Коменский - об организации школы. Трактовка Коменским принципа природосообразности воспитания. Метод обучения, предлагаемый Коменским. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Коменский - об организации школы. Трактовка Коменским принципа природосообразности воспитания. Метод обучения, предлагаемый Коменским.

2021-05-27 27
Коменский - об организации школы. Трактовка Коменским принципа природосообразности воспитания. Метод обучения, предлагаемый Коменским. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592 - 1670) – ОСНОВОПОЛОЖНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Чешский педагог, философ, лингвист, историк Ян Амос Коменский жил и работал в очень непростое и бурное время европейской истории.

17 век - это время 30-летней войны (1618-1648) в Европе.

30-летняя война происходила между европейскими странами, часть из которых была на стороне королевской династии Габсбургов и католицизма, другие выступали под знаменем протестантизма. Это первая в истории общеевропейская война, которая отразилась на политической, экономической и культурной жизни практически всех европейских стран.

17 в. - это время, когда набирает силы и стремится к власти молодая буржуазия.

К 17в. практически все европейские страны переходят на капиталистический путь развития. В этот период складываются крупнейшие колониальные империи.

17 век следует рассматривать как перекидной мостик из Средневековья в эпоху Нового времени. Поэтому для эпохи Я.А. Коменского характерно переплетение пережитков средневековья, идей Возрождения, свободомыслия нарождавшейся буржуазии, а также достижений опытной науки нового времени.

Очевидно, что противоречивость эпохи не могла не отразиться на педагогических воззрениях того времени.

В Европе существовали 2 концепции воспитания: церковно-христианская и гуманистическая в духе идей Ренессанса.

В типичной средневековой школе происходило подавление активности, самостоятельности, творческого начала в человеке, пренебрежение к физическому развитию.

Согласно гуманистической концепции идеалом воспитания являлся жизнелюбивый, сильный телом и духом человек. В противовес церкви гуманисты видели в воспитании путь к всестороннему развитию и совершенствованию человека. Гуманистам эпохи Возрождения было свойственно преклонение перед культурой Древней Греции и Древнего Рима, поэтому в гуманистических латинских школах и гимназиях главной задачей было изучения древних языков (греческий и латинский языки).

Таким образом, есть основания сделать вывод о том, что ни церковная, ни гуманистическая школы не соответствовали потребностям нового буржуазного времени, ни в малейшей степени не учитывали колоссальных достижений науки.

В 15 – 17 вв. привычная средневековая картина мира стала разрушаться:

Век - X ристофор Колумб, итальянец, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и открыл новый континент - Америку.

К. ХУ в. - испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии.

В 16 в. европейцы проникают в Китай и Японию.

В 16 в. польский ученый, Николай Коперник, создает гелиоцентрическую теорию, предлагает новое видение Вселенной.

В ХУ1 в. произошло кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана, которое подтвердило догадку о том, что Земля имеет форму шара.

В к. ХУ1 - н. ХУП в. появились новые приборы: гидрометр, ртутный барометр, телескоп и микроскоп. Данные приборы расширили границы мира, открыв то, что раньше было невидимо глазу.

В ХУ11 в. была открыта Австралия.

Новому капиталистическому обществу нужна была активная, деятельная личность. Следовательно, нужна была и школа, которая подготовит к активной, самостоятельной, деятельной практической жизни, к познанию реального мира.

Биография

Ян Амос Коменский (1592 - 1670)

Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в городке Нивница, в Южной Моравии. Его отец, Мартин, был мельником, родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских (богемских) братьев». Чешские братья отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестанство, отстаивали право на национальную независимость.

В 1604 году на Яна Коменского обрушилось большое несчастье: эпидемия унесла всю его семью.

Осиротевшего подростка взяли к себе родственники в город Стражнице. Школа общины «Чешских братьев» в Стражнице, учеником которой он стал, пользовалась отличной репутацией. В этой братской школе давались знания, необходимые для практической жизни и трудовая подготовка.

В возрасте 16 лет Коменский поступил в латинскую школу в городе Пршерове, которую успешно окончил. Здесь были обнаружены обширные дарования и исключительная работоспособность Яна. Благодаря своим блестящим способностям юноша был отправлен в 1611 году за счет общины в Герборнский университет в Германии, в котором господствовало протестантское направление. Здесь обучались многие чехи, посещавшие братские школы и проникнутые идеями протестантов. После окончания занятий на богословском факультете Герборна Коменский совершил путешествие в Голландию.

Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском университете (1614 г.)., где изучал творчество античных мыслителей, знакомился с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. Перед отбытием на родину Ян купил на последние деньги рукопись Н.Коперника «Об обращениях небесных сфер» и вынужден был пройти пешком тысячу километров, чтобы добраться до дома.

После возвращения на родину Коменский принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек, где руководил и братской школой.

С этого времени в жизни Коменского начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды, улучшает свою школу. Становится помощником епископа. Женится. У него появляются двое детей. Мирная и счастливая жизнь.

Но с 1612 г. для Коменского начинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. В этот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской империей Габсбургов, были разгромлены, жизнь Коменского оказалась в опасности. В огне войны сгорел его дом с богатой библиотекой. А чума унесла жизни его жены и детей. Самому Коменскому пришлось несколько лет скрываться в горах и лесах. В эти годы он много делает для укрепления братской общины.

Вскоре было объявлено о том, что официальной религией в Чехии становится католичество, а протестантам было предложено покинуть свою страну. Патриоты родины «Чешские братья» становились беженцами. Более ста общин «Чешских братьев» оказались в Польше, Пруссии, Венгрии.

По императорскому указу 1627 года из Чехии были изгнаны все некатолики. Во время Тридцатилетней войны между католиками и протестантами, с 1628 по 1656 год Коменский и его община «Чешские братья» находили приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменский становится одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии. В число его обязанностей теперь входит и руководство школой в Лешно, и попечение учащейся молодежи.

Здесь он написал в 1628 году на чешском языке известную книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657 г.), получившую большую популярность в 19 веке, с тех пор она много переиздавалась.

Также Коменский написал еще одну интересную книгу, знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам» (1631 г.). Это своеобразная детская энциклопедия, которая произвела настоящий переворот в преподавании языков. В ней вместо сухих и непонятных правил было представлено 100 небольших рассказов из различных областей знания на родном и латинском языках. Отклик на книгу оказался очень живым, ее сразу стали переводить на другие языки. Отовсюду пришли многочисленные поздравления. Эта книга в 17 и 18 веках служила учебником латинского языка почти во всех странах Европы.

Коменский живет в изгнании в большой нищите. Семья, которую он вновь создал, нуждается во всем. Но его поддерживает мечта о том, что настанет время и он возвратится на родину, чтобы вернуть ей потерянный покой и радость. А воссоздать счастье родине помогут школы и воспитание молодежи.

Цитата: «Ибо если мы хотим иметь благоустроенные, озелененные, расцветшие города, школы, жилища, надо прежде всего основать и благоустроить школы, чтобы ученостью и упражнениями в науках они зазеленели и чтобы мастерскими настоящего искусства и добродетели стали»

Еще на родине Коменский стал разрабатывать «Дидактику», предназначавшуюся чешскому народу. Надеждой на ее окончание он жил и в трудные годы, взявшись снова за труд, которому поначалу он думал дать название «Рай чешский».

В 1632 году в Лешно Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык.

Ян Коменский стал обдумывать свою новую идею – создание «Пансофии» (пансофия – знание всего, всеобщая мудрость). План работы был опубликован, сразу посыпались отклики – эта идея энциклопедизма была созвучна потребностям эпохи, начинались обсуждения среди мыслителей Европы; с Коменским одни не соглашались, другие восприняли его идею с одобрением. Основная идея пансофии Коменского – воспитание нового высоконравственного человека, человека знаний и труда.

Коменского приглашают в разные страны, его пансофические идеи и стремление объединить все течения христианства привлекли к нему внимание видных людей европейских стран. Он принял одно из приглашений и с согласия общины отправился в Англию, но здесь начались революционные волнения среди населения, и он не рискнул остаться в стране. По поручению кардинала Ришелье его попросили продолжить свою работу над «Пансофией » во Франции. Коменский решает отправиться в Швецию, так как шведы сочувствовали «Чешским братьям» и оказывали им материальную поддержку.

В 1642 г. он переехал в Швецию, где ему предложили заняться вопросами преподавания латинского языка и создать его методику. С неохотой взялся за работу, считал ее второстепенной. Главным делом для него была «Пансофия», которая, по его мнению, могла помочь установлению мира между народами. Однако небогатая жизнь заставила приняться за работу над созданием методики преподавания латинского языка.

Материальную поддержку Коменскому оказывал богатый голландский коммерсант. Коменский с семьей поселился в г.Эльбинге, на побережье Балтийского моря.

За период с 1642 по 1648 гг. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического использования в школах, в их числе «Новейший метод изучения языков». В этой работе вместо господствующего в школах зазубривания готовых выводов и правил изложен новый метод обучения. Он состоит в следующем:

· вначале – пример, а потом правило;

· предмет – и параллельно с ним слово;

· свободное и осмысленное освоение.

Это было новым не только для того времени, но во многом оказалось неосвоенным и новым спустя годы.

В 1648 году после кончины главного епископа «Чешских братьев», на эту должность предложили Коменского, избрали в этом же году и он вернулся в Лешно.

Вскоре его пригласили в Венгрию, где братству оказывали покровительство и помощь. С согласия общины Коменский принял приглашение, отправился с семьей в Венгрию, где ему поручили реорганизовать в соответствии с его идеями школьное дело в городе Шарош-Патаке. Здесь он хотел создать «пансофическую школу». И хотя воплотить свои идеи полностью он не смог, все же многое изменил в школе. Обучение в ней велось по его учебникам и в соответствии с его дидактической концепцией. В ходе реорганизации школьного образования наряду с другими многочисленными трудами были написаны «Пансофическая школа» и «Мир чувственных вещей в картинках».

В 1658 году «Мир чувственных вещей в картинках» был напечатан и быстро распространился во многих странах Европы. Это был первый учебник, в котором был реализован принцип наглядности, обучение словом связано с предметами, с наглядным образом. Так как этот учебник был переведен на многие языки, то стал использоваться в разных школах Европы не только как учебник латинского, но и родного языка.

Во время проживания в Венгрии, Коменский создал еще около 10 оригинальных работ как методических, так и общепедагогических. Он даже перевел свой учебник на театральный манер, составил его в виде пьесы, которую ученики с удовольствием разыгрывали.

Тем временем, положение в Лешно ухудшилось. Для предотвращения распада общины Коменского вызвали из Венгрии. Однако Лешно в 1656 году оказался в центре военных действий. Община «Чешских братьев распалась», и Коменский, подобно другим вынужден был спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла и большая часть книг и рукописей. Коменский нашел убежище в Амстердаме у сына своего прежнего богатого покровителя.

С начала 1660-х гг. Коменский основное время и силы посвятил разработке проблем мира и сотрудничества между народами, деятельности по освобождению Чехии.

В Амстердаме ему была предоставлена возможность осуществить некоторые из своих творческих замыслов. При поддержке одного из покровителей и сената в 1657 году было издано полное собрание его работ по вопросам обучения, в том числе и «Великая дидактика».

Также был публикован ряд работ по вопросам религии, среди них духовное завещание Коменского «Единственно необходимое, а именно знание того, что нужно людям в жизни, смерти и после смерти».

В конце жизни Коменский напишет: «Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины и нигде я не находил себе прочного приюта».В Амстердаме с ним жили его сын и дочь. Коменский скончался 15 ноября 1670 года в возрасте 78 лет и похоронен близ Амстердама.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.