Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-05-28 | 21 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Криминальные опасности на муниципальном уровне, т.е. в населенном пункте, представляют собой в основном бытовые преступления: хулиганство, кража, грабеж, мошенничество, нанесение телесных повреждения, преступления по неосторожности и т.п..
В юридической литературе под такими преступлениями понимаются общественно опасные и уголовно-противоправные деяния, совершаемые членами бытовых социальных групп друг против друга на уровне небольшого населенного пункта или квартала в рамках города.
Данные социальные группы в рамках небольшого города или в сельской местности обладают следующими признаками:
1) участники группы связаны личностными отношениями;
2) группы возникают и существуют в сфере домашнего быта, понимаемого как жизнедеятельность людей по месту их жительства;
3) группы невелики по численности и просты по структуре;
4) они относительно длительно существуют;
5) их образование и функционирование обусловлено как объективными (необходимость совместного проживания), так и субъективными факторами (взаимная заинтересованность друг в друге, духовное единство).
Учитывая названные признаки, к данным группам отнесем: семью, родство, свойство, соседство, квартирантство, а также более мелкие диады: супругов; сожителей; родителей и детей; братьев и сестер; бабушек, дедушек и внуков; соседей по коммунальной квартире, по дому, двору (в городе) и улице (в селе), кварталу (в городе и селе), общежитию; свояков; тещ и зятьев; свекровей и снох; квартирантов и хозяев жилья.
Преступное поведение в бытовых группах, можно типологизировать в зависимости от его мотива ционной направленности.
Агрессивная мотивация, направленная на причинение кому (чему)-либо физического (причинение вреда здоровью), психического (клевета) или имущественного вреда (умышленное уничтожение чужого имущества, вандализм), непосредственно порождает насильственное преступное поведение.
|
Корыстная мотивация, выражающаяся в получении материальной пользы за чужой счет, может порождать бытовые корыстные (кража, мошенничество, вымогательство) и корыстно-насильственные преступления, совершаемые членами бытовых групп в отношении друг друга. Эти преступления порождаются не только корыстной мотивацией, но и зачастую конфликтной криминогенной ситуацией, сложившейся между членами бытовых групп.
Основные направления профилактики данных преступлений на муниципальном уровне охватывают общесоциальную, микросредовую, групповую и индивидуальную профилактику. В рамках бытовых преступлений, в соответствии данными отечественной статистики, выделяются насильственные преступления (примерно 60%), корыстные (36,7%) и преступления по неосторожности (3,3%). Поэтому крен в работе участковых инспекторов полиции на уровне небольшого города или в сельской местности делается в сторону именно насильственных преступлений.
I. Главное в данной работе - это общесоциальная профилактика бытовой преступности, которая может заключаться в следующем:
1) разработка муниципальной программы по предупреждению преступности с выделением раздела по профилактике бытовой преступности на основе федеральной и региональных программ (вариант подобной программы на примере «города N» предлагается в Приложении № 1).
2) разъяснение в СМИ норм, содержащихся в Трудовом кодексе РФ, для женщин, имеющих семью, мужа, детей (ст. 253-264 ТК РФ), дополнительных оплачиваемых отпусков, выходных дней, неполного рабочего дня и неполной рабочей недели, особенно для работников со сдельной оплатой труда, т.к. установлено, что женщина и за неполный рабочий день выполняет за счет повышения производительности и интенсификации труда практически тот же объем работы и поэтому не потеряет в зарплате. Эта мера направлена на нейтрализацию противоречия между сферами труда и домашнего быта, воспроизводящего преступления в семье;
|
3) заработная плата мужчины должна быть такой, чтобы обеспечить безбедное существование семьи, т.е. по меньшей мере, в 3-5 раз выше получаемой сейчас с тем, чтобы женщина имела экономическую, финансовую возможность вообще не работать, как в монархиях Норвегия или Иордания, вернуться в семью, снять с себя нервные и психические перегрузки для предупреждения возникновения конфликтных криминогенных ситуаций в бытовых группах, профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
4) разъяснение через СМИ жилищно-правовых норм, в которых предусмотрены возможности принудительного обмена, в частности, в связи с расторжением брака между супругами, а также выселения без предоставления другого жилого помещения лиц, виновным поведением которых создается обстановка невозможности совместного проживания, что содействует пресечению развития или длительной конфликтной криминогенной ситуации между супругами, соседями и предупреждению бытовых насильственных преступлений или самоубийств;
5) воспитание через СМИ, систему образования женственности в женщинах и мужественности в мужчинах - это две стороны одной и той же медали. Этому содействует открытие и функционирование мужских и женских гимназий, лицеев, включение в общеобразовательные учебные программы дисциплин для девочек, девушек и для мальчиков, юношей;
6) реализации социальных программ по оказанию помощи семье, в частности, многодетным семьям, одиноким матерям и отцам, система дотаций детским яслям и садам;
7) оказание помощи действующим службам семьи, телефонам доверия, различным психологическим службам;
8) использование возможностей церкви, которая, учитывая религиозность женщин, должна направлять свои усилия в проповеднической, исповеднической деятельности на воспитание духовности женщин, чести, долга, любви, скромности, послушания, добра, а у мужчин - супружеской верности, неприменения насилия к женщине, любви, добра;
9) возрождение в духовной культуре российского общества чувств вины, греха, милосердия, сопереживания, взаимопомощи, совести;
|
10) повсеместное внедрение, пропаганда норм этикета, исключающих жесткость и жестокость, крайнюю агрессивность, грубость в отношениях.
II. Микросредовая профилактика преступлений на муниципальном уровне.
Направлений выявления внешних условий бытовых преступлений в населенных пунктах: 1) выявление криминогенных зон, где чаще всего совершаются бытовые преступления; 2) статистический анализ бытовых преступлений, их структуры, состояния, уровня, латентности, раскрываемости с целью определения стратегических линий воздействия на тот или иной период времени; 3) демографический анализ населения по материалам переписей с целью определения главных проблем, направлений воздействия по группам населения, отражаемых в региональных программах воздействия на бытовую преступность; 4) прогнозирование динамики, качественных структурных изменений, основных тенденций, закономерностей бытовых преступлений с привязкой к местности.
Направления устранения внешних условий преступного поведения в бытовых группах: 1) распределение мест рассредоточения и маршрутов патрулирования полиции по выявленным криминогенным зонам; 2) комплексные профилактические операции на местах, направленные на контроль за маргинальной средой из «бомжей», «бичей»; 3) программирование воздействия на преступления на основе учета результатов исследований преступности в районе, городе или в селе; 4) профессиональное обучение субъектов профилактики преступного поведения в бытовых группах (участковых инспекторов полиции, дознавателей и следователей, сотрудников ППС), которые должно включать в себя юридическую и психолого-педагогическую подготовку. Необходимо формирование у них навыков анализа различного типа конфликтов, обучение формам реагирования в зависимости от длительности стадий конфликта и их типа; методам выявления, изучения лиц, могущих совершать преступления; 5) разработка компьютерных программ прогноза индивидуального преступного поведения в бытовых группах на основе учения об относительной длительности конфликтных ситуаций, порождающих тяжкие преступления; 6) организация и проведение оперативных проверок, рейдов по криминогенным зонам, «злачным» местам, по микрорайонам, где сосредоточены коммунальные квартиры, бараки.
|
III. Сущностью групповой профилактики преступного поведения в является длительное направленное взаимовлияние социальной группы. К направлениям выявления криминально опасных групп отнесем: 1) выявление, постановку на учет с последующим контролем конфликтных ситуаций по различным группам: между супругами, родителями и детьми, соседями, родственниками, квартирантами и хозяевами; 2) определение типа конфликтной ситуации, прежде всего по содержанию, по срокам функционирования с момента возникновения или перехода из одного типа в другой тип конфликтной ситуации по различным бытовым группам; 3) назначение формы реагирования с определением конкретных субъектов профилактики, методов, и приемов, которые они должны применять.
Рассмотрим более подробно формы реагирования. В юридической психологии выделяют типы конфликт ных ситуаций: 1) циклически равномерная конфликтная ситуация; 2) циклически обостряющаяся конфликтная криминогенная ситуация; 3) только обостряющаяся конфликтная криминогенная ситуация;4) уже начавшийся конфликт.
1) в циклически равномерной конфликтной ситуации следует применять контрольную форму реагирования, субъектами которой могут быть психолог, служба семьи, службы доверия, священнослужитель, разного рода специалисты, которые должны посещать конфликтующие группы. Учитывая цикличность ситуаций этого типа, рекомендуется как самим бытовым группам, так и различным специалистам встречаться друг с другом один раз в три месяца. Задача - предупредить перерастание ситуации этого типа в криминогенную. Рекомендуемые методы: советы, беседы, групповая психогигиена, психопрофилактика, психотерапия; обучение нормативному, бесконфликтному поведению;
2) в циклически обостряющейся конфликтной криминогенной си туации следует применять длящуюся форму реагирования. Субъекты профилактики - все указанные, а также неформальные организации, профессиональные негосударственные конторы (детективные агентства); трудовые коллективы и предприниматели, с которыми и у которых работают субъекты этих ситуаций - члены бытовых групп; участковые уполномоченные полиции.
Рекомендуемые методы: советы, беседы, лекции, религиозные проповеди, занятия различного вида, а при установлении соответствующих оснований, применение к конфликтующим мер общественного (например, обсуждение на собрании сельчан), дисциплинарного (советы акционерной компании могут лишить премий и т.д.) и административного воздействия;
|
3) в только обостряющейся криминогенной ситуации - необходимо применять неотложную форму реагирования. Ее субъектами могут быть ОВД, суды, прокурор. В этих случаях за аморальное и противоправное поведение, вредное влияние на детей и подростков к виновным могут быть применены следующие меры воздействия: лишение родительских прав, а также выселение без предоставления другого жилого помещения, принудительный обмен и выселение при установлении невозможности совместного проживания; ограничение дееспособности граждан злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами; возбуждение уголовных дел во всех случаях обнаружения признаков преступлений, предусмотренных ст. 115-117, 119 УК РФ.
Обращаю внимание на типичные циклы только обостряющихся криминогенных ситуаций, полученных в ходе исследования по данной теме в 1998-2003 гг. ученого О.В. Старкова (см. табл. 3).
Таблица 3. Длительность только обостряющейся
криминальной ситуации, в %
Длительность данной ситуации | Супруги | Соседи | В среднем |
От 1 до 8 часов Сутки От двух суток до недели От недели до месяца От одного до трех месяцев От 3 до 6 месяцев От 6 месяцев до года От 1 года до 3 лет От 3 до 5 лет От 5 до 8 и более лет Итого | 3,0 - 12,1 15,2 6,1 27,2 15,2 12,1 9,1 - 100 | - 18,5 10,9 18,5 2,2 34,7 8,7 4,3 2,2 - 100 | 1,8 10,5 14,0 19,4 5,3 17,5 14,0 10,5 7,0 - 100 |
Примечание: только обостряющиеся криминологические ситуации были зафиксированы в 75% супружеских, в 54,5% соседских и в 64,8% всех бытовых насильственных преступлений.
Так, для супружеских криминогенных ситуаций характерен пиковый период (каждая 3-я ситуация подобного типа тянется от 3 до 6 месяцев и завершается преступлением), для соседей - от 1 до 30 суток ее длительности совершается 2/3 всех преступлений, для всех бытовых ситуаций подобного типа каждое 5-е преступление совершается в период от недели до месяца ее продолжительности;
4) в «тяжком» конфликте применяется экстренная форма реагирования. Организующие функции в данных случаях принадлежат дежурным отделов внутренних дел, которые обязаны срочно направлять оперативных сотрудников, оперативно-следственные группы на место конфликта для его пресечения и предотвращения совершения тяжкого преступления. Особую роль должны играть соседи, родственники и другие лица, присутствующие при конфликте этого типа. Тяжкий одноразовый конфликт, завершающийся насильственным преступлением, у супругов в половине, а у соседей в 2/3 случаев тянется до часа. Поэтому особенно актуальна необходимость принятия предварительных мер при диагностировании конфликтной криминогенной ситуации.
IV. Индивидуальная профилактика преступного поведения в бытовых группах включает в себя систему мер, направленных на выявление и устранение причин и условий формирования личности насильственного, корыстного, неосторожного преступника в социальных группах (ранняя индивидуальная профилактика), внутренних причин и условий насильственного, корыстного, неосторожного преступного поведения (непосредственная индивидуальная профилактика) и осуществляемых относительно личности с отклоняющимся поведением, а также микросреды по месту его жительства.
Направления выявления лиц, склонных к насилию, корыстному, отклоняющемуся поведению, постановки их на учет, контроля за ними:
1) выявление, постановка на учет, контроль носителей маргинальной среды - проституток, бомжей, наркоманов, токсикоманов, алкоголиков;
2) установление семейных дебоширов, мелких хулиганов, их учет и контроль за ними;
3) выявление лиц, владеющих оружием на законном основании, но по ряду параметров представляющих опасность для окружающих; злоупотребляющих спиртными напитками, наркоманов;
4) выявление лиц указанной категории из числа ранее судимых за хулиганство, причинение вреда здоровью любой степени тяжести, убийство, изнасилование и иные насильственные действия сексуального характера, угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, похищение человека, незаконное лишение свободы, захват заложника, терроризм, грабеж, разбой и вымогательство, бандитизм.
Из методов изучения лиц, склонных к насилию, хищениям, легко мысленному и небрежному поведению, выделим:
1) анализ документов, прежде всего официальных - уголовных и личных дел, характеристик и т.п., а также личных - автобиографий, писем;
2) опросы: беседы, анкетирование, интервьюирование. При этом лучше всего себя зарекомен довало стандартизированное интервью, поскольку оно: а) обеспечивает непосредственный контакт исследователя с лицом, склонным к насилию, хищениям, легкомысленному и небрежному поведению обеспечивает получение объективной информации из субъективных источников; б) позволяет подвергнуть количественной, в том числе компьютерной, обработке полученные данные; в) в процессе такого взаимодействия возможно воздействие на исследуемого, поскольку в процессе работы между исследователем и исследуемым складываются доверительные отношения;
3) тестирование. Из методов тестирования приведем объективные (субъективные) тесты, зарекомендовавшие себя и использовавшиеся при исследовании насильственных, корыстных, неосторожных преступников, например MMPJ, 16-факторный опросник Р. Кэттэлла и другие адаптированные в России тесты, а также проективные, например фрустрационный тест С. Розенцвейга по установлению типа и направленности агрессии.
В США весьма эффективно для изучения осужденных условно, условно-досрочно освобождаемых и заключенных в местах лишения свободы применяется допрос «Классификационный контроль право нарушителя», представляющий собой батарею тестов и иных методов и содержащий 45 разделов, в результате чего выявляется пять типов преступников, в том числе два типа, склонных к насилию, один из которых - к обычному, а другой - направленному против уголовной юстиции и ее сотрудников. Выявленный как «склонный к насилию» ставится на соответствующий профилактический учет с последующим контролем за ним.
Из методов воздействия на лиц, склонных к насилию, вы делим:
1) систему приемов - типичных, отраженных в «Руководстве по работе с преступниками», и индивидуализированных - примени тельно к каждому исследуемому (изучаются в учебных заведениях системы МВД). Так, лица склонные к обычному насилию, обычно эмоционально неустойчивы, агрессивны, эмоционально склонны к вспышкам гнева, ярости, чаще всего из-за объекта, не значимого для них, излишне переоцененного. Это вызывает акты насилия, ориентированные как на внешние объекты, так и на себя. Они неохотно признают свою вину, сохраняют негативизм по отношению к окружающим, поэтому у них часты конфликтные ситуации. В работе с ними необходимо ориентироваться на содержание и степень устойчивости его агрессивной мотивации, характера конфликтной ситуации, которые могут привести его непосредственно к насилию;
2) индивидуальный аутотренинг (AT). В качестве самой общей формулы, направленной на снятие агрессивности, в AT используется фразы: «Всегда и везде я совершенно спокоен и хладнокровен. Я остаюсь всегда свободным и спокойным». Конкретизация формул цели зависит от причины агрессивности. Если человека раздражает внешнее принуждение или недовольство собой, ему принесут пользу формулы со словами «все равно», «безразлично», «равнодушен»;
3) помещение в реабилитационные центры представителей маргинальной среды - пьяниц, наркоманов, проституток, «бомжей»; лиц, не имеющих постоянного источника доходов, ранее судимых, лиц с отклонениями в психике;
4) дифференциацию и индивидуализацию наказания за совершенные бытовые преступления, если они небольшой или средней тяжести, с целью предупреждения более тяжкого преступления, а если они тяжкие и особо тяжкие, то с целью предупреждения любого рецидива;
5) привлечение к уголовной ответственности всякий раз при совершении насильственных, корыстных, неосторожных преступлений небольшой или средней тяжести - угрозы, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, мелкие кражи, хулиганство и т.п.;
6) беседы с применением приемов убеждения, переубеждения и т.д.;
7) лечение психоневротических аномалий, алкоголизма, наркотизма, токсикомании, включая принудительное при опасных формах поведения;
8) оказание помощи как лицам, так и группам, оказавшимся в тяжелом материальном положении, неудовлетворительных жилищных условиях, сложных напряженных социально-психологических отношениях друг с другом;
9) индивидуализированное воздействие на неблагоприятную, окружающую конкретную личность, склонную к насилию, хищениям, легкомысленному (рисковому) и небрежному поведению в бытовых группах, микросреду - лишение родительских прав при обнаружении жестокого обращения со своими детьми; смена места работы, жительства и проч.
Вопрос № 2. Планирование и проведение профилактических мероприятий антикриминальной направленности в образовательном учреждении.
Выдвижение тезиса об общеобразовательном учреждении как одном из активных субъектов профилактики криминальных явлений в России связано с представлениями, что наиболее эффективным способом предупреждения преступности является создание системы профилактики применительно к основным сферам жизнедеятельности, а не формирование специализированных институтов. Для несовершеннолетних в возрасте от 6 - 17 лет такой сферой является школа.
В нашей стране уже много было высказано критики, что в сравнении со своим высоким профилактическим потенциалом, школа играет недостаточную роль в предупреждении преступности несовершеннолетних. Острие этой критики еще с советских времен связано с выдвижением тезиса о преимущественной ориентированности школы на интеллектуальное обучение учащихся в ущерб присущей ей также функции воспитания, которая в учебном процессе осуществляется не на должном уровне.
Так Прозументова Г.Н. в 80-е годы ХХ века писала о том, что анализ педагогической литературы показывает, что цели воспитания в практической деятельности школ крайне слабо структурированы и представляют собой набор, сумму равнозначных направлений всестороннего развития учащихся и сумму качеств личности. При таком определении цели воспитания многими педагогами понимались как «потребление» и «воспроизведение» передаваемого ими опыта узнавания достижений культуры, что в свою очередь предопределило конкретизацию цели воспитания к «воспитывающему обучению».
Поэтому содержание воспитания воспринималось как разносторонность знаний, а сам процесс воспитания и обучения - как динамика словесной передачи знаний. И как результат такого подхода - наличие большого числа школьников, которые могут готовить прекрасные выступления и сообщения на темы «дружбы», «любви», «альтруизма», но быть жестокими, эгоистичными, корыстными в межличностных отношениях и поведении.
В психологии давно замечено, что «чрезмерное увлечение вербальными методами в процессе нравственного воспитания тормозит развитие нравственных убеждений, приводит к расхождению между знаниями и проявлениями убеждений в поведении». И сегодня, как пишет педагог Беляева В.А., задача воспитания личности в ее целостности в рамках образовательного процесса в большей мере трактуется подменой высоких духовных ценностей бытия ценностями искусства и культуры, морализмом отношений.
Основной проблемой современного образования, а это имеет самое непосредственное отношение к профилактике преступности среди несовершеннолетних, является отсутствие целостного, систематического процесса, ориентированного на духовно-нравственное воспитание учащихся.
Отсутствие целостных философских основ социального воспитания сегодня не позволяет дать ответ на ключевой вопрос социальной педагогики: кого воспитывает современная система общего образования России:
1) либо делового человека рыночной экономики с утилитарным правосознанием;
2) либо гражданина России, патриота своей Родины;
3) либо личность с либерально-демократическими убеждениями;
4) либо просто культурного и образованного человека;
5) либо высоконравственную духовную личность с активным здоровым правосознанием;
6) либо человека по образу А. Маресьева («советский человек» - СССР) или О. Скорцени («истинный ариец» - III Рейх)?
Сегодня подход образовательной функции школы на практике приводит к тому, что вакуум социального воспитания заполняется параллельной не в полной мере правопослушной общественной жизнью детей и подростков.
Беляева В.А. указывает, что современная учеба в школе формирует у учащегося противоречивую картину знаний, не формирует целостного мировосприятия, которое невозможно без системного подхода в отборе и конструировании знаний. «Так … уже в начальной школе в содержании естественных дисциплин сама постановка проблемы рассмотрения отличия человека от животных и акцентирование внимание на его биологической сущности оставляет за пределами внимания духовный мир человека и формирует у детей, таким образом, долговременную установку (образ) видения человека как биологического вида».
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!