Учет совокупности данных о личности виновного — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Учет совокупности данных о личности виновного

2021-12-07 33
Учет совокупности данных о личности виновного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Все данные о личности виновного, имеющие значение для индивидуализации наказания, о которых гово-

264

 

рилось выше, должны быть выявлены и зафиксированы в материалах уголовного дела еще в ходе предварительного следствия.

Уголовные дела, по которым недостаточно выяснены обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, должны рассматриваться как неудовлетворительно расследованные.

Результаты проведенного изучения уголовных дел показывают, что работники органов предварительного следствия не всегда соблюдают указанные требования. Лишь о некоторых сведениях установочно-биографического характера (фамилия, имя, отчество обвиняемого, место и год рождения, пол, образование, где и в качестве кого работал) можно сказать, что они отражаются в каждом уголовном деле. Почти каждое уголовное дело содержало также сведения о прежних судимостях и семейном положении виновного, хотя эти сведения часто отличались неполнотой.

Восполнение недостающих сведений о личности подсудимого при рассмотрении дела в суде — задача более сложная, чем выявление соответствующих данных в ходе предварительного расследования.

2. Обеспечению полноты данных о личности виновного способствовало бы введение в практику следственных и судебных органов специальной справки-анкеты о личности виновного. Предложения о необходимости фиксирования данных о личности в специальном документе неоднократно делались в советской юридической литературе.

Справка о личности виновного, на наш взгляд, должна отвечать следующим условиям.

Во-первых, в ней должен быть отражен минимальный объем сведений о личности виновного, которые имеют значение для индивидуализации наказания и которые должны быть выявлены и зафиксированы в каждом случае.

Во-вторых, она должна «концентрировать в себе информацию о личности преступника, имеющуюся в уголовном деле, но не служить самостоятельным источником доказательств. В справке-анкете лишь в сжатом виде излагаются те сведения о личности преступника, имеющие значение для индивидуализации наказания, которые содержатся в протоколах допросов, письменных характеристиках, актах экспертиз и других матери-

265

 

алах дела. На эти материалы в анкете должны быть сделаны ссылки с указанием листов дела.

Введение в практику подобного документа, несомненно, будет способствовать более целенаправленному и полному установлению сведений о личности виновного и в конечном итоге более последовательному соблюдению принципа индивидуализации наказания судом. Кроме того, направление справок о личности виновного вместе с копией приговора в органы, ведающие исполнением наказания, будет способствовать укреплению принципа индивидуализации наказания и на этой стадии, поскольку плохая информация о личности осужденного значительно снижает качество работы по его исправлению и перевоспитанию.

Примерный образец соответствующего документа был разработан во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.

 

Справка-анкета

о личности обвиняемого (по материалам уголовного дела)*

 

Уголовное дело № __________

Прокуратура (орган внутренних дел) __________________________________ Фамилия, имя, отчество обвиняемого __________________________________

 

№№ п/п Сведения о личности обвиняемого Источник сведений (л.д.)
1 Возраст в момент совершения преступления  
2 Социальное положение (подчеркнуть): рабочий, служащий, колхозник, учащийся, пенсионер, домашняя хозяйка, лицо без определенных занятий  
3 Общий трудовой стаж  
4 Где и в качестве кого работал к моменту совершения преступления (если не работал, указать, сколько времени и по какой причине не работал, на какие средства жил)  
5 Образование  
6 Партийность (к моменту совершения преступления)  
7 Был ли ранее судим: да, нет (подчеркнуть). В отношении ранее судимых указать, когда и по каким статьям УК ранее был судим, когда и по каким основаниям освобожден, снята ли прежняя судимость, признан ли особо опасным рецидивистом  
8 Привлекался ли к административной ответственности (когда, за что)  
9 Преступление совершено: а) одним лицом, б) в соучастии (подчеркнуть). При соучастии указать общее число соучастников и роль обвиняемого в преступлении  
10 Мотивы и цель преступления  
11 Преступление совершено: а) в трезвом состоянии, б) в состоянии опьянения (подчеркнуть)  
12 Отношение к предъявленному обвинению  
13 Размер причиненного преступлением материального ущерба  
14 Возмещен ли ущерб виновным и в какой сумме  
15 Семейное положение: а) женат (замужем) или холост (не замужем) (подчеркнуть) б) число членов семьи, совместно проживающих с обвиняемым в) число лиц, находящихся на иждивении обвиняемого  
16 Материальное положение (жилищные условия, заработок обвиняемого, размер заработка на каждого члена семьи)  
17 Состояние здоровья (наличие тяжелой болезни, физической или психической аномалии, инвалидности)  
18 Проводилась ли судебно-психиатрическая экспертиза обвиняемого: да, нет (подчеркнуть). Если проводилась, то отмечались ли какие-либо особенности психического состояния обвиняемого  
19 Сведения о поведении на работе (отношение к труду, взаимоотношения с окружающими, участие в общественной работе, допускал ли какие-либо нарушения и привлекался ли за них к дисциплинарной ответственности и т.д.)  
20 Сведения о поведении в быту (отношение к семье, товарищам, соседям и т.д.)  
21 Злоупотреблял ли обвиняемый спиртными напитками или наркотиками, применялось ли к нему принудительное лечение  
22 Чем занимался в свободное время (круг интересов, развлечения и т.д.)  
23 Сведения об условиях нравственного формирования личности (где и как учился, в каком окружении воспитывался, имелась ли в семье оба родителя либо только отец или мать и т.д.)  
24 Имелись ли в прошлом особые заслуги перед государством и обществом (участие в Великой Отечественной войне, наличие правительственных наград и т.п.)  
25 Иные сведения о личности подсудимого, имеющиеся в материалах дела  
26 Дополнительные сведения о личности подсудимого, выявленные при рассмотрении дела в суде  

 

268


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

3

 

 

Глава I. Понятие личности преступника

 
§ 1. Понятие личности преступника 9
§ 2. Личность преступника и смежные понятия. Значение изучения 19
     

Глава II. Структура и основы классификации личности преступника

 
§ 1. Структура личности преступника 30
§ 2. Соотношение социального и биологического в личности преступника 37
§ 3. Проблема классификации преступников 46
§ 4. Особенности классификации несовершеннолетних преступ-ников 57
     

Глава III. Социальная среда и формирование личности преступников

 
§ 1. Общие положения. Значение изучения среды для примене-ния наказания и профилактической работы 68
§ 2. Недостатки воспитания в семье и школе. Учет этих обсто-ятельств в профилактической работе 77
§ 3. Недостатки воспитательной и хозяйственной деятельности в производственном коллективе. Учет этих обстоятельств в профилактической работе 94
§ 4. Отрицательные влияния в ближайшем бытовом окружении. Учет этих обстоятельств в профилактической работе 110
     

Глава IV. Социально-демографическая и уголовно-правовая харак-теристики преступников

 
§ 1. Общие положения. Значение для применения наказания и профилактической работы 115
§ 2. Особенности социально-демографической и правовой харак-теристик несовершеннолетних преступников 132
§ 3. Особенности социально-демографической и правовой харак-теристик рецидивистов 145
     

Глава V. Нравственно-психологическая характеристика преступников

 
§ 1. Общие положения. Значение для применения наказания и профилактической работы 154
§ 2. Направленность личности расхитителей 160
§ 3. Направленность личности насильственных и корыстно-насильственных преступников 169
§ 4. Направленность личности несовершеннолетних, совершив-ших преступления 177
     

Глава VI. Значение указанных в законе обстоятельств, характеризу-ющих личность виновного, для индивидуализации наказания

 
§ 1. Общие положения 207
§ 2. Учет судом смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, характеризующих личность преступника 214
     

Глава VII. Учет иных обстоятельств, характеризующих личность преступника, при назначении наказания

 
§ 1. Значение данных, характеризующих личность, но не вклю-ченных в перечни смягчающих и отягчающих обстоятельств 234
§ 2. Учет обстоятельств, относящихся к социальной характерис-тике личности 242
§ 3. Учет психических и физических аномалий личности 256
§ 4. Учет мотива и цели преступления 261
§ 5. Учет совокупности данных о личности виновного 264

 


[1] См. «Материалы XXIV съезда КПСС», М., 1971, стр. 86, 87.

[2] В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 1, стр. 424.

[3] См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, стр. 3.

[4] «Социология в СССР», т. 2, М., 1965, стр. 492.

[5] Н.С. Лейкина, Личность преступника и уголовная ответственность, Л., 1968, стр.8.

[6] В.И. Ленин, Полн. собр. соч. т. 15, стр. 362.

[7] Г.Л. Смирнов, Советский человек. М., 1971, стр. 284.

[8] «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 84.

[9] См. подробнее: Б.Г. Ананьев, Человек как предмет познания, Л., 1969; Е.А. Ануфриев, Социальная активность личности, М., 1969; Л.П. Буева, Социальная среда и сознание личности, М., 1968; «Высшие ценности», М., 1971; Т.М. Даутов, Личность как социологическая проблема, Алма-Ата, 1970; А.Г. Ковалев, Психология личности, М., 1970; И.С. Кон, Социология личности, М., 1967; Б.Д. Парыгин, Основы социально-психологической теории, М., 1971; Г.Л. Смирнов, Советский человек, М., 1971; В.П. Тугаринов, Личность и общество, М., 1965 и др.

[10] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, стр. 242.

[11] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, стр. 3.

[12] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 21, стр. 306.

[13] «Материалы XXII съезда КПСС», М., 1962, стр. 411-412.

[14] Г.Л. Смирнов, указ. работа, стр. 48.

[15] См.: Б.Д. Парыгин, Социальная психология как наука, Л., 1965; он же, Основы социально-психологической теории, М., 1971, стр. 100-106, 113-116; Н.С. Лейкина, Личность преступника и уголовная ответственность, Л., 1968, стр. 3-6 и др.

[16] С.Л. Рубинштейн, Принципы и пути развития психологии, М., 1959, стр. 122.

[17] К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956, стр. 590.

[18] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, стр. 440.

[19] Там же, стр. 36.

[20] В.П. Тугаринов, Личность и общество, М., 1965, стр. 88.

[21] Правильная критика упомянутого высказывания В.П. Тугаринова содержится в работе В.Д. Филимонова «Общественная опасность личности преступника», Томск, 1970, стр. 20. Г.Л. Смирнов отмечает в этой же связи не только существование понятия «личность преступника», но и включение его в более общее понятие «личность субъекта с антиобщественным поведением» (см. указ. работа, стр. 277-292).

[22] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1. стр. 132-133.

[23] См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 21, стр. 310.

[24] Здесь, как и в дальнейшем, при ссылках на статьи Уголовно-процессуального и Уголовного кодексов РСФСР имеются в виду и соответствующие статьи уголовно-процессуальных и уголовных кодексов иных союзных республик.

[25] См. Ю.В. Манаев, Судебное исследование обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, автореферат канд. дисс., М., 1968, стр. 14-17.

[26] Термин «заключенный» применяется и для обозначения лиц, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу («следственно-заключенный»). В этих случаях он фиксирует правосубъектность обвиняемого (подсудимого) в части, связанной с пребыванием под стражей.

[27] К числу пенитенциарных понятий личности относится также «условно осужденный», «условно-досрочно освобожденный» и т.п.

[28] В этом смысле можно говорить о ее динамическом характере, приуроченности к конкретному отрезку времени, после чего наступают существенные изменения (например, в результате раскаяния, наказания и т.д.). О динамической и статической структуре личности см. Б.Д. Парыгин, Основы социально-психологической теории, стр. 131, 132.

[29] Этот закон в дальнейшем именуется сокращенно Основы.

[30] Этот вопрос детально рассматривается в гл.гл. VI и VII. В настоящей главе дается лишь общая его характеристика.

[31] «Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, 1924 – 1973», М., 1974, стр. 474. См. также: «Теория доказательств в советском уголовном процессе. Часть Общая», М., 1967, стр. 209-211; «Научно-практический комментарий УПК РСФСР», М., 1970, стр. 97-98, 101.

[32] Уместно вспомнить слова известного русского юриста: «Для того чтобы мстить и пугать, не надо много изучать человека, но для того, чтобы воспитательным образом серьезно повлиять на преступника, нужно знать многое такое о его личности, что дается лишь систематическим научным наблюдением» (С.В. Познышев, Криминальная психология, Л., 1926, стр. 177).

[33] А.А. Герцензон, Введение в советскую криминологию, М., 1965, стр. 127.

[34] «Проблемы искоренения преступности», М., 1965, стр. 77.

[35] «Социология личности», М., 1967, стр. 21. О социологической (криминологической) типологии личности преступника как родовом понятии см. также: Г.Л. Смирнов, указ. работа, стр. 278-292.

[36] Характеристика личности преступника на уровне категории (типа) подробно рассматривается в гл.гл. IV и V.

[37] Ряд авторов правильно указывают на признак неустойчивости, внутренней противоречивости структуры личности преступника как системы (см.: К.Е. Игошев, Психология преступных проявлений среди молодежи, М., 1971, стр. 114; В.Н. Кудрявцев, Категория причинности в советской криминологии, «Советское государство и право» 1965 г. № 11, стр. 83; П.С. Дагель, Учение о личности преступника в советском уголовном праве, Владивосток, 1970, стр. 49). Эта неустойчивость облегчает возможность исправления и перевоспитания преступников. Однако на определенный момент или период структура личности преступника как система существует.

[38] См.: Б.В. Волженкин, Общественная опасность и ее значение для уголовной ответственности и наказания по советскому уголовному праву, автореферат канд. дисс., Л., 1964; Ю.Д. Блувштейн, Теоретические вопросы статистического изучения личности преступника, автореферат канд. дисс., М., 1968, стр. 7-8; Н.Т. Ведерников, Изучение личности преступника в процессе расследования, автореферат канд. дисс., М., 1965, стр. 8; П.С. Дагель, Учение о личности преступника в советском уголовном праве, Владивосток, 1970, стр. 61-71; М.М. Коршик, С.С. Степичев, Объем и методика изучения личности обвиняемого, «Социалистическая законность» 1965 г. № 3, стр. 43-45; Н.С. Лейкина, Личность преступника и уголовная ответственность, Л., 1968, стр. 126-127; Г.М. Миньковский, Особенности классификации несовершеннолетних преступников («Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних», М., 1970); А.Б. Сахаров, Учение о личности преступника, «Советское государство и право» 1968 г. № 9, стр. 64-69; В.Д. Филимонов, Общественная опасность личности преступника, Томск, 1970, стр. 9-12; «Личность преступника (Уголовно-правовое и криминологическое исследование)», Казань, 1972, стр. 9-11 и др.

[39] Иногда образовательно-культурные признаки выделяются в самостоятельную группу.

[40] Именно поэтому основные социально-демографические показатели, характеризующие личность преступника, учитываются уголовной статистикой, причем наблюдается тенденция расширения круга учитываемых данных.

[41] См., например, И.С. Ной, Личность преступника и ее значение в изучении преступности в условиях социалистического общества, «Ученые записки Саратовского юридического института», вып. XVI, Саратов, 1969, стр. 14; он же, Методологические проблемы советской криминологии, Саратов, 1975, стр. 139.

[42] Именно с учетом социального содержания пол и возраст рассматриваются в числе социально-демографических признаков личности.

[43] И.С. Кон, указ. работа, стр. 16-17.

[44] А.Г. Губко, Тип нервной системы и успешность обучения, «Материалы XVIII Международного психологического конгресса», вып. 1, М., 1966, стр. 365.

[45] А.Ф. Лазурский, Классификация личностей, М., 1924, стр. 27.

[46] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, стр. 236.

[47] Академик Н.П. Дубинин, отмечая, что воспитание должно быть индивидуальным, учитывая генетические различия детей, решительно подчеркивает в то же время ошибочность взглядов «о якобы генетической обусловленности духовных и социальных черт личности» как проявление чуждой идеологии, направленной на подавление личности неоправданным «биологическим диктатом» (Н.П. Дубинин, Вечное движение, М., 1973, стр. 433-434, 439).

[48] Д.А. Кикнадзе, Потребности, поведение, воспитание, М., 1968, стр. 9.

[49] См. А.С. Макаренко, Соч., т. 4, М., 1957, стр. 38, 43, 45 и др.

[50] П.С. Дагель, Проблема «бессознательного» и некоторые вопросы вины в уголовном праве, «Ученые записки Дальневосточного государственного университета», т. 14, Владивосток, 1968, стр. 79.

[51] А.С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 245.

[52] См. О.Е. Фрейеров, О так называемом биологическом аспекте проблемы преступности, «Советское государство и право» 1966 г. № 10, стр. 109.

[53] Детализированные данные на основании выборочного изучения несовершеннолетних приводятся в гл. V.

[54] См. Д.Р. Лунц, Проблема невменяемости в теории и практике судебной психиатрии, М., 1966, стр. 97-98.

[55] «Научная классификация преступников и задачи исправительно-трудового права». Теоретическая конференция, посвященная вопросам советского исправительно-трудового права и советской исправительно-трудовой политики, Л., 1958, стр. 9.

[56] См. Н.А. Беляев, Классификация преступников и ее значение, «Вестник ЛГУ» 1965 г. № 5.

[57] См. Н.А. Стручков, Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью, Саратов, 1970, стр. 185-187.

[58] См. А.Б. Сахаров, О личности преступника и причинах преступности в СССР, М., 1963, стр. 163-168. Дальнейшее развитие этой классификации дано встатье «Личность преступника и классификация преступников», «Социалистическая законность» 1973 г. № 3.

[59] См. «Психологические основы исправления правонарушителя», М., 1968, стр. 50 и след.

[60] См. И.М. Гальперин, Об уголовной ответственности рецидивистов в свете некоторых криминологических показателей эффективности борьбы с рецидивной преступностью, «Эффективность уголовно-правовых мер борьбы с преступностью», М., 1967, стр. 228.

[61] См.: С. Степичев, Г. Моисеенко, Особо опасный рецидив в свете криминологического изучения рецидивистов, осужденных за грабеж и разбой, «Советская юстиция» 1968 г. № 1, стр. 19; А.Ф. Гончаров, К вопросу о криминологическом изучении рецидивной преступности, «Доклады итоговой научной конференции юридических факультетов», изд. ТГУ, 1968, стр. 31-33.

[62] Г.В. Плеханов, Избранные философские сочинения, т. II, М., 1956, стр. 232. О соотношении случайного и необходимого применительно к обстоятельствам конкретного уголовного дела см. В.Н. Кудрявцев, Объективная сторона преступления, М., 1960, стр. 202-206.

[63] В.Н. Мясищев, Социальная психология и психология отношений, «Проблемы общественной психологии», М., 1965, стр. 277.

[64] Н.С. Лейкина, Личность преступника и уголовная ответственность, стр. 9.

[65] «Особенности назначения условного осуждения», «Советская юстиция» 1967 г. № 19, стр. 14.

[66] «Изучение и предупреждение преступлений», вып. 2, Воронеж, 1966, стр. 72-74.

[67] Указ. работа, стр. 119-121.

[68] А.С. Макаренко, Соч., т. 1, М., 1957, стр. 420.

[69] Можно указать, например, на возможность исходящих из генеральной типологии частных классификаций по признаку мотива и причин преступления (для целой профилактической работы), однократности и повторности преступления (для определения наказания), отношения к учебе и коллективу, характера эмоционально-волевого развития, состояния психики (для организации исправления и перевоспитания), отношения к предъявленному обвинению (для планирования следствия) и т.д.

[70] О криминологическом прогнозе индивидуального поведения, предпосылках его обоснованности и круге личностных признаков, существенных для этого, см.: Г.А. Аванесов, Теория и методология криминологического прогнозирования, М., 1972, стр. 264-303; В.Н. Кудрявцев, Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения), М., 1968, стр. 161-170.

[71] Надо иметь в виду, что группы с антиобщественной направленностью нередко имеют как бы несколько слоев и включают различающихся по ориентации подростков, одни из которых направляют усилия на подготовку и совершение преступлений, другие — в основном принимают участие в выпивках и других формах группового времяпрепровождения, третьи — поддерживают эпизодические контакты лишь с частью членов группы и т.д. Вместе с тем в целом общая атмосфера такой группы, влияние наиболее активных ее участников обусловливают быстроту деморализации еще недавно просто «трудных» подростков. См.: Е.А. Харшак, Совместная преступная деятельность несовершеннолетних, автореферат канд. дисс., М., 1969, стр. 6.

[72] Этот момент надо иметь в виду, когда упоминается о социальной неадаптированности таких подростков, как и несовершеннолетних преступников других типов. Такая неадаптированность всегда носит относительный характер, степень ее стойкости связана не с невозможностью, а с нежеланием подростка адаптироваться, поскольку он нашел иной, более легкий путь повышения престижа и удовлетворения потребностей.

[73] См. «Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних», ч. 1, М., 1970, стр. 88-91; «Советское государство и право» 1971 г. № 4, стр. 106-107.

[74] Расчет, произведенный по данным Н.И. Гуковской и Е.Т. Яковлева, дает почти аналогичный по величине показатель (25 – 30%).

[75] М.М. Бабаев, Индивидуализация наказания несовершеннолетних, М., 1968, стр. 73.

[76] Анализ, осуществляемый на социально-психологическом уровне, предполагает вторичность, производный характер изучаемых явлений. Но поскольку, раз возникнув, они объективно существуют и влияют на регуляцию поведения, криминологическое изучение на этом уровне важно как в теоретическом, так и в практическом отношении.

[77] Л.П. Буева, Социальная среда и сознание личности, стр. 203, 206.

[78] Речь идет не об отсутствии цели и мотива, а о неадекватности их избранному варианту действия (убийство из-за малозначительной ссоры).

[79] См. А.Б Сахаров, О личности преступника и причинах преступности в СССР, М., 1961, стр. 86-87. Конечно, было бы неточным «привязывать» участие семьи и школы в формировании личности только к периоду несовершеннолетия. Исследования последних лет (например, Ю.Д. Блувштейна, X. Кингса, А.М. Яковлева и др.) показывают отчетливую зависимость ресоциализации лиц, отбывших наказание, от наличия у них семьи, равно как и от облика последней. Однако преимущественное влияние семьи и школы на несовершеннолетних очевидно, поэтому нами использованы в основном материалы криминологических исследований преступности несовершеннолетних.

[80] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 414.

[81] А.С. Макаренко, Соч., т. 4, М., 1957, стр. 20.

[82] Надо помнить также о дифференцированном подходе к использованию выплат и льгот на воспитание детей из общественных фондов, преимущественную долю которых получают семьи, имеющие относительно более низкий уровень денежных доходов. Кроме того, поскольку в отличие от подростков контрольной группы подростки, совершившие преступления, в половине случаев работали, продолжая жить в семье, их заработок (обычно не менее 60 – 80 руб.) необходимо присовокупить к денежным доходам семьи.

[83] М.А. Алемаскин, Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей, автореферат канд. дисс., М., 1968, стр. 10, 11.

[84] Обычно речь идет об определенном сочетании комплекса взаимоусиливающих искажений условий семейного воспитания (например, сочетании нарушения нормальной структуры семьи и негативной «общей атмосферы» в ней или сочетании неправильной позиции в отношении подростка и в отношении школы). Однако их анализ можно проводить и раздельно, имея в виду, что выделение одного компонента из их совокупности — лишь исследовательский прием.

[85] По данным различных выборок, около половины преступлений подростков в крупных городах совершается поздно вечером и ночью. Значит, недостаточность семейного надзора за многими подростками связана отнюдь не с занятостью родителей на работе (см., например, Г.М. Миньковский, М.М. Бабаев, Человек и закон, М., 1971, стр. 7).

[86] По данным некоторых выборок, до 50% подростков, воспитывавшихся в неблагоприятных семейных условиях и совершивших преступления, проводят все свободное время бесцельно на улице (см.: Криминология, М., 1968, стр. 350).

[87] См. «Советская педагогика» 1965 г. № 12, стр. 90.

[88] См. «Комсомольская правда» 22 июня 1969 г.

[89] В данном случае отчетливо проявляется отмеченная Н.С. Мансуровым ситуация, когда «родители или близкие, сами не совершая никаких аморальных поступков, формируют у ребенка неправильный подход к оценке тех или иных явлений действительности, создают у него неправильное представление об идеале» («Социально-психологические причины трудного детства», «Дети с отклонениями в поведении», М., 1968, стр. 32).

[90] И.П. Павлов, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1951, стр. 428.

[91] А.Г. Харчев, Брак и семья в СССР, М., 1964, стр. 273.

[92] См. «Материалы IX научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии», М., 1969, стр. 19.

[93] Результаты обследований показывают, в частности, что подросткам-правонарушителям в подавляющем большинстве случаев не известен семейный бюджет, он и не интересует их, они не знают планов родителей относительно необходимых расходов, им не известна стоимость для государства обучения одного школьника.

[94] См. «Советская юстиция» 1962 г. № 20, стр. 17.

[95] Показательность этих данных косвенно подтверждается и исследованием Н.С. Мансурова. В континенте обследованных им правонарушителей 80% юношей заявили, что никаких ссор в связи с вопросом о круге знакомств и времяпрепровождении у них с родителями не было («Дети с отклонениями в поведении», стр. 31).

[96] Л.И. Божович, Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968, стр. 443-444.

[97] «Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей», автореферат канд. дисс., М., 1968, стр. 11.

[98] См. указ. работа, стр. 253-272.

[99] См. Н.С. Мансуров, Социально-психологические причины трудного детства, «Дети с отклонениями в поведении», стр. 20-36.

[100] См. Г.Г. Бочкарева, Психологическая характеристика сферы подростков-правонарушителей, автореферат канд. дисс., М., 1968, стр. 11.

[101] См. «Народное образование» 1964 г. № 4, стр. 17.

[102] Доли учащихся школ, ПТУ, работающих неучащихся и неработающих подростков в составе контингента несовершеннолетних, совершающих преступления, приведены по данным выборочных исследований (см. «Криминология», М., 1968, стр. 342).

[103] О понятии и содержании нормальной адаптации к производственным условиям см. «Молодежь и труд», М., 1970, стр. 135-163.

[104] По выборочным данным, 54% подростков, совершающих прогулы, не привлекаются ни к дисциплинарной, ни к общественной ответственности (см. Т.М. Дроздов, Причины и условия, способствующие правонарушениям подростков, работающих на промышленных предприятиях, и меры к их устранению, автореферат канд. дисс., Свердловск, 1971, стр. 16).

[105] Г.Л. Смирнов, Советский человек, М., 1971, стр. 285.

[106] Это же можно сказать и применительно к семье и школьным коллективам.

[107] См.: В.Г. Танасевич, Б.В. Коробейников, И.Л. Шрага, Формирование сознательного отношения к социалистической собственности — основа предупреждения хищений, «Советское государство и право» 1969 г. № 4, стр. 90-96; В.Г. Танасевич, А.Д. Берензон, А.П. Сыров, Роль производственного коллектива в предупреждении хищений социалистического имущества, «Борьба с хищениями государственного и общественного имущества», М., 1970, стр. 5-28.

[108] См. «Борьба с хищениями государственного и общественного имущества», стр. 15.

[109] «Борьба с хищениями государственного и общественного имущества», стр. 13.

[110] На эти и сходные обстоятельства указали как на способствующие хищениям каждый третий опрошенный рабочий и служащий (см. «Борьба с хищениями государственного и общественного имущества», стр. 19).

[111] См. В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 36, стр. 305.

[112] См. «Борьба с хищениями государственного и общественного имущества», стр. 14.

[113] В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 37, стр. 467.

[114] См.: Б. Губин, А. Сыров, И. Шрага, Сотрудничество было плодотворным, «Советская юстиция» 1966 г. № 10, стр. 18-19; «Борьба с хищениями государственного и общественного имущества», стр. 27-28.

[115] С учетом того, что семья, школа и производственный коллектив уже рассмотрены в предыдущих параграфах, мы здесь имеем в виду преимущественно бытовые связи вне этих групп.

[116] См. А.Б. Сахаров, О личности преступника и причинах преступности в СССР, М., 1961 стр. 134.

[117] См. «Досуг молодежи и его проблемы», «Социальные исследования», вып. 2, М., 1968, стр. 213.

[118] Разумеется, в сочетании с изучением социально-психологического аспекта характеристики личности (гл. V).

[119] В этом подходе к анализу криминогенного значения миграции и урбанизации — одно из принципиальных отличий социалистической криминологии от буржуазной, отражающее и принципиально различный характер самих этих процессов в социалистическом и буржуазном обществе. Как известно, буржуазные криминологи исходят из того, что рост преступности — «автоматическое» следствие урбанизации (Ред.).

[120] Ч. Ломброзо, Г. Ферреро, Женщина — преступница и проститутка, Киев, 1902. Из современных буржуазных ученых можно указать, например, на американского криминолога О. Поллака. Критику его книги «Преступность женщин», изданную в 1960 году, см. в работе Ф.М. Решетникова «Современная американская криминология», М., 1965, стр. 34 и сл.

[121] «Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года», т. II, М., 1972, стр. 3, 13; «Народное хозяйство СССР в 1972 г.», М., 1973, стр. 513.

[122] См. А.А. Герцензон, Советская уголовная статистика, М., 1939, стр. 174.

[123] См. «Народное хозяйство СССР в 1972 г.», стр. 513. В абсолютных же цифрах за указанный период численность женщин — рабочих и служащих возросла более чем в 16 раз.

[124] См. У.С. Джекебаев, О социально-психологических аспектах преступного поведения, Алма-Ата, 1971, стр. 159.

[125] «Народное хозяйство СССР в 1972 г.», стр. 513.

[126] См. С.С. Остроумов, Советская судебная статистика, М., 1970, стр. 150.

[127] См.: В.К. Жукова, Умышленные телесные повреждения и борьба с ними по советскому уголовному праву, автореферат канд. дисс., М., 1966, стр. 6-7; С.В. Бородин, Рассмотрение судом уголовных дел об убийствах, М., 1964, стр. 168.

[128] Характерно, в частности, что, по данным В.К. Жуковой, доля женщин в числе лиц, причинивших легкие телесные повреждения, в 6 раз выше, чем в числе причинивших тяжкие телесные повреждения (указ. работа, стр. 7).

[129] «Основы общей психологии», М., 1945, стр. 166 и др. См. также: А.Г. Ковалев, Психология личности, М., 1970, стр. 351-386.

[130] Сходные данные приводит В.Д. Филимонов в выборке за 1965 – 1966 гг.: лиц с образованием до 5 классов — 45%, до 7 классов — 39%, до 10 классов — 10%, со средним образованием — 5%, с незаконченным высшим и высшим — 1% (см. В.Д. Филимонов, Общественная опасность личности преступника, Томск, 1970, стр. 22).

[131] В составе всего работающего населения страны лица со средним (полным и неполным) и высшим образованием составляют 71,8%, а в составе всего населения старше 10 лет — 52,2% («Народное хозяйство СССР в 1972 г.», стр. 38-40). Доля же лиц с таким образованием в составе совершающих преступления, по приведенным выборкам, только 6 – 12%, т.е. почти в 3 – 5 раз ниже.

[132] Указ. работа, стр. 6.

[133] «Борьба с преступлениями против жизни и здоровья, совершенными на почве кровной мести», автореферат канд. дисс., М., 1965, стр. 17.

[134] См. В.Д. Филимонов, указ. работа, стр. 26.

[135] «Криминологическое исследование проблем миграции населения», «Советское государство и право» 1968 г. № 3.

[136] А.М. Яковлев, Преступность и социальная психология, М., 1971, стр. 177.

[137] См. Ю.Д. Блувштейн, указ. работа, стр. 12.

[138] Элементы уголовно-правовой характеристики, связанные с личностью преступника, специально рассматриваются во взаимосвязи с другими обстоятельствами, индивидуализирующими наказание, в гл.гл. VI и VII.

[139] Этому элементу правовой характеристики личности преступника специально посвящен § 3 настоящей главы.

[140] См. «Криминология», стр. 118-119.

[141] Лицо, совершающее антиобщественные поступки (пьянство, уклонение от труда, мелкие нарушения общественного порядка и т.п.), может быть поставлено на учет и подвергнуто общественным или иным предусмотренным административным законодательством мерам воспитательно-профилактического воздействия с тем, чтобы предотвратить дальнейшую социальную деградацию и, в частности, возможный переход на преступный путь. Но меры эти строго «дозируются» соответственно характеру уже совершенных поступков и не могут применяться при отсутствии таковых. Речь идет о воздействии на лиц с реальным антиобщественным поведением, а не на «потенциальных преступников», так как эта категория неизвестна советскому праву и противоречит его принципам (Ред.).

[142] «Изучение и предупреждение преступности», Воронеж, 1966.

[143] В составе контингента несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по д


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.159 с.