Изучение личности допрашиваемого — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Изучение личности допрашиваемого

2021-12-11 44
Изучение личности допрашиваемого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В широком социальном и психологическом плане изучение лич­ности начинается с определения трех моментов: семейного положе­ния, социального статуса и физического развития личности.

Под изучением личности в уголовном судопроизводстве пони­мается целенаправленная деятельность следователя по установ­лению определенной совокупности данных, характеризующих эту личность и имеющих значение для правильного применения норм уголовного закона, точного соблюдения предписаний уголовно-процессуального законодательства, выбора и использования наиболее эффективных приемов при проведении отдельных следственных действий, а также принятия надлежащих мер по предупреждению преступлений.

Изучение личности обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего в уголовном процессе проводится в уголовно-правовом, уголовно-процессуальном, криминологическом и кримина­листическом (тактическом) аспектах.

В статье 68 УПК РСФСР среди обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, названы и обстоятельства, ха­рактеризующие личность обвиняемого. Таким образом, изучение личности обвиняемого носит характер правового предписания. Криминалистический аспект изучения личности допрашиваемого предполагает получение информации, которая может быть исполь­зована для выбора наиболее эффективных тактических приемов ведения допроса и способов воздействия на допрашиваемого с целью получения от него полных и объективных показаний. Зна­ние взглядов, интересов, потребностей, ценностных ориентации, характерологических, волевых и эмоциональных особенностей и свойств личности позволяет дать криминалистическую оценку его поведения.

Иногда предлагают выявить зависимость между личностными свойствами допрашиваемого и тактическими приемами допроса, полагая при этом, что достаточно определить одно-два личностных качества для избрания наиболее эффективной тактики допроса. Такой подход неверен, ведь поведение личности детерминируется всей совокупностью социальных и психических свойств и взглядов, мировоззрением, потребностями, эмоциональными и волевыми ка­чествами. При изучении личности должен быть применен систем­но-структурный подход, при котором все качества и свойства рас­сматриваются как взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Изучение личности допрашиваемого следователем направле­но в первую очередь на получение такой информации, при помощи которой можно прогнозировать поведение данного лица на допросе.

В условиях дефицита информации и времени большое значе­ние имеют интуиция и способность следователя к рефлексивному мышлению, которые позволяют предвосхитить образ действий участников уголовного процесса, определить возможные вариан­ты их поведения, создать условия для тактического воздействия на допрашиваемого. Сложность прогнозирования в процессе рас­следования заключается в том, что следователю на ранней стадии расследования исходные данные о допрашиваемом известны лишь предположительно. Поэтому приходится разрабатывать несколь­ко возможных вариантов поведения того или иного участника про­цесса. Результаты допроса в значительной степени определяются тем, насколько полно изучена личность допрашиваемого и пра­вильно ли использованы эти сведения для выбора наиболее эф­фективных приемов и средств решения тактических задач рассле­дования. Прогнозирование при допросе и в процессе всего расследования должно основываться на безошибочном анализе данных, имеющихся в деле, включая и данные о личности допра­шиваемого.

Изучение личности допрашиваемого начинается с момента принятия решения о его допросе и условно разделяется на два эта­па: первый — до проведения допроса, второй — в процессе его. Оно может быть проведено с помощью процессуальных и непро­цессуальных средств, непосредственно следователем или через третьих лиц. Процессуальная форма получения информации о личности допрашиваемого — это те следственные действия, при производстве которых следователь получает информационные данные (допрос, обыск, осмотр, экспертизы и т.д.). К непроцессу­альным относятся все другие средства получения информации: оперативно-розыскные, использование помощи общественности и др.

Объем и средства изучения личности зависят от процессуаль­ного положения допрашиваемого, целей допроса, обстоятельств расследуемого преступления и реальных возможностей следова­теля. В каждом случае нужно знать биографические данные до­прашиваемого, располагать сведениями о его трудовой деятель­ности, поведении в общественных местах и в быту, личных качествах. Все это имеет тактическое значение и в конечном итоге определяет результаты допросов.

Изучение личности допрашиваемого должно отвечать ряду требований.

Во-первых, оно должно быть проведено с помощью научно обос­нованных методов, учитывающих такие особенности дознания и предварительного следствия, как специфика объекта исследова­ния, локальный характер исследования, дефицит времени, возмож­ность конфликтной ситуации, процессуальная форма исследова­ния.

Во-вторых, изучение личности должно отвечать принципу объ­ективности, т.е. необходимо выявить не только отрицательные, но и положительные ее качества. Следует изучать не отдельные изо­лированные свойства, а функциональную динамическую структу­ру личности в целом, с учетом ее развития и изменяемости.

В-третьих, изучение личности должно быть целенаправлен­ным, задачи и цели его конкретно сформулированы и заранее оп­ределены.

В-четвертых, оно должно проводиться в большом масштабе и быть достаточно продолжительным по времени для получения на­иболее точного результата.

В-пятых, изучение личности предполагает комплексное ис­пользование нескольких методов, с тем чтобы результаты одного могли быть перепроверены показаниями другого.

Это дает гарантию правильности полученных данных, обеспе­чивает их полноту и объективность, позволяет следователю познать личность во всем ее многообразии.

Можно назвать следующие методы, изучения личности.

Наблюдение

Это специально организованное, систематическое, преднамерен­ное и целенаправленное восприятие личности с целью изучения раз­нообразных проявлений ее психики. От простого восприятия оно от­личается своей преднамеренностью, целенаправленностью и планомерностью, поэтому процесс наблюдения всегда связан с кон­центрацией внимания на объекте, что усиливает восприимчивость наблюдающего.

Данные, полученные в результате наблюдения, являются свое­образными сигналами, указателями, имеющими значение для по­строения правильной тактики допроса, они оказывают влияние на внутреннее убеждение следователя при оценке им достоверности показаний. По внешнему виду человека иногда можно сделать вывод об условиях его жизни и работы, профессии, личных каче­ствах, а по жестам — о его внутреннем состоянии. Однако оши­бочно делать выводы о личности в целом только по отдельным мимическим и физиономическим показателям.

Обширную информацию о личности можно получить, предва­рительно посетив место работы и квартиру допрашиваемого. Вещи, предметы домашнего обихода, вся окружающая обстановка могут многое «рассказать» о своем хозяине следователю, если он обла­дает наблюдательностью и аналитическим мышлением.

Изучение личности возможно и при помощи других известных психологии методов. К их числу следует отнести беседу, анализ результатов деятельности и метод обобщения независимых харак­теристик.

2. Беседа

Это источник и способ познания психических явлений в процес­се речевого общения. При помощи ее устанавливаются уровень раз­вития, наличие профессиональной подготовки, отношение к свое­му труду и фактам, представляющим интерес для расследования, определяется мировоззрение, понимание моральных и этических норм, антиобщественные взгляды, выявляются психическое состо­яние, волевые качества личности. Беседа дает возможность полу­чить сведения непосредственно от их обладателей, влиять на пол­ноту информации, уточнять и корректировать отдельное обстоятельства. Она позволяет собрать более углубленные сведе­ния с учетом опыта, мнений, оценки со стороны допрашиваемых.

По форме беседа может быть «свободной», когда она ведется не по строго определенной логической схеме, и «жесткой» т.е. имеет неукоснительную направленность с целью получения ответов на заранее составленные вопросы. Цель беседы достигается, если сле­дователю удастся установить контакт, взаимопонимание с допра­шиваемым и удачно выбрать момент для проведения беседы. По­этому каждая беседа предварительно продумывается, чтобы определить, что требуется выяснить, какие вопросы следует для это­го задать, в какой форме и последовательности, где и в какой обста­новке ее провести. Главное, чтобы беседа проходила непринужден­но и дополнялась бы наблюдением.

В условиях предварительного следствия этот метод применя­ется с учетом его специфики. Вызвав на допрос свидетеля, следо­ватель в целях изучения его личности не Может ограничиться лишь беседой с ним — он обязан его допросить. Поэтому в «чистом» виде этот метод не применяется. Наиболее эффективным бывает допрос, проведенный в форме беседы. В сущности, допрос — это принудительный вид беседы, при котором один вправе спраши­вать, а другой (свидетель, потерпевший и др.) обязан отвечать. Та­ким образом, беседа — непротоколируемый допрос, при котором с допрашиваемого снято напряжение.

Момент установления личности и заполнения анкетной части протокола может быть использован для получения не только со­циально-демографических данных, но и сведений о микросреде и социальных связях, уяснения нравственной и социально-психоло­гической значимости личности.

Хорошие результаты дает беседа, проведенная после допроса. Допрашиваемый становится более откровенным, и в ходе беседы можно установить мотивы, которыми он руководствовался при совершении преступления, причины и условия, способствовавшие этому.

Постановка вопросов в ходе беседы еще не означает получе­ния точного ответа на них, но по голосу и интонации отвечающе­го можно определить его психический тонус. Голос человека — одна из самых ярких черт, выражающих индивидуальность, это его звуковое лицо. Интонация по своей смысловой роли настолько самостоятельна, что независимо от формального значения слов она может определять истинный смысл фразы. По мнению некоторых исследователей, интонация несет в себе до сорока процентов ин­формации. Поэтому важно не только уметь слушать, но и уметь вслушиваться в повествование. Если имеется магнитофонная за­пись голоса допрашиваемого, ее следует прослушать, так как по голосу можно составить фонологическую характеристику говоря­щего, определить его интеллект, словарный запас, психическое состояние.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.