Тревожность как индивидуальная психологическая особенность — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тревожность как индивидуальная психологическая особенность

2021-05-28 42
Тревожность как индивидуальная психологическая особенность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В наше неспокойное время проблема тревожности становится всё более актуальной. Этому способствуют кризисы в сфере политики и экономики, рост преступности и терроризма, проблемы в личной жизни и профессиональной деятельности. Но, помимо этих причин тревожности существуют и другие, менее очевидные, но более глубокие и в большей степени касающиеся каждого из нас. Это - отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и правил выхода из конфликтных ситуаций.

Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. Впервые тревожность была описана Зигмундом Фрейдом в 1925 году. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой, тревожность, имея природную основу, складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности.

В нашей работе мы рассматриваем изучение психических состояний в условиях познавательной и учебной деятельности, для которых свойственны состояния напряжённости и тревожности у обучающихся.

Целью работы является изучение особенностей тревожности молодых людей 20 - 22 лет, обучающихся на старших курсах вузов. В связи с этим выделяется ряд задач:

1) ознакомиться с уже имеющимися работами по проблеме тревожности;

2) проанализировать каждый вид тревожности отдельно;

)   выявить закономерности наличия или отсутствия какого-либо вида тревожности у студентов 4 и 5 курсов;

)   соотнести уровень тревожности с успеваемостью студентов.

Объект исследования: тревожность.

Предмет исследования: особенности тревожности у студентов вузов.  

Гипотеза данной работы состояла в том, что высокий уровень тревожности характерен для людей более ответственных, и мы предполагаем, что существует зависимость между успеваемостью студента и уровнем личностной тревожности, а именно что студенты, которые учатся на «отлично» имеют более высокий уровень личностной тревожности по сравнению с успевающими посредственно.

Методология исследования: при написании данной работы мы опирались на труды К. Изарда, который, рассматривал тревожность как эмоциональное состояние; А.М. Прихожан, рассматривающей тревожность как устойчивое личностное образование; теории З. Фрейда, К. Хорни, которые раскрывают природу тревожности, и др.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы.

2. Эксперимент.

3. Тестирование (методика определения уровня личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера в обработке Ю.Л. Ханина, проективная методика исследования личности «Дом - Дерево - Человек» в интерпретации Р.Ф. Беляускайте).

4. Опрос (опросник Тейлора).

5. Анкетирование (анкета для выявления успеваемости студентов вузов).

6. Количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования. В экспериментальном исследовании участвовало 32 человека в возрасте 20 - 22 лет, 8 из которых - девушки, 24 - молодые люди. Студенты Сибирского университета телекоммуникаций и информатики - 17 человек, студенты Новосибирского государственного университета - 4 человека, студенты Новосибирского государственного университета экономики и управления - 2 человека, студенты Новосибирского гуманитарного института - 1 человек, студенты Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета - 2 человека, студенты Новосибирского государственного технического университета - 6 человек.

Теоретическая значимость заключается в дальнейшей разработке проблемы эмоциональных состояний человека, в частности, вопроса выявления особенностей тревожности у молодых людей.

Практическая значимость: результаты исследования могут применяться в курсах возрастной психологии, практической деятельности психологов, курсов при подготовке семинаров, при составлении программ для работы с молодыми людьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности.

 

 


Рекомендации для высокотревожных людей

Полезно сместить акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности, стоит формировать чувство уверенности в успехе.

Рекомендации для низкотревожных людей

Таким людям требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности и чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Таблица 3. Результаты изучения тревожности по методике Спилбергера - Ханина, в баллах

Пол

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

    Слабая Умеренная Высокая Слабая Умеренная Высокая
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Женский 21       44  
2. Женский   34       47
3. Женский 18       44  
4. Женский   39       53
5. Женский 27       33  
6. Женский 30         51
7. Женский   33       65
8. Женский 25       43  
9. Мужской 21     28    
10. Мужской     52   40  
11. Мужской 24       40  
12. Мужской 25         48
13. Мужской 13       37  
14. Мужской 16       36  
15. Мужской 22       35  
16. Мужской 14       31  
17. Мужской 16       43  
18. Мужской 13       42  
19. Мужской 20       38  
20. Мужской   40       46
21. Мужской   35       54
22. Мужской   42       53
23. Мужской 22       44  
24. Мужской   34     36  
25. Мужской 18       42  
26. Мужской 16       32  
27. Мужской 26       42  
28. Мужской 14         46
29. Мужской 18       32  
30. Мужской   39       47
31. Мужской     46     62
32. Мужской   35     39  

 

По результатам исследования по методике Спилбергера - Ханина нами было выявлено:

·   со слабой личностной тревожностью - 3% испытуемых (1 человек);

·   с умеренной личностной тревожностью - 62,5% испытуемых (20 человек);

·   с высокой личностной тревожностью - 34,5% испытуемых (11 человек).

·   со слабой ситуативной тревожностью - 65,6% испытуемых (21 человек);

·   с умеренной ситуативной тревожностью - 28,1% испытуемых (9 человек);

·   с высокой ситуативной тревожностью - 6,3% испытуемых (2 человека).     Результаты изучения уровня личностной и ситуативной тревожности у студентов вузов по методике Спилбергера - Ханина представлены на рисунках 1 и 2 соответственно.

 


Рис. 1

 

 

Для сравнения результатов по параметрам личностной и ситуативной тревожности студентов вузов по методике Спилбергера - Ханина представлена диаграмма №3.


 

Ниже будут представлены результаты изучения уровня тревожности у студентов вузов по опроснику Тейлора.

 

Таблица 4. Результаты изучения уровня тревожности у студентов по опроснику Тейлора, в баллах

№ участника Пол

Уровень тревожности

    низкий средний с тенденцией к низкому средний с тенденцией к высокому высокий очень высокий
1. Женский     17    
2. Женский     23    
3. Женский     15    
4. Женский       28  
5. Женский     18    
6. Женский       29  
7. Женский       31  
8. Женский     16    
9. Мужской   13      
10. Мужской     15    
11. Мужской   10      
12. Мужской     17    
13. Мужской   12      
14. Мужской     17    
15. Мужской     17    
16. Мужской     22    
17. Мужской   9      
18. Мужской     15    
19. Мужской   7      
20. Мужской     16    
21. Мужской     23    
22. Мужской       27  
23. Мужской     17    
24. Мужской     16    
25. Мужской     23    
26. Мужской     15    
27. Мужской     18    
28. Мужской       29  
29. Мужской     17    
30. Мужской       32  
31. Мужской       27  
32. Мужской     23    

 

По результатам исследования по опроснику Тейлора нами было выявлено:

·   с низким уровнем тревожности - 0% испытуемых (ни одного человека);

·   со средним уровнем тревожности с тенденцией к низкому - 15,6% испытуемых (5 человек);

·   со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому -62,5% испытуемых (20 человек);

·   с высоким уровнем тревожности -21,9% испытуемых (7 человек);

·   с очень высоким уровнем тревожности - 0% испытуемых (ни одного человека).

Эти результаты графически представлены в диаграмме №4.

 


 

Далее будут представлены результаты изучения уровня тревожности студентов вузов по методике «Дом - Дерево - Человек».

 

Таблица 5. Результаты исследования по тесту «Дом - Дерево - Человек» (в баллах по каждому из симптомокомплексов)

№ участника Пол Незащищенность Тревож ность Недове рие к себе Чувство неполно ценности Враж деб ность Конф ликт ность Труд ности обще ния Деп рес сив ность
1. Женский 4 1 1 1 3 3 3 0
2. Женский 6 8 2 2 2 2 1 0
3. Женский 5 8 1 0 3 0 1 0
4. Женский 5 6 1 0 3 1 0 0
5. Женский 6 2 1 0 7 2 0 0
6. Женский 3 8 4 3 0 3 4 4
7. Женский 5 9 1 0 5 6 1 0
8. Женский 5 6 2 0 4 4 1 1
9. Мужской 5 7 1 3 1 5 4 2
10. Мужской 4 6 3 2 4 2 1 1
11. Мужской 6 3 1 0 5 2 2 0
12. Мужской 6 7 3 3 1 5 4 0
13. Мужской 5 8 5 1 2 6 2 2
14. Мужской 4 4 2 1 3 1 2 2
15. Мужской 7 7 3 1 4 5 4 0
16. Мужской 6 7 4 2 5 5 5 0
17. Мужской 6 10 1 0 4 6 4 0
18. Мужской 4 9 3 0 2 2 2 0
19. Мужской 5 8 0 2 1 2 0 0
20. Мужской 4 9 4 1 2 5 7 2
21. Мужской 5 8 1 2 2 5 4 0
22. Мужской 6 8 2 0 4 4 4 0
23. Мужской 5 6 3 1 3 3 6 1
24. Мужской 4 4 5 0 7 6 2 1
25. Мужской 5 5 4 1 5 4 2 0
26. Мужской 3 7 2 2 4 2 6 0
27. Мужской 3 3 1 3 2 6 5 0
28. Мужской 6 7 1 2 1 2 2 0
29. Мужской 5 6 5 1 6 3 2 2
30. Мужской 5 8 1 1 4 5 4 0
31. Мужской 6 7 4 0 5 6 3 2
32. Мужской 4 5 3 0 2 3 2 1

 

По результатам изучения уровня тревожности по проективной методике «Дом - Дерево - Человек» нами было выявлено по симптомокомплексу «тревожность»:

·   с низким уровнем тревожности - 18,7% испытуемых (6 человек);

·   со средним уровнем тревожности - 68,8% испытуемых (22 человека);

·   с высоким уровнем тревожности - 12,5% испытуемых (4 человека);

·   с очень высоким уровнем тревожности - 0% испытуемых (0 человек).

Эти данные мы представили в диаграмме №5.

 


 

По результатам проведенного опроса на выявление успеваемости студентов старших курсов вузов нами было выявлено, что из 32 человек, участвовавших в нашем исследовании, учатся на «отлично» 28% испытуемых (9 человек); просто успевают по предметам, но не отличники - 72% испытуемых (23 человека).

Для графического изображения этих результатов мы составили диаграмму №6.

 


Соотношение уровней тревожности студентов, учащихся на «отлично» и студентов, просто успевающих по предметам, по тесту Спилбергера - Ханина, опроснику Тейлора и методике «Дом - Дерево - Человек», представлено в диаграмме №7, №8, №9 соответственно.

 

 

 


 

Результаты изучения уровня тревожности у студентов вузов по методике Спилбергера - Ханина, опроснику Тейлора, проективной методике «Дом - Дерево - Человек» и анкете успеваемости представлены в сводной таблице №7 (см. приложение №4).

Для выявления зависимости уровня тревожности от успеваемости студентов вузов мы использовали корреляционный анализ Спирмена, который позволил выделить внутреннюю взаимосвязь между успеваемостью и уровнем личностной и ситуативной тревожности.

При интерпретации результатов экспериментального исследования нами были выявлены следующие показатели.

1. Из 32 человек, участвовавших в нашем исследовании, - 28% (9 человек) - отличники, 72% (23 человека) - «неотличники».

2. По методике Спилбергера - Ханина высокий уровень личностной тревожности выявлен у 34,4% испытуемых (11 человек); среди них все 9 человек, которые учатся на «отлично».

.   Высокий уровень ситуативной тревожности по методике Спилбергера - Ханина показывают 6% испытуемых (2 человека).

.   По опроснику Тейлора выявлено 62,5% испытуемых (20 человек) со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому; 22% испытуемых (7 человек) с высоким уровнем тревожности. Из студентов, которые учатся на «отлично», 77,8% (7 человек) имеют средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, 22,2% (2 человека) - средний уровень тревожности с тенденцией к низкому.

.   По методике «Дом - Дерево - Человек» низкий уровень тревожности показывают 18,7% испытуемых (6 человек); средний уровень тревожности - 68,8% испытуемых (22 человека); высокий уровень тревожности - 12,5% испытуемых (4 человека); очень высокий уровень тревожности - 0% испытуемых (0 человек).

.   Из этих данных мы можем сделать вывод о тенденции к высокому уровню тревожности у студентов, учащихся на «отлично».

 

 


Заключение

На основе теоретического анализа литературы мы сделали вывод, что проблема тревожности становится в наше время всё более актуальной. Состояние тревожности связано с эмоциональным дискомфортом, оно еще и наиболее значимый риск-фактор, приводящий к возникновению психосоматических заболеваний, а нередко служащий причиной и эндогенной депрессии.

Тревога в мире человеческих отношений - явление очень распространенное, имеющее огромное количество различных оттенков, что породило множество различных определений этого психического состояния. Чаще всего термин «тревога» разные авторы используют для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны - активацией автономной нервной системы.

Исследованием проблемы тревожности занимались такие авторы, как К. Изард, который рассматривал тревожность как эмоциональное состояние, А.М. Прихожан, рассматривающая тревожность как устойчивое личностное образование, З. Фрейд, К. Хорни, раскрывшие природу тревожности, и многие другие. В своей работе мы проанализировали психологические теории тревоги, разработанные разными авторами, виды тревоги; рассмотрели особенности тревожности молодых людей в возрасте 20 - 22 лет; выявили критерии успеваемости студентов старших курсов, а также рассмотрели некоторые методы для снижения уровня тревожности студентов.

В основу данного исследования была положена гипотеза о том, что существует зависимость между успеваемостью студента и уровнем личностной тревожности, а именно - что студенты, которые учатся на «отлично», имеют более высокий уровень личностной тревожности по сравнению со студентами, успевающими посредственно.

Для доказательства данной гипотезы выполнены следующие задачи исследования:

Для доказательства гипотезы и решения поставленных задач применены следующие методы научно-психологического исследования:

Проведенное исследование на всех его этапах доказало верность гипотезы, положенной в его основу. Результаты исследований по проблеме тревожности дают материал для дальнейшего изучения эмоциональных состояний человека, в частности, вопроса выявления особенностей тревожности молодых людей, а также могут применяться в практической деятельности психологов, при составлении программ для работы с молодыми людьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности.


Список литературы

1. Андрусенко В.А. Социальный страх. - Екатеринбург, 2001.

2. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. - М., 2004.

.   Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей. - М., 2007.

.   Артюхова Т.Ю. Самоотношение как психологический механизм коррекции состояния тревожности студентов. // Проблемы регуляции активности личности. Сб. научных трудов. Под редакцией В.Г. Леонтьева

.   Астапов В.М. Тревога и тревожность. - СПб., 2001.        

.   Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.

.   Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

.   Бодров В.А. Психология стресса. - М.: Ин-т психологии РАН, 2005.

.   Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. - М., 1984.

.   Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., МГУ, 1976.

.   Воротникова Е.Ю., Соколова Е.В., Мельников В.И. Психологические методы коррекции состояния тревожности у педагогов // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сб. докл. межрегион. науч. - практ. конф.: В2-х ч. Новосибирск, 2003. Ч. 1.

.   Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М: Прометей, 2003.

.   Изард К. Психология эмоций. - М., 2010.

.   Изард К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.

.   Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. Т. 1. - М., 2008.

.   Китаев - Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.

.   Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

.   Либина Е.В., Либин А.В. Стили реагирования на стресс. - М.: Смысл, 2008.

.   Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. - Л.: Наука, 1983.

20. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М., 1988.

21. Маркс К., Энгельс Ф. О молодежи. - М., «Молодая гвардия», 1972.

22. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2-х томах. / Под редакцией В.Н. Столетова. М., «Педагогика», 1978.

23. Мэй Р. Проблема тревоги. - М., 2001.

.   Немчин Т.Я. Состояния нервно-психического напряжения. - Л., 1983.

.   Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.

.   Психологический словарь. - М.: «Педагогика-Пресс», 2007.

.   Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. Под ред. С.М. Черкасова. - СПб: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2005.

.   Ребер А. Большой толковый психологический словарь. - М., 2003, 2т.

.   Романин А.Н. Основы психотерапии. - М., Изд. Центр «Академия», 2009.

30. Самостоятельная работа студентов в вузе / Коллектив авторов // Издательство Саратовского университета, 1982.

31. Соколков Е.А. Профилактика и коррекция психической напряженности личности. - Новосибирск, 2005.

32. Туманник Е.В. Место тревожности в динамике психосоматических расстройств человека // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сб. докл. межрегион. науч. - практ. конф.: В 2-х ч. Новосибирск, 2003. Ч. 2.

.   Фрейд З. О психоанализе. Лекции. - Минск, Харвест, 2005.

.   Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989.

.   Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М., 2003.

.   Хорни К. Собрание сочинений в 3х томах. - М.: Смысл, 2007, т. 2.

.   Щербатых Ю.В. Психология страха. - М., 2003.

Введение

 

В наше неспокойное время проблема тревожности становится всё более актуальной. Этому способствуют кризисы в сфере политики и экономики, рост преступности и терроризма, проблемы в личной жизни и профессиональной деятельности. Но, помимо этих причин тревожности существуют и другие, менее очевидные, но более глубокие и в большей степени касающиеся каждого из нас. Это - отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и правил выхода из конфликтных ситуаций.

Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. Впервые тревожность была описана Зигмундом Фрейдом в 1925 году. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой, тревожность, имея природную основу, складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности.

В нашей работе мы рассматриваем изучение психических состояний в условиях познавательной и учебной деятельности, для которых свойственны состояния напряжённости и тревожности у обучающихся.

Целью работы является изучение особенностей тревожности молодых людей 20 - 22 лет, обучающихся на старших курсах вузов. В связи с этим выделяется ряд задач:

1) ознакомиться с уже имеющимися работами по проблеме тревожности;

2) проанализировать каждый вид тревожности отдельно;

)   выявить закономерности наличия или отсутствия какого-либо вида тревожности у студентов 4 и 5 курсов;

)   соотнести уровень тревожности с успеваемостью студентов.

Объект исследования: тревожность.

Предмет исследования: особенности тревожности у студентов вузов.  

Гипотеза данной работы состояла в том, что высокий уровень тревожности характерен для людей более ответственных, и мы предполагаем, что существует зависимость между успеваемостью студента и уровнем личностной тревожности, а именно что студенты, которые учатся на «отлично» имеют более высокий уровень личностной тревожности по сравнению с успевающими посредственно.

Методология исследования: при написании данной работы мы опирались на труды К. Изарда, который, рассматривал тревожность как эмоциональное состояние; А.М. Прихожан, рассматривающей тревожность как устойчивое личностное образование; теории З. Фрейда, К. Хорни, которые раскрывают природу тревожности, и др.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы.

2. Эксперимент.

3. Тестирование (методика определения уровня личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера в обработке Ю.Л. Ханина, проективная методика исследования личности «Дом - Дерево - Человек» в интерпретации Р.Ф. Беляускайте).

4. Опрос (опросник Тейлора).

5. Анкетирование (анкета для выявления успеваемости студентов вузов).

6. Количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования. В экспериментальном исследовании участвовало 32 человека в возрасте 20 - 22 лет, 8 из которых - девушки, 24 - молодые люди. Студенты Сибирского университета телекоммуникаций и информатики - 17 человек, студенты Новосибирского государственного университета - 4 человека, студенты Новосибирского государственного университета экономики и управления - 2 человека, студенты Новосибирского гуманитарного института - 1 человек, студенты Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета - 2 человека, студенты Новосибирского государственного технического университета - 6 человек.

Теоретическая значимость заключается в дальнейшей разработке проблемы эмоциональных состояний человека, в частности, вопроса выявления особенностей тревожности у молодых людей.

Практическая значимость: результаты исследования могут применяться в курсах возрастной психологии, практической деятельности психологов, курсов при подготовке семинаров, при составлении программ для работы с молодыми людьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности.

 

 


Тревожность как индивидуальная психологическая особенность

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.