Организация педагогического процесса в среднем профессиональном учебном заведении — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация педагогического процесса в среднем профессиональном учебном заведении

2017-05-20 1243
Организация педагогического процесса в среднем профессиональном учебном заведении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание образования и обучения реализуется в образова­тельной деятельности среднего профессионального учебного за­ведения, которая осуществляется, реализуется, протекает, т. е. на­ходится, в постоянном движении, развитии, осуществляется в ди­намике, в процессе.

Педагогический процесс (образовательный процесс) как смена состояний системы педагогической деятельности представляет собой целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаи­мосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации лич­ности воспитанника.

Педагогический процесс, реализуя образовательную деятель­ность колледжа, включает в себя несколько структурных Компонентов. (Технология составления учебного плана и учебной программы рассматрива­ется в 5.3)

Первым и системообразующим звеном его является npoфессиональная педагогическая деятельность преподавателя по построению и приведению в движение многоуровневой динамической педаго­гической системы, обеспечивающей среднее профессиональное образование студентов. Преподаватель является объектом и субъек­том педагогического процесса. Как объект педагог в системе не­прерывного образования, самовоспитания и самообразования, общения со студентами и их родителями, коллегами, админист­рацией колледжа подвергается определенным воздействиям. Как субъект преподаватель стремится к самосовершенствованию, по­лучает профессиональное образование, осознает свою ответствен­ность перед студентами, обществом, государством.

Педагогический процесс — это источник профессиональной компетентности педагога. Разработано несколько уровней разных моделей ее реализации. Так, на стратегическом уровне модель включает умение строить как в целом всю педагогическую систему обучения, воспитания и развития учащихся, так и от­дельных ее компонентов. Например, дидактическую, воспитатель­ную, социально-педагогическую, коррекционно-развивающую систему, каждая из которых предусматривает создание необходи­мых педагогических условий образования студентов. На так­тическом уровне модель в содержательном плане строится на умении приводить в движение созданную педагогическую сис­тему, обеспечивая ее функционирование.

Оперативный уровень представлен умениями «перево­дить» содержание объективного образовательного процесса в кон­кретные педагогические задачи; конструировать и осуществлять в процессе образования логически завершенную систему профес­сиональных действий; выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами образования; приводить их в движе­ние; учитывать и оценивать результаты педагогической деятель­ности. На предметном уровне преподаватель осмыслива­ет значимость предмета своей профессиональной деятельности. Модель предметного компонента профессиональной компетент­ности педагога представлена в виде совокупности нескольких групп профессиональных умений. Так, стратегические умения реализу­ются как умения разработать и реализовать перспективу образо­вания (обучения, воспитания и развития). Тактические — как уме­ния определять и удовлетворять образовательные потребности, за­просы воспитанников и образовательные ожидания их родителей. Оперативные умения — это умения использовать уровень обучен­ное™, воспитанности, развитости и образованности как основу выдвижения педагогических задач; актуализировать и развивать конструктивную мотивацию деятельности воспитанника; взаимо­действовать со студентами в процессе усвоения и преобразования ими социального опыта; оценивать и учитывать результаты сту­дента и педагогические результаты при регулировании и коррек­ции взаимодействия с ним.

Вторым и центральным компонентом педагогического процесса является студент. Как объект он представляет собой индивидуальность, формируемую, развиваемую, преобразуемую и кор­чуемую в соответствии с целями образования. Как субъект студент — развивающаяся личность, стремящаяся к творческой самореализации, способная активно откликаться на педагогиче­ские воздействия или сопротивляться им.

Третьим компонентом становится содержание педагогического процесса. Как совокупность обучения, образования и воспитания оно тщательно отбирается, подвергается анализу и на этой основе структурируется, приводится в соответствие с возрастными воз­можностями студентов. При анализе результатов педагогического процесса происходят сопоставление результатов с педагогической задачей; определение зон совпадения и расхождения; анализ при­чин достижений преподавателей и студентов; построение систе­мы их актуализации и закрепления в следующих циклах взаимо­действия; анализ причин неудач; конструирование системы их дальнейшего устранения.

Четвертым компонентом называют организационно-управленче­ский комплекс, ядром которого являются методы, формы, техно­логии воспитания и обучения. Организация и управление педаго­гическим процессом направлены на регулирование обмена ин­формацией преподавателей и студентов. Прямая связь поступает от преподавателя, обратная — от студентов.

Пятый компонент — педагогическая диагностика, которая пре­доставляет сведения о результатах усвоения студентами ЗУН, об уровне их воспитанности, способности делать личностный и про­фессиональный выбор, планировать и осуществлять самостоятель­ную репродуктивно-творческую деятельность, а также о подго­товленности к работе самого преподавателя.

Шестой — критерии эффективности педагогического процесса. В каждом конкретном эпизоде его реализации выбирается тот или иной комплект критериев, общепризнанных в педагогике и пси­хологии. Эффективность педагогического процесса зависит от следующих факторов:

— степени соответствия его содержания и организации основ­ным требованиям объективных законов воспитания, потребностям общественной жизни;

— постоянного учета возрастных и индивидуальных возмож­ностей студентов в процессе организации разнообразных видов учебно-воспитательной деятельности;

— полноты контроля над педагогической и жизненной ситуаци­ями, возникающими по ходу протекания педагогического процесса;

— своевременного обнаружения и разрешения назревающих в Педагогическом процессе противоречий и на этой основе предот­вращения различного рода конфликтов;

— широкого привлечения к организации педагогического про­цесса общественности в виде попечительских советов, обществен­ных организаций, спонсорской помощи;

— вовлечения студентов в общественную жизнь через студен­ческое самоуправление, молодежные общественные организации, участия в разнообразных программах федерального и региональ­ного значения;

— уровня педагогической культуры, мастерства преподавателя.

Седьмой компонент — это организация взаимодействия с общест­венной и природной средой. Воспитание, обучение, образование направлены на выполнение социального заказа как общества и государства, так и самого студента и его семьи. В условиях демо­кратизации общества усиливается роль педагогического элемента в общественных отношениях. Здесь центральное место отводится образовательному учреждению, в профессиональной школе — колледжу или вузу, который организует совместную деятельность с семьей, различными общественными, благотворительными, про­светительскими организациями, творческими союзами, средствами массовой информации. Природная среда оказывает воспитываю­щее, развивающее, обучающее воздействие на личность студента в процессе экологического воспитания, изучения дисциплин ес­тественно-научного цикла, участия в труде в саду, огороде, теп­лицах и т.д.

Педагогический процесс характеризуется следующими призна­ками:

— уникальностью и образовательной адресностью, связанны­ми с условиями сопряжения собственного профессионального по­тенциала с образовательными потребностями и запросами кон­кретного состава студентов;

— распределенностью и соавторством взаимодействия с вос­питанником, что предопределяет необходимость координации со­вместной деятельности и взаимного сотрудничества;

— сочетанием индивидуальных, групповых, фронтальных и массо­вых форм прямого взаимодействия в связях педагог — студенты.

Управление педагогическим процессом осуществляется как процесс овладения студентами СПУЗа его содержанием. Для это­го им надо осознать цели образования, принять заданное содер­жание целенаправленно, в определенной последовательности и системе; связать теорию и практику, рассматривая педагогические явления всесторонне через систему научных фактов и доказа­тельств; при этом у студентов должно быть мотивированное вос­приятие содержания, позволяющее творчески осмыслить, а затем и целенаправленно применить его на практике. Конечный ре­зультат среднего профессионального образования осуществляется в конкретном колледже в виде знаний, умений и навыков, отно­шений к жизни, развития способностей, интересов, духовности

ности студента. Управление целостным педагогическим про­весом происходит посредством определенного методического даоеспечения, а качество и эффективность результатов осуществ-1дяются через контроль и оценку.

При конструировании учебно-воспитательного процесса как Системы необходимо учесть три уровня его структурной организации:

социально-педагогический. На этом уровне важно определить век-хоры социальной направленности обучения в целом; конкретизи­ровать цели и задачи обучения; продумать способы подготовки; преподавателя к осуществлению намеченных целей и стратегию: его деятельности; проанализировать учебные планы и программы на предмет выполнения социального обеспечения заказа обще­ства. Данный уровень выполняет программно-целевую функцию;организационно-дидактический, вскрывающий структуру и взаи­модействие всех принципов, методов, средств, форм обучения, образования, воспитания, развития личности учащегося, методи­ческий рисунок учебно-воспитательного процесса; личностно-деятельный, отражающий взаимозависимость моти­вов, средств, результатов, оценки и контроля деятельности субъек­тов образовательного процесса и учебного материала, оборудова­ния, предметных действий преподавателя и студентов и их отно­шений в психолого-педагогической структуре познавательной, внеучебной деятельности педагога и обучающегося.

Общие требования к организации образовательного процесса зафиксированы в ст. 15 Закона РФ «Об образовании».

Основным результатом деятельности среднего профессиональ­ного учебного заведения (следовательно, педагогического процесса) является набор ключевых компетенций выпускника в интеллек­туальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информа­ционной, профессиональной сферах. Овладение ими позволяет Специалисту решать различные проблемы в профессиональной, повседневной или общественной (социальной) жизни. Перечислим группы таких компетенций.

1. Ценностно-смысловая компетенция. Она связана с ценност­ными ориентирами студента, его способностью видеть и пони­мать окружающий мир, разбираться в нем, осознавать свою роль, Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих дей­ствий и поступков, принимать решения. Обладающий этой ком­петенцией студент приобретает способность самоопределения в ситуации учебной и/или профессиональной деятельности. От нее зависят индивидуальная траектория учащегося и программа его Жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция. Она включает круг вопросов, По отношению к которым студент должен быть хорошо осведом­лен, должен обладать познаниями и опытом деятельности. Пони­мая и принимая особенности национальной и общечеловеческой культуры, он будет руководствоваться духовно-нравственными идеалами и нормами, владеть картиной мира.

3. Учебно-познавательная компетенция. Она представляет со­бой совокупность компетенции студента в сфере самостоятель­ной познавательной деятельности: знания и умения целеполагания, планирования, анализа; самооценка учебно-познавательной деятельности. Предполагает владение студентом навыками твор­ческой деятельности: получение знаний непосредственно из ре­альности, действия в нестандартных ситуациях, эвристические методы решения проблем. В рамках данной, компетенции опреде­ляются требования функциональной грамотности студента: уме­ние отличать факты от вымыслов, владение измерительными на­выками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационная компетенция. Она обеспечивает навыки деятельности студента по отношению к информации, содержа­щейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. При помощи реальных объектов, таких, как телевизор, магнитофон, телефон, компьютер и современные ин­формационные технологии, у студента формируются умения са­мостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативная компетенция. Она включает знание язы­ков, общение с людьми из ближайшего окружения и на расстоя­нии, навыки работы в группе, владение различными социальны­ми ролями, способами эффективного взаимодействия с другими людьми.

6. Социально-трудовая компетенция. Она подразумевает вла­дение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной дея­тельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избира­теля, представителя), в социально-трудовой сфере (права потре­бителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в об­ласти профессионального самоопределения. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке тру­да, действовать в соответствии с личной и общественной выго­дой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Студент получает минимально необходимые для жизни в совре­менном обществе навыки социальной активности и функциональ­ной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования. Она направлена на освоение способов физического, духовного и ин­теллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Студент способен понимать, что овладевает спо­собами деятельности в собственных интересах и возможностях, ято для этого нужны непрерывное самопознание, развитие необ­ходимых современному человеку личностных качеств, психологи­ческая грамотность, культура мышления и поведения.

8. Профессиональная компетенция.

Педагогический процесс образовательного учреждения раскла­дывается на две составляющие: процесс обучения и процесс вос­питания.

Рассмотрим особенности процесса обучения.

Процесс обучения (дидактический процесс, учебный процесс) — ^то целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и студентов, в ходе которого решаются конкретные задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых. Иногда термин «учебный процесс» употребляется более узко. Под ним понимают специфический процесс обучения в определенном учеб­ном заведении.

Процесс обучения направлен на формирование мировоззрения, развитие умственных сил, информационно-операционной сферы, потенциальных возможностей, на выработку и закрепление навы­ков самообразования субъектов учебно-воспитательного процесса.

Основу процесса обучения и его суть составляют организация учебно-познавательной деятельности учеников, ее активизация и стимулирование. Движущей силой процесса обучения являются противоречия, центральным из которых выступает противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием преподава­теля потребностями в усвоении недостающих знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебно-позна­вательных задач, с одной стороны, и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей, с другой. На основе разреше­ния этого противоречия путем умелого подбора педагогом средств обучения осуществляется развитие учебных возможностей сту­дентов. Центральное противоречие проявляется в частных противо­речиях между ранее усвоенным и изучаемым, обыденно-житейски­ми и научными знаниями, учебно-познавательными действиями И научными знаниями, между знанием и формированием навы­ков и умений.

Указанные противоречия свидетельствуют о том, что в процес­се обучения при выявлении его сущности надо различать момент Организации познавательной деятельности учащихся и момент обучения посредством двух видов деятельности: преподаватель­ской, т.е. деятельности преподавателя, и учения, т.е. деятельно­сти студентов.

(Подробно содержание профессиональной компетенции представлено в 5.1).

(Подробно процесс воспитания рассматривается в разделе 3).

Процесс преподавания — это изложение программного мате­риала, руководство обучением со стороны преподавателя. Препо­давание как деятельность в процессе обучения имеет следующие компоненты:

— анализ исходной ситуации и определение целей обучения;

— планирование работы, отбор содержания и средств достиже­ния целей;

— исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы преподавателя и студентов;

— контроль и корректирование работы;

— анализ и оценка результатов обучения.

Процесс учения для студентов — это овладение определенной суммой знаний, профессиональных и общеучебных умений и на­выков во время изучения материала учебных предметов.

Процесс преподавания/учения носит двусторонний характер и осуществляется при взаимодействии преподавателя и студентов. Так, деятельность преподавателя по созданию условий понима­ния учащимися целей и задач обучения влечет за собой ответные действия студента по апробации поставленных целей на основе позитивной мотивации. Деятельность преподавателя по ознаком­лению учащихся с новыми предметами и событиями предполага­ет познавательную активность со стороны обучаемых. Руковод­ство преподавателем процессом приобретения знаний на уровне основных понятий, познание закономерностей педагогических явлений, переход от теории к практике влекут за собой действия студентов по систематизации приобретенных ЗУН, обобщению научных понятий. Деятельность педагога по организации разно­образных видов занятий дает студентам возможность осуществлять практические действия по созданию предметов будущей профессио­нальной деятельности. Деятельность преподавателя по проверке и оценке приобретенных компетенций невозможна без самоконтро­ля достижений, полученных в ходе учения со стороны самих сту­дентов.

Совершенно очевидно, что процесс преподавания/учения не­возможен без общения обучающего и обучаемого. Отсутствие не­посредственного или интерактивного общения посредством слайд-лекций или общения студента и тьютора в режиме on-line автома­тически влечет за собой несостоятельность учебного процесса. Эффективность общения зависит от подготовки преподавателя, которая складывается из анализа достижений студента; сопостав­ления их с требованиями Государственного образовательного стан­дарта для соответствующего уровня образования и нормативных документов; выдвижения педагогической задачи; проектирования вариантов ее решения; учета условий взаимодействия; выбора оптимального варианта взаимодействия; конструирования его со­держания. Осуществление взаимодействия между преподавате­лем и студентами в ситуации педагогического общения способ­ствует переводу педагогических задач в образовательные задачи каждого из студентов; стимулированию мотивационной сферы студентов; координированию педагогических действий препода­вателя и согласованию их с действиями студентов; осуществле­нию оперативного анализа и контроля.

Учебный процесс комплексно влияет на личность студента, учащегося посредством осуществления трех его важнейших функций: образовательной, воспитательной и развивающей.

Наиболее специфична для учебного процесса образовательная функция, которая предполагает усвоение студентами научных зна­ний, формирование у них специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, зако­ны, закономерности, теории. Специальные умения и навыки — это специфические, только для соответствующего учебного пред­мета и отрасли науки характерные, практические умения и навы­ки. Так, в процессе освоения дисциплины «Основы педагогиче­ского мастерства» студенты овладевают механизмами позитивно направленного педагогического взаимодействия с детьми, техни­кой предъявления педагогического требования и создания ситуа­ции успеха, определяют программу своего профессионального роста и т.д. А в процессе освоения «Общей психологии» у студен­тов формируются представления об основных параметрах и со­держании психики и ведущих детерминантах ее развития. Кроме специальных умений и навыков в процессе образования учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам. Это, например, навыки работы с книгой, справочниками, навыки чтения и письма, рациональной Организации домашнего труда, соблюдения режима дня и т.д.

Одновременно с образовательной реализуется и воспитатель­ная функция. Благодаря ей у студентов формируются мировоззре­ние, нравственные, трудовые, эстетические представления, взгля­ды и убеждения, вырабатываются навыки этического поведения, система ценностных ориентации и отношений. Воспитательная функция строится на содержании обучения посредством специ­альной организации общения преподавателя со студентами в про­цессе усвоения последними соответствующих видов знания. Суть воспитательной функции обучения состоит в том, что она прида­ет этому объективному процессу целенаправленность и значимость. Между обучением и воспитанием существует тесная взаимосвязь. При правильной организации обучения процесс воспитания ока­зывает благотворное влияние на его ход, так как воспитание дис­циплинированности, организованности, общественной активно­сти и многих других качеств создает благоприятные условия для более успешного и активного обучения. Единство обучения, об­разования и воспитательной функции обучения проявляется и в Том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов Методов воспитания, а сами методы воспитания — в роли методов стимулирования учения. В целом обучение и воспитание способ­ствуют развитию личности.

Развивающая функция обучения позволяет вовлекать учащихся в такие виды деятельности, которые стимулируют становление у них сенсорной, двигательной, интеллектуальной, волевой, эмо­циональной и мотивационной сфер. Реализация развивающей функции предполагает, что организация обучения должна быть направлена не столько на получение знаний учащимся, сколько на его разностороннее развитие, в первую очередь умственное; на обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации, на формирование способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, определять цели и способы деятельности, проверять ее результаты.

Все три функции обучения находятся в сложно переплетаю­щихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая выступает следствием и одновременно условием актива­ции первопричины, а вместе они составляют основу третьей, ко­торая, в свою очередь, интенсифицирует первые две. Основные функции обучения реализуются на практике путем подбора со­держания обучения и образования.

Процесс обучения имеет сложную структуру и вклю­чает в себя следующие элементы: целевой, стимули-рующе-мотивационный, содержательный, организационно-дея-тельностный, операционно-деятельностный, контрольно-регули­ровочный, оценочно-результативный.

Целевой компонент процесса обучения представляет собой осо­знание педагогами и принятие студентами цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом. Цели обучения — сознательно спланированные результаты процесса обучения, состоя­щие в накоплении знаний, овладении умениями и навыками, а также в формировании личностных качеств учащихся. В процессе профес­сионального образования главными целями являются прирост профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально значимых качеств личности.

В конкретном цикле учебного процесса цель и задачи обуче­ния определяются на основе требований программы, учета осо­бенностей данной студенческой группы, уровня предшествующей подготовленности, образованности, воспитанности и развитости обучаемых; сюда же относятся и возможности самого педагога, оборудование кабинета и др.

Цель как категория в триаде «цель, средство, результат» харак­теризует любую деятельность. Однако далеко не всегда результат совпадает с целью, которую мы поставили перед собой. Он часто принимает форму не цели, а средств, которые применялись для ее реализации. На пути к общей цели ставятся цели промежуточ­ные, т.е задачи, и их выполнение приводит к получению проме­жуточныx результатов. Деятельность по выполнению целей вы­страивается как система задач.

Содержательный компонент отражает содержание конкретной учебной дисциплины.

Стимулирующе-мотивационный компонент предполагает осуществление педагогом мер по стимулированию у студентов на основе положительных мотивов потребности в решении поставленных задач. Смысл этого компонента — в единстве стимулирования и мотивации.

Организационно-деятельностный компонент наиболее отчетли­во отражает процессуальную сущность обучения, поскольку толь­ко в деятельности педагога и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, можно реализовать задачи усвоения обучаемыми широкого социального опыта человечества.

Операционно-деятельностный компонент реализуется посред­ством определенных методов, средств и форм организации пре­подавания и учения.

Контрольно-регулировочный компонент предполагает непосред­ственное осуществление контроля за ходом решения поставлен­ных задач обучения со стороны преподавателя и самоконтроля обучаемых. Контроль проводится с помощью разных видов учеб­ных работ студентов: устных, письменных ответов, выполнения практических работ, творческих заданий. Самоконтроль — это самопроверка студентами степени усвоения изучаемого материа­ла, правильности выполнения упражнений путем обратных дей­ствий. Контроль и самоконтроль обеспечивают обратную связь в учебном процессе — получение педагогом информации о степени усвоения учащимися знаний, о качестве поэтапного решения за­дач обучения. Обратная связь позволяет корригировать, регули­ровать учебный процесс путем внесения изменений в методы, фор­мы и средства обучения, приближения их к оптимальной для данной ситуации совокупности.

Оценочно-результативный компонент предполагает оценку педа­гогом и самооценку учащимися достигнутых результатов обучения, установление их соответствия поставленным учебно-воспитатель­ным задачам, выявление причин обнаруживаемых отклонений.

53. Содержание обучения и образования в учебно-программной документации среднего профессионального учебного заведения

Реализация содержания образования и содержания обучения в Педагогическом процессе среднего профессионального учебного Заведения происходит посредством основных образовательных Программ, учебных планов, учебных программ дисциплин, объ­единенных общим термином «учебно-программная документация». Раскроем их суть и содержание.

Учебно-программная документация — это система норматив­ных документов, определяющих цели и содержание образования и обучения по конкретной специальности.

В Законе РФ «Об образовании» образовательная программа представлена как часть системы образования страны, которая со­гласно ст. 9 «определяет содержание образования определенного уровня и направленности». Нормативный уровень образования разделяет программы на основные и дополнительные. Различают такие их типы: образовательные программы дошкольного, началь­ного, основного общего, среднего (полного) образования, образо­вательная профессиональная программа среднего профессиональ­ного образования, образовательная профессиональная программа высшего профессионального образования.

Основная профессиональная образовательная программа сред­него профессионального образования — документ (комплект доку­ментов), определяющий в соответствии с настоящим стандартом содержание среднего профессионального образования определенного уровня по конкретной специальности.

В основной образовательной программе (ООП) отражены цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания в соответствии с социальными ожиданиями общества к интеллек­туальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющим его готовность к самостоятельной жизни и продуктивной профессиональной деятельности в совре­менном обществе. В ней:

— собран перечень дисциплин федерального, национально-ре­гионального компонентов; дисциплин, обеспечивающих специа­лизации; дисциплин по выбору; факультативных дисциплин; про­фессиональной практики;

— определено соотношение между аудиторной нагрузкой и са­мостоятельной работой студента;

— установлено целесообразное соотношение между теорети­ческой и практической составляющими содержания образования;

— выделен нормативный срок обучения — расчетный срок освое­ния основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования при очной форме обуче­ния, реализуемой на базе основного общего образования. Обучение по основным профессиональным образовательным программам допускается осуществлять в сокращенные сроки обучения по отно­шению к нормативным с учетом предшествующего образования обучающегося;

— определен документ о среднем профессиональном образова­нии, выдаваемый средним специальным учебным заведением или иным образовательным учреждением среднего профессионально­го образования в подтверждение того, что его обладатель успешно завершил основную профессиональную образовательную програм­му и имеет право продолжать образование на следующем уровне Я (или) осуществлять профессиональную деятельность в соответ­ствии с полученной квалификацией по специальности. Документ государственного образца выдается средним специальным учеб­ным заведением или иным образовательным учреждением сред­него профессионального образования, прошедшим в установленном порядке государственную аккредитацию. В качестве документа выступает диплом;

— выделены порядок и условия продолжения обучения по основным профессиональным образовательным программам повышенного уровня или перехода с одной основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на другую согласно установкам федерального органа исполнительной власти.

В структуру ООП входят:

— перечень специализаций профессиональной подготовки;

--- учебный план по специальности;

— совокупность программ учебных дисциплин и практик, определяющих содержание ООП;

— материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС СПО.

ОПП представляет собой динамическую структуру, в содержании которой отражаются основные современные подходы к обновлению профессиональной подготовки специалистов, поэтому изменения программ идут по двум направлениям: экстенсивно (традиционно), когда построение программы предполагает дробное предметное обучение, а изменению подлежат сроки или объем обучения, и интенсивно, когда изменяются цели, структура, в целом содержание. Интенсивный путь стал активно внедряться в образовательную практику в начале 90-х гг. XX в. Появилось значительное количество вариативных (альтернативных) как основных образовательных программ, так и программ учебных дисцциплин.

Следует выделить общеметодологические принципы I формирования государственных требований по специальности, на основе которых разрабатываются профес-| «тональные образовательные программы (Ярошенко Н.Г. Проблемы проектирования содержания среднего профессио­нального образования в условиях внедрения нового поколения ГОС СПО // Среднее профессиональное образование. — 2004. — № 2. — С. 3):

— принцип приоритета качества подготовки на основе модели I специалиста, соответствия этого качества квалификационным характеристикам выпускников и уровню среднего профессиональ­ного образования;

— принцип усиления профессиональной направленности со­держания образования за счет широкого участия социальных парт­неров (заказчиков кадров, работодателей) в обновлении содержа­ния профессиональных образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы, перспективами их развития;

— принцип исторической преемственности со сложившимися традициями формирования структуры и содержания СПО;

— принцип развития оценочно-диагностического потенциала стандарта как основы для измерения и оценки качества подготов­ки выпускников;

— принцип обеспечения гибкости, вариативности и открыто­сти профессиональных образовательных программ;

— принцип государственно-общественного управления разви­тием содержания образования.

Основная образовательная программа по направлению подго­товки специалиста среднего профессионального образования в своем содержании должна соответствовать достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным осо­бенностям регионов; уровню профессионального образования; современным образовательным технологиям; приобщению студен­тов к общечеловеческим ценностям; созданию условий для соци­ального, культурного, профессионального самоопределения, твор­ческой самореализации личности студента, ее интеграции в си­стему мировой и отечественной культур; должна способствовать интеллектуальному и духовному развитию личности; профилак­тике асоциального поведения учащегося, укреплению его психи­ческого и физического здоровья.

Реализация различных профессиональных программ осуществ­ляется на основании ст. 20 Закона РФ «Об образовании».

Основная образовательная программа по направлению подгото­вки специалиста среднего профессионального образования обеспе­чивает профессиональную подготовку согласно требованиям ст. 21 Закона РФ «Об образовании». Профессиональная подготовка в СПУЗе соединяет в себе общеобразовательную, профессиональ­ную теоретическую и практическую подготовку, специальную под­готовку. Дадим определения этим понятиям.

Общеобразовательная подготовка — система знаний, умений и навыков, осваиваемая учащимися в процессе обучения в общеобразо­вательной школе и имеющая важное практическое значение в жизни каждого человека; подготовительная ступень к получению профес­сионального образования.

Получив аттестат о среднем (полном) общем образовании, вы­пускник школы имеет право поступать в среднее профессиональное учебное заведение для обучения по выбранной специальности. Если же выпускник школы имеет аттестат о получении основного общего образования, то в процессе обучения в СПУЗе на младших курсах он получает и общеобразовательную подготовку, которая как относительно самостоятельная часть среднего профессиональ­ного образования обеспечивает расширение полученного в школе общего образования и обычно ориентирована на специальность.

Профессиональная теоретическая подготовка — часть про­фессионального образования, обеспечивающая овладение студентами профессиональными знаниями, усвоение основных понятий, законов и теорий, объясняющих и обосновывающих процессы профессиональной деятельности. Охватывает основные компоненты труда: цель, пред­мет труда, средства труд<


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.