Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-05-20 | 1944 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Технократичность современного процесса обучения напрямую связана с использованием его дидактических средств.
Дидактические средства — средства, с помощью которых реализуются цели обучения.
Усиливая наглядность, осуществляя дидактическую направленность, они обеспечивают ориентировку в учебном материале, ускоряют темп изучения материала, освобождают время для использования на учебном занятии разных видов учебной работы. Дидактические средства не только влияют на привлекательность учебного процесса, но и способствуют развитию личности, так как позволяют обучаемым приобретать знания активно, стимулируют их перенос на реальную действительность.
Дидактическими средствами являются предметы, которые обладают определенными сенсомоторными стимулами и, воздействуя на зрение, слух, осязание, облегчают студентам непосредственное и косвенное познание действительности. Слово «предмет» в данном контексте употребляется в отношении как к предметам реальной действительности, так и к их модельным образным, словесным или символическим заменителям.
В процессе обучения дидактические средства выполняют следующие функции:
— дидактическую, так как представляют собой важный источник знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами; облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения и усвоения знаний;
— формирующую, поскольку являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли студентов;
— познавательную, так как служат непосредственному познанию студентами определенных фрагментов действительности.
Эффективность усвоения материала на учебном занятии зависит от того, какое средство обучения использует педагог и на каком из этапов изложения материала, поэтому ему важно ориентироваться в классификации этих средств. В отечественной дидактике существует немало различных классификаций дидактических средств, но до сих пор нет однозначно выстроенной системы, поскольку трудно установить жесткие границы классификации.
|
Так, в качестве таких признаков выделяют и характер представления окружающей действительности, и особенности учебной информации, и цели учебно-воспитательного процесса.
При классификации дидактических средств говорят о двух подходах.
Согласно педагогическому подходу они должны способствовать реализации дидактических целей обучения, формировать у обучаемых определенную систему представлений об окружающей действительности, способствовать эффективной организации учебного процесса, стимулировать познавательную и мотивационную сферу студентов.
Согласно технологическому подходу.их надо разделять в зависимости от каналов восприятия, от способа производства.
Используется классификация, основанием которой является связь характера воздействия этих средств через их визуальный, аудиальный и аудиовизуальный каналы восприятия на степень усвоения учебной информации. Согласно данной классификации дидактические средства подразделяются на визуальные, аудиаль-ные и аудиовизуальные. К визуальным причисляют оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п. К аудиальным — радио, магнитофон и т.п. К аудиовизуальным — звуковой фильм, телевидение и т.д.
Известна классификация, основанная на принципе «от простого и конкретного к сложному и абстрактному». Здесь выделяют следующие виды дидактических средств:
— оригиналы, демонстрируемые в естественных условиях;
— оригиналы, помещенные в искусственные условия;
— модельные эквиваленты оригиналов;
— символы;
— программированные учебники и дидактические машины.
|
Существует классификация дидактических средств с точки зрения степени их сложности. В соответствии с таким делением различают дидактические средства простые и сложные.
К числу простых относятся естественные образцы в естественных условиях; естественные образцы, демонстрируемые в искусственных условиях; препарированные образцы, модели, картины, карты, диаграммы и т.д.
Сложными средствами являются разнообразные механические и электрические устройства: кинопроекторы; телевизионная аппаратура; устройства, автоматизирующие процесс учения, и т.п. При таком делении виды чувственных воздействий оказались подчиненными критерию сложности самих средств. Поэтому как среди простых, так и среди сложных средств можно выделить визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства, а также не входящие в эти группы программированные учебники и дидактические машины.
Еще одна классификация дидактических средств разделяет их:
1) на доски для написания мелом — фланелевые, магнитные, специальные (перфорированные, монтажные и др.);
2) устройства для светопроекции — проекторы неподвижных изображений; проекторы немого фильма; оптические скамьи и лампы для теневой проекции; устройства для освещения поля наблюдения; специальные устройства (стробоскопы, эластооптические устройства и др.); вспомогательные устройства, каковыми являются разнообразные экраны, затемнения и т.п.;
3) устройства для усиления записи и воспроизведения звука (устройства для озвучивания помещений, магнитофоны, адаптеры и проигрыватели), совмещенные устройства (радиолы и др.);
4) аудиовизуальные средства — видеофоны; проекторы звукового фильма; совмещенные устройства (диафильмо-магнитофоны); школьное телевидение в замкнутой системе; видеомагнитофоны;
5) дидактические машины — устройства для закрепления знаний; устройства для быстрого контроля знаний; тренинговые устройства и стимуляторы; специальные устройства (для изучения иностранных языков) и др.;
6) устройства для воспроизводства текстов и образов — множительный аппарат клише; ротапринты; ксерографы; фотокопирующие устройства;
7) средства массовой информации — радио, телевидение;
8) электронные цифровые машины;
9) техника научной информации — устройства для чтения микрофильмов, классификаторы, классификационные картотеки;
|
10) комплексные учебники и программированные тексты — для обучения традиционными методами; для программированного обучения; для изучения иностранных языков;
11) аппаратура объемного изображения — стереопроекторы; стереокинопроекторы; голография.
Есть еще классификация, где средства обучения подразделяются на три категории:
1) природные — представляющие саму действительность;
2) технические — косвенно отображающие действительность;
3) символические — представляющие действительность с помощью символики.
В свою очередь средства каждой из перечисленной групп могут оказаться простыми или сложными. I. Простые:
— учебники и другие специальные учебные издания;
— естественные объекты в природе (например, деревья в лесу, Цветы);
— естественные объекты в искусственной среде (например, экспонаты музея, различных выставок, оборудование специальных лабораторий);
— предметы, приготовленные в виде сухих (муляжи), мокрых (законсервированные в жидкостях), микроскопических препаратов (например, муляжи овощей и фруктов; головного мозга или препарированная лягушка);
— модели, т.е. заменяющие средства, отражающие реальные предметы (например, объемные геометрические фигуры);
— картины, т.е. плоскостное изображение предмета;
— знаки, т.е. условное символическое изображение содержания в виде опорных схем;
— карты, показывающие действительность с помощью условных визуальных знаков;
— схемы, графики, диаграммы;
— кибернетические модели. II. Сложные:
1) механические, передающие изображение с помощью технических средств обучения (например, графопроектор);
2) аудиальные (магнитофон);
3) аудиовизуальные (видео-, телефильм);
4) средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютерные классы, видеоклассы, классы ТСО).
В практике средней профессиональной школы преподаватели чаще всего пользуются классификацией, которая построена на сопоставлении дидактической задачи и способов ее реализации (Л. Г. Семушина). Согласно данной классификации существующие дидактические средства можно разделить на четыре группы — учебно-наглядные пособия, вербальные средства обучения, специальное оборудование, технические средства обучения.
|
Учебно-наглядные пособия. Они дают студентам возможность сформировать конкретные образы предметов и явлений действительности без помощи технических средств в момент обобщения или систематизации учебной информации. Натуральные пособия изготовлены из природного материала — гербарии растений, чучела птиц, коллекции бабочек, минералов, а также изготовленные из искусственного материала: уменьшенные модели легковых машин, различные инструменты, кисточки, краски, которыми будет пользоваться будущий специалист в своей практической деятельности.
Изобразительные пособия построены на плоскостном или объемном изображении изучаемого объекта. Плоскостные — плакаты, рисунки, фотографии; объемные статические — модели, макеты, муляжи; объемные действующие — действующие модели, стенды.
Знаковые пособия отображают основные элементы явления или процесса, их структуру и взаимосвязь между отдельными элементами. Они бывают схематическими — чертежи, опорные схемы или символическими — формулы, графики, диаграммы. Такова первая группа дидактических средств.
Вербальные, или словесные, средства обучения. Они дают студентам возможность сформировать представления о предметах и явлениях действительности в процессе самостоятельной работы для углубления полученных знаний и добывания дополнительных сведений. Сюда относятся различные виды учебных пособий: учебники и учебные пособия по предметам; словари; рабочие тетради студента по практике, по дисциплине; инструкционные карты, а также научно-методическая литература, которая на учебном занятии может быть представлена в виде выставки, подборки по конкретной теме. Это группа вторая.
Специальное оборудование. Оно дает студентам возможность сформировать представления о собственных практических действиях в рамках получаемой профессии и используется преподавателем для иллюстрации теоретических положений. Сюда относятся орудия и средства труда специалиста, используемые в учебных целях; разнообразные и специально оборудованные кабинеты и учебные лаборатории, которые являются еще и определенной производственной средой.
Учебный кабинет должен иметь необходимые теле- и видеосредства, компьютерные коммуникации; наглядное оформление, отражающее его предметное назначение; соответствующий интерьер; специализированную мебель и оргтехнику.
Используя средства обучения, учебные лаборатории должны соблюдать правила безопасности, необходимый воздушный и температурный режим.
|
ГОС СПО определяет примерный перечень кабинетов, учебных лабораторий, мастерских и других учебных помещений по специальности 0313 (050704) «Дошкольное образование».
Кабинеты:
1) общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
2) педагогики;
3) психологии;
4) русского языка и культуры речи;
5) детской литературы и выразительного чтения;
6) иностранного языка;
7) методики развития речи;
8) методики экологического образования;
9) изобразительной деятельности и методики развития детского изобразительного творчества;
10) методики физического воспитания и развития;
11) методики математического образования;
12) музыки и методики музыкального развития;
13) дисциплин дополнительного образования;
14) методический. Лаборатории:
1) технических средств обучения;
2) вычислительной техники;
3) медико-социальных основ здоровья. Спортивный комплекс:
1) спортивный зал;
2) зал ритмики и хореографии;
3) открытый стадион широкого профиля. Дополнительно колледж может оформлять кабинет анатомии,
физиологии и педиатрии и мастерскую по обработке материалов.
А при реализации образовательной программы на базе основного общего образования дополнительно функционируют:
кабинеты:
1) истории;
2) литературы;
3) математики;
4) биологии; лаборатории:
1) физики;
2) химии.
Технические средства обучения (ТСО). Они дают студентам возможность усвоить, переработать, проконтролировать уровень собственного усвоения учебного материала, а преподавателям — расширить возможности получения такой информации, которая не может быть получена студентом иным средством. По выполняемым педагогическим функциям ТСО разделяются на аудиовизуальные, т.е. технические средства информации; информационно-контролирующие, т.е. технические средства программированного обучения, тренажеры.
В связи с актуальностью их применения разберем эту группу дидактических средств более подробно.
Последнее время в учебном процессе стали интенсивно использоваться аудиовизуальные технологии обучения, которые позволяют сместить акцент с деятельности преподавания на деятельность учения. Следует отметить, что эта разновидность технологий направлена на реализацию средств предъявления информации, а универсальность их заключается в том, что они могут быть включены в учебный модуль и как самостоятельный фрагмент, и как отдельный эпизод.
К средствам динамической проекции относятся: видеозапись, видеолекции, учебное кино и учебное телевидение. Все они ускоряют освоение знаний, создавая максимальный контакт обучаемых с действительностью; расширяют границы аудитории обучаемых, обеспечивая независимость выбора места и времени пользования, а также дают студентам быстрый доступ к необходимой в данный момент информации; позволяют произвольно варьировать темп изучения учебного материала, возвращаться к ранее просмотренному материалу.
\ Самым сложным в дидактическом исполнении, но в то же вре-мя\И одним из наиболее эффективных средств является учебный фильм. Он представляет особый синтетический вид киноискусства, в котором сочетаются жанровые особенности научного, хроникально-документального и художественного кино. В образовательной практике используют:
— целостный фильм. Он посвящен одной большой теме и состоит, как правило, из трех частей. Первая и вторая части содержат материал наблюдений, а третья дает научное обоснование данным наблюдениям. Такой фильм используется при обобщении материала;
— фрагментарный фильм. Он тоже посвящен одной теме курса, содержание которой разбивается на несколько фрагментов по типу организации материала или по формально-изобразительному принципу, когда каждый фрагмент имеет свою заставку, название, титры;
— микрофильм, который содержит материал по небольшой теме, да и время демонстрации имеет короткое — не более 2—5 мин;
— кино кол ьцовка. Это склеенная в кольцо небольшая лента, с помощью которой демонстрируется повторяющийся процесс. Чаще всего данный вид учебного фильма используется при объяснении материала или при самостоятельных ответах студентов.
Учебное кино было особенно популярно в 70—80-е гг. прошлого столетия.
В 1985 г. в фонде фильмов РСФСР насчитывалось более 1 ООО кинофильмов, демонстрация которых превышала 200 ч1.
Сейчас учебное кино перестало лидировать среди всех средств динамической проекции, предпочтение получили компьютерные видеографические средства (KBQ. Они занимают особое место среди всех ТСО. По сравнению с традиционными средствами обучения они позволяют снять пространственный барьер зрительного восприятия, дают студенту новую информацию, увеличивают ее объем.
Аудиовидеотехнологии представлены средствами динамической проекции, учебной звукозаписью, мультимедийными средствами.
Учебную звукозапись представляют фонодокументы: рассказы, воспоминания очевидцев, фрагменты радиопередач, радиоспектаклей, радиокомпозиций; записи отдельных литературных произведений, стихов, инсценировок в исполнении известных артистов; музыкальные звукозаписи и т.д.
Мультимедийные средства являются важной составляющей современных информационных технологий, появление которых обу
1 См.: Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе / под ред. Л. П. Прсссмана. — М., 1987. — С. 69.
словлено новыми целями и задачами современного образования, изменяющими роль обучающего в учебном процессе. Поэтому главной функцией педагога становится создание условий для того, чтобы образовательный процесс стал творчеством личности, самой осуществляющей свое образование. Благодаря проникновению практически во все области человеческой деятельности компьютерной техники и современных информационных технологий разнообразная информация становится объектом труда многих людей.
Информационная технология обучения — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности'.
Информационные технологии разделяются на сберегающие, экономящие труд, время, материальные ресурсы; рационализирующие, улучшающие автоматические системы; созидающие, включающие обучаемых в процесс переработки и использования информации. Кроме того, информационные технологии — это:
а) гипертехнологии, отличающиеся нелинейной организацией содержащейся информации и предоставляющие возможность работы с текстом за счет выделения ключевых объектов;
б) сетевые технологии, опирающиеся на использование локальных, региональных, глобальных компьютерных сетей;
в) телеконференции, выступающие средством интерактивного общения;
г) учебные телекоммуникационные проекты, позволяющие организовывать совместную учебно-познавательную, творческую, игровую деятельность.
Информатизация образования влечет за собой сложную кибернетическую систему «преподаватель — компьютерная среда обучения — обучаемый». В связи с этим выделяют такие направления информационных технологий:
— универсальные информационные технологии, представленные текстовыми редакторами, графическими пакетами, экспертными системами и т.д.;
— компьютерные средства телекоммуникаций;
— компьютерные обучающие и контролирующие программы, электронные учебники;
— мультимедийные программные продукты. Мультимедиа представляют собой несколько технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, переда
1 См.: Филатов O.K., Чернилевский Д.В. Педагогика высшей школы. — М 2005. - С. 239.
ваЧъ, отображать такие типы данных (текст, графику, анимацию, ауди°- и видеозаписи) для презентации различных элементов курса.
В целом возможны следующие направления использования в учебном процессе средств информатики:
а) обучение с помощью автоматизированных систем (информационных, моделирующих и обучающих);
б) постановка и решение задач на компьютере;
в) обучение профессиональному применению новых информационных технологий в избранной сфере деятельности;
г) использование компьютера в качестве дидактического средства для динамического моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала и т.п.
Завершая разговор об использовании дидактических средств обучения, следует отметить, что для эффективного использования любого из перечисленных дидактических средств обучения преподавателю следует обратить внимание на ряд предъявляемых к ним требований. Дидактические средства должны быть:
— источником учебной информации и в содержательном аспекте должны отражать требования Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования;
— адекватны целям, задачам, содержанию образовательной программы подготовки специалиста среднего образования;
— направлены на стимулирование самообразования студентов;
— разработаны с учетом требований информатизации образования;
— помощниками в организации творческой продуктивной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторной самостоятельной работе;
— стимуляторами инновационной деятельности преподавателя;
— инициаторами, решая задачи диверсификации образования. Кроме этого, и сам преподаватель должен соблюдать ряд условий:
— определить, на каком этапе или этапах учебного занятия он будет применять то или иное средство обучения;
— знать, какое средство можно применять для лучшего усвоения учебной информации;
— знать, сколько средств одновременно будет задействовано на учебном занятии;
— иметь представление о том, как средство обучения сочетается с выполнением студентами учебно-познавательных заданий по ходу учебного занятия.
Использование дидактических средств обучения подчиняется ряду принципов. Так, принцип адекватности системы средств обучения целям, содержанию, используемым методам и организационным формам обучения заставляет отбирать такие средства обучения, которые на учебном занятии позволили бы преподавателю в полном объеме реализовать все запланированные программные требования к студентам. Принцип научности требует от преподавателя использования таких дидактических средств, которые отвечали бы современным достижениям в области науки, культуры, позволяли бы студентам использовать их в своей практической деятельности. Принцип безопасности — это учет санитарно-гигиенических требований к использованию средств обучения. Принцип хронометрического соответствия определяет характер приспособленности конструктивных и информативных средств к временным возможностям их использования на учебном занятии. Принцип эстетичности предполагает наличие у дидактического средства определенного дизайна его оформления; привлекательности, удобства конструкции.
В деятельности преподавателя колледжа следует говорить о комплексном подходе к подбору дидактических средств обучения, поэтому понятие «дидактические средства» отождествляют с двумя другими понятиями, такими, как учебно-методический комплекс и информационно-предметное обеспечение учебной дисциплины. Два эти термина имеют более широкое значение, поскольку помимо серии традиционных дидактических средств туда входят учебные (примерные и рабочие) программы по дисциплине, компьютерные обучающие программы и программы для осуществления контроля знаний студентов; рабочие тетради по предмету и для организации педагогической практики; рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ и методические рекомендации по изучению курса и организации самостоятельной деятельности студентов; материалы психолого-педагогических практикумов; хрестоматии, дополняющие учебные пособия; методические разработки по отдельным курсам, нужные студентам при самостоятельной работе; список литературы по предмету и база библиотечных данных; опорные конспекты лекций по основным темам курса; серия опорных схем и т.д.
Создание информационно-предметного обеспечения учебной дисциплины является важной составляющей авторской технологии обучения конкретного преподавателя и базируется на основе сложившегося опыта и интуиции педагога с учетом им особенностей теоретической профессиональной деятельности специалиста, комплекса решаемых им задач, а также с учетом тех типичных ошибок и затруднений, которые возникают у преподавателя и студентов во время использования того или иного дидактического средства.
8.2. Работа студентов с учебной литературой
Одним из средств обучения считается использование в учебном процессе разнообразных видов учебной литературы: учебников, учебных пособий, справочников, нормативной литературы, учебно-наглядных и учебно-методических пособий.
Учебник — книга, в которой изложены основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленные программой и требованиями дидактики.
Для каждого типа учебных заведений (начальное, среднее, среднее и'даысшее профессиональное) имеются свои учебники, соответствующие его характеру, возрастным и иным особенностям обучаемых. Например, есть учебники для углубленного изучения иностранного языка, учебники для заочной формы обучения и т.д.
Учебник — это и средство усвоения основ научных знаний в определенной сфере, к которой принадлежит учебная дисциплина, и программа деятельности как студента, так и преподавателя, транслятор социального и культурного опыта, который должны усвоить студенты в ходе изучения конкретной дисциплины; еще это и модель конкретной педагогической системы подготовки будущих специалистов.
Главные назначения учебника и вместе с ним и других видов учебной литературы — информатизация знания, руководство процессом усвоения содержания образования, т.е. познавательной деятельности студентов.
В учебной деятельности каждый из видов учебной литературы выполняет ряд взаимосвязанных функций.
Информационная функция позволяет раскрыть суть учебной литературы как носителя содержания обучения, представленного текстом и иллюстрациями.
Функция руководства выражается в том, что в учебнике или учебном пособии определяется и выстраивается набор учебного материала в виде текстов, заданий, примеров, что позволяет преподавателю планировать и проводить обучение, а студентам — осуществлять процесс самообразования.
Функция стимулирования реализуется в назначении учебной литературы: повышении интереса студентов к материалу, возможностям его использования.
Функция упражнений, самоконтроля направлена на обеспечение прочного и устойчивого усвоения знаний и умений через выполнение системы упражнений, заданий, организацию контроля и самоконтроля.
Функция координации предполагает установление взаимосвязи с другими книгами и средствами учебно-методического обеспечения, которые при ведущей роли учебника представляют собой систему дидактических средств обучения, обеспечивающих наиболее полную реализацию учебно-воспитательных задач и развитие личностных качеств специалиста.
Функция рационализации ориентирована на экономию времени преподавателя и студентов как на аудиторных занятиях, так и вне их.
Воспитательная (мировоззренческая) функция развивает у студентов с помощью учебной литературы мировоззрение, научное и творческое мышление, целостное отношение к научным знаниям, формирует на основе всего этого эмоционально-мотивационную сферу.
Функция руководства познавательной деятельностью студентов фиксируется через систему изложения учебной информации и тех учебно-познавательных заданий, с помощью которых студент систематизирует, интерпретирует в практической деятельности полученные знания.
Согласно издательскому ОСТу 29.130-97. «Издания. Термины и определения» вся учебная литература объединяется термином «учебные пособия». К учебным пособиям относятся:
1) учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания;
2) учебное пособие — учебное издание, дополняющее или полностью заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебные пособия содержат печатные, графические, изобразительные и другие материалы, предназначенные для реализации целей обучения;
3) учебно-наглядное пособие — учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию. Это картографические пособия, атласы, альбомы;
4) учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины, отдельного ее раздела, части или по методике воспитания. К учебно-методическим пособиям относятся:
— рабочая тетрадь — учебное издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента над освоением учебного предмета;
— самоучитель — учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя. В качестве самоучителя в профессиональной школе используются методические разработки для студентов;
— хрестоматия — учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические или иные произведения, отрывки из них, составляющие объект изучения дисциплины;
— практикум — учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного;
— учебная программа — учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).
Классификация учебников:
1) дидактический учебник. В нем представлено дидактически отработанное содержание, а цель может без труда диагностирована;
2) декларативный учебник. В нем есть диагностично поставленная цель, но отсутствует в полном объеме дидактически отработанное содержание;
3) догматический учебник. В нем содержание задано без ориентировки на заранее продуманные цели обучения; все содержание подается как догма;
4) монографический учебник. Он представляет собой систему научного исследования в какой-либо области научного познания. Его можно назвать учебником лишь условно, так как в нем отсутствует ориентировка на конкретные знания, которыми должны овладеть студенты; качество и результаты обучения по такому учебнику непредсказуемы и нестабильны;
5) универсальный учебник. В нем дается систематический текст, с помощью графических изображений подтверждающий определенную область науки, к которой относится учебная дисциплина;
6) систематический учебник. Он содержит упорядоченные знания, соответствующие годовой программе по учебному предмету;
7) программированный учебник. В нем учебная информация располагается линейным, разветвленным или смешанным способом.
Последнее время популярностью стали пользоваться книги-дневники для студента и электронные учебники. В чем их суть?
Книга-дневник предназначена для организации самостоятельной работы студентов по освоению учебной дисциплины в рамках конкретной образовательной профессиональной программы подготовки специалиста по конкретному направлению.
Приведем пример структуры и содержания книги-дневника (по Р. У. Богдановой).
1. Структура книги-дневника для студента
Основное назначение книги-дневника — организовать освоение учебной дисциплины образовательной профессиональной программы профиля «Воспитательная работа».
Основные разделы книги-дневника:
• Что это за книга? (предисловие авторов: направление, профиль, курс, семестр, количество часов; назначение книги-дневника, основное ее содержание; как с ней работать).
• Визитная карточка студента (продолжить предложения, нарисовать... сочинить...).
• Визитная карточка преподавателя (или «команды» преподавателей кафедры).
• Раздел «Основные ориентиры программы» (предлагаемый вопрос студента — слово преподавателя (ответ преподавателя на вопрос) — слово студента (отношение студента к полученному ответу). Примерные вопросы раздела:
1. Каковы цели и задачи учебной дисциплины?
2. Какие основные темы будут изучаться по программе учебной дисциплины?
3. Имеются ли в программе основные понятия, которые должен освоить студент? Если да, то какие?
4. Предполагается ли в этой учебной дисциплине обсуждение дискуссионных вопросов? Если да, то каких?
5. Как будет организована самостоятельная работа студента и каково ее содержание?
6. Будут ли студентам в процессе освоения программы учебной дисциплины предложены творческие задания? Если да, то какие?
7. Как будет осуществляться текущая аттестация усвоения знаний?
8. Как будет проходить итоговая аттестация?
Какие учебники, учебные пособия, другие издания помогут студенту освоить программу учебной дисциплины (основная и дополнительная литература; периодические издания)?
• Раздел «Тема за темой».
Слово преподавателя: о Основные аспекты изучения каждой темы.
о Задания к теме (по общей для всех типологии: индивидуальные и коллективные, на решение исследовательских, практических, самообразовательных, коммуникативных профессиональных задач в сфере воспитания школьников). Слово студента: Для освоения этой темы я: о Определил такое информационное «поле» ее освоения:_
о Работал над овладением следующими умениями:
о Заранее подобрал аргументы по дискуссионному вопросу:
о Принял участие в дискуссии по вопросам:
о Выполнил самостоятельную работу:
о Проявил инициативу:
о Сотрудничал с наибольшим/наименьшим интересом:_
• Раздел «Учебные материалы — в помощь студенту» (наиболее существенные материалы для освоения учебной дисциплины).
Это могут быть:
о материалы, составленные преподавателем к теме учебной дисциплины;
о обзор по страницам рекомендованной литературы; о элементы хрестоматии;
о ориентация в информационном пространстве;
о рекомендации-подсказки преподавателя к выполнению заданий.
• Раздел «Самостоятельная работа» (по общей для всех типологии: индивидуальные и коллективные, направленные на решение исследовательских, практических, самообразовательных, коммуникативных профессиональных задач в сфере воспитания школьников).
• Раздел «Общественная педагогическая практика студента» (срок того, что сделано, отзыв-оценка образовательного учреждения, самооценка).
• Раздел «Страница вопросов студента» (вопросы, которые возникли в процессе освоения учебной дисциплины).
• Раздел «Словарь» (раскрыть основные понятия учебной дисциплины; предлагается расширить словарь другими возможными определениями).
• Раздел «Проверьте себя» (проверочные и контрольные задания по каждой теме; по программе в целом; характеристика итоговой аттестационной работы).
• Раздел «Успехи и проблемы студента в освоении программы учебной дисциплины»:
о рекомендации преподавателя к самооценке освоения программы;
о самооценка освоения темы учебной дисциплины;
о «карта освоения опыта решения профессионально-личностной задачи __(назвать, какой)». (В «карте» будут представлены итоги систематической диагностики успешности освоения студентом программы учебной дисциплины.)
• «Вкладыш в книгу-дневник» (отзыв студента о помощи книги-дневника в освоении программы).
Все перечисленные выше учебники относятся к печатным пособиям.
Электронный учебник представляет собой комплексную обучающую компьютерную программу, в которой сочетание теоретической, учебно-тренировочной, информационно-поисковой, моделирующей деятельности позволяет осуществить интерактивное обучение.
Электронный учебник имеет ряд преимуществ перед печатными пособиями. Они выражаются в том, что повышаются активность и самостоятельность студентов в конструировании собственного процесса обучения и рефлексировании его результатов; у студента есть возможность принять участие в новых формах обучения вместо традиционных семинара и лекции; меняется роль преподавателя и отношение к нему со стороны студентов, которые видят в педагоге помощника, а не руководителя с пакетом жестких предписаний.
При создании электронного учебника разработчик учитывает следующее:
— работа студента с текстом предполагает два этапа: этап аудиовизуальной анимации абстрактных понятий и этап аудиовизуального преподавания печатного текста преподавателем;
— в учебнике должен быть представлен многоступенчатый контроль на всех этапах обучения;
— содержание его должно быть построено таким образом, чтобы у студента была воз
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!