Нормативно-правовая база аудита безналичных расчетов — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Нормативно-правовая база аудита безналичных расчетов

2021-12-11 33
Нормативно-правовая база аудита безналичных расчетов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Регулирование бухгалтерского учета денежных расчетов в России носит централизованный характер и предусматривает вариативность методов отражения в учете операций (Приложение 1).

В настоящее время в России сформировалась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.

Название первого уровня регулирования говорит само за себя: данный уровень включает различные законодательные акты, в том числе федеральные законы и кодексы, постановления Правительства РФ и указы Президента РФ, и многие другие нормативные документы, являющиеся общеобязательными на всей территории страны. Наибольшую роль играет закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 г., представляющий собой своего рода фундамент для ведения бухгалтерского учета экономических субъектов.

Важнейшим законодательным актом регулирования расчетов денежными средствами является Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ). Перечисление денежных средств со счета плательщика на счет получателя неизбежно влечет изменение объема взаимных прав и обязательств в отношении друг друга. А в соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками как раз и признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В ГК РФ нормы, регулирующие правоотношения в рамках одной из форм безналичных расчетов (платежные поручения), выделены в отдельный раздел (§ 2 гл. 46). Это обстоятельство свидетельствует о признании законодателем обособленности (самостоятельности).

При расчете наличными учреждение обязано руководствоваться нормами Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закона №54-ФЗ). При приемы наличными средствами или при помощи банковских карт организация обязана предоставить кассовый чек покупателю.

В последнее время экономические субъекты активно применяют расчеты при помощи банковских карт. В 2010 году в Федеральном законе от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» появились положения, урегулировавшие отдельные аспекты операций с банковскими картами. Специальным нормативным правовым актом, регулирующим обращение банковских карт в России, является Положение Банка России от 24 декабря 2004 года №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (далее – Положение №266-П). Несмотря на большое значение данного Положения для банковской практики, следует признать, что оно не удовлетворяет в полной мере потребностям оборота банковских карт. Положения данных нормативных актов необходим применять тем экономическим субъектам, которые используют банковские карты для оплаты товаров, а также организациям, ведущим расчеты с персоналом по оплате труда и подотчетными лицами.

Безналичные расчеты регулируются Указанием ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее – Указание №3073-У), которое запрещает расходовать наличные денежные средства из кассы, за исключением:

1) выплат работникам, включенных в фонд заработной платы;

2) выплат работникам социального характера;

3) выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, если страховую премию они уплачивали наличными (не более 100 000 рублей в рамках одного договора);

4) выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;

5) оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг (не более 100 000 рублей в рамках одного договора);

6) выдачи наличных денег работникам под отчет;

7) возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, не выполненные работы, не оказанные услуги (не более 100 000 рублей в рамках одного договора);

8) выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (не более 100 000 рублей в рамках одного договора).

Следует отметить, что по указанным операциям следует соблюдать ограничение 100 000 рублей в рамках одного договора. Исключение составляют расчеты с физическими лицами.

В Российской Федерации порядок раскрытия информации о денежных средствах организации регламентируется положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 №43н (далее – ПБУ 4/99). Порядок заполнения Отчета о движении денежных средств регулируется нормами ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утвержденное Приказом Минфина РФ от 02.02.2011 №11 (далее – ПБУ 23/2011)».

Третий уровень – рекомендации в области бухгалтерского учета, он представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов и т. п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (далее – План счетов).

В Плане счетов для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации безналичных денежных средств в российской и иностранной валюте, предусмотрены синтетические счета 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета», 57 «Переводы в пути». К счету 55 «Специальные счета» рекомендованы субсчета.

Порядок инвентаризации денежных средств регулируется Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее – Приказ № 49).

Таким образом, порядок осуществления учета безналичных денежных средств представлен множеством различных нормативно-правовых актов. Основными нормативными документами для учета денежных средств на территории РФ являются Закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ, Указанием ЦБ РФ № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», План счетов, Методические указания о проведении инвентаризации, учетной политикой организации и другими.

В системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности выделяют следующие уровни:

1. Законодательный. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и иные федеральные законы («Об акционерных обществах», «О ЦБ РФ», ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ), указы Президента РФ (данный инструмент правового регулирования аудита не имеет аналога в странах с развитой рыночной экономикой); постановления Правительства РФ.

2. Нормативный. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, Международные стандарты аудита, акты Минфина России и др. министерств и ведомств.

3. Негосударственное регулирование (саморегулирование). Нормативные акты аккредитованных (саморегулируемых) аудиторских объединений − кодекс профессиональной этики и внутренние стандарты.

4. Внутренние правила (стандарты) и методики, разработанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами [23, c. 18].

В настоящее время происходит интеграция в международное аудиторское право, и все аудиторы и аудиторские организации должны ориентироваться на нормы международных стандартов аудита (Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации»).

Переход на МСА производится с 01.01.2017. Приказами Минфина РФ от 24.10.2016 № 192н (далее – Приказ № 192н) и от 09.11.2016 № 207н (далее – Приказ № 207н) утверждено 48 МСА.

Приказом от 30.11.2016 № 220н Минфин РФ внес поправки в свой Приказ № 192н, утвердивший для применения на территории РФ первые 30 документов МСА. Приказ дополнен тезисом о том, что в 2017 году в случае, если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен ‎до 1 января 2017 года, аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе составлять аудиторское заключение, по такому договору в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу упомянутых международных стандартов аудита.

Таким образом, порядок осуществления учета и аудита безналичных денежных расчетов представлен множеством различных нормативно-правовых актов. Обобщение основных положений нормативных документов и актов способствует организации информационной базы аудита, облегчает формирование аудиторских процедур, позволяет определить источники аудиторских доказательств и операций обработки данных по каждой процедуре и в конечном итоге способствует повышению качества и эффективности аудиторских проверок.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.