Гефсиманский скит с пустыней Параклита — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Гефсиманский скит с пустыней Параклита

2022-10-03 24
Гефсиманский скит с пустыней Параклита 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гефсиманский скит, обыкновенно называемый просто Скитом, без прибавления Гефсиманский7, находится в двух с половиной верстах от лавры к востоку, в местности, которая называется Корбухой, и за прудом, который от местности называется Корбушным.

По мысли наместника лавры архимандрита Антония и с одобрения митрополита Филарета скит начал быть устрояем в качестве общежитного отделения лавры в 1843 году8, а устрояется в том смысле, что расстраивается и перестраивается, можно сказать, и до настоящего времени (и, благодаря усердию и щедрости московских монастырелюбцев и монастырелюбиц, в настоящее время уже вовсе не представляетиз себя той малой обители под сению обители великой, о которой думал митрополит Филарет).

Скит состоит из трех отделений: 1) собственно скита, 2) пещер и 3) Боголюбивой киновии.

В самом скиту, который составляет переднее, или первое, с приезда от лавры отделение тройного монастыря и в который женщины пускаются только один раз в году, находятся три церкви:

1. Деревянная, перенесенная из села Подсосенья <См. снимок> (находящегося в семи верстах от лавры (см. ниже, стрр. 351–352) и на карте на стр. 342 <См. снимок>, в котором была построена в 1671 году)9 двухэтажная, с престолом в честь Успения Божией Матери (собственно, в воспоминание вознесения Божией Матери на небо) в верхнем этаже и с престолом в память Гефсиманского моления Спасителя в нижнем этаже. <См. снимок> Иконостас в верхнем храме кипарисный <См. снимок>, а стены его обложены дщицами из кедра, певга (peuke, – «сосны») и кипариса. Есть в храме древние иконы и изображения и большое собрание частиц мощей. Иконостас в нижнем храме из дубового дерева с резьбою из черного дерева, а царские двери устроены в виде креста (верхний храм освящен митрополитом Филаретом 28 сентября 1844 года, а нижний храм освящен им же 8 июля 1846 года).

2. Трапезная церковь, двухэтажная, с престолом во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с престолом Филарета Милостивого в нижнем этаже (освященным 27 сентября 1860 года). В церкви находятся: 1) ковчег с частицей ризы Господней и с мощами святых; 2) крест с частию древа животворящего креста Господня; 3) схима, в которой погребен был преподобный Сергий; 4) схима святителя Воронежского Митрофана и 5) схима патриарха Никона (подобие схимы? См. письмо митр. Филарета к наместнику Антонию № 898). <См. снимок> В церкви совершается непрерывное чтение псалтири о здравии живущих и за упокой умерших.

3. Кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года (т. е. в один день с верхнею трапезною церковию).

Близ кладбищенской церкви стоит в часовне, или под балдахином, большой деревянный крест, перенесенный в скит из Крестовской часовни, о чем мы упоминали выше (стр. 325).

Колокольня над входными воротами в скит построена в 1871 году.

Пещеры находятся на север от скита, за оврагом от него и за заливом пруда. Ископаны они при самом основании скита или вскоре после его основания, как можно думать, с тою целию, чтобы дать жителям Москвы возможность составлять себе некоторое понятие о знаменитых Киевских пещерах (и хотя они никем никогда не были обитаемы, а именно представляют собою только как бы модель настоящих, обитаемых подвижниками пещер, они главным образом создали славу скиту, так сказать, рекламировали его и начали привлекать в него богомольцев). Двухэтажная церковь здесь устроена таким образом, что нижний этаж ее – в земле, в пещерах, а верхний – над пещерами. Нынешняя пещерно-надпещерная церковь, только что построенная и представляющая по своей архитектуре Московскую церковь ХVII века, есть очень хорошая церковь. Три престола верхней церкви посвящены: середний – Черниговской иконе Божией Матери, боковые – Борису и Глебу и пророку Илии. Два престола нижней церкви посвящены: главный – архангелу Михаилу, придельный – царю Константину и матери его Елене. В нижней церкви находится чудотворная икона Божией Матери – Черниговская-Ильинская. Икона пожертвована в скит одной женщиной в 1852 году; первое чудо совершилось от нее 1 сентября 1869 года.

Колокольня при пещерах построена на иждивение купца Цурикова в 1874 году.

Боголюбивая киновия находится на запад от пещер, на берегу пруда. Она устроена для погребения лаврской братии. В ней двухэтажная церковь, построенная на иждивение купчихи Логиновой, с престолом во имя святых жен Матроны и Капитолины в нижнем этаже (освященным 27 сентября 1859 года) и с престолом в честь Боголюбской (иконы) Божией Матери в верхнем этаже (освященным 18 июля 1861 года). В нижней церкви погребен схимонах Филипп (в манатейном монашестве называвшийся Филаретом, в миру также Филиппом, а обыкновенно – Филипушком и Филипушкой), устроивший киновию и весьма много содействовавший устроению всего скита10.

Главный праздник в скиту – 17 августа, в которое воспоминается вознесение Божией Матери на небо, так как сему воспоминанию посвящен верхний престол в деревянной церкви скита. Накануне праздника после обеда и в самый праздник пускаются в скит женщины (т. е. именно в переднее отделение его, или скит в теснейшем смысле, а в два других отделения – пещеры и Боголюбивую киновию – доступ для женщин свободен всегда, или не закрыт никогда).

Пустыня Параклита, назначенная для любителей совершенного безмолвия из скитской братии и находящаяся в пяти верстах от скита к востоку, устроена в 1861 году. Церковь в пустыне, построенная на иждивение московского купца Королева, двухэтажная, с престолом в честь Сошествия Святаго Духа в верхнем этаже и с престолом в память обретения главы Иоанна Предтечи в нижнем этаже.

В Вифанию ездят между прудами; в скит ездят через плотину, разделяющую два пруда. Местность по обе стороны середнего пруда, который на левой руке от дороги в Вифанию и на правой руке от дороги в скит и который в недавнее время отделен от верхнего, или скитского, пруда (когда строен был скит и когда нужно было сделать через пруд мост в него, причем мост сделан на плотине, проведенной через пруд и разделившей его на две части, или отделившей от него нижнюю часть в особый пруд), называется Корбухой (от речки Корбушки, которая течет под водой прудов мимо скита и у Вифании впадает в Кончуру) и представляет собою местность историческую. Вот что читаем о ней в Кратком описании лавры: «на восток по Александровской дороге от лавры близ двух верст с половиною, есть загородный дом с садом и березовою немалою рощею; при них два больших пруда. Все сие место, которое называется Корбуха, с южной и западной сторон до верхняго пруда (разумеется та часть верхняго пруда, которая составляет теперь особый середний пруд), и с восточной обнесено каменною оградою, слишком на 650 саженях по нынешней 1808-й год, вышиною в 3 аршина с половиною, тщанием преосвященнаго митрополита Платона. Место сие прежде было незнатно: ибо на нем были, на ближней к лавре стороне, деревянной двор с чердаком и скотской двор; но с 1742-го года со времени настоятельства архимандрита Кирилла, ближняя к лавре сторона начата приводима быть в порядок; на ней построен дом большой деревянной со службами, а по обе стороны того дома разведены регулярные сады и цветники и в пристойных местах сделаны беседки и все место обнесено полисадником; но бывший в лавре настоятелем архимандрит Гедеон в 1759-м году приказал сделать за прудом на дальней стороне Корбухи (понеже то место гораздо возвышеннее) деревянной дом на каменном фундаменте на 20 саженях, которой и построен был в 1760-м году, а со всею внутреннею уборкою к окончанию приведен так, как он ныне есть, в 1762-м году уже при архимандрите Лаврентии. А преосвященный митрополит Платон оное место украсил долгими просеками в рощах, поставив на концах оных беседки и пирамиды. Сие место во время высочайших в лавре присутствий блаженныя и вечной памяти достойныя государыни императрицы Елизаветы Петровны и государыни императрицы Екатерины Алексеевны всегда посещаемо было их императорскими величествами». Митрополит Филарет в одном из своих слов, говоренных в скиту, обращаясь к воспоминанию о прошлом той местности, на которой поставлен скит, рассказывает: «Здесь был дом изящнаго зодчества, который устроением своим показывал, что он назначен был не для постояннаго жительства, а только для летних увеселительных посещений; здесь был сад, в котором растительная природа слишком много страдала от искусства, ухищрявшагося дать ей образы ей несвойственные... урочище сие было украшено для царских посещений». В начале ХIХ, должно быть, столетия, как сообщает тот же митрополит Филарет, Корбушный дом, находившийся по ту сторону пруда, отдан был под дачу наставникам и ученикам лаврской семинарии, ибо говорит: «Здешний царский дом и сад делаются (потом) местом скромнаго отдохновения наставников и учеников духовнаго училища, которое лавра основала в своих стенах, на своем иждивении, в дни своего изобилия». Когда не стало дома на этой стороне пруда – не имеем сведений, а дом, который находился на той стороне пруда, употреблен на какие-то другие постройки в 1822 году, причем митрополит Филарет в своем письме к наместнику Афанасию от 22 августа 1822 года дает знать, что тогда на Корбухе был один только кирпич от фундаментов зданий и от стены развалившейся (знаменитая архимандричья и, вероятно, вообще властиная летняя, как это говорит митрополит Платон в своей автобиографии, Корбушская баня оставалась целою до зимы 1821 года, ибо от 17 ноября сего года Филарет пишет Афанасию: «Корбушскую баню сломать надобно»). Некоторый остаток каменной стены, которою обнесена была Корбуха по ту сторону нынешнего середнего пруда, уцелел до настоящего времени – это у Александровской, или Вифанской, дороги при выезде на нее из скита. [«Прешпект загородному двору Коробаха» из альбома 1745 г. см. в конце книги на фототипической таблице № XIV.]

ПРИБАВЛЕНИЕ

Московские и Петербургское подворья лавры и бывший приписной к ней Московский Богоявленский монастырь. Селения кругом лавры, до 1764 года находившиеся в ее вотчинном владении, или принадлежавшие к ее вотчинам

До отобрания вотчин у монастырей лавра имела огромное количество подворий и дворовых мест, превосходившее цифру сто семьдесят, которые находились в сорока пяти городах Российской империи и из которых целые шестнадцать были в Москве (грамота императрицы Елизаветы Петровны 1752 года). В настоящее время лавра имеет два подворья в Москве и одно подворье в Петербурге.

Московские подворья суть Сухаревское, что на Самотеке, в Троицком переулке, и Ильинское, так называемое Стряпческое, на Ильинской улице.

О Сухаревском подворье в 1-м, 1782 года издании Краткого описания читается: «в Москве в третьей дистанции за Сухаревою башнею есть дом каменной, принадлежащий лавре с разным дворовым строением и огородным местом. Владение сего места, которое дано было еще от великих князей, простиралось до самаго нынешняго Землянаго города, и по другую сторону реки Неглинны на 174 саженях. На сем месте поселены были Троицкаго монастыря разные люди, от которых и называлась Троицкая Неглиненская слободка; но после Московскаго от Поляков разорения разными обывателями она застроена и Троицкая Неглиненская слобода взята по государеву указу на государя, и остались за лаврою семь десятин и 25 квадратных сажен. На оном месте в разныя времена были деревянныя строения, которыя когда нужда требовала, были возобновляемы, а прочая часть земли была разными овощами засеваема. В 1743 году посреди двора бывшее хоромное строение сгорело, и для того после преосвященным Арсением, архимандритом лаврским, с приезду на правой стороне построен был дом низкой деревянной, который пребывал до 1777 году и в том 1777 году, по причине ветхости разобран. В 1759 и 760 году на том дворе построен дом каменной в черне о двух етажах лаврским иждивением, которой остался не отделанным до 1766 года; а в том 1766 и 767 годах по имянному ея императорскаго величества указу и от коллегии экономии выданною суммою приведен в состояние, в каком он ныне находится (причем митрополитом Платоном была устроена в нем домовая церковь во имя апостолов Петра и Павла); а при оном доме разводится регулярной сад». В издании Краткого описания 1796 года говорится о саде, что он уже разведен. В 1812 году, в бытность в Москве французов, дом сгорел и после того возобновлен был отчасти на сумму, выданную правительством, отчасти на собственные средства лавры, причем домовая церковь в нем посвящена была имени преподобного Сергия. С 1815 года подворье составляет резиденцию, или местопребывание, митрополитов Московских, так как составлявший их резиденцию дом у их кафедрального Чудова монастыря (построенный митрополитом Платоном в 1776–1777 г.) взят был под дворец (ныне Малый Николаевский дворец). В 1875 году устроен в домовой церкви придел в честь Иверской иконы Божией Матери. При митрополите Макарии дом значительно расширен и заново отстроен.

Об Ильинском Стряпческом подворье в том же 1-м издании Краткого описания читается: «в Москве же в Китай городе в Зарядье на Ильинской улице против Гостиннаго двора дом каменной о двух етажах, называемой Стряпческой. На сем месте, где ныне стоит дом, были дворы разных людей, которые находясь при смерти отдавали их со всем строением, какое только было тогда, в Троицкой монастырь для поминовения душ своих родителей. Владение оных мест за лаврою частию утверждаемо было данными от царей грамотами. И как двор, имеющийся в том числе гостя Ивана Михайловича сына Антонова (должно думать, потомка одного из «великих и славных» купцов Московских, Симеона Антонова, который родился по проречению преподобного Сергия, в житии Сергия Епифаниевом по редакции Пахомиевой чудо о Симеоне Антонове) подлежал яко двор гостинной государевым тяглам и пошлинам, то грамотою царя Иоанна Васильевича, последовавшею в 1540 году, освобожден он был от всех тягл и пошлин, каким подвергались тогда гостинные дворы; что и последовавшие все государи данными своими грамотами подтверждали. Когда ж и каким иждивением построен каменной дом, записок не отъискано. До состояния штатов обывали в нем лаврские стряпчие, имевшие хождение за лаврскими делами по коллегиям и другим приказам: почему он и называется Стряпческой дом». В издании Краткого описания 1796 года говорится, что «ныне на том месте, по разобрании стараго (1782-го года) дома, построен новый большой каменной дом». Подвергался ли этот дом каким злоключениям в 1812 году, относительно сего издания Краткого описания, вышедшие после 1812-го года, ничего не говорят. Нынешний дом на место этого второго дома построен заново в семидесятых годах прошлого, XIX века. Не служа теперь никаким подворьем для монастыря, дом представляет теперь единственно доходную для него статью: нижний этаж дома отдается под магазины, верхние этажи – под торговые помещения и гостинницу.

Место под Петербургское Фонтанное, чтo у Аничкова моста, подворье, которое служит местопребыванием митрополитов Московских, когда они живут в Петербурге для присутствия в св. Синоде, дано Петром Великим в 1714 году. Потом, в 1734 году, куплен был находящийся рядом двор помещика С. А. Головина (почему двор этот, пока не составил одного целого с двором на казенной земле, и назывался Головинским двором). На казенной земле в продолжение 1750–1753 годов поставлен был каменный дом с двумя флигелями, в котором была устроена домовая церковь в честь Казанской Божией Матери. В 1772 году по причине тесноты церковь была разобрана и вместо нее устроена новая – во имя преподобного Сергия. В 1774 году на Головинской дворине были поставлены два каменных флигеля. В 1822 году «главный корпус, по обветшанию внутренняго устройства, возобновлен, и получил более правильный фасад». В 1871–1872 годах на этом главном корпусе наложен третий этаж и устроена при нем другая церковь, в честь св. Троицы, а на месте двух флигелей, стоявших на Головинской дворине, поставлен новый пятиэтажный дом.

О начале Московского Кремлевского Богоявленского монастыря, который был приписным в Троицкому монастырю и служил подворьем для его властей, когда они приезжали в Москву, нет достоверных сведений. Во вкладной книге Троицкого монастыря 1673 года читается запись: «государь великий князь Дмитрий Иванович (Донской; † 19 мая 1389 года) пожаловал на Москве в городе место под церковь и под кельи близь своего государева дворца». Но считают более вероятным думать, что место для подворья дано было князем Радонежским Андреем Владимировичем, который скончался бездетным в 1425 году (о. Арсений О недвижимых имениях, стр. 30). В 1460 году была поставлена на подворье, неизвестно когда ранее основанном, каменная церковь в честь Богоявления Господня, которая по непонятной причине чрез девятнадцать лет, в 1479 году, оказалась трухлою вельми, почему, быв разобрана, и заменена была новою. В 1557 году построены были на подворье каменная церковь во имя преподобного Сергия и каменная трапеза, а оно обнесено было каменной оградой с таковыми же воротами. В 1764 году при отобрании у монастырей вотчин подворье приписано было ко дворцу, о чем в указе от 26 февраля сего года говорится: «имеющееся в Москве Троицкой Сергиевой лавры у Троицких ворот, Бого явленским монастырем именующееся, подворье, по пристойности и по самой близости приписать в Кремлевскому ея императорскаго величества дворцу, и быть в оном при имеющейся церкви (оставалась тогда одна церковь Богоявленская, а церковь преподобного Сергия разобрана была Гавриилом Бужинским в 1722 году) священнику на особливом, какое определено будет, ея императорскаго величества жалованье». В 1769 году в бывшем монастыре, или на бывшем подворье, помещен был Судный приказ, а в 1778 году в нем отведена была квартира обер-интенданту, которого не знаем когда до 1807 года сменил комендант. В последнем году подворье все было разобрано и его место занято было частию построенной в сем году Оружейной палатой, которая потом, после сооружения новой Оружейной палаты у Боровицких ворот, обращена была, чем остается и до настоящего времени, в солдатские казармы (Кремлевские казармы). Место уничтоженного подворья, которое одной стороной своего двора было смежно с двором царского дворца, а другой – с двором патриаршим – под западной частью казарм, которая ближе к так называемому Потешному дворцу и Кремлевской стене. Кремлевские Троицкие ворота называются Троицкими (с 1658 года, а дотоле – Курятными) именно по бывшему у них Троицкому подворью.

Знать, какие из селений, находящихся (и находившихся) кругом лавры, принадлежали к ее вотчинным владениям, и иметь некоторые сведения о некоторых из них – не лишено интереса для жителей как посада, так и самых селений, а отчасти и для обыкновенного читателя. Отвечая, или удовлетворяя, предполагаемому нами интересу, мы и дадим список этих селений, расположив его в алфавитном порядке [некоторые из этих селений нанесены на карты, помещенные здесь] <См. снимок><См. снимок>.

Источниками сведений служат разного рода монастырские акты, которыми пользуется, приводя их в известность для нас, о. Арсений в своих статьях (к статьям, указанным выше, в списке общих источников, и из которых главная для нас в данном случае – «О вотчинных владениях Троицкого монастыря при жизни его основателя, преподобного Сергия», должна быть еще присовокуплена статья «Село Подсосенье», напечатанная в «Московских Епархиальных Ведомостях» 1878 г., в № 34); Кормовая книга Троицкого монастыря 1592 года, напечатанная архим. Леонидом в приложениях к Описанию лавры А. В. Горского; Писцовые, Переписные и Ландратские книги, хранящиеся отчасти в архиве лавры, отчасти в Московском Архиве Министерства Юстиции; грамоты, напечатанные в Собрании государственных грамот и договоров, в Актах Экспедиции и Исторических, в Актах Юридических 1838 года и Калачова, грамоты, собранные И. Д. Беляевым и описанные Д. П. Лебедевым, и грамоты, отчасти напечатанные, отчасти приводимые в исследовании Д. М. Мейчика «Грамоты ХIV и XV вв. Московского Архива Министерства Юстиции»; грамота императрицы Елизаветы Петровны 1752 года.

Абрамово. См. Обрамово.

Алексеево или Алексеевское. См. Шарапово.

Арсаки. См. Выпуково.

Афанасово, в трех верстах на юго-восток от посада. При преподобном Никоне дал в монастырь селище Гбаловское Афанасий Елизарович (Галин, может быть, брат упоминаемого одновременно с ним Михаила Елизаровича Редрикова, вероятно, боярин Радонежского князя); это селище и получило название Афанасово. В 1462–1466 годах – село; в 1504 году – тоже; в 1752 году – деревня Глинковского прихода; в настоящее время – деревня Подсосенского прихода.

Афанасьевский погост. В Писцовой книге 1623–1624 годов читается: «погост близко городка Радонежскаго, а на погосте церковь Афанасия Великаго, стоит без пенья». В настоящее время нет, и место неизвестно.

Афонасьево (Афонасово). См. Махра.

Базыкино. См. Константиновское.

Барканово. См. Благовещенское.

Бебяково или Бобяково, в четырех верстах на северо-запад от посада. Дано в монастырь в 1429–1432 годах Радонежским боярином Василием Борисовичем Копниным. Во второй половине XVI века и в конце ХVII века – село; в 1752 году – село Бубяково с деревнями Воронцовым и Чурилковым; в 1776 году – деревня Благовещенского прихода; в настоящее время – деревня Деулинского прихода.

Беклемишево, село. Упоминается под 1425 годом как находившееся недалеко на восток от посада, за рекой Торгошей, в местности нынешнего села Глинкова. Если это не есть самое Глинково (собственно, Переяславская его половина), носившее первоначально название Беклемишева, то в настоящее время его нет, и место его остается неизвестным.

Березники, на речке Талице, впадающей в Ворю, в двадцати двух верстах на юг от посада. В 1471 году Дмитровский князь Юрий Васильевич отдал игумену Троицкого монастыря «ведати свой монастырь Живоначалные Троицы на Березнекех, да земли, кои земли давали к тому монастырю к Троице на Березники бояре и дети боярские». В грамоте архимандриту Елевферию Березниковский монастырь уже не упоминается. В Писцовой книге 1587 года – сельцо Березовец, пустое, с церковию, стоящею без пенья. В настоящее время – деревня села Нагорнова.

Березники. См. Выпуково.

Березовец. См. Березники.

Беседы, село. Упоминается под 1481 годом как одно из Троицких, так называемых Ворских сел (о чем см. Борково). В настоящее время нет, и место остается неизвестным.

Бетюково. Упоминается при преподобном Никоне (не видно как принадлежавшее Троицкому монастырю). По Писцовой книге 1504 года – деревня села Зубачева. В настоящее время неизвестно.

Благовещенское, село, в двух верстах на запад, северо-запад от посада. Когда и как поступило в Троицкий монастырь, остается неизве стным; упоминается в первый раз как принадлежащее монастырю под 1462–1466 годами. В 1504 году в нем было 29 дворов крестьянских. В 1594 году – 8 дворов крестьянских и один бобыльский да при церкви пять келей, в которых жили нищие, питавшиеся от церкви Божией. В 1614 году – 10 дворов крестьянских жилых, два двора пустых и три двора бобыльских да при церкви пять келей нищенских, стоявших пустыми. В 1623–1624 годах – 6 дворов крестьянских, 7 дворов бобыльских да на церковной земле 3 кельи, в которых жили нищие. В 1646 году – 18 дворов крестьянских и на церковной земле 5 дворов бобыльских. В 1677 году – 22 двора крестьянских и бобыльских. В 1684 году – 26 дворов крестьянских и на церковной земле 2 двора бобыльских. В 1715 году – 15 дворов крестьянских. В 1776 году Благовещенский приход, состоявший, кроме села, из пяти деревень – Голькова, Бебякова, Чурилкова, Воронцова и Барканова, – был закрыт, причем самое село с деревней Гольково было приписано к посадскому Ильинскому приходу, а прочие деревни – к приходам сел Деулина и Захарьина. Деревянная церковь в селе, построенная когда-то до 1776 года, и вероятно более или менее задолго до него, до сих пор остается целою.

Бобошино, в тринадцати верстах на северо-восток от посада. Дано в монастырь при игумене Зиновии келарем монастыря Аврамием (в миру Алексей Иванович Воронин-Боботей). В 1536 году – село, в 1562 году – сельцо. По грамоте Елизаветы Петровны, как и в настоящее время, – деревня села Дерюзина.

Бобошино. См. Константиновское.

Богородская. См. Махра.

Борково, село на реке Воре, в пятнадцати верстах на юг от посада и в шести верстах на восток от находящегося на шоссе села Рахманова, бывшее главным между так называемыми Ворскими селами монастыря, то есть селами, расположенными на реке Воре и ее притоках, от впадения в нее Торгоши верст на пятнадцать вниз по ее течению. Заведено после преподобного Никона и до 1466 года на земле, купленной им (Никоном) у некоего Фомы Паюсова. Под селом на реке Воре с давнего времени находится монастырская мельница, которая в старых актах называется большою и которая доселе принадлежит лавре. По Переписной книге 1725–1728 годов к селу деревни – Федоровское, Васюково, Микулинская, Путилово, Лукъянцово, Попова(?), Михайловская, Никольская; а по грамоте Елизаветы Петровны – только четыре первые.

Бородино. См. Выпуково.

Бортниково. См. Бужаниново.

Борошково. См. Юдино.

Бубяково. См. Бебяково.

Бужаниново, село, верстах в десяти на северо-восток от посада. Куплено с деревнями (вероятно, весьма многими, ибо заплачено за него 1000 рублей) в 1547 году на деньги, пожалованные царем Иваном Васильевичем Грозным. По Переписной книге 1725–1728 годов – деревни к нему: Митино, Слободка, Левоново, Бортниково, Душищи, Дубининское (теперь обыкновенно – Дубенинское); а по грамоте Елизаветы Петровны – кроме этих, еще Палиносово, Редриковы горы.

Варавино, находящееся в четырех верстах от посада. По грамоте Елизаветы Петровны, как и в настоящее время, – деревня, принадлежащая к приходу [села Подсосенья].

Васильково, находящееся на реке Малой Куньеме, в одиннадцати–двенадцати верстах на север от посада, поступившее в монастырь когда-то после 1516 года, в котором еще принадлежало великому князю. По грамоте Елизаветы Петровны 1752 года, как и в настоящее время, – деревня села Мишутина.

Васюково. См. Борково.

Вахрамеевская, деревня, упоминаемая в 1425 году и находившаяся где-то в окружности села Глинкова. В настоящее время неизвестна.

Водомерово, упоминаемая при преподобном Никоне как деревня села Зубачева. В настоящее время неизвестна.

Волково. См. Вяльково.

Воронино, упоминаемое как село под 1536 годом (можно думать, что получило название от Якова Воронина, который был современником преп. Никона, см. Слабнево, и что поступило в монастырь именно еще при Никоне). В настоящее время – деревня, принадлежащая к приходу села [Митрополья. В 22–26 верстах от посада].

Воронцово, деревня, см. Бебяково. Заведена, как нужно думать, тем Воронцом Степановым, которому Боровско-Радонежский князь Василий Ярославич (лишенный своих владений вел. князем в 1456 г. пожаловал деревню Гольково. (Сельцо Воронцово в Дмитровском уезде дано монастырю в 1556 г.: Опис. Румянц. Муз. Восток. стр. 107, соl. 1 нач.)

Воскресенское, упоминаемое как село под 1536 годом. В настоящее время – деревня.

Выпуково, село, на реке Кунье, в восемнадцати верстах на север от посада, в пяти верстах направо от Угличской дороги. Приложено в монастырь Петром Плещеевым, под которым со всею вероятностию должно разуметь Петра Михайловича Плещеева, бывшего боярином у Ивана Васильевича III. По Переписной книге 1725–1728 годов и по грамоте Елизаветы Петровны, к селу – 14 деревень, именно: Несвитаево, Федоровское, Сорокино, Бородино, Смятьево, Геронтьево, Жерлово, Язвицево, Григорьево, Березники, Козицыно, Топорково, Слабнево, Арсаки.

Высокое, деревня, находящаяся на юг от посада в пяти верстах и получившая свое название оттого, что находится на горе, дана в монастырь при преподобном Никоне или вскоре после него Михаилом Афанасьевичем Галиным (сыном того Афанасия Елизаровича Галина, который дал в монастырь деревню Афанасово). По грамоте Елизаветы Петровны – она в приходе села Кесова, в настоящее время – села [Подсосенья].

Вяльково, иначе Волково, деревня, находившаяся при впадении речки Кончуры в речку Корбуху, приблизительно на нынешнем месте Вифан ской семинарии. Упоминается в Писцовых книгах 1587 и 1623–1624 годов; когда прекратила существование, остается неизвестным.

Вяхорево, село, упоминаемое под 1536 годом, находившееся где-то за Глинковым, к Александрову, в настоящее время несуществующее.

Геронтьево. См. Выпуково.

Гидеево. См. Едигеево.

Глинково, село, находящееся на реке Торгоше, верстах в двух с половиной на восток от посада. В древнее и старое время Глинково расположено было по обеим сторонам реки Торгоши: на правой стороне – в Радонежском, или Московском, уезде, а на левой стороне – в Переяславском уезде. Переяславская половина села поступила в монастырь после 1425 года; когда поступила Московская половина – неизвестно, но до 1466 года. В 1504 году в Радонежской половине села было 29 дворов и к ней деревни Пашково, Казановская и Крючково. В начале ХVII века село было разорено (нет сомнения – Поляками), так что в 1614 году вместо села значится пустошь. В 1678 году в Переяславской половине села было 16 дворов, а в радонежской – 5 дворов. В грамоте Елизаветы Петровны в Московском уезде – село Глинково с деревнями: Усовым, Афанасовым, Тураковым, Зубачевым, Степковым, Наугольным, Филимоновым; в Переяславском уезде – деревня Глинково, а по прежней ревизии – село Глинково с деревнями Назаровым, а по прежней ревизии – Назарьевым, Обрамовым, Устиновым, Евпловым, а по прежней ревизии – Устиновым. В настоящее время Московской половины села не существует, а на Переяславской (ныне Александровской) стороне – село Глинково, с каменною церковию, построенною в 1834 году, и с 26 крестьянскими домами. Приход села составляют деревни Абрамово и Назарьево.

Гольково, деревня, находящаяся в четырех верстах от посада. До 1456 года Боровско-Радонежский князь Василий Ярославич пожаловал ее некоему Воронцу Степанову. В 1504 году она находилась в приходе села Копнина, в 1752 году – села Благовещенского, в настоящее время принадлежит посадскому Ильинскому приходу.

Городок, село, бывший городок Радонеж. См. о нем выше, (стр. 319–321). По Переписной книге 1725–1728 годов и по грамоте Елизаветы Петровны к нему – деревни Коросково, Репихово, Резанова, а по прежней ревизии – Резанцы.

Грачнево. См. Константиновское.

Григорьево. См. Выпуково.

Гусарня (Гусарино). См. Константиновское.

Дерюзино, село, находящееся в десяти верстах на восток от посада по Александровской дороге. Монастырь св. Николая в Дерюзине приписан был к Троицкому монастырю или ранее игумена Спиридона, или же при сем последнем, а по Кормовой книге, село Дерюзино с деревнями придано в монастырь Андреем Тарбеевым (вероятно, богатым вотчинником из окрестностей монастыря, ибо в округе последнего – несколько сел, носящих название Тарбеево). В грамоте архимандриту Елевферию 1561 года монастырь еще упоминается, а в конце XVI века было уже село, при церкви которого жили старицы, то есть был монастырек женский. По Переписной книге 1725–1728 годов и по грамоте Елизаветы Петровны к селу две деревни – Бобошино и Погорелка, иначе Ильинка.

Деулино, село, находящееся в четырех-пяти верстах на север от посада, на Угличской дороге. До 1619 года было деревней Зубачевского прихода. В 1619 году, в воспоминание того, что 1 декабря предшествующего года заключен был в деревне мир с Поляками, власти Троицкого монастыря построили в ней деревянную церковь во имя преподобного Сергия, которая освящена была 15 декабря 1619 года, чрез что деревня и обратилась в село. В воспоминание мира село называли было Мирным, но это название не удержалось. Деревянная церковь 1619 года (весьма нероскошная) сгорела (была одинакова с доселе остающейся деревянною церковию села Благовещенского; вид ее – в Русской старине Мартынова). В грамоте Елизаветы Петровны не показано к селу деревень; в настоящее время к нему [деревни Бубяково, Степково, Наугольное].

Дмитровское. См. Махра.

Дуби(е)нинское. См. Бужаниново.

Душищи. См. Бужаниново.

Евплово. См. Устиново.

Едигеево, неизвестно когда поступив в монастырь, состояло за ним в 1466–1478 годах. В XV и XVI веках – село; в настоящее время – деревня Гидеево, принадлежащая к приходу села Скнятинова.

Жерлово. См. Выпуково.

Зубачево, бывшее село, теперь деревня, находящаяся в двух с половиной-трех верстах к северу от посада, на речке Коперке, впадающей в Торгошу. В древнее время село находилось по обеим сторонам речки Коперки, причем церковь находилась на левой стороне речки, где теперь поле. Называвшись до поступления в монастырь Юрьевским, по церкви святого Георгия, село было куплено (с этим именем Юрьевского) преподобным Никоном у некоего Семена Яковлева, сына Зубачева, и у его матери, Марфы, по которым и стало называться Зубачевым (одна половина села была куплена с деревнями Филипково, Водомерово, Плищево, Левонково, Пышковское, другая – с деревней Лутосенской). В 1504 году в селе было 53 двора и к нему было 7 деревень, между которыми упоминаются Бетюково и Кокуево, что ныне часть Кокуевской слободы посада (верхнее Кокуево). В 1562 году в трети села, находившейся на левой стороне речки (Переяславской), было 9 дворов крестьянских, из которых 5 стояли пустыми, да при церкви Георгия страстотерпца было 11 келей, в которых жили нищие, а приход состоял из 8 деревень с 34 дворами. В 1587 году к селу было 9 деревень, между которыми упоминаются Усово на речке Корбушке, Кокуево, Деулино, Наугольная. В 1592 году при церкви села жили старицы. В начале ХVII века оно разорено было Поляками, после чего оставалось пустошью по крайней мере до 1624 года. Когда затем было восстановлено – не знаем, но в 1680 году – село. По Переписной книге 1725–1728 годов и по грамоте Елизаветы Петровны оно – деревня Глинковского прихода. В настоящее время – деревня посадского Рождественского прихода.

Зубцово. См. Юдино.

Ивакино, под 1504 годом упоминается как Троицкая деревня, находившаяся недалеко от села Бебякова.

Игнатьево. См. Сватково.

Игнатьевское, село, данное в монастырь при преподобном Никоне некиим Патрекеем по его душе. Так как села нет в Кормовой книге монастыря 1592 года, то можно думать, что к тому времени оно перестало существовать (или же, может быть, превратившись в деревню, существует как деревня одного из Ворских сел).

Ильинки. См. Дерюзино.

Иевлево, село, находящееся в двадцати верстах на юго-восток от посада. Когда и как поступило в монастырь – не знаем, но в 1545 году принадлежало ему. В 1571 году взято было государем в обмен на другую землю.

Июдкина. См. Орлово.

Кабановская, деревня, данная в монастырь при игумене Мартиниане некиим Дионисием Савиным Клименьевым (вместе с пустошами Скориково, Васильевское и Батыйцево).

Казановская, деревня, данная в монастырь при преподобном Никоне Радонежским боярином Борисом Васильевичем Копниным, находившаяся между речками Корбухой и Торгошей, в 1504 году принадлежавшая приходу села Глинкова, в настоящее время несуществую


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.