Работоспособность как интегральный показатель функционального состояния ребенка — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Работоспособность как интегральный показатель функционального состояния ребенка

2021-12-11 33
Работоспособность как интегральный показатель функционального состояния ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Адекватность нагрузки и эффективность организации образовательного процесса прежде всего отражаются на работоспособности детей.

       Работоспособность является интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений и в конечном итоге отражает рациональ­ность и эффективность организации учебного процесса, его соответствие воз­можностям ребенка. Динамика работоспособности позволяет увидеть, какой «ценой» достигается тот или иной педагогический результат.

 

       Уровень работоспособности зависит от многих факторов:

• физиологических (функциональная зрелость орга­низма, функциональное состояние здоровья и т. п.);

• психологических {самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т. п.);

• внешнесредовых (условия организации деятель­ности, время дня, года и т. п.).

       Работоспособность как интегральная ха­рактеристика функционального состояния отражает его изменения в течение урока, учебного дня, недели, года. Знание законо­мерностей динамики работоспособности позволяет рационально построить учеб­ный процесс, снизить функциональное на­пряжение организма и повысить эффектив­ность работы.

       Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в кото­рой выделяется несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (пе­риод оптимальной работоспособности), предутомление (период компенса­торной перестройки) и утомление.

       Рациональная организация учебных занятий сокращает период врабатывания, способствует удлинению периода оптимальной работоспособности и ото­двигает, делает менее выраженным утомление.

       Схема периодов динамики работоспособности представлена на рисунке.

 

 

Схема периодов динамики работоспособности

 

       Врабатывание - период, когда происходит постепенное повышение рабо­тоспособности. В этот период работоспособность неустойчива, а эффектив­ность ее не очень высока.

       Оптимум - это время (период), когда организм работает наиболее эффек­тивно, в оптимальном режиме. Высокая, устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат, снижается напря­жение, повышается согласованность в деятельности всех систем. Это период самой продуктивной учебной работы, но он не очень продолжительный.

       Следующий этап - предутомление, когда еще возможна качественная ра­бота, но это требует от организма значительного напряжения. В этот момент необходима пауза, разгрузка, смена видов деятельности, результатом чего ста­новится еще некоторое время хорошей (эффективной) работы. Это период, когда ребенок продолжает работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Именно данный отрезок времени характеризуется снижением внимания и темпа деятельности, ростом числа отвлечений, повышением дви­гательной активности. Усилием воли ребенок может продолжить работу и даже улучшить ее качество, но ненадолго. Следующий период-утомление.

       Утомление - особое функциональное состояние организма, оно может возникать и при длительной, но неинтенсивной работе, и при кратковремен­ной, но интенсивной. Признаки утомления могут не проявляться достаточно длительное время, и сам ребенок словно не чувствует утомления, однако функциональное напряжение постепенно нарастает и в какой-то момент мо­жет проявиться в виде резкого снижения работоспособности, проявляющего­ся как отказ от работы («больше не могу»).

 

Это полезно знать

Первые признаки утомления:

• снижение качества работы (количества правиль­ных ответов), повышение числа ошибок;

• резкое ухудшение почерка;

• изменение поведения ребенка: он становится или беспокойным и очень подвижным, или вя­лым, рассеянным, невнимательным, часто отвле­кается;

• изменение регуляции физиологических функций (внешне это не проявляется, хотя иногда отмеча­ется повышенная потливость, покраснение лица);

• появление жалоб на усталость.

 

       Количественно оценить утомление до­вольно сложно. Например, усталость может наступить при интенсивной и очень инте­ресной работе значительно позже, чем при неинтересной и малоинтересной работе. Однако об утомлении, как правило, свиде­тельствует снижение работоспособности.

       В то же время все изменения в организ­ме, связанные с утомлением, носят времен­ный характер и исчезают в процессе отдыха или при смене деятельности. Учебный про­цесс не должен исключать утомления во­обще, но должен строиться таким образом, чтобы отдалить его наступление и, самое главное, предупредить его возникновение.

       Очень информативным признаком утомления является изменение почер­ка. Особенно отчетливо это видно у тех детей, которые обычно пишут аккурат­но и правильно. Нарушается регуляция вегетативных функций, внешне это иногда проявляется как потливость (у детей сильно потеют руки), покраснение лица, могут появляться жалобы на головную боль или боль в животе. Наиболее частым проявлением утомления является т. н. двигательное беспокойство. После 5-10 мин учебной деятельности, связанной со статическим напряжени­ем, ребенок начинает крутиться, многократно менять позу.

Это полезно знать

       Продолжительность периодов врабатывания, опти­мума и утомления зависит от функционального со­стояния ребенка и его индивидуальных особенно­стей. У медлительных детей период врабатывания в 1,5-2 раза продолжительнее, удлиняется врабатывание у утомленных и ослабленных после болезни детей.

Длительность периодов врабатывания и опти­мума зависит от возраста детей:

• период врабатывания детей 5-6 лет составляет 5-6 мин, а оптимума -10 мин;

• период врабатывания детей 6-7 лет - 1,5-3 мин, а оптимума - 15-17 мин.

Оптимальная продолжительность урока - 40-45 мин, это продолжительность интенсивной интел­лектуальной деятельности и взрослого человека. При этом наименее эффективны 1-й, 5-й и последу­ющие уроки.

 

       В процессе учебных занятий рекомендует­ся проводить физкультурные паузы, они сни­мают не только мышечное, но и эмоциональ­ное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.

       Утомление обладает двойным биологиче­ским действием. С одной стороны, оно являет­ся защитной реакцией организма и охраняет его от чрезмерного напряжения, с другой - стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных воз­можностей. Количественно оценить утомле­ние позволяют показатели работоспособно­сти, а качественная оценка утомления очень сложна. Как правило, дети младшего школь­ного возраста не всегда адекватно оценивают собственное состояние - при очень интерес­ной, эмоционально значимой деятельности внешние признаки утомления могут не проявляться длительное время, и сам ребенок увлеченно работает, однако функ­циональное напряжение накапливается и неизбежно резкое снижение рабо­тоспособности, отказ от работы. Дети более старшего возраста (10-12 лет) уже хорошо дифференцируют состояние утомления и даже переутомления (ком­пенсаторной перестройки), умеют регулировать и ограничивать работу.

 

Факторы, определяющие продолжительность фаз трудоспособ­ности

       Продолжительность отдельных фаз работоспособности зависит от очень многих разнообразных факторов.

Один из факторов - возраст. Чем младше ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период работоспособности, более четко выражен пе­риод компенсации и более резко проявляется утомление.

       Следующий фактор - состояние здоровья. У детей с хроническими заболева­ниями и у часто и длительно болеющих детей, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокраще­ние периода оптимальной работоспособности, быстрое наступление утомления.

       Еще один фактор - функциональная зрелость организма, соответствие условий и требований работы функциональным воз­можностям ребенка. Именно функциональ­ная зрелость коры и регуляторных структур мозга определяет возможность ребенка организовать деятельность, особенности организации внимания, продолжительность врабатывания, способность определенное время работать без отвлечений и эффектив­ность работы.

Улучшить состояние ребенка в течение дня, отодвинуть утомление, снять усталость помогают физиологические «стимуляторы», например;

• активная прогулка (это может быть ча­совая прогулка после 3-го урока);

• физкультурные минутки;

• холодовые раздражители (обтирание влажной салфеткой лица и шеи);

• звуковые раздражители.

 

Динамика работоспособности детей во время урока в начальной школе:

•  3-5 мин-врабатывание;

• 10-15 мин - оптимальная работоспособность;

• 5-7 мин - неустойчивая работоспособность;

• далее - утомление.

Дневная динамика работоспособности ученика начальных классов:

• 1-й урок- врабатывание;

• 2-й и 3-й уроки - оптимум;

• 4-й урок - повышается напряжение и снижается качество;

• 5-й урок в начальной школе неэффективен (успеш­ная работа возможна, но при этом резко возраста­ет функциональная цена учебной нагрузки).

Недельная динамика работоспособности ученика:

• понедельник-врабатывание;

• вторник, среда-оптимум;

• четверг - повышение напряжения и снижение эф­фективности работы (т. е. рост ее физиологической «цены»);

• пятница - снижение работоспособности.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.