Крестовская часовня, или место «У креста» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Крестовская часовня, или место «У креста»

2022-10-03 24
Крестовская часовня, или место «У креста» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Крестовская часовня, о которой обыкновенно говорится: «у креста», «от креста», «ко кресту», находится в девяти с половиной верстах от Троицы по направлению к Москве, подле самого Московского шоссе, в полуверсте за деревней Рязанцы (на карте, помещенной на стр. 342, – Резанцово, ср. ниже карту ХVIII в.). Часовня поставлена на том месте, с которого святитель Стефан Пермский, проезжая в Москву, заочно приветствовал преподобного Сергия, и в воспоминание того, что преподобный Сергий, духовными очами видевший приветствие Стефаново, отвечал ему своим взаимным приветствием (см. выше, в жизнеописании, стр. 56). Должно думать, что сначала поставлен был один крест, что могло быть сделано потому, что в древнее время существовал у нас обычай ставить кресты на чем-либо замечательных, чем-либо замечательным ознаменованных местах, а потом над крестом для укрытия его от непогод и для побуждения проезжающих и проходящих по дороге к воздаянию ему бoльшего чествования была поставлена часовня. Нынешняя каменная часовня, сколько можно судить по ее архитектуре, – второй половины ХVIII столетия. Ныне находящийся в часовне крест (деревянный, больших размеров, из толстых круглых, составных или склеенных, некрашеных дерев, осмиконечный, причем нижняя поперечина не косая, а горизонтальная, на котором повешен меньший крест, из досок, с изображением на нем распятия) недавнего сооружения, ибо прежде находившийся в ней крест (не знаем, первый ли или который после первого) перенесен в Гефсиманский скит (в котором стоит теперь на кладбище, в устроенной для него часовне, или под устроенным для него балдахином). 14 сентября, в день Воздвижения животворящего креста, в прежнее время совершался крестный ход к часовне Креста из села Воздвиженского, которое находится в двух с половиной верстах от часовни, а в настоящее время, наоборот, совершается крестный ход из часовни в село Воздвиженское. (Священник села Воздвиженского с причтом приходит перед обедней в часовню и вместе с приехавшими от Троицы иеромонахом и монахами служит в ней молебен, после чего один и другие идут крестным ходом в Воздвиженское и поют обедню.)

Против часовни, через дорогу от нее, маленький пруд, или прудок, заброшенный колодезь и деревянная часовенка вроде будки. Прудок и колодезь, из которых о первом ходит легенда, будто он выкопан самим преподобным Сергием, конечно, выкопаны были с целию доставления воды живущему при часовне монаху и приходящим богомольцам (в настоящее время при самой часовне глубокий, выкопанный в 1780 году колодезь). А для чего будкообразная и жалкая на вид часовенка с двумя или тремя совсем слинялыми иконами – остается для нас непонятным.

До проведения железной дороги из Москвы к Троице у Креста была целая линия блинных, которые торговали так же бойко, как и блинные Троицкие (причем блинам придавалось то значение, что они были для богомольцев поминовенными блинами перед паннихидой или после паннихиды в Хотькове по родителях преподобного Сергия и каждого богомольца своих собственных). В настоящее время для немногих пешеходных богомольцев остаются две блинные.

ВИФАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Вифанский, оффициальным языком – Спасо-Вифанский, монастырь находится в трех с половиной верстах от лавры к юго-востоку, на берегу речки Кончуры (той самой, на которой стоит и лавра), при ее выходе из пруда, который по монастырю называется теперь Вифанским и которого прежнее название есть Ершовский или Вяльковский (первое из двух названий, по всей вероятности, от келаря Троицкого монастыря Вениамина Ершова, бывшего в продолжение 1730–1734 годов, который его устроил, а второе от деревни Вяльково, которая находилась при впадении в Кончуру речки Корбухи, приблизительно на теперешнем месте семинарии).

Монастырь устроил в продолжение 1783–1787 годов митрополит Платон «для успокоения своея старости и для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры» (как говорит описание Вифании, приложенное к Краткому описанию лавры). «Быв всегдашний уединения любитель, – пишет сам Платон о построении им монастыря в своей автобиографии, – разсудил он устроить это милое ему место с тем, чтобы, еще несколько продолжив правление епархии и приближаясь к старости, отказаться от оной и уединиться в ту пустыню и там окончать последние свои дни». С 1783 года, в котором было начато строение монастыря, Платон большую часть времени проживал в лавре и в новосозидавшейся пустыньке. С 1792 года, когда испрошено было им высочайшее дозволение жить в лавре сколько рассудит, а правление епархией поручить своему викарию, он сделался постоянным жителем лавры и своего нового монастыря, причем по зимам жил в первой, а по летам во втором. В Вифанском монастыре Платон и скончался 11 ноября 1812 года и в церкви его и погребен3.

Вифанский монастырь был построен как кладбищное отделение, или как кладбище, лавры. Но в 1797 году посетил монастырь ученик Платонов, император Павел Петрович, и возвел его на степень самостоятельного второклассного монастыря, причем предписал, чтобы его настоятелями всегда были наместники лавры (и причем сохранил за ним и его назначение быть кладбищем лавры).

Замечательна в Вифанском монастыре по своей затейливости построенная митрополитом Платоном церковь. Главный из двух престолов ее, в честь Преображения Господня, так сказать, натуральным образом воспроизводя событие Преображения, поставлен на горе. Это достигнуто таким образом, что в двухсветной церкви алтарное отделение сделано двухэтажным, с алтарями в нижнем и в верхнем этажах, что стена нижнего алтарного отделения, или нижнего алтаря, обращенная к церкви, отделана в виде горы (которая «убрана мохом, кустарником, цветками и даже зверками, гнездящимися в ея ущельях»), причем верхний алтарь оказывается стоящим на горе. Три сени, которые желал сотворить на Фаворе апостол Петр, изображены были алтарем, имеющим особую полукруглую форму, и крылосами, которые в виде небольших четырехстолпных беседок стояли по восточным концам хоров, идущих в уровень с алтарем вокруг всей церкви и которых в настоящее время уже нет (один из них можно видеть на гравюре Платоновой Вифанской церкви, приложенной к первой части Картин России Свиньина и помещенной здесь выше, на странице 326. <См. снимок> До затейливой горы Платон додумался не вдруг, ибо первоначально, как видно из слов о Вифании в описи лавры 1785 года, в верхнем алтаре был престол не Преображения, а Входа во Иерусалим). В нижнем этаже алтаря пещерообразно, или в виде вертепа, устроен храм в честь Лазарева воскресения. <См. снимок> В проходе из церкви в алтарь с северной стороны устроена как бы своя небольшая пещера, в которой погребен митрополит Платон и в которой над местом его погребения стоит гробница (надгробница). Над гробницей – изображение Платона, лежащего во гробе; над изображением под стеклом – его митра и дикирий с трикирием, а по сторонам: направо – его полное облачение, налево – белый клобук, мантия и посох. Гробница освещается неугасимою лампадою. У северо-восточной стены пристроя к церкви, который окружает ее с трех сторон, по левую сторону от горы верхнего алтаря, или от нижнего храма, против гробницы митрополита Платона, стоит гроб преподобного Сергия, который до 1786 года стоял в Успенском соборе лавры (см. выше, стр. 208), а в этом году перенесен Платоном из лавры в Вифанию. Гроб заключен в металлический футляр, а для его лобызания у футляра есть отворяющаяся дверца. Сейчас помянутый нами пристрой к церкви, окружающий ее с трех сторон, сделан в 1830 году, причем, как дает знать митрополит Филарет, церковь, бывшая, вероятно, замечательною не одной своей горой, была перестроена так, что платоновский подлинник ее был весьма испорчен (в одном письме к наместнику Афанасию Филарет пишет: «не могу я забыть, как жестоко испортили Вифанскую церковь»4).

Налево по выходе из Платоновой церкви, или на юг от нее, стоят Платоновы же архиерейские покои, в которых остается целою его домовая оригинальной формы церковь (значительно, впрочем, переделанная возобновителем покоев наместником Антонием, который, вовсе не принадлежав к числу почитателей древности и редкости, и совсем было ее уничтожил и потом восстановил только уже по приказанию императора Александра Николаевича) и в которых сохраняется некоторое количество принадлежавших ему раритетных и нераритетных вещей (что касается до самого устройства покоев, то до сих пор остается целым в одной комнате их зеркальный потолок из небольших квадратных зеркал, вставленных в деревянную решетку, или деревянный переплет)5.

Перед покоями стоит небольшая пирамида, окруженная решеткой. Она поставлена митрополитом Платоном в увековечение памяти о посещении монастыря императором Павлом в 1797 году. На ней надпись:

«1797 года апреля 24.

Почто, Вифания, сей год и день прославляеши? – Яко державный Великий Государь Император Павел I и с Государынею Императрицею и со всею Августейшею фамилиею благоволили посетити мя и вкусити зде трапезу.

Почто ты, пустыня, тако ликоствуеши? – Яко тогожде года, мая 1 дня, он Великий Государь во второкласный монастырь преобрази мя и еще при мне устроил быти училищу просвещения».

Находящаяся впереди покоев большая двухэтажная церковь построена в 1866 году (в ней пять престолов: внизу середний – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, боковые – во имя Платона, и Романа, и архангела Михаила; вверху главный – в честь Сошествия Святаго Духа и придельный – во имя Николая Чудотворца).

В воротах монастырских, под колокольней, изображены были Платоном евангельские события, имевшие место в Палестинской Вифании, и начертано было четверостишие:

«Въ Вифанiю Хрiстосъ пришелъ И водворился тутъ:

О еслибъ Он и здесь покой нашелъ! Не тщетны бъ были коштъ и трудъ».

Вифанская духовная семинария, находящаяся по сю сторону монастыря, с приезда к нему, на правой стороне от дороги, учреждена вследствие указа императора Павла Петровича, данного одновременно с тем, как монастырь возведен был во второй класс, то есть 1 мая 1797 года. Быв начата строением в том же 1797 году, она была торжественно открыта 6 августа 1800 года. Платоновский семинарский корпус, имеющий форму буквы покоя, то есть начальной буквы имени митрополита, с четырьмя башнями на двух углах и на двух концах, стоящий на берегу пруда, находится внутри нынешнего семинарского двора6. А большой корпус, выходящий на дорогу, построен в продолжение 1826–1830 годов и увеличен боковым пристроем в 1884 году.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.