История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-12-11 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
М. М. Безруких,
д-р биол. наук, проф., академик РАО,
директор Института возрастной физиологии РАО
Школьные факторы риска
Как причина трудностей обучения
В социальном, личностном и функциональном развитии ребенка существуют факторы риска, которые могут стать причиной возникновения разных школьных проблем. Однако парадокс: социальная, психологическая и функциональная «незрелость» ребенка при благоприятных условиях обучения может и не привести к трудностям. И наоборот, в неблагоприятных условиях обучения даже у вполне «зрелого ребенка» могут возникнуть серьезные школьные проблемы.
Какими же должны быть условия обучения, чтобы школа не была «зоной риска», создающей или усугубляющей проблемы ребенка? Для начала следует разобраться в реалиях современной школы, в организации учебного процесса, условиях обучения, сопоставить их с особенностями организации познавательной деятельности детей на разных этапах развития.
Дети проводят в школе большую часть активной жизни в течение 10-11 лет. Доказано, что 70% времени бодрствования ребенка отведено на учебные занятия и пребывание в школе. Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематических занятий привели к росту числа детей со школьными проблемами, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. По данным Института возрастной физиологии РАО, трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников.
Факторы, влияющие на возникновение школьных трудностей
В качестве причин возникновения школьных трудностей выделяют две группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).
|
К экзогенным факторам принято относить социокультурные условия, в которых растет и развивается ребенок, экологические, внешнесредовые и педагогические факторы, или школьные факторы риска.
К эндогенным факторам, как правило, относят: генетические влияния, нарушения в раннем периоде развития, состояние здоровья, уровень функционального развития, мозговые дисфункции, степень зрелости структурно-функциональных систем мозга и сформированности высших психических функций.
В ряде случаев выделяются т. н. «смешанные» факторы, сочетающие влияние и внешних, и внутренних факторов.
Это полезно знать
К числу школьных факторов риска относятся:
• стрессовая тактика педагогических воздействий;
• интенсификация учебного процесса;
• несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей;
• нерациональная организация образовательного процесса.
Данные факторы расположены в порядке, который показывает силу (значимость) влияния каждого фактора, его значение в возникновении школьных проблем.
Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия жизни изменить сложно, это длительный процесс, не подвластный ни учителю, ни родителям. В свою очередь, школьные факторы риска можно изменить, снять или хотя бы снизить их неблагоприятное влияние.
Сила действия школьных факторов риска чрезвычайно высока по ряду причин.
Во-первых, действует весь комплекс педагогических факторов (и если в каком-то классе или в какой-то школе удается исключить один из них, ситуация практически не меняется).
Во-вторых, даже при минимальном воздействии каждого из этих факторов они действуют комплексно на организм детей в период интенсивного роста и развития, наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям.
В-третьих, комплекс отрицательных педагогических факторов действует непрерывно и длительно.
|
Изменяя условия школьной жизни, можно действовать во благо и во вред ребенку. Можно повысить его работоспособность, сделать труд эффективным и увлекательным, а можно довести учащегося до предельного утомления за несколько минут, создав стрессовую ситуацию, и получить неудовлетворительные результаты.
Учитывая особенности ребенка, педагог действительно может создать либо благоприятные условия обучения, либо такие, которые ухудшат его состояние и приведут к школьным проблемам. Важно отметить, что сам ребенок не может исключить эти влияния, скрыться от них, прекратить их действие (разве только сбежать с уроков и не идти в школу).
Опасность влияния школьных факторов риска усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а аккумулируется (накапливается) в течение нескольких лет. Кроме того, микросимптоматика этих нарушений не привлекает внимания педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.
Доказано, что воздействие на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если он осознает это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизменное. Это утверждение применимо и к школьникам.
При анализе причин школьных трудностей в педагогической литературе рассматриваются в основном те, которые связаны с самим ребенком, его развитием, состоянием, сформированностью функций, здоровьем и т. п. Как это ни странно, но именно эндогенные причины в той или иной мере привлекают внимание педагогов и родителей. Гораздо меньшее внимание руководители системы образования, педагоги и родители уделяют особенностям организации учебного процесса. В то же время учебный процесс, при котором не соблюдаются основные принципы его эффективной организации, способен вызвать не менее серьезные школьные трудности даже у очень способных и подготовленных к школе детей.
Пример
У первоклассника - выраженное нарушение письма (буквы неровные, разнонаклонные, нарушена конфигурация, соотношение элементов, отмечается зеркальное выполнение некоторых букв (причем домашние работы, как правило, выполнены лучше, чем классные), диктанты этот ребенок практически не может писать, есть ошибки).
|
Этот пример в качестве задачи для выбора коррекционных мер был предложен группе учителей начальных классов и школьных психологов. Подавляющее большинство педагогов в качестве основной меры ликвидации трудностей предложили усиленную тренировку, упражнения, «может же, когда хочет» (домашние работы выполнены лучше). Психологи были солидарны - повысить мотивацию, «чтобы старался». Никто не обратил внимания на характер нарушений (нарушение конфигурации, зеркальное письмо), свидетельствующих о явных проблемах зрительно-пространственного восприятия, требующих специальной коррекции. Никто не поинтересовался индивидуальным темпом деятельности ребенка и общим темпом работы на уроке. Учитель, работающий с детьми в этом классе, считала, что все дети должны работать «быстро, четко, по команде». Быстрый темп деятельности на уроке (непосильный для этого ребенка) был главной причиной, из-за которой ухудшалось качество классных работ и практически невозможен был любой диктант. Несформированность зрительно-пространственного восприятия, медленный темп, помноженный на тревожность от ожидаемой неудачи, всегда давали неудовлетворительный результат. Ситуация осложнялась и такой незначительной, на первый взгляд, причиной - ребенок неправильно держал ручку. Это сковывало движения, а в сочетании с трудностями зрительно-пространственного восприятия приводило к резкому ухудшению качества письма и быстрому утомлению.
Итак, нарушение письма в этом случае - следствие комплекса причин, связанных как с функциональной незрелостью ребенка, так и с организацией учебного процесса. На начальном этапе обучения эти трудности еще не означают «неуспеваемость», но при отсутствии адекватной помощи они в нее перерастут (в нарушение почерка, письма и письменной речи).
Это полезно знать
Использование в качестве критерия успешности формирования навыка чтения скоростных характеристик, превышающих 80-90 слов в минуту, противоречит психофизиологическим закономерностям восприятия информации.
|
При чтении со скоростью свыше 80-90 слов в минуту часть информации просто не воспринимается. Кроме этого, артикуляционные движения, производимые со столь высокой скоростью, ведут к значительному мышечному утомлению, а для некоторых детей они просто невыполнимы.
«Испытание секундомером» приводит к школьным трудностям:
• нарушению процессов письма - нарушению почерка;
• ошибкам - пропускам, заменам, перестановкам, связанным с осложнением звуко-буквенного анализа просто из-за недостатка времени;
• нарушению процессов чтения - пропускам, перестановкам, «угадыванию», непониманию смысла прочитанного.
Несоответствие методики и технологии обучения - ведущий фактор риска, приводящий к возникновению и развитию школьных трудностей.
«Скоростные» критерии успешности обучения письму и чтению ничем не обоснованы, требование одинаковой скорости письма (тем более высокой скорости) не соответствует возрастным возможностям детей. Каждый ребенок (особенно на начальном этапе обучения) имеет свой темп письма, определяемый не только скоростью механических передвижений руки, но и другими процессами - переводом фонемы в графему, выделением зрительного образа буквы, программированием предстоящего действия - определения точки начала движения, траектории движения и т. п. Ни один из этих процессов на начальном этапе не автоматизирован, а скорость каждого действия в этом сложном процессе различна и зависит от многих причин. Письмо на начальном этапе обучения должно быть медленным, иначе оно не может быть качественным.
Ярким примером такого несоответствия может служить использующаяся в начальной школе методика обучения безотрывному письму. Эта методика не учитывает ни функциональную незрелость мышц, ни незаконченные процессы формирования кисти и фаланг пальцев, ни несовершенство нервно-мышечной регуляции графических движений. Безотрывное письмо создает сильное напряжение и быстрое утомление мышц руки, длинных мышц спины, заставляя ребенка нарушать позу. Эта методика нарушает психофизиологическую структуру письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений, что искажает почерк. При безотрывном письме искусственно (из-за задержки дыхания) возникает гипоксия, ухудшается функциональное состояние организма. Результат такого несоответствия - не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, повышение тревожности. Есть и более серьезные случаи, когда строгое требование безотрывного письма заканчивалось писчим спазмом, тяжелым нервным заболеванием. А значит, несоответствие методик и технологий может не только создать школьные трудности, но и привести к разрушению здоровья.
|
Пример
В начальной школе педагоги часто используют такой вариант учебной игры: «Я тебе мяч - ты мне слово (букву, цифру)». Мяч бросается одному (не успел поймать мяч и ничего не ответил), другому (успел поймать мяч, но ошибся с ответом), третьему и т. п. Причем, по мнению многих учителей, которых мы спрашивали, они используют подобного рода игру как разрядку, своеобразную физкультурную минутку («чтобы отдохнуть»). Но вдумаемся: разве это отдых, разрядка, разгрузка? Это два сложных задания, т. к. нужно одновременно выполнить два действия (поймать мяч и решить интеллектуальную задачу). Физиологические исследования показали, что выполнение подобной задачи сопряжено с очень сильным функциональным напряжением, а значит, из-за неверной методики повышается утомительность урока, снижается работоспособность учащихся. Можно привести много таких примеров, более значимых. Но даже эти, на первый взгляд, «мелочи» создают проблемы обучения, неизбежно снижают его эффективность.
Особенно остро проблема адекватности методик и технологий формирования физиологической зрелости стоит в начале обучения. Многие используемые в педагогической практике инновации, новые методики и технологии обучения нуждаются в физиолого-гигиенической экспертизе, которая позволила бы оценить возможность их использования в школе.
Чтобы оценить, рационально ли организован образовательный процесс в начальной школе, нужно:
• учесть общий объем учебной нагрузки (школьной и домашней). В среднем он составляет в 1 -м классе 5,8 ч в день, во 2-м - около 6 ч, в 3-м и 4-м - больше 6 ч;
• оценить правильность составления расписания, которое должно учитывать дневную и недельную динамику работоспособности;
• определить, достаточна ли двигательная активность детей в течение дня, недели.
Это полезно знать
Первые признаки утомления:
• снижение качества работы (количества правильных ответов), повышение числа ошибок;
• резкое ухудшение почерка;
• изменение поведения ребенка: он становится или беспокойным и очень подвижным, или вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
• изменение регуляции физиологических функций (внешне это не проявляется, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица);
• появление жалоб на усталость.
Количественно оценить утомление довольно сложно. Например, усталость может наступить при интенсивной и очень интересной работе значительно позже, чем при неинтересной и малоинтересной работе. Однако об утомлении, как правило, свидетельствует снижение работоспособности.
В то же время все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают в процессе отдыха или при смене деятельности. Учебный процесс не должен исключать утомления вообще, но должен строиться таким образом, чтобы отдалить его наступление и, самое главное, предупредить его возникновение.
Очень информативным признаком утомления является изменение почерка. Особенно отчетливо это видно у тех детей, которые обычно пишут аккуратно и правильно. Нарушается регуляция вегетативных функций, внешне это иногда проявляется как потливость (у детей сильно потеют руки), покраснение лица, могут появляться жалобы на головную боль или боль в животе. Наиболее частым проявлением утомления является т. н. двигательное беспокойство. После 5-10 мин учебной деятельности, связанной со статическим напряжением, ребенок начинает крутиться, многократно менять позу.
Это полезно знать
Продолжительность периодов врабатывания, оптимума и утомления зависит от функционального состояния ребенка и его индивидуальных особенностей. У медлительных детей период врабатывания в 1,5-2 раза продолжительнее, удлиняется врабатывание у утомленных и ослабленных после болезни детей.
Длительность периодов врабатывания и оптимума зависит от возраста детей:
• период врабатывания детей 5-6 лет составляет 5-6 мин, а оптимума -10 мин;
• период врабатывания детей 6-7 лет - 1,5-3 мин, а оптимума - 15-17 мин.
Оптимальная продолжительность урока - 40-45 мин, это продолжительность интенсивной интеллектуальной деятельности и взрослого человека. При этом наименее эффективны 1-й, 5-й и последующие уроки.
В процессе учебных занятий рекомендуется проводить физкультурные паузы, они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.
Утомление обладает двойным биологическим действием. С одной стороны, оно является защитной реакцией организма и охраняет его от чрезмерного напряжения, с другой - стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей. Количественно оценить утомление позволяют показатели работоспособности, а качественная оценка утомления очень сложна. Как правило, дети младшего школьного возраста не всегда адекватно оценивают собственное состояние - при очень интересной, эмоционально значимой деятельности внешние признаки утомления могут не проявляться длительное время, и сам ребенок увлеченно работает, однако функциональное напряжение накапливается и неизбежно резкое снижение работоспособности, отказ от работы. Дети более старшего возраста (10-12 лет) уже хорошо дифференцируют состояние утомления и даже переутомления (компенсаторной перестройки), умеют регулировать и ограничивать работу.
Факторы, определяющие продолжительность фаз трудоспособности
Продолжительность отдельных фаз работоспособности зависит от очень многих разнообразных факторов.
Один из факторов - возраст. Чем младше ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление.
Следующий фактор - состояние здоровья. У детей с хроническими заболеваниями и у часто и длительно болеющих детей, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстрое наступление утомления.
Еще один фактор - функциональная зрелость организма, соответствие условий и требований работы функциональным возможностям ребенка. Именно функциональная зрелость коры и регуляторных структур мозга определяет возможность ребенка организовать деятельность, особенности организации внимания, продолжительность врабатывания, способность определенное время работать без отвлечений и эффективность работы.
Улучшить состояние ребенка в течение дня, отодвинуть утомление, снять усталость помогают физиологические «стимуляторы», например;
• активная прогулка (это может быть часовая прогулка после 3-го урока);
• физкультурные минутки;
• холодовые раздражители (обтирание влажной салфеткой лица и шеи);
• звуковые раздражители.
Динамика работоспособности детей во время урока в начальной школе:
• 3-5 мин-врабатывание;
• 10-15 мин - оптимальная работоспособность;
• 5-7 мин - неустойчивая работоспособность;
• далее - утомление.
Дневная динамика работоспособности ученика начальных классов:
• 1-й урок- врабатывание;
• 2-й и 3-й уроки - оптимум;
• 4-й урок - повышается напряжение и снижается качество;
• 5-й урок в начальной школе неэффективен (успешная работа возможна, но при этом резко возрастает функциональная цена учебной нагрузки).
Недельная динамика работоспособности ученика:
• понедельник-врабатывание;
• вторник, среда-оптимум;
• четверг - повышение напряжения и снижение эффективности работы (т. е. рост ее физиологической «цены»);
• пятница - снижение работоспособности.
Это полезно знать
По результатам исследований НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН уроки литературного чтения, математики и окружающего мира оказывали практически одинаковое влияние на функциональное состояние организма учащихся и динамику их работоспособности. Но наиболее трудными оказались уроки окружающего мира (традиционно считается, что наиболее трудные уроки - русский язык и математика). Именно на уроках окружающего мира детям давался большой объем новых знаний, требовалось решение логических задач, творческое применение знаний. Это естественно, ведь окружающий мир - интегрированный курс разных наук, представляющих целостную картину мира. По насыщенности учебными элементами (видами учебной деятельности) первое место занимает литературное чтение, а затем идут математика, русский язык, окружающий мир. Наиболее высокие эмоциональные реакции вызывали уроки окружающего мира, за ними следуют уроки математики, литературного чтения и русского языка.
Каждый урок оценивался по следующим параметрам:
• трудность (в зависимости от характера мыслительной деятельности);
• насыщенность (по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники);
• характеристика эмоционального состояния учащихся (которая складывалась из оценки положительных реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т. п.);
• результаты подробного хронометража учебных занятий;
• результаты анализа изменений функционального состояния организма детей и динамики их работоспособности.
Сопоставление всех этих данных выявило, что каждый показатель в отдельности (эмоциональность, насыщенность, трудность) в разной степени влияет на утомительность урока.
Результаты этих исследований свидетельствуют, что низкая характеристика одного показателя урока в основном компенсируется высокой характеристикой другого, например, при высокой трудности уроков окружающего мира работоспособность поддерживается, по-видимому, наиболее высоким эмоциональным фоном.
Анализ функционального состояния организма учащихся и утомления показал, что утомительность урока определяется не каким-то одним показателем, а совокупностью трех основных показателей: трудности, насыщенности учебными элементами, эмоциональности. При этом оптимальной может быть и высокая, и средняя, и низкая степень каждого из этих показателей.
Варианты благоприятного сочетания этих показателей на уроках в начальной школе (по С.М. Громбаху) приведены в таблице.
Памятка для педагогов
«Обеспечение эффективной организации внимания ребенка при работе за компьютером»
Для обеспечения эффективной организации внимания ребенка при работе за компьютером необходимо соблюдать следующие условия:
1. Непосредственной работе должна предшествовать 1,5-2-минутная подготовка к новому виду деятельности. Это может быть подготовка рабочего места, приготовление необходимых материалов, расположение клавиатуры, коврика, мыши, принятие удобной позы, включение компьютера и необходимой программы.
2. Эффективное и качественное выполнение задания в значительной мере определяется четкостью, ясностью инструкции. Нечеткость инструкции, непонятные слова, многоступенчатость действия создают помехи в восприятии, затрудняют его и снижают концентрацию внимания. Поэтому инструкция (любое задание) должна быть четко сформулирована. Сложное (многоступенчатое) задание необходимо разделить на этапы, также должна быть определена последовательность выполнения этих этапов. Кроме этого, следует четко определить критерии завершения работы.
3. Объем каждого задания должен быть рассчитан на 3-5 мин непрерывной работы в 1-2-м классах и на 5-8 мин - в 3-4-м классах.
4. Работа за компьютером должна вестись в индивидуальном темпе (особенно на начальных этапах при освоении навыков работы с мышью и клавиатурой, при письме элементов и букв иностранного языка и т. п., эти виды работы на начальном этапе требуют очень медленного, пошагового освоения каждого действия).
5. После активной работы целесообразно использовать упражнения для снятия напряжения.
М. М. Безруких,
д-р биол. наук, проф., академик РАО,
директор Института возрастной физиологии РАО
Школьные факторы риска
как причина трудностей обучения
В социальном, личностном и функциональном развитии ребенка существуют факторы риска, которые могут стать причиной возникновения разных школьных проблем. Однако парадокс: социальная, психологическая и функциональная «незрелость» ребенка при благоприятных условиях обучения может и не привести к трудностям. И наоборот, в неблагоприятных условиях обучения даже у вполне «зрелого ребенка» могут возникнуть серьезные школьные проблемы.
Какими же должны быть условия обучения, чтобы школа не была «зоной риска», создающей или усугубляющей проблемы ребенка? Для начала следует разобраться в реалиях современной школы, в организации учебного процесса, условиях обучения, сопоставить их с особенностями организации познавательной деятельности детей на разных этапах развития.
Дети проводят в школе большую часть активной жизни в течение 10-11 лет. Доказано, что 70% времени бодрствования ребенка отведено на учебные занятия и пребывание в школе. Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематических занятий привели к росту числа детей со школьными проблемами, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. По данным Института возрастной физиологии РАО, трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!