Пресловутый формат: «амаретто», сапоги и немного политики — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Пресловутый формат: «амаретто», сапоги и немного политики

2021-05-27 80
Пресловутый формат: «амаретто», сапоги и немного политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

МК. В самом принципе формата, я считаю, ничего плохого нет. И кажется несправедливым отменять или перечеркивать принцип, потому что это как будто мы с водой и ребенка самого выплескиваем.

Что такое формат? Это меню. Это меню в любом ресторане, это целевая аудитория любой газеты, это подбор сотрудников, писателей, журналистов любого издания. Это сознательный выбор, который делает творческий коллектив, в какую сторону он решает пойти.

Чем это продиктовано? Если станция сама по себе живет безбедно и в ус не дует, потому что ее, например, финансирует государство, замечательно. Они могут выбирать любую дорогу, потому что не зависят оттого, выживут или нет, и сколько денег им принесет рекламодатель. Замечательная история, у нас тоже пара таких радиостанций есть. Они в основном на кнопках вещают, а в Соединенных Штатах есть целая система National Public Radio (NPR), которую финансирует государство и которая занимается исключительно просветительской деятельностью.

Если же вы не хотите зависеть от государства, и вас интересует более рискованное предприятие, тогда вам остается найти два‑три миллиона долларов или человека, который решает эти деньги инвестировать в радиостанцию.

Вы можете представить ему идею и если убедите, что эта идея может сработать, дальше все на вас. Вы вписались: «назвался груздем – полезай в кузов». Дальше вы в течение нескольких лет будете доказывать, правильна ваша идея или неправильна, и, соответственно, либо сильно попадете, потому что люди, которые в пустоту выбросили два‑три миллиона долларов, особенно когда у них портится настроение, – не самые приятные собеседники. Либо наоборот. С чистой совестью вы можете прийти и сказать: «Вот что мы обещали. Вот что у нас в результате получилось».

Приведу один простой пример: может быть, у кого‑нибудь в памяти сохранилось, или, может быть, родители кому‑нибудь рассказывали, что в последнем десятилетии прошлого века, когда страна только‑только делала робкие шаги по столь безвременно закончившемуся пути капитализма, были коммерческие ларьки. И в этих коммерческих ларьках можно было купить все что угодно – от сапог до ликера «Амаретто». Там можно было купить обувь, одежду, видеокассеты, значки, курточку, виноград и, например, томик любимого поэта. Все в одном ларьке. Другое дело, что выбор каждого из изделий был ничтожный, потому что еще пока ничего не было в стране особенного. И все эти ларьки процветали, продавая узкий набор, страна не знала никакого другого ликера, кроме «Амаретто», никаких других джинсов, кроме «Levis». Тем не менее, это все покупали, и коммерческие ларьки делали хороший бизнес.

Почему же так получилось, что сейчас этих ларьков нет? Почему же так получилось, что сейчас в одном ларьке только сапоги, в другом ларьке только видеокассеты, в третьем магазине только аксессуары? Потому что каждый из этих людей определился и решил идти в одном направлении, удовлетворяя определенную потребность своих покупателей. То же происходит и в радиовещании. Из мира станций широкоформатных, которые играют все что угодно, мы перешли в мир, в котором есть станции, играющие определенный стиль музыки.

И само по себе, как я считаю, это замечательно! Потому что если бы этого не произошло (и в этом моя точка зрения абсолютно расходится с точкой зрения Артема), то музыке было бы только хуже, потому что, к сожаленью, уровень музыкального вкуса и музыкального образования людей, которые пришли в радиовещание, никоим образом не вырос, потому что нет таких специальных институтов и общей культуры, она развивается в стране крайне медленно. А объем песен, которые они бы играли, тоже не менялся бы. То есть все бы играли всё. Станции были бы практически неотличимы друг от друга.

Во всем мире существует и растет колоссальное количество разных жанров. И само по себе это форматирование, на мой взгляд, стимулирует творческую мысль и дает возможность самым некоммерческим жанрам и некоммерческим произведениям дойти до потенциального потребителя. Потому что в тот момент, когда все варианты поп‑музыки, все варианты рок‑музыки, все варианты поп‑рок‑музыки уже заняты, тебе все равно нужно попытаться что‑то сделать, и ты хочешь при этом выжить и заработать денег – ив этом желании нет ничего плохого. Плохое наступает тогда, когда это – единственное, что ты хочешь, и хочешь сделать любой ценой, и тебе наплевать на принципы, на какие‑то эстетические рамки. Вот это – проблема. В самом желании заработать денег никакой, я считаю, проблемы нет.

Категорично изворачиваться, придумывать станцию, которая играет что‑то, чего во всем этом поле нельзя встретить, вот это – достойно. Вот тогда возникает станция, которая играет фольклорную музыку, этническую. Станция, которая играет джазовую музыку или классическую, оперную, или станция, на которой вообще нет формата. Это и есть их основная фишка, которую они водружают на щит. Я приведу пример: когда мы запускали «Ультру», мы проделали ряд социологических опросов, и одним из вопросов был: «Как вы считаете, может работать станция без диджеев вообще, чтобы там играла только музыка?» Ответ однозначен – категорически нет. Как же так, радио без диджеев, вы что, с ума сошли? А как вообще слушать такое вот, безликое, бездушное. Прошел год, мы провели точно такой же опрос, и ответ был: «Вы что, сума сошли, никаких диджеев нельзя, вы что, испортите станцию. Ни в коем случае! Вот так и надо, никаких диджеев не нужно». Просто потому, что мы посмотрели на все станции диапазона, и оказалось, что девять из десяти работают с диджеями и девять из десяти диджеев работают абсолютно одинаково. Вот так вот весело, зомбированно, с устоявшимся принципом, заданным «Европой Плюс» еще в 90‑м году, когда основная задача – «была такая‑то песня, которая вот так‑то называлась, сейчас пойдет песня, которая вот так вот называется». Надо каким‑то немыслимым способом это связать. «Это была группа „Любэ“ на волнах „Европы Плюс“. Конечно, каждому из нас приходится пережить такой момент, когда рядом находится человек, говорящий тебе: „Давай, давай, сделай это!“ Порой это женщина. А может быть она в этот момент одета в красное. Крис де Бург. „Lady in Red“».

Бурный смех. Аплодисменты.

МК. Мы давали рамки своим диджеям и говорили: «Это просто нельзя делать». Никак. То есть на «Нашем Радио», могу зуб дать, ни одной песни, которая каким‑то образом с другой не соединяется, вообще нет. Понятно было, что необходимо то, что называется по‑английски «to be different», «попробуй отличаться». Мы попробовали отличаться тем, что у нас нет диджеев, в результате это оказалось правильно. Другое дело, что здесь опять мы сталкиваемся с реальностью. И она заключается в том, что, к сожалению, вот этот тяжелый разрыв между нами и всем остальным мировым музыкальным сообществом преодолеть очень тяжело. И, увы, это связано даже с экономическими факторами.

Почему, например, мы наблюдаем одну за другой попытки сделать джазовую станцию или классическую станцию, которые проваливаются и исчезают из эфира? Что, у нас нет достаточного количества людей, которые любят эту музыку? Есть. Только для того, чтобы джазовая станция пользовалась успехом, нужно два фактора. Первое: нужно, чтобы было достаточное количество образованных людей. Понятно, что влюбленность в джаз напрямую связана с уровнем образования. И второй фактор: эти люди должны быть достаточно богаты, чтобы представлять интерес для рекламодателей, которые, понимая, на кого направлено «Радио Джаз», заинтересованы были бы, чтоб на них потратить деньги, чтобы они пришли в эти магазины, сели за руль этих автомобилей, и т. д. и т. п. У нас же какой парадокс? У нас, как правило, к сожалению, богатые люди патологически необразованные образованные люди, к сожалению, явно не богаты. И этот разрыв пока не сомкнулся. Но, во всяком случае, очевидно, что как только можно будет выявить группу людей, которые влюблены в джаз и зависли на этой волне, слушают ее регулярно, их можно там достать и разместить рекламное сообщение. Тогда и у нас появятся джазовые станции.

И чтобы подытожить этот краткий спич и перейти, если позволит ведущий курса, к вашим вопросам, я хочу сказать только одно: что, опять‑таки, в конечном счете, дальнейшее – это вопрос вашего выбора.

Если вы в принципе считаете для себя возможным зарабатывать на жизнь, сооружая станцию типа «Русского Радио» или «Радио Шансон», то флаг вам в руки. Живите безбедно и найдите, что ответить внукам, когда вы будете вязать носки, сидя у камина, а они придут и спросят о том, какую музыку вы слушали. «Внучок, был такой Трофим, ты не представляешь себе, как это было здорово».

Если же ваши собственные принципы не позволяют вам идти в этом направлении, то будьте готовы к тому, что на первых местах ваша радиостанция не будет и вы будете писать в газеты, которые не пользуются в этой стране массовой популярностью, вы будете делать такие репортажи, которые вряд ли выйдут в эфир по центральным каналам, потому что, увы, как говорил один человек, которого я могу назвать своим учителем, каждый раз, когда ты наблюдаешь за людьми из‑за стекла и смотришь, как они реально говорят и что они реально из себя представляют, понимаешь, что средний человек всегда ниже среднего.

Это ужасно, потому что мы привыкаем судить о мире по собственному окружению, не понимая, что уже само по себе нахождение в этом городе, в этой аудитории, в данном месте, делает нас всех уже нетипичными для этой страны, избранными не по качеству, породе или чему‑то еще. Но вы по себе судить никогда эту страну уже не сможете. И ни в коем случае не поддавайтесь, если не хотите окончить свою жизнь плачевно и в бедности, тому, что говорят вот эти пять человек, которые убеждены, что они, в общем‑то, и есть типичные представители. Как замечательно написал Андрей Макаревич в своей книжке «Сам овца», вокруг любого творческого человека моментально скапливается круг обожателей, которые его начинают хвалить и обожествлять. Сквозь этот круг обожателей очень тяжело рассмотреть, что там дальше. Для этого нужно приподняться на цыпочки и посмотреть, сколько их там на самом деле, вот эти вот пять, или там до горизонта, может быть, простирается. И это, увы, к сожаленью, хоронит очень многих творческих людей и хоронит начинания великих масштабов. Поэтому: дальше «каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку». Вопросы, пожалуйста.

АКТ. Я скажу сразу, что на вопросы мы по традиции отвечаем в конце. Мы еще поговорим. Отличную речугу произнес Михаил, она была очень убедительной, сбалансированной. На самом деле она представляет собой умный, цивилизованный взгляд на современную музыкальную радиоситуацию. Это было очень правильно и очень полезно.

Однако есть некоторое пункты, вызывающие сильные сомнения. Особенно углубляться в это я не стану; скажу буквально несколько слов.

Первое: то, что формат сам по себе – универсально непроходимо плохо, в общем‑то, такого я не говорил. Плохо то, что за пределами этого формата практически ничего нет. У нас, по крайней мере. Я абсолютно не против того, чтобы была станция, посвященная русскому року, станция, посвященная джазу, станция, посвященная тому, сему, чтобы они все были сфокусированы на совершенно определенные группы поклонников того или иного стиля и жанра. Плохо то, что имеется огромное количество всевозможной музыки, которая не попадает ни в один существующий формат. Причем этой музыки гораздо больше, чем той, которая во все вместе взятые форматы попадает. Миша сказал о радиостанции, которая передавала бы фольклорную музыку. У нас нет такой радиостанции. У нас есть только «Радио Тройка», но это – без комментариев. У нас нет ни одной станции, которая передавала бы электронную музыку. У нас нет хип‑хоп станции. У нас нет станции, которая передавала бы с нормальным качеством современную академическую музыку, не считая нафталинных госстанций. На радиостанции, которую вы точно не слушаете, под названием «Радио Арсенал», у нас по субботам и воскресеньям имеется некоторое количество музыкальных передач, которые, при всем том, что их всего там штук двенадцать по паре часов, покрывают гораздо большее музыкальное поле, чем все двадцать пять, или сколько там их, музыкальных радиостанций, находящихся в городе Москве. Потому что там есть и попса, и рок, и джаз, и электроника, имеется фольклор, всевозможная архивная музыка, имеются русские романсы, имеется музыка барокко. Это первое. Я не ставлю под сомнение сам принцип формата. Я просто говорю о том, что в реальной жизни получается так: формат этот – он такой очень маленький зонтик, а не большой красивый шатер, под которым можно вольно гулять.

Второй – это более спорный и, я уверен, болезненный вопрос, так что его я определенно углублять не стану – это то, что даже в рамках одного объявленного формата, скажем «русский рок» или «западный рок», оказывается огромное количество музыкантов, которые вполне русские и по паспорту, и по языку, и по матерным выражениям, но в этот формат все равно не попадают. При том, что это – русские рокеры, при том, что они тоже что‑то поют, сочиняют и проч., и проч. Мы с Мишей на эту тему в свое время неоднократно говорили, если помните программу… какая была программа‑то? Да, называлась «Земля – Воздух». И там постоянно возникал вопрос о том, что приглашались, в общем‑то, известные, и часто совсем не бесталанные музыканты, и вся эта программа крутилась вокруг одного – почему мы не попадаем в формат ни одной из радиостанций.

Там были мои приятели‑музыканты, которые уж вроде бы известны, уж вроде бы имеют какой‑нибудь fan base, то есть группу поклонников, и т. д. Тем не менее, всевозможные радиостанции их футболили. «Вы знаете, для рока это слишком попсово, а для попсы слишком роково». Или еще что‑нибудь такое. Уже внутри каждого формата имеются довольно странные ограничения. Таких проблем довольно много.

О ротации я вообще говорить не буду, поскольку это, с одной стороны, вещь тоскливая, с другой стороны – бесспорная.

Я хотел бы еще поспорить, хотя, в общем‑то, это не предмет спора, о джазовых или классических радиостанциях. Происходит очень странная история: у нас имеется большое количество глянцевых журналов, которые дорого стоят, которые ведут речь обо всяких там изысканных вещицах, в которых вы никогда не увидите, скажем, группу «Виа Гра», «Любэ» или что‑нибудь такое. Обязательно там будет Ник Кейв, или «Gotan Project», или что‑нибудь в таком духе, – и все эти журналы просто распирает от рекламы.

Второй пример: проходят у нас всякие престижные концерты: скажем, совсем недавно в КЗ «Россия» был фестиваль, который спонсировали сигареты «Parlament». Собрались такие гипер‑величины в мире джаза: Джордж Дюк, Стенли Кларк, Гато Барбьери, Эл Жарро… Такого фестиваля еще не было в Москве, все было очень круто. Мало того, что «Parliament» это дело спонсировал, там был аншлаг! Приходили люди, у них находились деньги – а билеты стоили наверняка очень дорого. Я абсолютно уверен в том, что у нас могут существовать безбедно радиостанции, которые крутят джаз, которые крутят классическую музыку, которые крутят всякие модные электронные easy listening и прочую музыку для взрослых и образованных. И проблема тут не в том, что слушают их люди немногочисленные или слишком бедные. На самом деле как раз аудитория этих станций, я уверен, значительно богаче, чем аудитория, скажем, слушателей «Нашего Радио». Я помню, когда у нас были станции типа радио «Престиж», тогда вот какого буржуйчика русского не спроси: «А что за радио ты слушаешь?», все говорят: «„Радио Престиж“, Кении Джи. Ну вообще, я тащусь». На самом деле, заходишь в какие‑то бутики, холлы гостиниц – повсюду играет «Радио Престиж». Тем не менее «Радио Престиж», впоследствии «Радио НСС», обанкротилось, наверняка обанкротится и «Радио Джаз». Все они закончили очень быстро и бесславно. Я считаю, что это, на самом деле, не проблема концепции. Это проблема косности и идиотизма: а) служб продажи этих радиостанций; б) наших рекламных агентств.

Никакой логики в том, что происходит, я не вижу. Полагаю, что привел вам достаточно убедительный пример.

 

НАШЕ» БУДУЩЕЕ

 

АКТ. А сейчас я хотел бы, чтобы наше с вами заседание все‑таки получило более целенаправленно‑образовательный, информационно‑просветительский характер. И я хотел бы Матвею и Мише задать вопрос вот о чем: естественно, что за последние двадцать лет музыкальное радиовещание мутировало в каком‑то направлении. Есть ли у вас соображения по поводу того, в какую сторону движется вообще вся история с музыкальным радиовещанием? Больше формата, меньше формата? Есть ли вообще какие‑то векторы, которые сегодня заметны и могут определить будущее музыкального радио в обозримой перспективе?

МА. Конечно, изменения есть. Нельзя вообще рассматривать радио в отрыве от всей жизни, развития цивилизации и всяких экономических и социальных явлений. Дело в том, что форматирование и сужение целевой аудитории каждой радиостанции связано с тем, Миша правильно сказал, что каждый хочет найти особенное, новое. Если я хочу создать нечто новое, это неважно, что я создаю: новый автомобиль или новую радиостанцию, – я хочу поймать тот вектор, тот сегмент рынка, которого ни у кого не было. Или скомпилировать что‑то из других таким образом, чтобы у меня получилось нечто, отличающееся от других. И даже если мы возьмем в нашем, российском варианте музыкального вещания пример, то мы видим, что «Love Радио» отличается по вещанию, ну немножко, но отличается от «Европы Плюс». Почему? Потому что, когда программировалась эта радиостанция, рассматривался еще и критерий полового признака. «Love Радио» больше смещено в сторону женщин. Они четко знают, что им надо захватить.

МК. Хороший формат.

МА. Им надо схватить эту часть аудитории, поэтому рекламодатели там тоже соответствующие. Если мы возьмем, к примеру, «Радио Максимум», когда там работал Михаил, или «Радио Максимум» сегодняшнего дня – это практически тоже разные радиостанции, хотя, казалось бы, форматирование не очень изменилось, во всяком случае, не декларировалось. У нас, к великому сожалению, в области рок‑музыки практически Миша вне конкуренции. Потому что, если кто‑то хотел создать еще одну рок‑станцию (я здесь не согласен с Артемом), то существует огромное количество музыкантов, которые не востребованы или хотят, чтобы их прокрутили радиостанции, нельзя отсекать понятие профессионального уровня. Количество shit которое приносится на радиостанцию, вы себе не можете представить. И выбрать что‑либо очень сложно, потому что программный директор очень заинтересован поставить что‑нибудь в своем формате, но хорошее. Нет, это огромная проблема, об этом не надо забывать. У нас, к великому сожалению, общий профессиональный музыкальный уровень очень низкий, поэтому жалкие подражания тому, что сделано, условно говоря, на Западе, не терпят никакой критики. Я вижу, какая в конце дня лежит стопка дисков, я их тоже прослушиваю, даю какие‑то рекомендации – ну нечего, нечего слушать! Может быть, что‑то такое с натяжкой давайте поставим. Потому что свежий материал все равно нужен. Особенно, если какая‑нибудь радиостанция декларирует: «Мы ставим все новое. Мы не боимся нового».

И очень важный момент, особенно для нашей страны, где телевидение делает вообще все, из идиота могут сделать бога или наоборот, и здесь это форматирование музыкальное очень заметно. Я ориентируюсь всегда на молодежь, работаю с молодыми людьми. То, что происходит на телевидении, даже в поп‑музыке, они все это называют «зверинец». Почему? Потому что вы, когда включаете телевизор, каждую субботу, воскресенье, каждый день, вы видите одних и тех же актеров, назовем их артистами, которые перемещаются из программы в программу. К ним еще добавить «Аншлаг», посадить все это в один большой поезд и отправить куда‑то, чтобы это уехало в сторону, развивать какую‑нибудь монгольскую цивилизацию. Я противник всего этого, потому что ничего свежего не происходит.

Берем, кто у нас популярнее, Валерий Леонтьев – это совершенно другой тип исполнителя. Почему его пример сейчас приведу: практически ни одну песню, которую он принес на радио, невозможно поставить в эфир. Я говорю сейчас о «Хит FM», «Европа Плюс», хотя, казалось бы, это поп‑музыка. Он не крутится, потому что он – специфический актер, у него своя аудитория. Тем не менее его это не очень волнует.

Вот этого вообще нет на Западе. На Западе, если ты не интересен журналистам, большой массе людей, которые занимаются пиаром, у тебя нет шансов заработать деньги. У нас люди здесь плывут, потому что они свой пиар и свою раскрутку сделали лет двадцать назад. Потому что кроме них никого не видно было по телевизору. Потому что им зрителей для того, чтобы зарабатывать дальше деньги, хватает. И в этом смысле получается, что телевидение рулит. Когда Миша занимался «Нашествием», я со стороны смотрел на развитие радио, всего остального, это очень поддерживал шестой канал, который был тогда свежим, прогрессивным и т. д. И рейтинг, и отношение к рок‑музыке и музыкантам. В том числе сразу же цепляются журналисты: «Ага, мы вас увидели по телевидению, мы вас услышали по радио. Давай мы вас сфотографируем». Завтра появляется журнал, и пошло‑поехало. Пошла цепная реакция. А когда сегодня по телевизору показывают одно и то же, я имею в виду то, что мы называем «попсой», и вообще нет музыкально‑просветительских передач типа «Программа А». Что‑то было такое, где можно увидеть то, что немножко выпадает, то, что для умных людей, которые хотят знать, что есть что‑то другое, кроме Киркорова. Вот этого, к сожаленью, нет. Я хочу сказать, что радио, особенно в России, очень привязано к тому, кого тащит и пропагандирует телевидение.

АКТ. А телевидение у нас на следующем занятии будет.

MA. OK, I'm sorry. О том, что связано с радио, вот это очень важно – кто давит, какой формат продавливает, и кому принадлежат холдинги, в конце концов. Потому что есть «Русское Радио», и при «Русском Радио» есть «Золотой Граммофон» или «Граммофон Рекордз». Ну кого они будут крутить? Конечно, они будут крутить тех, на чьих пластинках они завтра должны заработать деньги. То же самое с «Love Радио» и т. д. Но это уже холдинги, это другая история.

АКТ. Спасибо. Так, Миш, тенденции.

МК. Вообще, самый интересный вопрос, касающийся радио в мире, сегодня такой. В Соединенных Штатах запущено два фантастических проекта. Это проекты цифрового, встроенного в автомобиль вещания. То есть ты покупаешь автомобиль, в котором существует аппарат для приема спутникового сигнала от семидесяти различных вариантов формата. Тебе не нужен FM‑приемник, ты просто выбираешь из этих семидесяти тот стиль, который тебе интересен, пять стилей, десять, программируешь себе на боксе, встроенном в автомобиль и, собственно говоря, все. Это в любой точке страны на территории Соединенных Штатов со спутника ловится. Самый главный вопрос сегодняшнего дня радио – что победит? Если вот такой вот digital audio box, который встраивается в автомобили, то, соответственно, это будет конец FM‑вещанию.

Обратите внимание, наша страна пошла по европейскому пути. Так получилось, что первыми в этот бизнес пришли французы, которые сделали «Европу Плюс», которые сделали «Ностальжи». А в Европе есть в разных странах сеть «Европа Плюс», в разных странах сеть «NRG». В Америке не так. В Америке каждый город – это локальная станция, и там существуют только такие похожие друг на друга форматы. Изредка пересекаются названия. Но это абсолютно нетипично, что станция покрывает все восточное побережье спутниковым сигналом. Так что победит? Вот это местное вещание, станция в твоем городе, которая рассказывает тебе о том, что здесь и сейчас происходит и играет здесь и сейчас твою любимую музыку? Или вот такой вот универсальный, огромный спутниковый поток, покрывающий всю страну и дающий тебе самый разнообразный выбор, да, но это все у тебя встроено в автомобиль? Понятно, что компании, запустившие этот проект, заключили соглашение с производителями автомобилей, то есть отныне там во всех «Фордах» будет встроена одна система, во всех «General Motors» другая система, и т. д. Это удивительный момент в истории радио, и чем это закончится, никто не знает. Пока прогнозы относительно этих двух спутниковых проектов скептические. Скепсис выражают люди, которые занимаются FM‑радиовещанием.

Что же касается нашей страны, то тут есть два варианта развития событий.

Первый вариант, становящийся с каждым днем все менее вероятным, это цивилизованное развитие, коммерческое, в самом лучшем смысле этого слова, развитие радио, когда от конкуренции выигрывает потребитель. Форматов станет больше, они будут становиться разнообразнее, спектр музыки будет расширяться, все больше и больше людей будут находить именно то, что им нравится: вот мое радио, я его слушаю. Это – нормальный, цивилизованный способ развития.

Другой вариант, опять‑таки резко ставший более вероятным, связан с тем, что один из ключевых вопросов, который будет рассматриваться в отношении культуры в этой стране, – вопрос квотирования, который неоднократно уже поднимался. Это значит, что наверняка в числе депутатов и в правительстве появится большое количество сторонников того, что для развития национальной культуры нужно поставить планку, ниже которой количество национального продукта не будет опускаться. Волевым усилием определят, что семьдесят процентов фильмов, которые идут в кинотеатрах, должны быть отечественного производства. А западных фильмов не больше тридцати процентов. Соответственно, на радио мы, может быть, каждый час будем слушать гимн страны и, воодушевленные патриотическим позывом, наслаждаться шедеврами Леонида Агутина и группой «Отпетые мошенники» или Константином Кинчевым на фоне крейсера, развевающегося флага, рассказывающего нам, что «в наших жилах течет небо славян, но нас душит со всех сторон орда инородцев». Это самая популярная тема, и, судя по выборам, самая клевая фишка сейчас в стране, поэтому я, увы, в этом отношении настроен скептически. Количество вот таких вот отрыжек будет возрастать, а количество произведений талантливых, сделанных не по заказу, сделанных творческими людьми, которые достойны того, чтобы быть услышанными, будет неминуемо сокращаться. Уж извините, что сделал такой мрачный прогноз.

АКТ. Спасибо, Миша. Значит, по поводу квотирования. Это на самом деле интересная тема. Как ни странно, я придерживаюсь чуть более оптимистической точки зрения, чем Михаил. Дело в том, что возможны два варианта: или квотирование будет осуществляться по принципу того, что называется double standard, то есть двойная бухгалтерия, или его не будет вообще.

Почему так? Потому что если начнется всякое антииностранное квотирование в наших средствах массовой информации, в частности в электронных, это будет означать одну вещь – немедленное банкротство всех телеканалов, включая телеканал «Россия», принадлежащий государству, ОРТ, в смысле Первый канал, принадлежащий государству, НТВ – «Газпром», ТВЦ – Юрий Михайлович. И дело в том, что телевидение в отличие от радио – это очень большие деньги, это серьезная заинтересованность государства. И сделать так, что радио будут квотировать, а телевидение – нет, ну это будет просто явная подтасовка. Это некрасиво.

А куда наше телевидение без голливудского всего дерьма, без сериалов бразильских каких‑нибудь там и прочего фаст‑фуда для глаз? Чтоб крутить «Кавказскую пленницу» просто в режиме безумной ротации, every day, это – невозможно. Так что я не думаю, честно говоря. Понятно, что наши депутаты – идиоты. Но отдельные соображающие люди появляются. Так что когда это все будет обсуждаться, вопрос о телевидении, естественно, встанет. Несмотря на весь культурно‑шовинистический угар, я думаю, они допрут до того, что квотирование, в общем‑то, подрубит кучу сучьев, на которых сидят и они сами, и в том числе их собственная пропаганда. Так что вопрос непростой.

 

БИРЖА ТРУДА

 

АКТ. Еще один вопрос к Матвею и Мише. Я хотел бы совсем под занавес перевести наш разговор в абсолютно практическую плоскость. Перед вами сидят сто с лишним человек, студенты журфака МГУ. Есть ли для этих людей место на музыкальных радиостанциях или нет?

МК. Рабочие места?

АКТ. Рабочие места. Скоро все эти симпатичные девчонки и мальчишки начнут искать себе место работы. Есть ли смысл идти им в наше негосударственное музыкальное радиовещание, или единственное, что им светит, это «Маяк‑24» или «Радио России»? Абсолютно конкретный вопрос, на который на самом деле можно ответить «да» или «нет».

МА. Я могу сказать про наше радио (не «Наше Радио»). У нас действительно есть система. Дело в том, что свежие мозги всегда нужны. У нас есть система стажеров, когда мы берем молодых ребят‑журналистов, у них есть испытательный срок, месяц‑два, у них есть шанс себя проявить. Конечно, радиостанции стараются брать, переманивать, перекупать уже готовых, состоявшихся. Но готовые, состоявшиеся дорого стоят. Поэтому есть шанс у молодых, талантливых себя показать и, как говорится, продать.

АКТ. Что они могут делать на «Хит FM»?

МА. Они могут быть диджеями, они могут быть журналистами блока новостей, они могут быть журналистами музыкальными, они могут заниматься пиаром и т. д. Есть разные вещи. На музыкальной радиостанции есть что делать.

МК. Если кратко ответить, я не думаю, что есть радиостанция, которая откажет вам, когда вы придете и скажете, что вы пять дней в неделю готовы в вечерние часы посвятить ей четыре часа бесплатно. Такой станции нет.

Вы приходите и говорите: «Я готов работать четыре часа каждый день с 8 до 12, или там выбирайте по своему графику. Я готов делать ту работу, которую нужно». И, как правило, это будет работа телефониста. Или корреспондента, если вас обучат минимальным навыкам, и вы будете бегать, высунув язык на плечо, и делать это абсолютно безвозмездно. Я считаю, что только так и надо начинать. И если следующим шагом вашим будет то, что вы прислушаетесь к эфиру, поймете особенности и сделаете свой репортаж, напишете свой текст, не будет главного редактора, который не посмотрит из принципа, из‑за того, что вы начинающий, и если это будет талантливо написано, не выкинет это в корзину. Если это будет талантливо, то с этого все и начнется. Поэтому я верю абсолютно точно в то, что, начиная с самого простого, талантливый человек все равно пробьет себе дорогу.

Мы каждый год пропускаем через станцию, в общей сложности, больше сотни людей, которые приходят к нам или на короткий период, или на длинный, или уходят, или остаются. Не думаю, что за последние годы я принял на работу больше одного или двух людей специально, по рекомендации или по совету, или из‑за того, что это было нужно. Но все они пришли со стороны, с улицы, и, в общем, я уверен, что все в ваших руках, абсолютно.

АКТ. Ну что, ребята с улицы? На самом деле очень приятно, что есть шанс, и, честно говоря, я не ожидал такого конструктивного ответа. Сейчас у нас на музыкальных радиостанциях спрос на слова и тексты минимален. Хорошо, что это не так, мы уже проехали все временные рамки. Давайте, если есть какие‑то вопросы, на которые Матвей и Миша хотели бы ответить, то вперед.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.