Можем ли мы во время медитации прекращать повторение слова? » — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Можем ли мы во время медитации прекращать повторение слова? »

2021-11-25 32
Можем ли мы во время медитации прекращать повторение слова? » 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 18)

 

Это один из тех важных вопросов, которые часто задают люди, посещающие медитативные группы, а также и лидеры этих групп. Часто бывает так, что после очередного произнесения молитвенной формулы, нашей мантры, мы ощущаем невероятное спокойствие, и в такой момент нам начинает казаться, что стоит прервать повторение на некоторое время, обратив всё наше внимание на переживание образовавшихся покоя и тишины. Но оставляя слово хоть на миг, мы либо утрачиваем покой либо впадаем в так называемое “благочестивое блуждание”, состояние, которое пустынники и Кассиан называли “губительным покоем” (“pax perniciosa”, св. Иоанн Кассиан “Собеседования” 4, 7). В этом состоянии мы больше не молимся, не медитируем, полностью лишаясь возможности переживать присутствие Бога в центре нашего бытия. Когда мы прекращаем повторение нашей молитвенной формулы, мы просто предаёмся удовлетворению достигнутым покоем, при этом оставаясь на самой поверхности нашего бытия. Конечно, ощущение покоя и освобождённости от повседневных забот и стрессов очень приятно, но в данной ситуации, прекращая рецитацию формулы, мы просто-напросто более не медитируем. После очередной медитативной сессии вы можете ощущать одновременно спокойствие и некое смутное состояние витания в облаках, при котором вы не вполне присутствуете “здесь”. Поэтому очень важно помнить, что правильная медитативная практика всегда ведёт именно к бдительности, сосредоточенности и энергичности.

Мы можем иногда сталкиваться с непродолжительными моментами пребывания в Духе, на протяжении которых мы не осознаём ничего, включая и нашу мантру. И это нечто превосходящее нашу способность контролировать происходящее. Такие моменты – это чистейший дар Бога, благодать. Мы не можем сознательно форсировать события, чтобы это произошло.

Джон Мейн уделял особое внимание этой ситуации: “Вы повторяете вашу мантру каждое утро и каждый вечер на протяжении 20-30 минут. И затем, однажды утром или вечером вы отмечаете, что повторение мантры прекратилось. Как только вы осознаете, что повторение прекратилось, вы снова его возобновляете. Такие периоды остановки рецитации вашей молитвенной формулы могут занять от нескольких секунд до трех минут или целого получаса. Но если вы всё же заметили, что уже на протяжении получаса не повторяете мантру, можете быть уверены в том, что сейчас вы заняты чем угодно, но только не медитацией! Вот самый важный принцип, с помощью которого мы можем внести ясность в наш ум: “повторяй свою мантру до тех пор, пока не перестанешь быть в состоянии её повторять”. Как только осознаёте, что повторение прервалось, начинайте повторять снова. Древняя монашеская традиция описывает этот подход таким образом: “монах, знающий, что он молится, – не молится вовсе, не знающий же о том, что молится – молится на самом деле” [1]. Повторяйте свою формулу настолько самоотверженно, насколько это вообще возможно: ма-ра-на-фа. Продолжайте и продолжайте. Повторяйте её на протяжении всего времени вашей медитации. Возвращайтесь к ней, остановившись. Не беспокойтесь относительно отвлечённости, просто продолжайте повторять вашу молитвенную формулу.” (о.Джон Мейн OSB “Жажда глубины и смысла”)

Джон Мейн также говорил, что в нашем повторении слова идёт постепенный процесс изменений. Вначале мы произносим в уме молитвенную формулу, с некоторым усилием, деликатно возращаясь к ней всякий раз, когда начинаем блуждать в пространстве наших мыслей. Далее, спустя некоторое время мы приходим к тому, что практически больше не произносим мантру нашим умом, – она звучит внутри нас, и мы вслушиваемся в неё всем своим сердцем, с абсолютным вниманием. Наконец, она становится частью самого нашего существа и непрестанно звучит в нашем сердце.

[1] св. Иоанн Кассиан “Собеседования” 9, 31 – “несовершенна та молитва, в которой монах сознает себя или то самое, что молится”

Ким Натараджа Obl OSB

Иллюстрация: В. Домчук (Domchuk ART) “Rope”

Перевод с англ.: Альберт Захаров Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru

 

 

ПЛОДЫ МЕДИТАЦИИ»

(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 19)

 

Видение целей и сути медитации очень часто сводится к попыткам обрести спокойствие на самой поверхности нашего сознания и справиться с давлением повседневных стрессов. Внимание, сосредоточенное на молитвенной формуле, на повторении нашей мантры, и в самом деле ведет нас к этим результатам. И в этом, конечно же, нет ничего плохого.

Но если мы рассматриваем медитацию в качестве духовной дисциплины, в качестве одного из путей молитвы, она для нас всегда будет чем-то несравненно большим. Медитируя, мы преображаемся в ту личность, которой нас желает видеть Бог и обретаем мудрость единства нашего истинного “я” со всеми теми способностями и силами, что составляют наше эго. Приводя наш повседневный ум в состояние покоя и обращая все наше внимание к Богу, мы открываем в самом центре нашего бытия дело, совершаемое там Божьей любовью. Так, наша молитвенная формула, слово “Маранафа”, становится мощным зовом любви. Результат этого в нас, наш отклик на это – полное изменение всей нашей жизни. После этой перемены мы начинаем осознавать духовную сторону своего бытия, и в результате такой опыт навсегда вносит созерцательное измерение в наш образ жизни. Качества, которыми нас наделяет это обновление, прекрасно описаны апостолом Павлом в его послании к Галатам: “любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, вера, кротость, самоконтроль” (Гал 5:22,23). Важно помнить, что это не какие-то обычные качества, достигнутые нами в результате совершаемой собственными силами работы, но знаки, указывающие на то, что совершил уже в нас Господь.

“Моим глубоким внутренним убеждением является то, что медитация способна невероятно углубить все уровни нашей жизни, стать грандиозной объединяющей силой, придающей глубину и перспективу всему, чем мы являемся и что делаем. Медитируя, вы попросту начинаете жить из глубины сил Божьей любви, которая в свою очередь присутствует в наших сердцах во всей своей необъятности, во всей простоте – в духе Иисуса.” (о. Джон Мейн OSB)

Безусловно, это не означает, что вы должны оценить вашу медитацию таким образом: “стал ли я более спокойным, более терпеливым?” Это было бы мышлением о медитации на языке эго – самого поверхностного уровня нашего сознания, всегда ориентированного на стяжательство, достижения, накопительство. Мы же, напротив, сосредотачиваясь на своей мантре, стараемся отпустить эго со всеми его установками, и особенно – эгоистическую потребность приобретать вес и значение в глазах окружающих. Мы учимся “забывать о себе (о своем эго)” (Мф 16: 24) Время от времени нам следует оставлять позади собственную поверхность, и тогда мы сможем осознать себя чем-то большим, чем-то более глубоким и реальным.

“В медитации мы стремимся преодолеть все те барьеры, которые сами же создаем вокруг себя, все то, что нас отделяет от осознавания Иисуса, присутствующего в наших сердцах. Однажды войдя в человеческое сознание Иисуса мы начнем смотреть на все так, как смотрит Он, любить Его любовью, понимать Его пониманием, прощать Его прощением.” (о. Джон Мейн OSB “Жажда глубины и смысла”)

Джон Мейн всегда подчеркивал, насколько важную роль в этом пути трансформации играют еженедельные медитативные группы. Регулярно встречаясь и вместе медитируя, мы оказываем друг другу огромную поддержку, творим вокруг себя среду общности и взаимосвязанности, становящуюся единой реальностью, что бесконечно отражает и воспроизводит любовь к себе, любовь к окружающим и любовь к Богу.

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Альберт Захаров Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru

 

 


1.20 «МОЖЕМ ЛИ МЫ МЕНЯТЬ НАШУ МОЛИТВЕННУЮ ФОРМУЛУ?»

(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 20)

 

Молитва с помощью повторения одной или нескольких фраз является для христианства традиционной практикой, имеющей под собой многовековое основание, — это и рецитация Молитвы Господней – “Отче Наш”, и “Ангельское приветствие” – “Радуйся, Мария” (“Богородице, дево, радуйся”), и малое славословие (“Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…”), и, конечно же, традиция “Иисусовой Молитвы”. Св. Иоанн Кассиан, в IV в. собравший в своих “Собеседованиях” наставления Отцов и Матерей пустынников, рекомендовал использовать в качестве такой фразы фрагмент из 70-го псалма: “Поспеши, Боже, избавить меня; поспеши, Господи, на помощь мне.” Первые последователи св. Франциска однажды подслушали, как он молился, повторяя всю ночь: “Deus meus et omnia” (“Мой Господь – моё всё”). А св.Августин, как считается, использовал для молитвы фразу “Noverim me, noverim te” (“Познав себя, Тебя познаю”) – “Позволь мне познать себя так, чтобы познать Тебя”. Современный французский философ и мистик Симона Вейль использовала в качестве рецитируемой молитвенной формулы “Отче Наш” на греческом языке. Также есть и множество других формул, несущих в себе духовное значение для христиан, которые часто используются в качестве христианской мантры для медитативной практики — арамейское слово, обращённое к Отцу “Авва”, “Pax” (“Мир”), “Kyrie Eleison”, “Veni Sancte Spiritus” (“Приди, Дух Святой”).

Лучшим руководством в выборе мантры является совет духовного наставника. Джон Мейн предпочитал использовать в качестве молитвенной формулы слово “Маранафа”. Рекомендовал он его сразу по трём немаловажным причинам. Во-первых, из-за его происхождения и смысла: это слово из арамейского языка, на котором говорил Иисус, и означает оно “приди, Господь!” или “Господь грядет”. Во-вторых, оно, наряду с “Отче Наш”, является старейшей из известных христианских молитв (своё первое послание к Коринфянам, написанное на греческом, апостол Павел завершает этим словом, из чего мы можем сделать вывод о том, что оно было ему хорошо знакомо). И в-третьих, это слово имеет существенное преимущество: не являясь частью нашего бытового языка, оно не вызывает у нас никаких случайных ассоциаций, и потому не станет вести к лишним мыслям во время медитации.

Основная цель использования молитвенной формулы – очистить ум от каких-либо сторонних мыслей и помочь нам с любовью, однонаправленно сосредоточиться на Божественном присутствии. Мы начинаем произносить слово про себя, и через некоторое время осознаём, что сами слышим его, в полной мере переходя от ума к сердцу, в то время, как она звучит в самом центре нашего существа. Этот естественный процесс не имел бы место, если бы мы постоянно изменяли нашу молитвенную формулу.

Отец Лоренс Фримен описал суть того, что делает мантра, следующим образом: “Недавно я был на концерте, и пока мы ждали начала, я слушал, как настраивается оркестр. Это была самая дисгармоничная и несогласованная какофония звука, которую я когда-либо слышал. Каждый инструмент играл что-то своё, в полном отрыве от остальных. Но в какой-то момент произошло нечто особое – гобой, тихий и невзрачный инструмент, заиграл, и все остальные инструменты настроились на него и подхватили его мелодию. Постепенно вся дисгармония сошла на нет. Затем возникла тишина – и концерт начался. Мне кажется, что мантра очень похожа на тот небольшой гобой. В медитации наша молитвенная формула приводит все части нашего существа, одну за другой, в состояние гармонии. И когда мы находимся в гармонии, мы – музыка Бога.”

Поэтому очень важно для нас оставаться с одной и той же формулой, давая ей всё больше и больше укореняться в нашей жизни, внося в неё этот гармонизирующий эффект.

 

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Татьяна Трошина, Мария Захарова
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.