Программа музыкально-театрализованной деятельности — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Программа музыкально-театрализованной деятельности

2021-12-07 24
Программа музыкально-театрализованной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ

ТЕАТР

«ИСКОРКА»

 

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

СЕРГЕЕВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. НОВОСИБИРСК

2006

 

Методы:

 

• Опора на жизненный опыт.

• Использование образцов (рисунки, видео и т.д.)  Методические показы.

• Повторение.

• Коллективное обсуждение.

• Импровизация.

• Свобода выбора.

• Проблемная ситуация.

 

Принципы:

 

• Гуманность

• Системность и систематичность

• Последовательность

• От простого к сложному (отбор учебного материала)

• Наглядность

• Доступность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи музыкально-театрализованной деятельности во второй младшей и средней группах:

 

Театральная игра:

 

  Знакомить детей не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации - жестом, мимикой, костюмам, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.

 Развивать внимание, восприятие; прививать навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

 

Музыкальные способности:

 Побуждатъ ребёнка к сольному исполнению.

 Развивать у детей слух - звуковысотный, мелодический, интонационный, динамический

 Развивать у детей чувство ритма

 Развивать у детей ладовое чувство

 Развивать исполнительские способности детей:

- чистота пения (интонация)

- ритмичность (во всех видах музыкальной деятельности)

- эмоциональность

- осмысленность

 Учить одновременно с другими детьми начинать и заканчивать песню.

 

Ритмопластика

 Формировать умение двигаться по сцене в соответствии с характером персонажа, сценарием сказки (средняя группа)

 Формировать у детей простейшие образные выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных, учить владеть своим телом).

Культура и техника речи

 

 Развивать артикуляцию и речевое дыхание.

 Учить строить диалог по сказке с помощью взрослого.

 Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито и т.д.

 Пополнять словарный запас образными художественными выражениями

 

Основы театральной культуры

 

 Познакомить детей с устройством зрительного зала и сцены, воспитывать культуру поведения на сцене и в зале.

С детьми младшего и среднего возраста мы осваиваем простейшие образно - выразительные умения (имитирование характерных движений сказочных животных), элементы художественно - образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомимике), поём несложные песенки, рассказываем стихи, играем на музыкально - шумовых инструментах.

Например, упражнение «Две лягушки»:

Дети перед игрой выбирают роль весёлых или грустных лягушек. «Весёлые лягушки» прыгают по залу, квакают, «высматривают добычу и ловят комаров». Потом они встречаются в центре зала, улыбаются друг другу, хлопают в ладоши, весело кружатся, а «грустные лягушки» двигаются вяло, медленно, показывают мимикой грусть, сдвигая брови, опустив кончики губ. «Весёлые лягушки» поют задорную звонкую песенку, а «грустные лягушки» откликаются той же песенкой, но с протяжной жалобной интонацией.

Также на занятиях с малышами используем упражнения: «Солнышко проснулось», «Трусливые зайчата››, «Хитрая лисичка››, «Сороки - болтушки››.. Такие упражнения развивают интонационную выразительность речи детей, учат использовать в игре большое пространство, что очень важно для детей с нарушением зрения; формируют большой запас эмоций и впечатлений.

У всех сказочных персонажей есть своя песенка, свои характерные движения, своё настроение. Маленькие дети с удовольствием участвуют в эпизодических ролях в спектаклях вместе со старшими дошкольниками. На занятиях знакомим детей е пиктограммами (картинками - символами с изображением различных эмоций человека). Для каждого человечка мы придумываем фразу и произносим её с соответствующей интонацией, или одну и ту же фразу мы произносим с разными интонациями.

В дальнейшей работе за основу берутся известные детям фрагменты литературных произведений, которые они должны обыграть при помощи пластики, мимики, пантомимики. На первом этапе работы все движения отрабатываются перед зеркалом, чтобы дети могли контролировать свои эмоции. На следующем этапе конкретный сказочный образ передаётся детьми уже на сцене («Муха - Цокотуха», К.И.Чуковского, «Лошадка», «Бычок»

А. Барто...) На заключительном этапе мы играем в артистов и зрителей. Дети - «артисты» сами выбирают для себя определённый сказочный образ и проигрывают роль на сцене, а дети - «зрители» отгадывают какой это персонаж. Положительный эмоциональный отклик у детей вызывает песенка, которую все поют вместе и «артисты» и «зрители».

На занятиях используем разнообразные по содержанию произведения выражающие разные чувства и настроения, которые соотнесены с возрастными возможностями детей и доступны для их восприятия, например Н.А. Римский - Корсаков «Полёт шмеля», Д.Б. Кабалевский «Резвушка», «Злюка», «Плакса», «Клоуны», П.И. Чайковский «Времена года», «Детский альбом», «Вальс цветов», А. Вивальди «Времена года», Л.В. Бетховен «Весело - грустно» и др. Некоторые методы и приёмы работы я использовала из программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой на разные темы: «Музыка выражает настроение, чувства, характер людей», «Природа в музыке», «Музыка рассказывает о животных и птицах››, «Сказка в музыке». Дети играют в мини - спектакли, где главный герой - музыка, определяющая импровизационно - пластическую игру. Ни один из предлагаемых танцев не является постановочным - дети передают в движениях характер музыкального образа.

Мини - спектакль «Утро». Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются,

поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром...(«Утро» Э. Грига, «Утро» О.Сереброва) Спектакль остаётся открытым для творческого поиска каждого ребёнка. На музыкальных занятиях дети, слушая музыку, с удовольствием представляют себя бабочками, чудо - цветами, снежинками, таинственными деревьями, реагируют на смену музыкальных интонаций движениями, мимикой, пластикой рук. Занятия такого рода позволили обогатить содержание эмоционально - волевой сферы детей, сделать их более раскрепощёнными, эмоционально открытыми.

Одной из форм музыкального развития детей является игра на музыкальных инструментах. На занятиях дети самостоятельно изобретают музыку, используя при этом звуки различных инструментов, звуки и шум предметного мира, звуки, извлекаемые при помощи человеческого тела: шипение, хлопки, шлепки, свист, шёпот, топот, щелчки. Предлагаем детям темы для импровизации, например, исполнить марш игрушек или вальс снежинок, изобразить какое - либо время года, звон колоколов, передать музыкой какое-нибудь настроение или чувство. После того, как дети исполнят свою импровизацию, предлагаем им послушать музыкальное произведение на эту тему. Например, дети изображают шум ветра, вьюги при помощи маракасов, дудок, бумажных султанчиков, собственного дыхания, гудения, свиста, после чего слушают произведение А. Вивальди «Зима» в оркестровом исполнении.

 

 

Театральная игра

 

 Развивать находчивость, воображение фантазию, быстроту реакции и координацию движений.

 Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

 Учить сочинять этюды по сказкам, импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок.

 

Ритмопластика

 

 Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

 'Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

 Развивать умение использовать разнообразные жесты, передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

 

Культура и техника речи

 

 Тренировать четкое произношение звуков, упражнять артикуляционный аппарат.

 Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито и т.д. (в зависимости от роли)

 Учить строить диалог, проигрывая роли разных героев сказок.

 

Музыкальные способности

 

 Учить петь выразительно, естественным звуком.

 Учить детей чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него.

 Развивать у детей слух - звуковысотный, мелодический, интонационный, динамический

 Развивать у детей чувство ритма

 Развивать у детей ладовое чувство

 Развивать исполнительские способности детей:

- чистота пения (интонации)

- ритмичность (во всех видах музыкальной деятельности) - эмоциональность

- осмысленность.

 

Основы театральной культуры

 

 Познакомить детей с атрибутами театрального преставления (реквизит) и использовать их во время театрального действа.

 

Театральная игра

 

 Учить согласовывать свои действия с партнерами.

 Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.

 Воспитывать инициативность и выдержку.

 Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение.

 Импровизировать игры - драматизации на тему знакомых сказок как пьесу,балет и т.д.

 Учить действовать на сценической площадке естественно.

 Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными.

 Развивать умения одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах по - разному.

 

Ритмопластика

 

 Учить создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела.

 Развивать умения создавать образы с помощью жеста и мимики.

 Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность.

 

Культура и техника речи

 

 Развивать умение играть разноперсонажные роли.  Формировать чёткую, грамотную речь.

 

Музыкальные способности

 

 Учить петь выразительно, естественным звуком.

 Учить детей чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него.

 Развивать у детей слух - звуковысотный, мелодический, 'интонационный, динамический

 Развивать у детей чувство ритма

 Развивать у детей ладовое чувство

 Развивать исполнительские способности детей:

- чистота пения (интонация)

- ритмичность (во всех видах музыкальной деятельности)

- эмоциональность

- осмысленность

 

Основы театральной культуры

 

 Продолжать изготавливать с детьми атрибуты театрального представления.

 Активизировать познавательный интерес. Закрепить, кто и как создаёт спектакль, различия между понятиями «актёр» и «артист».

Дети старших и подготовительных групп с удовольствием участвуют в больших спектаклях, где они самостоятельно играют роли различных персонажей, поют сольные и коллективные песни, танцуют. Игры - сказки, театральные постановки помогли, на доступном для детского восприятия уровне, накопить опыт самостоятельных творческих действий. Приоритетное значение при этом имели сказки, игры, способствующие проявлениям образного мышления и воображения. Например, в спектакле «Золушка» дети 6 - 7 лет войдя в образ героев сказки, смогли передать подлинное настроение капризных дочерей, властной надменной Мачехи; робкой, мечтательной и утончённой Золушки, заботливого Короля и влюблённого Принца. Детские музыкальные спектакли дают детям огромную возможность раскрыть свои таланты, воплотить в жизнь мечту. Выплеснуть накопившуюся энергию, найти друзей, разобраться в своём характере и сделать ещё один шаг в достижении окружающего мира. Созданные руками детей герои, декорации к спектаклям обыгрываются в сказках. Дети с большим интересом выступают не как «иллюстраторы», а как «авторы» собственного видения сказочного образа.

Ежегодно, в целях проверки эффективности работы по данным направлениям, проводятся диагностические срезы по программе «Детство» Диагностика позволила сделать вывод о том, что Целенаправленная работа с детьми по формированию нравственных качеств, художественно - эстетического восприятия окружающего мира, коммуникативных возможностей детей способствовала тому, что дети стали проявлять заботу по отношению друг к другу, сочувствие к чужим неудачам, радоваться успехам других, у них появилось стремление к совместному творчеству. Дети стали более эмоциональны и раскрепощены: их действия свободны, органичны, у них возникло стремление к самостоятельному музыкальному и изобразительному творчеству.  

Таким образом, можно сделать вывод, что музыкально -театрализованная деятельность являются важным условием для развития личности ребёнка - дошкольника.

 

В старшей группе:

Список литературы.

 

1.Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.200З

2.Иванова Г.П. Театр настроений. М.2006

3.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.200З

4.Кошманская И.П. Театр в детском саду. Ростов-на-Дону «Феникс» 2004 5.Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. М.2004

6.Учебное пособие под ред. А.Б.Никитиной. Театр, где играют дети. М.

Владос 2001

7.Чурилова Э.Г.Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.2001.

8.Горохова Л.А. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ.

М.2005

9.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду М.2000

10.Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников,

Ярославль.2005

11.Картушииа М.Ю. Логоритмика для малышей, М.2004

12.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.2О0З

13.Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей, М 2005

14.Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду, Ярославль 2006

15.Чистякова «Психогимнастика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ

ТЕАТР

«ИСКОРКА»

 

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

СЕРГЕЕВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. НОВОСИБИРСК

2006

 

Программа музыкально-театрализованной деятельности

«Искорка»

Пояснительная записка

В сфере современного дошкольного музыкального образования происходит большой творческий подъём. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим движениям, театрализованным играм и песням, русскому народному творчеству. Большое внимание уделяется музыкально-театрализованной деятельности дошкольников. Существует много интересных методических пособий и программ по данному направлению: программа Арт-фантазия Э.Г.Чуриловой, методические разработки И.П. Кошманской, Е.А. Антгшиной, Т.И. Петровой и Е.Л. Сергеевой, А.Б. Никитнной, где представлены разработки занятий и сценариев по музыкально-театрализованной деятельности, описание игр, упражнений на развитие пластики и мимики, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики.

На занятиях с детьми с нарушениями речи и зрения мы столкнулись с проблемой отсутствия единой программы и специальных методик работы с детьми по данному направлению. Это привело нас к убеждению в необходимости создания специальной программы по музыкально- театрализованной деятельности «Искорка» для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Для ребёнка с нарушенным зрением одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у этих детей в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечёткость, фрагментарность, схематизм окружающего мира. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности), и поэтому требует специальной коррекции. Зрительный дефект значительно обедняет способность детей к подражанию, поэтому перед взрослым стоит серьёзная задача довести до ребёнка необходимую коммуникативную информацию, определённые чувства и эмоции, нравственные и этические понятия на доступном дошкольникам уровне. Дошкольник с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей степени владеет невербальными средствами общения. Дети практически не используют в общении со взрослыми и сверстниками выразительные средства общения движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнёра.

Программа «Искорка» подразумевает личностное развитие детей с нарушениями зрения через музыкально-театрализованную деятельность. Именно на занятиях музыкально-театрализованной деятельностью дети испытывают на себе влияние мощного синтеза искусств: музыки и театра. Согласно работам Л.Н. Столович, Л.С. Выготского, И.А. Ильина, мы можем сказать, что искусство способно оказывать большое влияние на развитие личности. Общение с искусством может способствовать развитию у ребёнка самосознания и формированию у него духовного отношения к другим людям и общечеловеческим ценностям, расширяет представления ребёнка об окружающем мире, людях. Благодаря своим катарсической и психотерапевтической функциям искусство способно поддерживать оптимистическую жизненную позицию ребёнка, освобождать его от отрицательных переживаний. Погружение в мир искусств способствует развитию в ребёнке потребности в творчестве, творческое мышление и воображение, вводят в мир человеческих взаимоотношений, служит средством общения между людьми.

Музыка и театр, благодаря своей экспрессивно-эмоциональной природе, способны формировать у ребёнка эмоционально заинтересованное отношение к миру. В процессе музыкально-театрализованных занятий ребёнок переживает разные чувства и эмоции и благодаря этому «открывает» для себя души других людей. Музыкальные произведения и сказки расширяют представления ребёнка о добре и зле и более полно дифференцируют их образы в сознании дошкольника: разные стороны и Прекрасного (красота окружающего мира, красота и возвышенность человеческих отношений и чувств, стремлений добра к торжеству над злом, сила человеческих характеров) и Безобразного (хитрость или глупость, злость и бездушие, хаос и разрушение). Общение с русской классикой и фольклором способствует развитию у детей национальных чувств. Ребёнок может испытать наслаждение от своеобразного колорита русских интонаций, почувствовать свою принадлежность к данной культуре и своё единство с ней.

Благодаря музыке и театру мир, окружающий ребёнка может существенно преобразиться и наполниться особой красочностью, звучанием и глубиной. Сюжеты детских сказок столь же разнообразны, сколь разнообразны отношения между людьми, всегда социальны, так как формируются на основе социального опыта и наблюдения за жизнью. Поэтому именно в процессе музыкально-театрализованной деятельности дети с нарушением зрения присваивают социальное содержание ролей и ролевых отношений.

Таким образом, музыкально - театрализованная деятельность - одна из самых демократичных и доступных видов деятельности для детей, она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

- Художественным образованием и воспитанием детей;

- Формированием эстетического вкуса;

- Нравственным воспитанием;

- Развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

- Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога, монолога);

- Созданием положительного эмоционального настроя, напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

- Овладением навыками общения и коллективного творчества.

Главное, музыкально - театрализованная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка, и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, т.е.

максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает: - Снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов; - Раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

- Развитие реальных мотивов:

а) Игра и обучение не должны быть «из-под палки››;

Ь) Внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

с) Внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперёд (У тебя получится, я уверена; сегодня намного лучше, чем вчера...››

 

Основными задачами музыкально - театрализованной деятельности стали:

- Создавать комфортное общение для развития творческой активности детей в музыкально - театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощённо держаться при выступлении, побуждатъ к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации);

-Развивать эмоциональную сферу    детей     (сферу   чувств, соучастия, сопереживания), воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться;

-Развивать коммуникативные качества личности детей (обучение вербальным и невербальным видам общения детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни); -Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие внимания), - Обучать детей технике пения, движения, музицирования. Программа «Искорка» предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:

1. Дидактический материал,

2. Игровые атрибуты,

3. Музыкальные инструменты,

4. Кукольный театр

5. Аудиоматериал

6. Маски и костюмы.

 

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает принять участие в музыкально-театрализованной деятельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

 

Театрализация - это в первую очередь импровизации, оживление предметов и звуков. Так как она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием и т.д.; возникает необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе.

     

Цель: развитие личности ребёнка через музыкально-театрализованную деятельность.

 

Методы:

 

• Опора на жизненный опыт.

• Использование образцов (рисунки, видео и т.д.)  Методические показы.

• Повторение.

• Коллективное обсуждение.

• Импровизация.

• Свобода выбора.

• Проблемная ситуация.

 

Принципы:

 

• Гуманность

• Системность и систематичность

• Последовательность

• От простого к сложному (отбор учебного материала)

• Наглядность

• Доступность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.