Понятие «школьные трудности» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Понятие «школьные трудности»

2021-12-11 23
Понятие «школьные трудности» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонени­ям в состоянии здоровья, нарушению социально-психологической адап­тации и снижению успешности обучения. Необходимо отметить, что сниже­ние успешности обучения (неуспеваемость) возникает не сразу. Как правило, ребенок старается преодолеть проблемы ценой физиологического и психоло­гического напряжения, и только тогда, когда это не удается или напряжение становится чрезмерным, ребенок сдается.

Термин «школьные трудности» близок к англо­язычному learning difficulties или немецкоязычному legastenia. И в том и в другом случае имеются в виду комплексные (разного рода) трудности обучения детей в массовой школе. Широко распространен­ный термин learning disabilities (учебная неспособ­ность) следует, на наш взгляд, относить к выражен­ным нарушениям функционального развития и к грубым (выраженным) нарушениям формирования учебных действий и навыков. Такие дети, как пра­вило, не учатся в массовой школе.

       Следует разделять понятия «школьные трудности» и «неуспеваемость». Трудности обучения у многих детей не приводят к не­успеваемости, наоборот, высокая успевае­мость, особенно в первый год обучения, мо­жет достигаться огромным напряжением и нередко ценой здоровья.

       Снижение эффективности обучения, не­успеваемость - это, как правило, результат школьных трудностей, вовремя не выявлен­ных, не скомпенсированных. При этом кор­рекция либо не проводилась вообще, либо проводилась неправильно. Резуль­тат невнимания к школьным трудностям - нарушение состояния здоровья, особенно нервно-психической сферы. Это связано с тем, что школьные про­блемы сопровождаются постоянным ощущением неудач, эмоциональным и функциональным напряжением, повышенной тревожностью, страхами уни­жения и наказания и т. п. Однако в практике школы неуспеваемость часто рас­сматривается не как результат действия школьных факторов риска, а как не­способность ребенка к обучению при недостаточном старании, лени и т. п.

Пример

       У первоклассника - выраженное нарушение письма (буквы неровные, разнонаклонные, нарушена конфигурация, соотношение элементов, отмечается зер­кальное выполнение некоторых букв (причем домашние работы, как правило, выполнены лучше, чем классные), диктанты этот ребенок практически не может писать, есть ошибки).

Этот пример в качестве задачи для выбора коррекционных мер был предло­жен группе учителей начальных классов и школьных психологов. Подавляющее большинство педагогов в качестве основной меры ликвидации трудностей предложили усиленную тренировку, упражнения, «может же, когда хочет» (до­машние работы выполнены лучше). Психологи были солидарны - повысить мотивацию, «чтобы старался». Никто не обратил внимания на характер на­рушений (нарушение конфигурации, зеркальное письмо), свидетельствующих о явных проблемах зрительно-пространственного восприятия, требующих специальной коррекции. Никто не поинтересовался индивидуальным темпом деятельности ребенка и общим темпом работы на уроке. Учитель, рабо­тающий с детьми в этом классе, считала, что все дети должны работать «быстро, четко, по команде». Быстрый темп деятельности на уроке (непо­сильный для этого ребенка) был главной причиной, из-за которой ухудшалось качество классных работ и практически невозможен был любой диктант. Несформированность зрительно-пространственного восприятия, медлен­ный темп, помноженный на тревожность от ожидаемой неудачи, всегда дава­ли неудовлетворительный результат. Ситуация осложнялась и такой незначительной, на первый взгляд, причиной - ребенок неправильно держал ручку. Это сковывало движения, а в сочетании с трудностями зрительно-простран­ственного восприятия приводило к резкому ухудшению качества письма и бы­строму утомлению.

       Итак, нарушение письма в этом случае - следствие комплекса причин, связан­ных как с функциональной незрелостью ребенка, так и с организацией учебно­го процесса. На начальном этапе обучения эти трудности еще не означают «неуспеваемость», но при отсутствии адекватной помощи они в нее перера­стут (в нарушение почерка, письма и письменной речи).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.