Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2022-10-03 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Их смысл объяснил крупный ученый из числа поздних ханафитов, даже печать мухаккыков в Египте, и это имам ат-Тахтави, рахимахуллах (умер в 1231-м году), а Ибн Абидин был печатью, подобной ему, но в Шаме, и Аллах предписал ему стать широко известным.
Ат-Тахтави пишет в начале примечания к «Ад-Дурр аль-Мухтар»[1], рассказав об этом сомнении:
«То есть смысл этих слов в том, что мнение нашего имама правильно с его точки зрения, хотя есть вероятность ошибки, поскольку каждый муджтахид в реальности может быть прав, а может ошибиться. Но с нашей позиции каждый из четырех имамов прав в своем иджтихаде, и каждый мукаллид говорит эти слова, если его спросят о его мазхабе, передавая так слова имама своего мазхаба, которому он следует. Смысл не в том, что каждый мукаллид обязан верить, что другой муджтахид, которому он не следует, ошибается».
И он, рахимахуллах, объяснил нам, что это слова имама-муджтахида, но не убеждения мукаллида.
Имам, проявив максимум усердия в разборе какого-то вопроса, говорит:
«Мой мазхаб в этом вопросе – правда, хотя есть возможность ошибки, потому что этот вопрос – из категории иджтихада, а другое мнение в этом вопросе ошибочное, хотя я принимаю возможность, что это мнение может быть правильным».
А когда мукаллид произносит эти слова, он повторяет слова своего имама.
И каждый, кто проявит надлежащее усердие в каком-то вопросе и придет к определенному результату, будет думать, что его результат правилен, и в его сознании остается лишь небольшая вероятность того, что это ошибка. Поэтому его мнение о своей правоте крайне сильно, а мнение о правоте противоположного суждения крайне слабо. Подобным образом и к нему относятся те, кто имеет противоположное мнение.
|
И это истина, в которой нет никаких сомнений и которую понять нетрудно.
Эти слова и сомнения насчет этого напомнили мне слова имама Ибн Нуджейма (умер в 970-м году), крупного ханафитского факиха из Египта, из его книги «Аль-Бахр ар-раик», которые цитирует и Ибн Абидин в «Хашия»[2].
Ибн Нуджейм говорит:
«И смысл в том, чтобы люди не претендовали на их знание, кроме тех, кто постоянно рядом с ними, чтобы стало ясно, что это знание можно достичь, лишь постоянно обращаясь, скрупулезно изучая их слова и получая знания от учителей».
Мы еще разберем это подробно, иншаАллах.
То, что муджтахид считает, что он может быть прав, а может и ошибиться, уравновешивается тем, что, посмотрев на свой иджтихад и проявленное усердие, он понимает, что достиг итога, которым можно быть довольным, который в его понимании соответствует истине и к которому необходимо стремиться. И он смотрит на тех, кто пришел к иному выводу, и видит, что они тоже проявили максимальное усердие, но итоговые выводы у них другие. И поэтому он обязан уважать их мнение и принимать в расчет его и их научное положение.
Слова имама Ахмада[3] про Исхака ибн Рахавейх передают тончайшие нюансы [этого размышления]:
«Никто из прошедших по мосту из Хорасана не сравнится с Исхаком ибн Рахавейх, хотя мы и расходимся в некоторых вещах. Ведь люди не перестают расходиться друг с другом».
А слова имама Яхьи ибн Саида аль-Ансари (умер в 144-м году) уже цитировались:
«Обладатели знаний глядят широко, ведь муфтии не переставали расходиться: одни запрещают, а другие разрешают, но один не порицает второго, а второй – первого».
[1] 1:33.
[2] 1:303.
[3] Ас-Сияр, 11:371.
ЧАСТЬ 64. ТРЕТЬЕ СОМНЕНИЕ, ЧАСТЬ 1
Третье сомнение
Ты сказал, что имамы проявляли адаб друг к другу и к тем, кто имел другое мнение, но мы можем прочитать некоторые их резкие высказывания, которые наш слух не может перенести, мы, которые по сравнению с ними описаны как лишенные адаба. Как же быть с этим?
|
Ответ
Да, это передается от наших ученых, да помилует их всех Аллах, и на это можно ответить двумя общими идеями.
Во-первых, надо изучать, достоверно ли то, что передается, поскольку во многих случаях эти истории недостоверны и им не следует придавать никакого значения, как с большей частью того, что Хатыб аль-Багдади передает об имаме Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, а насчет оставшегося ответили ученые мазхаба и все подробно объяснили.
Во-вторых, нужно смотреть на общий контекст высказывания, ведь нельзя вынести решение без анализа общего контекста.
Я приведу пример обоих общих ответов.
В хадисе говорится:
«Покупатель и продавец обладают правом [расторгнуть сделку], пока не разойдутся».
И ученые разошлись в том, что именно имеется в виду под «разойдутся». Имеется ли в виду перемена темы разговора? Если, после того как договор был заключен, они сменили тему разговора или заключили какой-то другой договор, стал ли первый договор обязательным для обеих сторон таким образом, что ни одна из сторон не может передумать, а если оба решат расторгнуть сделку, то это уже будет «аль-икаля»[1]? Или имеется в виду физическое расхождение, так что они, пока находятся рядом друг с другом, все еще могут расторгнуть сделку, поскольку не перестали находиться вместе? А если кто-то из них отойдет от другого, то договор становится обязательным, даже если кто-то из них передумает через мгновение?
Имам Малик и другие ученые[2] сказали, что имеется в виду перемена темы разговора, и придерживались первого мнения, а Ибн Абу Зиъб и другие[3] – что имеется в виду физическое расхождение, выбрав второе значение. И когда до него дошло, что имам Малик выбрал первое мнение, то он сильно разозлился и произнес настолько грубые слова, какие говорятся о тех, кто впал в неверие или подобные состояния:
«Следует потребовать от него покаяться за это мнение, а если он не откажется от него, то казнить».
Но такие слова никогда не могут быть произнесены насчет разногласий в фикхе.
Эта история рассказана в книге «Аль-Иляль ва ма’рифа ар-риджаль»[4] в следующем виде:
|
«Абдуллах ибн аль-имам Ахмад сказал: «Я слышал, как мой отец сказал: «Ибн Абу Зиъб сказал…»»» – не указав, от кого он слышал эти слова Ибн Абу Зиъба, и поэтому имам аз-Захаби, рахимахуллах, пишет в книге «Ас-Сияр»[5]: «Имам Ахмад не привел иснада к этим словам. Возможно, они не достоверны».
И он сказал до этого:
«Это мерзкие слова о великом имаме. Имам Малик не практиковал буквальный смысл хадиса, считая его отмененным, а некоторые сказали, что практиковали, считая, что слова «пока не разойдутся» означают перемену темы разговора после заключения сделки.
И поэтому, в любом случае, имам Малик за свое понимание этого хадиса и каждого другого обязательно получит одну награду [за свой иджтихад], а если окажется правым в иджтихаде, то еще большую награду. А то, что обязательно казнить каждого, кто имеет другое мнение в фикхе, – это позиция харуритов»[6].
В любом случае слова современников друг о друге зачастую не принимаются в расчет, и поэтому величие имама Малика ни на сколько не померкнет из-за слов Ибн Абу Зиъба. Но и самого Ибн Абу Зиъба ученые не сочли слабым передатчиком из-за этих его слов. Оба они мединские ученые своего времени. А имам Ахмад не привел иснада к этим словам, и, возможно, они не достоверны».
И это связано с первой общей идеей в ответе.
[1] Расторжение сделки по обоюдному согласию. Прим. Абу Али.
[2] В частности, имам Абу Ханифа. Прим. Абу Али.
[3] В частности, имам аш-Шафии. Прим. Абу Али.
[4] 1: 218, №1193.
[5] 7:142.
[6] Крайние хариджиты. Прим. Абу Али.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!