А правосознанию необходимо осознание не биологического, а именно духовного достоинства личности. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

А правосознанию необходимо осознание не биологического, а именно духовного достоинства личности.

2021-05-28 20
А правосознанию необходимо осознание не биологического, а именно духовного достоинства личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У нас в общественных дисциплинах изучение вопроса о месте религии в жизни людей зависит от того, как его будет рассматривать учитель. Он может способствовать формированию у школьников представлений о духовном мире человека как особой важной сфере бытия, а может и не способствовать и даже искажать эти представления, поскольку целевых установок по этому поводу в учебных программах нет.

В образовательной программе по литературе высшие ценности бытия человека растворены в контексте общего содержания образования, не выделена православная культура как особый многовековой идеал российской цивилизации, не выражены знания, ориентированные на воспитание духовной любви к Отечеству и готовности служения ему.

Примеров нецелостной и несистематической организации знаний в цикле гуманитарных и естественных наук можно привести множество. Что является результатом такого обучения? При отсутствии системности и целостности у школьников не формируется ценностное и целостное миропонимание, основанное на исторической культуре своего народа.

Поэтому, если интеллектуальные ценности осознаются учащимися как значимые, вся жизнедеятельность в школе ориентирована на эти ценности, то духовные ценности рассматриваются лишь на уровне ценностей искусства, являющихся для подавляющего большинства школьников сторонними. Если же эти ценности и оказываются значимыми, то все равно не воспринимаются учащимися как личностно значимые, так как образовательный процесс не ориентирован для воспроизводства их в собственной творческой деятельности ребенка.

Безусловный приоритет интеллектуального воспитания в школе над нравственным и духовным - один из составляющих длящегося кризиса образования. Ряд отечественных ученых предлагает выходом из этого кризиса должно быть формирование целостного образовательного пространства на основе принципов «эффекта положительной цели», приоритета духовности и учета национальных традиций.

Философ В. Розанов в 1893 году в статье «Три главные принципа образования» писал, что гимназиям помимо индивидуального подхода к учащимся не хватает принципов «целости» и «единства типа» обучения. Что же это за принципы «целости» и «единства типа»?

По Розанову в соответствии с принципом «целости» необходимо, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодействия с нею... Отсутствие разорванности в группах знаний, в художественном чувстве, в волевом стремлении - вот требование этого принципа; он указывает, что нельзя сильно дробить знания, ощущения; что, так раздробленные... они уже вовсе не оказываются тем, чем были вначале... Именно культурного, воспитывающего значения они не удерживают в себе при этом. Принцип же единства типа состоит в требовании, чтобы все образующие впечатления, падающие на данную единичную душу, или, что то же самое, исходящие из данной единичной школы, были непременно одного типа, а не разнородные или не противоположные. Они должны идти из источника одной какой-нибудь исторической культуры, где все они развились друг из друга.

Данные размышления Розанова показывают негативные стороны исключительной ориентированности на всестороннее обучение, не соединенного с его систематизацией и выстраиванием иерархии целей и ценностей.

В качестве своеобразного вывода этих рассуждений о необходимости целостности среднего образования можно говорить о следующем. Исключительное преобладание интеллектуальных ценностей в средней школе как единственно имеющих признанную значимость создает своеобразный перегрев мотивации учащихся в образовательной среде.

Что под этим понимается? В любом общеобразовательном учреждении есть всегда приблизительно две группы учащихся.

Первые - это те, кто имеет достаточные умственные способности, на основе которых этими школьниками достигается академического успех с дальнейшей перспективой получения престижного высшего образования. Эта группа всегда признанна, имеет высокий социометрический статус в школе, и для ее членов крайне редким является отклоняющееся поведение.

Вторая же группа состоит из учащихся с менее выраженными умственными способностями, слабо развитым интеллектом и низкой учебной поддержкой семьи, - все это объективно мешает достичь академического успеха в школе. Но так как средняя школа ориентирована преимущественно на работу с первой группой учащихся и признания их высокого статуса и успеха, то вторая с самого начала учебного процесса начинает ощущать себя ущербной, неудовлетворенной своим положением и статусом. Нередко педагоги таких неуспевающих учащихся стигматизируют как лентяев, неудачников, второсортных, и в результате чего многие из них пытаются реализовать себя в девиантном поведении и неформальных объединениях, что автоматически переводит их в группу риска.

Это явление исключительной ориентированности средней школы на интеллектуализме и создает ситуацию перегрева учебной мотивации и фактической дискриминации учащихся. Целостное же образование, построенное на гармоничном соотношении нравственного, духовного и интеллектуального обучения учащихся, имеет ресурсы не допускать подобной дискриминации. При такой целостной организации обучения для учащегося создается понимание, что успехи в учебе не являются единственно важными и решающими в жизни, и тот, кто не может реализовать себя в ситуации учебного успеха, может реализовать себя по-другому без возникновения чувства ущербности и попадания в группу риска.

Как право существует не только для удовлетворения и защиты субъективных прав и интересов, но, прежде всего, для обеспечения мирного сожительства людей, так и образование существует также и для того, чтобы каждый учащийся мог выполнять впоследствии функцию, способствующую материальному или духовному развитию общества. А это возможно только при целостном подходе к образованию. Причем, на такого рода подход существует и социальный заказ, связанный с одной стороны - кризисом семьи, понижением ее воспитательного значения, а с другой - возрастанием роли общественного воспитания.

Профилактика преступности несовершеннолетних в образовательном заведении возможна как синтез 4-х педагогических компонентов: педагогики ненасилия, разумного потребительства, духовно-нравственных основ семейной жизни и правового воспитания.

1. Основные идеи педагогики ненасилия заключаются в представлении, что межличностные отношения подростков должны строиться на принципах диалога, позитивного отношения друг к другу, отвержения психического и физического насилия как способа решения конфликтов.

Авторы пособия по «Педагогике ненасилия» Маралов В.А. и Ситаров В.Г. пишут, что мировоззренческие и духовные основы педагогики ненасилия относятся к религиозным учениям, и, прежде всего, к христианству, где непротивление злу насилием представлено в наиболее полном развитии. Условиями ненасилия в христианстве является терпение и смирения.

Педагогика ненасилия предусматривает три психических условия для усвоения позиции ненасилия и утверждения в свободе: 1) принятие собственной личности такой, какой она есть; 2) осознание учащимся собственных психологических защит, что особо важно в виду того, что агрессия является своеобразной психологической защитой (имеет место 4-е различных вида психологических защит, которые в гештальттерапии называются как 4-е невротических механизма на границе «Я»: слияние, ретрофлексия, интроекция, проекция; например интроекция – это присвоение убеждений, взглядов других людей без критического осмысления); 3) научение учащихся терпимости.

2. Целью педагогики здорового потребительства является формирование у учащегося способности ориентироваться и противостоять на личностном уровне деструктивным искушениям идеологии потребительского общества, а также его способности правильно организовать свой досуг. Философские основы для данной педагогики заложил Эрих Фромм. Он в работах «Быть или не быть» и «Анатомия человеческой деструктивности» писал, что «в ХХ веке характер человека стал отличаться значительной пассивностью и ориентацией на ценности рынка… Человек превращается в сосунка, вечно ожидающего и вечно разочарованного».

Основной задачей педагогики здорового потребительства должно быть формирование у учащегося чувства собственного достоинства, ведь только обладающий им человек может иметь активную жизненную позицию, иметь свое обоснованное мнение, быть полноценной личностью.

Для реализации педагогики здорового потребительства в образовательном учреждении желательно: 1) реализация принципа «полной занятости» учащихся, что становится возможным при соответствующей организации доступного досуга. В этом случае, если устанавливается факт бесцельного времяпровождения на улице учащегося, педагог совместно с родителями принимает необходимые меры привлечению данного учащегося к продуктивной форме проведения досуга; 2) переориентация трудового воспитания на сферу жизнедеятельности современного человека (ремонт компьютерной и бытовой техники, устройство автомастерских, цветоводство, уход за домашними животными); 3) введение практики основ социального служения и сотрудничества учебного заведения с органами социальной защиты, оказание помощи учащимися престарелым, больным и инвалидам.

3. Педагогика духовно-нравственных основ семейной жизни имеет целью подготовить юношей и девушек к организации нормальной семьи, помочь правильному освоению ими своих гендерных ролей.

4. Педагогика правового воспитания. Под правовым воспитанием понимается деятельность, направленная на формирование правового сознания, правовой культуры учащихся, их уважения к праву и его целям, убежденность в его необходимости и ценности, привычка и потребность в любой ситуации действовать правомерно. Правовое воспитание в школе должно состоять из двух компонентов: 1) формирование правового пространства школы, которое могло бы с первых же классов давать учащимся опыт реального действия локальных норм права, опыт создания этих норм, их исполнения и применения; 2) собственно правовое образование, состоящее или из раздела «Основы права» в курсе «Обществознание» или же из отдельного курса основ государства и права.

Создание правового пространства школы как первого, самого важного компонента правового воспитания, является необходимым для получения не оторванного от реальности, непосредственного опыта права учащихся. Баз данного пространства бессмысленно и само преподавание права.

Правовое пространство во многом определяется деятельностью заместителя директора образовательного учреждения по воспитательной работе, а где есть заместитель по правовой работе – то данное направление – это его непосредственное поле деятельности.

Одно из главных направлений данных руководителей, и это подтверждается их должностными инструкциями, профилактика правонарушений. В рамках профилактики криминальных явлений среди несовершеннолетних применяются различные организационные, методические и профилактические мероприятия, представление о которых Вы можете получить из варианта «Комплексной программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности в МОУ СОШ № ___ на 2006-2010 годы», предлагаемого в Приложении № 2 данного пособия и варианте Положения о Совете профилактики правонарушений при МОУ СОШ № __ (Приложение № 3).

В Советском Союзе школа в целом успешно выполняла свою роль ранней профилактики преступности. Представляется, что если Россия не является неудачным социальным проектом, то данную роль образовательное учреждение РФ так же может выполнять в современных реалиях. Как это не тривиально, будущее нашей страны и его общества в руках молодого поколения.

И если власти и элита России будут относиться к образованию также облегченно, как и сегодня, если будет и далее иметь место бездумное экспериментирование, то торжественные речи наших президентов и премьер-министров о роли образования в России будут реально профанацией. В результате мы не только не станем успешным постиндустриальным государством, а самоуничтожимся. В последнем нам поможет наша будущая преступность, которая формируется в наших современных школах, колледжах и других учебных заведениях.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие криминальные опасности являются типичными для муниципального уровня?

2. Какую мотивационную направленность имеет бытовая преступность?

3. Какие профилактические мероприятия в рамках борьбы с преступностью проводятся на общесоциальном, микросредовом, групповом и индивидуальном уровнях?

4. В каком документе образовательного учреждения планируются профилактические действия по борьбе с преступностью?

5. Какие приемы и способы борьбы с преступностью в школе можно выделить в качестве основных?

6. Что включает в себя правовое пространство образовательного учреждения?

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.