Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-12-11 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Адекватность нагрузки и эффективность организации образовательного процесса прежде всего отражаются на работоспособности детей.
Работоспособность является интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений и в конечном итоге отражает рациональность и эффективность организации учебного процесса, его соответствие возможностям ребенка. Динамика работоспособности позволяет увидеть, какой «ценой» достигается тот или иной педагогический результат.
Уровень работоспособности зависит от многих факторов:
• физиологических (функциональная зрелость организма, функциональное состояние здоровья и т. п.);
• психологических {самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т. п.);
• внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.).
Работоспособность как интегральная характеристика функционального состояния отражает его изменения в течение урока, учебного дня, недели, года. Знание закономерностей динамики работоспособности позволяет рационально построить учебный процесс, снизить функциональное напряжение организма и повысить эффективность работы.
Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (период оптимальной работоспособности), предутомление (период компенсаторной перестройки) и утомление.
Рациональная организация учебных занятий сокращает период врабатывания, способствует удлинению периода оптимальной работоспособности и отодвигает, делает менее выраженным утомление.
Схема периодов динамики работоспособности представлена на рисунке.
|
Схема периодов динамики работоспособности
Врабатывание - период, когда происходит постепенное повышение работоспособности. В этот период работоспособность неустойчива, а эффективность ее не очень высока.
Оптимум - это время (период), когда организм работает наиболее эффективно, в оптимальном режиме. Высокая, устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат, снижается напряжение, повышается согласованность в деятельности всех систем. Это период самой продуктивной учебной работы, но он не очень продолжительный.
Следующий этап - предутомление, когда еще возможна качественная работа, но это требует от организма значительного напряжения. В этот момент необходима пауза, разгрузка, смена видов деятельности, результатом чего становится еще некоторое время хорошей (эффективной) работы. Это период, когда ребенок продолжает работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Именно данный отрезок времени характеризуется снижением внимания и темпа деятельности, ростом числа отвлечений, повышением двигательной активности. Усилием воли ребенок может продолжить работу и даже улучшить ее качество, но ненадолго. Следующий период-утомление.
Утомление - особое функциональное состояние организма, оно может возникать и при длительной, но неинтенсивной работе, и при кратковременной, но интенсивной. Признаки утомления могут не проявляться достаточно длительное время, и сам ребенок словно не чувствует утомления, однако функциональное напряжение постепенно нарастает и в какой-то момент может проявиться в виде резкого снижения работоспособности, проявляющегося как отказ от работы («больше не могу»).
Это полезно знать
Первые признаки утомления:
• снижение качества работы (количества правильных ответов), повышение числа ошибок;
• резкое ухудшение почерка;
|
• изменение поведения ребенка: он становится или беспокойным и очень подвижным, или вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
• изменение регуляции физиологических функций (внешне это не проявляется, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица);
• появление жалоб на усталость.
Количественно оценить утомление довольно сложно. Например, усталость может наступить при интенсивной и очень интересной работе значительно позже, чем при неинтересной и малоинтересной работе. Однако об утомлении, как правило, свидетельствует снижение работоспособности.
В то же время все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают в процессе отдыха или при смене деятельности. Учебный процесс не должен исключать утомления вообще, но должен строиться таким образом, чтобы отдалить его наступление и, самое главное, предупредить его возникновение.
Очень информативным признаком утомления является изменение почерка. Особенно отчетливо это видно у тех детей, которые обычно пишут аккуратно и правильно. Нарушается регуляция вегетативных функций, внешне это иногда проявляется как потливость (у детей сильно потеют руки), покраснение лица, могут появляться жалобы на головную боль или боль в животе. Наиболее частым проявлением утомления является т. н. двигательное беспокойство. После 5-10 мин учебной деятельности, связанной со статическим напряжением, ребенок начинает крутиться, многократно менять позу.
Это полезно знать
Продолжительность периодов врабатывания, оптимума и утомления зависит от функционального состояния ребенка и его индивидуальных особенностей. У медлительных детей период врабатывания в 1,5-2 раза продолжительнее, удлиняется врабатывание у утомленных и ослабленных после болезни детей.
Длительность периодов врабатывания и оптимума зависит от возраста детей:
• период врабатывания детей 5-6 лет составляет 5-6 мин, а оптимума -10 мин;
• период врабатывания детей 6-7 лет - 1,5-3 мин, а оптимума - 15-17 мин.
Оптимальная продолжительность урока - 40-45 мин, это продолжительность интенсивной интеллектуальной деятельности и взрослого человека. При этом наименее эффективны 1-й, 5-й и последующие уроки.
|
В процессе учебных занятий рекомендуется проводить физкультурные паузы, они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.
Утомление обладает двойным биологическим действием. С одной стороны, оно является защитной реакцией организма и охраняет его от чрезмерного напряжения, с другой - стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей. Количественно оценить утомление позволяют показатели работоспособности, а качественная оценка утомления очень сложна. Как правило, дети младшего школьного возраста не всегда адекватно оценивают собственное состояние - при очень интересной, эмоционально значимой деятельности внешние признаки утомления могут не проявляться длительное время, и сам ребенок увлеченно работает, однако функциональное напряжение накапливается и неизбежно резкое снижение работоспособности, отказ от работы. Дети более старшего возраста (10-12 лет) уже хорошо дифференцируют состояние утомления и даже переутомления (компенсаторной перестройки), умеют регулировать и ограничивать работу.
Факторы, определяющие продолжительность фаз трудоспособности
Продолжительность отдельных фаз работоспособности зависит от очень многих разнообразных факторов.
Один из факторов - возраст. Чем младше ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление.
Следующий фактор - состояние здоровья. У детей с хроническими заболеваниями и у часто и длительно болеющих детей, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстрое наступление утомления.
Еще один фактор - функциональная зрелость организма, соответствие условий и требований работы функциональным возможностям ребенка. Именно функциональная зрелость коры и регуляторных структур мозга определяет возможность ребенка организовать деятельность, особенности организации внимания, продолжительность врабатывания, способность определенное время работать без отвлечений и эффективность работы.
|
Улучшить состояние ребенка в течение дня, отодвинуть утомление, снять усталость помогают физиологические «стимуляторы», например;
• активная прогулка (это может быть часовая прогулка после 3-го урока);
• физкультурные минутки;
• холодовые раздражители (обтирание влажной салфеткой лица и шеи);
• звуковые раздражители.
Динамика работоспособности детей во время урока в начальной школе:
• 3-5 мин-врабатывание;
• 10-15 мин - оптимальная работоспособность;
• 5-7 мин - неустойчивая работоспособность;
• далее - утомление.
Дневная динамика работоспособности ученика начальных классов:
• 1-й урок- врабатывание;
• 2-й и 3-й уроки - оптимум;
• 4-й урок - повышается напряжение и снижается качество;
• 5-й урок в начальной школе неэффективен (успешная работа возможна, но при этом резко возрастает функциональная цена учебной нагрузки).
Недельная динамика работоспособности ученика:
• понедельник-врабатывание;
• вторник, среда-оптимум;
• четверг - повышение напряжения и снижение эффективности работы (т. е. рост ее физиологической «цены»);
• пятница - снижение работоспособности.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!