопасности. Редко, а может и никогда, мы чувствовали полную свободу в том, чтобы быть собой. Редко, а может и никогда, в какой-либо группе мы чувствовали себя полностью принятыми и принимающими. Как следствие, практически каждый входит в новую группу, готовый к защите. Эта защита уходит корнями очень глубоко. Даже если сознательно мы пытаемся позволить себе открытость и уязвимость, наше подсознание всегда находит способы поддерживать защитные барьеры. Более того, изначальное проявление своей уязвимости с большой вероятностью другими будет встречено страхом, враждебностью, простыми попытками излечить или изменить, так что даже самые смелые предпочтут уйти под защиту своих стен.

 

Сообщество никогда не возникает мгновенно в обычных обстоятельствах. Требуется много работы, чтобы группа незнакомых людей обрела чувство безопасности, свойственное настоящему сообществу. Когда же они этого достигают, то это сначала похоже на открытие шлюзов. Поскольку становится безопасно говорить от сердца, поскольку большинство участников группы понимают, что их выслушают и примут, многие годы подавленной разочарованности, боли, вины, горя начинают выплёскиваться наружу. Проявление уязвимости в сообществе создаёт эффект снежной лавины. После того, как участники позволили себе проявить уязвимость и были с ней приняты, они становятся всё более уязвимы. Стены начинают рушиться. По мере того, как они рушатся, как растёт любовь и принятие, как приумножается взаимная близость, начинается подлинное исцеление и преображение. Старые раны излечены, старые обиды забыты, старые сопротивления преодолены. Место страха заняла надежда.

 

Таким образом, следующая существенная характеристика сообщества – оно исцеляет и преобразует. Я умышленно не стал упоминать эти слова в названии характеристики, чтобы они не были неверно истолкованы. На самом деле большинство попыток людей исцелять и менять других мешает развитию сообщества. В человеческих существах заложено естественное стремление к здоровью и целостности. Однако, чаще всего, это стремление сковано страхом, нейтрализовано защитами и сопротивлениями. Но если поместить человека в действительно безопасное место, где эти защиты и сопротивления больше не нужны, то устремлённость к здоровой жизни высвобождается. Когда мы чувствуем себя безопасно, естественной тенденцией становится исцелять и преображать самих себя.

 

Опытные психотерапевты обычно приходят к этому пониманию. Неофиты видят своей задачей исцелить пациента и часто верят, что могут в этом преуспеть. Однако с опытом они понимают, что у них нет силы исцелять. Но также они понимают, что в их власти выслушать пациента, признать его или её, создать «терапевтические отношения». И тогда они фокусируются не столько на исцелении, сколько на развитии отношений, как безопасного места, в котором пациент может исцелять себя сам.

 

Парадоксально, но группа людей становится целительной и преображающей только после того, как её участники прекратят пытаться исцелять и преображать друг друга. Сообщество становится безопасным местом именно потому, что никто не пытается тебя исцелить, исправить, изменить. Вместо этого участники тебя принимают таким, какой ты есть. Ты получаешь свободу быть собой. Будучи свободным, ты получаешь свободу отбросить защиты, маски, прикрытия; свободу находить своё собственное психологическое и духовное здоровье; свободу реализовать себя в целостности и гармонии.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.