Китайский алхимик, раздувающий свою печь — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Китайский алхимик, раздувающий свою печь

2021-06-01 23
Китайский алхимик, раздувающий свою печь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Буддизм оказал неуловимое, но глубокое влияние на китайскую алхимию. Следует напомнить, что китайский буддизм – это не просто этическая доктрина, преподанная Гаутамой. Когда она достигла Китая, она уже была включена в детально разработанный пантеон божеств и святых. Буддийские архаты обладали большей частью магических способностей, которые даосские алхимики стремились развить. Доктрина повторного рождения в том виде, в каком она преподносилась в буддизме, составляла полную противоположность китайской вере в возможность физического бессмертия. Как прямое следствие этого противоречия возник мощный стимул к открытию каких‑нибудь средств продления жизни человека в этом мире. Хоть и казалось, что даосские бессмертные просто облачились в буддийские наряды, это было не совсем так. Даосизм глубоко погрузился в материализм, и, несмотря на то что люди с удовольствием рисовали в воображении небесные края, в которые им предстояло отбыть, они предпочитали откладывать это путешествие на как можно более поздний срок.

Конечно, было несколько высших даосских посвященных – истинных архатов секты, уже давно погрузившихся в молчание и уединение, которые пришли в полное согласие с архатами и лоханами буддизма. Обе группы признавали йогический смысл трансмутации. Они знали, что человек представляет собой лабораторию, в которой должен быть выполнен эксперимент по трансмутации, или перерождению.

Мудрые могли примирить доктрину Дао, принадлежавшую Лао‑цзы, и путь к нирване, открытый Буддой, поскольку обе концепции представляли однозначное достижение слияния с вечной ценностью. В обеих школах практиковались во многом схожие медитативные дисциплины, и настоящие архаты выбирали места уединения и строили приюты в окрестностях, долгое время ассоциировавшихся с даосскими мудрецами.

Просветленные буддисты и даосы полностью сознавали, что общедоступные формы их учений отступали от исходных идей. Искатели истины, утратившие иллюзии из‑за борьбы культов, во многих случаях обращались к прямому мистицизму, видя в нем единственное решение. Личное переживание Бога или реальности культивировалось под различными названиями. В разное время мудрецы и архаты пытались восстановить древнюю мудрость, реформируя или переориентируя массовую религию. Они посылали учеников предостеречь людей от ошибок в их поведении и вновь придать ритуалам и формулам давно утраченной или игнорируемый смысл. Как и в Европе, это привело к постепенному разделению структуры религии на тайную, мистическую часть и богооткровенную теологическую форму. Первая стремилась вдохнуть душу во вторую и стала таким образом ее руководящим принципом, вновь открывшим дверь между истиной и ошибкой.

Это всегда приводило к возникновению эзотерических обществ, или тайных групп, обладавших неотразимой привлекательностью для наиболее вдумчивых людей. Таким образом, с течением времени широко распространилась вера в существование тайной мировой религии, и те, кто испытывали неудовлетворенность внешней стороной культа, стремились проникнуть в неземное царство мистического созерцания.

Говорили, что в старые времена архаты и мудрецы смешивались с людьми и учили их открыто, но постепенно эта практика сошла на нет, потому что люди стали честолюбивыми, жесткими и не гнушались ничем, делая карьеру в материальном мире. Мудрые же вернулись в свои сферы, исчезнув из традиционно связанных с ними мест, которые вскоре заняли профессора лжеучения.

Основы алхимии в Китае были заложены в рамках общей концепции бытия в том виде, в каком она раскрывалась в древних книгах и легендах. В первичной жизни присутствует потенциальная двойственность, являющаяся источником пермутаций, или изменений, которые постоянно разворачиваются, перемещаются, разделяются, соединяются и, благодаря этим явлениям, поддерживают многообразие творения. Философия, связанная с этой концепцией, раскрывается в «И цзине», или «Каноне перемен». Китайцы относятся к этому труду и знаменитым комментариям к нему, сделанным Конфуцием, с глубочайшим почтением. Доктор Пол Кейрус пишет об этой книге: «И цзин, – один из самых древних, самых любопытных и самых таинственных документов в мире. Он более непостижимый, чем пирамиды в Египте, более древний, чем Веды в Индии, более странный, чем клинопись в Вавилоне».[292]

Китайцы в своей древней символике изображали положительный принцип вселенной в виде непрерывной линии, олицетворявшей ян, а отрицательный – в виде прерывистой, представлявшей инь. Когда они соединяли эти два символа, то соединение называлось инь‑ян и выражало взаимодействие отрицательного и положительного энергетических полей.

Инь‑ян представляет собой центральный вихрь, существующий во вселенной и в глубочайших и таинственных уголках всех живых существ. В основе всего, что существует, лежит замысел инь‑ян, ибо творение подразумевает смешение отрицательного и положительного принципов. Непрерывная линия символизирует силу, а прерывистая – слабость. Однако в данном случае слабость в действительности означает восприимчивость или емкость, которая наполняется или обогащается положительным принципом. Отсюда, естественно, следует, что в философской стенографии ян есть принцип неба, и инь – земли. Ян становится солнцем, инь – луной, и эти слова означают яркость и тьму. Ян всегда агрессивен, а инь покорна. Таким образом, все создания наделены обоими качествами.

Агрессивный принцип – это нечто вроде воздуха, или дух воздуха, пребывающий в постоянном движении. Значит, было бы правильно символически изобразить это беспрестанное ритмическое волновое движение в виде дракона мужского пола, извивающегося в пространстве. Предполагалось, естественно, что дракон обитает в воздухе. Когда он изображался с пятью лапами (элементами), то становился императорским символом. Когда ян показывался как дракон мужского пола, инь одновременно являлась как дракон женского пола. Так же и у всех форм в природе: самец пробуждает самку из состояния пассивного принципа, и ни одно создание не могло бы существовать в одиночестве. Агрессивность нельзя отделить от покорности, она не может реально существовать без своей полярной противоположности. Свет и тьма взаимозависимы, так как представление об одном не может существовать без представления о другой.

Первое соединение инь и ян закончилось сотворением великой монады – «верховного неба». Великая монада – это бесконечная сфера положительного разумного принципа. Сразу же после ее создания принцип инь облекает ее в эфирное тело. Следовательно, в этом проявлении ян становится мыслящей душой, а инь – чувствующей душой мира и человека. Чувствующая душа есть anima[293], действующая через тонкий носитель animus[294]. Все формы представляют собой соединения, и только лишенные формы сохраняют простую, или недифференцированную, природу.

Как указывается в алхимических рассуждениях, либо философское золото, либо камень мудреца следует готовить, стимулируя внутреннее взаимодействие между двумя главными принципами в элементарных, или металлических, формах. Искусство или знание делают возможным осуществление принудительного слияния инь и ян в лаборатории. Следует напомнить, что европейские алхимики описывали этот процесс как свадьбу солнца и луны. У китайцев сложилась почти такая же терминология, потому что они ассоциируют свинец с солнцем, а ртуть – с луной и скрывают эти элементы под символами дракона и тигра соответственно.

Как и следовало ожидать, формулы трансмутации чрезвычайно сложны и таинственны. Как и на Западе, в них введены диаграммы и символы, но без соответствующих ключей они совершенно бессмысленны. Алхимик пытался воспроизвести в своих сосудах величайший процесс вселенского творения, надеясь таким образом добиться господства над очищенными субстанциями, через которые все живые существа получают главное питание. Стих 17 алхимического трактата Чжан Потуаня «Четыреста слов» явно свидетельствует об использовании оборотов речи того же типа, что встречались в трэдах западных алхимиков: «Дракон приходит из восточного моря. Тигр встает в западных горах. Два создания ведут сражения и превращаются в жизненную силу неба и земли». В данном случае эксперимент явно связан с соединением свинца и ртути.

Нужно, однако, понимать, что в данном случае не подразумеваются обычные, общеизвестные неблагородные вещества, так как алхимик имеет дело с духами свинца и ртути. Он использовал феникса для отображения изменчивого принципа, жаба или черепаха представляла настоящую землю, или первичную материю, ворона появлялась как символ солнца, кролик – луны, и единорог был мировым духом, которого стремился поймать алхимик. Это ключ к мифам, в которых фигурируют все эти существа, являющиеся фактически составляющими сложной формулы.

Постоянные ссылки на очищенные формы свинца, ртути и киновари, вероятно, призваны напоминать химику‑мистику, что он занимается духовным искусством, а не просто физической наукой. Сами китайцы утверждают, что философским садом, в котором эти элементы можно найти в самых естественных, природных формах, является собственное тело человека, в котором много настоящего свинца и настоящей ртути, если знать, как их собрать, и распознать их признаки.

Чем дальше продвигаешься в изучении китайской алхимии, тем больше убеждаешься, что все стадии искусства трансмутации входили в тайную науку полного обновления человека. Мастер‑алхимик был бессмертным смертным, ибо мог совершить любое чудо, какое желал, не навязывая свою волю природе, а понимая естественные законы и помогая им выполнять их работу.

По словам Артура Уэйлли, «часто при чтении алхимической литературы эпохи Возрождения и более поздней у нас возникает подозрение, что мы читаем не о материальных экспериментах, а о духовных поисках, описанных в аллегорической форме принятым в лабораториях языком. В Китае это подозрение переходит в уверенность.

Начиная с 10‑го века экзотерическая алхимия, вай дань, уступает место эзотерической, нэй дань, которая использует в качестве ингредиентов вместо осязаемых и материальных субстанций их «души», или «сущности». Эти «души» и являются «истинными», или очищенными, ртутью, серой, свинцом и так далее и имеют такое же отношение к обычным металлам, как даос Адепт, или чэнь‑жэнь (чистый, совершенный человек) к простым смертным.

К концу 11‑го столетия был сделан новый шаг. Эти трансцендентальные металлы отождествляются с различными частями человеческого тела, и алхимия в Китае перестает быть экспериментированием с химическими реактивами, паяльными трубками, печами и тому подобным (хотя все это и сохраняется в общедоступной алхимии странствующих шарлатанов), но превращается в систему умственного и физического перевоспитания»[295].

Лу‑цзы писал: «Я должен прилежно засеять свое собственное поле. Именно в нем есть духовный зародыш, который, возможно, проживет тысячу лет. Его цветок подобен желтому золоту. Его бутон невелик, но семена округлы и похожи на безупречный драгоценный камень. Его рост зависит от почвы центрального дворца, но орошение должно производиться из высочайшего фонтана. По истечении девяти лет взращивания его можно насовсем пересадить на небеса высших духов»[296]. Хоть упоминавшийся здесь Джонсон и считает, что это заявление не поддается разумной интерпретации, оно фактически раскрывает всю тайну. Поле – это физическое тело алхимика; золотой зародыш есть семя души; центральный дворец – сердце, а почва – качество добродетели; высочайший фонтан – это Дао, или истинный дух; девять лет символизируют ступени, или степени, эзотерической дисциплины, а небеса духов – состояние озарения. Весь рассказ должен быть ясен изучающему йогу.

В Китае, как и во всех остальных уголках мира, алхимическая традиция исходила из того, что очень небольшое число просвещенных или искусных мастеров действительно достигло совершенства в этом искусстве. Их немедленно наделили исключительными добродетелями и силами и стали считать истинными Адептами‑учеными. Об их богатстве и щедрости ходит множество легенд. Они оказывали помощь нуждающимся, поддерживали справедливых правителей, финансировали учебные заведения и способствовали развитию образования.

Хотя они и презирали суетность, но во все времена, похоже, были обеспечены более чем достаточными средствами. В отдельных поколениях их преследовали, в более же просвещенные времена ими восхищались. Каждый старался выбрать соответствующего преемника, которому сообщал свои самые глубокие секреты. Мистики, однако, настойчиво утверждали, что эти алхимические мудрецы посвящали себя исключительно делам небесным. Они одни понимали, что создание идеального правительства или счастливого человеческого общества зависит от тех же самых формул, которыми они пользовались при трансмутации металла.

Целью алхимии являлось претворение в жизнь Золотого Века, когда все живые существа будут жить в мире друг с другом, поклоняясь богам, почитая предков и любя друг друга. В этом расширенном смысле алхимия превратилась лишь в еще одну формулировку широко распространенного мнения, что некий орден человеческих существ постоянно работает над улучшением рода человеческого. Подобно тому как только мудрые были достойны стать вождями своих собратьев, так и Адепт‑мастер алхимии был справедливым монархом, Великим Магистром философской империи.

 

 


[1] Слово «Иерархия», написанное с большой буквы, означает мировое Правительство Адептов.

 

[2] Г. де Вильман‑Грабовска. «Азиатская мифология».

 

[3] … ведет к единению. – На санскрите йога означает «связь», «единение».

 

[4] См.: E.Moor. «The Hindu Pantheon».

 

[5] 33‑я почетная степень шотландского обряда северной юрисдикции.

 

[6] См.: «Шесть систем индийской философии».

 

[7]  «Ашрамавасикапарва» – одна из книг «Махабхараты».

 

[8] Отсутствие ссылок означает, что цитаты из «Законов Ману» в переводе доктора Булера заимствованы из «The Sacred Books of the East» под редакцией M.Мюллера.

 

[9] Термин, использованный Е.П.Блаватской в «Тайной Доктрине». Согласно Блаватской, эзотерически Риши‑Праджапати являются «Иерархиями строителей, Архитекторами вселенной и всего живого на Земле; обычно их называют Владыками Света, дэвами и богами».

 

[10] Перевод на английский Г.Г.Уилсона, магистра искусств в области педагогики, члена Королевского общества.

 

[11]  «Древо всех начал» («Tree of all seeds») – дословно «древо всех семян».

 

[12] См.: J. G.R.Furlong. «Faiths of Man».

 

[13] Йоджан – индусская мера длины, равная приблизительно пяти милям (ок. 8 км.)

 

[14]  Азойская – букв, «безжизненная»; термин применяется к докембрийским пластам, лишенным каких‑либо органических остатков.

 

[15]  Амниотическая жидкость – жидкость, предохраняющая внутриутробный плод от механических повреждений.

 

[16]  «Адипарва» (санскр.) – букв, книга первая.

 

[17] См.: Rai Bahadur Lala Baij Nath. «Hinduism, Ancient and Modern».

 

[18] См.: F.C.Frank. «Ancient Freemasonry».

 

[19] См.: «Occult Science in India».

 

[20] См.: Monier‑ Williams. «Hinduism».

 

[21] См.: L.A.Beck. «The Story of Oriental Philosophy».

 

[22] См.: «Three Lectures on the Vedanta Philosophy»

 

[23] Если под словом «святые» понимать «посвященные мудрецы и мистики», то определение становится ясным.

 

[24]  Апперцепция (лат. ad – при, perceptio – восприятие) – осознанное восприятие, в отличие от бессознательных перцепций‑восприятий.

 

[25] См.: «Cultural Heritage of India»

 

[26]  Джагат Гуру (санскр.) – Учитель Мира.

 

[27]  «…да будет вам слугою». – Мф., 20:26.

 

[28]  Внутренняя реализация – переход от предположения реального к собственно познанию реального. Реализовать нечто – значит осознать реальность факта.

 

[29] Сокращенный пересказ популярной в Японии легенды, изложенной в «Сяка Дзицу‑року» («Жизнеописание Будды»).

 

[30]  Дерево Сал – тиб. сала, санскр. шала – дерево с твердой древесиной, растет в Индии, достигает огромных размеров. Древние индийцы за красоту почитали его лучшим в мире. Буддисты почитают его священным – в его тени родился и умер Просветленный.

 

[31] Не следует ли это рассматривать как тонкий намек на родоразрешение путем кесарева сечения, о чем так часто упоминается в преданиях о героях мира?

 

[32] В каждой легенде указывается свое число шагов.

 

[33]  Ашрам – священная обитель, монастырь или хижина отшельников для аскетических целей.

 

[34] Семь частей, или уровней, видимой лестницы, безусловно, относятся к эзотерическим дисциплинам или посвящениям, имеющим отношение к адептству.

 

[35] Нирвана как состояние внутреннего сознания достижима для архата при жизни, тогда как в состояние паранирваны можно войти только со смертью тела.

 

[36] Считается, что кости человеческого тела состоят из восьмидесяти четырех тысяч главных атомов, чем и объясняется желание Ашоки соорудить монумент над каждым атомом кремированного тела Будды.

 

[37]  Ступа (санскр.) – монументальное культовое сооружение.

 

[38]  Срединное Царство – историческое название Китая.

 

[39] См. перевод Макса Мюллера.

 

[40] См.: «History of Indian Philosophy».

 

[41] См.: P.Carus. «Amitabha».

 

[42]  Гаты – метрические песни, или гимны.

 

[43]  Кашайя – ткань из шерсти тибетской козы.

 

[44]  «…времени… для принятия пищи» – промежуток времени, равный примерно 20‑30‑ти минутам.

 

[45]  Магадха  – древняя страна в Индии, управлявшаяся царями‑буддистами.

 

[46] J.Ferguson, J.Burges. «Cave Temples of India».

 

[47] «Путешествия Хуань Цзяна».

 

[48] См.: J.B.Pratt. «The Pilgrimage of Buddism».

 

[49]  Династия Тан – 7‑10‑й вв. н. э.

 

[50]  Секуляризация – ограничение образования светскими науками, освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве.

 

[51] См.: «World Healers», или «The Lotus Gospel» и т. д.

 

[52] См.: W.M. McGovern. «Аn Introduction to Mahayana Buddhism».

 

[53]  «…отвергая доктрину… была матерью Бога» – согласно Несторию, дева Мария родила человека, который, преодолев человеческую слабость, возвысился до сына божьего; в Христе человеческое и божественное начала пребывают лишь в относительном соединении, никогда полностью не сливаясь (в то время как ортодоксальное вероучение подчеркивало единство человеческого и божественного).

 

[54] Существует легенда о том, что Рахула заслужил право повторного рождения как старший сын всех будущих будд.

 

[55]  Шуэдагоун – крупнейший буддийский храм‑пагода в Рангуне.

 

[56] M.Monier‑Williams. «Buddhism in its Connection with Brahmanism and Hinduism, etc.».

 

[57]  Сётоку – букв.: «прославленная добродетель».

 

[58]  Синтоизм – средневековая религия японцев, впоследствии принявшая форму культа императорской династии.

 

[59]  Тися Дайси – букв.: «мудрец – великий учитель».

 

[60] См.: «Epochs in Buddhist History».

 

[61]  Дзэн – букв.: «созерцание».

 

[62]  Дзадзэн – букв.: «медитация с принятием определенной позы».

 

[63] См.: «Buddhistic Art in its Relation to Buddhist Ideals».

 

[64]  Дхьяна – один из методов буддийского созерцания, особенно разрабатывавшийся в секте дзэн.

 

[65]  Бонза – европейское название буддийского священника в странах Азии.

 

[66]  Дайси – букв.: «великий учитель».

 

[67] См.: «The Buddhist Sects o f Japan».

 

[68] См.: «Коуа San, The Home of Kobo Daishi and His Shingon Doctrine».

 

[69]  Мандала – символ в буддийской мифологии, конклав божеств.

 

[70]  Дхармакая (санскр.) – одно из трех (наряду с «телом блаженства» и «феноменальным») тел Будды, космическое, или тело закона.

 

[71]  Сокусиндзёбуцу – букв.: «ускоренное достижение нирваны».

 

[72]  Теургия – согласно Е.П.Блаватской, посредством этого вида магии происходит общение с планетарными духами – «богами Света». Лишь знание внутреннего смысла их Иерархий и чистота жизни могут привести к приобретению сил, необходимых для общения с ними.

 

[73]  Кокудзо Босацу – бодхисаттва Кокудзо (санскр. Акашагарбха).

 

[74] См.: «Footsteps of Japanese Buddhism». Part I.

 

[75] См.: «Foot steps of Japanese Buddhism». Part 1.

 

[76] «Buddhism in Tibet».

 

[77]  «Ом мани падме хум» – Магическая мантра состоящая из шести слогов. Адресуется бодхисаттве Авалакитешваре.

 

[78] См.: Schiefner, Ralston. «Tibetan Tales».

 

[79] См.: Schiefner, Ralston. «Tibetan Tales».

 

[80]  Деванагари – разновидность индийского слогового письма, широко используемая в современных публикациях на хинди и санскрите.

 

[81] См.: E.Schlagintweit. «Buddism in Tibet».

 

[82] См.: E.Schlagintweit. «Buddism in Tibet».

 

[83]  Тара (санскр., «Спасительница») – божественная супруга Авалокитешвары.

 

[84] См.: M.Monier‑Williams. «Buddhism, in its Connection with Brahmanism and Hinduism».

 

[85] См.: M.Monier‑Williams. «Buddhism, in its Connection

 

[86] См.: L.A. Waddell. «Lhasa and Its Mysteries».

 

[87] См.: L.A. Waddell. «Lhasa and Its Mysteries».

 

[88] См.: L.A. Waddell. «The Buddhism of Tibet, etc.».

 

[89] A. Grunwedel. «Padmasambhavaund Verwandtes».

 

[90] «Travels in Tartary,Tibet and China»

 

[91]  «Index Expurgatorius» – список книг, запрещенных католической церковью.

 

[92]  Лазарист – член монашеского ордена, основанного св. Винцентом де Полем в 1634 году.

 

[93]  Далматик – верхняя риза дьяконов и иподьяконов римско‑католической церкви, надеваемая на стихари, когда они служили ассистентами священнику перед алтарем.

 

[94]  Дхарани – в буддизме и индуизме – мантра или мантры.

 

[95] См.: J.A. Waddell. «Lhasa and Its Mysteries»).

 

[96] «Великий Йог Тибета Миларепа».

 

[97] «Buddhism of Tibet or Lamaism».

 

[98] «Buddhism of Tibet or Lamaism».

 

[99]  Марпа – тибетский йог 11‑го века, ученик индийского пандита Атиши и Наропы, принес учение о Великом Символе (санскр. Маха‑Мудра, тиб. Чагчен) в Тибет.

 

[100] «Путешествие в Лхасуи Центральный Тибет».

 

[101] «Путешествие в Лхасу и Центральный Тибет».

 

[102]  Сигурд – скандинавское имя героя древнегерманских сказаний Зигфрида («Песнь о Нибелунгах»), неуязвимого в бою.

 

[103] См.: «Сердце Азии».

 

[104] См.: Е. Kawaguchi. «Three Years in Tibet» и A. David‑Neel.

 

[105] См.: Е.Kawaguchi. «Three Years in Tibet» и A.David‑Neel. «Superhuman Life of Gesar of Ling».

 

[106] Шангрила – царство вечной молодости в романе Дж. Хилтона «Потерянный горизонт».

 

[107] См.: Е.П.Блаватская. «Тайная доктрина», т. 3.

 

[108] См.: «Thin Air».

 

[109]  Муршид – мусульманский наставник, пользующийся неограниченным доверием и преданностью ученика – мурида (мюрида).

 

[110] «Qanoon‑E‑Islam».

 

[111] Все суры Корана, кроме девятой, начинаются с этих слов.

 

[112]  Haeresium ferax – изобилие ересей.

 

[113]  Сабеизм – религия древних халдеев. Сабеяне верили в единого бога как верховное существо и поклонялись звездам, точнее, солнечным, лунным и планетарным богам и владыкам.

 

[114]  Докеты (от греч. dokeo – казаться) – представители раннехристианской еретической секты II–III вв., считавшие телесность низшим началом и потому отвергавшие догмат о воплощении Христа в телесного человека. Они учили, что тело Спасителя не было телом, но только казалось таковым.

 

[115]  Ариане – представители еретического течения IV–VI вв., отвергавшие догмат о единосущности бога‑отца и бога‑сына (Христа), считая его признанием двоебожия.

 

[116]  Евтихиане – последователи константинопольского архимандрита Евтихия (V в.), согласно учению которого человеческое в Христе было совершенно поглощено божественным, и он имел лишь кажущуюся плоть.

 

[117]  Яковиты – представители христианской секты в Сирии (VI в.), основанной епископом Иаковом Бародеем, считавшим, что Иисус Христос имел лишь одну природу и что символ веры – не божественного происхождения. Яковиты имели тайные знаки, пароли и торжественные посвящения в мистерии.

 

[118]  Монофиситы – сторонники еретического учения, возникшего в Византии в V в., признававшие в Христе только божесвенное начало.

 

[119]  Несториане – последователи константинопольского патриарха Нестория (V в.), утверждавшего, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу.

 

[120]  Мариамиты – поклонники Мариам (Марйам, матери Иссы в Коране), которая почиталась ими как одна из ипостасей триединого божества.

 

[121]  Коллиридийцы – секта гностиков, которая в первые века христианства перенесла свое поклонение с Асторет на Марию как Царицу Небесную и Деву.

 

[122]  Назореи (от древнееврейск. «назар» – отказываться, воздерживаться) – одна из самых ранних сект, признававшая лишь святого Иоанна Крестителя, которого они называли «Великим Назаром».

 

[123]  Эбиониты (от еврейск. «эвионим» – нищие). Одна из самых ранних христианских групп, существовавшая в Палестине еще за столетие до христианства. В нее входили нищие аскеты, которые соблюдали иудейские обряды и почитали предание об Массу, или Мешу (Иисусе) – адепте‑аскете, сыне Иосифа и Марии, на которого сошел святой дух, и принимали только Евангелие от Матфея.

 

[124]  Маркиониты – древняя гностическая секта, основанная Маркионом (II в.), который отстаивал первоначальные верования ранних христиан и считал, что такие догматы, как рождество, страсти и воскресение Христово, являются огрублением метафизических аллегорий и вырождением истинной духовной идеи.

 

[125]  Гностики – представители религиозно‑теософского движения поздней античности, получившего позднее название «гностицизм». Учение гностиков, принявшее некоторые моменты христианского вероучения, греческой философии и восточных религий, строго эзотерично и претендует на истинное знание о боге и конечных тайнах мироздания.

 

[126]  Валентинианцы – представители гностической секты, основанной во II в. александрийцем Валентином.

 

[127]  Василидиане – последователи Василида, основателя одной из наиболее философских гностических сект во II в. в Александрии.

 

[128]  Карпократ – основатель философской гностической секты.

 

[129]  Emile Dermenghem. «The Life of Mahomet».

 

[130]  Ваххабиты – последователи религиозно‑политического течения в исламе, возникшего в Центральной Аравии в конце XVIII в. Основатель – арабский богослов Мухаммед ибн Абд аль‑Ваххаб выступил с проповедью возрождения «чистоты» ислама, за подлинное единобожие. Ныне ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии.

 

[131] W. Willcocks. «From the garden of eden to the crossing of the Jordan».

 

[132]  Dermenghem, op. cit.

 

[133] Dermenghem, op. cit.

 

[134]  Негус – сокращенный титул императора в Эфиопии до упразднения монархии в 1975 г.

 

[135]  Аэролит – устаревшее название каменного метеорита.

 

[136]  Катиб (букв, «пишущий») – так назывались грамотные люди, записывавшие откровения Мухаммеда, его распоряжения, письма.

 

[137] W.Irving. «Mahomet and His Successors».

 

[138]  «Мишна» – древнейшая часть еврейского «Талмуда»; свод трактатов, содержащих основные положения устной «Торы», составленный в конце II в. раби Йегудой бен Шимоном.

 

[139]  W.Irving. «Mahomet and His Successors».

 

[140]  Кахин – доисламский языческий прорицатель, в состоянии транса якобы общавшийся с божеством или его посланником – ангелом или джинном

 

[141]  Абу Бакр ас‑Сиддик, Абдаллах (ал‑Атик) б. Усман – первый из четырех «праведных» халифов; богатый мекканский купец, якобы первым из мужчин принявший ислам; друг Мухаммеда, сопровождавший его во время хиджры и во всех походах, впоследствии выдавший за него свою дочь Айшу.

 

[142]  Зайд ибн Сабит (ок. 615‑ок. 665 гг.) – секретарь‑писец Мухаммеда, составитель письменного текста Корана.

 

[143] Дополнительную информацию можно найти в работе: Manly P.Hall. «The Story of the Koran». – «Horizon», Vol. 13, № 3 (Winter 1953).

 

[144]  Курайшиты – арабское племя, жившее в окрестностях Мекки. Мухаммед был курайшитом.

 

[145]  Dermenghem, op. cit.

 

[146]  A.J.Arberry. «Sufism».

 

[147]  A.J.Arberry. «Sufism».

 

[148] W.Irving. «Mahomet and His Successors».

 

[149] См.: «The Life of Muhammad».

 

[150]  Ал‑Лam и ал‑Узза – древние доисламские женские божества, почитавшиеся по всей древней Аравии. В Мекке курайшиты поклонялись триаде женских божеств – ал‑Лат, ал‑Уззе и Манат, звавшихся дочерьми Аллаха, среди которых ал‑Узза считалась главной.

 

[151] См.: «А Dictionary of Islam»

 

[152]  Сунна (арабск. «обычай», «пример») – священное предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. Почитается всеми течениями ислама как следующий после Корана и поясняющий его источник.

 

[153]  Халиф (арабск. халифа – «заместитель») – глава мусульманской общины, замещающий посланника Аллаха. Первые четыре халифа из числа ближайших сподвижников Мухаммеда – Абу Бакр, Умар (Омар), Усман, Али – были выбраны по воле мусульманской общины и считались «праведными халифами». Муавия учредил принцип наследственности халифской власти. Последние Омейяды провозгласили себя уже не «халифа расул Аллах» («заместитель посланника Аллаха»), а «халифа Аллах» («заместитель Аллаха»).

 

[154] Более подробно см.: W.S.Blunt. «The Future of Islam».

 

[155] Zaki Ali. «Islam in the World».

 

[156]  Имам (арабск. «стоящий впереди», «предводительствующий») – предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины. В первые годы ислама функции имама выполнял сам Мухаммед, а после его смерти – халифы. У шиитов имамы – наместники Аллаха, «врата», через которые можно приблизиться к нему, наследники пророческих знаний.

 

[157]  Ал‑Махди («ведомый верным путем», «ведомый по пути Аллаха») – провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммеда, своего рода мессия. Первоначально отождествлялся с Иисусом Христом, потом стал мыслиться как самостоятельный образ обновителя веры, который должен восстановить первоначальную чистоту ислама. У шиитов вера в пришествие ал‑Махди слилась с верой в возвращение «скрытого» имама ал‑ка’има.

 

[158]  B.H.Springett. «Secret sects of Syria and the Lebanon». 305

 

[159] Zaki АН. «Islam in the World».

 

[160]  B.H.Springett. «Secret sects of Syria and the Lebanon». 305

 

[161] Коран. Сура V: 53.

 

[162] J. P.Brown. «The Dervishes».

 

[163] См.: «The Library of Original Sources», Vol. IV, Section «The Era of the Arabs».

 

[164] W. W. Cash. «The Moslem World in Revolution».

 

[165] N.C.Mehta. «Studies in Indian Painting».

 

[166]  Пир – старик, старец, основатель или глава религиозного или суфийского ордена.

 

[167]  Кутб ал‑актаб – «полюс полюсов», суфийский «скрытый имам», верховный святой суфийской иерархии, отождествлявшийся в философии суфиев с «совершенным человеком».

 

[168] С. W.King. «The Gnostics and Their Remains».

 

[169]  Унитарии – от лат. unitas – единство; унитарный – единый, объединенный, составляющий одно целое.

 

[170]  Дарул‑Ликмат (арабск.) – Дом Науки.

 

[171] См.: «Encyclopedia of Religion and Ethics». – «Dervishes»

 

[172] См.: «Encyclopedia of Religion and Ethics». – «Dervishes»

 

[173]  Ихван ас‑Сафа вахуллан ал‑вафа – «Чистые братья и верные друзья», тайное научно‑философское общество, действовавшее на Ближнем Востоке в X в. и близкое к исмаилизму. От имени этого братства было написано 52 трактата, образовавших энциклопедию «Раса’ил ихван ас‑сафа вахуллан ал‑вафа», авторы и время создания которой остаются невыясненными. Энциклопедия предназначалась для тех, кто находится на пути к высшему, эзотерическому знанию, стоящему над различиями между богооткровенными религиями.

 

[174]  Атег АН. «А Short History of the Saracens».

 

[175]  В.H.Springett. «Sekret Sects of Syria and the Lebanon».

 

[176] Авторитетный источник, цитируемый фон Хаммером.

 

[177]  Ниневия – древний город Ассирии, разрушенный в 612 г. до н. э. войсками вавилонян и мидян.

 

[178] См.: «The Goldmakers».

 

[179] См.: «The Alchemists, Founders o f Modern Chemistry».

 

[180] См.: «The Arcane Schools».

 

[181]  Джалал ад‑дин Руми (1207–1273) – великий персидский мистик и поэт, основатель и руководитель суфийского братства «Маулавийа». Его знаменитая мистическая поэма «Маснави» впоследствии называли «Кораном на персидском языке».

 

[182]  Альберт Великий (ок. 1193–1280 гг.) – немецкий теолог, философ и естествоиспытатель, монах‑доминиканец. Утвердил в схоластике свод естественно‑научных знаний, представленных в сочинениях Аристотеля и арабских ученых; проводил и собственные исследования в области естествознания.

 

[183]  Винцент из Бове – монах‑доминиканец; автор энциклопедии средневекового знания «Великое зерцало», содержавшей «зерцала» природы, науки и истории от «сотворения мира» до крестовых походов.

 

[184]  Роберт Английский (ок. 1175–1253 гг.) – английский философ‑схоласт, ученый‑естествоиспытатель, епископ. Выдвинул учение о свете, как о первоматерии; основой науки считал оптику и геометрию.

 

[185]  Мосул – город в Ираке, известный производством муслина (мослина).

 

[186] Ниневия – древний город Ассирии, разрушенный в 612 г. до н. э. войсками вавилонян и мидян

 

[187]  Езиды – последователи религиозной секты, близкой к зороастризму, признающие единого бога Йаздана. В их вероучении имеются элементы христианства (несторианства), иудаизма и ислама.

 

[188] Isya Josef. «Devil Worship».

 

[189]  «…не совершают… с вавилонским культом». – Здесь присутствует игра слов, так как baeylonian в английском языке означает одновременно и «вавилонский», и «порочннй, греховный».

 

[190]  Маны – по верованиям древних римлян, души умерших предков, почитавшиеся как благожелательные «боги».

 

[191]  «Авеста» (от др. – перс. «абаста» – «закон») – собрание священных книг религии зороастризма, возникшее предположительно в первой половине первого тысячелетия до н. э. Содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитвенные песнопения, гимны зороастрийским божествам; включает множество мифологических элементов.

 

[192]  Офиты – одна из самых ранних гностических сект в Египте, известная как «Братство Змия».

 

[193]  Хамза бен Али (ум. после 1042 г.) – основатель первоначальной доктрины друзов, разработку которой завершил Джамал ад‑дин Абдаллах ат‑Тану‑хи (1417–1479 гг.).

 

[194] См.: «Recollections of the Druses of the Lebanon». London, 1860.

 

[195] См.: «Recollections of the Druses of the Lebanon». London, 1860.

 

[196]  Маздеизм (религия магов) – религия населения древнего Ирана (Мидийского государства, IX–VI вв. до н. э., позднее – государства Ахеменидов, VI‑1V вв. до н. э.), сосуществовавшая с зороастризмом и во многом п<


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.33 с.