Тема: «Поэтапное формирование зрительно-пространственных представлений у детей с системными нарушениями речи в условиях коррекционного обучения» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема: «Поэтапное формирование зрительно-пространственных представлений у детей с системными нарушениями речи в условиях коррекционного обучения»

2021-12-07 28
Тема: «Поэтапное формирование зрительно-пространственных представлений у детей с системными нарушениями речи в условиях коррекционного обучения» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: «Поэтапное формирование зрительно-пространственных представлений у детей с системными нарушениями речи в условиях коррекционного обучения»

учитель-логопед Семенова Т.В.

Учитель-логопед Кутенко С.Б.

 

Воронеж

2021г

Введение.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

У таких детей может быть снижена ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, может наблюдаться недостаточность развития словесно-логического мышления. Все это вызывает не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И, как следствие, к семи годам многие дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовы к обучению,  ни мотивационно, ни по запасу знаний и представлений, ни по степени сформированности учебных навыков.

Коррекционной помощью в этом направлении является сенсо-моторное развитие ребенка, одним из разделов которого является восприятие пространственных представлений у дошкольников.

Пространственная ориентировка-это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового и кинестетического анализаторов.

Формирование оптико-пространственных представлений происходит в несколько этапов.

 

Этапы формирования зрительно-пространственных представлений

Й этап: Ориентировка в схеме собственного тела.

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

Цель: развивать пространственные представления на основе невербальной и вербальной дифференциации правых и левых частей тела с опорой на умение выделять ведущую руку.

Задачи:

1. развивать умение выделять ведущую руку (правую) и на его основе выделять другую руку (левую), а также закреплять их речевые обозначения:

- покажи, какой рукой ты ешь, рисуешь и т.д;

- покажи правую руку (левую) руку);

- покажи игрушку правой (левой) рукой;

- возьми предмет в правую (левую) руку.

2. развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела путем выделения ведущей руки; закрепить знание частей тела и их речевое обозначение:

-на собственном теле;

-на теле близкого человека (мама, папа);

-на куклах;

-на изображениях людей.

3. дифференцировать на вербальном и невербальном уровнях правые и левые части тела:

прямая ориентировка в схеме тела:

-покажи правую (левую) руку;

-покажи правое (левое) ухо;

-покажи правый (левый) глаз;

перекрестная ориентировка в схеме тела:

-покажи правой рукой левый глаз (левое ухо, правую ногу, левую ногу);

-показать левой рукой правый глаз (правое ухо, левую ногу, правую ногу);

4. закреплять и развивать знание частей лица и умение ориентироваться в его схеме:

-назови основные части лица (глаза, нос, рот, брови, ресницы, щеки, лоб, подбородок), покажи их на себе (на кукле, на изображении);

-нарисуй лицо человека и назови его основные элементы;

- приложи к овалу лица, вырезанному из картона, контурные изображения глаз, бровей, ресниц, носа, рта и опиши их местоположение.

 

Игры и игровые приемы

Игровой прием: «Схема собственного тела»

-соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога...)

-соотнести с левой рукой части тела, назвать их (левое колено...)

-по инструкции логопеда показать, например, правую бровь, левый локоть...

 

Игра «Части тела»

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названий частей тела.

Ход игры: Логопед дотрагивается до какой-либо части тела ребенка, например, до левой руки. Ребенок говорит: «Это моя левая рука». Логопед (ведущий ребенок) или опровергает, или соглашается с ответом соседа. Игра продолжается по кругу.

  Игра «Помоги ученику»

Цель: формировать умение выделять ведущую (правую) руку и на его основе выделять другую руку (левую), а также закреплять их обозначение в речи.

  Ход игры: логопед читает детям стихотворение:

Стоял ученик

на развилке дорог.

Где право,

где лево-

Понять он не мог.

Но вдруг ученик

В голове почесал

Той самой рукою,

Которой писал,

И мячик кидал,

И страницы листал,

И ложку держал,

 И полы подметал,

«Победа!»-раздался

Ликующий крик,

Где право,

Где лево-

Узнал ученик.

 После этого детям предлагается ответить на вопросы и выполнять задания.

-Чего не знал ученик?

-Покажите руку, которой вы пишите, кидаете мячик, в какой руке держите ложку, какой рукой подметаете пол. Как называется эта рука?

-Покажите другую руку. Назовите ее.

-Скажите, а вы похожи на этого ученика или нет? Почему?

-Рассмотрите картинку. Правой рукой укажите изображение тех предметов, с помощью которых она выполняет различные действия.

-Левой рукой укажите объект, находящийся в левой части тела человека.

 

Игра «Аист»

Цель: формировать представления о правых и левых частях тела, учить дифференцировать их между собой и правильно обозначать в речи.

Ход игры: логопед, изображая аиста, читает детям стихотворение и вместе с ними выполняет описываемые в нем движения:

 Аист, аист длинноногий,

покажи домой дорогу.

(машут руками, изображая движения крыльев)

топай правою ногой,

(топают правой ногой)

Потом левою ногой,

(топают левой ногой)

Снова правой ногой,

(топают правой ногой)

снова левой ногой.

(топают левой ногой)

Вот тогда придешь домой.

Игра «Зеркало»

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названий частей тела.

Оборудование: настенное зеркало.

Ход игры: ребенок и логопед встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у правого уха», «у левого уха», «за спиной», «под подбородком» и т. д.

 

Задачи:

1. закрепить понятия справа и слева и их речевые обозначения;

2. закрепить понятия «направо-налево» и «справа налево» - «слева направо»;

3. учить понимать схематичные изображения направления движения и обозначать их в речи: «направо», «слева направо»; «налево», «справа налево»;

4. выполнять серии движений в пространстве по речевой инструкции.

Игры и игровые приемы

Игра: «Я-робот»

Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.

Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.»

Игра «На лугу»

Цель: закрепить понятия «справа» и слева и их речевые обозначения.

Ход игры: логопед показывает детям изображения луга с цветами и вырезанное контурное изображение жука, а затем читает рифмовку:

 

Жук летает над лужком,

он устал ходить пешком.

После ребенку предлагается «посадить жука отдохнуть» на цветок справа, а затем — на цветок слева.

Затем логопед сажает жука на один из цветков и просит детей сказать, где сидит жук- справа или слева.

 

Задачи:

1. закрепить представления о правой и левой сторонах тела человека и их обозначения в речи;

2. закрепить умение определять правую и левую стороны тела сидящего рядом человека;

3. формировать навыки мысленного перемещения объектов в пространстве и трансформации зрительных образов;

4. учить определять правую и левую стороны тела сидящего напротив человека;

5. учить определять пространственное расположение объектов по отношению к сидящему напротив человеку.

 

Игры и игровые приемы

Игровой прием «Схема стоящего напротив»:

1. вызванный ученик, стоя спиной к группе, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполнил инструкцию.

2. не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела, стоящих друг против друга.

3. стоя попарно лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т. д. Второй ребенок при необходимости должен исправить ошибку. Затем они меняются ролями.

4. в том же исходном положении один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует, например: «Это твое правое колено».

Игра «Помоги Незнайке»

Цель: формировать навыки мысленного перемещения объектов и трансформации зрительных образов.

Ход игры: логопед показывает детям несколько разрезанных на 4-5 частей картинок и объясняет, что Незнайка взялся собирать разрезанные картинки. Часть из них он сложил правильно, другие- перевернул вверх ногами, а в некоторых картинках перепутал правую и левую стороны.

Детям предлагается найти картинки, которые собраны неправильно, и исправить их, а затем помочь Незнайке правильно собрать оставшиеся изображения (подбор картинок).

 

 

 

 

 

Игра «Близнецы»

Цель: закрепить умение определять правые и левые части тела другого человека

Ход игры: логопед показывает детям картинку с изображением двух одевающихся мальчиков и говорит:

-Это Саша и Юра. Они - близнецы, очень похожи. Юра - в синей рубашке, Саша - в зеленой. Мальчики собираются гулять, они одеваются и обуваются. Найдите на рисунке ботинки для Юры, определите, где правый - где левый. Найдите также ботинки для Саши. Подберите для братьев на рисунке варежки (правую и левую) и носки.

 

 

Игра «На скамейке»

Цель: формировать умение определять пространственное расположение объектов по отношению к сидящему напротив человеку.

Ход игры: логопед показывает детям картинку с изображением сидящих на скамейке мамы и двух сыновей и читает стихотворением:

На скамейку мама села.

Справа - Сева, Слава - слева.

 После этого детям предлагается выполнить задания:

-покажи правую (левую) руку мамы;

-покажи мальчика, который сидит справа (слева) от мамы;

-Сева сидит справа от мамы. Покажи Севу;

-Слава сидит слева от мамы. Покажи Славу;

-Скажи, где сидит Сева, где сидит Слава?

 

 

Задачи:

1. познакомить ребенка с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный и книжный вариант);

2. научить определять стороны листа, край, центр и углы листа (стороны: верхняя, нижняя; углы: правые, левые);

3. научить располагать и называть предметы и рисунки, расположенные по сторонам и углам листа;

   4. научить определять центр листа.

 

Игры и игровые приемы:  

 

Игра «Лесная школа»

Цель: моделирование сказочных историй

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.

Ход игры: Логопед: «Ребята, этот домик не простой, от сказочный. В нем будут учиться лесные звери. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой.

В разговор вмешалась белочка: «Школу надо построить на поляне». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».

 

 

Игра «Где находится?»

Цель: учить определять на слух пространственные отношения между изображенными на картинке предметами.

Ход игры: логопед просит детей внимательно рассмотреть картинку с изображением куклы, машины, мяча, ведра, кубика, а затем ответить на вопросы:

-где нарисована кукла (машина, мяч, ведро, кубик)?

-где нарисован кубик - слева или справа от машины?

- в каком углу нарисовано ведро?

 

 

 

(игра по аналогии)

 

5й этап: Ориентировка на клетке (уменьшенная копия листа).

На данном этапе проводится работа в тетради в клеточку. Сначала учим ребенка ориентироваться в клетке. Затем проводят «графические диктанты». При этом необходимо предварительно научить ребенка отступать необходимое количество клеток от края тетради и от предыдущей работы, пропускать необходимое количество клеток.

Цель: формировать умение ориентироваться на крупной клетке, а затем проводится работа в тетради в крупную клеточку и графические диктанты.

Задачи:

1. учить определять правую и левую сторону клетки;
  2.  учить определять и находить центр клетки;

3.  учить определять и находить угол клетки;

4.   учить передвигаться по клеткам.

 

Игры и игровые приемы:

Цель:

1. учить ребенка считать рабочие строки;

2. учить делить межстрочное пространство пополам для последующего написания заглавных букв;

3. учить располагать над строкой, в строке, под строкой элементы букв;

4. учить элементы букв: короткая наклонная линия, петли, крючки и т.д.

Игры и игровые приемы:

Игра «Солнечные лучики»

Цель: формирование пространственных представлений, отработка прямых наклонных линий разного размера.

Оборудование: карандаш, лист в узкую линейку с пунктиром наклонных линий разного размера.

Ход игры: логопед предлагает ребенку провести линии по пунктирам- это будут наши солнечные лучики: короткие и длинные. Затем, по образцу, предлагает самостоятельно продолжить в узкой рабочей строке чередование коротких и длинных линий.

 

 

 

Игра «Веселые птички»

Цель: формирование пространственных представлений посредством обводки и самостоятельного написания различных петель и крючков.

Оборудование: карандаш, лист в узкую линейку с пунктиром петель.

Ход игры: логопед предлагает ребенку обвести петли по пунктирам - это веселые птички прилетели и сидят на проводах: над строкой, в строке. Затем, по образцу, предлагает самостоятельно продолжить в узкой рабочей строке чередование данных петель посредством обводки и самостоятельного написания различных петель и крючков.

 

 

Игры и игровые приемы:

Игровой прием «Уточнение конкретно-пространственного значения предлога НА»

1. Выполнить различные действия по инструкции с указанием предлога, обратить внимание на значение предлога НА:

-возьми красный кубик. Положи его на стол;

- возьми синий кубик, положи на стул.

- на чем лежит красный кубик? (На столе)

- синий? (На стуле)

- кубики лежат наверху или внизу предмета? (Наверху).

Вывод для детей: если предмет находится наверху чего-то, мы говорим меленькое слово НА.

2. Составь предложения, используя маленькое слово НА:

 

 

 

 

3. Составь из слов предложения:

-Белка, дереве, на, сидит.

-Грибы, пеньке, на, растут.

-Цветочки, кустике, цветут, на.

 -Божья коровка, цветочек, на, прилетела.

Тема: «Поэтапное формирование зрительно-пространственных представлений у детей с системными нарушениями речи в условиях коррекционного обучения»

учитель-логопед Семенова Т.В.

Учитель-логопед Кутенко С.Б.

 

Воронеж

2021г

Введение.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

У таких детей может быть снижена ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, может наблюдаться недостаточность развития словесно-логического мышления. Все это вызывает не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И, как следствие, к семи годам многие дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовы к обучению,  ни мотивационно, ни по запасу знаний и представлений, ни по степени сформированности учебных навыков.

Коррекционной помощью в этом направлении является сенсо-моторное развитие ребенка, одним из разделов которого является восприятие пространственных представлений у дошкольников.

Пространственная ориентировка-это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового и кинестетического анализаторов.

Формирование оптико-пространственных представлений происходит в несколько этапов.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.