Объективные и субъективные факторы безопасности в водном туризме — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Объективные и субъективные факторы безопасности в водном туризме

2021-10-05 44
Объективные и субъективные факторы безопасности в водном туризме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Очевидно, что ни одно направление туризма не может считаться полностью безопасным. Чем бы ни был мотивирован турист, какими бы средствами он для этого ни пользовался, сам факт покидания человеком привычной среды обитания уже заключает в себе определённую опасность.

На территории России в настоящий момент наблюдается выраженная положительная динамика развития внутреннего туризма и его неотъемлемой составляющей – туризма активного. При этом из всех разнообразных форм активного туризма можно выделить наиболее динамично развивающийся его вид – водный туризм.

Связано это, вероятно, с тем, что водные маршруты большинство потенциальных туристов традиционно считает наиболее лёгкими и доступными. Они не ассоциируются с опасностями и преодолением каких-либо серьезных трудностей, в отличие, например, от лыжного туризма или альпинизма, тем более, что пользующиеся всё большей популярностью некатегорийные и низкокатегорийные водные маршруты действительно не требуют, в большинстве случаев, особой физической подготовки и специальных знаний от рядовых участников. То, что сплавы (в том числе – коммерческие), предназначенные для далёкого от природной среды массового пользователя, требуют особой организации и имеют множество особенностей в обеспечении и проведении, практически неизвестно в настоящий момент не только большинству участников, но, в ряде случаев, и лицам, проектирующим и проводящим эти маршруты.

Кроме того, количество доступной населению информации об аттрактивных объектах, маршрутах, территориях значительно превосходит её качество и достоверность. Содержащие более или менее адекватную действительности информацию спортивно-туристские отчёты особой популярностью не пользуются. Большинство потенциальных туристов, выбирая вид отдыха и маршрут, склонно руководствоваться рекламной продукцией и опубликованными в сети Интернет отзывами людей, воспользовавшихся, возможно, неквалифицированно сформированным туром. Подобные источники призваны передавать эмоции, а не факты, и, как правило, умалчивают о реальных недостатках организации маршрута и не реализовавшихся полностью рисках по причине некомпетентности в вопросах активного туризма. Впрочем, вряд ли правомерно обвинять в подобном невежестве граждан государства, в котором на протяжении более чем пятнадцати лет делалось крайне мало для того, чтобы разумно реконструировать существующую систему активного туризма, сохранить туристскую культуру и преемственность туристских поколений.

Не последнюю роль в сложившейся ситуации играют изменение уровня жизни населения России и практически полная ликвидация такого явления, как дефицит туристского снаряжения. К сожалению, большинство туристов упускают из виду, тот факт, что наличие в собственности любых предметов снаряжения не обеспечивает автоматически повышения комфорта и безопасности, а требует, определённых навыков, знаний, следования некоторым алгоритмам поведения и вне этих условий практически бесполезно.

Поскольку факторы риска, воздействующие на туристскую группу на маршруте, различны по своей специфике и имеют разное происхождение, то и понятие безопасности туристов имеет смысл дифференцировать. Безопасность туристской группы на маршруте можно условно подразделять на объективную и субъективную.

Объективная безопасность складывается в основном из особенностей территории, по которой проложен маршрут, его фактической сложности, степени его организационной проработанности и обеспечения (кадрового, информационного, материально-технического), степени взаимного соответствия ключевых показателей маршрута и возможностей выходящей на него туристской группы.

Субъективная безопасность представляет собой совокупность факторов, зависящих, в основном, от особенностей группы – степени её организованности (самодеятельная, организованная, спонтанная), туристского опыта руководителя (сопровождающих) и участников. Эта совокупность включает так же организационную работу с группой на стадии практической реализации маршрута, адекватность тактических решений и технических приёмов при его прохождении, психологический климат внутри группы, неизбежные на маршруте ошибки и нарушения различного характера.

Комплексная безопасность маршрута, как и её основные составляющие – объективная и субъективная безопасность – очевидно, не может быть полной, так как факторов, действующих на маршруте, множество, и воздействовать они могут разнонаправлено и с различной интенсивностью, поэтому абсолютный прогноз их результирующей невозможен.

Одной из групп субъективных факторов, важных для безопасности осуществляемого маршрута, являются практически неизбежные на любом маршруте нарушения логики его организации и прохождения, количество которых существенно варьируется.

Чтобы выяснить количество и повторяемость таких нарушений, нами были опрошены двадцать инструкторов коммерческих организаций – лидеров продаж весенних и летних сплавных маршрутов (туров) по Пермскому краю и десять руководителей самодеятельных туристских групп. В Пермском крае наиболее популярными среди туристов являются водные маршруты по рекам Койва, Усьва (верхнее течение), Вильва и Вижай – весной и Койва, Усьва (среднее и нижнее течение), Сылва, Чусовая, Вишера, Чаньва, Яйва, Косьва, Улс - летом.

Усреднённые количественные данные, полученные в результате опроса, представлены в таблице 8.

Таблица 8

Общее количество туристов на водных маршрутах Пермского края, за весенне-летние сезоны 2005 – 2010 гг. (составлено автором)

Туристские организации и сообщества Кол-во опрошенных Кол–во туристов на маршрутах Кол-во групп на маршрутах
Затерянный мир 10 4500 150
Зелёный ветер 5 2400 80
ЦАО «Полазна» 5 1100 37
Самодеятельные группы 10 1500 50
Всего 20 9500 317

Мы выполнили расчет повторяемости каждого нарушения, повышающего вероятность возникновения нештатных ситуаций. Он основан на определении процентного соотношения между усреднённым количеством маршрутов за сезон (100%) и количеством маршрутов, на которых имело место данное нарушение:

P = G / (N / 100),

где P – повторяемость нарушения, G – усреднённое количество маршрутов за сезон (в данном исследовании оно равно 317), N - количество маршрутов, на которых имело место данное нарушение.

Организационные, тактические и технические нарушения, их повторяемость, рассчитанная по указанной выше формуле, и следствия нарушений показаны в приложении 21.

Как свидетельствуют проанализированные данные, происходящие на водных маршрутах нарушения, разделённые на три вида – организационные, тактические и технические, довольно многочисленны. Повторяются они достаточно регулярно, с небольшим разбросом по годам, поэтому мы сочли целесообразным привести их в качестве усреднённых показателей, характерных для значительного периода времени.

Исходя из следствий этих нарушений и высокой повторяемости большинства из них, можно сделать вывод об их значимости, отражающей ту или иную степень безопасности как организованных, так и самодеятельных водных маршрутов.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что данные нарушения имеют преимущественно субъективный характер, а значит при должном учёте в процессе организации и проведения – устранимы. Кроме того, данные о повторяемости нарушений позволяют прогнозировать их при проектировании новых маршрутов и оптимизации уже существующих.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.