Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-12-07 | 38 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Понятия о показателях свойств и показателях качества топлив, масел, смазок и специальных жидкостей.
Изучить теоритически
Xиммотология - это теория и практика рационального использования горючего и смазочных материалов в технике. Основной её задачей является повышение эффективности использования топлив и масел.
Название этого нового научного направления образовано сокращением трех слов: химия + мотор + логия, т.е. учение о химии в моторах.
Все проблемы рационального использования топлив и масел в двигателях внутреннего сгорания можно разделить на первичные и вторичные:
- первичные, возникающие в процессе создания или совершенствования двигателя когда одновременно разрабатываются технические требования к качеству топлива и масел, на которых должен будет эксплуатироваться двигатель;
- вторичные, возникающие в условиях эксплуатации двигателя, когда по тем или иным причинам появляется необходимость в изменении качества применяемых топлив и масел.
В первом случае химмотологические проблемы рассматриваются в основном в трехзвенной система: двигатель - топливо - смазочное масло, а во втором - в четырехзвенной системе: двигатель - топливо - смазочное масло - эксплуатация.
В химмотологии двигатель, топливо и смазочное масло рассматриваются как составные части единой трехзвенной системы, которая для наглядности представлена в виде схемы (рис.1), отражающей качественную взаимосвязь между ее звеньями.
Эта трехзвенная система характеризуется двумя особенностями. Во-первых, между ее звеньями существует сложная взаимосвязь. Так, например, если изменить качество топлива или масла только по одному из его показателей, то при этом неизбежно произойдут количественные изменения и в других показателях этого продукта, величина которых будет зависеть от качества перерабатываемого сырья и технологических процессов получения, продукта. Побочные изменения в качестве продукта, в свою очередь, могут повлиять на эффективность эксплуатации техники. Во-вторых, при существенном изменении в одном из звеньев, как правило, приходится вносить изменения и в другие звенья.
|
Подтвердим это положение следующим примером. При переводе среднеоборотных дизелей с дистиллятного топлива на остаточное (более тяжелое по фракционному составу, но болеедешевое) столкнулись с закоксовыванием форсунок, повышенным износом цилиндров, компрессионных колец и поршневых канавок, прогаром фасок клапанов и образованием углеродистых отложений в турбокомпрессорах. Чтобы устранить эти недостатки, пришлось изменить конструкцию форсунок, химический состав металлов, из которых изготовлены цилиндры, поршневые кольца и фаски клапанов, режим работы двигателя, а также применить более высококачественное масло, нейтрализовавшее вредное действие сернистых соединений, содержащихся в остаточном топливе.
Эти особенности трехзвенной системы показывают, какие серьёзные затруднения стоят на пути решения первичныххиммотологических проблем, в частности, когда для двигателя подбираются топливо и масло. При этом проще решаются задачи, если двигатель предназначен для работы на существующих сортах топлива и масла, и значительно труднее, если вопрос ставится об использовании новых сортов этих продуктов. В последнем случае качество нефтепродуктов обычно рассматривается как одно из средств улучшения конструкции, повышения надежности, долговечности и экономичности работы двигателя, т.е. получения более совершенного образца техники. Разумеется, что при этом учитывается и вопросы, имеющие отношение к производству и экономии топлив и масел. Однако в целом первичные химмотологические проблемы носят преимущественно технический характер, так как подчинены в первую очередь совершенствованию образцов техники,
|
В четырёхзвенной химмотологической системе существует ещё более сложная связь между звеньями, обусловленная действием многочисленных факторов, представленная для наглядности в виде схемы (рис.. 2).
В полном виде эта схема применима для поршневых двигателей, для других видов техники она чаще всего используется в сокращенных вариантах в соответствии со спецификой данного образца техники.
Так, например, для реактивных двигателей, у которых топливо и масло не контактируют между собой, на схеме не нужны связи (на рисунке показаны стрелками) 2-3 и 3-2; для механизмов, работающих вне контакта с топливом, используется только часть данной схемы, т.е. двухзвенная система: механизм - смазочный материал (1-3) или трехзвенная система: механизм - смазочный материал - эксплуатация (1-3-4).
Эффективность использования топлив и смазочных масел в эксплуатации зависит от успешного решения как первичных, так и вторичных химмотологических проблем.
Вторичные химмотологические проблемы в большинстве случаев проявляются при эксплуатации тогда, когда возникает необходимость внести те или иные изменения в качество применяемых топлив и масел, что может быть вызвано разными причинами, важнейшими из которых являются:
1.Экономические - в целях снижения стоимости нефтепродукта, повышения экономической эффективности его использования в технике и уменьшения эксплуатационных затрат при его применении, хранении, транспортировании, перекачке и заправках машин.
2.Технические - в целях повышения надежности работы и долговечности техники.
3. Энергетические - в целях снижения расхода продукте.
4. Экологические - в целях снижения токсичности продукта и уменьшения загрязнения окружающей среды.
5. Международные - в целях приведения качества продукта в соответствие с международными требованиями.
Итак, химмотология изучает топлива и смазочные материалы во взаимосвязи с их производством, техникой, для которой они предназначены, и условиями эксплуатации.
К основным задачам в области химмотологии относятся:
- разработка оптимальных требований к качеству горючего и смазочных материалов;
|
- разработка и внедрение в эксплуатацию новых сортов горючего и смазочных материалов;
- классификация топлив, масел и смазок;
- проведение унификации горючего и смазочных материалов;
- разработка норм расхода горючего и смазочных материалов;
- разработка мероприятий по сохранению качества и снижению потерь топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при хранении, перекачках, транспортировании, применении;
- разработка квалифицированных методов оценки эксплуатационных свойств и методов контроля качества топлив, масел, смазок и жидкостей;
- разработка ускоренных эксплуатационных испытаний горючего и смазочных материалов;
- изучение процессов изменения горючего, смазочных материалов, а также обобщение опыта эксплуатации и установление закономерностей, связывающих качество топлив и смазочных материалов с надежностью, долговечностью и экономичностью работы двигателей и механизмов;
- решение экологических задач, направленных на снижение загрязнения окружающей среды.
Топлива, масла, пластичные смазки, являющиеся продуктами переработки нефти, имеют определенный элементный и групповой состав, определяющий их физические и химические свойства. Кроме того, в зависимости от условий работы узлов и агрегатов автомобиля, где применяются эксплуатационные материалы, к последним предъявляются специфические требования, соответствие которым обеспечивает безотказную работу этих узлов и агрегатов.
Каждое требование определяется одним или несколькими показателями, величины которых нормированы соответствующими ГОСТ и техническими условиями (ТУ). При конкретном изучении бензинов, дизельных топлив, масел, пластичных смазок следует рассмотреть сущность основных показателей по каждому виду эксплуатационных материалов. Например, важнейшими требованиями, предъявляемыми к бензинам, являются испаряемость и детонационная стойкость. В соответствии с ГОСТ на бензин они определяются следующими показателями: температурные параметры фракционного состава, давление насыщенных паров и октановое число. Для масла одним из основных требований является прокачиваемость масла к узлам, что определяется показателем "вязкость". Другое требование - минимальное изменение вязкости с изменением температурных условий - характеризуется индексом вязкости и т.д.
|
С целью контроля качества каждой партии нефтепродуктов выдается паспорт. Это документ, где для данного продукта приводятся конкретные значения показателей, определенных соответствующим ГОСТ.
Основными ГОСТ и ТУ с которыми следует ознакомиться, являются:
ГОСТ 2084-77, ТУ 30.001.165-87 «Автомобильные бензины».
ГОСТ Р1105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин».
ГОСТ 305-82 «Дизельные топлива».
ГОСТ 8581-78 «Масла для автотракторных дизелей».
ГОСТ 10541-78 «Масла для карбюраторных двигателей».
ГОСТ 17479.2-85 «Трансмиссионные масла».
Показатели качества определены конкретным ГОСТ и для каждого вида пластичной смазки.
Далее следует освоить оценку показателей качества нефтепродукта в соответствии с техническими требованиями ГОСТ. Учащийся должен уметь отбраковать нефтепродукт (масло, смазку, топливо и т.д.) по отклонениям показателей паспорта от значений ГОСТ; пояснить, как эти отклонения скажутся на работоспособности деталей узлов (агрегатов), где он применяется; иметь представление о доведении нестандартных показателей до норм ГОСТ.
Для закрепления этого материала необходимо дать ответ на соответствующий вопрос контрольной работы.
Тема 6. Пластичные смазки
Изучая эту тему, необходимо разобраться, в каких узлах и агрегатах применяются пластичные смазки. Полезно вспомнить конструкции этих узлов, в частности узлов трения и качения, герметизация которых недостаточна и возможно попадание воды, механических примесей и т.д.
Следует ознакомиться с особенностью свойств пластичных смазок, по которым они напоминают как жидкие, так и твердые тела. Особенности их строения, понять, как образуется структура этих смазок на основе трехкомпонентной коллоидной системы; знать, что представляют собой эти компоненты; рассмотреть процесс приготовления смазок.
Учащийся должен знать, по каким основным признакам классифицируются смазки, как они различаются по типу загустителя, функциональному назначению.
Далее следует, по аналогии с маслами, изучить эксплуатационные свойства пластичных смазок:
- вязкостно-температурные;
- прочностно-температурные;
- смазочные и коррозионные (защитные);
- стабильность, водостойкость.
Необходимо знать, что характеризует температура каплепадения, в чём сущность коллоидной и химической стабильности. Надо иметь представление об их механических свойствах, знать их основные показатели. Особенно тщательно следует разобраться в физической сущности предела прочности и эффективной вязкости. Как к любому нефтепродукту, к качеству пластичных смазок предъявляются требования минимального коррозионного воздействия на металлы.
|
Будущий техник должен изучить основные свойства пластичных смазок по действующим ГОСТ и ТУ, а также области применения смазок для узлов и деталей в зависимости от различных условий эксплуатации.
В последнее время в узлах автомобилей находят применение многоцелевые литиевые смазки «Литол-24», «Фиол-I»), а также специальные автомобильные смазки на литиевой (ЛСЦ-15, ШРУС-4, «Фиол-2», «Фиол-2у») и на бариевой (ШРБ-4) основе. По большинству показателей они превосходят старые смазки (солидолы, I-I3, ЦИАТИМ-201). Наибольшим их достоинством является широкий температурный интервал, работоспособность при температуре до 120-130°С и высокая механическая стабильность. Последнее свойство особенно важно для герметизированных узлов, в частности для подшипников скольжения и шарнирных соединений, т.е. для таких узлов, в которых вся смазка подвергается деформации. Например, из-за низкой механи -ческой стабильности смазка «Солидол С» в процессе эксплуатации разупрочняется и вытекает из узлов, в то время как «Литол-24» сохраняет свои свойства, удерживается в узле и обеспечивает длительную работу подшипников качения и скольжения без смены и пополнения смазки. Смазка ШРБ-4 применяется для шаровых шарниров и наконечников тяг рулевой трапеции. А для шарниров привода передних колес, подшипников сцепления, телескопических стоек - смазка ШРУС-4, равноценной замены которой пока нет.
В заключение полезно разобраться во взаимозаменяемости некоторых отечественных и импортных смазок.
Критерии оценки
1) Оценка «5» ответы на все вопросы полностью раскрыты, написано разборчивом почерком, задание выполнено в срок до 13_00.
2) Оценка «4» ответы на все вопросы частично раскрыты, написано разборчивом почерком, задание выполнено не вовремя.
3) Оценка «3» ответы не на все вопросы, написано не разборчивом почерком, задание сдано после 13_00.
Выполненные работы прислать личным сообщением в вк, работы (файлы) подписать в формате: Фамилия.И_дата выдачи задания.
Понятия о показателях свойств и показателях качества топлив, масел, смазок и специальных жидкостей.
Изучить теоритически
Xиммотология - это теория и практика рационального использования горючего и смазочных материалов в технике. Основной её задачей является повышение эффективности использования топлив и масел.
Название этого нового научного направления образовано сокращением трех слов: химия + мотор + логия, т.е. учение о химии в моторах.
Все проблемы рационального использования топлив и масел в двигателях внутреннего сгорания можно разделить на первичные и вторичные:
- первичные, возникающие в процессе создания или совершенствования двигателя когда одновременно разрабатываются технические требования к качеству топлива и масел, на которых должен будет эксплуатироваться двигатель;
- вторичные, возникающие в условиях эксплуатации двигателя, когда по тем или иным причинам появляется необходимость в изменении качества применяемых топлив и масел.
В первом случае химмотологические проблемы рассматриваются в основном в трехзвенной система: двигатель - топливо - смазочное масло, а во втором - в четырехзвенной системе: двигатель - топливо - смазочное масло - эксплуатация.
В химмотологии двигатель, топливо и смазочное масло рассматриваются как составные части единой трехзвенной системы, которая для наглядности представлена в виде схемы (рис.1), отражающей качественную взаимосвязь между ее звеньями.
Эта трехзвенная система характеризуется двумя особенностями. Во-первых, между ее звеньями существует сложная взаимосвязь. Так, например, если изменить качество топлива или масла только по одному из его показателей, то при этом неизбежно произойдут количественные изменения и в других показателях этого продукта, величина которых будет зависеть от качества перерабатываемого сырья и технологических процессов получения, продукта. Побочные изменения в качестве продукта, в свою очередь, могут повлиять на эффективность эксплуатации техники. Во-вторых, при существенном изменении в одном из звеньев, как правило, приходится вносить изменения и в другие звенья.
Подтвердим это положение следующим примером. При переводе среднеоборотных дизелей с дистиллятного топлива на остаточное (более тяжелое по фракционному составу, но болеедешевое) столкнулись с закоксовыванием форсунок, повышенным износом цилиндров, компрессионных колец и поршневых канавок, прогаром фасок клапанов и образованием углеродистых отложений в турбокомпрессорах. Чтобы устранить эти недостатки, пришлось изменить конструкцию форсунок, химический состав металлов, из которых изготовлены цилиндры, поршневые кольца и фаски клапанов, режим работы двигателя, а также применить более высококачественное масло, нейтрализовавшее вредное действие сернистых соединений, содержащихся в остаточном топливе.
Эти особенности трехзвенной системы показывают, какие серьёзные затруднения стоят на пути решения первичныххиммотологических проблем, в частности, когда для двигателя подбираются топливо и масло. При этом проще решаются задачи, если двигатель предназначен для работы на существующих сортах топлива и масла, и значительно труднее, если вопрос ставится об использовании новых сортов этих продуктов. В последнем случае качество нефтепродуктов обычно рассматривается как одно из средств улучшения конструкции, повышения надежности, долговечности и экономичности работы двигателя, т.е. получения более совершенного образца техники. Разумеется, что при этом учитывается и вопросы, имеющие отношение к производству и экономии топлив и масел. Однако в целом первичные химмотологические проблемы носят преимущественно технический характер, так как подчинены в первую очередь совершенствованию образцов техники,
В четырёхзвенной химмотологической системе существует ещё более сложная связь между звеньями, обусловленная действием многочисленных факторов, представленная для наглядности в виде схемы (рис.. 2).
В полном виде эта схема применима для поршневых двигателей, для других видов техники она чаще всего используется в сокращенных вариантах в соответствии со спецификой данного образца техники.
Так, например, для реактивных двигателей, у которых топливо и масло не контактируют между собой, на схеме не нужны связи (на рисунке показаны стрелками) 2-3 и 3-2; для механизмов, работающих вне контакта с топливом, используется только часть данной схемы, т.е. двухзвенная система: механизм - смазочный материал (1-3) или трехзвенная система: механизм - смазочный материал - эксплуатация (1-3-4).
Эффективность использования топлив и смазочных масел в эксплуатации зависит от успешного решения как первичных, так и вторичных химмотологических проблем.
Вторичные химмотологические проблемы в большинстве случаев проявляются при эксплуатации тогда, когда возникает необходимость внести те или иные изменения в качество применяемых топлив и масел, что может быть вызвано разными причинами, важнейшими из которых являются:
1.Экономические - в целях снижения стоимости нефтепродукта, повышения экономической эффективности его использования в технике и уменьшения эксплуатационных затрат при его применении, хранении, транспортировании, перекачке и заправках машин.
2.Технические - в целях повышения надежности работы и долговечности техники.
3. Энергетические - в целях снижения расхода продукте.
4. Экологические - в целях снижения токсичности продукта и уменьшения загрязнения окружающей среды.
5. Международные - в целях приведения качества продукта в соответствие с международными требованиями.
Итак, химмотология изучает топлива и смазочные материалы во взаимосвязи с их производством, техникой, для которой они предназначены, и условиями эксплуатации.
К основным задачам в области химмотологии относятся:
- разработка оптимальных требований к качеству горючего и смазочных материалов;
- разработка и внедрение в эксплуатацию новых сортов горючего и смазочных материалов;
- классификация топлив, масел и смазок;
- проведение унификации горючего и смазочных материалов;
- разработка норм расхода горючего и смазочных материалов;
- разработка мероприятий по сохранению качества и снижению потерь топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при хранении, перекачках, транспортировании, применении;
- разработка квалифицированных методов оценки эксплуатационных свойств и методов контроля качества топлив, масел, смазок и жидкостей;
- разработка ускоренных эксплуатационных испытаний горючего и смазочных материалов;
- изучение процессов изменения горючего, смазочных материалов, а также обобщение опыта эксплуатации и установление закономерностей, связывающих качество топлив и смазочных материалов с надежностью, долговечностью и экономичностью работы двигателей и механизмов;
- решение экологических задач, направленных на снижение загрязнения окружающей среды.
Топлива, масла, пластичные смазки, являющиеся продуктами переработки нефти, имеют определенный элементный и групповой состав, определяющий их физические и химические свойства. Кроме того, в зависимости от условий работы узлов и агрегатов автомобиля, где применяются эксплуатационные материалы, к последним предъявляются специфические требования, соответствие которым обеспечивает безотказную работу этих узлов и агрегатов.
Каждое требование определяется одним или несколькими показателями, величины которых нормированы соответствующими ГОСТ и техническими условиями (ТУ). При конкретном изучении бензинов, дизельных топлив, масел, пластичных смазок следует рассмотреть сущность основных показателей по каждому виду эксплуатационных материалов. Например, важнейшими требованиями, предъявляемыми к бензинам, являются испаряемость и детонационная стойкость. В соответствии с ГОСТ на бензин они определяются следующими показателями: температурные параметры фракционного состава, давление насыщенных паров и октановое число. Для масла одним из основных требований является прокачиваемость масла к узлам, что определяется показателем "вязкость". Другое требование - минимальное изменение вязкости с изменением температурных условий - характеризуется индексом вязкости и т.д.
С целью контроля качества каждой партии нефтепродуктов выдается паспорт. Это документ, где для данного продукта приводятся конкретные значения показателей, определенных соответствующим ГОСТ.
Основными ГОСТ и ТУ с которыми следует ознакомиться, являются:
ГОСТ 2084-77, ТУ 30.001.165-87 «Автомобильные бензины».
ГОСТ Р1105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин».
ГОСТ 305-82 «Дизельные топлива».
ГОСТ 8581-78 «Масла для автотракторных дизелей».
ГОСТ 10541-78 «Масла для карбюраторных двигателей».
ГОСТ 17479.2-85 «Трансмиссионные масла».
Показатели качества определены конкретным ГОСТ и для каждого вида пластичной смазки.
Далее следует освоить оценку показателей качества нефтепродукта в соответствии с техническими требованиями ГОСТ. Учащийся должен уметь отбраковать нефтепродукт (масло, смазку, топливо и т.д.) по отклонениям показателей паспорта от значений ГОСТ; пояснить, как эти отклонения скажутся на работоспособности деталей узлов (агрегатов), где он применяется; иметь представление о доведении нестандартных показателей до норм ГОСТ.
Для закрепления этого материала необходимо дать ответ на соответствующий вопрос контрольной работы.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!