Понятие и функции дидактических средств обучения — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Понятие и функции дидактических средств обучения

2017-05-20 1944
Понятие и функции дидактических средств обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Технократичность современного процесса обучения напрямую связана с использованием его дидактических средств.

Дидактические средства — средства, с помощью которых реа­лизуются цели обучения.

Усиливая наглядность, осуществляя дидактическую направлен­ность, они обеспечивают ориентировку в учебном материале, уско­ряют темп изучения материала, освобождают время для исполь­зования на учебном занятии разных видов учебной работы. Ди­дактические средства не только влияют на привлекательность учебного процесса, но и способствуют развитию личности, так как позволяют обучаемым приобретать знания активно, стимули­руют их перенос на реальную действительность.

Дидактическими средствами являются предметы, которые об­ладают определенными сенсомоторными стимулами и, воздействуя на зрение, слух, осязание, облегчают студентам непосредственное и косвенное познание действительности. Слово «предмет» в дан­ном контексте употребляется в отношении как к предметам ре­альной действительности, так и к их модельным образным, сло­весным или символическим заменителям.

В процессе обучения дидактические средства выполняют сле­дующие функции:

— дидактическую, так как представляют собой важный источ­ник знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами; об­легчают закрепление проработанного материала, проверку степе­ни овладения и усвоения знаний;

— формирующую, поскольку являются средством развития по­знавательных способностей, а также чувств и воли студентов;

— познавательную, так как служат непосредственному позна­нию студентами определенных фрагментов действительности.

Эффективность усвоения материала на учебном занятии зависит от того, какое средство обучения использует педагог и на каком из этапов изложения материала, поэтому ему важно ориентировать­ся в классификации этих средств. В отечественной дидактике су­ществует немало различных классификаций дидактических средств, но до сих пор нет однозначно выстроенной системы, поскольку трудно установить жесткие границы классификации.

Так, в качестве таких признаков выделяют и характер пред­ставления окружающей действительности, и особенности учеб­ной информации, и цели учебно-воспитательного процесса.

При классификации дидактических средств говорят о двух под­ходах.

Согласно педагогическому подходу они должны способство­вать реализации дидактических целей обучения, формировать у обучаемых определенную систему представлений об окружающей действительности, способствовать эффективной организации учеб­ного процесса, стимулировать познавательную и мотивационную сферу студентов.

Согласно технологическому подходу.их надо разделять в зави­симости от каналов восприятия, от способа производства.

Используется классификация, основанием которой является связь характера воздействия этих средств через их визуальный, аудиальный и аудиовизуальный каналы восприятия на степень усвоения учебной информации. Согласно данной классификации дидактические средства подразделяются на визуальные, аудиаль-ные и аудиовизуальные. К визуальным причисляют оригиналь­ные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п. К аудиальным — радио, магнитофон и т.п. К аудио­визуальным — звуковой фильм, телевидение и т.д.

Известна классификация, основанная на принципе «от про­стого и конкретного к сложному и абстрактному». Здесь выделя­ют следующие виды дидактических средств:

— оригиналы, демонстрируемые в естественных условиях;

— оригиналы, помещенные в искусственные условия;

— модельные эквиваленты оригиналов;

— символы;

— программированные учебники и дидактические машины.

Существует классификация дидактических средств с точки зре­ния степени их сложности. В соответствии с таким делением раз­личают дидактические средства простые и сложные.

К числу простых относятся естественные образцы в естествен­ных условиях; естественные образцы, демонстрируемые в искус­ственных условиях; препарированные образцы, модели, картины, карты, диаграммы и т.д.

Сложными средствами являются разнообразные механические и электрические устройства: кинопроекторы; телевизионная ап­паратура; устройства, автоматизирующие процесс учения, и т.п. При таком делении виды чувственных воздействий оказались под­чиненными критерию сложности самих средств. Поэтому как среди простых, так и среди сложных средств можно выделить визуаль­ные, аудиальные и аудиовизуальные средства, а также не входя­щие в эти группы программированные учебники и дидактические машины.

Еще одна классификация дидактических средств разделяет их:

1) на доски для написания мелом — фланелевые, магнитные, специальные (перфорированные, монтажные и др.);

2) устройства для светопроекции — проекторы неподвижных изображений; проекторы немого фильма; оптические скамьи и лампы для теневой проекции; устройства для освещения поля наблюдения; специальные устройства (стробоскопы, эластооптические устройства и др.); вспомогательные устройства, каковыми являются разнообразные экраны, затемнения и т.п.;

3) устройства для усиления записи и воспроизведения звука (устройства для озвучивания помещений, магнитофоны, адапте­ры и проигрыватели), совмещенные устройства (радиолы и др.);

4) аудиовизуальные средства — видеофоны; проекторы звукового фильма; совмещенные устройства (диафильмо-магнитофоны); школьное телевидение в замкнутой системе; видеомагнитофоны;

5) дидактические машины — устройства для закрепления зна­ний; устройства для быстрого контроля знаний; тренинговые уст­ройства и стимуляторы; специальные устройства (для изучения иностранных языков) и др.;

6) устройства для воспроизводства текстов и образов — мно­жительный аппарат клише; ротапринты; ксерографы; фотокопи­рующие устройства;

7) средства массовой информации — радио, телевидение;

8) электронные цифровые машины;

9) техника научной информации — устройства для чтения мик­рофильмов, классификаторы, классификационные картотеки;

10) комплексные учебники и программированные тексты — для обучения традиционными методами; для программированно­го обучения; для изучения иностранных языков;

11) аппаратура объемного изображения — стереопроекторы; стереокинопроекторы; голография.

Есть еще классификация, где средства обучения подразделя­ются на три категории:

1) природные — представляющие саму действительность;

2) технические — косвенно отображающие действительность;

3) символические — представляющие действительность с по­мощью символики.

В свою очередь средства каждой из перечисленной групп могут оказаться простыми или сложными. I. Простые:

— учебники и другие специальные учебные издания;

— естественные объекты в природе (например, деревья в лесу, Цветы);

— естественные объекты в искусственной среде (например, экспонаты музея, различных выставок, оборудование специаль­ных лабораторий);

— предметы, приготовленные в виде сухих (муляжи), мокрых (законсервированные в жидкостях), микроскопических препара­тов (например, муляжи овощей и фруктов; головного мозга или препарированная лягушка);

— модели, т.е. заменяющие средства, отражающие реальные предметы (например, объемные геометрические фигуры);

— картины, т.е. плоскостное изображение предмета;

— знаки, т.е. условное символическое изображение содержа­ния в виде опорных схем;

— карты, показывающие действительность с помощью услов­ных визуальных знаков;

— схемы, графики, диаграммы;

— кибернетические модели. II. Сложные:

1) механические, передающие изображение с помощью техни­ческих средств обучения (например, графопроектор);

2) аудиальные (магнитофон);

3) аудиовизуальные (видео-, телефильм);

4) средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвисти­ческие кабинеты, компьютерные классы, видеоклассы, классы ТСО).

В практике средней профессиональной школы преподаватели чаще всего пользуются классификацией, которая построена на сопоставлении дидактической задачи и способов ее реализации (Л. Г. Семушина). Согласно данной классификации существующие дидактические средства можно разделить на четыре группы — учебно-наглядные пособия, вербальные средства обучения, спе­циальное оборудование, технические средства обучения.

Учебно-наглядные пособия. Они дают студентам возможность сформировать конкретные образы предметов и явлений действи­тельности без помощи технических средств в момент обобщения или систематизации учебной информации. Натуральные пособия изготовлены из природного материала — гербарии растений, чуче­ла птиц, коллекции бабочек, минералов, а также изготовленные из искусственного материала: уменьшенные модели легковых машин, различные инструменты, кисточки, краски, которыми будет пользо­ваться будущий специалист в своей практической деятельности.

Изобразительные пособия построены на плоскостном или объем­ном изображении изучаемого объекта. Плоскостные — плакаты, рисунки, фотографии; объемные статические — модели, макеты, муляжи; объемные действующие — действующие модели, стенды.

Знаковые пособия отображают основные элементы явления или процесса, их структуру и взаимосвязь между отдельными элемен­тами. Они бывают схематическими — чертежи, опорные схемы или символическими — формулы, графики, диаграммы. Такова первая группа дидактических средств.

Вербальные, или словесные, средства обучения. Они дают сту­дентам возможность сформировать представления о предметах и явлениях действительности в процессе самостоятельной работы для углубления полученных знаний и добывания дополнительных сведений. Сюда относятся различные виды учебных пособий: учеб­ники и учебные пособия по предметам; словари; рабочие тетради студента по практике, по дисциплине; инструкционные карты, а также научно-методическая литература, которая на учебном заня­тии может быть представлена в виде выставки, подборки по кон­кретной теме. Это группа вторая.

Специальное оборудование. Оно дает студентам возможность сформировать представления о собственных практических дейст­виях в рамках получаемой профессии и используется преподавате­лем для иллюстрации теоретических положений. Сюда относятся орудия и средства труда специалиста, используемые в учебных целях; разнообразные и специально оборудованные кабинеты и учебные лаборатории, которые являются еще и определенной про­изводственной средой.

Учебный кабинет должен иметь необходимые теле- и видео­средства, компьютерные коммуникации; наглядное оформление, отражающее его предметное назначение; соответствующий ин­терьер; специализированную мебель и оргтехнику.

Используя средства обучения, учебные лаборатории должны соблюдать правила безопасности, необходимый воздушный и тем­пературный режим.

ГОС СПО определяет примерный перечень кабинетов, учеб­ных лабораторий, мастерских и других учебных помещений по специальности 0313 (050704) «Дошкольное образование».

Кабинеты:

1) общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

2) педагогики;

3) психологии;

4) русского языка и культуры речи;

5) детской литературы и выразительного чтения;

6) иностранного языка;

7) методики развития речи;

8) методики экологического образования;

9) изобразительной деятельности и методики развития детско­го изобразительного творчества;

10) методики физического воспитания и развития;

11) методики математического образования;

12) музыки и методики музыкального развития;

13) дисциплин дополнительного образования;

14) методический. Лаборатории:

1) технических средств обучения;

2) вычислительной техники;

3) медико-социальных основ здоровья. Спортивный комплекс:

1) спортивный зал;

2) зал ритмики и хореографии;

3) открытый стадион широкого профиля. Дополнительно колледж может оформлять кабинет анатомии,

физиологии и педиатрии и мастерскую по обработке материалов.

А при реализации образовательной программы на базе основного общего образования дополни­тельно функционируют:

кабинеты:

1) истории;

2) литературы;

3) математики;

4) биологии; лаборатории:

1) физики;

2) химии.

Технические средства обучения (ТСО). Они дают студентам воз­можность усвоить, переработать, проконтролировать уровень соб­ственного усвоения учебного материала, а преподавателям — расши­рить возможности получения такой информации, которая не может быть получена студентом иным средством. По выполняемым педаго­гическим функциям ТСО разделяются на аудиовизуальные, т.е. тех­нические средства информации; информационно-контролирующие, т.е. технические средства программированного обучения, тренажеры.

В связи с актуальностью их применения разберем эту группу дидактических средств более подробно.

Последнее время в учебном процессе стали интенсивно исполь­зоваться аудиовизуальные технологии обучения, которые позволя­ют сместить акцент с деятельности преподавания на деятельность учения. Следует отметить, что эта разновидность технологий на­правлена на реализацию средств предъявления информации, а универсальность их заключается в том, что они могут быть вклю­чены в учебный модуль и как самостоятельный фрагмент, и как отдельный эпизод.

К средствам динамической проекции относятся: видеозапись, видеолекции, учебное кино и учебное телевидение. Все они уско­ряют освоение знаний, создавая максимальный контакт обучае­мых с действительностью; расширяют границы аудитории обуча­емых, обеспечивая независимость выбора места и времени пользо­вания, а также дают студентам быстрый доступ к необходимой в данный момент информации; позволяют произвольно варьиро­вать темп изучения учебного материала, возвращаться к ранее просмотренному материалу.

\ Самым сложным в дидактическом исполнении, но в то же вре-мя\И одним из наиболее эффективных средств является учебный фильм. Он представляет особый синтетический вид киноискусст­ва, в котором сочетаются жанровые особенности научного, хро­никально-документального и художественного кино. В образова­тельной практике используют:

— целостный фильм. Он посвящен одной большой теме и со­стоит, как правило, из трех частей. Первая и вторая части содер­жат материал наблюдений, а третья дает научное обоснование дан­ным наблюдениям. Такой фильм используется при обобщении материала;

— фрагментарный фильм. Он тоже посвящен одной теме кур­са, содержание которой разбивается на несколько фрагментов по типу организации материала или по формально-изобразительно­му принципу, когда каждый фрагмент имеет свою заставку, на­звание, титры;

— микрофильм, который содержит материал по небольшой теме, да и время демонстрации имеет короткое — не более 2—5 мин;

— кино кол ьцовка. Это склеенная в кольцо небольшая лента, с помощью которой демонстрируется повторяющийся процесс. Чаще всего данный вид учебного фильма используется при объяснении материала или при самостоятельных ответах студентов.

Учебное кино было особенно популярно в 70—80-е гг. прош­лого столетия.

В 1985 г. в фонде фильмов РСФСР насчитывалось более 1 ООО кино­фильмов, демонстрация которых превышала 200 ч1.

Сейчас учебное кино перестало лидировать среди всех средств динамической проекции, предпочтение получили компьютерные видеографические средства (KBQ. Они занимают особое место среди всех ТСО. По сравнению с традиционными средствами обучения они позволяют снять пространственный барьер зрительного вос­приятия, дают студенту новую информацию, увеличивают ее объем.

Аудиовидеотехнологии представлены средствами динамической проекции, учебной звукозаписью, мультимедийными средствами.

Учебную звукозапись представляют фонодокументы: рассказы, воспоминания очевидцев, фрагменты радиопередач, радиоспек­таклей, радиокомпозиций; записи отдельных литературных про­изведений, стихов, инсценировок в исполнении известных артис­тов; музыкальные звукозаписи и т.д.

Мультимедийные средства являются важной составляющей со­временных информационных технологий, появление которых обу­

1 См.: Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в шко­ле / под ред. Л. П. Прсссмана. — М., 1987. — С. 69.

словлено новыми целями и задачами современного образования, изменяющими роль обучающего в учебном процессе. Поэтому главной функцией педагога становится создание условий для того, чтобы образовательный процесс стал творчеством личности, самой осуществляющей свое образование. Благодаря проникновению прак­тически во все области человеческой деятельности компьютерной техники и современных информационных технологий разнообраз­ная информация становится объектом труда многих людей.

Информационная технология обучения — это совокупность ме­тодов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечива­ющих сбор, обработку, хранение, распространение и отображе­ние информации с целью снижения трудоемкости процессов ис­пользования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности'.

Информационные технологии разделяются на сберегающие, экономящие труд, время, материальные ресурсы; рационализирую­щие, улучшающие автоматические системы; созидающие, включа­ющие обучаемых в процесс переработки и использования инфор­мации. Кроме того, информационные технологии — это:

а) гипертехнологии, отличающиеся нелинейной организацией содержащейся информации и предоставляющие возможность ра­боты с текстом за счет выделения ключевых объектов;

б) сетевые технологии, опирающиеся на использование локаль­ных, региональных, глобальных компьютерных сетей;

в) телеконференции, выступающие средством интерактивного общения;

г) учебные телекоммуникационные проекты, позволяющие организовывать совместную учебно-познавательную, творческую, игровую деятельность.

Информатизация образования влечет за собой сложную кибер­нетическую систему «преподаватель — компьютерная среда обу­чения — обучаемый». В связи с этим выделяют такие направле­ния информационных технологий:

— универсальные информационные технологии, представлен­ные текстовыми редакторами, графическими пакетами, эксперт­ными системами и т.д.;

— компьютерные средства телекоммуникаций;

— компьютерные обучающие и контролирующие программы, электронные учебники;

— мультимедийные программные продукты. Мультимедиа представляют собой несколько технологий, по­зволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, переда­

1 См.: Филатов O.K., Чернилевский Д.В. Педагогика высшей школы. — М 2005. - С. 239.

ваЧъ, отображать такие типы данных (текст, графику, анимацию, ауди°- и видеозаписи) для презентации различных элементов курса.

В целом возможны следующие направления использования в учебном процессе средств информатики:

а) обучение с помощью автоматизированных систем (инфор­мационных, моделирующих и обучающих);

б) постановка и решение задач на компьютере;

в) обучение профессиональному применению новых инфор­мационных технологий в избранной сфере деятельности;

г) использование компьютера в качестве дидактического сред­ства для динамического моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала и т.п.

Завершая разговор об использовании дидактических средств обучения, следует отметить, что для эффективного использова­ния любого из перечисленных дидактических средств обучения преподавателю следует обратить внимание на ряд предъявляемых к ним требований. Дидактические средства должны быть:

— источником учебной информации и в содержательном ас­пекте должны отражать требования Государственного образова­тельного стандарта среднего профессионального образования;

— адекватны целям, задачам, содержанию образовательной про­граммы подготовки специалиста среднего образования;

— направлены на стимулирование самообразования студентов;

— разработаны с учетом требований информатизации образо­вания;

— помощниками в организации творческой продуктивной дея­тельности студентов на занятиях и во внеаудиторной самостоя­тельной работе;

— стимуляторами инновационной деятельности преподавателя;

— инициаторами, решая задачи диверсификации образования. Кроме этого, и сам преподаватель должен соблюдать ряд условий:

— определить, на каком этапе или этапах учебного занятия он будет применять то или иное средство обучения;

— знать, какое средство можно применять для лучшего усвое­ния учебной информации;

— знать, сколько средств одновременно будет задействовано на учебном занятии;

— иметь представление о том, как средство обучения сочетает­ся с выполнением студентами учебно-познавательных заданий по ходу учебного занятия.

Использование дидактических средств обучения подчиняется ряду принципов. Так, принцип адекватности системы средств обучения целям, содержанию, используемым методам и органи­зационным формам обучения заставляет отбирать такие средства обучения, которые на учебном занятии позволили бы преподава­телю в полном объеме реализовать все запланированные программ­ные требования к студентам. Принцип научности требует от пре­подавателя использования таких дидактических средств, которые отвечали бы современным достижениям в области науки, культу­ры, позволяли бы студентам использовать их в своей практиче­ской деятельности. Принцип безопасности — это учет санитарно-гигиенических требований к использованию средств обучения. Принцип хронометрического соответствия определяет характер приспособленности конструктивных и информативных средств к временным возможностям их использования на учебном занятии. Принцип эстетичности предполагает наличие у дидактического средства определенного дизайна его оформления; привлекатель­ности, удобства конструкции.

В деятельности преподавателя колледжа следует говорить о комплексном подходе к подбору дидактических средств обучения, поэтому понятие «дидактические средства» отождествляют с двумя другими понятиями, такими, как учебно-методический комплекс и информационно-предметное обеспечение учебной дисципли­ны. Два эти термина имеют более широкое значение, поскольку помимо серии традиционных дидактических средств туда входят учебные (примерные и рабочие) программы по дисциплине, компью­терные обучающие программы и программы для осуществления контроля знаний студентов; рабочие тетради по предмету и для организации педагогической практики; рекомендации по выпол­нению курсовых и выпускных квалификационных работ и мето­дические рекомендации по изучению курса и организации само­стоятельной деятельности студентов; материалы психолого-пе­дагогических практикумов; хрестоматии, дополняющие учебные пособия; методические разработки по отдельным курсам, нужные студентам при самостоятельной работе; список литературы по предмету и база библиотечных данных; опорные конспекты лек­ций по основным темам курса; серия опорных схем и т.д.

Создание информационно-предметного обеспечения учебной дисциплины является важной составляющей авторской техноло­гии обучения конкретного преподавателя и базируется на основе сложившегося опыта и интуиции педагога с учетом им особенно­стей теоретической профессиональной деятельности специалиста, комплекса решаемых им задач, а также с учетом тех типичных оши­бок и затруднений, которые возникают у преподавателя и студентов во время использования того или иного дидактического средства.

 

8.2. Работа студентов с учебной литературой

Одним из средств обучения считается использование в учеб­ном процессе разнообразных видов учебной литературы: учебни­ков, учебных пособий, справочников, нормативной литературы, учебно-наглядных и учебно-методических пособий.

Учебник — книга, в которой изложены основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями и задачами обуче­ния, установленные программой и требованиями дидактики.

Для каждого типа учебных заведений (начальное, среднее, сред­нее и'даысшее профессиональное) имеются свои учебники, соот­ветствующие его характеру, возрастным и иным особенностям обучаемых. Например, есть учебники для углубленного изучения иностранного языка, учебники для заочной формы обучения и т.д.

Учебник — это и средство усвоения основ научных знаний в определенной сфере, к которой принадлежит учебная дисципли­на, и программа деятельности как студента, так и преподавателя, транслятор социального и культурного опыта, который должны усвоить студенты в ходе изучения конкретной дисциплины; еще это и модель конкретной педагогической системы подготовки бу­дущих специалистов.

Главные назначения учебника и вместе с ним и других видов учебной литературы — информатизация знания, руководство про­цессом усвоения содержания образования, т.е. познавательной деятельности студентов.

В учебной деятельности каждый из видов учебной литературы выполняет ряд взаимосвязанных функций.

Информационная функция позволяет раскрыть суть учебной ли­тературы как носителя содержания обучения, представленного текстом и иллюстрациями.

Функция руководства выражается в том, что в учебнике или учебном пособии определяется и выстраивается набор учебного материала в виде текстов, заданий, примеров, что позволяет пре­подавателю планировать и проводить обучение, а студентам — осуществлять процесс самообразования.

Функция стимулирования реализуется в назначении учебной литературы: повышении интереса студентов к материалу, возмож­ностям его использования.

Функция упражнений, самоконтроля направлена на обеспече­ние прочного и устойчивого усвоения знаний и умений через выполнение системы упражнений, заданий, организацию контроля и самоконтроля.

Функция координации предполагает установление взаимосвязи с другими книгами и средствами учебно-методического обеспече­ния, которые при ведущей роли учебника представляют собой систему дидактических средств обучения, обеспечивающих наи­более полную реализацию учебно-воспитательных задач и разви­тие личностных качеств специалиста.

Функция рационализации ориентирована на экономию времени пре­подавателя и студентов как на аудиторных занятиях, так и вне их.

Воспитательная (мировоззренческая) функция развивает у студен­тов с помощью учебной литературы мировоззрение, научное и твор­ческое мышление, целостное отношение к научным знаниям, фор­мирует на основе всего этого эмоционально-мотивационную сферу.

Функция руководства познавательной деятельностью студентов фиксируется через систему изложения учебной информации и тех учебно-познавательных заданий, с помощью которых студент си­стематизирует, интерпретирует в практической деятельности по­лученные знания.

Согласно издательскому ОСТу 29.130-97. «Издания. Термины и определения» вся учебная литература объединяется термином «учебные пособия». К учебным пособиям относятся:

1) учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания;

2) учебное пособие — учебное издание, дополняющее или пол­ностью заменяющее учебник, официально утвержденное в каче­стве данного вида издания. Учебные пособия содержат печатные, графические, изобразительные и другие материалы, предназна­ченные для реализации целей обучения;

3) учебно-наглядное пособие — учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию. Это картографические пособия, атласы, альбомы;

4) учебно-методическое пособие — учебное издание, содержа­щее материалы по методике преподавания учебной дисциплины, отдельного ее раздела, части или по методике воспитания. К учеб­но-методическим пособиям относятся:

— рабочая тетрадь — учебное издание, имеющее особый ди­дактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента над освоением учебного предмета;

— самоучитель — учебное пособие для самостоятельного изу­чения чего-либо без помощи руководителя. В качестве самоучи­теля в профессиональной школе используются методические раз­работки для студентов;

— хрестоматия — учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические или иные произведения, отрывки из них, составляющие объект изучения дисциплины;

— практикум — учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного;

— учебная программа — учебное издание, определяющее со­держание, объем, а также порядок изучения и преподавания ка­кой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).

Классификация учебников:

1) дидактический учебник. В нем представлено дидактически отработанное содержание, а цель может без труда диагностирована;

2) декларативный учебник. В нем есть диагностично постав­ленная цель, но отсутствует в полном объеме дидактически отра­ботанное содержание;

3) догматический учебник. В нем содержание задано без ори­ентировки на заранее продуманные цели обучения; все содержа­ние подается как догма;

4) монографический учебник. Он представляет собой систему научного исследования в какой-либо области научного познания. Его можно назвать учебником лишь условно, так как в нем отсут­ствует ориентировка на конкретные знания, которыми должны овладеть студенты; качество и результаты обучения по такому учеб­нику непредсказуемы и нестабильны;

5) универсальный учебник. В нем дается систематический текст, с помощью графических изображений подтверждающий опреде­ленную область науки, к которой относится учебная дисциплина;

6) систематический учебник. Он содержит упорядоченные зна­ния, соответствующие годовой программе по учебному предмету;

7) программированный учебник. В нем учебная информация рас­полагается линейным, разветвленным или смешанным способом.

Последнее время популярностью стали пользоваться книги-дневники для студента и электронные учебники. В чем их суть?

Книга-дневник предназначена для организации самостоятель­ной работы студентов по освоению учебной дисциплины в рамках конкретной образовательной профессиональной программы под­готовки специалиста по конкретному направлению.

Приведем пример структуры и содержания книги-дневника (по Р. У. Богдановой).

1. Структура книги-дневника для студента

Основное назначение книги-дневника — организовать освоение учеб­ной дисциплины образовательной профессиональной программы профи­ля «Воспитательная работа».

Основные разделы книги-дневника:

• Что это за книга? (предисловие авторов: направление, профиль, курс, семестр, количество часов; назначение книги-дневника, основное ее содержание; как с ней работать).

• Визитная карточка студента (продолжить предложения, нарисовать... сочинить...).

• Визитная карточка преподавателя (или «команды» преподавателей кафедры).

• Раздел «Основные ориентиры программы» (предлагаемый вопрос сту­дента — слово преподавателя (ответ преподавателя на вопрос) — слово студента (отношение студента к полученному ответу). Примерные вопросы раздела:

1. Каковы цели и задачи учебной дисциплины?

2. Какие основные темы будут изучаться по программе учебной дис­циплины?

3. Имеются ли в программе основные понятия, которые должен освоить студент? Если да, то какие?

4. Предполагается ли в этой учебной дисциплине обсуждение дис­куссионных вопросов? Если да, то каких?

5. Как будет организована самостоятельная работа студента и каково ее содержание?

6. Будут ли студентам в процессе освоения программы учебной дис­циплины предложены творческие задания? Если да, то какие?

7. Как будет осуществляться текущая аттестация усвоения знаний?

8. Как будет проходить итоговая аттестация?

Какие учебники, учебные пособия, другие издания помогут студенту освоить программу учебной дисциплины (основная и дополнительная литература; периодические издания)?

• Раздел «Тема за темой».

Слово преподавателя: о Основные аспекты изучения каждой темы.

о Задания к теме (по общей для всех типологии: индивидуальные и коллективные, на решение исследовательских, практических, са­мообразовательных, коммуникативных профессиональных задач в сфере воспитания школьников). Слово студента: Для освоения этой темы я: о Определил такое информационное «поле» ее освоения:_

о Работал над овладением следующими умениями:

о Заранее подобрал аргументы по дискуссионному вопросу:

о Принял участие в дискуссии по вопросам:

о Выполнил самостоятельную работу:

о Проявил инициативу:

о Сотрудничал с наибольшим/наименьшим интересом:_

• Раздел «Учебные материалы — в помощь студенту» (наиболее сущест­венные материалы для освоения учебной дисциплины).

Это могут быть:

о материалы, составленные преподавателем к теме учебной дисцип­лины;

о обзор по страницам рекомендованной литературы; о элементы хрестоматии;

о ориентация в информационном пространстве;

о рекомендации-подсказки преподавателя к выполнению заданий.

• Раздел «Самостоятельная работа» (по общей для всех типологии: ин­дивидуальные и коллективные, направленные на решение исследователь­ских, практических, самообразовательных, коммуникативных профессио­нальных задач в сфере воспитания школьников).

• Раздел «Общественная педагогическая практика студента» (срок того, что сделано, отзыв-оценка образовательного учреждения, самооценка).

• Раздел «Страница вопросов студента» (вопросы, которые возникли в процессе освоения учебной дисциплины).

• Раздел «Словарь» (раскрыть основные понятия учебной дисциплины; предлагается расширить словарь другими возможными определениями).

• Раздел «Проверьте себя» (проверочные и контрольные задания по каждой теме; по программе в целом; характеристика итоговой аттестаци­онной работы).

• Раздел «Успехи и проблемы студента в освоении программы учебной дисциплины»:

о рекомендации преподавателя к самооценке освоения программы;

о самооценка освоения темы учебной дисциплины;

о «карта освоения опыта решения профессионально-личностной за­дачи __(назвать, какой)». (В «кар­те» будут представлены итоги систематической диагностики успеш­ности освоения студентом программы учебной дисциплины.)

• «Вкладыш в книгу-дневник» (отзыв студента о помощи книги-днев­ника в освоении программы).

Все перечисленные выше учебники относятся к печатным по­собиям.

Электронный учебник представляет собой комплексную обуча­ющую компьютерную программу, в которой сочетание теорети­ческой, учебно-тренировочной, информационно-поисковой, мо­делирующей деятельности позволяет осуществить интерактивное обучение.

Электронный учебник имеет ряд преимуществ перед печатны­ми пособиями. Они выражаются в том, что повышаются актив­ность и самостоятельность студентов в конструировании собствен­ного процесса обучения и рефлексировании его результатов; у студента есть возможность принять участие в новых формах обу­чения вместо традиционных семинара и лекции; меняется роль преподавателя и отношение к нему со стороны студентов, кото­рые видят в педагоге помощника, а не руководителя с пакетом жестких предписаний.

При создании электронного учебника разработчик учитывает следующее:

— работа студента с текстом предполагает два этапа: этап аудио­визуальной анимации абстрактных понятий и этап аудиовизуаль­ного преподавания печатного текста преподавателем;

— в учебнике должен быть представлен многоступенчатый кон­троль на всех этапах обучения;

— содержание его должно быть построено таким образом, что­бы у студента была воз


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.