Рассказывание башкирской народной сказки «Медведь и пчёлы» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Рассказывание башкирской народной сказки «Медведь и пчёлы»

2021-12-07 77
Рассказывание башкирской народной сказки «Медведь и пчёлы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программное содержание: Познакомить детей с профессией пчеловода. Рассказать детям о жизни пчел; познакомить со сказкой «Медведь и пчелы»; развивать связную речь, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Воспитывать уважительное отношение к труду пчеловода.

Оборудование и материалы: рисунки -улей, пчеловод, рой; цветочки, вырезанные из картона(для физминутки), аудиозапись жужжания пчел.

 

Ход НОД:

(Воспитатель читает стихотворение под аудиозапись-звуки природы, жужжание пчел)

- …Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета,

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты. (И.Суриков)

 

- Я пришла к вам сегодня не одна, у меня есть помощник. Угадаете, кто это?

Загадка. Громко я жужжу, летая

          Мед целебный собирая

          Всем полезна и мила

Хлопотливая (пчела).

- Правильно, к нам сегодня на занятие прилетела пчела.(Залетает «пчела»-взрослый переодетый в костюм пчелы).

-Здравствуйте, ребята! Я пчела-помощница человека.Все, наверное любите мед?(…)А сегодня я хочу рассказать о пчелах.

Башкирский мед - самый вкусный во всем мире. Потому что, здесь, в Башкортостане нас очень уважают и любят. Люди ухаживают за нами, а в благодарность мы дарим людям мед. А вы знаете, как называют людей-специалистов,которые занимаются пчелами, ухаживают за ними.

(пчеловод-воспитатель показывает картинку пчеловода).

- А раньше пчелы были дикими. Жили они в лесу. Пчелиная семья-рой жила в одном дупле .(показ рисунка). Пчелы с ранней весны до поздней осени трудились, собирали мед. Но у них появилось много врагов. Как вы думаете, кто это? (…) Да, это и медведи, и люди. Но с течением времени люди поняли, что с пчелами нужно дружить, что они могут приносить пользу. Так пчелы стали служить человеку, стали домашними.

- А теперь, давайте, отдохнем.

(Игровая физминутка «Пчелы»)

Дети, «превращаются» в пчелок и «жужжа» летают над цветками, которые расположены на полу по кругу.

 

 

Воспитатель рассказывает сказку «Медведь и пчелы». Затем проводится работа над сказкой. Дети, опираясь на схемы, рассказывают сказку по цепочке.

Итог занятия.

- Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем сегодняшнем занятии? Что нового вы узнали? Как мы называем человека, который ухаживает за пчелами? А как называется пчелиная семья?

- Пчелы, самые полезные для человека насекомые из всех насекомых. Мед, который они вырабатывают, не только вкусный, но и очень полезный для здоровья человека.

Пчелка: -  Мне очень понравилось общаться с вами, ребята. Вы очень любознательные. У меня есть подарок для вас - это башкирский мед.

(Дети пробуют мед, который принесла с собой «пчелка»)

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕДВЕДЬ И ПЧЕЛЫ

Башкирская народная сказка

Происходило это дело очень давно, когда утка состояла в урядниках, а

сорока в десятниках. Жил-был, говорят, некий косолапый медведь, и был

его хвост длинен, как у лисы, торчком вверх.

Обожал медведь мед. Не мог дня без меда прожить, только о меде и

думал, постоянно представлял себе, как свежий пчелиный мед поедает.

Стоило ему увидеть в дереве дупло, в котором гудели пчелы, как его

переполняла радость. Он тут же забирался по стволу вверх, разорял улей и

начинал пожирать мед. Пчелы облепляли медведя с разных сторон,

стараясь его ужалить, но им это редко когда удавалось, потому что мех у

медведя густ и длинен, а жало у пчел – короткое. Стараются они добраться

до медвежьего тела, да только не пускает шерсть, в которой они в конце

концов застревают – ни туда, ни сюда. А медведю только того и нужно –

спустившись на землю, начинает он кататься на спине и давить застрявших

в его шерсти пчел. А нет, так бежит к реке, окунется до головы, пчелы и

расплываются по воде. После этого медведь опять заберется на дерево и

ест себе медовые соты до отвала, пока весь не измажется.

Однажды в лес пришел какой-то человек за дровами и видит он на

дереве медведя, пожирающего медовую добычу. Сам ест, сам своим

лохматым хвостом отгоняет от себя пчел.

- Эй ты, косолапый! Так значит, это ты убиваешь пчел и лопаешь

готовый мед? Вот я тебя сейчас проучу, – говорит тот человек и лезет на

дерево вслед за медведем. Замахнулся он топором на разбойника, да попал

не по шее, как хотел, а только лишь по хвосту. Отрубил ему половину

хвоста, самую лохматую и густую его часть. Вот с тех пор хвост у медведя

и остался таким куцым. Спустился медведь с дерева и ушел в лес, низко

склонив голову.

А человек тот поправил улей, привел в порядок соты и отправился к

себе домой.

Подивившись такому делу, спрашивают пчелы у матки:

- Почему этот человек не доел наш мед?

Пчела-матка не знала, что им ответить.

- Догоните лучше этого человека и спросите его самого, почему он не

съел наш мед, – сказала она пчелам.

Пчелы так и сделали. И тогда человек им сказал:

- Если бы я съел ваш мед, вам самим ничего не осталось бы на зиму и

вы погибли бы с голоду. И тогда я бы тоже остался в будущем году без

меда.

Вернулись пчелы в свой бортевой домик и передали матке слова

человека. И тогда пчела-матка созвала на совет всех пчел. И решили пчелы

на том совете всем вместе полететь к человеку и просить, чтобы он

оберегал их от медведя.

Прилетели пчелы к человеку и говорят:

- Возьми нас к себе, не давай в обиду. А мы тебе за это спасибо

скажем, медом с тобой поделимся.

- Хорошо, – отвечает человек, – я вам сооружу хороший и удобный

улей. Вы там будете жить и собирать мед.

С тех пор пчелы стали потчевать людей своим медом.

 

 

Геннадий Зайцев

ЦВЕТЫ И ПЧЕЛЫ

Луг в ярких цветах. Каких только здесь нет! Жѐлтые блестящие

лютики, белые, с солнышками внутри, ромашки, сурепка, одуванчик.

Возвышаются над ними устремлѐнные вверх конский щавель, болиголов.

На болиголове, утопая в пуховых цветах, барахтаются майские жуки, а

пчѐлы на него не садятся.

Пчѐлы садятся на сурепку, быстро-быстро пробегают по всей головке,

запуская хоботок в каждую тычинку. Сколько нужно пчѐлам облететь

таких цветков, чтобы заполнить свой зобик нектаром и сделать из него

мѐд? А разве нектар не мѐд? Нет, в природе не бывает мѐда в готовом виде,

его вырабатывает сама пчела из нектара, собранного с цветков. А все ли

цветы выделяют нектар и со всех ли цветов, которые выделяют нектар,

пчѐлы его берут?

Все эти вопросы встали передо мной неразрешимой задачей.

- Гриша! – кричит мне Костя, – иди сюда, я гнѐздышко шмелей нашѐл!

В густой траве лежит гнѐздышко из сухой мелкой травы, совсем как

мышиное. Костя достаѐт из него круглые тѐмно-коричневые соты.

- Давай попробуем!

- Давай, только не все, надо и им оставить, а то погибнут.

Отламываем по кусочку.

- Какой вкусный! – говорит Костя, – я такого ещѐ не ел.

- Вкусный и густой какой-то, – подтверждаю я. – А почему он не

такой, как у пчѐл?

- Спрашиваешь, это же шмель!

- Ну и что же, что шмель, – не унимаюсь я, – всѐ равно же мѐд. А

почему он не такой, как у пчѐл?

- С тобой разговаривать, – машет рукой Костя. Нечего сказать, вот и

машет. Спрошу лучше у отца или у Жени.

А вечером у костра, пока варится картошка, отец рассказывает:

- Почему мѐд разный? Ну, что пчелиный мѐд разный тоже и по вкусу,

и по цвету, это ты знаешь. С разных медоносов. И здесь, считай, то же

самое происходит: разные цветы.

- А почему же тогда...

- Не спеши. Медоносов много. Какие ты знаешь? Начнѐм с весны.

- Верба, клѐн, мать-и-мачеха, сурепка...

- Так. А самый главный какой?

- Липа?

- Конечно, липа. Башкирский липовыймѐд с древних времѐн славится.

- А ещѐ, – говорю я, – кипрей знаю.

- Да, – подтверждает отец, – сильный медонос. Вот липа отцветѐт, и

на кипрей поедем, на кочѐвку. Так о чѐм ты спрашивал?

- Почему мѐд разный?

- Угу. Медоносы ты не все назвал, а есть и такие, с такими длинными

цветниками, что пчела своим коротким хоботком нектар взять не может, а

шмель достает, у него хоботок длиннее. А мѐд в том цветке совсем другого

вкуса и аромата. Ну, скажем, у клевера красного.

Я молчу, озадаченный. И почему хоботок такой короткий? Садится на

цветок с длинными тычинками, например, на клевер, а взять нектар не

может.

Она же видит: мѐд есть, а взять никак нельзя...

Вырасту, обязательно выведу такую породу пчѐл, чтобы с любого

цветка мѐд доставали.

РадифТимершин

ПЧЕЛА

 

Трава, примятая росой,

Волной к земле легла.

Юлай глядит – в траве густой

Запуталась пчела.

Прилипли крылышки к спине

Намокшим лепестком,

И еле-еле, как во сне,

Ползѐт она с трудом.

Ладошку домиком согнул

И взял пчелу Юлай,

На крылья мокрые подул,

Шепнул ей: «Улетай!»

Пчелу дыханием своим

Согрел в руках Юлай.

Она кружит, кружит над ним:

- Летим,

- Летим,

- Летим,

- Лети-им!

Спасибо, друг, прощай!

 

 

Геннадий Зайцев

ПЧЕЛИНЫЙ ДОКТОР

Мой папа – пчеловод. Встаѐт он утром раньше всех и идѐт на насеку.

Пчѐлы тоже просыпаются рано и, если день солнечный, летят в лес или

луга за мѐдом. Папа ходит по пасеке в белом халате, как доктор, и в белой

сетке, потому что белое пчѐл не раздражает, и на человека, одетого в

белую одежду, они не бросаются и не жалят.

А папу они и вовсе не трогают, знают, что он им зла не сделает, он

добрый и ухаживает за ними. Чистит ульи, весной даже выжигает всѐ

внутри улья для дезинфекции. Он устанавливает поилки для пчѐл с

подсоленной водой, следит, чтобы пчелам в их домиках не было холодно.

Сокращает улочки, утепляет матами.

Много забот у пчелиного доктора, как называют уважительно

пчеловода. И главная забота – чтобы пчелиные семьи были сильными,

тогда и мѐд будет, и болезни таких пчѐл не берут.

И зимой, и летом заботится пчеловод о своих подопечных. Это

постороннему человеку может показаться, что если пчѐлы в омшанике, то

все благополучно. А пчеловод и зимой продолжает следить и ухаживать за

ними. Заходит в прохладный омшаник тихо-тихо, чтобы не тревожить их

покой, и прислушивается, как ведут себя пчѐлы. Если всѐ хорошо, гул в

омшанике стоит ровный, спокойный. А если что-то беспокоит пчѐл,

пчеловод сразу поймѐт и будет искать причину. Может быть, жарко в

омшанике или, наоборот, холодно, или мыши завелись. Пчелиный доктор

знает, как отрегулировать температуру, как с мышами бороться. А ближе к

весне те семьи, которые ослабли за зиму, подкормит, чтобы окрепли к

медосбору.

А на пасеке летом попробуйте громко крикнуть или стукнуть по

дереву или железяке какой, отец так рассердится, что и не пустит близко к

пчѐлам. Потому что они могут работать только в тишине.

А пчеловод и охраняет их покой. Нет, не зря называют его пчелиным

доктором.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.