Школа и педагогическая мысль в период Возрождения в 14 - 16 вв — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Школа и педагогическая мысль в период Возрождения в 14 - 16 вв

2021-05-27 26
Школа и педагогическая мысль в период Возрождения в 14 - 16 вв 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 7.

…………………………….

Цель: ознакомиться с системой образования в период Возрождения.

Задачи: изучить систему образования и педагогическую мысль в период Возрождения в 14 - 16 вв;

изучить школу и педагогику в странах Западной Европы 17 – 18 веках

 

1. Школа и педагогическая мысль в период Возрождения в 14 - 16 вв

  1. Школа и педагогика в странах Западной Европы 17 – 18 веках

 

Литература:

1. Капранова, В.А. История педагогики в лицах / В.А. Капранова; БГПУ. – Мн: ИВЦ Минфина, 2011. – 152 с.

2. Орлова, А.П. История педагогики: учебно-метод.материалы: пособ. для студ. / А.П, Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина – Минск: ИВЦ Минфина, 2010 – 286 с.

3. История педагогики: справочные материала / авт.сост.В.В, Пашкевич, -2-е изд. – Мозырь; Содействие, 2009 – 158с.

4. Варенова, Т.В, Краткая история педагогики: уч. пособие для студ. пед. спец. Вузов / Варенова Т.В. – 2-е изд. – Минск, 2009. – 256 с.

5. История педагогики: справочные материала / авт.сост.В.В, Пашкевич, -2-е изд. – Мозырь; Содействие, 2009 – 158с.

6. Орлова, А.П. История педагогики: уч. пособие для вузов / А.П, Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетеринов; Орлова А.П, - 2-е изд. – Минск, 2009. – 380 с.

Школа и педагогическая мысль в период Возрождения в 14 - 16 вв

В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающийся от средневекового религиозно-догматического.

Самые передовые мыслители провозгласили тогда идеи гуманизма, а человека признали высшей ценностью на земле.

Началась эпоха, названная Возрождением, что означало восстановление утраченных ценностей античного мира, новое открытие античных достижений.

Возникнув в Италии, идеи Возрождения проникают вначале во Францию, затем и в другие западноевропейские страны.

Педагоги - просветители эпохи Возрождения подвергли едкой и остроумной критике пороки воспитания и определили новый, гуманный принцип воспитания.

Франсуа Рабле (1494—1553) —- французский писатель, в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» показал типичную картину воспитания того времени — отказ от физических и умственных нагрузок, порождающий лень, болезни, скуку.

В романе представлен и идеал гуманистического воспитания, заключающийся в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного юноши.

Эразм Роттердамский (1469—1536) в сатирическом произведении «Похвала Глупости» высмеял невежество, тщеславие, лицемерие.

Провозгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочинениях заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности ребенка при обучении, заинтересовать его учением.

Томмазо Кампанелла (1568—1639) написал трактат - утопию «Город Солнца» (1602), где дал образец общества, основанного на равенстве.

В трактате описаны те педагогические принципы, на которых строится воспитание:

· изучение наук,

· истории, традиций и обычаев;

· занятия искусством,

· ремеслами,

· общественно-полезным трудом;

· физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми.

Томас Мор (1478—1535) — английский мыслитель, в своем труде «Золотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове УТОПИЯ» (1516) изложил свои взгляды на воспитание.

Первостепенной задачей он считает воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека.

Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта — важнейшие нравственные черты, отличающие гармонично развитого человека.

Государственные школы призваны развить в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом.

Школа и педагогика в странах Западной Европы 17 – 18 веках

 

Коменский - об организации школы. Трактовка Коменским принципа природосообразности воспитания. Метод обучения, предлагаемый Коменским.

Педагогическая концепция Джона Локка

Педагогическая деятельность Жана-Жака Руссо.

К.Гельвеций и Дени Дидро.

 

Век - X ристофор Колумб, итальянец, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и открыл новый континент - Америку.

К. ХУ в. - испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии.

В 16 в. европейцы проникают в Китай и Японию.

В 16 в. польский ученый, Николай Коперник, создает гелиоцентрическую теорию, предлагает новое видение Вселенной.

В ХУ1 в. произошло кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана, которое подтвердило догадку о том, что Земля имеет форму шара.

Биография

Ян Амос Коменский (1592 - 1670)

Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в городке Нивница, в Южной Моравии. Его отец, Мартин, был мельником, родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских (богемских) братьев». Чешские братья отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестанство, отстаивали право на национальную независимость.

В 1604 году на Яна Коменского обрушилось большое несчастье: эпидемия унесла всю его семью.

Осиротевшего подростка взяли к себе родственники в город Стражнице. Школа общины «Чешских братьев» в Стражнице, учеником которой он стал, пользовалась отличной репутацией. В этой братской школе давались знания, необходимые для практической жизни и трудовая подготовка.

В возрасте 16 лет Коменский поступил в латинскую школу в городе Пршерове, которую успешно окончил. Здесь были обнаружены обширные дарования и исключительная работоспособность Яна. Благодаря своим блестящим способностям юноша был отправлен в 1611 году за счет общины в Герборнский университет в Германии, в котором господствовало протестантское направление. Здесь обучались многие чехи, посещавшие братские школы и проникнутые идеями протестантов. После окончания занятий на богословском факультете Герборна Коменский совершил путешествие в Голландию.

Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском университете (1614 г.)., где изучал творчество античных мыслителей, знакомился с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. Перед отбытием на родину Ян купил на последние деньги рукопись Н.Коперника «Об обращениях небесных сфер» и вынужден был пройти пешком тысячу километров, чтобы добраться до дома.

После возвращения на родину Коменский принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек, где руководил и братской школой.

С этого времени в жизни Коменского начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды, улучшает свою школу. Становится помощником епископа. Женится. У него появляются двое детей. Мирная и счастливая жизнь.

Но с 1612 г. для Коменского начинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. В этот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской империей Габсбургов, были разгромлены, жизнь Коменского оказалась в опасности. В огне войны сгорел его дом с богатой библиотекой. А чума унесла жизни его жены и детей. Самому Коменскому пришлось несколько лет скрываться в горах и лесах. В эти годы он много делает для укрепления братской общины.

Вскоре было объявлено о том, что официальной религией в Чехии становится католичество, а протестантам было предложено покинуть свою страну. Патриоты родины «Чешские братья» становились беженцами. Более ста общин «Чешских братьев» оказались в Польше, Пруссии, Венгрии.

По императорскому указу 1627 года из Чехии были изгнаны все некатолики. Во время Тридцатилетней войны между католиками и протестантами, с 1628 по 1656 год Коменский и его община «Чешские братья» находили приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменский становится одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии. В число его обязанностей теперь входит и руководство школой в Лешно, и попечение учащейся молодежи.

Здесь он написал в 1628 году на чешском языке известную книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657 г.), получившую большую популярность в 19 веке, с тех пор она много переиздавалась.

Также Коменский написал еще одну интересную книгу, знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам» (1631 г.). Это своеобразная детская энциклопедия, которая произвела настоящий переворот в преподавании языков. В ней вместо сухих и непонятных правил было представлено 100 небольших рассказов из различных областей знания на родном и латинском языках. Отклик на книгу оказался очень живым, ее сразу стали переводить на другие языки. Отовсюду пришли многочисленные поздравления. Эта книга в 17 и 18 веках служила учебником латинского языка почти во всех странах Европы.

Коменский живет в изгнании в большой нищите. Семья, которую он вновь создал, нуждается во всем. Но его поддерживает мечта о том, что настанет время и он возвратится на родину, чтобы вернуть ей потерянный покой и радость. А воссоздать счастье родине помогут школы и воспитание молодежи.

Цитата: «Ибо если мы хотим иметь благоустроенные, озелененные, расцветшие города, школы, жилища, надо прежде всего основать и благоустроить школы, чтобы ученостью и упражнениями в науках они зазеленели и чтобы мастерскими настоящего искусства и добродетели стали»

Еще на родине Коменский стал разрабатывать «Дидактику», предназначавшуюся чешскому народу. Надеждой на ее окончание он жил и в трудные годы, взявшись снова за труд, которому поначалу он думал дать название «Рай чешский».

В 1632 году в Лешно Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык.

Ян Коменский стал обдумывать свою новую идею – создание «Пансофии» (пансофия – знание всего, всеобщая мудрость). План работы был опубликован, сразу посыпались отклики – эта идея энциклопедизма была созвучна потребностям эпохи, начинались обсуждения среди мыслителей Европы; с Коменским одни не соглашались, другие восприняли его идею с одобрением. Основная идея пансофии Коменского – воспитание нового высоконравственного человека, человека знаний и труда.

Коменского приглашают в разные страны, его пансофические идеи и стремление объединить все течения христианства привлекли к нему внимание видных людей европейских стран. Он принял одно из приглашений и с согласия общины отправился в Англию, но здесь начались революционные волнения среди населения, и он не рискнул остаться в стране. По поручению кардинала Ришелье его попросили продолжить свою работу над «Пансофией » во Франции. Коменский решает отправиться в Швецию, так как шведы сочувствовали «Чешским братьям» и оказывали им материальную поддержку.

В 1642 г. он переехал в Швецию, где ему предложили заняться вопросами преподавания латинского языка и создать его методику. С неохотой взялся за работу, считал ее второстепенной. Главным делом для него была «Пансофия», которая, по его мнению, могла помочь установлению мира между народами. Однако небогатая жизнь заставила приняться за работу над созданием методики преподавания латинского языка.

Материальную поддержку Коменскому оказывал богатый голландский коммерсант. Коменский с семьей поселился в г.Эльбинге, на побережье Балтийского моря.

За период с 1642 по 1648 гг. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического использования в школах, в их числе «Новейший метод изучения языков». В этой работе вместо господствующего в школах зазубривания готовых выводов и правил изложен новый метод обучения. Он состоит в следующем:

· вначале – пример, а потом правило;

· предмет – и параллельно с ним слово;

· свободное и осмысленное освоение.

Это было новым не только для того времени, но во многом оказалось неосвоенным и новым спустя годы.

В 1648 году после кончины главного епископа «Чешских братьев», на эту должность предложили Коменского, избрали в этом же году и он вернулся в Лешно.

Вскоре его пригласили в Венгрию, где братству оказывали покровительство и помощь. С согласия общины Коменский принял приглашение, отправился с семьей в Венгрию, где ему поручили реорганизовать в соответствии с его идеями школьное дело в городе Шарош-Патаке. Здесь он хотел создать «пансофическую школу». И хотя воплотить свои идеи полностью он не смог, все же многое изменил в школе. Обучение в ней велось по его учебникам и в соответствии с его дидактической концепцией. В ходе реорганизации школьного образования наряду с другими многочисленными трудами были написаны «Пансофическая школа» и «Мир чувственных вещей в картинках».

В 1658 году «Мир чувственных вещей в картинках» был напечатан и быстро распространился во многих странах Европы. Это был первый учебник, в котором был реализован принцип наглядности, обучение словом связано с предметами, с наглядным образом. Так как этот учебник был переведен на многие языки, то стал использоваться в разных школах Европы не только как учебник латинского, но и родного языка.

Во время проживания в Венгрии, Коменский создал еще около 10 оригинальных работ как методических, так и общепедагогических. Он даже перевел свой учебник на театральный манер, составил его в виде пьесы, которую ученики с удовольствием разыгрывали.

Тем временем, положение в Лешно ухудшилось. Для предотвращения распада общины Коменского вызвали из Венгрии. Однако Лешно в 1656 году оказался в центре военных действий. Община «Чешских братьев распалась», и Коменский, подобно другим вынужден был спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла и большая часть книг и рукописей. Коменский нашел убежище в Амстердаме у сына своего прежнего богатого покровителя.

С начала 1660-х гг. Коменский основное время и силы посвятил разработке проблем мира и сотрудничества между народами, деятельности по освобождению Чехии.

В Амстердаме ему была предоставлена возможность осуществить некоторые из своих творческих замыслов. При поддержке одного из покровителей и сената в 1657 году было издано полное собрание его работ по вопросам обучения, в том числе и «Великая дидактика».

Также был публикован ряд работ по вопросам религии, среди них духовное завещание Коменского «Единственно необходимое, а именно знание того, что нужно людям в жизни, смерти и после смерти».

В конце жизни Коменский напишет: «Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины и нигде я не находил себе прочного приюта».В Амстердаме с ним жили его сын и дочь. Коменский скончался 15 ноября 1670 года в возрасте 78 лет и похоронен близ Амстердама.

ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА,

ИЛИ

Основные работы

1690 — «Опыт о человеческом разуме». 1693 — «Мысли о воспитании».

Средневековая цивилизация была цивилизацией взрослых. На ребенка смотрели как на маленького взрослого, даже пропорции тела на картинах, изображавших детей, были как у взрослых. Писатели ХУ111 века чрезвычайно редко касались тем детства.

Ребенок и для нас сейчас чаще всего - это будущий взрослый, такой, знаете ли, недоразвитый взрослый: не такой умный, не такой ответственный, не такой умелый.

Руссо предлагает другой взгляд на период детства в жизни человека.

Ребенок, говорит он, - не несмышленыш, просто «у детства свой собственные взгляды, свой собственный образ мыслей и чувств». Нельзя тратить столь яркий период жизни только на подготовку к взрослой жизни.

Детство -это не подготовка к жизни, это сама жизнь.

Для педагогов - это предмет работы и изучения.

Идею самоценности детства развивали последователи Руссо - Песталоцци, Януш Корчак, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, В. А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.

Развитие этой идеи сегодня - это Конвенция о правах ребенка.

Составной частью теории естественного и свободного воспитания является метод естественных последствий. Согласно этому методу, не воспитатель ограничивает и наказывает ребенка, а сами вещи, с которыми он обращается неверно.

Руссо приводит такой пример: ребенок разбил окно в своей спальне. Пусть на него день и ночь дует ветер, падают капли дождя. Пусть он получит насморк и ощутит другие неудобства - это и будет естественным наказанием.

- Придумайте ситуацию, в которой Вы можете использовать метод естественных последствий.

К.Гельвеций и Дени Дидро.

Дени Дидро (1713 - 1784)

Французский философ, просветитель, писатель.

Учился в иезуитском колледже в Лангре, затем окончил колледж Д – Аркур в Париже.

В 1732 году получил звание магистра искусств.

Первые философские сочинения «Философские мысли». 1746 г. содержали критику христианской религии и церкви; были сожжены в том же году по решению французского парламента.

В 1749 году после распространения «опасных мыслей против церкви» был арестован. После выхода из тюрьмы стал одним из организаторов и редакторов «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», 1750 – 1780 гг.

В 1773 – 1774 гг. посетил Россию, где пытался уговорить Екатерину 2 провести прогрессивные реформы. Являлся Почетным членом Петербургской Академии Наук и Академии Художеств.

Дидро участвовал в разработке демократической программы воспитания и образования. Его «Энциклопедия» стала одновременно сводом теоретических и практических знаний, сыгравшим большую роль в воспитании многих поколений.

Дени Дидро верил в природные силы человека, предлагал формировать личность в полезном для общества направлении, в частности с помощью трудового обучения. Считал необходимым покончить с отрывом школьного образования от жизни, настаивал на равном воспитании детей всех сословий, отделении школы от церкви.

В своем произведении «Систематическое опровержение книги Гельвеция «О человеке»», 1773-1774 гг воспитание детей рассматривал в тесной связи с их анатомо-физиологическими особенностями.

Задача просвещения состоит в том, чтобы выявить природные способности детей и дать им полное развитие.

В работе «План университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства», составленном в 1775 году по просьбе Екатерины Второй, а также в ряде заметок, написанных им во время пребывания в Петербурге: «О школе для молодых девиц», «Об особом воспитании», «О публичных школах», Дени Дидро рассматривал широкий круг педагогических проблем, систему образования, методы обучения и др.

Дидро отстаивал принцип всеобщего обязательного бесплатного начального образования.

Дидро проектировал государственную систему народного образования, построенную на основе бессословности, подчеркивая, что низшие слои были и будут «рассадником добрых нравов и знаний». Дети бедняков, привыкшие с ранних лет к труду, учатся более серьезно и прилежно, чем дети богатых.

Дени Дидро считал необходимым организовать материальную помощь государства детям бедняков (бесплатные учебники и питание в начальной школе, стипендии в средней и высшей школе).

В обучении на первый план выдвигал физико-математические и естественные науки, которые помогают развитию производства. Изучение математических наук особенно развивает логическую мысль и дух изобретательства.

Вся система образования должна давать широкие, разносторонние теоретические знания.

Предложил 3 типа учебных заведений:

· Начальные школы (обучение счёту, письму и чтению);

· 6 – 8-летние средние школы;

· Университеты.

Наибольшее внимание уделял средней школе, предлагая строить учебный план с учетом взаимозависимости наук, выделяя в каждом учебном году главные предметы одного цикла:

· 1-й класс – математика

· 2-й класс – механика

· 3-й класс – астрономия

· 4-й класс – естествознание, экспериментальная физика

· 5-й класс – химия, анатомия

· 6-й класс – логика и критика, общая теория грамматики

· 7-й класс – родной язык

· 8-й класс – древние языки: греческий и латинский, изучение античной литературы

Параллельно должны идти занятия по трём другим циклам (в послеобеденное время):

· 2-й цикл: философия, мораль, религия, история и хронология, география, начала экономической науки

· 3-й цикл: рисование, элементы архитектуры

· 4-й цикл: музыка, танцы, фехтование, верховая езда, плавание.

Включая в учебный план религию, Дидро говорил, что делает это, так как считается со взглядами Екатерины 2.

Ценил основательность знаний, утверждал: «Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо».

В целях повышения уровня знаний рекомендовал 4 раза в год проводить в средней школе публичные экзамены; учебные успехи молодежи поощрялись.

Для более тщательного подбора учителей, Дидро советовал объявлять конкурсы. Требовал хорошего материального обеспечения учительства.

Необходимые качества учителя:

· глубокое знание предмета,

· «честная и чувствительная душа».

Задача учителя – сформировать из каждого своего воспитанника

· честного человека,

· внушить ему такие качества души, как твердость и справедливость,

· развивать в нем ум «здравый, просвещенный и обширный»,

· широту кругозора,

· привить вкус ко всему «истинному, великому, доброму».

· заботиться об укреплении здоровья воспитанников.

 «План университета» не был осуществлен полностью. Но вошел в историю педагогики как выражение новаторских замыслов просвет

Тема 7.

…………………………….

Цель: ознакомиться с системой образования в период Возрождения.

Задачи: изучить систему образования и педагогическую мысль в период Возрождения в 14 - 16 вв;

изучить школу и педагогику в странах Западной Европы 17 – 18 веках

 

1. Школа и педагогическая мысль в период Возрождения в 14 - 16 вв

  1. Школа и педагогика в странах Западной Европы 17 – 18 веках

 

Литература:

1. Капранова, В.А. История педагогики в лицах / В.А. Капранова; БГПУ. – Мн: ИВЦ Минфина, 2011. – 152 с.

2. Орлова, А.П. История педагогики: учебно-метод.материалы: пособ. для студ. / А.П, Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина – Минск: ИВЦ Минфина, 2010 – 286 с.

3. История педагогики: справочные материала / авт.сост.В.В, Пашкевич, -2-е изд. – Мозырь; Содействие, 2009 – 158с.

4. Варенова, Т.В, Краткая история педагогики: уч. пособие для студ. пед. спец. Вузов / Варенова Т.В. – 2-е изд. – Минск, 2009. – 256 с.

5. История педагогики: справочные материала / авт.сост.В.В, Пашкевич, -2-е изд. – Мозырь; Содействие, 2009 – 158с.

6. Орлова, А.П. История педагогики: уч. пособие для вузов / А.П, Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетеринов; Орлова А.П, - 2-е изд. – Минск, 2009. – 380 с.

Школа и педагогическая мысль в период Возрождения в 14 - 16 вв

В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающийся от средневекового религиозно-догматического.

Самые передовые мыслители провозгласили тогда идеи гуманизма, а человека признали высшей ценностью на земле.

Началась эпоха, названная Возрождением, что означало восстановление утраченных ценностей античного мира, новое открытие античных достижений.

Возникнув в Италии, идеи Возрождения проникают вначале во Францию, затем и в другие западноевропейские страны.

Педагоги - просветители эпохи Возрождения подвергли едкой и остроумной критике пороки воспитания и определили новый, гуманный принцип воспитания.

Франсуа Рабле (1494—1553) —- французский писатель, в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» показал типичную картину воспитания того времени — отказ от физических и умственных нагрузок, порождающий лень, болезни, скуку.

В романе представлен и идеал гуманистического воспитания, заключающийся в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного юноши.

Эразм Роттердамский (1469—1536) в сатирическом произведении «Похвала Глупости» высмеял невежество, тщеславие, лицемерие.

Провозгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочинениях заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности ребенка при обучении, заинтересовать его учением.

Томмазо Кампанелла (1568—1639) написал трактат - утопию «Город Солнца» (1602), где дал образец общества, основанного на равенстве.

В трактате описаны те педагогические принципы, на которых строится воспитание:

· изучение наук,

· истории, традиций и обычаев;

· занятия искусством,

· ремеслами,

· общественно-полезным трудом;

· физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми.

Томас Мор (1478—1535) — английский мыслитель, в своем труде «Золотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове УТОПИЯ» (1516) изложил свои взгляды на воспитание.

Первостепенной задачей он считает воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека.

Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта — важнейшие нравственные черты, отличающие гармонично развитого человека.

Государственные школы призваны развить в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.