Препятствий по уровню опасности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Препятствий по уровню опасности

2021-10-05 45
Препятствий по уровню опасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В активном туризме первичными («прямыми») критериями выделения видов выступают способ передвижения (как при перемещении с  использованием средств передвижения на механической тяге, так и без него) и вмещающий ландшафт данного маршрута.

Таким образом, по способу передвижения выделяются парусный, мото- и автотуризм, велосипедный, лыжный, конный туризм, по вмещающему ландшафту – горный, водный и спелеотуризм. Кроме того, нередки случаи комбинирования видов активного туризма в одном путешествии (горно-водный, пеше-водный, спелео-велосипедный).

Для каждого туристского маршрута (в случае комбинирования видов – для каждой видовой составляющей) характерен свой набор определяющих препятствий, специфических для данного вида туризма, особенностей района путешествия, сезона, и дифференцированных по трудоёмкости прохождения – каждое локальное или протяжённое препятствие имеет свою категорию трудности. Наряду с пространственной и временной протяжённостью маршрута именно совокупностью категорий трудности и количеством препятствий обусловлен итоговый показатель спортивного прохождения – сложность маршрута.

На учёте этих трёх основных факторов построена Единая Всероссийская Спортивная Классификация Маршрутов (ЕВСКМ), предназначенная для специфических нужд спортивного туризма – учёта и подтверждения техничности прохождений, проведения спортивно-туристских соревнований различных уровней, присуждения разрядов и званий.

Однако, специфика развития современного активного туризма такова, что наблюдается резкое снижение доли туристов, мотивированных спортивными результатами своего отдыха.

Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации на период до 2005 года [95] констатирует, что «количество занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом ориентировочно снизилась по сравнению с 1989 годом в 3 – 4 раза, причем пропорция между организованным и неорганизованным спортивно-оздоровительным туризмом изменилась с 1/3 на 1/9, заметно упала управляемость [спортивно-оздоровительным туризмом как массовым общественным] движением». То есть, о численном сокращении туристов и отрицательной динамике активного туризма как явления речи не идёт, сокращается лишь доля туристов-спортсменов, подконтрольных Туристско-спортивному союзу и Федерации спортивного туризма России.

На данный момент активный туризм продолжает возрождаться после развала советской системы планового туризма в качестве массового увлечения граждан, развиваясь при этом достаточно спонтанно. При этом резко возрастает количество туристов, не имеющих достаточного опыта для прохождения организованных ими или для них маршрутов. Происходит это всё чаще за счёт прихода в активный туризм лиц, не имеющих понятия о туристской культуре и этике, общих тактических основах активного туризма, специализированной тактике и технике основных его видов, общих и специфических мерах безопасности на разных стадиях маршрута (а зачастую – и о самих стадиях и их особенностях). Основными «поставщиками» этого контингента являются неформальные туристские сообщества и спонтанные туристские группы и объединения.

Исходя из приведённых выше данных, можно сделать вывод, что количество туристов с неспортивной мотивацией, большая часть которых не имеет адекватной проходимым маршрутам подготовки, в последнее время значительно возросло и продолжает расти.

Всё это говорит о том, что массовый турист сейчас не мотивирован на грамотную организацию и подготовку, тактически и технически верное прохождение маршрута (и, прежде всего – именно определяющих его сложность препятствий), то есть, не мотивирован на воплощение основных составляющих безопасности маршрута.

В частности, перед массовым туристом просто не стоит задачи точного определения сложности предполагаемого к прохождению маршрута и прогнозирования характера и интенсивности проявления факторов опасности. Кроме того, само использование системы ЕВСКМ туристом без значительного опыта для выявления степени опасности прохождения данного маршрута данной группой затруднительно и представляется малоэффективным.

Связано это, видимо, с тем, что, стремясь сделать систему ЕВСКМ более гибкой, универсальной, её авторы полностью исключили из неё практически все прямые количественные показатели трудности препятствий и сложности маршрутов. Если для подготовленных туристов это не являлось существенной проблемой и исходные показатели сложности воспринимались интуитивно, то для туристов, не имеющих достаточных базовых знаний и навыков, занимающихся туризмом нерегулярно, ЕВСКМ практически бесполезна. Более или менее точные исходные данные при работе с ЕВСКМ представляют собой информацию о временной продолжительности маршрута, его пространственной протяжённости (километраже), предполагаемом (при анализе маршрута постфактум – уточнённом) количестве препятствий. Данные же о трудности и опасности прохождения конкретных препятствий сведены в ЕВСКМ к кратким стандартизированным словесным описаниям, без определенных количественных характеристик, и могут субъективно трактоваться в весьма широком диапазоне, как преувеличивая, так и преуменьшая трудность и опасность прохождения. Так, только туристы со сравнимым опытом в состоянии воспринимать реальную сложность и характер маршрута более или менее одинаково.

Таким образом, назрела необходимость создания новой, не ориентированной на спортивные достижения, и в то же время понятной для туристов с любым количеством опыта, начиная с минимального (прохождения некатегорийных маршрутов), системы, позволяющей самостоятельно классифицировать каждый данный маршрут с точки зрения опасности его прохождения.

Предлагаемая в данной работе методика классифицирования водных маршрутов не противоречит ЕВСКМ, разработана на её основе и сохраняет принцип нарастания сложности маршрутов за счёт нарастания трудности типичных для данного вида туризма локальных и протяжённых препятствий (тактико-технических характеристик). Основными отличиями предлагаемой методики от ЕВСКМ являются:

· Разбиение существующих категорий сложности на подкатегории для возможности более глубокого анализа;

· Присвоение вновь сформулированным показателям маршрута численных характеристик (балльная оценка опасности прохождения), закономерно возрастающих с повышением категории и подкатегории;

· Разграничение характеристик маршрута на общетактические (несколько меняющиеся качественно с повышением предполагаемой категории маршрута, но в количественном отношении продолжающие отражать нарастание сложности) и тактико-технические, отражающие как характер, так и количественные характеристики конкретных препятствий, и кроме того, особенности их прохождения для разных типов туристских судов;

· При любых разночтениях исходной информации за истину принимается вариант, прогнозирующий наибольшую опасность.

Начальная категория сложности присваивается маршруту исходя из имеющихся данных (подтверждённых или нет – не имеет значения) о максимальной категории трудности определяющих препятствий. То есть при наличии (предположении) хотя бы одного препятствия пятой категории трудности опасность прохождения маршрута рассчитывается исходя из начальной (базовой) пятой категории сложности, даже если по ЕВСКМ маршрут имеет третью. 

Начальная подкатегория сложности присваивается маршруту исходя из наиболее подходящих общетактических характеристик (приложения 1 – 14). Сумма баллов опасности общетактических характеристик выбранной подкатегории является константой для данного маршрута, его базисным (минимальным) уровнем опасности. Баллы опасности по тактико-техническим характеристикам плюсуются к базисному уровню по принципу проявления или непроявления данной характеристики (например, наличие на маршруте подкатегории 3-2 такого локального препятствия, как перекидной мост, даёт два балла к общему уровню опасности, отсутствие этого препятствия – ноль баллов).

Значение общего уровня опасности данного маршрута всегда лежит в диапазоне от базисного (сумма баллов опасности общетактических характеристик) уровня данной подкатегории до уровня её эталонного маршрута (сумма баллов опасности общетактических характеристик плюс сумма баллов всех возможных для данной подкатегории препятствий).

Расчет уровня опасности для данного маршрута происходит по формуле:

U = O + T,

где U – уровень опасности для данного маршрута; O – сумма баллов опасности общетактических характеристик данной подкатегории; T – сумма баллов опасности существующих на данном маршруте локальных и протяжённых препятствий.

При создании обобщённой системы классификации (безотносительно конкретных маршрутов и территорий) была создана шкала классов опасности, иллюстрирующая соотношение категорий сложности по ЕВСКМ, выделенных подкатегорий сложности, обобщенных базовых и эталонных уровней опасности (рис. 12). Место конкретного маршрута на данной схеме определяется точкой с координатами: вычисленный уровень предполагаемой опасности (по оси X), подкатегория сложности (по оси Y). Таким образом, определяется предполагаемая принадлежность конкретного маршрута к одному из девяти классов опасности.

Как видно по графикам на рисунке 7, опасность прохождения нарастает линейно внутри класса и экспоненциально между ними, таким образом, появляется возможность их чётко разграничить, а значит – учесть качественные отличия классов опасности и рекомендовать чёткие меры безопасности для каждого из них. 

Так, к примеру, в пределах Урала представлены водные маршруты I – VIII классов опасности, а наиболее посещаемые маршруты относятся к I (19 маршрутов), III (14 маршрутов), IV (10 маршрутов), V (23 маршрутов), VII (6 маршрутов) классам опасности. Более полно картина разброса по классам опасности рек Урала представлена на рис. 12 и в приложении 15.

На Алтае разброс рек по классам опасности выглядит иначе (приложение 16). Здесь преобладают маршруты VI (7 маршрутов),VIII (6 маршрутов) и IX (5 маршрутов) классов опасности, тогда как маршруты I – IV среди регулярно посещаемых не представлены, хотя и существуют.

На территории России выделено двенадцать районов водного туризма [12, 63]: Карелия и Кольский полуостров, Северо-запад, Север, Урал, Центр и Юго-восток европейской части России, Алтай, Саяны и Тува, Предбайкалье и Забайкалье, Енисейский север, Якутия, Дальний восток. Для каждого из них характерен свой набор водных маршрутов и их различный разброс по шкале классов опасности (рис. 13).

Отслеживание туристских потоков и соотнесение посещаемости маршрутов с их классом опасности позволяет наметить меры повышения безопасности водного туризма на уровне регионов.

 

 

 

 


Для каждого класса опасности маршрутов водного туризма характерны свои особенности и как общие, так и специфические меры профилактики нештатных ситуаций (табл. 7).

Таблица 7

Водный туризм. Особенности классов опасности и меры профилактики нештатных ситуаций (составлено автором)

Класс опасности Организационные и тактические особенности Меры профилактики нештатных ситуаций
I · Проходим на судах любого типа и класса; · Базовая тактическая подготовка обязательна только для руководителя группы; · Базовая техническая подготовка обязательна только для руководителя группы и капитанов судов; · Не предполагает обязательного чёткого разграничения функций участников (кроме руководителя группы и капитанов судов); · Технические препятствия до 1-2 подкатегории трудности по (приложение 2); · При движении возможен визуальный и вербальный контакт экипажей · Использование исправного и комплектного снаряжения; · Обязательное использование минимальных средств защиты; · Строгое выдерживание контрольных сроков и намеченного графика движения; · Обязательна регистрация группы в ПСС; · На воде – профилактика оверкиля и столкновений с локальными препятствиями; · При движении – сохранять визуальный контакт экипажей; · Заторы пережидаются, либо обносятся по берегу
II · Проходим на судах любого типа и класса, кроме объёмных плотов и полимаранов; · Базовая тактическая подготовка обязательна для руководителя группы и капитанов судов; · Базовая техническая подготовка обязательна для всех участников; · Не предполагает обязательного чёткого разграничения функций участников (кроме руководителя группы и капитанов судов); · Технические препятствия до 1-3 подкатегории трудности (приложение 3); · При движении возможен визуальный и вербальный контакт экипажей · Обязательны меры профилактики нештатных ситуаций, указанные для класса опасности I; · Прохождение, по возможности, по середине русла; · При прохождении локальных препятствий, старте и зачаливании – сохранение между судами дистанции, достаточной для разворота любого из них
III · Проходим на судах любого типа и класса, кроме объёмных плотов и полимаранов; · Базовая тактическая подготовка обязательна для руководителя группы и капитанов судов; · Базовая техническая подготовка обязательна для всех участников; · Предполагается разграничение функций участников (кроме руководителя группы и капитанов судов) с их возможным дублированием; · Технические препятствия до 2-1 подкатегории трудности (приложение 3); · При движении возможен визуальный и вербальный контакт экипажей · Обязательны меры профилактики нештатных ситуаций, указанные для класса опасности II; · При движении – избегать прохождения кос и обливных камней накатом, особенно – для байдарок, каяков, каное; · В случае проводки судов – оставлять на судне одного гребца с необходимыми средствами защиты
IV · Проходим на судах любого типа и класса; · Базовая тактическая подготовка обязательна для руководителя группы и капитанов судов; · Базовая техническая подготовка обязательна для всех участников; · Предполагается разграничение функций участников (кроме руководителя группы и капитанов судов) с их возможным дублированием; · Технические препятствия до 2-3 подкатегории трудности (приложение 5); · При движении возможен визуальный и вербальный контакт экипажей · Обязательны меры профилактики нештатных ситуаций, указанные для класса опасности III; · При делении русла на протоки – использование одной протоки всеми судами; · Прохождение прижимов – вне основной струи, сохраняя положительную скорость; · При прохождении препятствий пониженной пропускной способности – строгая, заранее оговоренная очерёдность проходения
V · Проходим на судах любого типа и класса; · Базовая тактическая подготовка обязательна для всех участников; · Базовая техническая подготовка обязательна для всех участников; · Предполагается разграничение функций участников (кроме руководителя группы и капитанов судов) с их возможным дублированием; · Технические препятствия до 4-1 подкатегории трудности (приложение 9); · При движении возможен визуальный и вербальный контакт экипажей · Обязательны меры профилактики нештатных ситуаций, указанные для класса опасности IV; · Прохождение препятствий может требовать использования дополнительных средств защиты; · Использование судов с преимущественно продольным характером маневрирования предполагает обязательную схоженность экипажей; · При комбинировании типов судов – не допускать растягивания группы за пределы прямой видимости, в противном случае обязательно использование радиосвязи; · Необходим предварительный просмотр всех потенциально опасных препятстсвий
VI · Проходим на судах любого типа и класса; · Базовая тактическая подготовка обязательна для всех участников; · Базовая техническая подготовка обязательна для всех участников; · Предполагается разграничение функций участников (кроме руководителя группы и капитанов судов) с их возможным дублированием; · Технические препятствия до 5-1 подкатегории трудности (приложение 11); · При движении возможен визуальный и вербальный контакт экипажей · Обязательны меры профилактики нештатных ситуаций, указанные для класса опасности V; · Прохождение препятствий безоговорочно требует использования дополнительных средств защиты; · Использование судов с преимущественно продольным характером маневрирования предполагает обязательную схоженность экипажей и углублённую тактическую подготовку капитанов; · Требуется начальная тактико-специальная подготовка руководителей групп (организация спасательных работ силами группы, оказание первой помощи пострадавшим)
VII · Проходим на судах любого типа, кроме приспособленных судов; · Обязательна углублённая тактическая и техническая подготовка для всех участников; · углублённая техническая подготовка и дополнительная общая физическая обязательна для всех участников; · Предполагается чёткое разграничение функций участников группы; · Технические препятствия до 5-2 подкатегории трудности (приложение 12); · При движении визуальный контакт экипажей возможен не всегда, вербальный – как правило, невозможен · Обязательны меры профилактики нештатных ситуаций, указанные для класса опасности VI; · Прохождение препятствий безоговорочно требует использования дополнительных средств защиты; · Использование судов с преимущественно продольным характером маневрирования предполагает обязательную углублённую тактическую подготовку всех гребцов; · Схоженность экипажей необходима для всех типов судов; · Требуется начальная тактико-специальная подготовка руководителей групп и капитанов судов (организация спасательных работ силами группы, оказание первой помощи пострадавшим); · При затруднении визуального контакта необходимо использование радиосвязи, либо движение с ожидание последующего экипажа; · Препятствия проходятся поочерёдно, с выполнением страховки с воды и берега
VIII · Проходим на судах любого типа с повышенным запасом плавучести, кроме приспособленных судов; · Обязательна углублённая тактическая, техническая тактико-специальная подготовка для всех участников; · углублённая техническая подготовка и дополнительная общая физическая обязательна для всех участников; · Предполагается чёткое разграничение функций участников группы; · Технические препятствия до 6-2 подкатегории трудности (приложение 14); · При движении визуальный контакт экипажей возможен не всегда, вербальный – как правило, невозможен · Обязательны меры профилактики нештатных ситуаций, указанные для класса опасности VII; · Прохождение препятствий безоговорочно требует использования дополнительных средств защиты, страховки, дополнительного специального снаряжения; · При затруднённом просмотре препятствий с воды при прохождении должны выставляться сигнальщики, создаваться дополнительные временные ориентиры, либо используется наведение по радиосвязи; · Экипажи должны уметь работать при минимальном количеством команд (по звуковым или визуальным сигналам, по выходу на визуальный или временной ориентир и т.п.)
IX · Проходим на судах любого типа с повышенным запасом плавучести, кроме приспособленных судов и рафтов; · Динамика водотоков изменчива настолько, что практически любое прохождение идёт в режиме первопрохождения; · Предельная нагрузка на суда и экипажи; · Обязательна углублённая тактическая, техническая тактико-специальная подготовка для всех участников; · углублённая техническая подготовка и дополнительная общая физическая обязательна для всех участников; · Предполагается чёткое разграничение функций участников группы с их возможным дублированием внутри экипажей; · Технические препятствия до 6-2 подкатегории трудности (приложение 14); · При движении визуальный контакт экипажей возможен не всегда, вербальный – как правило, невозможен · Обязательны меры профилактики нештатных ситуаций, указанные для класса опасности VIII; · Каждый экипаж должен быть подготовлен к возможному прохождению части (или всего) маршрута в автономном режиме; · Крайне желательно дополнительное сопровождение группы с берега (там, где это возможно)

Результатом использования предлагаемой методики является реальная возможность обоснованного и целенаправленного планирования и использования на маршруте специализированных приёмов и мер безопасности, разработанных исходя из качественных особенностей выделенных классов опасности.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.