Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-12-07 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
|
На третьем этапе, после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры - из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. Объем бизнес-плана вместе с расчетной документацией обычно не превышает 50 страниц машинописного текста, но может быть и значительно меньше. Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объем их значителен. С учетом отечественного и зарубежного опыта может быть рекомендована следующая примерная структура бизнес-плана:
Титульный лист.
1. Меморандум о конфидициальности.
2. Резюме.
3. Описание отрасли.
4. Характеристика предприятия (фирмы).
5. Выбор деятельности (товара, услуги, работы).
6. План маркетинга.
7. Производственный план.
8. Организационная структура предприятия.
9. Финансовый план и бюджет предприятия.
10. Анализ рисков.
11. Организационный план.
12. Приложения.
Конечно, применительно к конкретному проекту (случаю) структуру бизнес-плана можно уточнять - укрупнять разделы или, напротив, детализировать.
Но в любом случае надо хорошо структурировать план - весь материал разделить на главы и небольшие по объему параграфы, четко выделить основные положения, иллюстрировать наглядными схемами и таблицами.
|
Четвертый этап бизнес-планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и весьма трудоемкая часть плановой работы. Источниками информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, консультантов, а также работники предприятия, хорошо знающие внутреннюю среду фирмы и свое дело.
Следующий, пятый этап планирования - непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.
Процесс и организация планирования на предприятии
В практике планирование, как важнейшая функция управления, выступает в форме творческой деятельности людей по обоснованию предстоящих действий и определению наиболее эффективных способов достижения поставленных целей в сфере бизнеса. В отличие от импровизации и спонтанного поведения, планирование предполагает тщательную подготовку принимаемых решений путем всесторонней оценки различных вариантов действий в прогнозируемых условиях и ограничениях. Сам процесс планирования состоит из поиска, анализа, синтеза, сравнения и выбора.
В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практической деятельности, в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов:
• определение целей планирования - желаемого состояния предприятия и его положения на рынке;
• анализ проблем - фактического исходного положения дел и по окончании планового периода;
• поиск альтернатив - выявление возможных вариантов развития по различным сценариям;
• определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объемов производства и др.;
• оценка - проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей;
|
• оформление плана в виде единого документа.
Все процессы и этапы планирования на предприятии взаимосвязаны и зависят друг от друга. В совокупности они составляют определенную систему планирования, которые можно классифицировать по степени определенности условий, временной ориентации разработчиков плана, типу целей, методам обоснования и другим признакам (схема 19).
Схема 19. Системы планирования на предприятии
|
При организации разработки бизнес-плана предварительно определяют:
• объекты планирования - предприятие в целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности, определение общих целей, потенциала, программ и действий;
• разработчиков плана - ответственные работники фирмы, специализированные функциональные службы, внешние консультанты или определенная их комбинация:
средства планирования - калькуляторы, компьютерная техника и ее программное обеспечение;
• порядок составления планов: одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласование (координация) частных планов и их объединение в общий проект;
• методы планирования - обычные традиционные приемы (таблицы, графики и т.п.) и современные компьютерные специальные программы.
Организация планово-экономической работы предприятия зависит от его размера и типа. На малых предприятиях обычно нет глубокого разделения управленческих функций и высшие руководители самостоятельно определяют все детали планирования и организации производства.
На крупных и средних предприятиях стратегические, тактические и календарные планы разрабатывают децентрализовано с учетом принятой организационной структуры, распределения обязанностей между коллективами различных служб, соподчинения управляющих, контроля и кооперации всех функций организации как единого целого. Именно в подразделениях сосредоточены кадры, имеющие опыт в области производства, закупок, реализации и оперативного руководства. Поэтому подразделения обычно выдвигают реальные предложения в календарные, тактические и даже стратегические планы предприятия.
|
На практике применяют три схемы организации работ по составлению планов:
- сверху вниз;
- снизу вверх по иерархической структуре предприятия;
- круговым способом (встречное планирование).
Организационно централизованное планирование на большинстве крупных и средних предприятий осуществляется сверху вниз. При таком подходе плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления - определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития предприятия, механизм их реализации, проводится взаимоувязка всех плановых предложений. Затем эти цели, задачи и показатели по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия в более
детализированной и конкретной форме включаются в планы подразделений. На этом этапе технологического планирования устанавливаются пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции. После согласования плановых заданий с конкретными исполнителями они окончательно утверждаются высшим руководством предприятия.
Такая организация планирования, построенная на централизации важнейших решений в высшем звене управления предприятием (акционерном обществе и др.), допускает определенную самостоятельность филиалов цехов и других подразделений, необходимую при разработке календарных планов на базе показателей, единых для всего предприятия.
При схеме организационных работ по составлению планов снизу вверх, следуя иерархии предприятия, планирование осуществляется от планов на местах и планов подразделений к общему плану путем согласований, объединений и корректировок. Низшие организационные единицы - участки, цехи - составляют подобные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий единый план предприятия.
|
Встречное планирование объединяет оба предыдущих способа. В процессе сверху вниз осуществляется предварительное планирование по главным целям и составление общего плана на уровне управления предприятием. На более низких уровнях происходит конкретизация этих планов.
Затем начинается обратный ход планирования снизу вверх. При этом в план встраиваются более эффективные решения и устраняются разногласия между частями единого объекта планирования. В соответствии с обстоятельствами может быть осуществлен многократный интернативный процесс согласования плана. Организация планирования снизу вверх имеет существенные преимущества:
- устраняет порочный крут: не зная вышестоящих целей, нельзя принимать обоснованные решения по нижестоящим целям, планам и альтернативным вариантам действий (недостаток схемы «снизу вверх»);
- вклады в планирование производятся всеми подразделениями объекта и требуют знания общего плана по предприятию в целом (недостаток нисходящего сверху способа планирования).
Функциональные службы по планированию на многих средних по размеру предприятиях выделяются в самостоятельные подразделения, подчиненные вице-президенту по экономике и финансам (схема 20).
Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включает функциональные подразделения на разных уровнях управления предприятием. Поскольку планирование - это основная функция управления, то высшим звеном системы планирования можно считать Совет директоров, принимающий решения по наиболее важным проблемам стратегии и тактики предприятия.
Схема 20. Примерная организационная структура планово-экономической службы предприятия
|
Центральное звено аппарата планирования - отдел планирования, в функции которого входит разработка перспективных и текущих планов, согласование их с производственными подразделениями, корректировка и уточнение плановых показателей, контроль за их выполнением и систематический анализ работы предприятия и его подразделений.
Менеджер по планированию намечает цели организации и определяет наилучшие способы их достижения, анализирует бюджеты, информацию о состоянии отрасли, имеющиеся и необходимые ресурсы. Важнейшим аспектом планирования является тщательная оценка исходных данных.
В производственных подразделениях функции планирования выполняют службы оперативного и текущего планирования и контроля. Их задача - составление планов на каждую смену, сутки, неделю, месяц, квартал и год с учетом ограничений и общехозяйственных целей (схема 21).
|
Схема 21. Организационная структура планирования на среднем по размеру предприятия
|
Функции плановых отделов во многом зависят от типа предприятия. Особенности планирования на специализированных и диверсифицированных предприятиях Японии приведены в табл. 7.
Годовой план предприятия подробно разрабатывают при непосредственном участии работников производственных подразделений. В годовом плане детализируются планы - производства и сбыта помесячно, устанавливаются задания для низовых уровней управления в нормо-часах трудовых затрат и расхода сырья на единицу товара.
Таблица 7. Особенности планирования на специализированных и диверсифицированных предприятиях Японии
Планирование
| Тип предприятия | |
Специализированное | Диверсифицированное | |
Назначение | Формирование стратегии и структуры | Объединение стратегий отделений |
Идеи и разработка плана | Централизованы | Децентрализованы |
Поиск | Силами планового отдела | Преимущественно в подразделениях |
Ключевые вопросы | Конкуренция, совершенствование продукта и объем производства | Разработка новых товаров, ассортимент |
Контроль | Прямой | Финансовый |
Цикл годового планирования предприятия в зависимости от особенностей его построения включает систему взаимосвязанных мероприятий (табл. 8).
Плановые показатели, нормы и нормативы
Разработка бизнес-плана осуществляется на основе системы технико-экономических показателей, норм и нормативов.
Показатель - это качественно определенная переменная величина, которой может соответствовать множество количественных значений. Он состоит из одного или нескольких признаков, отражающих сущность - качественную сторону явлений или процессов, и всегда одного основания - количественной их характеристики: размера, относительной или абсолютной величины. Основания применяют для расчета необходимых величин, а признаки - для поиска нужных единиц, выборки их, членения и т. п. Используемые в планировании показатели должны обладать:
• достоверностью, т. е. точно соответствовать объективному состоянию отражаемого явления;
• свойствами меры. т. е. быть измеряемыми и вполне определенными:
• достаточностью - полно характеризовать существенные стороны производства или сбыта продукции:
• однозначностью - не допускать различных толкований, не быть двусмысленными:
• способностью агретироваться, разукрупняться и быть сопоставимыми;
• гибкостью, адаптивностью и способностью отражать все изменения условий функционирования объекта планирования;
• оперативностью - своевременно поступать к разработчику плана;
• лаконичностью - высокой информационной насыщенностью;
• экономичностью - минимум затрат на сбор и обработку.
Таблица 8. Примерная организация планирования на предприятии
Срок | Мероприятия | Ответственный |
Март-июнь | • Изучение рынка и конкуренции, оценка ценовой существующей среды • Уточнение рыночной, ассортиментной и финансовой стратегии • Утверждение целей, показателей и приоритетов | Отдел маркетинга Плановый отдел и высшее руководство Высшее руководство |
Июль | • Проведение конференции по планированию для управляющих фирмы • Представление стратегии и планов • Обсуждение и конкретизация заданий для низовых звеньев управления | Плановый отдел Высшее руководство Участники |
Август | • Разработка показателей цехов и календаря планирования | Плановики и руководители цехов |
Сентябрь | • Доведение плана до участков и т.п. • Сведение всех показателей по заводу | Руководители цехов Плановый и финансовый отделы |
Октябрь | • Согласование плана с цехами, внесение необходимых изменений и их утверждение | Директор завода |
Ноябрь | • Утверждение окончательного варианта плана | Совет директоров |
Декабрь | • Разработка индивидуальных планов • Обучение кадров • Проверка готовности предприятия к выполнению планов | Каждый работник Отдел кадров Плановый отдел, высшее руководство |
В зависимости от содержания плановые показатели подразделяются на следующие основные группы: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.
Количественные показатели отражают объемы производства валовой, товарной продукции, прибыли, численность работающих и т. д. в абсолютных величинах (рублях, тоннах, метрах, человеко-часах и д.р.)
Качественные показатели - относительные величины, например, повышение производительности труда, прирост эффективности, снижение затрат и др., выражающие соотношение между количественными показателями. Следует иметь в виду, что качественные показатели имеют количественную определенность, а количественные - качественную сторону.
Натуральные показатели характеризуют материально-вещественное содержание плана предприятия и измеряются в специфических единицах, соответствующих особенностям каждого вида товара - в литрах, килограммах, метрах и т. д. Для сопоставления объемов однородных товаров различного качества в планах применяют условно-натуральные показатели, в которых за условную единицу принимают один сорт (вид) данного товара, а все остальные приравнивают к нему с помощью переводных коэффициентов. Например, все марки тракторов измеряются в 15-сильном исчислении, все виды мыла в 40% жирности, а топливо - 7000 ккал (1т угля = 1) и т. д.
Стоимостные показатели позволяют соизмерять в денежном выражении любые виды товаров, услуг или работ.
Важное значение в планировании имеют технико-экономические нормы и нормативы.
Норма - мера затрат труда и расхода сырья, энергии, материалов и т. д. в абсолютном измерении на производство единицы продукции (работы, услуги) при заданных нормальных средних условиях.
Норматив - относительные показатели степени использования средств производства при современной технике и технологий, прогрессивной организации труда и высокой квалификации персонала.
В практике планирования применяют шесть основных групп норм и нормативов:
1. Удельные нормы материальных затрат сырья, материалов, комплектующих изделий, энергии и т. д.
2. Нормативы использования орудий труда - машин, оборудования, инструментов, механизмов.
3. Организационные нормативы - длительность рабочего периода, времени обращения, объем незавершенного производства, запасы сырья, продолжительность освоения проектных мощностей и др.
4. Нормы качества продукции - соответствие стандартам.
5. Нормы окупаемости затрат и прибыльности производства.
6. Нормы труда:
• нормы затрат времени - количество рабочего времени на единицу продукции (работ, услуги):
• норма численности - количество работников соответствующей квалификации, необходимых для выполнения планируемого объема работ;
• норма времени обслуживания - рабочее время, для обслуживания объекта;
• норма выработки - объем работы (штук, метров, кг и т.д.), который планируется выполнить в единицу времени (час, смену и т.д.);
• норма обслуживания - количество машин, единиц, оборудования, рабочих мест, площади и др. производственных объектов, закрепленных за одним или группой работников.
Нормы и нормативы должны быть обоснованы технически, экономически и физиологически. Техническая обоснованность норм состоит в учете влияния факторов на продолжительность выполнения работ при среднем уровне умения работника и интенсивности труда. Экономическая обоснованность состоит в обеспечении равной и оптимальной напряженности норм. Физиологическая обоснованность - соответствие регламенту труда и отдыха, санитарно-гигиеническим условиям.
В процессе планирования применяют два основных метода установления норм - аналитический и суммарный (схема 22).
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!