Вопрос № 1. Обеспечение безопасности граждан от криминальных опасностей в населенном пункте — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос № 1. Обеспечение безопасности граждан от криминальных опасностей в населенном пункте

2021-05-28 21
Вопрос № 1. Обеспечение безопасности граждан от криминальных опасностей в населенном пункте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Криминальные опасности на муниципальном уровне, т.е. в населенном пункте, представляют собой в основном бытовые преступления: хулиганство, кража, грабеж, мошенничество, нанесение телесных повреждения, преступления по неосторожности и т.п..

В юридической литературе под такими преступлениями понимаются общественно опасные и уголовно-противоправные деяния, совершаемые членами бытовых социальных групп друг против друга на уровне небольшого населенного пункта или квартала в рамках города.

Данные социальные группы в рамках небольшого города или в сельской местности обладают следующими признаками:

1) участники группы связаны личностными отношениями;

2) группы возникают и существуют в сфере домашнего быта, по­нимаемого как жизнедеятельность людей по месту их жительства;

3) группы невелики по численности и просты по структуре;

4) они относительно длительно существуют;

5) их образование и функционирование обусловлено как объек­тивными (необходимость совместного проживания), так и субъек­тивными факторами (взаимная заинтересованность друг в друге, ду­ховное единство).

Учитывая названные признаки, к данным группам отнесем: семью, родство, свойство, соседство, квартирантство, а также более мелкие диады: супругов; сожителей; родителей и детей; братьев и сестер; бабушек, дедушек и внуков; со­седей по коммунальной квартире, по дому, двору (в городе) и улице (в селе), кварталу (в городе и селе), общежитию; свояков; тещ и зятьев; свекровей и снох; квартирантов и хозяев жилья.

Преступное поведение в бытовых группах, можно типологизировать в зависимости от его мотива ционной направленности.

Агрессивная мотивация, направленная на причинение кому (чему)-либо физического (причинение вреда здоровью), пси­хического (клевета) или имущественного вреда (умышленное уничтожение чужого имущества, вандализм), непосредствен­но порождает насильственное преступное поведение.

Корыстная мотивация, выражающаяся в получении материаль­ной пользы за чужой счет, может порождать бытовые корыстные (кража, мошенничество, вымогательство) и корыстно-насильственные преступления, совершае­мые членами бытовых групп в отношении друг друга. Эти преступления порождаются не только корыстной мотивацией, но и зачастую конфликтной криминогенной ситуацией, сложившей­ся между членами бытовых групп.

Основные направления профилактики данных преступлений на муниципальном уровне охватывают общесоциальную, микросредовую, групповую и индивидуальную профилактику. В рамках бытовых преступлений, в соответствии данными отечественной статистики, выделяются насильственные преступления (примерно 60%), корыстные (36,7%) и преступления по неосторожности (3,3%). Поэтому крен в работе участковых инспекторов полиции на уровне небольшого города или в сельской местности делается в сторону именно насильственных преступлений.

I. Главное в данной работе - это общесоциальная профилактика бытовой преступ­ности, которая может заключаться в следующем:

1) разработка муниципальной программы по предупреждению пре­ступности с выделением раздела по профилактике бытовой преступ­ности на основе федеральной и региональных программ (вариант подобной программы на примере «города N» предлагается в Приложении № 1).

2) разъяснение в СМИ норм, содержащихся в Трудовом кодексе РФ, для женщин, имеющих семью, мужа, детей (ст. 253-264 ТК РФ), дополнительных оплачиваемых отпусков, выходных дней, не­полного рабочего дня и неполной рабочей недели, осо­бенно для работников со сдельной оплатой труда, т.к. установле­но, что женщина и за неполный рабочий день выполняет за счет по­вышения производительности и интенсификации труда практически тот же объем работы и поэтому не потеряет в зарплате. Эта мера направлена на ней­трализацию противоречия между сферами труда и домашнего быта, воспроизводящего преступления в семье;

3) заработная плата мужчины должна быть такой, чтобы обеспе­чить безбедное существование семьи, т.е. по меньшей мере, в 3-5 раз выше получаемой сейчас с тем, чтобы женщина имела экономическую, финансовую возможность вообще не работать, как в монархиях Норвегия или Иордания, вернуться в семью, снять с себя нервные и психические перегрузки для предупреждения возникновения конфликтных криминогенных ситуаций в бытовых группах, профилактики безнадзорности несо­вершеннолетних;

4) разъяснение через СМИ жилищно-правовых норм, в которых предусмотрены возможности принуди­тельного обмена, в частности, в связи с расторжением брака между супругами, а также выселения без предоставле­ния другого жилого помещения лиц, виновным поведением которых создается обстановка невозможности совместного проживания, что содействует пресечению развития или­ длительной конфликтной криминогенной ситуации между супругами, соседями и предупреждению бытовых насильственных преступле­ний или самоубийств;

5) воспитание через СМИ, систему  образования женственности в женщинах и мужественности в мужчинах - это две стороны одной и той же медали. Этому содействует открытие и функционирова­ние мужских и женских гимназий, лицеев, включение в общеобразо­вательные учебные программы дисциплин для девочек, девушек и для мальчиков, юно­шей;

6) реализации социальных программ по оказанию помощи семье, в частности, многодетным семьям, одиноким матерям и отцам, сис­тема дотаций детским яслям и садам;

7) оказание помощи действующим службам се­мьи, телефонам доверия, различным психологическим службам;

8) использование возможностей церкви, которая, учитывая религиозность женщин, должна направлять свои усилия в про­поведнической, исповеднической деятельности на воспитание ду­ховности женщин, чести, долга, любви, скромности, послушания, добра, а у мужчин - супружеской верности, неприменения насилия к женщине, любви, добра;

9) возрождение в духовной культуре российского общества чувств вины, гре­ха, милосердия, сопереживания, взаимопомощи, совести;

10) повсеместное внедрение, пропаганда норм этикета, исключающих жесткость и жестокость, крайнюю агрессивность, грубость в отношениях.

II. Микросредовая профилактика преступлений на муниципальном уровне.

  Направлений выявления внешних условий бытовых преступлений в населенных пунктах: 1) выявление криминогенных зон, где чаще всего совершаются бытовые преступления; 2) статистический анализ бытовых преступлений, их структуры, состояния, уровня, латентности, раскрываемости с целью определения стратегических линий воздей­ствия на тот или иной период времени; 3) демографический анализ населения по материалам переписей с целью определения главных проблем, направлений воздействия по группам населения, отражае­мых в региональных программах воздействия на бытовую преступ­ность; 4) про­гнозирование динамики, качественных структурных изменений, основных тенденций, закономерностей бытовых преступлений с привязкой к местности.

Направления устранения внеш­них условий преступного поведения в бытовых группах: 1) распределение мест рассредоточения и маршрутов патрулиро­вания полиции по выявлен­ным криминогенным зонам; 2) комплексные профилактические операции на местах, направ­ленные на контроль за маргинальной средой из «бомжей», «бичей»; 3) программирование воздействия на преступления на основе учета результатов исследований преступности в районе, городе или в селе; 4) профессиональное обучение субъектов профилактики пре­ступного поведения в бытовых группах (участковых инспекторов по­лиции, дознавателей и следователей, сотрудников ППС), ко­торые должно включать в себя юридическую и психолого-педагогическую подготовку. Необходимо формирование у них навыков анализа различного типа конфликтов, обучение формам реагирования в зависимости от длительности стадий конфликта и их типа; методам выявления, изучения лиц, могущих совер­шать преступления; 5) разработка компьютерных программ прогноза индивидуального преступного поведения в бытовых группах на основе учения об относительной длительности конфликтных ситуаций, порождаю­щих тяжкие преступления; 6) организация и проведение оперативных проверок, рейдов по криминогенным зонам, «злачным» местам, по микрорайонам, где сосредоточены коммунальные квартиры, бараки.

III. Сущностью групповой профилактики преступного поведения в является длительное направленное взаимовлияние социальной группы. К  направлениям вы­явления криминально опасных групп отнесем: 1) выявление, постановку на учет с последующим контролем конфликтных ситуаций по различным группам: между супругами, родителями и детьми, соседями, родственниками, квартирантами и хозяевами; 2) определение типа конфликтной ситуации, прежде всего по содержанию, по срокам функционирования с мо­мента возникновения или перехода из одного типа в другой тип кон­фликтной ситуации по различным бытовым группам; 3) назначение формы реагирования с определением конкретных субъектов профилактики, мето­дов, и приемов, которые они должны применять.

 

Рассмотрим более подробно формы реагирования. В юридической психологии выделяют типы конфликт­ ных ситуаций: 1) циклически равномерная конфликтная ситуация; 2) циклически обостряющаяся конфликтная криминогенная ситуация; 3) только обостряющаяся конфликтная криминогенная ситуация;4) уже начавшийся конфликт.

1) в циклически равномерной конфликтной ситуации следует применять контрольную форму реагирования, субъектами которой могут быть психолог, служба семьи, службы доверия, священнослужитель, разного рода спе­циалисты, которые должны посещать конфликтую­щие группы. Учитывая цикличность ситуаций этого типа, рекомендуется как самим бытовым группам, так и различным специалистам встречаться друг с другом один раз в три ме­сяца. Задача - предупредить перерастание ситуации этого типа в криминогенную. Рекомендуемые методы: советы, беседы, групповая психогигиена, психопрофилактика, психотерапия; обуче­ние нормативному, бесконфликтному поведению;

2) в циклически обостряющейся конфликтной криминогенной си­ туации следует применять длящуюся форму реагирования. Субъ­екты профилактики - все указанные, а также неформальные орга­низации, профессиональные негосударственные конторы (детективные агентства); трудовые коллективы и предприниматели, с которыми и у ко­торых работают субъекты этих ситуаций - члены бытовых групп; участковые уполномоченные полиции.

Рекомендуемые методы: сове­ты, беседы, лекции, религиозные проповеди, занятия различного вида, а при установлении соответствующих оснований, применение к конфликтующим мер общественного (например, обсуждение на собрании сельчан), дисциплинарного (советы акционерной компании могут лишить премий и т.д.) и административного воздействия;

3) в только обостряющейся криминогенной ситуации - необходи­мо применять неотложную форму реагирования. Ее субъектами мо­гут быть ОВД, суды, прокурор. В этих случаях за аморальное и противоправное поведение, вредное влияние на детей и подростков к виновным могут быть при­менены следующие меры воздействия: лишение родительских прав, а также выселение без предоставления другого жилого помещения, принудительный обмен и выселение при установлении невозможности совместного проживания; ограничение дееспособности граждан злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами; возбуждение уголовных дел во всех случаях обнаружения признаков преступлений, предусмотренных ст. 115-117, 119 УК РФ.

Обращаю внимание на типичные циклы только обостряющихся криминогенных ситуаций, полученных в ходе исследования по данной теме в 1998-2003 гг. ученого О.В. Старкова (см. табл. 3).

Таблица 3. Длительность только обостряющейся

криминальной ситуации, в %

Длительность данной ситуации Супруги Соседи     В среднем
От 1 до 8 часов Сутки От двух суток до недели От недели до месяца От одного до трех месяцев От 3 до 6 месяцев От 6 месяцев до года От 1 года до 3 лет От 3 до 5 лет От 5 до 8 и более лет Итого 3,0 - 12,1 15,2 6,1 27,2 15,2 12,1 9,1 - 100 - 18,5 10,9 18,5 2,2 34,7 8,7 4,3 2,2 - 100 1,8 10,5 14,0 19,4 5,3 17,5 14,0 10,5 7,0 - 100

Примечание: только обостряющиеся криминологические ситуации были зафиксированы в 75% супружеских, в 54,5% соседских и в 64,8% всех бытовых насильственных преступлений.

Так, для супружеских криминогенных ситуаций характерен пиковый период (каждая 3-я ситуация подобного типа тянется от 3 до 6 месяцев и завершается преступлением), для соседей - от 1 до 30 суток ее длительности совершается 2/3 всех преступлений, для всех бытовых ситуаций подобного типа каждое 5-е преступление совершается в период от недели до месяца ее продолжительности;

4) в «тяжком» конфликте применяется экстренная форма реа­гирования. Организующие функции в данных случаях принадлежат дежурным отделов внутренних дел, которые обязаны срочно направлять оперативных сотрудников, оперативно-следственные группы на место конфликта для его пресечения и предотвращения совершения тяжкого преступления. Особую роль должны играть соседи, родственники и другие лица, присутствую­щие при конфликте этого типа. Тяжкий одноразовый конфликт, завершающийся насильственным преступлением, у супругов в поло­вине, а у соседей в 2/3 случаев тянется до часа. Поэтому особенно ак­туальна необходимость принятия предварительных мер при диагно­стировании конфликтной криминогенной ситуации.

IV. Индивидуальная профилактика преступного поведения в бытовых группах включает в себя систему мер, направленных на выявление и устранение причин и условий формирования лично­сти насильственного, корыстного, неосторожного преступника в социальных группах (ранняя индивидуальная профилактика), внутренних причин и условий насильственного, корыстного, неосторожного преступного поведения (непосредственная индивидуальная профи­лактика) и осуществляемых относительно личности с отклоняющимся поведением, а также микросреды по мес­ту его жительства.

Направления выявления лиц, склонных к насилию, корыстному, отклоняющемуся поведению, постановки их на учет, контроля за ними:

1) выявление, постановка на учет, контроль носителей марги­нальной среды - проституток, бомжей, наркоманов, токси­команов, алкоголиков;

2) установление семейных дебоширов, мелких хулига­нов, их учет и контроль за ними;

3) выявление лиц, владеющих оружием на законном основании, но по ряду параметров представляющих опасность для окружаю­щих; злоупотребляющих спиртными напитками, наркоманов;

4) выявление лиц указанной категории из числа ранее судимых за хулиганство, причинение вреда здоровью любой степени тяже­сти, убийство, изнасилование и иные насильственные действия сексуального характера, угрозу убийством или причинением тяжко­го вреда здоровью, похищение человека, незаконное лишение свободы, захват заложника, терроризм, грабеж, разбой и вымогательство, бандитизм.

Из методов изучения лиц, склонных к насилию, хищениям, легко мысленному и небрежному поведению, выделим:

1) анализ документов, прежде всего официальных - уголовных и личных дел, характеристик и т.п., а также личных - автобиографий, писем;

2) опросы: беседы, анкетирование, интервьюирование. При этом лучше всего себя зарекомен­ довало стандартизированное интервью, поскольку оно: а) обеспечи­вает непосредственный контакт исследователя с лицом, склонным к насилию, хищениям, легкомысленному и небрежному поведению обеспечивает получение объективной информации из субъективных источников; б) позволяет подвергнуть количественной, в том числе компьютерной, обработке полученные данные; в) в про­цессе такого взаимодействия возможно воздействие на исследуемого, поскольку в процессе работы между исследова­телем и исследуемым складываются доверительные отно­шения;

3) тестирование. Из методов тестирования приведем объективные (субъективные) тесты, зарекомендовавшие себя и использовавшиеся при исследовании насильственных, коры­стных, неосторожных преступников, например MMPJ, 16-факторный опросник Р. Кэттэлла и другие адаптирован­ные в России тесты, а также проективные, например фрустрационный тест С. Розенцвейга по установлению типа и направленности агрессии.

В США весьма эффективно для изучения осужденных условно, условно-досрочно освобождаемых и заключенных в местах лишения свободы применяется допрос «Классификационный контроль право­ нарушителя», представляющий собой батарею тестов и иных методов и содержащий 45 разделов, в результате чего выявляется пять типов преступников, в том числе два типа, склонных к насилию, один из которых - к обычному, а другой - направленному против уголов­ной юстиции и ее сотрудников. Выявленный как «склонный к наси­лию» ставится на соответствующий профилактиче­ский учет с последующим контролем за ним.

Из методов воздействия на лиц, склонных к насилию, вы­ делим:

1) систему приемов - типичных, отраженных в «Руководстве по работе с преступниками», и индивидуализированных - примени­ тельно к каждому исследуемому (изучаются в учебных заведениях системы МВД). Так, лица склонные к обычному насилию, обычно эмоционально не­устойчивы, агрессивны, эмоционально склонны к вспышкам гнева, ярости, чаще всего из-за объекта, не значимого для них, излишне переоцененного. Это вызывает акты насилия, ориентированные как на внешние объекты, так и на себя. Они неохотно признают свою вину, сохраняют негативизм по отношению к окру­жающим, поэтому у них часты конфликтные ситуации. В работе с ними необходимо ориентироваться на содержание и степень устойчивости его агрессивной мотивации, характера конфликтной ситуации, которые могут привести его непосредственно к насилию;

2) индивидуальный аутотренинг (AT). В качестве самой общей формулы, направленной на снятие агрессивности, в AT использует­ся фразы: «Всегда и везде я совершенно спокоен и хладнокровен. Я остаюсь всегда свободным и спокойным». Конкретизация формул цели зави­сит от причины агрессивности. Если человека раздражает внешнее принуждение или недовольство собой, ему принесут пользу формулы со словами «все равно», «безразлично», «равнодушен»;

3) помещение в реабилитационные центры представителей мар­гинальной среды - пьяниц, наркоманов, проституток, «бомжей»; лиц, не имеющих постоянного источника доходов, ранее судимых, лиц с отклонениями в психике;

4) дифференциацию и индивидуализацию наказания за совер­шенные бытовые преступления, если они небольшой или средней тяжести, с целью предупреждения более тяжкого преступления, а если они тяжкие и особо тяжкие, то с целью предупреждения любого рецидива;

5) привлечение к уголовной ответственности всякий раз при совершении насильственных, корыстных, неосторожных преступ­лений небольшой или средней тяжести - угрозы, причинение лег­кого и средней тяжести вреда здоровью, мелкие кражи, хулиганст­во и т.п.;

6) беседы с применением приемов убеждения, переубеждения и т.д.;

7) лечение психоневротических аномалий, алкоголизма, наркотизма, токсикомании, включая принудительное при опасных формах поведения;

8) оказание помощи как лицам, так и группам, оказавшимся в тяжелом материальном положении, неудовлетворительных жилищ­ных условиях, сложных напряженных социально-психологических отношениях друг с другом;

9) индивидуализированное воздействие на неблагоприятную, окружающую конкретную личность, склонную к насилию, хищениям, легкомысленному (рисковому) и небрежному поведению в бытовых группах, микросреду - лишение роди­тельских прав при обнаружении жестокого обращения со своими детьми; смена места работы, жительства и проч.

Вопрос № 2. Планирование и проведение профилактических мероприятий антикриминальной направленности в образовательном учреждении.

 

Выдвижение тезиса об общеобразовательном учреждении как одном из активных субъектов профилактики криминальных явлений в России связано с представлениями, что наиболее эффективным способом предупреждения преступности является создание системы профилактики применительно к основным сферам жизнедеятельности, а не формирование специализированных институтов. Для несовершеннолетних в возрасте от 6 - 17 лет такой сферой является школа.

В нашей стране уже много было высказано критики, что в сравнении со своим высоким профилактическим потенциалом, школа играет недостаточную роль в предупреждении преступности несовершеннолетних. Острие этой критики еще с советских времен связано с выдвижением тезиса о преимущественной ориентированности школы на интеллектуальное обучение учащихся в ущерб присущей ей также функции воспитания, которая в учебном процессе осуществляется не на должном уровне.

Так Прозументова Г.Н. в 80-е годы ХХ века писала о том, что анализ педагогической литературы показывает, что цели воспитания в практической деятельности школ крайне слабо структурированы и представляют собой набор, сумму равнозначных направлений всестороннего развития учащихся и сумму качеств личности. При таком определении цели воспитания многими педагогами понимались как «потребление» и «воспроизведение» передаваемого ими опыта узнавания достижений культуры, что в свою очередь предопределило конкретизацию цели воспитания к «воспитывающему обучению».

Поэтому содержание воспитания воспринималось как разносторонность знаний, а сам процесс воспитания и обучения - как динамика словесной передачи знаний. И как результат такого подхода - наличие большого числа школьников, которые могут готовить прекрасные выступления и сообщения на темы «дружбы», «любви», «альтруизма», но быть жестокими, эгоистичными, корыстными в межличностных отношениях и поведении.

В психологии давно замечено, что «чрезмерное увлечение вербальными методами в процессе нравственного воспитания тормозит развитие нравственных убеждений, приводит к расхождению между знаниями и проявлениями убеждений в поведении». И сегодня, как пишет педагог Беляева В.А., задача воспитания личности в ее целостности в рамках образовательного процесса в большей мере трактуется подменой высоких духовных ценностей бытия ценностями искусства и культуры, морализмом отношений.

Основной проблемой современного образования, а это имеет самое непосредственное отношение к профилактике преступности среди несовершеннолетних, является отсутствие целостного, систематического процесса, ориентированного на духовно-нравственное воспитание учащихся.

Отсутствие целостных философских основ социального воспитания сегодня не позволяет дать ответ на ключевой вопрос социальной педагогики: кого воспитывает современная система общего образования России:

1) либо делового человека рыночной экономики с утилитарным правосознанием;

2) либо гражданина России, патриота своей Родины;

3) либо личность с либерально-демократическими убеждениями;

4) либо просто культурного и образованного человека;

5) либо высоконравственную духовную личность с активным здоровым правосознанием;

6) либо человека по образу А. Маресьева («советский человек» - СССР) или О. Скорцени («истинный ариец» - III Рейх)?

Сегодня подход образовательной функции школы на практике приводит к тому, что вакуум социального воспитания заполняется параллельной не в полной мере правопослушной общественной жизнью детей и подростков.  

Беляева В.А. указывает, что современная учеба в школе формирует у учащегося противоречивую картину знаний, не формирует целостного мировосприятия, которое невозможно без системного подхода в отборе и конструировании знаний. «Так … уже в начальной школе в содержании естественных дисциплин сама постановка проблемы рассмотрения отличия человека от животных и акцентирование внимание на его биологической сущности оставляет за пределами внимания духовный мир человека и формирует у детей, таким образом, долговременную установку (образ) видения человека как биологического вида».


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.