Что такое сон и для чего он нужен? — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Что такое сон и для чего он нужен?

2021-06-02 25
Что такое сон и для чего он нужен? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Ночь создана ни для чего другого, как для сна», – утверждает Талмуд, поясняя, что сон необходим человеку сразу по нескольким причинам.

Во-первых, для того, чтобы нарушить сам процесс непрерывности жизни. Только представьте себе, что было, если бы мы вовсе не спали. Наше существование превратилось бы в единый поток событий и впечатлений с такой же постоянной необходимостью обрабатывать их и принимать те или иные решения, что в итоге стало бы просто непосильным грузом для нашей психики.

Сон прерывает эту цепочку, позволяя нам каждое утро начать жизнь пусть не заново, но с "нового листа", рассортировав и разложив "по полочкам" нашего мозга полученную за день информацию, пересмотрев и обдумав наше восприятие действительности и планы на будущее. Именно об этом говорится в 30-м псалме Давида: "И даже если вечером ложится человек с плачем, утром встает с радостью".

Но сон одновременно нужен нам и для отдыха, восстановления сил. Мысль эта была бы банальной, если бы еврейские мудрецы тут же не задавались бы вопросом о том, восстановлением каких именно сил – физических или духовных? Если только физических, то почему для этого недостаточно просто посидеть или полежать в бодрствующем состоянии? Почему человек может проспать восемь часов подряд и проснуться разбитым, а может, подобно Наполеону, подремать 5-10 минут и встать, полным сил и энергии?

Ключевым в данном случае является именно слово "энергия". Согласно Каббале, так же, как наше тело постоянно нуждается в физической подпитке в виде воды и пищи, наша душа нуждается в непрестанной энергетической подпитке от своего Источника, то есть самого Творца мира. Без этого нормальное существование человека невозможно – вот почему пытка лишением сна считается одной из самых страшных и жестоких пыток.

Появление в нашей жизни современной электроники позволяет легко объяснить это на ее примере: так же, как вы время от времени должны ставить на подзарядку любой, самый навороченный мобильник, вам самим нужна периодическая подзарядка высшей, духовной энергией. И так же, как в период подзарядки мобильника вы не можете им пользоваться, по меньшей мере, в полную силу возможностей, так же и человек в период сна лишается той свободы передвижения и связи с окружающей действительностью, которой он пользуется во время бодрствования, в период отключения от Источника.

Христианство, кстати, восприняло от иудаизма не только массив Священных текстов, но и отношение ко сну как времени странствования души в иных, высших, нематериальных мирах.

Созданная раввином Шимоном бар Йохаем (РАШБИ) во II веке н. э. и лежащая в основе Каббалы книга "Зоар" формулирует это предельно четко: "Когда человек ложится в кровать (в оригинале это звучит "оле ле– мита", что, благодаря игре слов, можно прочитать одновременно и как "возносится на кровать", и как "возносится вниз" – П.Л.), душа его возносится вверх и различные (духовные) сущности общаются с ним, и сообщают ему тайны мира, а также извещают его о разных делах. И часть из этих сообщений – ложь, а часть – правда".

Величайший кабалист рабби Моше-Хаим Луццато (РАМХАЛ, 1707–1746) в своих книгах утверждал, что душа человека состоит как бы из пяти уровней – "нефеш" (направляющая деятельность физического тела и мозга; она имеется и у животных), "руах" (руководящая нашей интеллектуальной деятельностью), "нешама" (определяющая нашу духовность), "хайа" (то, что продолжает существовать и после физической смерти человека) и "йехида" (буквально "единственная" – своего рода генетический код нашей личности, то, что делает ее уникальной).

Во время сна, подчеркивал Луцато, нижняя составляющая "нефеша" остается в теле человека и потому все жизненные процессы в нем продолжаются. Но вот остальные части души, будучи незримым каналом связаны с телом, начинают свое путешествие по духовным мирам, где иные, чем в нашем мире, представления о времени и пространстве. Вот почему во сне человек за несколько минут может прожить целую жизнь и порой получить информацию о том, что происходит с дорогими ему людьми, живущими от него на расстоянии в сотни, а то и тысячи километров.

Исходя из такого объяснения, мы находим в еврейских источниках два, на первый взгляд, противоположных, а на деле тесно связанных между собой утверждения.

С одной стороны, мудрецы Талмуда считали, что "плох человек, который никогда не видит снов", и его надо остерегаться. С другой стороны великий еврейский мистик рабби Нахман из Брацлава (1772–1810) говорил, что "чем большей святостью обладает человек, тем больше он отдаляется от сна", то есть ему нужно все меньше времени тратить на сон.

Мысль Талмуда ясна: если сон является проявлением духовной деятельности человека, то отсутствие сновидений – свидетельство его бездуховности, чрезмерной приземленности, того, что его по какой-то причине (вероятнее всего, за грехи перед другими людьми) решили отключить от Божественного источника. Такого человека и в самом деле стоит остерегаться: вероятнее всего, он из тех, для кого цель оправдывает средства; кто ставит рациональные соображения, свои личные интересы выше норм морали, которые зачастую иррациональны.

Идея же рабби Нахмана состоит в том, что чем больше человек стремится к святости, чем больше он занят духовными размышлениями, тем ближе он приближается к Творцу. А значит, тем меньше он нуждается в том, чтобы для подзарядки духовной энергией отключаться от этого мира – ведь он может подключаться к Источнику напрямую.

Согласно еврейским преданиям, такой способностью обладал царь Давид – во второй половине жизни он почти не спал, разве что задремывал несколько раз за ночь, на несколько минут. Это не было мучительной бессонницей, как можно подумать, поскольку, очнувшись от дремы, Давид был полон сил и приступал к игре на арфе или сочинению нового Боговдохновенного псалма. Сами эти псалмы, и сегодня поражающие своей поэтической силой, свидетельствуют о том, на какие высоты духа сумел подняться царь Давид.

В связи с этим рассказом невольно возникает и другой вопрос: а сколько и в самом деле нужно человеку для нормального сна?

Ответ Талмуда однозначен: не более трети суток, то есть не больше 8 часов. Человек, который спит больше этого времени, вредит своему и физическому, и духовному здоровью. Дневной же сон, считали мудрецы Талмуда, вообще вреден, так как является противоестественным, и зачастую порожден чрезмерным чревоугодием.

Любопытно, что современные исследования подтверждают это, высказанное почти две тысячи лет назад мнение, хотя по поводу пользы и вреда дневного сна ("сиесты") между учеными ведутся споры.

Ну, а теперь, после того, как мы пусть и самым поверхностным образом познакомились со взглядом еврейской мистики на природу сна, самое время перейти к тому, какими бывают наши сновидения и что они означают.

 

«Пусть тебе приснится Пальма ди-Майорка…»

 

В 1900 году Зигмунд Фрейд (1856–1939) опубликовал свою книгу «Толкование сновидений», суть которой сводилась к тому, что любое наше сновидение отражает закодированное символами и метафорами наши самые заветные желания, включая и те, которым мы не отдаем отчета на уровне сознания.

На самом деле эта мысль была за много столетий до Фрейда сформулирована в Талмуде:

 

«Сказал рабби Шмуэль бар Нахмани, что говорил рабби Йонатан: „Все, что видит человек (во сне) исходит из сердца его“. Добавил Рава: „Знай, что никогда видит человек во сне пальму из золота или слона, проходящего через игольное ушко!“».

 

Обратите внимание: содержание снов исходит именно из сердца, символизирующего для древних область чувств и того, что Фрейд обозначил как «бессознательное», а не из «головы», обозначавшей рациональную интеллектуальную деятельность. В то же время, подчеркивает мудрец Рава, такие сны всегда основаны на реальной жизни, на том, что знакомо и близко человеку, а не розовых слонов, влезающих в ушко иголки.

На самом деле Талмуд и Каббала предельно четко различают три основных вида снов.

К первому относятся сны, отражающие и суммирующие наши впечатления от тех или иных пережитых событий, а также – в точности по Фрейду – наши страхи и тайные желания. Или, как говорится в книге сказаний и притч "Мидраш раба", "царю снится, что весь мир принадлежит ему".

К такому роду сновидениям можно отнести (хотя, безусловно, это не совсем так) сны юного Иосифа, о которых он рассказал отцу и братьям:

 

«И приснился Йосефу сон, и он рассказал братьям своим, и они еще больше возненавидели его. И сказал он им: Выслушайте сон этот, который мне приснился. Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп поднялся и стал прямо, и вот кругом стали ваши снопы и поклонились моему снопу. И сказали ему братья: Неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь владеть нами: и еще больше возненавидели его за сны и за слова его. И приснился ему еще и другой сон, и он рассказал его братьям своим и сказал: Вот приснился мне еще сон. Вот солнце и луна, и одиннадцать звезд кланяются мне. И он рассказал своему отцу и братьям своим, и побранил его отец и сказал ему: Что это за сон приснился тебе? Неужели и я, и мать твоя, и братья твои придут поклониться тебе до земли?» (Быт., 37:5-10).

 

И для праотца Иакова, и для братьев Иосифа очевидно, что оба эти сна повествуют об одном и том же; оба они отражают стремление младшего члена семьи стать ее главой, и именно это вызывает у братьев такую неприязнь к Иосифу, которого они начинают презрительно называть «сновидцем».

Подобные сны не только легко объяснить с чисто рациональной точки зрения, но и их можно "конструировать", "подсаживать" к человеку. Талмуд рассказывает несколько историй такой "подсадки", одна из которых связана с именем рабби Иехошуа бен Ханания (конец 1 – первая половина 2 вв. н. э.).

Как-то, беседуя с рабби Иехошуа, римский император заметил:

– Про вас, евреев, говорят, что вы преисполнены мудрости, да вы и сами кичитесь этим. Но если вы и в самом деле так мудры, можешь ли ты сказать, что я сегодня ночью увижу во сне?

Разумеется, при всей его мудрости рабби Иехошуа не мог знать, что приснится ночью императору, но не захотел признаваться в этом. Вместо этого он заметил:

– Да, конечно, могу. Этой ночью ты увидишь, будто попал в плен к парфянам, прошел через страшные унижения, и в итоге они приставили тебя пасти свиней, но при этом дали тебе в руки золотой посох – в знак твоего императорского достоинства.

И ночью император действительно увидел такой сон – вплоть до золотого посоха, которым он погонял свиней.

Разгадка этого сновидения была проста: в 1 в. н. э. не было у Рима более страшного и жестокого врага, чем Парфия, и войны с ней шли с переменным успехом. Попадание в плен к парфянам было кошмаром любого римлянина, и когда рабби Иехошуа косвенно напомнил цезарю, что он тоже может оказаться в плену, и тогда его ждет поистине незавидная участь, тот думал над этими словами весь день, вновь и вновь возвращался к ним. Так стоит ли удивляться тому, что ему приснилось именно то, о чем говорил еврейский мудрец?!

Такого же рода сновидение (и все же, как и в случае со снами Иосифа, не совсем такое) предстает перед нами и в знаменитом стихотворении Лермонтова "Сон":

 

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня – но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

 

Нет никакого сомнения, что этот сон великого поэта (если он и в самом деле имел место) отражает его тайный, но вполне понятный страх погибнуть на Кавказской войне и, одновременно, желание вернуться в столь, казалось бы, ненавидимые им петербургские салоны с их жеманными красавицами.

Еврейские мистики были убеждены, что снам, порожденным нашими впечатлениями, фантазиями, желаниями, страхами и т. п., вообще не стоит придавать какого-либо значения и искать их разгадки – разве что лишь для того, чтобы, по Фрейду, "познать самое себя".

Талмуд называет такие сновидения "халомот шва" – "пустые сны", подчеркивая, что их содержание во многом зависит, в числе прочего, от того, что именно ел человек перед сном, насколько удобно он спит и от самого его местонахождения.

К "пустым снам" относится подавляющее большинство наших сновидений.

Каббала утверждает, что сам по себе сон представляет 10 часть смерти, а сновидение несет в себе 10 часть пророчества. Так же, добавляют некоторые мистики, и лишь одно из 60 сновидений несет в себе некий заслуживающий разгадки тайный смысл.

К "пустым снам" относятся и сны второго типа – навеянные сущностями, которых у разных народов принято называть по разному: чертями, бесами, джиннами, демонами и т. д. Именно о таких снах говорится у пророка Захарийи: "Ибо идолы говорят пустое, и чародеи прорицают ложь и сновидения ложные рассказывают" (Зах., 10:2). Говоря попросту, это – те самые сны, которые лучше всего характеризуются русским выражением "от лукавого".

Любимое занятие демонов, разъяснял каббалист рав Иегуда Птайа, это насмехаться над человеком, запутывать, соблазнять или запугивать его. Поэтому большинство так называемых ночных кошмаров "подсаживается" во сны людям демонами, и придавать им значение, верить, что они несут в себе какую-то важную информацию – значит, подыгрывать этим сущностям, демонстрировать, что их цель достигнута. А это означает лишь, что такие кошмары будут повторяться снова и снова.

К этому же разряду снов зачастую относятся эротические сны. Мужчинам такие сны навевает "Летающая в Темных покоях" – первая жена Адама, дьяволица Лилит, способная принимать облик любой женщины и заставляющая их по ночам зря проливать семью. Именно поэтому еврейская традиция не рекомендует одинокому мужчине спать в пустом доме.

Очень часто к сновидениям второго типа относятся те, которые человек видит во время дневного, "неестественного" сна. И это – тоже одна из причин, по которой еврейские мудрецы рекомендуют избегать дневного сна.

И, наконец, к третьему виду относятся так называемые "подлинные сны" – те самые, которые приходят к нам из ночных странствий души по высшим мирам. Здесь душа может общаться с самыми различными сущностями – как с душами мертвых, так и с различного рода ангелами. Крайне редко они передают нам информацию в прямом виде – дескать, тебя ждет то-то и то-то, так как сами границы между мирами и различие в действующих в них законах делают подобную передачу информации невозможной. Чаще всего она приходит к нам закодированной, говоря языком Каббалы, в виде "ремеза", "намека" – то есть языком различных символов, игры слов и т. п.

При этом следует учесть и максиму рабби Брахии:

 

«Даже тот сон, который сбывается, никогда не сбывается до конца».

 

Необходимо помнить, говорят комментаторы этого высказывания, что и обитатели высших миров не всегда говорят душе правду и, тем более, всю правду – некоторые из них могут и обмануть. Но даже если ангел сообщает человеку правду, в любом «подлинном сне» есть и ложная информация – та, что привносится в «истинный сон» не Свыше, а продолжающейся во сне деятельностью нашего собственного мозга, и как бы «загрязняет» его. Таким образом, не может быть «совершенно правдивого сна», как не бывает 100-процентно чистого спирта или вишен без косточек.

Сам характер и масштаб "подлинных снов" зависит, разумеется, от особенностей жизни и масштабов личности каждого человека. Большинству из нас снятся подлинные сны, так или иначе связанные с нашими личными заботами и проблемами.

Пример таких "вещих снов" обычных людей мы находим в Библии в рассказе о разгаданных Иосифом сновидениях пекаря и виночерпия фараона:

 

"И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражей, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица?

Они сказали ему: нам виделись сны, а истолковать их некому. Иосиф сказал им: Не от Бога ли истолкование. Расскажите мне.

И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; На лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; И чаша фараона в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону.

И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви – это три дня; Через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием…

Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; В верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы клевали ее из корзины на голове моей.

И отвечал Иосиф, и сказал: вот истолкование его: три корзины – это три дня; Через три дня фараон снимет голову с тебя и повесит ее на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя.

На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих; И возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону. А главного хлебодара повесил, как истолковал им Иосиф… " (Быт., 40, 7-22).

 

Но вот таким крупным личностям, как писатели, поэты, правители государств могут являться сны подлинно пророческого масштаба, касающиеся судеб их стран и народов, а то и всего человечества. Вспомним, как трактует Андрей Вознесенский стихотворение «Тьма», написанное Байроном в 1815 году по мотивам приснившегося ему сна:

 

Я перевел стихотворенье «Тьма»– как «Ядерная зима».

 

«I had а dream which was not all а dream»… Я в дрему впал. Но это был не сон. Послушайте! Нам солнце застил дым, с другого полушария несом. Похолодало. Тлели города. Голодный люд сковали холода. Горел лес. Падал. О, земля сиротств– Rayless and pathless and the icy Earth»… И детский палец, как сосулька, вмерз».

 

Что разумел хромающий гяур под понижением температур? Глядела из промерзшего дерьма ядерная зима.

 

Ядерная зима, ядерная зима… Наука это явление лишь год как узнала сама. Превратится в сосульку победившая сторона. Капица снял мне с полки байроновские тома. Байрона прочитайте! Чутье собачее строф. Видно, поэт – барометр климатических катастроф.

 

«I had а dream», – бубнил, как пономарь, поэт.

Никто его не понимал. Но был документален этот плач, как фото в «Смене» или «Пари матч».

 

Таков сон царя Навуходоносора из «Книги пророка Даниила», где перед ним предстает в символической форме вся история человечества до «конца времен».

К таким же снам относятся сны фараона, разгадка которых возвеличивает Иосифа до положения второго по значению человека в Египте:

 

«Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны. И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не моё: Бог даст ответ во благо фараону. И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки; и вот, вышли из реки семь коров тучных плотью и хороших видом и паслись в тростнике; но вот, после них вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых, как они; и съели тощие и худые коровы прежних семь коров тучных; и вошли тучные в утробу их, но не приметно было, что они вошли в утробу их: они были так же худы видом, как и сначала. И я проснулся. Потом снилось мне: вот, на одном стебле поднялись семь колосьев полных и хороших; но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших. Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне. И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону. Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один; и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода. Вот почему сказал я фараону: что Бог сделает, то Он показал фараону. Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; после них настанут семь лет голода, и забудется всё то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю, и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжёл. А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие и что вскоре Бог исполнит сие» (Быт., 41:15–32).

 

Но как отличить «вещие» сны от «пустых»? И как научиться разгадывать их символику?

 

Когда сон «в руку»

 

Еврейская мистика называет три бесспорных признака «подлинного сна» и еще два, по которым между каббалистами существуют разногласия.

Первым из таких признаков является само время сновидения – "подлинные", "вещие" сны снятся непосредственно перед рассветом или сразу после него. Или, говоря языком оригинала, "перед шахаритом", то есть утренней молитвой.

И этому можно дать вполне или почти рациональное объяснение. В первые часы сна мозг занят обработкой накопленной за день информацией и впечатлениями, он еще слишком зависит от пережитых событий, и все это и составляет ткань сновидения. Поэтому на сон, явившийся посреди ночи, даже если вы внезапно проснулись и хорошо помните его содержание, не стоит обращать особого внимания – в эти часы душа еще слишком сильно связана с телом.

Информация из высших сфер приходит позже, при возвращении души в тело, то есть перед пробуждением. Обратите внимание: и начальнику виночерпиев, и главе хлебодаров в рассказе об Иосифе их вещие сновидения приснились как раз рано утром.

Второй признак – если вам снится сон не про вас, а про кого-то другого, вашего родственника или знакомого. Такой сон почти наверняка правдив – вам по какой-то причине решили передать информацию о человеке, с которым вы так или иначе связаны.

Именно о такого рода сне идет речь в приведенном выше стихотворении Лермонтова – сон является и лирическому герою, и его возлюбленной, и таким образом становится понятно, что речь идет о "подлинном сновидении".

Такими же были сны виночерпия и хлебодара в рассказе об Иосифе. Величайший комментатор Священного писания Раши (1040–1105) в своих примечаниях к этому отрывку подчеркивает: "Фраза "И приснился сон обоим" означает: каждый из них увидел во сне в аллегорической форме свое будущее и разгадку сна другого". Именно поэтому, увидев, что Иосиф правильно разгадал сон начальника виночерпиев, главный хлебодар обратился к нему с просьбой разгадать свой сон.

Третий признак подлинного сновидения – разгадка сна приводится в самом сновидении, дается в процессе его. К примеру, человеку снится, что он видит сон, а затем во сне ему встречается некто, кто этот сон разъясняет. Если верить устному преданию, фараону вместе с его снами была явлена и их разгадка, но – вот беда! – проснувшись, он ее забыл. Но поэтому он и отвергал все толкования его снов, которые предлагали придворные – они не "узнавал" в них явленной ему разгадки. Когда же Иосиф дал свое толкование, фараон мгновенно ее вспомнил, а, вспомнив, тут же оценил мудрость Иосифа.

В качестве четвертого, спорного, признака называется повторение одного и того же сна – как в случае того же сна фараона. Вспомним слова Иосифа: "А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие и что вскоре Бог исполнит сие".

И, наконец, пятый, тоже признаваемый далеко не всеми кабалистами признак состоит в том, что, в отличии, от других сновидений, "вещий" сон вызывает особую тревогу, что называется, не дает себя забыть и человек вновь и вновь мысленно возвращается к нему.

Что касается вопроса о том, когда сбудется вещий сон, то по нему как раз разногласий между знатоками Каббалы нет. Если сон был явлен в простой, предельно ясной форме, то он сбудется в самое ближайшее время. Если же речь идет об аллегорическом сновидении, то тут ничего определенного сказать невозможно: такой сон может сбыться и через год, и через два, и через десять лет. К примеру, сны Иосифа о том, как братья пришли поклониться ему (несмотря на то, что они отражали желание властвовать над ними, они одновременно были и пророческими), сбылись, как следует из библейского текста, лишь через двадцать с лишним лет после того, как приснились.

Но тут и возникает вопрос о том, как правильно подобрать "ключи" к символическому сновидению, разгадать его смысл? Здесь как раз очень легко допустить ошибку, так как зачастую смысл сновидения прямо противоположен тому, что первое приходит нам в голову.

Например, согласно еврейским принципам толкования снов, сон о смерти близкого человека или того, кому он был явлен, на самом деле предвещает этому человеку долгую жизнь.

Существует несколько объяснений такой трактовки, одно из которых заключается в том, что в нашем мире и в высших духовных мирах, откуда приходят сны, понятия жизни и смерти меняют свой знак. С точки зрения обитателей высших миров спуск на землю, в наш материальный мир и есть смерть, а вот смерть и последующий подъем в эти миры – нечто сродни рождению. Эта кабалистическая теория блестяще обыгрывается в знаменитом рассказе Башевиса-Зингера "Йехид и Йехида": в тот самый момент, когда двое влюбленных встречаются, чтобы зачать новую жизнь, на Небесах раздается голос: "Могила и могильщик нашли друг друга! Готовьте похороны".

Еще один пример: змея воспринимается большинством из нас как существо опасное и враждебное, и многие из тех, кому оно приснилось, начинают испытывать тревогу. Однако с точки зрения еврейской традиции, сон, в котором присутствует змея с ее струящимся, непрестанно движущимся вперед телом, как раз символизирует растущее материальное благополучие. А вот убийство во сне змеи предвещает внезапное исчезновение источника заработка.

Все это превращает разгадку снов в непростую задачу, великое искусство, основанное на знаниях, мудрости, интуиции и умении обращать внимание на мельчайшие детали сна. К примеру, Иосиф, анализируя сон главы царской пекарни, пришел к выводу, что того ждет смерть, исходя из того, что в нем птицы ели изготовленную для фараона выпечку, лежащую в корзине на голове хлебодара. Но если бы речь шла о живом человеке, то птицы побоялись бы это делать – значит, во сне хлебодар нес выпечку, будучи уже мертвым.

Так на чем же строится еврейская система разгадывания сновидений? И что делать человеку, увидевшему смутивший его сон, где и у кого искать его толкование?

 

Великая сила слова

 

«Неразгаданный сон подобен нераспечатанному письму», – говорится в Талмуде. И затем добавляется: «Нет сна, у которого не было бы разгадки».

И вот тут, если следовать мудрецам Талмуда, в силу вступает почти неумолимый мистический закон: "Все сны идут за своим толкованием". Это означает, что вещий сон почти наверняка сбудется в том смысле, в каком он был истолкован, и потому чрезвычайно дать любому сну не только логичное, но и доброе толкование.

Талмуд в связи с этим приводит историю одного раввина, к которому пришла женщина, чтобы поделиться напугавшим ее сном – снилось ей, будто крыша ее дома неожиданно разверзлась и с нее внутрь дома провалился какой-то человек, лица которого она не видела.

– Хороший сон! – улыбнулся раввин. – Сказано: "Дом человека – это его жена", то есть ты и есть тот самый дом, а разверзающаяся крыша – твоя утроба. Ты еще сама об этом не знаешь, но ты беременна, и через девять месяцев родишь сына.

Осчастливленная таким толкованием женщина ушла домой, и через девять месяцев у нее и в самом деле родился сын.

Спустя какое-то время она снова пришла к раввину и рассказала, что ей снова повторился сон про разверзшуюся крышу. И вновь раввин предсказал ей рождение сына, и снова так оно и было.

Когда женщина пришла к раввину в третий раз, того дома не оказалось, но она застала там нескольких его учеников, взявшихся разгадать ее сон. И вновь она рассказала, что снилось ей, будто крыша ее дома неожиданно разверзлась и с нее внутрь дома провалился какой-то человек, лица которого она не видела…

– Плохой сон! – сказали ученики. – Дом, как известно, держится на мужчине, и потому он – символ твоего мужа. Сон предвещает, что он упадет с крыши и умрет.

Женщина в слезах отправилась домой, а когда раввин вернулся ученики поспешили рассказать ему об этом визите и о том, как они разгадали сон.

– Что вы наделали! – воскликнул раввин. – Вы убили ее мужа, ибо сказано: "все сны идут за своим толкованием".

Дело в том, что неразгаданный сон не случайно уподобляется каббалистами запечатанному письму. Представляя собой послание из иных миров, он призван в момент толкования как бы запустить некие события в нашем мире. Запуск этот начинается с того момента, когда сну дано толкование, его смысл озвучен – ведь с точки зрения любой религии слово обладает огромной силой влияния на все, что происходит в нашем материальном мире. Говоря словами поэта, "словом можно убить, словом можно спасти" – причем не только в переносном смысле.

Таким образом, от того в каком плане – позитивном или негативном – будет истолкован смысл того или иного сна, зависит и то, в какую "сторону" будет запущен механизм его исполнения. Поэтому еврейские мудрецы настаивали на том, чтобы истолкование любого сна было бы по возможности положительным. В противном случае, лучше его вообще не истолковывать, а просто постараться о нем забыть. Тогда направленное вам послание как бы останется непрочитанным, и даже если сон сбудется, вы об этом не узнаете. Это, во всяком случае, куда лучше, чем запустить негативный механизм его исполнения.

Думается, у читателя уже возник вопрос о том, почему женщина вновь и вновь приходила к раввину за разгадкой одного и того же сна – разве ей было недостаточно одного толкования. Тут как раз все просто: Талмуд утверждает, что сам человек крайне редко способен правильно разгадать свой сон, и за его толкованием следует обратиться к кому-либо другому, а лучше всего – к трем разным людям. Но очень важно, чтобы эти люди относились к тому, кому приснился сон, доброжелательно, а еще лучше – обращаться за толкованием к тем, кто вас любит и более за вас душой.

Ведь если вы обратитесь за толкованием к тому, кто вас явно или тайно ненавидит, то очень велика вероятность, что он истолкует ваш сон в негативном смысле, и в этом смысле он в итоге исполнится. Те же, кто вам симпатизируют, постараются истолковать сон в качестве доброго знака, после чего он и в самом деле станет таковым.

Еврейский фольклор содержит немало историй о том, как самые, на первый взгляд, неблагоприятные сны трактовались на благо тем, кому они были явлены, и в итоге и в самом деле оборачивались к добру.

При этом – опять-таки намного опередив Фрейда и подсказав ему многие идеи – мудрецы при разгадке снов обращали внимание не только на сами явленные им символы, но и на обозначающие их слова.

Широко известна в этом смысле история об ученике одного раввина, рассказавшего ему о привидевшемся ему кошмаре: будто у него отвалился нос, затем он услышал голос, предвещающий, что он умрет в зимнем месяце адаре (соответствует февралю-марту по григорианскому календарю) и таким образом не увидит наступления следующего месяца нисан (соответствует марту-апрелю). Затем в том же сне у него отнялись руки, а потом ему отрубили ноги.

– Это очень хороший сон! – заметил после рассказа раввин. Ведь слово "нос" – "аф" – звучит также, как глагол "аф", означающий "лети!". Таким образом, он предвещает, что скоро от тебя улетят все твои печали. Название месяца "адар" напоминает слово " h  адар" – «почет», а слово «нисан» – слово «нисъенот» – «испытания, бедствия». Таким образом, очень скоро тебя ждут большие почести и ты боль никогда в жизни не увидишь никаких бедствий. То, что у тебя во сне отнялись руки, символизирует, что для того, чтобы решить твои нынешние проблемы, тебе не придется действовать собственными руками – они решатся сами собой. А отрезанные ноги означают, что ты будешь настолько богат, что у тебя никогда не будет нужды ходить пешком – ты будешь ездить либо на лошади, либо в колеснице.

Заключающие в себе толкования сновидений еврейские кабалистические сонники (один из которых вы сейчас держите в руках) вбирают в себя, во-первых, личный мистический опыт великих каббалистов, умевших проникать в высшие миры и знающих, какой облик принимают в наших снах их обитатели; а, во-вторых, на накопленном за тысячелетия огромном "архиве" сновидений, представляющих собой устные и письменные рассказы о приснившемся тысяч и тысяч разных людей, а также их толкования – что позволило в итоге составить некий "словарь языка сновидений".

Тем не менее, Каббала рекомендует не полагаться только на сонник, а обратиться к мастерам толкования сновидений, одновременно предупреждая, что и на них полагаться не стоит. Подлинные толкователи снов, говорят эти источники, исчезли еще во времена Второго Иерусалимского Храма, то есть на заре нашей эры. В то же время Талмуд рассказывает забавную историю о том, как рабби Бана однажды решил разгадать приснившийся ему сон с помощью толкователя. В его время в Иерусалиме жило 24 прославленных толкователя снов, и рабби Бана обратился к каждому из них, но ни одно из 24 толкований не совпало с другими, хотя все и были позитивными. В результате все 24 толкования исполнились, но не до конца, а в той или иной степени.

Но что делать в случае, если сон однозначно предвещает беду и истолковать его в положительном смысле невозможно? К примеру, если человеку снится, что у него выпадают зубы, то согласно Каббале, такой сон однозначно свидетельствует о скорой смерти близкого родственника.

Оказывается, и на этот случай в еврейской мистике предусмотрены свои рецепты.

 

Наперекор судьбе

 

Ключевым в решении проблемы избавления от дурного сна считается следующий отрывок из Талмуда:

 

"Сказал Рабби: «Если ты видел тяжелый сон, и впечатление от него тяжело, и ты хочешь избавиться от его последствий, сделай три вещи, и ты спасешься, как сказал рабби Элазар: „три вещи отменяют суровый Небесный приговор, и вот они: молитва, благотворительность (добрые дела) и раскаяние в грехах“. Рабби Мона добавлял: и еще пост. А рабби Хая и рабби Йоси говорили: а еще перемена имени и исправление поведения».

 

В первую очередь следует осознать, что если вам приснился дурной сон, предвещающий обнищание, болезни, смерть и другие бедствия, то это уже само по себе к добру. Такой сон следует рассматривать прежде всего как предупреждение Свыше, а ведь если вас решили предупредить, то это уже само по себе означает, что окончательный приговор вам еще не вынесен, все еще можно исправить, и вы просто обязаны попытаться это сделать.

Любопытно, что из всех вышеприведенных способов отвратить воплощение дурного сна в реальность, каббалисты рекомендуют начать с поста: постарайтесь с утра, в которое вам приснился сон, и, по меньшей мере, до вечера ничего не есть и не пить. Изнуряя постом свое тело, вы тем самым как бы демонстрируете, что уже наказали сами себя и заслуживаете снисхождения.

Однако только этим наказания, к которо


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.