Окружность монастыря и нынешний посад — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Окружность монастыря и нынешний посад

2022-10-03 26
Окружность монастыря и нынешний посад 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОСТОЧНАЯ СТОРОНА МОНАСТЫРЯ

С восточной стороны перед монастырем находится принадлежащая ему обширная площадь, называемая Красною. Площадь окружают монастырские гостиницы, Старая и Новая, монастырский дом, отдаваемый в аренду под трактир, и посадские ряды. За Новой гостиницей – Дом призрения. На площади – лаврская часовня, лаврский колодезь и ряды принадлежащих лавре лавок. К стене монастырской на большую ее половину пристроены лавки. Вдоль северной половины стены, от Успенских ворот до Красной, или Уточьей, башни, идет монастырский бульвар.

Площадь, в настоящее время ровная и вымощенная, как подобает быть городской площади, стала таковою с не особенно давнего времени. Митрополит Филарет приказывал осенью 1823 года, с тем чтобы приказ его исполнен был весной следующего года, «против Святых и въездных (Успенских) ворот по средине площади возвышенныя неровныя места срыть, подъезд от Пятницкой церкви выровнять от бывших тут бугров, рытвин и ям, до самой Пятницкой башни и до Святых ворот, также и другия места площади вплоть до часовни по середине ея и около ограды места, начиная от Ректорской башни до въездных ворот выровнять, то срывая землю, то засыпая ею ямы». Окончательно выровнял площадь и замостил ее камнем наместник Антоний (а что касается до времени, с которого она существует как настоящая площадь и с которого после 1764 года составляет бесспорную собственность монастыря, то в 1793 году она только была предназначена по плану и в сем же году, вследствие ходатайства митрополита Платона, распоряжением главнокомандующего Московского оставлена во владении лавры)1.

Гостинница для знатных и вообще почетных гостей очень долгое время находилась в самом монастыре – это келарские гостиные палаты, о которых говорили мы выше (гл. IV, стр. 234). Но в гостиных келарских палатах предлагалось только угощение, но не давалось помещения для остановок и для ночлега2. Как было с этим помещением, пока гостинница находилась в самом монастыре – не имеем указаний, но должно думать, что приезжавшие и проезжавшие знатные люди, так же как и все другие, останавливались на постоялых дворах, находившихся в селе Клементьеве3. Когда-то до 1746 года была устроена монастырем гостинница («гостиный дом») для ночлега и остановки знатных приезжавших и проезжавших людей поблизости его самого (монастыря). Эта гостинница, находившаяся, по Краткому описанию, при подошве Красной горы, быв деревянною, сгорела в пожар 1746 года. Вторая гостинница, также деревянная, была поставлена на том месте, где стоит теперь Новая монастырская гостинница. Быв, вероятно, построена из старого материала (из какой-нибудь прежней стройки), эта вторая гостинница, по причине крайних ветхостей, была разобрана в 1777 году4. Вместо и на месте второй гостинницы в том же 1777 году была поставлена третья гостинница – каменная одноэтажная, над которою в 1822 году был надстроен деревянный этаж. К этой старой гостиннице, или сверх этой старой гостинницы, в 1823 году была построена новая большая каменная гостинница, которая есть теперешняя Старая гостинница. Прежняя старая гостинница сгорела в 1838 году, и на ее месте был поставлен Дом призрения лиц женского пола. В 1863 году на передней части земли, занимаемой Домом призрения, построена нынешняя Новая гостинница. Каменный фли гель с западной стороны Старой гостинницы складен в...году5, полукаменный флигель с северной стороны той же гостинницы, с лавками в нижнем этаже, поставлен в... году, а каменный флигель на дворе той же гостинницы складен в... году. Относительно времени, когда были закрыты в монастыре келарские палаты и прекращено было в них угощение знатных и почетных богомольцев, как мы говорили выше, должно думать, что это случилось тотчас по отобрании у монастыря вотчин.

Лаврский каменный дом, стоящий через дорогу от Новой лаврской гостинницы, рядом с посадскими торговыми рядами, занимаемый трактиром, построен в 1822–1823 годах с назначением быть ему монастырской богадельней. Поэтому мы скажем здесь вообще о монастырской богадельне.

Как говорили мы выше (стр. 46), есть немалая вероятность усвоять заведение богадельни при монастыре самому преподобному Сергию. Заведенная самим преподобным или же спустя некоторое время после него богадельня была поставлена под монастырем, у Пятницкой церкви, при большой Московской дороге (с тою, как нужно думать, целию, чтобы проезжие и прохожие могли подавать милостыню богаделенным)6. После мужской богадельни, каковою была первоначальная, когда-то, до 1642 года, заведена была женская богадельня, которая была поставлена при той же Московской дороге, близ теперешней Вознесенской церкви7. В 1746 году обе богадельни сгорели и после сего соединены в одно место, или в одну богадельню, которая была поставлена при большой дороге на каком-то точно неизвестном месте, которое было после признаваемо совершенно неприличным для нее и которое, по всей вероятности, есть то самое место, где мы находим ее в позднейшее время, именно Красногорская площадь. В 1768 году прежняя богадельня (по всей вероятности, построенная из старого леса) пришла в крайнюю ветхость и было поднято дело о постройке новой богадельни, причем, как мы сейчас указали, был возбужден вопрос и об ее перенесении на новое место, по причине совершенного неприличия для нее ее старого места. Скоро ли была построена богадельня и была ли перестроена – не имеем сведений. В 1818 году Московский губернатор писал архиепископу Августину: «на Красногорской торговой площади находится доныне принадлежащая монастырю Святотроицкия Сергиевой лавры ветхая деревяннаго строения богадельня, составляющая собою по ветхости строения и всегдашней неопрятности одно только безобразие». Наместник лавры в своем представлении Августину (как нужно думать, в ответ на его запрос) признавал, что «лаврская богадельня действительно ветха и стоит не на месте», и предлагал построить новую на том месте, где стоит теперь лаврский дом, отдаваемый под трактир. Августин написал на представлении наместника: «по сему исполнить», с чего в 1818 году и началось дело о построении новой богадельни вместо старой, которая, как видно на плане Красногорской площади, находящемся в деле о строении новой богадельни (1817 года, № 20), стояла в линию с часовней, саженях в семи-восьми от нее на север. После Августина и после первого его преемника Серафима богадельня была построена при втором его преемнике, Филарете, как мы сказали, в 1822–1823 годах. Это именно есть тот дом, который стоит рядом с посадскими торговыми рядами и который теперь отдается под трактир (а старая богадельня, «по предположению очистки площади», еще до построения и до начала строения новой богадельни была сломана в 1821 году).

Что касается до призреваемых в богадельнях, то прежде всего должно быть сказано, что как в Троицких, так и вообще в наших Русских богадельнях до не особенно давнего времени было не так, чтобы богаделенные жили на всем готовом, то есть, кроме помещения, имели готовый стол и готовое одеяние, а так, что имели только помещение и что затем они, каждый поручно, получали годовое, состоявшее в хлебном зерне или в муке натурой и в деньгах – жалованье, на которое каждый должен был сам содержать себя столом и сам приготовлять себе одежду; при этом богаделенным вовсе не запрещалось пополнять жалованье прошением милостыни, и при этом иные из них могли и не жить в богадельнях, а только получать жалованье8. Пока не были отобраны у монастырей вотчины, Троицкий монастырь, будучи весьма богат хлебом, вероятно, давал своим богаделенным нескудные пайки, или рационы, хлебных припасов (хотя, будучи весьма богат и деньгами, на эти последние был, вероятно, вовсе не щедр). Когда отобраны были у монастырей вотчины и им положено было жалованье, лавра в отношении к ассигновке из казны денег на ее богадельни в 1768 году была сравнена с архиерейскими кафедрами 1-го класса, именно ассигновано было на содержание в ее богадельнях пятидесяти человек мужчин и женщин, по пяти рублей в год каждому и каждой, а всего 250 рублей; а в 1798 году император Павел Петрович по просьбе митрополита Платона прибавил еще по пяти рублей на каждого и каждую, или другие 250 рублей.

Относительно числа содержавшихся в лаврских богадельнях до ХVIII века мы вовсе не имеем сведений, а с ХVIII века наши сведения весьма скудны. В ландратской книге по Москве за 1715 год сообщается о женской богадельне, находившейся тогда при большой дороге, близ Вознесенской церкви, что в трех кельях, из которых она состояла, всего было шестьдесят пять человек. В 1774 году Учрежденный собор лавры представлял митрополиту Платону, что из Коллегии экономии выдается на содержание богаделенных пятидесяти человек, но что в действительности состоит в богадельнях сто два человека, и спрашивал, сколько содержать. Платон положил резолюцию: «содержать впредь не более 80 человек, из коих мужеска 35, женска 45, да на моем коште 6 мужеска и 6 женска, выдавая на каждаго и на каждую по 2 рубли в год». Внутреннее помещение каменного богаделенного дома, построенного в 1822–1823 годах, было приспособлено к помещению в нем 6 человек обоего пола.

После помещения богадельни в новом здании и до занятия должности наместника архимандритом Антонием, и именно как будто более или менее незадолго до этого последнего, произошла с ней та вовсе неизвестная нам по своим причинам и в своей истории перемена, что из мужско-женской она стала одною только женскою9 (так что, начав мужскою, кончила обратно тому и не совсем понятно одною женскою).

В 1838 году в пожар, случившийся на Переяславской улице, сгорела старая лаврская гостинница, на месте которой стоит нынешняя Новая гостинница, и наместник Антоний, желавший присоединить к женской богадельне и другие женские благотворительные заведения, но не имевший места для них при богадельне, усадьба дома которой крайне мала и тесна, перенес ее (богадельню) на место сгоревшей гостинницы и к 1842 году устроил ее здесь вместе с женской больницей (которую устроил было уже и при сгоревшей гостиннице) и женской странноприимной под именем Дома призрения, причем для богадельни и больницы устроил и собственную домовую церковь (и после чего прежний богаделенный дом начал быть отдаваем под трактир)10. В 1863 году, когда Дом призрения еще не получал самостоятельности и представлял из себя благотворительное учреждение, принадлежавшее лавре, на лицевой, к Красной площади, стороне его усадьбы была построена, как мы сказали, нынешняя лаврская Новая гостинница, причем в его распоряжении осталась еще очень большая площадь земли сзади него (где прежде принадлежавшая монастырю земля была увеличена пожертвованной ему усадебной землей помянутой выше графини В. А. Татищевой, на иждивение которой устроена в монастыре Варваринская церковь). В 1865 году было устроено в Доме призрения училище для девочек, а еще ранее, в 1861 году, было переведено в него из монастыря училище для мальчиков. Это последнее училище заведено было наместником Антонием в 1838 году и помещалось сначала в Донском, или Варваринском, корпусе, потом в Соляной, старой Водяной, башне, из которой перемещено в Дом призрения. С 1879 года Дом призрения существует как благотворительное учреждение, независимое от лавры (и только получающее от нее большую часть своего содержания). В состав Дома призрения, находящегося под покровительством императрицы Марии Федоровны и именуемого Александро-Мариинским, в настоящее время входят следующие заведения: 1) приют-училище для девочек; 2) начальное училище с приютом для мальчиков; 3) женская богадельня; 4) женская больница с лечебницею для приходящих и 5) странноприимная палата для лиц женского пола. Церковь Дома призрения, в настоящее время двухэтажная (собственно, с двухэтажным алтарем, причем против верхнего алтаря по одной из боковых стен узкие, а по задней стене широкие ходы), имеет два престола: в нижнем этаже – в честь Рождества Богородицы, в верхнем этаже – в воспоминание Вознесения Божией Матери на небо (которое празднуется 17 августа).

Подмонастырными торговцами при лавре первоначально были клементьевские бобыли (беспашенные крестьяне, не владевшие пахотной землей, а только усадебной и жившие ремеслами и торговлей, то есть представлявшие из себя, так сказать, сельско-деревенских мещан и купцов). Более или менее долгое время они торговали в Клементьеве, а не под стенами монастыря. Когда они начали переносить торговлю к самому монастырю – остается неизвестным, но в описи монастыря 1641 года говорится, что у жителей села Клементьева «против монастыря Святых ворот (были) лавки и шалаши». В 1700 году лавра выстроила под горой близ Пятницкой церкви (чрез большую Московскую дорогу от монастыря, которая шла тогда подле ограды Пафнутьева сада) двадцать три лавки и отдала их ради оброка клементьевским бобылям. В 1753 году начальством лавры было предписано перенести эти лавки в село Клементьево, и они были сломаны. Но по просьбе бобылей в 1755 году им позволено было построить новые лавки под Красной горой, близ Рождественской церкви, с тем только при этом условием, чтобы «от Святых и Успенских ворот (монастыря) лавочных кровель отнюдь было не видать»11. С 1763 года монастырь предоставил торговцам строить лавки и на том месте, где теперь стоят посадские торговые ряды, и они выстроили линию деревянных лавок, которая тянулась параллельно с нынешними каменными рядами, несколько впереди их (план в деле 1817 года, № 20). В 1808 Посадская дума просила дозволения выстроить на месте деревянных лавок каменные, но митрополит Платон отказал, так как решено было и лаврой построить каменные лавки у Белого пруда (где стоит теперь старая лаврская гостинница). В 1812 году каменные лавки на нынешнем их месте значатся предположенными к постройке, следовательно, митрополитом дано было согласие на их строение. Выстроены они, быв поставлены сзади деревянных лавок (которые затем сломаны), в 1815 году (а земля монастырская, на которой они поставлены, обратилась потом в собственность посада)12.

Часовня, находящаяся на площади, у Московско-ярославского шоссе, поставлена по тому поводу, что в 1709 году во время случившегося в лавре пожара были выносимы на занимаемое ею место мощи преподобного Сергия. До 1770 года она была деревянная, а в сем последнем году складена каменная. В 1781 году был устроен в ней иконостас, который в недавнее время заменен новым.

Колодезь, находящийся близ часовни, с северной ее стороны, выкопан в 1842 году наместником Антонием для приезжающих на базар крестьян (так как базары посада собираются на Красной площади).

Лавки и шалаши на площади, о которых упоминается в описи монастыря 1641 года, не один раз удалявшиеся с площади по распоряжению монастырских властей, до не особенно давнего времени представляли из себя более шалаши, чем лавки. Новые, достаточно приличные лавки ведут свое начало от 1857 или 1858 года (от того, с некоторым промедлением, случая, что император Александр Николаевич в один из своих приездов в лавру, в сентябре 1855 или в том же сентябре 1856 года, приказал очистить площадь от находившихся на ней деревянных лавчонок). [Перестроены вновь в 1892 и след. годах.]

По монастырской стене, с обеих сторон Успенских ворот, некоторое количество лавок было давно (не давнее, однако, 1821 года, в котором засыпан бывший у стены ров, до уничтожения которого лавок у стены не могло быть). А нынешние целые линии лавок – от 1863 года.

На месте нынешнего бульвара до того же 1863 года были две аллеи из акаций – одна довольно широкая, а другая очень узкая, – которые насажены были, вероятно, тотчас после того, как был засыпан ров. Нынешний бульвар насажен в помянутом 1863 году.

ЮЖНАЯ СТОРОНА МОНАСТЫРЯ

На южной стороне монастыря – колодезь, принимаемый за колодезь преподобного Сергия, Пятницкая церковь, или бывший Подольный монастырь, Странноприимный дом, Пафнутьев сад, Келарский пруд (Свитошный двор, блинные).

О колодезе, находящемся близ Пятницкой церкви, через шоссе от нее, и принимаемом за колодезь преподобного Сергия, мы уже говорили выше (стрр. 52–54), что очень мало вероятности принимать его за действительный колодезь преподобного Сергия (точнее, за колодезь, сделанный из источника, изведенного преподобным Сергием) и что со всею вероятностию должно видеть таковой в колодезе, находящемся в Пафнутьевом саду, между архиерейскими покоями и Луковой башней, в расстоянии от монастырской стены сажен пяти–шести (на нынешнем виде лавры, приложенном к книге, он представляется находящимся против архиерейских покоев).

Пятницкая церковь с находящеюся при ней другою церковию, Введения во храм Пресвятой Богородицы, отстоящая от получившей по ней свое название Пятницкой угольной башни монастыря саженях в сорока, обращена была в приходскую церковь из монастыря, который по церквам назывался Пятницким и Введенским, а по местоположению под горой, в низине от Троицкого монастыря, – Подольным (Дольным), или Нижним.

Начал Пятницкий монастырь, так же как и кончил, с приходской церкви. Когда у Троицкого монастыря явились слуги и служебники, что случилось не позднее как со времени преподобного Никона, они составили под монастырем слободу, которая заняла место по левому берегу речки Кончуры, от бывших домов Пятницкого причта вниз по ее течению (теперешняя Нижняя улица Посада). Для слуг и служебников нужна была приходская церковь, и вот в качестве таковой приходской церкви для слуг и служебников и явилась Пятницкая церковь (собственно, Введенская с приделом великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей). Когда впервые поставлена Пятницкая церковь – точным образом неизвестно, но в XV веке, и очень возможно, что в первой его половине, более или менее близко ко времени преподобного Никона. Первоначальная церковь, конечно, была деревянная. В 1547 году зараз поставлены были две каменные церкви. Об этом в Кратком летописце лавры записано: «лета 7055-го поставлен храм каменной на Подольном монастыре Введение Пречистая Богородица, а ставил его Иван Хабаров (Иван Иванович, боярин Грозного, потом монах Кириллова монастыря с именем Иоасафа); того же лета поставили церковь каменну на подоле во имя святыя Парасковии, нареченныя Пятницы, монастырем и христолюбцы здавали» (т. е. ставил монастырь Троицкий при помощи христолюбцев). Из сейчас приведенной записи видно, что в 1547 году при церкви был уже монастырь («на Подоль ном монастыре»). В настольной грамоте первому архимандриту Троицкого монастыря Елевферию от 6 января 1561 года, в которой перечисляются монастыри, подведомые Троицкому монастырю, говорится о Подольном монастыре: «монастырь на подоле, а в нем церковь Введение Пречистыя Богородица да теплая церковь Пятница святая, а в нем игумен с братиею». Перед приходом под лавру Поляков в монастыре было монахов более или менее значительное количество, потому что в продолжение осады их умерло двадцать два человека13. После осады, во время которой монастырь был выжжен, а монахи укрывались в лавре, Пятницкая церковь была возобновлена в 1611 году, а Введенская – в 1621 году. Из грамоты патриарха Филарета архимандриту Дионисию от сего последнего года об освящении Введенской церкви видно, что перед тем начал быть возобновляем при церквах мужской монастырь («в том монастыре почали братия кельи ставити»). Но в 1641 году монастырь был уже не мужским, а женским. В описи лавры сего года читается о нем: «у Троицкаго монастыря за городом (т. е. за стеной) Подолной Пятницкой монастырь, а в нем храм во имя Введение пречистые Богородицы камен, крыт тесом, глава и крест обиты немецким железом... Да другая теплая церковь во имя святыя великомученицы Парасковгеи, нареченныя Пятницы, с трапезою, каменная же, покрыта тесом, глава и крест обиты немецким железом... А строенье в церквах все монастырское (т. е. Троицкого монастыря). Да на той же церкве зделана колоколница, а на ней пять колокол.... Да на монастырь(-е) же в келье живут игумен (духовник) Елеозар Вытчиков да черной священник Варлам, и та келья (т. е. в которой живут игумен и священник) – строение монастырское (т. е. Троицкого монастыря). Да в монастырь(-е) жь тринадцать келей, живут в них старицы, а строение кельи их же стариц. Монастырь огорожен забором». Около 1660 года монастырь снова был обращен в приходскую церковь, причем его старицы переведены были в Хотьков монастырь14, [а в 1896 году по представлению митрополита Сергия, ввиду малочисленности и бедности прихожан и неудовлетворительного состояния церквей, означенный приход упразднен, причт его и прихожане причислены к Вознесенской, что в посаде, церкви, а церкви упраздненного Пятницкого прихода с окружающею их частию площади, как древнее достояние Троице-Сергиевой лавры, переданы в ведение лавры].

Странноприимный дом построен в 1892 году, в память пятисотлетия кончины преподобного Сергия, которая имела место и торжественно была празднована 25 сентября этого года (см. выше, стрр. 115 и 247).

Когда насажен Пафнутьевский сад – остается неизвестным. Существует предание о его названии, что Петр Великий во время своего пребывания у Троицы в 1689 году один раз прогуливался в нем, что во время прогулки вдруг предстал пред ним гонец из Москвы с каким-то очень радостным для него известием и что в память об этом государь и приказал назвать сад Пафнутьевым, по имени гонца, которого звали Пафнутием. Предание передается в нескольких редакциях. Если оно справедливо (в своей основе), то насаждение сада должно быть относимо не к более позднему времени как вторая половина XVII века15. Но во всяком случае так стар не весь сад, а только его аллея, идущая по внешней его стенке: по сю сторону речки – липовая, а по ту сторону – березовая; что же касается его середины (внутренности, засаженной только по сю сторону речки), то она вовсе не особенно старая, и мы сами помним, как лет сорок назад деревья ее были совсем молодыми, недавно насаженными (если только не особенно задолго перед нами сад не был возобновлен)16. На месте Пафнутьева сада прежде был огород, и очень возможно, что дело было не так, чтобы сад сменил собою огород, а так, что они существовали одновременно, именно что по краю шла садовая аллея, а в середине, внутри, был огород. Как бы то ни было, но до половины ХVII века на месте Пафнутьева сада был огород, и именно огород двойной: по сю сторону речки, где действительный сад, был луковый огород, отчего плоская середняя башня в южной стене монастыря называлась Луковой, а по ту сторону речки, где и до сих пор луговина и гряды, – капустный огород. Между двумя огородами, против Водяных ворот, был пруд, называвшийся Круглым, образованный через запруду речки, на котором была мельница, моловшая вешнею водой. В описи монастыря 1641 года читается: «под болшим монастырем (т. е. Троицким, как он называется в отличие от Подольного) против Водяных ворот пруд Круглой, а на нем анбар мелнишной, а в анбаре одне жернова, мелют вешнею водою. Да возле Круглова пруда, что против Водяных ворот, от Пушкарские слободы монастырской капустной огород, а на нем живет старец. А по другую сторону Круглово пруда возле монастырские стены монастырской же луковой огород, а на нем живет Пятницкой черной пономарь». Западная часть Пафнутьева сада по ту сторону березовой аллеи, которая с левой стороны от дороги в Ильинскую слободу, и по ту сторону березовой рощи, которая с правой стороны от той же дороги, присоединена к нему для устройства тут лесного двора только в 1850 году, а до тех пор на месте этой части была восточная линия домов Ильинской слободы. (Где находился лесной двор перед 1850 годом – не знаем; на плане лавры 1779 года он рядом с лекарским двором, о котором мы упоминали выше, стр. 270, по ту его сторону от монастыря.) А после возведения в северо-западном углу этой новой части сада так называемой «новой стройки», о которой сейчас ниже, она и еще была расширена в северную сторону.

Каменная стенка вокруг старой части Пафнутьева сада складена митрополитом Платоном в 1777–1778 годах; часть стенки около новой части сада, одинаковая по своей вышине и по своему виду с Платоновской, – 1850 года, а нарядная, так сказать, и более высокая часть стенки от новой стройки до ворот в Пафнутьев сад и потом простая стенка с северной стороны – одновременны с новой стройкой.

В Пафнутьевом саду близ монастырской стены находится колодезь, который, как говорили мы выше (стрр. 52–54), со всею вероятностию должен быть принимаем за колодезь, образованный из источника, чудесно изведенного преподобным Сергием.

Келарский пруд, как записано в Кратком летописце монастыря, сряжен, или устроен, в 1552 году келарем (отчего и получил название Келарского) Адрианом Ангеловым. В настоящее время он представляет собою остаток от четырех прудов, бывших по южную сторону монастыря (за исключением Круглого пруда, о котором сказали мы сейчас выше). В описи монастыря 1641 года читаем: «выше Подолнаго монастыря: пруд Пятницкой, пруд Келарской, пруд Клементьевской, да пониже Подолного монастыря пруд, а на нем стоят два анбара мелнишных, а в анбарах по трои жерновы, мелют вешнею водою». Пруд, что пониже Пятницкой церкви, спущен когда-то давно, до митрополита Платона, при котором на юго-восток от монастыря только видна была остававшаяся от него мельничная плотина (как со слов Платона говорит князь Щербатов в «Истории осады Троицкого монастыря»; Пятницкий пруд спущен после 1808 года, ибо в сем году он еще упоминается, а Клементьевский пруд спущен весьма недавно, а именно в 1853 году (в позднейшее время он назывался также Банным, каковое название должно объяснять тем, что на берегу его находились торговые бани села Клементьева). Нынешняя каменная плотина Келарского пруда сделана в 1815 году, о чем в издании Краткого описания 1824 года говорится: «в 1815-м году для Келарскаго пруда вновь устроена с большим укреплением из белаго камня, кирпичей и железных связей плотина монастырским иждивением».

Против юго-восточного угла монастыря, на берегу пруда, что пониже Пятницкой церкви, а когда он был спущен – на берегу речки, находился в старое время монастырский Свитошный двор, то есть монастырский прачечный (портомойный) двор, первое известное упоминание о котором – у Симона Азарьина в новых чудесах, а последнее – в одном деле 1768 года.

Значительно ниже пруда, который был пониже Пятницкой церкви, именно за полотном железной дороги, были на речке монастырские рыбные садки, которые упоминаются в описи монастыря 1641 года и которые оставались отчасти, если не сполна, целыми до тридцатых годов ХIХ столетия (на плане лавры и посада 1823 г., № 33/2912, изображен рядом с речкой, по правую сторону ее, имеющий соединение с нею длинный и узкий пруд, или бассейн; должно думать, что пруд, или бассейн, этот представляет собою именно садок; в одном лаврском деле 1829 года (№ 56) дается знать, что и в сем году садковские прудки еще оставались целыми. В 1832 году предпринято окончание продолжающегося дела о Садковском луге с прудками. В 1835 году луг с прудками возвращен лавре17. А что садками действительно служили выкопанные подле речки и соединявшиеся с нею канавами для наполнения водой пруды, или прудки, – это дает знать реестр 1768 г. принадлежавшим лавре дворовым местам, садам, огородам, загородным домам, прудам, озерам, лугам и дворам, в котором между принадлежавшими лавре прудами значатся «Садки»). Данная местность и до настоящего времени называется «под садками» (ехать под садки, быть под садками, приехать из-под садков). А на взгорье от садков, по правую сторону речки, была монастырская рыбная слобода, которая составляет теперь Рыбную улицу посада (Рыбинку). А по скату горы между слободой и речкой, поросшему теперь кустарником, был расположен монастырский сад с огородом, называвшийся Напольским или Напольным, который оставлен был монастырю в 1764 году с несколькими другими садами и который еще в 1830 году был отдаваем им в аренду под огород.

На месте теперешнего Странноприимного дома лет тридцать пять тому назад стояли блинные, которые после случившегося в них пожара перенесены за речку от монастыря, на нынешнее их место – в подугорье, и которые после недавно случившегося в них пожара не только не шалаши, чем были они на прежнем месте, а даже каменные.

Происхождение Троицкой торговли блинами объясняют так, что-де к преподобному ходят молиться не только о живых, но и о мертвых, а что поминовенное кушанье по мертвым составляют у нас блины. Может быть, это объяснение справедливо, но едва ли не справедливее думать, что блины, представляющие собою кушанье, которое в одну минуту может быть изготовлено, составляют кушанье как бы специально богомольческое и вообще странническое, ибо пришел, заказал – и сейчас же кушанье готово. А духовное или церковное знаменование могло быть усвоено Троицким блинам и самими блинницами и богомольцами для придания им особой значимости, которая бы блинниц извиняла в их навязывании богомольцам, а богомольцев – в их истреблении, так как одни и другие усердствуют-де родителям.

ЗАПАДНАЯ СТОРОНА МОНАСТЫРЯ

На западной стороне монастыря, под стеной его и быв пригорожены к последней, находились в XVII веке два двора – бочаренный и солодовенный, которые Палицын в описании осады лавры, соединяя в один двор, называет Пивным двором. Пивоварение в XVII веке (как мы сказали выше, стр. 171) производилось в самом монастыре, в Пивной, или Погребной, башне, а наши дворы, находившиеся за башней, принадлежали к пивоварению. В описи монастыря 1641 года читается: «за монастырем против погреба монастырской бочаренной двор, делают на монастырь всякое бочаренное дело, да на том же дворе келья, а в ней живет квасной старец, да монастырских же четыре житницы с монастырским хлебом, с солодом и с мукою овсяною. Да подле бочаренново двора монастырской сад, огорожен тыном, а в нем яблони. Да подле саду монастырской солодовенной двор, а в нем келья, да два овина, да анбар солодяной, а на дворе живет старец» (иногда и опись, соединяя оба двора в один двор, называет его, как Палицын, Пивным двором). В Пивной башне были ворота из монастыря на бочаренно-солодовенный, или Пивной, двор18. У двора были пруд (может быть, тот, который и до сих пор есть тут) и колодезь. Для делания солода нужна была мельница, и она находилась за Стрелецкой слободой, что есть теперешняя Ильинская слобода: «...да за Стрелецкою слободою ветряная мельница, мелет солод». Во второй половине ХVIII века находились на бочаренно-солодовенном дворе XVII века вынесенные из монастыря пивоварня и квасоварня. В описи лавры 1768 года читается: «за лаврою по близости две каменные пивоварня и квасоварня, из коих одна мерою в длину семнадцать сажен с половиною, поперег шесть с половиною, в ней пять палаток жилых; (другая) в длину семь сажен с половиною, поперег шесть сажен; оные поварни крыты тесом». А в описи лавры 1785 года читается: «от запада (за монастырем) каменная пивоварня и квасоварня, мерою в длину 13 сажен с аршином, поперег 6 сажен с 1/2, покрыты тесом». Из слов князя Щербатова, имевшего свои сведения, как мы сказали выше, от митрополита Платона, следует, что Пивной двор уничтожен был между 1789–1791 годами, а в архиве лаврском есть дело 1789 года об устройстве пивоварни под трапезной церковию.

На север от Пивного двора находилась монастырская баня, которая теперь находится в новой стройке. Баня построена здесь в 1782 году, а дотоле она находилась за северной стеной монастыря, на берегу Каличьего, или Конюшенного, пруда, образованного чрез запруду плотиной речки Вондюхи, которая заграждала речку между Каличьей башней монастырской стены на этой стороне и Конюшенным двором на той стороне (а первоначально, до 1556 года, когда были вынесены из монастыря находившиеся в нем конюшни, она, по всей вероятности, помещалась в самом монастыре).

Нагорье по ту сторону речки от монастыря, на котором в настоящее время расположена Ильинская слобода и которое в старое время называлось Красной горой (а Красная гора по восточную сторону монастыря сама по себе) представляет собою местность историческую: главным образом с этого нагорья, в начале XVII века бывшего незаселенным полем, Поляки бомбардировали монастырь (см. ниже, в главе ХIII).

СЕВЕРНАЯ СТОРОНА МОНАСТЫРЯ

У северо-западного угла монастыря соединяются в одно место, или сливаются, два оврага – один идет на северо-запад, другой идет сначала на восток, вдоль стены монастыря, а потом поворачивает на север; в первый овраг несколько выше его устья впадает поперечный овраг. Первый из оврагов, в котором течет речка Кончура, назывался в старое время Благовещенским оврагом (от села Благовещенского, в сторону которого идет), а также Токаренным оврагом (от находившихся на берегу его монастырских токаренных изб); второй овраг, в котором течет речка Вондюга, назывался Мишутинским оврагом, от села Мишутина (по той же причине, по которой Благовещенский – от села Благовещенского); третий овраг назывался Глиняным и Косым оврагом. Эти три оврага, так же как и помянутая выше Красная гора, суть овраги исторические: они служили местом неоднократных, более или менее кровавых стычек монастырских сидельцев с Поляками, а один из них, именно Мишутинский овраг, из которого осажденные должны были добывать себе дрова, служил местом стычек весьма частых в продолжение всего времени осады.

Покатая к монастырю площадь между Благовещенским и Мишутинским оврагами, которую в настоящее время занимает Штатная слобода, в ХVII веке вся занята была монастырскими службами и заведениями.

Тотчас за оврагом, против Конюшенной, или Каличьей, башни монастыря, на берегу речки Кончуры, или Благовещенского оврага, был монастырский Конюшенный двор. Мы говорили выше, что конюшни монастырские были вынесены из самого монастыря в 1556 году. Со всею вероятностью нужно думать, что сейчас указанное нами их место было именно тем их местом, на которое они были вынесены из монастыря. Для проезда к ним чрез овраг была сделана плотина, выше которой образовался пруд, носивший название Каличьего, или Конюшенного (более или менее рыбный, т. е., вероятно, с напусканной рыбой, ибо на берегу его стоял неводной сарай). Выше Конюшенного двора (или же, может быть, ниже его, как по Палицыну), на берегу того же Благовещенского оврага, стоял монастырский Токаренный двор (на котором работали и отчасти жили монастырские токари). Вправо от Конюшенного двора, если смотреть от монастыря к Мишутинскому оврагу, находились: Коровий двор, Воловой двор (двор для рабочих лошадей, название которого нужно объяснять тем, что в древнейшее время и у нас на севере волы преобладали над лошадьми в качестве землепашущих животных) с Полозовым двором (в котором складывались дровни и сани и всякие пахотные инструменты) и кирпичные сараи с прудом (последние были «посторонь», или против, колодезя преподобного Саввы, а колодезь этот, служа к определению места сараев, остается целым до настоящего времени). Выше кирпичных сараев было гумно с одним овином каменным и тремя деревянными. Вместе со службами и заведениями находились две слободы монастырских служебников и ремесленников – Конюшенная, в которой жили конюхи, и Тележная, в которой жили тележники.

По другую сторону оврага, в теперешней Кокуевской слободе, было другое гумно с четырьмя деревянными овинами и другой Воловой двор (о котором ясно не говорит опись монастыря 1641 года, но о котором ясно говорит Палицын). В начале ХVIII века архимандрит Георгий Дашков, бывший великим конелюбцем, а попросту сказать – великим лошадником, выстроил здесь вторую и огромную размерами монастырскую конюшню (семидесяти трех саженей в длину и тридцати трех саженей в ширину).

Мы сказали сейчас выше, что до


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.