Особенности древневосточной философии. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности древневосточной философии.

2017-05-23 568
Особенности древневосточной философии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция № 3

Древневосточная философия

План

Особенности древневосточной философии.

Индийская философия.

Китайская философия.

1. Особенности древневосточной философии:

· религиозность,

· спиритуальность,

· интуитивизм,

· интровертность (обращенность к внутреннему миру человека),

· пессимизм,

· единство субъекта и объекта.

Основу древнеиндийской философии составили индуизм (брахманизм) и буддизм.

В Китае становлению философии способствовали аскетствовавшие бродячие мудрецы. Многие учения формируются на анализе или критике таких древних памятников культуры, как «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»).

Два главенствующих мировоззренческих направления — конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство во II веке до н. э. приобретает официальный статус государственной идеологии

 

Индийская философия

Предпосылками формирования древней индийской философии являются:

- экономические причины - переход от меди к железу, развитие товарно-денежных отношений;

- социально-политические причины - ослабление родоплеменных отношений, возникновение и развитие государства;

- мировоззренческие причины - высокий уровень развития религиозно- мифологического мировоззрения.

В индийской философии принято выделять три периода:

- ведийский период, когда философские воззрения еще не существовали отдельно от религиозных и мифологических учений;

- классический период, продолжавшийся с V в. до н.э. вплоть до X в. н.э.; именно в этот период сформировались основные ортодоксальные и неортодоксальные философские школы;

- постклассический период (с X в. по наши дни).

 

Согласно установившейся традиции, вся ведическая литература (а именно она является источником древнеиндийского знания: само слово «веда» в переводе с санскрита означает «ведение», «знание») делится на четыре группы:

1. Самхиты (это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа).

2. Брахманы («толкования высшей сути» и сборники ритуальных процедур).

3. Араньяки (букв. «лесные», лесные тексты для отшельников, стариков, скитальцев, предающихся философским размышлениям об истине).

4. Упанишады («сидение-ученика-подле-учителя»,«сокровенное знание»). Всего известно более двухсот упанишад.

В 2007 г. по решению ЮНЕСКО Ригведа внесена в международный реестр «Память мира».

Веды – это священные книги брахманов, которым они приписывали сверхъестественное происхождение. С точки зрения Вед, изначально существовали только Ничто и тепловая энергия — тапас. Впоследствии из взаимодействия Ничто и тапас родилось Единое, которое затем распалось на низ и верх, женское и мужское. При этом женское и мужское противопоставлялось друг другу как вожделение и усилие, которые возникли из желания.

Впоследствии Веды были дополнены рядом текстов комментирующего характера. Прежде всего, это упомянутые комментарии, которые получили название «Брахманы», поскольку они были составлены жрецами. В особую группу выделяются «Араньяки» — комментарии к Ведам, подготовленные лесными отшельниками.

Но наиболее значимыми среди них в связи с формированием философских представлений являются «Упанишады» — сборник, в котором излагаются основы учения о карме и переселении душ. Авторами Упанишад были ученики, которые приходили к лесным отшельникам и жили у них некоторое время. Упанишады не представляют собой изложения единого учения; скорее они являются несистематическим изложением достаточно разнородных идей и представлений.

В Упанишадах описывается атман — основа мира, одновременно и божественное начало, и безличныйпринцип. Атман одновременно и духовен, и материален, хотя духовное начало в нем преобладает.

Другое важное понятие, описывающееся в Упанишадах, — это брахман - причина всего сущего, духовный абсолют. Атман и брахман едины.

Формирование философии в Индии было связано с противостоянием брахманизму, опиравшемуся на племенные верования и обычаи и сохранившему значительную часть ведического ритуала, который был зафиксирован в четырех Ведах, или самхитах, — сборниках, объединявших гимны, которые прославляли богов. Истинными знатоками и толкователями ведической мудрости считались представители высшей касты — брахманы. Впоследствии к каждой веде был создан брахман (описание, комментарий). Свое название брахманы получили от имен жрецов, которые их создали.

Ортодоксальные школы:

1) ньяя и вайшешика, которые возникли как самостоятельные, а впоследствии слились в одну школу.

Их сторонники полагали, что атомы (аголы), не различаясь с точки зрения размера и формы, в то же время обладают различающими их качествами: температурой, вкусом, цветом и т.д. Атомы формируют не материальный мир, а дхарму, то есть моральный закон, который управляет миром.

Школа ньяя известна созданием сложной логической системы. В ее основе лежало выделение 7 категорий: субстанции, качества, деятельность, отношение общности, отношение особенности, отношения присущности и небытие.

Мир, состоящий из атомов, – это постоянные изменения, проходящие как возрождение, так и упадок.

Акшапада Гаутама (VI век до н. э.) — индийский философ и логик, автор Ньяя-сутры.

Мало известно о жизни Акшапады Гаутамы. Он был учеником брахмана Сомашармана, возможно риши из рода Ангирасов, автор гимнов «Ригведы» или один из его потомков. Прозвище «Акшапада» означает «идущий рассеянный человек, смотрящий в землю или смотрящий под ноги».

«Ньяя-сутра» Гаутамы состоит из пяти книг, является основным источником ньяйи — одной из шести главных теистических школ индийской философии. Ньяя называется также системой Акшапады.

 

2. Санкхья и йога.

Капи́ла (санскр. ऋषि) — ведийский мудрец, который описывается в «Шримад-Бхагаватам» и других Пуранах и считается автором основных принципов индуистской философской системы санкхья, изложенной в классическом философском тексте «Санкхья-карика», состоящем из 70 сутр. Приложения и комментарии «Санкхья-карики» занимают 6 томов; они были составлены на протяжении многих столетий. Одним из основных комментариев к «Санкхья-карике» является «Капила-санкхья-правачана-сутра-вритти», авторства Анируддхи.

В «Махабхарате» Капила описывается как один из семи сыновей Брахмы; другие шесть сыновей — это Анируддха, Шана, Санатсуджата, Санака, Санандана, Санаткумара и Санатана. В «Вишну-пуране» и «Шримад-Бхагаватам», однако, он описывается как аватара Вишну, которая обучала бхакти-йоге.

Его потомки до сих пор проживают в Северной Индии, в особенности в районе Пенджаба. Они носят фамилию Капил.

Жизнеописание Капилы содержится в „Шримад-Бхагаватам“ („Бхагавата-пуране“), Песнь 3, Глава 33: Деяния Капилы, где говорится, что его родителями были Кардама Муни и Девахути.

После того, как отец Капилы оставил дом и принял отречённый образ жизни, Капила дал наставления Девахути

в философии санкхья-йоги и Вишну-бхакти, в результате чего она достигла мокши и чистой любви к Богу.

Капила выступает как одна из основных фигур в истории нисхождения Ганги из духовного мира на землю, которая связана с индуистским праздником Макара-санкранти и с ведийским царём Сагарой из династии Икшваку, который был родом из Айодхьи и являлся предком Рамы.

 

 

Царь Сагара Бог Индра

 

Царь Сагара совершил ашвамедху («жертвоприношение коня») девяноста девять раз. Когда, в согласии с правилами проведения жертвоприношения, Сагара в сотый раз послал коня вокруг земли, царь девов Индра преисполнившись зависти похитил коня и спрятал его в обители Капилы.

У Сагары было 60 000 сыновей, которые обнаружили коня, и, приняв Капилу за похитителя, напали на него. С помощью своей мистической силы Капила превратил их за одно мгновение в пепел. Аншуман, внук царя Сагары, пришёл к Капиле и стал молить его спасти их души,на что Капила ответил, что они будут спасены, только если Ганга снизойдёт с небес и омоет своими водами их пепел.

В «Бхагавад-гите», Кришна утверждает, что среди совершенных живых существ, он — Капила:

  Из деревьев Я —баньян, а из мудрецов средиполубогов—Нарада. ИзГандхарвов Я — Читраратха, а среди совершенных живых существ Я — мудрец Капила.  

Поучения Капилы цитируются в различных священных текстах индуизма:

  Я пришёл в этот мир для того, чтобы открыть людям философиюсанкхьи, которая по мнению тех, кто стремится избавиться от ненужных материальных желаний, играет очень важную роль в процессе духовного самоосознания. Этот труднопостижимый путь самоосознания с течением времени был забыт людьми. Знай же, что Я воплотился как Капила, чтобы снова изложить эту философию и объяснить её людям.  

 

  Когда человек полностью избавляется от вожделения и жадности, которые являются продуктами ложного отождествления себя с телом («я») и тем, что принадлежит телу («моё»), его ум очищается. Утвердившись в чистом состоянии сознания, он поднимается над материальным счастьем и горем.  

 

  Верховная Личность Бога — это Высшая Душа, не имеющая начала. Господь трансцендентен кгунам материальной природы и находится за пределами материального мира. Все мироздание покоится на лучезарном сиянии, исходящем от Него, и это сияние даёт возможность ощутить Его присутствие всюду.  

 

  Неувядаемую славу Господа воспевают всюду, ибо она приумножает славу Его преданных. Поэтому йог должен медитировать на Верховного Господа и Его преданных. Он должен сосредоточить свой ум на вечном образе Господа и медитировать на Него до тех пор, пока его ум не обретёт устойчивость.  

Суть философии санкхья

В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух).

Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.

Санкхья в своём развитии прошла четыре периода:

1. Санкхья Капилы (VII—VI вв. до н. э.) утверждала как относительный монотеизм, так и абсолютный монизм, основные положения исходят из Вед и Упанишад.

2. Теистическая санкхья Махабхараты, Бхагавад-гиты, Пуран. Проводилось различие между Пракрити и Пурушей, который выступал как «Познающий».

 

Многоликий бог Пуруши

 

Полное освобождение души достигается посредством познания подлинной природы Пракрити и Пуруши, слияния с Ишварой - абсолютной душой. Ведущие представители этого периода: Асури и Панчашикха.

3. Атеистическая санкхья буддийского периода, ставшая таковой под его воздействием. При помощи логики санкхья пыталась обосновать реальность «Я» перед нападками буддизма и пришла к логическому выводу о невозможности существования Ишвары.

4. Санкхья Виджнянабхишну (VII в.). Возвращение к теистической санкхье. Выделяют два типа санкхьи: эпическую и классическую.

Эпическая санкхья нашла своё отражение в философских текстах «Махабхараты» (прежде всего, в «Бхагавад-гите»).

Классическая санкхья представляет собой философскую систему, созданную Ишваракришной в первых веках н. э.

Ишваракришна

 

 

Санкхья отрицала существование Бога как творца мира: существование бога недоказуемо; можно объяснить возникновение и существование мира, не прибегая к понятию Бога.

Школа йога занималась практической жизнью. Йога основана на том, что человек связан психически и физиологически с космосом.

Йога стремится к равновесию, к нирване. Для достижения нирваны следует приложить усилия, на физическом и духовном уровне. Существует множество упражнений для практики. Основным средством для достижения нирваны является медитация. Также необходимо выполнять дыхательные упражнения, принимать правильные позы, сосредотачивать психику.

Тело — жилище всех богов.

Владение собой и своими чувствами являются частью восьми фаз занятий йогой.

 

Индийская йога - это сложная дисциплина, основанная на учении о концентрации физических, психологических, духовных и моральных аспектах индивида.

Владение этой наукой предусматривает обретение человеком 10-ти достоинств: отказ от насилия, правдивость, уважение к другим, умеренность, целомудрие, этичность, скромность, преданность, сила духа и возвышенность души.

В процессе обучения йог проходит через 8 последовательных этапов:

1. искусство владения собой,

2. соблюдение норм морали

3. изучение священных текстов,

4. физические упражнения,

5. управление дыханием,

6. невосприимчивость к боли,

7. концентрация,

8. медитация и полное слияние человека с объектом его размышлений.
Прохождение подобного обучения должно в конечном итоге позволить студенту достичь состояния саматхи, или абсолютного просветления и слияния с божественной сущностью.

Конечная цель - достижение состояния экстаза и единства с абсолютом.

 

3. Миманса —учение, которое занималось проблемами герменевтики или толкованием ведических текстов.

Основатель учения – Джаймини (пурва - миманса).

Это учение разработало систему понимания, направленную на наиболее точное и глубокое понимание священных текстов. Веды сторонниками этой школы рассматриваются не как творение конкретных людей, а как божественное откровение. Миманса - дуалистическое учение.

Реальными являются и душа, и тело.

Миманса разработала особую теорию познания.

Любое познание опирается на шесть источников: восприятие, вывод, сравнение, словесное описание и невосприятие.

Под невосприятием сторонники школы понимают отсутствие того, что ожидается.

 

Неортодоксальные школы:

Буддизм.

Джайнизм.

3. Локаята (чарвака).

1. Буддизм возник на северо-западе Индии в VI-V вв. до н.э. и на сегодняшний день является одной из мировых религий. Буддизм - религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Гаутамой (Буддой). Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма (пали) / Сиддха́ртха Гаута́ма (санскрит) («потомок Готамы, успешный в достижении целей»), он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся») и даже Верховным буддой (Sammāsambuddha).

Его также называют: Татха́гата («тот, кто так пришёл»), Бхагаван («господь»), Сугата (Правильно идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром).

Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона — «Трипитаки.

День рождения Будды Шакьямуни является национальным праздником Республики Калмыкия.

Традиционно жизнеописание Будды даётся на основе ряда буддийских текстов («Жизнь Будды» Ашвагхоши, «Лалитавистара»).

ЗАПОВЕДЕЙ БУДДЫ

1. Самый большой враг в жизни человека - это он сам.

2. Самая большая глупость в жизни человека - это ложь.

3. Самое большое поражение в жизни человека - это надменность.

4. Самая большая печаль в жизни человека - это зависть.

5. Самая большая ошибка в жизни человека - потерять самого себя.

6. Самая большая вина в жизни человека - неблагодарность.

7. Самое достойное сожаления в жизни человека - умаление своего достоинства.

8. Самое достойное восхищения в жизни человека - подняться после падения.

9. Самая большая утрата в жизни человека - потеря надежды.

10. Самое большое достояние в жизни человека - здоровье и разум.

11. Самый большой долг в жизни человека - искренние чувства.

12. Самый большой дар в жизни человека - великодушие.

13. Самый большой недостаток в жизни человека - непонимание.

14. Самое большое утешение в жизни человека - добрые дела.

10 уроков жизни от Будды, которые необходимо прочесть:

1. Начинать с малого – это нормально. Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей

2. Мысли материальны. Правильное мышление даст все, что пожелаете. Неправильное мышление — зло, которое разрушит вас. Если вы измените свое мышление, вы измените и свою жизнь.

3. Простить. Сдерживать гнев в себе, все равно, что схватить горячий уголь с намерением бросить его в кого-нибудь еще; сгорите именно вы. Учитесь прощать. Учитесь прощать быстрее.

4. Ваши поступки имеют значение. Слова ничего не стоят. Чтобы развиваться, вы должны действовать; чтобы быстро развиваться, действовать нужно каждый день. Слава не упадет вам на голову! Я не верю в судьбу, которая сваливается на людей, когда они действуют, но я верю в судьбу, которая сваливается на них, если они бездействуют.

5. Пытайтесь понять. Когда вы чувствуете, что вас захлестывает гнев, уничтожьте его. Выслушайте других, поймите их точку зрения, и вы обретете спокойствие. Больше сосредоточьтесь на том, чтобы быть счастливым, чем быть правым.

6. Победите себя. Лучше победить себя, чем выиграть тысячи сражений. Тот, кто победит себя, тот сильнее любого владыки.

7. Живите в гармонии. Гармония приходит изнутри. Не ищите ее снаружи. Не ищите снаружи то, что может быть только в вашем сердце.

8. Будьте благодарны. Благодарное сердце сделает вас великим!

9. Будьте верны тому, что знаете. 10. Путешествуйте! Жизнь – это путешествие. Наслаждайтесь путешествием!

 

 

Будда весеннего храма – самая высокая статуя в мире (поселок Чжаоцунь, провинция Хэнань, Китай). Общая высота статуи – 153 м.Строительство было завершено в 2008 году.

33 тонны меди, 108 килограмм золота и 15 тысяч тонн специальной стали — именно столько материала потребовалась китайцам, чтобы выразить свое почтение буддистскому наследию и возвести самую большую статую на планете. Монумент изображает Будду Вайрочана, одного из пяти священных Будд, олицетворяющих мудрость. Идея создать грандиозную святыню пришла китайцам после того, как талибы уничтожили две огромных статуи Будды в Афганистане.

 

Лаукун Сектуар. Провинция Сикайн, Мьянма.

Вторая по величине скульптура на планете. Самая большая в мире наклонная статуя Будды.

Возводилась 12 лет - с 1996 по 2008 год.

Во время строительства наклонного Будду использовали в качестве формы для отливки одежды его вертикальной копии. Позолоченные пластины рабочие поднимали и соединяли вручную, без помощи кранов.

Статуя, высотой 116 метров, изображает Будду Шакьямуни, и вместе с постаментом достигает почти 130 метров.

Ушику Дайбутсу. Ушику, Япония.

Высота: 100 метров. Высота с постаментом – 120 м. Глаза - 2,5 м, ухо – 10 м, рука – 18 м.

Руки обращены к собеседнику, правая поднята, а левая опущена вдоль тела. Это позиция мудры витарка, которая символизирует передачу учения дхармы. Так Будда указывает всем путь просветления, освобождения от страданий и привязанностей.

 

 

 

 

Гуаньинь. Город Санья на острове Хайнань, Китай.

Высота: 108 метров. Фигура из белого камня с золотым нимбом вокруг головы. Это Гуаньинь, женское воплощение Будды, известное также как бодхисаттва Авалокитешвара. Богиня имеет три лица: на посетителей она смотрит, держа в руках книгу, второй лик изображен с четками, третий — с цветком лотоса. Многоликая Гуаньинь представляет три аспекта Будды: прошлое, настоящее и будущее.

 

Великий Будда Таиланда. Район Мианг, провинция Ангтхонг, Таиланд.

Высота: 92 м. Самая большая статуя в стране и девятая по высоте в мире. Сидящего в позе лотоса Будду строили 18 лет. Статуя выполнена из цемента и расписана золотом. Она достигает 92 метра в высоту и 63 метра в ширину.

Гранд Будда. Город Уси, провинция Цзянсу, Китай.

Крупнейшая в мире статуя Будды из бронзы. Высота статуи, которая возвышается на холме Линшань, составляет 88 метров. Вес - около 800 тонн.

Чтобы подойти к Будде вплотную и коснуться его ступней, нужно прошагать 217 ступенек.

Гранд Будда соседствует с храмом Сянфу и озером Тайху.

Здесь же построили Брахма-дворец и дворец в форме руки Будды.

 

 

Будда Майтрея. Провинция Сычуань, недалеко от г. Лэшань, Китай.

Местные жители называют его Да Фо, что дословно означает "Будда Горы". 70-метровое изваяние высечено в толще одной из скал горы Линъюньшань. Ширина плеч - 30 м, голова — почти 15 м, пальцы рук — 8 м, длина носа — 5,5 м. Полузакрытые глаза смотрят на гору Эмэйшань, а стопы упираются в реку. На уровне головы Будды находится храмовый комплекс, парк и пагода высотой 38 метров. Справа от головы Будды - скверик влюбленных. Пары цепляют здесь навесные замки, а ключи бросают в пропасть, чтобы никогда не разлучаться.

 

Будда Лантау. Лантау, Гонконг.

Высота: 34 м. Бронзовая статуя Будды, сидящего на лотосе - буддистский символ ясности мыслей и чистоты помыслов. Особенность Большого Будды на острове Лантау - обращен не на юг, как все большие статуи Будд, а на север. К Будде ведет лестница из 268 ступеней.

 

 

2. Джайни́зм (санскр. जैन, jaina? от санскр. जिन, jina, «победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. Школа названа по имени 24 святых проповедников джайна.

Символ джайнизма, принятый в 1974 году

Основатель учения – кшатрий Вардхамана или Джина Махавира.

 

 

Рука с колесом на ладони – символ ненасилия (ахимса).

Колесо (драхмачакра) – символ непрекращающегося круга рождений и смертей (сансары).

 

В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 5—6 миллионов приверженцев в Индии, а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других частях мира.

Джайнистские библиотеки — старейшие в Индии.

Скульптура, изображающая двух основателей джайнизма: слева — Рушабха, первый из 24 титханкаров, герой легенд, чье существование не было подтверждено историками; справа — Махавира, последний из 24 титханкаров, который систематизировал и реформировал религию и философию джайнизма. Положение фигур характерно для джайниского искусства. Их тела идеализированы, почти лишены рельефности, что обусловлено упражнениями йоги, покоем и освобождением от плоти (они находятся в позе кайотсарга).

Джайнизм утверждает, что любое существо (джива, санскр. जीव) является индивидуальной и вечной душой. Когда душа полностью освобождается от сансары (достигает мокши), она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом, а не мирянином, поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аскетизму.

Последователей джайнизма называют джайнами. Высшее звание в джайнизме — джина — «победитель». Этот титул присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям, достигшим дхармы и освободившимся от сансары.

Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля (врата, санскр. व्रत). Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека. Совершенное восприятие (ананта даршан, санскр. अनन्त दर्शन्), совершенное знание (ананта джна, санскр. अनन्त ज्ञ) и совершенное поведение (ананта чаритра, санскр. अनन्त चरित्र), известные как «три драгоценности джайнизма», являются путем к освобождению души человека (к мокше) от сансары (круговорот рождений и смертей). Мокша достигается после освобождения от кармы. Достигших мокши зовут сиддхами (освобожденными душами), а тех, кто связан с землей посредством кармы, — сансаринами (мирские души). Каждая душа должна следовать пути, описанному джинами, чтобы достичь безграничной свободы.

Джайнизм утверждает, что Вселенная и Дхарма бесконечны, без конца и начала. Однако во Вселенной происходят циклические процессы изменения. Она состоит из живых форм («Джива») и неживых («Аджива»). Душа сансарина (мирянина) воплощается в различные формы жизни в течение путешествия во времени. Человек, «недочеловек» (животные, насекомые, растения и т. д.), сверхчеловек (Боги и Полубоги) и существа ада — четыре макроформы (вида) сансарианской души. Все мирские отношения между одной Дживой или Адживой и другой основаны на накоплении кармы и сознательных мыслях, словах и действиях в её настоящей форме.

Другая важная характеристика учения джайны — предписание не только последовательности действий, но и норм умственного поведения. Существует пять основных этических принципов — обетов, которые должны выполнять джайны. Степень того, насколько строго должны выполняться эти обеты, зависит от того, кем является джайн — монахом или мирянином. Это:

· Не причинять вреда живому (Ахимса).

· Быть искренним и благочестивым (Сатья).

· Не красть (Астейя).

· Не прелюбодействовать (Брахмачарья).

· Не стяжать (Апариграха).

Ахимса, «ненасилие», является основополагающим, его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других принципов. Его иногда интерпретируют как «не убий», но это понятие намного шире. Оно означает — не причинять вреда или оскорблений всему живому ни непосредственно, ни косвенно. Нельзя помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было, нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды других людей.

Принцип Сатья, «правдивости», должен также соблюдаться всеми людьми. Так как главенствующим принципом является Ахимса, то если правда может вызвать насилие, то лучше, с этической точки зрения, промолчать.

Астейя, в буквальном переводе «некража», означает строгую приверженность своей собственности, подавление желания завладеть чужим, то есть принцип осуждает алчность. Каждый должен довольствоваться тем, что ему удалось приобрести собственным честным трудом. Астейя означает сокращение физических потребностей и стремление к духовным ценностям. Основными рекомендациями при выполнении этого принципа являются следующие:

· Всегда справедливо вознаграждать людей за труд и за результаты.

· Никогда не брать чужих вещей.

· Никогда не брать вещей, которые обронены или забыты другими.

· Никогда не покупать более дешёвые вещи, если цена была уменьшена нечестным способом (прим. финансовые пирамиды, нелегальная торговля, украденные вещи и т. д.).

Брахмачарья, «монашеский обет безбрачия», означает полное воздержание от секса, но только монахов. Брахмачарья не осуждает секс вообще, но предостерегает от бесполезной траты сексуальной энергии в погоне за сиюминутным удовольствием.

Апариграха, «нестяжательство», отказ от собственности и материальных ценностей перед принятием монашества. После этого отказа человек понимает, как отделить себя от вещей и собственности, также от дома и семьи, следовательно, становится ближе к мокше. Для мирян, Апариграха означает избавление от стремления к накоплению, так как само понятие собственности иллюзорно. Однажды принадлежавшее одному, станет вскоре собственностью другого. Апариграха учит не ставить целью жизни накопление материальных благ, а тратить энергию на духовное развитие. Всё живое, каждая вещь обладают душой. Каждая душа священна и обладает врожденным бесконечным знанием, восприятием, силой и счастьем. Поэтому следует относиться ко всему живому как к себе, никому не вредить и нести добро. Каждая душа ответственна за свою жизнь в настоящем и будущем. Когда душа освобождается от кармы, она становится свободной и приобретает божественное (чистое) сознание, бесконечное знание, восприятие и счастье. Совершенное воззрение, совершенное знание и совершенное поведение («три драгоценности джайнизма») открывают путь к идеалу. В джайнизме нет понятия высшего божественного создателя, спасителя или уничтожителя. Вселенная саморегулируется, и каждая душа потенциально может достичь божественного сознания (сиддха) собственными усилиями. Основной молитвой в джайнизме является мантра Навокар. Её можно петь в любое время дня. Практикуя эту мантру, человек показывает свое уважение освободившимся душам, заключенным всё ещё в человеческие формы (арихантам), полностью освободившимся душам (сиддхам), духовным учителям (ачарьям) и всем монахам. Обращаясь к ним, джайны приобретают вдохновение и встают на путь истинного счастья и полной свободы от кармы. В этой главной молитве джайны не просят об одолжениях или материальных благах. Эта мантра служит как простой показатель глубокого уважения к тем, кто более развит духовно. Мантра также напоминает приверженцам джайнизма о конечной цели — нирване и мокше. Сознание души, а не сознание тела является основой совершенного воззрения, условием совершенного знания и основой совершенного поведения. Оно ведёт к состоянию отрешения от земных вещей, а значит, к непредвзятости, ненасилию, что означает сострадание, прощение в мыслях, словах и действиях в отношении к другим существам, а также к уважению взглядов других людей. Джайнизм особенно подчёркивает важность контроля чувств, так как привязанность к земному, зависимость от материального мира, боязнь утрат могут удалить человека от настоящей природы его души и завести в тёмный туннель невежества, ненависти и насилия. Цель джайнизма — освобождение души от негативных эффектов, вызванных неправильными действиями, мыслями и речами. Эта цель может быть достигнута через очищение кармы, если использовать «три драгоценности джайнизма». Основными божествами в джайнизме являются Джины, Ариханты и Тиртханкары, которые побороли внутренние страсти и приобрели божественное (чистое) сознание.

Джайнизм признает, что существуют якши и якшини. Якши и якшини относятся к категории божеств, называемой «вьянтара» («блуждающие»), и обладают рядом сверхъестественных сил, включая способность изменять размер и форму. По джайнской легенде, царь богов Индра повелел якшам и якшиням следить за благополучием тиртханкаров.

Они неизменно изображаются в паре: якша (божество мужского пола) — справа от тиртханкары, а якшиня (божество женского рода) — слева.

Тиртханкары

24 тиртханкары

Диганбарская статуя Гоматешвары (ಗೋಮಟೇಶ್ವರ) в Шраванбелаголе, Карнатака, считается одной из самых высоких статуй такого типа в мире.

 

Джайны верят, что истинное знание (дхарма) угасало и вновь появлялось циклически на протяжении всей истории. Тех, кто вновь открывает дхарму, называют тиртханкарами. Буквально тиртханкара означает «создатель переправы». Джайны, как и буддисты, сравнивают процесс очищения человека с пересечением бурной реки — с испытанием, требующим терпения и осторожности. «Создатели переправы» уже пересекли реку, и поэтому могут направлять других. Их также называют «победителями» (джина), потому что они достигли свободы своими собственными усилиями.

Как и в буддизме, основной целью джайнской дхармы является избавление от негативных влияний кармы через умственное и физическое очищение. Этот процесс, ведущий к свободе, сопровождается приобретением внутреннего мира.

Очистив душу, титханкары становятся всезнающими и образцом для подражания. Их причисляют к богам и называют Бхагаванами (например, Бхагаван Ришабха, Бхагаван Паршва).

Всего существовало 24 титханкара в так называемый в джайнизме «наш век».

Последние двое титханкаров — Паршва и Махавира — являлись реальными историческими персонажами: факты их существования были зафиксированы письменно.

Па́ршва, паршванатха (санскр. पार्श्वनाथ) — в джайнской традиции — 23-й тиртханкара. Годы жизни традиционно указываются как 877—777 гг. до н.э.

Является наиболее ранним джайнским тиртханкарой, историческое существование которого подтверждается.

 

 

Статуя Паршвы в джайском храме Лодрува, в 10 км к северу от Джайсалмера, Раджастхан

 

 

Ещё при жизни Паршвы имелось некоторое количество людей, которые придерживались его учения Известно также, что родители 24-го тиртханкары, Махавиры, также были последователями Паршвы.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.