Организация работы среднего профессионального учебного заведения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация работы среднего профессионального учебного заведения

2017-05-20 969
Организация работы среднего профессионального учебного заведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Среднее профессиональное (специальное) учебное заведение — основной тип образовательного учреждения по реализации об­щих образовательных программ среднего профессионального обра­зования.

В своей деятельности все виды образовательных учреждений среднего профессионального образования руководствуются феде­ральными законами, указами и распоряжениями Президента Рос­сийской Федерации, решениями федерального органа управления образованием, органов государственной власти, органов местного самоуправления и типовым положением.

Основными задачами среднего профессионального (специаль­ного) учебного заведения являются:

а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения сред­него профессионального образования;

б) удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;

в) формирование у обучающихся гражданской позиции и тру­долюбия, развитие ответственности, самостоятельности и твор­ческой активности;

г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

Кроме этого, благодаря своей многофункциональности сред­нее профессиональное учреждение может решать задачи органи­зации и проведения методических, научно-методических, опыт­но-конструкторских, а также творческих работ и исследований при наличии соответствующего материально-технического и кад­рового обеспечения; заниматься переподготовкой и повышением квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров; рас­пространять педагогические знания среди населения для повы­шения его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

Среднее профессиональное (специальное) учебное заведение создается, реорганизируется и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральным органом государственной власти, если это федеральное образовательное учреждение; или органом государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации, если это региональный техникум или кол­ледж; или органом местного самоуправления, если это муници­пальное учреждение.

Среднее профессиональное (специальное) учебное заведение может иметь в своей структуре филиалы, представительства, отделения, подготовительные курсы, учебные кабинеты и лабора­тории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяй­ства, учебные полигоны, структурные подразделения дополнитель­ного профессионального образования, общежития и т.д.

Филиал государственного образовательного учреждения сред­него профессионального образования — это обособленное под­разделение такого учреждения, расположенное вне места его на­хождения. Филиал не является юридическим лицом. В филиале может создаваться в соответствии с уставом выбранный предста­вительный орган — совет филиала. Среднее профессиональное учеб­ное заведение самостоятельно в формировании структуры своего филиала, но его созданием, реорганизацией, переименованием и ликвидацией занимается орган государственной власти или орган местного самоуправления, в ведении которого находится среднее профессиональное учебное заведение. Создание филиала для веде­ния образовательной деятельности осуществляется при наличии учебно-материальной базы, кадрового состава, информационного и социально-бытового обеспечения, соответствующих требовани­ям, предъявляемым к образовательным учреждениям этого типа. Филиал может иметь в своей структуре отделения, подготови­тельные курсы, другие подразделения, зафиксированные в уставе колледжа. С согласия директора колледжа филиал может иметь печать, штамп, бланк со своим наименованием. Филиал осуществ­ляет образовательную деятельность по одной или нескольким обра­зовательным программам, по различным формам обучения, имея на это соответствующую лицензию.

Представительство среднего специального учебного заведения создается, реорганизуется, переименовывается самостоятельно по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Россий­ской Федерации и органом местного самоуправления по месту нахождения представительства.

В среднем профессиональном учебном заведении могут реали-зовываться основные профессиональные образовательные програм­мы начального профессионального образования и дополнитель­ные образовательные программы среднего профессионального и начального профессионального образования.

Согласно Государственному образовательному стандарту сред­него профессионального образования, принятому в 2001 г, боль­шинство средних профессиональных учреждений осуществляют повышенный уровень образования и им присваивается статус кол-

леджа1. Присвоение статуса колледжа осуществляется государствен­но-общественной комиссией по аккредитации средних профес­сиональных (специальных) учебных заведений на основе объек­тивного анализа и оценок.

Основанием для присвоения статуса колледжа является:

— наличие высококвалифицированного состава преподавате­лей, в том числе докторов и кандидатов наук;

— обеспечение повышенного уровня подготовки специалистов по самостоятельно разработанной и научно обоснованной учеб­но-программной документации;

— наличие учебно-материальной базы, обеспечивающей усло­вия для повышенного уровня подготовки специалистов.

Каждые пять лет образовательное учреждение среднего про­фессионального образования проходит аккредитацию, подтверж­дающую его тип и вид.

Среди показателей государственной аккредитации по типу «образова­тельное учреждение среднего профессионального образования» выделяют:

1) содержание подготовки, т.е. соответствие учебных планов и про­грамм учебных дисциплин требованиям ГОС СПО;

2) качество подготовки: организация образовательного процесса; со­ответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ГОС СПО; си­стема управления и контроля в образовательном учреждении; востребо­ванность выпускников;

3) информационно-методическое обеспечение образовательного про­цесса: состояние библиотечного фонда, состояние учебно-информацион­ного фонда;

4) материально-техническое обеспечение образовательного процесса: наличие лабораторной базы, специализированных кабинетов, производ­ственного оборудования и ТСО в соответствии с требованиями ГОС СПО, позволяющими реализовывать профессиональные образовательные про­граммы;

5) социальную поддержку студентов: наличие условий для прожива­ния студентов в общежитиях, медицинского обслуживания, питания, для занятий спортом, внеучебной работой.

Среди показателей, определяющих вид образовательного учреждения среднего профессионального образования (техникум/училище, колледж), выделяют:

1) реализуемые образовательные программы, причем для колледжей это наличие образовательных программ, обеспечивающих повышенный уровень квалификации;

2) информатизацию образовательного учреждения. Для колледжа коли­чество ЭВМ на 100 студентов при очной форме обучения составляет 5 шт.;

3) качественный состав педагогических кадров. Для колледжей про­цент преподавателей с высшим образованием составляет 95, а процент преподавателей с квалификационными категориями — 54; процент пре­подавателей с учеными степенями и званиями — 18;

4) учебную и учебно-методическую работу. Для колледжей объем в печатных листах учебных и учебно-методических разработок, имеющих рецензию региональных или отраслевых УМ К, НМК, приходящихся на единицу приведенного штага, составляет 0,25 %.

Свою деятельность среднее профессиональное (специальное) учебное заведение осуществляет согласно основным нормативным документам Российской Федерации: Закону РФ «Об образовании», локальным актам, касающимся организационной, управленческой, образовательной деятельности колледжа или училища, Типовому положению о среднем профессиональном (специальном) учебном заведении, Уставу среднего профессионального образовательного учреждения. Устав — главный локальный акт, на основе которого формируются приказы, распоряжения, решения, правила, поло­жения, инструкции, договора колледжа. Описанная в Уставе фи­нансово-хозяйственная деятельность является основой для разре­шения различных гражданских и налоговых споров колледжа как юридического лица. Сам Устав и все изменения или дополнения к нему принимаются общим собранием (конференцией) работни­ков и обучающихся, а утверждаются органом государственной вла­сти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится среднее специальное учебное учреждение.

Приведем пример структуры Устава. Устав состоит из разделов.

1. «Общие положения» включают информацию об основании для со­здания учреждения, о полном и сокращенном его наименовании, об уч­редителях, о местонахождении, типе и виде образовательного учрежде­ния, об организационно-правовой форме, о признаках колледжа как юри­дического лица, правах на ведение финансово-хозяйственной, образова­тельной деятельности и пользование льготами для сферы образования, о филиалах, о сроке деятельности учреждения.

2. «Предмет и цели деятельности» образовательного учреждения опи­сывают, что предметом деятельности колледжа являются виды деятельно­сти, которыми он намерен заниматься. Центральной здесь становится об­разовательная деятельность, включающая реализацию одной или несколь­ких образовательных программ. Однако в данном разделе дается и под­робное описание предпринимательской деятельности, позволяющей осу­ществить достижение целей разных видов деятельности.

3. «Основные характеристики организации образовательного процес­са» —- раздел самый большой по объему, он включает в себя и такую обязательную информацию, как сведения о языках, на которых ведется обучение; порядок приема обучающихся; продолжительность сроков обуче­ния на каждом его этапе; порядок и основания отчисления обучающихся; режим занятий; система оценок при промежуточной аттестации; формы и порядок ее проведения; наличие платных услуг и порядок их предостав­ления; порядок регламентации и оформления отношений образователь­ного учреждения и обучающихся. Здесь также упоминаются локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса (на­пример, правила приема и отчисления обучающихся; график учебного процесса; расписание занятий; правила внутреннего распорядка; договор об оказании платных образовательных услуг; учебный план специальности).

4. «Права и обязанности участников образовательного процесса» оп­ределяют оплату труда работников учреждения всех категорий; трудовые контракты; положение о персонале; правила внутреннего распорядка, обязательные для исполнения обучающимися; права и обязанности роди­телей, согласно статьям 50 — 56 Закона РФ «Об образовании», как закон­ных представителей несовершеннолетних обучающихся.

5. «Управление образовательным учреждением» содержит информа­цию о компетенции учредителя, о структуре, порядке формирования органов управления колледжа, их компетенции и порядке организации деятельности. Структура органов управления колледжа регламентируется статьями 35, 36 Закона РФ «Об образовании».

6. «Имущество образовательного учреждения. Структура финансово-хо­зяйственной деятельности» — они определяют способы использования объек­тов собственности, закрепленных учредителем за колледжем; механизмы финансирования и материально-технического обеспечения деятельности; источники и порядок формирования собственности образовательного уч­реждения; осуществление колледжем предпринимательской деятельности.

7. «Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность уч­реждения» дает перечень обязательных актов, касающихся организа­ционной и учебно-воспитательной деятельности колледжа. Кроме актов, перечисленных в содержании других разделов, здесь фиксируются поло­жение об охране труда и расследовании несчастных случаев; штатное рас­писание; должностные инструкции; положение об оплате труда и матери­альном поощрении; положение об организации питания; решения орга­нов управления и самоуправления; приказы и распоряжения директора; положение о структуре управления колледжем.

8. «Заключительные положения» содержат информацию о порядке и последствиях ликвидации и реорганизации юридического лица.

Управление средним профессиональным учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Выборный представительный орган — совет среднего профессионального учебного заведения. В состав сове­та входят директор колледжа, представители всех категорий ра­ботников, обучающихся, а также заинтересованных предприя­тий, учреждений и организаций. Председателем совета является директор. Другие члены собрания избираются общим советом (конференцией). Срок полномочия совета не может превышать 5 лет.

В среднем профессиональном учебном заведении могут созда­ваться и иные органы самоуправления: педагогические и методи­ческие советы, попечительские советы и т.д.

Так, педагогический совет — постоянно действующий совеща­тельный орган при директоре образовательного учреждения, име­ющий не менее 4 человек. Он обсуждает мероприятия по улучше­нию учебно-воспитательного процесса.

Попечительский совет является формой самоуправления. В его состав могут входить участники образовательного процесса, а также иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности этого учреждения. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Работа совета на­правлена на привлечение внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения; содействие улучшению условий труда всех категорий работников колледжа; совершенствование материально-технической базы среднего про­фессионального учреждения, благоустройство его помещений и территории; организацию и проведение массовых культурных и спортивных мероприятий, конкурсов профессионального мастер­ства и т.д.; оказание материальной поддержки остронуждающим-ся студентам. Попечительский совет рассматривает все вопросы, входящие в его компетенцию, согласно уставу колледжа.

Разграничение полномочий между советом и директором опре­деляется Уставом среднего профессионального учебного заведения.

Непосредственное управление средним профессиональным учебным заведением осуществляет директор, прошедший соот­ветствующую аттестацию. Порядок занятия должности директора определяется уставом учебного заведения в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации. Директор действует от имени среднего профессионального учебного заведения, представ­ляет его во всех организациях, заключает договоры, трудовые кон­тракты, выдает доверенности, открывает счета в банке; в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязатель­ные для всех работников и обучающихся.

Директор создает необходимые условия для повышения квали­фикации работников.

В соответствии с законодательством Российской Федерации директор назначает и освобождает от должности работников, оп­ределяет их должностные обязанности. К работникам среднего специального учебного заведения относятся руководящие и педа­гогические работники, учебно-вспомогательный и иной персонал.

К категории руководящих работников относятся заместители директора по учебной работе, по воспитательной работе, по науч­но-методической деятельности, учебно-производственной работе, заведующие отделениями, заведующие практикой, заведующий методическим кабинетом и др. Категорию педагогических работников составляет преподавательский состав. Учебно-вспомогатель­ный и иной персонал — это заместитель директора по администра­тивно-хозяйственной части, лаборанты кабинетов, медицинские работники, работники столовой, технический персонал и т.д.

Работники среднего профессионального учебного заведения имеют право:

а) защищать свою профессиональную честь и достоинство;

б) участвовать в управлении учебным заведением согласно Ус­тава;

в) избирать и быть избранными в совет и другие выборные органы; участвовать в обсуждении и решении вопросов деятель­ности среднего специального учебного заведения, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;

г) обжаловать приказы и распоряжения администрации обра­зовательного учреждения;

д) получать необходимое организационное, учебно-методиче­ское и материально-техническое обеспечение своей профессио­нальной деятельности; бесплатно пользоваться библиотеками, ин­формационными ресурсами, услугами учебных, учебно-методи­ческих, социально-бытовых, лечебных и других подразделений среднего специального учебного заведения в соответствии с его Уставом и (или) коллективным договором;

е) все категории работников в порядке, установленном законо­дательством Российской Федерации, пользуются правом на полу­чение пенсии по возрасту, а преподаватели еще и за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста;

ж) педагогический состав имеет сокращенную продолжитель­ность рабочего времени, удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск, пользуются другими правами, социальными гарантиями и льготами, определяемыми в Законе РФ «Об образовании» и за­конах о труде РФ.

Работники обязаны:

— соблюдать Устав среднего профессионального (специально­го) учебного заведения, Правила внутреннего распорядка;

— строго следовать профессиональной этике;

— качественно выполнять возложенные на них функциональ­ные обязанности;

— обеспечивать высокую эффективность образовательного про­цесса, систематически заниматься повышением своей квалифи­кации, которая может осуществляться за счет бюджетных/внебюд­жетных средств среднего профессионального учебного заведения не реже одного раза в 5 лет путем обучения и(или) стажировок в образовательных учреждениях дополнительного профессиональ­ного образования, в высших учебных заведениях, в научных, на­учно-методических и других учреждениях и организациях, путем подготовки и защиты диссертаций или в других формах;

— проходить аттестацию в порядке, устанавливаемом федераль­ным органом управления образованием.

Кроме руководства работниками колледжа директор осуществ­ляет и управление коллективом обучающихся. К обучающимся среднего специального учебного заведения относятся студенты (курсанты), слушатели и другие их категории. Так, слушателем среднего специального учебного заведения является лицо, зачислен­ное приказом директора в среднее профессиональное (специальное) учебное заведение для обучения на подготовительных курсах или освоения дополнительной профессиональной образовательной программы. Правовое положение слушателя в части получения образовательных услуг отвечает статусу студента соответствующей формы обучения.

Всем категориям обучающихся выдаются студенческие билеты и зачетные книжки, формы которых устанавливаются федераль­ным органом управления образованием.

Права и обязанности обучающихся в училище/колледже опре­деляются законодательством Российской Федерации, Типовым положением о среднем профессиональном (специальном) учеб­ном заведении и Уставом учреждения. Остановимся на правах обучающихся. Они имеют право:

— участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельно­сти среднего специального учебного заведения, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;

— обжаловать приказы и распоряжения администрации учеб­ного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— бесплатно пользоваться библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений среднего специального учебного заведения в порядке, установленном его Уставом.

Студенты очной формы обучения, получающие среднее про­фессиональное образование за счет бюджетных средств, в уста­новленном порядке обеспечиваются стипендиями.

Стипендии являются денежной выплатой, назначаемой студен­там по очной форме обучения в государственных образователь­ных учреждениях профессионального образования. Они подраз­деляются:

— на стипендии Президента РФ;

— специальные государственные стипендии Правительства РФ. Эти два вида стипендий присуждаются за выдающиеся успехи в учебной, научной деятельности в соответствии с положениями, утвержденными Президентом и Правительством РФ;

— государственные (муниципальные) академические стипен­дии, которые предоставляются студентам в зависимости от успе­хов в учебе и научной деятельности. Академические стипендии выдаются студентам, обучающимся на «отлично», или «хорошо», или на «отлично» и «хорошо». Размер стипендии исходит из сти­пендиального фонда образовательного учреждения, производится один раз в месяц, назначается приказом руководителя учрежде­ния по представлению стипендиальной комиссии;

— государственные (муниципальные) социальные стипендии, которые в обязательном порядке назначаются студентам из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; инвалидам 1-й и 2-й групп; пострадавшим в результате аварии на Черно­быльской АЭС и других радиационных катастроф; инвалидам и участникам боевых действий, а также малоимущим студентам по предоставлению специальной справки, выданной по месту жи­тельства органом социальной защиты населения. Студенты, полу­чающие социальную стипендию, имеют право претендовать на получение академической стипендии на общих основаниях;

— именные стипендии, назначаемые органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Среднее профессиональное учебное заведение в преде­лах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств самостоя­тельно, в соответствии с законодательством Российской Федера­ции, разрабатывает и реализует меры социальной поддержки сту­дентов. Так, студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается ежегодное пособие в размере трехмесячной стипендии на приобретение учебной лите­ратуры и письменных принадлежностей. Социальная поддержка студентов осуществляется также в виде выплаты компенсаций в связи с удорожанием питания в студенческих столовых, оплаты льготного проезда на железнодорожном и автомобильном транс­порте, оплаты санитарно-курортного лечения. Студенты могут получать материальную поддержку на культурно-массовую и физ­культурно-оздоровительную работы. Все виды материальной под­держки осуществляются по личному заявлению студентов. При оказании материальной помощи учитывается мнение студенче­ской группы, органов студенческого самоуправления.

Мерой социальной поддержки является организация меропри­ятий по оздоровлению студентов в спортивно-оздоровительных лагерях и на базах отдыха.

По данным на 2004 г., в 152 санаториях-профилакториях подведом­ственных образовательных учреждений отдыхали 134782 студента. В те­чение 2004 г. открылись еще 6 санаториев-профилакториев. На июль 2005 г. их общее число составило 158, из них к структуре вузов относится 151, к структуре СПУЗов — 5, к структуре НПО — 2.

За успехи в освоении образовательных программ, в научной, спортивной, культурно-массовой работе для студентов устанав­ливаются различные формы морального и материального поощ­рения в виде приказов, распоряжений, грамот, благодарственных писем родителям и т.д.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии у среднего специального учеб­ного заведения соответствующего жилищного фонда. Типовое положение о студенческом общежитии утверждается федеральным органом управления образованием.

По медицинским показаниям и в других исключительных слу­чаях студенту предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным органом управления образованием.

Студент имеет право на переход в учебном заведении, где он обучается, с одной образовательной программы и (или) формы обучения на другую в порядке, определяемом колледжем.

Порядок и условия восстановления на обучение лица, отчис­ленного из данного среднего профессионального учебного заве­дения, а также приема для продолжения обучения лица, ранее обучавшегося в другом колледже и отчисленного из него до окон­чания обучения, определяются Уставом среднего специального учебного заведения, если иное не предусмотрено законодатель­ством Российской Федерации.

При обучении на очно-заочной и заочной форме студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством Российской Федерации о труде и образовании: это сокращение рабочего времени, получение до­полнительного отпуска для сдачи зачетов, экзаменов, выполне­ния лабораторных работ. Так, например, за 10 месяцев до защиты выпускной квалификационной работы студенты имеют право на один свободный день в неделю с оплатой 50 %, но не ниже мини­мальной заработной платы, и на один-два свободных от работы дня без оплаты. Студенты, обучающиеся на вечернем отделении, получают на 1 — 2-м курсах по 10 календарных дней отпуска, а на старших — 20 дней. У студентов заочного отделения на 1 — 2-м кур­сах — право на отпуск по 30 календарных дней, а затем — по 40. На подготовку и защиту выпускной квалификационной работы дается 2 месяца. Форма справки-вызова на предоставление по месту работы дополнительного оплачиваемого отпуска и других льгот, связанных с обучением в среднем специальном учебном заведе­нии, имеющем государственную аккредитацию, утверждается фе­деральным органом управления образованием.

Для осуществления преемственности в подготовке кадров про­фессиональной школы, координации действий между высшими и средними учебными заведениями по модернизации педагогиче­ского образования, создания научно-методических, информацион­ных и организационных условий для повышения качества педаго­гического образования многие колледжи стали получать статус «базовый колледж».

В качестве основных принципов организации работы такого колледжа выступают:

— принцип системности, предполагающий взаимосвязь и взаи­модействие всех субъектов образовательного пространства посред­ством формирования сетевого взаимодействия, информационно-коммуникационных связей;

— принцип интеграции и дифференциации, способствующий объединению усилий различных социальных институтов по ре­шению модернизации образования, обеспечению вариативных под­ходов к содержанию образования и организации образовательно­го процесса;

— принцип открытости, предполагающий формирование до­ступного информационного пространства и проведение единой образовательной политики;

— принцип коллегиальности, обеспечивающий коллективное обсуждение всех направлений сотрудничества по модернизации образования, выработку и принятие общих решений;

— принцип непрерывности образования, предполагающий пре­емственность среднего педагогического образования с другими образовательными уровнями с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования и ориента­цией на европейские процессы в образовании.

Перечислим основные направления деятельности базового педагогического колледжа и кратко рассмот­рим их содержание.

Информационно-аналитическая деятельность:

— изучение соответствия государственных требований к миниму­му содержания и уровню подготовки выпускников по специаль­ностям среднего профессионального образования педагогического профиля федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования;

— изучение соответствия государственных требований к мини­муму содержания и уровню подготовки выпускников по специ­альностям среднего профессионального образования педагогиче­ского профиля содержанию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направле­ниям и специальностям педагогического профиля;

— анализ, обобщение и формирование банка образовательной практики педагогических колледжей по актуальным направлени­ям модернизации образования и ознакомление образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности;

— участие в определении региональных потребностей в педа­гогических кадрах;

— создание банка данных элитного кадрового потенциала систе­мы среднего профессионального образования педагогического про­филя;

— создание информационного портала в системе среднего про­фессионального образования педагогического профиля;

— информирование педагогических колледжей и училищ о но­вых направлениях в развитии образования, новых примерных про­граммах по учебным дисциплинам учебно-методической и нор­мативно-правовой документации.

Научно-методическая деятельность:

— участие в определении направлений развития педагогиче­ского образования, в том числе в соответствии с европейскими процессами;

— организация и разработка (корректировка) проектов госу­дарственных требований к минимуму содержания и уровню под­готовки выпускников по специальностям среднего профессиональ­ного образования педагогического профиля;

— организация и разработка содержания регионального (на­ционально-регионального) компонента, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся в общеобразователь­ных учреждениях;

— участие в разработке проектов государственных образова­тельных стандартов высшего профессионального образования по направлениям и специальностям педагогического профиля;

— разработка, экспертиза и апробация учебно-программной и учебно-методической документации по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля в усло­виях модернизации образования;

— организация и разработка примерных программ учебных дис­циплин по специальностям среднего профессионального образо­вания педагогического профиля;

— организация и разработка системы менеджмента качества среднего профессионального образования;

— организация и разработка модели формирования профессио­нальной компетенции специалиста со средним профессиональ­ным образованием педагогического профиля;

— организация и разработка программ повышения квалифика­ции педагогических кадров со средним профессиональным обра­зованием педагогического профиля в соответствии с современны­ми требованиями модернизации образования;

— организация и разработка модели сетевого взаимодействия в системе непрерывного образования;

— участие в разработке региональных программ развития об­разования;

— содействие в выполнении целевых федеральных, региональ­ных и муниципальных программ развития образования, воспита­ния, молодежной политики и др.;

— научно-методическая поддержка и сопровождение иннова­ционных процессов в региональной образовательной системе.

Организационно-методическая деятельность:

— оказание помощи общеобразовательным учреждениям в освое­нии и введении в действие федерального компонента Государст­венного стандарта общего образования;

— обобщение и распространение инновационного педагоги­ческого опыта педагогических колледжей и училищ;

— организация мониторинга качества среднего профессиональ­ного образования;

— оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;

— осуществление редакционно-издательской деятельности;

— оказание помощи в развитии творческого потенциала педа­гогических работников образовательных учреждений;

— повышение квалификации педагогических работников со средним профессиональным образованием;

— организация и проведение региональных и всероссийских семинаров-совещаний, конференций по актуальным вопросам педагогического образования;

— организация и проведение на местах повышения квалифи­кации педагогических кадров со средним профессиональным об­разованием, проведение выездных совещаний, семинаров, кон­ференций, конкурсов и др.;

— организация и оказание консультативной помощи образова­тельным учреждениям дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования.

Работа среднего профессионального (специального) учебного заведения осуществляется по нескольким направлениям, обозна­ченным в уставе учреждения: это экономическая, международ­ная, образовательная, научно-исследовательская, инновационная деятельность и т.д. Остановимся на содержании каждого вида.

Колледжу дано право заниматься экономической деятельностью. Колледж является собственником здания, сооружений, находя­щихся на его территории, оборудования, с помощью которого осуществляется педагогический процесс, а также иного необхо­димого имущества потребительского, социального, культурного назначения. Он может также выступать в качестве арендатора или арендодателя имущества. Земельные участки закрепляются за кол­леджем в бессрочное бесплатное пользование.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом колледж может осуществлять платную образовательную деятельность. Этот вид деятельности не может быть осуществлен взамен и (или) в рамках образовательной деятельности, финансируе­мой за счет бюджетных средств. Размер платных образовательных услуг устанавливается директором в соответствии с утвержденной сметой расходов. Сверх финансируемых за счет бюджетных средств студентов колледж может осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лица­ми с оплатой ими стоимости обучения. Он может также оказывать (дополнительные платные образовательные услуги сверх соответ­ствующих образовательных программ и Государственного образова­тельного стандарта по договорам с физическими и юридическими лицами, в том числе студентами, обучающимися за счет бюджет­ных средств (на добровольной основе). Колледж вправе вести пред­принимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Колледж имеет возможность заниматься международной и внешнеэкономической деятельностью в области образовательной, научной и т.д. деятельности в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Центральное место среди прочих занимает его образовательная деятельность.

Образовательная деятельность строится с учетом современных требований к модернизации системы среднего профессионально­го образования, в частности с диверсификацией среднего профессио­нального образования (от лат. diversus — разный + facere — делать разнообразие, разностороннее развитие). В применении к систе­ме профессионального образования диверсификацию можно рас­сматривать как возникновение многовариантной образовательной системы. В рамках среднего профессионального образования дивер­сификация проявляется в его многоуровневое™, многоступенча­тости профессиональной подготовки кадров, многофункционально­сти учебных заведений, вариантности и гибкости образовательных программ (структур), видовом плюрализме и институциональной активности средних специальных учебных заведений. Диверсифи­кация вызвала стремительный рост новых образовательных услуг, образовательных программ, типов и видов образовательных учреж­дений. Диверсификация выступает как принцип структурирования системы народного образования, допускающий и обеспечивающий возможность создания многообразия вариантов организации об­разовательных структур в них, максимально удовлетворяющий запросы общества и производства, а также интересы и потребно­сти личности. Ведущая цель диверсификации — удовлетворение запросов личности в формировании собственной о


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.