Глава 19. Окончание гимназии — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 19. Окончание гимназии

2021-05-27 28
Глава 19. Окончание гимназии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 … снова приехали мейнингенцы… — Имеются в виду спектакли немецкого Мейнингенского театра, основанного в г. Мейнингене, столице Саксен-Мейнингенского герцогства. В 1866 г. его главным режиссером становится Л. Кронек, под руководством которого театр в 1884 – 1890 гг. гастролировал в европейских странах, дважды (в 1885 и 1890 гг.) посетив Петербург. Основными для театра были пьесы классического репертуара — Шиллера («Разбойники», «Мария Стюарт», «Дон Карлос», «Лагерь Валленштейна», «Пикколомини», «Смерть Валленштейна», «Вильгельм Телль» и др.), Шекспира («Гамлет», «Укрощение строптивой», «Юлий Цезарь» и др.). Ставились также пьесы Гете, Мольера, Грильпарцера и др. Важнейшее значение придавалось художественной цельности в исполнении режиссерского замысла, достигаемой тщательной слаженностью всех элементов спектакля. О гастролях 1885 г. см. I, с. 553.

{649} Глава 20. Путешествие по Германии

1 Обераммергау — баварское селение, где начиная с 1634 г., по обету, данному местными жителями, раз в десять лет разыгрывалась мистерия «Страстей господних». Наиболее ранний текст относится к 1662 г., новейшая обработка текста и музыки принадлежит А. Дайзенбергу и Ф. Фельдингу (1890). В период, описываемый А. Н. Бенуа, мистерия исполнялась в специальном театре, вмещавшем около четырех тысяч зрителей, в игре участвовали более сотни жителей деревни, выступавших в качестве актеров, певцов и статистов. Вместе с тем уже в эти годы зрелище начинало принимать характер представления для туристов, собиравшего множество приезжих со всех концов Германии и иностранцев.

2 … замок Лихтенштейн (манивший меня благодаря роману Гауфа)… — Имеется в виду роман «Лихтенштейн», появившийся в 1826 г.

3 … трехэтажного особняка, построенного у самых «Пропилеи»… — «Пропилеи» — триумфальные ворота с классическим портиком и двумя фланкирующими башнями, сооруженные в 1846 – 1860 гг. архитектором Л. Кленце (1784 – 1864).

4 … я не знаю, что вообще сталось с моими коллекциями, картинами, книгами… — В 1923 и 1924 гг. А. Н. Бенуа, в то время заведовавший картинной галереей Эрмитажа, дважды направлялся в командировки во Францию и Германию для ознакомления с новейшими достижениями музейного дела и искусства, проведя за границей в общей сложности более двух лет. В октябре 1926 г. А. Н. Бенуа вновь был командирован, но на этот раз за свой счет для устройства своей персональной выставки во Франции. Из этой поездки А. Н. Бенуа не возвратился, однако должность заведующего картинной галереей оставалась за ним вплоть до 17 октября 1930 г. (См.: личное дело А. Н. Бенуа в архиве Гос. Эрмитажа). Все эти годы в квартире А. Н. Бенуа сохранялись его библиотека, архив и огромное количество художественных произведений, фотографий и репродукций. В 1932 – 1933 гг. все эти ценности — среди них более 50 работ маслом, около пяти с половиной тысяч (23 папки) рисунков, акварелей и гуашей, около 40 связок с рукописями, более 270 папок с репродукциями и т. п. были переданы в Русский музей, где находятся и поныне. Репродукции с произведений иностранных мастеров переданы в музей Академии художеств, подлинные вещи — в Гос. Эрмитаж.

Книга третья

Глава 1. «Роман жизни»

1 Избирательные сродства. — Wahlverwandschaften — устаревший научный термин, ставший популярным в немецком языке после появления в 1809 г. одноименного романа И. В. Гете. На русский язык название романа переводилось вначале как «Сродство душ» (Гете. Собр. соч. в переводе русских писателей под ред. Гербеля, т. 8. СПб., 1879), а затем как «Избирательное сродство» (Собр. соч. в переводе русских писателей. Изд. 2‑е, т. 5, СПб., 1893; Собр. соч. в 13 т. Юбилейное издание, т. 6. М.‑Л., 1934).

2 … прелесть знаменитых любовных историй, начиная… с «Дафниса и Хлои». — Имеется в виду античная пастушеская повесть (роман-идиллия) «Дафнис и Хлоя», написанная на греческом языке, приписываемая легендарному автору Лонгу и датируемая предположительно II в. нашей эры.

3 Флик и Флок. — «Flick und Flock Abenteuer» («Приключения Флика и Флока») — комедийный балет, впервые поставленный Полем Тальони в 1858 г. на сцене Берлинского оперного театра, прижился затем на сценах многих европейских театров и на домашних сценах, став популярным любительским спектаклем.

{650} 4 … автор либретто оперы «Фрейшютц»… — Либретто оперы «Фрейшютц» («Вольный стрелок», 1820, музыка К. М. Вебера, 1786 – 1826, название оперы переводилось в XIX в. и как «Волшебный стрелок») было составлено дрезденским актером и адвокатом Фридрихом Киндом по одноименной новелле П. Апеля из сборника «Книга привидений».

5 «Расточитель» — пьеса австрийского драматурга Ф. Раймунда (1790 – 1836), написанная в 1834 г.

Глава 2. Музыка у Киндов. Papá Кинд. Наша религиозность

1 … оркестром «Гармонии»… — Общество музыкантов-любителей «Гармония», основанное в 1883 г., помещалось в Соляном городке, в здании Педагогического музея. Здесь 2 – 3 раза в год устраивались увеселительные семейные вечера, председателем был А. А. Майер, дирижером Р. В. Циммерман, а почетными членами А. Н. Макаров и Карл Иванович Кинд.

2 Лешетицкий Теодор (1830 – 1915) — польский пианист и педагог. С 1862 по 1878 год профессор Петербургской консерватории.

3 … роскошное фолио «Эллада и Рим» Фальке (перевод с немецкого). — Имеется в виду книга «Эллада и Рим. Культурная история классической древности Якова Фальке» (Якоб Фальке, 1825 – 1897), изданная в Петербурге А. С. Сувориным в 1881 г.

4 Один из любимых наших музеев… в залах «Общества поощрения художеств». — Это был Художественно-промышленный музей, организованный в конце 70‑х – начале 80‑х годов XIX в. в новом помещении Общества на Большой Морской улице (ныне ул. Герцена). Инициатором его устройства был писатель Д. В. Григорович, около 15 лет (с начала 60‑х до середины 80‑х годов) состоявший секретарем «Общества поощрения художеств». Музей объединял различные коллекции прикладного искусства, в частности по истории стилей и орнаментов. При музее была открыта постоянная выставка-продажа картин.

5 … в третьем действии «Piccolomini»… — А. Н. Бенуа имеет в виду спектакль Мейнингенского театра, показавшего в 1885 г. в Петербурге всю «Трилогию Валленштейна» Ф. Шиллера («Лагерь Валленштейна», «Пикколомини» и «Смерть Валленштейна»).

6 Книги Штрауса или Ренана… — Имеются в виду книги «Жизнь Иисуса» (Das Leben Jesu, 1835) немецкого историка и философа Д. Ф. Штрауса (1808 – 1874) и «Жизнь Иисуса» (Vie de Jésu) французского филолога и историка Ж. Э. Ренана (1823 – 1892). Оба автора представляли либеральную школу изучения «жизни Иисуса», которая тяготела к изображению Иисуса как конкретно-исторического персонажа и даже романического героя. Книги получили в XIX в. большую известность не только в западноевропейских странах, но и в России. В частности, книга Штрауса произвела большое впечатление на Александра Иванова.

7 … в лютеранской церкви св. Анны на Кирочной. — Лютеранско-немецкая церковь св. Анны (Кирочная, ныне, ул. Салтыкова-Щедрина, 8) построена в 1775 – 1779 гг. по проекту архитектора Ю. М. Фельтена (1730 – 1801)

8 … в мою церковь (св. Станислава или св. Екатерины)… — Костел св. Станислава построен в 1823 – 1825 гг. на пересечении Торговой (ныне ул. Союза печатников) и Мастерской улиц по проекту архитектора Д. И. Висконти (1772 – 1838), Костел св. Екатерины — в 1783 г. на Невском проспекте (32 – 34) по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота (1729 – 1800).

9 … церковь св. Петра и Павла на Невском… — Евангелическо-лютеранская церковь св. Петра (Невский пр., 22 – 24) сооружена в 1832 – 1838 гг. по проекту А. П. Брюллова (1798 – 1877).

10 … произведение архитекторов Бонштедта и Рахау. — Церковь была построена в 1860‑х годах архитектором Д. И. Гриммом по проекту Г. А. Боссе. К. К. Рахау {651} строил церковный орган. После революции здание церкви было перестроено и приспособлено под «Дом культуры Связи».

11 … «Распятие» работы Карла Брюллова… — Ныне в ГРМ.

Глава 3. Мое художество

1 Отроческих лет. — В выражении «отроческих лет» (Flegeljahre) содержится намек на название романа немецкого писателя Жана Поля (псевдоним И. П. Ф. Рихтера 1763 – 1825), написанного в 1804 – 1805 гг.

2 Один из этих эскизов я воспроизвел в моей «Истории живописи»… — В книге «История живописи всех времен и народов» (т. III. СПб., 1912, с. 481) А. Н. Бенуа предположительно приписал воспроизведенный эскиз Карло Бибиене (1728 — после 1778).

3 … благодаря… прочтению романа Т. Готье… — Имеется в виду «Роман мумии» (1858) Теофиля Готье, послуживший отправной точкой для либретто балета «Дочь фараона», впервые поставленного еще в 1862 г. на музыку Цезаря Пуни и в декорациях А. А. Роллера и Г. Г. Вагнера. Из романа Готье, посвященного временам легендарного Моисея и исхода евреев из Египта, либреттисты М. И. Петипа и Ж. Сен-Жорж использовали только отдельные мотивы пролога (англичанин, попадающий в древнюю пирамиду), все же остальные линии сюжета были прочерчены в соответствии с обычными экзотико-фантастическими канонами романтического балета — с ожившими мумиями, подводным царством Нила и апофеозом с участием богов Осириса и Исиды.

4 Людвиг II Баварский (1845 – 1886) — восторженный поклонник и покровитель Вагнера — уже современниками был наречен «королем-романтиком» «королем-артистом». Он с юности был одержим устройством импровизированных спектаклей, претворявших его фантазии, в которых главным для него было общее состояние пышной театральности. Позже увлечение постановкой феерий и «живых картин» сменила потребность в уединении и организация «сепаратного» театра для себя одного (См.: В. Александрова. Людвиг II король Баварский. К истории жизни и творчества Рихарда Вагнера. СПб., 1911).

5 Эта система, основанная на чем-то совершенно механическом… — Чистяковская система предполагала целую совокупность приемов, способных научить изображать объем в пространстве и передавать соотношения частей объема относительно друг друга. Чистяков «посылал учеников в Эрмитаж посмотреть, как “вставлен глазок у Веласкеза” или как “привязана кисть у Риберы”» (Грабарь Игорь. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М., 1914, с. 54). Для установления таких соотношений ученикам и рекомендовались, в частности, те «промеры» с помощью вытянутой руки, о которых упоминает А. Н. Бенуа. Основное значение в преподавании Чистякова принадлежало не столько «системе», сколько его личному влиянию на учеников, самому воздействию его энтузиазма и накопленного опыта. Не случайно Репин предпочитал не учить Серова по хорошо известной ему «чистяковской методе», но направить его к самому Чистякову. Надо было непосредственно заразиться у этого мастера его отношением к искусству как к священнодействию, как к делу, требующему серьезнейших знаний. Выражая мнение целого поколения русских художников второй половины XIX – начала XX в., Репин назвал Чистякова «нашим общим и единственным учителем».

6 … потерпев некоторый конфуз от получения… высоких номеров… — Номер первый, второй и т. д. присваивались в Академии художеств самым лучшим работам, поэтому, чем неудачнее был рисунок, тем более «высокий номер» он получал.

7 … почтенный иконописец (во вкусе Неффа и поздних немецких назарейцев). — Нельзя с уверенностью сказать, кого из тогдашних академических профессоров имеет здесь в виду А. Н. Бенуа.

8 … Новоскольцев,… надежда тогдашней Академии… — Новоскольцев А. Н. (1853 –?) — до поступления в Академию один из любимых учеников В. Г. Перова, в свое время подавал надежды картиной «Последние минуты митрополита Филиппа» {652} (1889, ГРМ), в которой стремился к большей, чем у других академистов, одушевленности персонажей и к более сложной живописной разработке.

9 … костюмный увраж Готтенрота… — Имеется в виду книга: Hottenroth Fr. Trachten-, Haus-, Feld- und Kriegsgeräthe der Völker alter und neuer Zeit. Stutg., 1877. В 1885 г. появился русский перевод: Готтенрот Ф. История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времен, тт. I и II. СПб. — М. (перевод с немецкого С. Л. Клячко).

10 … в состязании принял участие юный Врубель. — В воспоминаниях руководителя академического хора И. Ф. Тюменева содержится иная версия возникновения врубелевских рисунков на тему «Моцарт и Сальери». Он записал в своем дневнике от 28 ноября 1883 г.: «После инструментальной репетиции П. А. [Черкасов] по моей просьбе пригласил к себе Врубеля на совещание по поводу нашего вечера, кот[орый]думаем дать на рождестве» [имеется в виду вечер учеников Академии 6 января 1884 г.]. «Решили прочесть между про[чим] “Моцарта и Сальери” с иллюстрациями на экране, а в заключение с картиной Каульбаха “[Смерть] Моцарта” и музыкой из Requiem’а. Врубель обещал сделать иллюстрации». В январе 1884 г. М. А. Врубель сообщал сестре: «я тебе писал об иллюстрациях для вечера академического, для туманных картин: они меня все праздники продержали за карандашом». Рисунок «Сальери всыпает яд в бокал Моцарта» был воспроизведен на литографированной программе вечера. В настоящее время рисунки: «Сальери», «Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача» и «Сальери всыпает яд в бокал Моцарта» находятся в ГРМ (см.: «Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике». Л., 1976, с. 45, 311).

11 Сюжет походил на «Ундину» Ламотт-Фуке, вдохновившую моего любимого Э.‑Т.‑А. Гофмана… — «Ундина» (1811) немецкого поэта Фридриха де ла Мотт Фуке (1777 – 1843) — сказка о русалке, которую любовь превращает в живую девушку, известная в России по стихотворному переводу В. А. Жуковского, послужила сюжетом для первой немецкой романтической оперы, созданной Э. Т. А. Гофманом в 1812 – 1814 гг. и поставленной Берлинским оперным театром в 1816 г.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.