День сегодняшний и день вчерашний — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

День сегодняшний и день вчерашний

2021-05-27 27
День сегодняшний и день вчерашний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

НС – Надежда Соловьева

ИТ – Игорь Тонких

 

АКТ. Занятие наше сегодня посвящено организации концертной и гастрольной деятельности. Одной из важнейших, если вообще не важнейшей теме во всем музыкальном бизнесе. И, как всегда, в качестве наглядных пособий я пригласил двух виднейших профессионалов. Вот они – № 1 и № 2: Надежда Юрьевна Соловьева, шеф фирмы «SAV Entertainment», и Игорь Тонких, шеф «Фили Промоушн». Перечислять их заслуги значит фактически перечислять все, что есть в мировой музыке.

Надиной первой работой был Элтон Джон, потом пошли Стинг, Дэвид Боуи, «Pet Shop Boys», Дайана Росс, Род Стюарт, Брайан Адаме, Паваротти… Дальше – больше: «Depeche Mode», «Scorpions», Пол Маккартни.

Игорь Тонких ведет работу более сфокусированно. Он ориентируется, в первую очередь, на современную рок‑музыку и альтернативную музыку. Основные имена – это Дэвид Берн, «The Smashing Punpkins», Ник Кейв и многие другие.

Прежде чем мы начнем общение с нашими «пособиями», я хочу сказать несколько вступительных фраз. Совершенно очевидно, что из всех видов музыкального бизнеса концерты и гастроли существуют дольше всех.

Раньше не было пластинок, не было радио, тем более телевидения. На дворе стоял если не первобытно‑общинный, то как минимум рабовладельческий строй, когда стали проводиться первые концерты. В Древней Греции, а до этого еще в Древнем Египте созданы были первые музыкальные инструменты. Там же создавались оркестры не для домашнего музицирования, а для публичных выступлений. Поначалу это имело в основном ритуально‑религиозный характер. Такого рода оркестры, с одной стороны, были профессиональными, а с другой стороны, не до конца. Поскольку состояли они из жрецов, из прихожан культовых заведений. То есть деньги за выступления они не получали.

Ситуация слегка улучшилась в Средние века, когда появились такие формы культурного досуга средневековых трудящихся, как массовые танцы, а также исполнение песен на ярмарках. На Руси это были скоморохи – такие веселые ребята, которые пели песни, устраивали театрализованные представления, после чего с шапкой или еще чем‑нибудь ходили по рядам. Фактически это были первые профессиональные музыканты. Их одаривали не только деньгами, но и яйцами, фруктами‑овощами – это были первые гонорары. Естественно, существовали профессиональные исполнители для аристократии. Они состояли на службе у королей, князей, графь‑ев. Это были настоящие оркестры, которые прославляли правителя, нацию. Многие из этих композиторов, такие как Бах, Гендель и другие, прекрасно известны до сих пор, но все они были «придворными хитмейкерами». За то, что композиторы сочиняли, а оркестры играли, им положено было жалованье. В России точно, я думаю, жалованья не было, а происходило все это за кормежку. Вплоть до 60‑х годов XIX века, поскольку большая часть придворных музыкантов были людьми крепостными.

В том же XIX веке фактически создана система «concert promotion» – «гастрольная система». Появились первые музыканты, которых можно сравнить с сегодняшними поп‑звездами. Они ездили по разным городам и странам, радовали людей своим мастерством и получали заработанные деньги. Речь идет о таких деятелях европейской культуры, как Никколо Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен. Это звезды того времени. У них уже были свои тур‑менеджеры, которые и организовывали гастроли, списывались по «голубиной почте» с Петербургом и Неаполем.

XX век. Абсолютно иные масштабы, абсолютно иной уровень. На сегодняшний день концертные агентства и фирмы грамзаписи являются оплотами музыкальной индустрии. Если говорить о России, то у нас с концертами дело обстоит еще лучше, чем где‑либо. Потому что на Западе фирмы грамзаписи очень мощные. У нас фирмы грамзаписи бедные, музыкальный паблишинг то ли существует, то ли нет. Зато организация концертов работает очень и очень эффективно. Основная причина в том, что концертную деятельность в нашей стране минует главный бич – пиратство. Подделать пластинку очень легко, подделать концерт невозможно. Выступление под фонограмму – это не подделка концерта. Вообще, это дело достаточно тонкое, и я всегда уходил в сторону от жарких битв по поводу «фанера – не фанера». У нас абсолютно уникальная страна, где были сделаны попытки проведения «пиратских» гастролей. Я имею в виду знаменитую практику Андрея Разина с группами «Ласковый май», «Мираж» и другими. Концертный бизнес у нас в стране процветает. Притом проблемы есть; может быть, их немного меньше, чем у фирм грамзаписи. Концертная деятельность подразделяется на несколько направлений:

– организация концертов (в концертных залах, на стадионах и т. д.);

– организация фестивалей (этот вид пока не очень развит в нашей стране);

– заброска артистов в клубы.

А теперь я хотел бы передать слово профессионалам, которые расскажут тонкости.

 

ПОСЛЕДНИЕ В ОЧЕРЕДИ»

 

АКТ. Надя и Игорь, согласны вы с тем, что промоутерская деятельность самая прибыльная в музыкальной индустрии?

НС. Я, например, совершенно не согласна. Шоу‑бизнес – это то, что дает людям зрелище, а за него платят деньги. Вот это – бизнес. Хоть дядя Вася будет стоять, руками махать – это тоже будет шоу‑бизнес. Мы сейчас говорим о музыкальной индустрии. Я и Игорь – мы представляем ту категорию людей, которые, как говорят у нас, «последние в очереди». Всегда. Промоутер – это человек, который «последний в очереди». Что это значит? Вот существует артист, у артиста есть менеджер, менеджер артиста получает проценты от гонораров артиста. Как правило, менеджер в артиста деньги вкладывает очень редко. Есть люди, которые называются скорее продюсерами, а не менеджерами, и они вкладывают в артиста деньги. Менеджер – это человек нанятый, он получает процент, хорошо работает – много денег получает, плохо работает – мало денег получает. Ты, Игорь, извини, я технологию раскрою, чтобы понятней был мой постулат. Дальше этот менеджер идет в фирму грамзаписи, если мы говорим о современном музыкальном бизнесе, когда наличие грамзаписывающей фирмы является обязательной атрибутикой. Без этого артист – не артист. Фирма грамзаписи начинает вкладывать деньги в артиста, в его раскрутку, покупает песни. Иногда деньги вкладывает сам артист, если он богатый. В результате всего этого титанического труда появляется некий продукт. Вот эта вот пластиночка, носитель, который продается. Есть, конечно, неудачи. Например, заплатил Робби Уильяме 30 миллионов долларов за выпуск альбома в Америке, а он не продается. Зато в Европе он продал, например, в 150 раз больше.

Сегодня фирмы грамзаписи – это крупные транснациональные корпорации, которые сопоставимы по финансовому объему с крупнейшими банками, а то и покруче будут. Такие как «Universal», «Sony Music» и т. п. Бизнес этот на очень высоком уровне.

Дальше существует такой институт… Он очень с многих точек зрения лишний, но в свое время его создали англичане, и он благополучно процветает. Существует только в Англии и в Америке. Это – институт агентств. Все мировые агентства сосредоточены на этих двух территориях. В Америке, как правило, агентство занимается не только музыкальными исполнителями, крупные агентства также владеют режиссерами, актерами, то есть у них много разных департаментов. Вот эти агентства – они вообще ходят в шоколаде, потому что агенты не вкладывают ни во что и никогда. Агенты находят вот таких бедных промоутеров, как мы, и от имени артиста предлагают им разные условия. Причем они всегда получают процент от того, что платит промоутер. Скажу больше: агентство выставляет своему клиенту, кроме процента, который они получают оттого, что платит промоутер, еще и по счетам, которые называются «over heads». В результате эти агентства разрослись сейчас в супермонстров, особенно американские. Сидят агенты, которые имеют европейские права, как правило.

И вот они, эти «последние в очереди» люди, промоутеры, которые всегда рискуют своими деньгами. Бизнес так устроен. То, что пишут ваши коллеги‑журналисты, мягко говоря, неверно. Я надеюсь, что новая генерация журналистов все‑таки больше будет разбираться в бизнесе, чем предыдущая. Все считают, что все это делается на какие‑то чужие мифические деньги каких‑то миллиардных спонсоров. Ничего этого не существует. Промоутер – это человек, который вкладывает свои деньги. Может быть, он их занял, может, из кармана достал, неважно. В конце концов, он рискует каждой копейкой этого концерта.

 

СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

 

Из чего доход состоит? Доход состоит из проданных билетов и, может быть, из денег спонсора.

Расходы: это гонорар артиста и все «over heads». Это реклама. На сегодняшний день на моих концертах реклама составляет 50% от расходной части, не считая гонорара. Меньше 80 тысяч на концерт не тратится. Это включает в себя телевидение, радио, печатную рекламу, газеты.

АКТ. 80 тысяч у. е. только на рекламу?

НС. Только на рекламу. Потому что без этого продать сегодня концерт артистов того уровня, которых я привожу, невозможно. Дальше идет аренда зала, гостиница, транспорт, переводчики, налоги, которые я заплатила, страховка. Страховка небольшую часть занимает, потому что, как правило, в договоре с артистом всегда записано, что в случае отмены концерта артист возвращает свой гонорар, а вот ту расходную часть, которую мы потратили до концерта (а что мы потратили: мы потратили на рекламу, может быть, на аренду зала), – это нам не вернут. Есть термин английский «consolation insurance». Это – страховка от отмены концерта. Страхуется та расходная часть, которая оплачивается до концерта. Она небольшая для нормальных артистов, у которых нет такой истории, как, например, у Уитни Хьюстон, которую вообще никто не хочет страховать. Потому что она отменяла свои концерты столько раз, что уже ни одна страховая компания не берется. Хотите на 200 000 застраховать, платите 150 000, мы застрахуем. Нонсенс. Потому что нормальный процент – два процента от страхуемой суммы. Если вы страхуете на 100 000, вы должны заплатить 2 000. Вот такая практика. И вот этот бедный промоутер, к чему я это все веду, он все это делает: рекламу, привозит артиста. Представьте, что если повезло, если все хорошо, он продал билеты, надо понимать, что концерт состоялся, прибыль есть. Я очень давно занимаюсь этим бизнесом, можно сказать, была у истоков его создания, конечно, были времена, когда мы какие‑то фантастические в процентном отношении зарабатывали деньги. Мы могли заработать пятьдесят процентов от гонорара артиста. Сейчас ничего этого уже давно нет. Нормальный доход промоутера – это три‑пять процентов от общего вала. Это очень небольшие деньги.

Как выживают в Европе промоутеры? Они больше пяти процентов не зарабатывают. Причем, там ситуация открытая – артист видит все расходы, все доходы. И, как правило, артист имеет: когда от доходов отняли расходы, осталась прибыль, например, 100 000 долларов. Нормальная договоренность со средним артистом – семьдесят пять процентов от прибыли имеет артист, а двадцать пять имеет промоутер. Это если средний артист. Если артист очень крутой, например, такие артисты, как «Rolling Stones», «U2» – у них договоренность девяносто на десять процентов, а то и девяносто пять на пять процентов. То есть промоутер имеет пять процентов от той прибыли, которая осталась. Как промоутеры выживают? Они выживают за счет того, что они делают в год не двадцать концертов, как мы, а двести.

Проблема промоутеров в нашей стране состоит вот в чем: я, наверно, больше всех делаю концертов. Все равно, если бы компания занималась только концертной деятельностью, она бы выжить все семнадцать лет, которые мы на рынке, не могла бы. Потому что, для того чтобы зарабатывать достаточное количество денег, чтобы делать большие концерты, у меня сейчас в компании работает двадцать человек. Мне нужно содержать компанию, платить за аренду, налоги и так далее. Наша компания – публичная, и поэтому у нас довольно открытая ситуация. Мы занимаемся и другими видами деятельности: корпоративным пиаром, – вот что приносит нам на самом деле основные деньги. Если бы я делала не двадцать' концертов, а хотя бы пятьдесят – это уже было бы на что‑то похоже. Это я отвечаю на вопрос, как процветает концертный бизнес. А маленькие компании, которые делают три‑пять концертов, они вообще еле‑еле выживают. Они вынуждены держать двух‑трех человек в штате максимум, ютиться в крошечных помещениях.

Суть моей тирады такова, что во всем шоу‑бизнесе концертный промоушн – это самый рискованный бизнес, потому что в случае неудачи ты можешь этими билетами обклеить у себя в туалете на даче стены. А это – деньги, живые. Вот ты клеишь и понимаешь, что это – живые деньги. Если фирма грамзаписи сегодня не продала пластинки, то у нее есть шанс продать их завтра, потому что у нее продукт остается. А у промоутера очень виртуальный бизнес. Если в назначенное время концерт не состоялся, то у промоутера уже нет ничего!

Как максимум, мы себя этим утешаем, мы зарабатываем себе репутацию. Потому что из всех видов шоу‑бизнеса это самый – модное выражение – гламурный. Потому что ты с артистом встречаешься, с ним ходишь на обеды. Всем кажется, что это такой сладкий бизнес, праздничный. Я вам могу сказать, как человек, который больше всех в нашей стране этим занимается, это бизнес очень бюрократический. Сегодня он совершенно поменялся, потому что это бизнес бухгалтеров и юристов. И только один или два раза за весь период, за три месяца до концерта ты заключил договор, три месяца занимаешься рутинной работой, и только два дня, один день ты в свете прожекторов. Все смотрят на полный зал, все в восторге, и думаешь: да, что‑то полезное ты сделал! Это если все хорошо с деньгами. А если с деньгами все плохо, то смотреть ни на кого не хочется.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.