Античная мысль об управлении. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Античная мысль об управлении.

2021-10-05 28
Античная мысль об управлении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Античная управленческая мысль Древней Греции и Рима была сконцентрирована на поиске идеального государства и совершенной модели управления, с помощью которых можно обеспечить согласие и порядок в полисе, преодолеть постоянные столкновения интересов, конфликты, смягчить природное и социальное неравенство людей. Государство-полис понималось античными мыслителями как самая совершенная форма человеческого общежития, а государственное управление — единственным средством достижения гармонии и порядка. Различия между мыслителями касались ответа на вопрос: «Как обеспечить общее благо и совершенную жизнь не отдельным группам, а обществу в целом, учитывая неравенство людей?» Единственное, в чем они были солидарны, так это в том, что это можно сделать с помощью государства. Поэтому основная тема, которую развивали античные мыслители, — роль государственного управления в достижении общего блага.

Своего расцвета управленческая мысль Древней Греции достигает в классический период (V—IVbb. до н.э.), и связано это с именами Платона и Аристотеля.

Признавая неравенство людей по природе, Платон (427—347 до н.э.) развивает нормативную (ценностную) интерпретацию государственного управления. Высшую цель управления он видит в достижении целостности общества через обеспечение согласия всех общественных сословий на основе принципа справедливости, когда каждый занимается своим делом. Поскольку человек от природы предрасположен к выполнению лишь одного дела, то каждый должен получать свою долю благ пропорционально природным способностям. Справедливость — это принцип, когда каждый занимается своим делом (концепция разделения общественного труда). На этом принципе у Платона основано идеальное государство — совершенная аристократия, где правят «достойные, лучшие» и где будет обеспечено «общее благо».

В соответствии с разделением труда он выделяет три сословия — философов, стражей и земледельцев-ремесленников. На практике модель идеального государства, по Платону, — это «полицейское» государство, в котором справедливость и равенство учреждаются путем тотальной регламентации со стороны органов власти, препятствующих возникновению конфликтов и войн[1]. Гармоничное целое из разнородных частей достигается благодаря управлению государством разумным сословием — философами. Самой опасной тенденцией, разрушающей государственное управление, Платон считал стремление некоторых общественных групп отходить от служения общему благу, узурпируя общественные функции для извлечения личной выгоды. В идеальном государстве Платона стражи, ведающие безопасностью, не должны были пользоваться золотом и серебром, не могли даже прикасаться к ним, украшаться ими или пить из золотых и серебряных сосудов. Платон предупреждал: «...Чуть заведется у них собственная земля, дома, деньги, как сейчас же из стражи станут они хозяевами и землевладельцами; из союзников остальных граждан сделаются враждебными или владыками; ненавидя сами и вызывая к себе ненависть, питая злые умыслы и их опасаясь, будут они все время жить в большем страхе перед внутренними врагами, чем перед внешними, а в таком случае и сами они, и все государство устремятся к своей скорейшей гибели»[2].

Наибольшим злом для государственного управления Платон считал олигархию, где на трон возведены алчность и корыстолюбие, и, кроме богатства и богачей, ничто не вызывает восторга и почитания, а честолюбие направлено лишь на стяжательство и на все, что к этому ведет[3]. Олигархический порядок основан на имущественном цензе, власть сосредоточена у богатых, а бедняки не участвуют в управлении общественными делами. Олигархическое государство опирается на вооруженную силу.

Полития — идеальная модель управления. Аристотель (384— 322 до н.э.) вслед за Платоном продолжает поиски эффективного государственного управления, пытаясь определить его место и роль в механизме обеспечения «общего блага». Впервые в социальной мысли государственное управление интерпретируется аналитически: Аристотель опирается на обобщение и сравнение достоинств и недостатков практики управления в 158 городах-полисах.

По мнению Аристотеля, достижение общего блага возможно только при одном условии, когда вся общественная жизнь ставилась на службу государству:

«Поскольку наука о государстве пользуется остальными науками как средствами и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать и от каких воздерживаться, то ее цель включает, видимо, цели других наук, следовательно, эта цель и будет высшим благом для людей»[4].

Аристотель полагал, что люди объединяются в государство для того, чтобы преодолеть страсти и пороки, которым подвержен человек, и достичь общего блага. Развивая патриархальную теорию, в которой государство рассматривается как большая семья, Аристотель отождествлял отношения правителя и его подданных с отношениями патриарха — главы рода и членов его семьи. Первоначально люди объединились в семьи, затем несколько семей образовали селение, а на завершающей стадии этого процесса возникло государство как форма общежития граждан, использующих политическое устройство (оно включает три ветви власти — законодательную, административную, судебную) и подчиняющихся власти закона («беспристрастному разуму»). Государственное управление выступает единственным средством достижения стабильности и надлежащего равенства. Мыслитель предложил классификацию форм правления на основе двух критериев: количество правящих и цели правления. Лучшим способом государственного правления он назвал политию — умеренную форму правления, осуществляющую управление в интересах среднего класса и исключающую крайности и недостатки олигархии и демократии. Полития — эго модель цензовой республики, где к управлению допущены добродетельные граждане-собственники, которые принимают решения, опираясь на закон.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.