Факторный анализ себестоимости продукции — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Факторный анализ себестоимости продукции

2021-06-02 39
Факторный анализ себестоимости продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Факторный анализ применяется для изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Факторный анализ может быть прямым, когда результативный показатель расчленяется на составные части, и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Ниже представлен анализ использования материальных ресурсов за 2010 год в таблице 14.

 

Таблица 14. − Анализ использования материальных ресурсов за 2010 г.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

 

Затраты материалов на производство продукции:

 

а) по плану

2161,5

 
 

б) по плану, пересчитанному на фактический выпуск продукции:

2247,0

 

в) по плановым нормам и плановым ценам на фактический выпуск продукции

2248,3

 

г) фактически по плановым ценам

2308,0

 

д) фактически

2450,5

2. Стоимость товарной продукции:

 

а) по плану

5550,0

 
 

б) фактически при плановой структуре и плановых ценах  

5580,0

 

в) фактически при фактической структуре и плановых ценах

5772,5

 

г) фактически

6282,0

 

Обозначения: ВВПф и ВВПiпл – фактический и плановый объем реализации товарной продукции;

ЦПiф, ЦПiПЛ фактический и плановый уровень цен на продукцию;

ЦМiф, ЦМiПЛ фактический и плановый уровень цен на материальные ресурсы;

УРф, УРПЛ соответственно фактический и плановый удельный расход материалов на единицу продукции;

Kiф – коэффициент прироста цен;

Нпл – незапланированные расходы;

Тпф, Тпл – фактический и плановый объем товарной продукции

 

 

Источник: собственная разработка

         

 

В течение 2010 года фактически было использовано материальных ресурсов ООО «Сюрприз» на сумму 6282 тыс. руб., фактически при фактической структуре и плановых ценах сумма затрат на материальные ресурсы составила 5772,5 тыс. руб. Это говорит о том, что за счет роста цен расходы анализируемого предприятия выросли на 509,5 тыс. руб. При этом стоимость товарной продукции по плану должна была составить 5550,0 тыс. руб. При этом фактором, оказавшим отрицательное влияние на показатели управления материальными ресурсами ООО «Сюрприз» является рост цен на товарную продукцию.

Ниже на основании данных о материальных затратах анализируемого хозяйствующего субъекта и стоимости товарной продукции выполнен расчет показателей материалоемкости продукции ООО «Сюрприз» (таблица 15).

 


Таблица 15. − Факторный анализ материалоёмкости продукции за 2010 г.

Показатель

Условия расчёта

Материалоёмкость

 

объём производства

структура продукции

удельный расход сырья

цены на материалы

отпускная цена на продукцию

Расчёт

руб.

 

План

План

План

План

План

План

2161,5/5550* 100

38,95

 
 

Усл. 1

Факт

План

План

План

План

2247,0/5580,0

40,27

 

Усл. 2

Факт

Факт

План

План

План

2248,3/5772,5

38,95

 

Усл. 3

Факт

Факт

Факт

План

План

2308,8/5772,5

39,99

 

Усл. 4

Факт

Факт

Факт

Факт

План

2450,5/5772,5

42,45

 

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

2450,5/6282,0

39,01

 

Источник: собственная разработка

                                 

Данные, приведенные в таблице 15 свидетельствуют, что материалоёмкость в целом возросла на 0,06 руб., в том числе за счёт изменения:

1) объёма выпуска продукции: 40,27 – 38,95 = + 1,32 (коп.);

2) структуры производства: 38,95 – 40,27 = -1,32 (коп.);

3) удельного расхода сырья: 39,99 – 38,95 = +1,04 (коп.);

4) цен на сырьё и материалы: 42,45 -39,99 = +2,46 (коп.);

5) отпускных цен на продукцию: 39,01- 42,45 = -3,44 (коп.);

ИТОГО +0,06 руб.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в отчётном периоде на предприятии уменьшился удельный вес продукции с более высоким уровнем материалоёмкости. Имел место перерасход материалов по сравнению с установленными нормами, в результате чего материалоёмкость возросла на 2,67% или на 1,04 руб. Наиболее существенное влияние на повышение материалоёмкости продукции оказал рост цен на сырьё и материалы в связи с ростом мировых цен на нефть. За счёт этого фактора уровень материалоёмкости повысился на 5,8% или на 2,46 руб. В связи с ростом отпускных цен на продукцию уровень материалоёмкости снизился на 8,8% или на 3,44 коп, что в общем итоге повысило материалоёмкость на 0,06 руб.

Ниже в таблице 16 представлен анализ показателей частной материалоемкости (сырьеемкость, топливоемкость, энергоемкость) как составных частей общей материалоемкости.

 

Таблица 16. − Анализ частных показателей материалоёмкости за 2010 год

Показатель

План, тыс. руб.

Факт. тыс. руб.

Отклонение

 

абс., тыс. руб.

отн., %

 

Выпуск продукции

5550

6282

+732

+13

 
 

Материальные затраты

2161,5

2450,5

+289

 

 

В том числе:

а) Сырьё, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты

 

 

1531,5

 

 

1765,5

 

 

+234

 

 

+15

 

б) Топливо

450,0

480,0

+30

+7

 

в) Энергия

180,0

205,0

+25

+14

 

Общая материалоёмкость

В том числе: а) сырьеёмкость

б) топливоёмкость

в) энергоёмкость

38,95

27,59

8,11

3,24

39,01

28,10

7,64

3,26

+0,06

+0,51

-0,47

+0,02

+2

+2

-6

+6

 

Источник: собственная разработка

                     

 

Выпуск продукции в 2010 году превысил плановые показатели на 732 тыс. руб., при этом материальные затраты увеличились на 289 тыс. руб.

Основное увеличение расходов на материальные ресурсы составило увеличение расходов на сырьё, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты. Рост данного показателя составил 234 тыс. руб. Также на 30 тыс. руб. возросли расходы на топливные ресурсы. Это привело к увеличению материалоемкости продукции ООО «Сюрприз».

Общая материалоёмкость произведенной продукции в связи с ростом расходов на материальные ресурсы увеличилась 60 тыс. руб. При этом можно отметить, что расходы на топливные ресурсы сократили показатели материалоемкости на 470 тыс. руб.

В ООО «Сюрприз» основное внимание уделяется изучению причин изменения удельного расхода сырья на единицу продукции и поиску резервов его сокращения. В данном случае рост удельного расхода сырья связан с переходом на сырьё другого поставщика, выход готовой продукции на данном сырье понизился. Факторный анализ материалоёмкости отдельных видов продукции представлен ниже (таблица 17)

 

Таблица 17. − Факторный анализ материалоёмкости отдельных видов продукции, руб.

Марка ТУ

Материалоёмкость

Отклонение от плана

 

план

Урпл´ЦМпл/ЦПпл

Усл. 1

Урф´ЦМпл/ЦПпл

Усл.2

Урф´ЦМф/ЦПпл

факт

Урпл´ЦМф/ЦПф

общее

в том числе за счёт изменения

 

уд. расх. сырья

цен на сырьё

опт. цен на прод.

 

Пирожное «Лакомка»

34,00

34,60

36,68

32,74

-1,26

+0,60

+2,08

-3,94

 
 

Пирожное «Заварное»

33,00

33,60

35,62

31,80

-1,20

+0,60

+2,02

-3,82

 

Пирожное «Песочное»

42,67

44,00

46,75

43,83,

+1,16

+1,33

+2,75

-2,92

Обозначения: УРф, УРПЛ соответственно фактический и плановый удельный расход материалов на единицу продукции; ЦМф, ЦМПЛ фактический и плановый уровень цен на материальные ресурсы; ЦПф, ЦППЛ фактический и плановый уровень цен на продукцию.

 
 

Источник: собственная разработка

                                     

Факторный анализ материалоёмкости продукции ООО «Сюрприз» позволяет отметить, что в целом по продукциям Пирожное «Лакомка» и Пирожное «Заварное» материалоемкость сократилась на 1,26 и 1,20 тыс. руб. соответственно. Сокращение данного показателя обусловило снижение оптовых цен на продукцию.

По продукции Пирожное «Песочное» происходит увеличение показателей материалоемкости на 1,16 тыс. руб. Это связано с тем, что произошло увеличение потребления сырьевых ресурсов с одновременным ростом цен на сырье.

Факторный анализ затрат на один рубль продукции – ООО «Сюрприз» за 2009-2010 гг. представлен ниже в таблице 18. При проведении факторного анализа был выполнен расчет отклонений данных 2010 года от 2008 и 2009 годов соответственно, а также 2008 года от 2009 года.

 

Таблица 18. − Факторный анализ затрат на один рубль продукции ООО «Сюрприз», тыс. руб.

Фактор 2009-2008 гг. 2008-2010 гг. 2009-2010 гг.
Влияние структуры и ассортимента выпущенной продукции + 0,0036 + 0,0054 + 0,0092
Влияние себестоимости отдельных видов продукции + 0,0196 + 0,1077 + 0,1326
Влияние изменения оптовых цен на продукцию – 0,0271 – 0,1261 – 0,1588
Баланс влияния факторов –0,0039 – 0,013 – 0,017

Источник: собственная разработка

 

Результаты анализа влияния факторов на затраты на 1 рубль произведенной продукции, позволяют сделать вывод, что на протяжении трёх лет основным фактором снижения затрат на один рубль продукции явилось изменение цен на продукцию. Это говорит о том, что предприятие не очень эффективно проводит свою деятельность по снижению затрат на 1 рубль продукции, так как цена только от части внутренний фактор. Резервы ее повышения обусловлены внешними условиями рынка.

 

Таблица 19. − Факторный анализ себестоимости работы (изготовление теста песочного) ООО «Сюрприз», тыс. руб.

Показатель 2009-2008 гг. 2008-2010 гг.
Общее изменение себестоимости единицы продукции -0,05 0,35
в том числе за счет изменения: - объема производства продукции -0,02 0,08
- суммы постоянных затрат 0,06 0,01
- удельных переменных затрат -0,09 0,26

Источник: собственная разработка

 

На основании изложенного анализа можно сделать вывод, что за период 2009-2008 гг. себестоимость работы по изготовлению теста песочного уменьшилась на 0,05 тыс. руб. Это произошло за счет уменьшения объема производства на 0,02 тыс. руб., и уменьшения удельных переменных затрат на 0,09 тыс. руб., однако постоянные затраты при этом увеличились на 0,06 тыс. руб.

Анализ данных за 2008-2010 гг., позволил сделать вывод, что себестоимость работы по изготовлению теста песочного увеличилась на 0,35 тыс. руб., это произошло за счет увеличения объема производства на 0,08 тыс. руб., увеличения постоянных затрат на 0,01 тыс. руб., увеличения удельных переменных затрат на 0,26 тыс. руб.

При проведении факторного анализа материальных затрат рассчитываются промежуточные показатели:

- Мс – величина прямых материальных затрат по плановым нормам на фактический выпуск продукции при фактической ее структуре;

-  Мv – прямые материальные затраты по плановым нормам на фактически выпущенную продукцию при плановой ее структуре;

-  М0 – плановая величина прямых материальных затрат;

-  М – фактическая величина материальных затрат.

Расчетные значения промежуточных показателей представлены ниже в таблице 20.

 

Таблица 20. − Промежуточные показатели прямых материальных затрат ООО «Сюрприз»

Показатель 2009-2008 гг. 2008-2010 гг.
Мс 1913,42 1382,68
Мv 2058,48 1544,56
Мо 1536,18 2165,56
М1 2165,56 1474,37

Источник: собственная разработка

 

Данные таблицы 20, составленной по данным отчетной калькуляции себестоимости продукции ООО «Сюрприз», позволяют рассчитать влияние факторов на уровень прямых материальных затрат (таблица 21).


Таблица 21. − Факторный анализ прямых материальных затрат ООО «Сюрприз», тыс. руб.

Факторы 2009-2008 гг. 2008-2010 гг.
Влияние изменения объема выпущенной продукции + 522,30 - 621,00
Влияние изменения структуры продукции - 145,06 - 161,88
Влияние изменения уровня затрат на отдельные изделия + 252,14 + 91,69
Баланс влияния факторов + 629,38 - 691,19

Источник: собственная разработка

 

Результаты анализа влияния факторов на прямые материальные затраты за 2009-2008 гг. позволяют сделать вывод, что положительное влияние на увеличение суммы прямых материальных затрат оказало изменение объема выпущенной продукции и рост уровня затрат на отдельные изделия. За счет этих факторов прямые материальные затраты увеличились на 774,44 тысячи рублей. Изменение структуры продукции оказало значительное отрицательное влияние на сумму прямых материальных затрат. За счет этого фактора материальные затраты уменьшились на 145,06 тысяч рублей. Несмотря на это, баланс влияния факторов оказался положительным и составил 629,38 тысяч рублей.

За 2008-2010 гг. на прямые материальные затраты также оказали влияние факторы следующим образом. Положительное влияние на увеличение суммы прямых материальных затрат оказал рост уровня затрат. За счет этого фактора прямые материальные затраты увеличились на 91,69 тысяч рублей. Изменение объема выпущенной продукции и структуры продукции оказали значительное отрицательное влияние на сумму прямых материальных затрат. За счет этих факторов материальные затраты уменьшились на 782,88 тысяч рублей. Вследствие чего баланс влияния факторов за анализируемый период оказался отрицательным и составил – 691,19 тысяч рублей.

Обобщенные показатели эффективности использования материальных ресурсов представлены в таблице 22. Результаты анализа эффективности использования материальных ресурсов, позволяют сделать вывод, что за анализируемый период наблюдался рост материалоотдачи в общем приросте на 23,02%, что составило 0,58 руб., что говорит об увеличении отдачи материалов, т.е. увеличении количества произведенной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов, что является положительным фактом тенденция для предприятия.

 

Таблица 22. − Показатели эффективности использования материальных ресурсов ООО «Сюрприз»

Показатель

2009 г.,

руб.

2008 г.,

руб.

2010 г.,

руб.

Изменение показателя, руб.

Темп прироста, %

Общий прирост

2009-2008 гг. 2008-2010 гг. 2009-2008 гг. 2008-2010 гг. абс., руб. отн., %
Материалоотдача 2,52 2,49 3,10 -0,03 0,61 -1,19 24,50 0,58 23,02
Материалоёмкость 0,40 0,40 0,32 0 -0,08 0 -20,0 -0,08 -20,0

 

Данные, представленные в таблице 22 свидетельствуют, что в 2008 году материалоотдача уменьшилась на 1,19% т.е. на 0,03 руб., а в 2010 году увеличилась на 0,61 руб., т.е. на 24,5%, что больше на 0,58 руб., чем в 2009 году.

Материалоемкость продукции за анализируемый период уменьшилась в общем приросте на 20%, т.е. на 0,08 руб. На протяжении 2009-2008 года этот показатель оставался неизменным, составлял 0,40 руб. А в 2010 году уменьшился на 20%. Это говорит о том, что предприятие стало затрачивать меньше материалов на производство единицы продукции, тем самым экономить материальные ресурсы.

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.