Механизмы вызревания новых традиций — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механизмы вызревания новых традиций

2021-11-25 25
Механизмы вызревания новых традиций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экономическое развитие общества влечет за собой изменение его социальной структуры и культуры, и наоборот. При развитии старые традиции становятся ненужными, необходимо дать им уйти (помните? традиции ведь не просто так, а как элементы управления/контроля), и заменить новыми. Поэтому необходимы спорные религиозные моменты, неясности в толковании древних легенд, герои недалекого прошлого, заповеди которых вдруг могут стать традициями и т.п. Это уже дело квалификации мастера — заложить побольше таких «мин» («кладов»?) в культуру, чтобы игроки их потом раскапывали и применяли. Кроме этого, необходима группа (категория) людей, которые будут носителями этой новой традиции, ее активными сторонниками. Обычно тут требуется некоторый мастерский толчок, чтобы все заработало, и традиция действительно сменилась. Мышление людей — инертно, игроков — в особенности. Тяжело перейти на двух-трехдневной игре от рабовладельческого строя к феодализму. Поэтому тут можно использовать мастеров в игре (боже упаси от активных действий!), различных оракулов, пророков и т. п.

3. Как? (пример)

Вот, вкратце описание основных механизмов модели. Как все это делается? Рассмотрим пример.

Дано: род (15–20 чел.), общая структура мира — родово-общинная. Народ полуоседлый — есть два лагеря, зимний и летний, между которыми они и кочуют.

Проблема: необходимо промоделировать структуру рода. (Реальный размер — до 200 человек). Времени мало, да и особые красивости запала сделать не хватит.

ОК, поехали. Первое — структура рода. Что нужно? Нужна власть. Проще всего сделать единое управление, например военный вождь. Еще что нужно? Духовная власть? Шаман. Еще что?.. Добавим по вкусу классический суповой набор: богатые семьи, середнячки и беднота. Да, имущество семей сделаем раздельное, без общего котла. Наличие всего одного большого котла си-ильно их объединит.

Управление. В военных делах военный вождь са-амый главный. Сделаем обычай типа «красной стрелы» — увидел, берешь меч и идешь к вождю. Экономика. Внешней торговли практически нет. Это мы спустим на уровень каждой семьи, заложив в традиции путь для развитии потом эмансипации: торговля — женская привилегия. Но пока у нас она отнесена к «черной» для мужчины работе. Нового вождя назначает предыдущий вождь, если умирает не назначив, то претенденты сами выясняют сильнейшего. Правила потом додумаем. Все? Вроде бы да. А, да. У нас будет патриархат — ladies, никто не против?

Так. Теперь: почему они живут вместе? Не будем мудрствовать лукаво: у них совместное стадо (корова — личная собственность, но пасут всех вместе). Так как большое стадо выпасать выгоднее — больше пастухов и защитников — есть прямой стимул сбиваться в кучу, в род.

Обратно: если стадо разбить, то начнется голод — внесем в экономику необходимые изменения, так чтобы больше 30 коров на 5 человек они выпасать не смогли бы физически (поставить каждой корове по 5 квадратных метров земли, и пусть бегают потом за волками и грабителями — вот, кстати, и мастерский метод воздействия, если что вдруг пойдет не так, мотаем на ус…) Прекрасно. Теперь мы можем внести в местные легенды притчу о венике и слабых братьях, не могущих сломать веник. И старик шаман будет, хмуря седые брови, говорить: «Разделимся — боги покарают нас… Богиня болезней нашлет чуму (конечно нашлет — где ты впятером каждой корове каждые пять минут рога осматривать будешь, тут то ее мастер и пометит как чумную — ну а дальше понятно), бог войны пошлет на нас соседей в набеги (а как же не сходить на дармовщинку-то! еще и мастера в игре выпустить для накрутки)».

Так. Что еще? Еще пару центростремительных механизмов добавим… через брачные обычаи, например. Можно брать в жены только женщину не ближе, чем вторая, и не дальше, чем третья степень родства. Просто и со вкусом. Перестанете жениться на родственницах — внесете чужую кровь. Ничего и моделировать не надо. Чужая кровь — чужие обычаи, верования. Вся модель пойдет по швам. Прекрасно. И к шаману: «Мерзопакостные же похотливцы взалкавшие лона дщерей иноземных, навлекут проклятие на свой род.» И еще пару легенд о Гарри Большой-Кулак женившемся на моаветянке. И как потом боги покарали Гарри, бабушку Гарри, а так же его любимую ездовую змею. Ну и хватит на этом.

Культура… пусть будет шаман, и народные сказания. Устные, передаваемые от родителей к детям. Внесем обряды инициации, со специальным повторением на обряде всех легенд — лишний раз послушать никому не помешает… Что-нибудь для нарушителей традиций: типа права шамана выпороть нарушителя плеткой. Или палкой по пяткам.

Механизмы передачи возложим тоже на шамана… вернее, на него и его учеников. В основном на учеников. Вот им и занятие будет. А тот кто усерднее всех блюдет традиции, станет потом шаманом.

Все? Вроде да.

Штамп, скажете? Угу, штамп. Еще какой штамп. Но если все эти «кости» облечь в плоть и кровь художественных описаний, вы его не узнаете. Но вот художественные описания, традиции, народные сказания — все это уже не технология. Это — искусство. Мастерение. Творчество.

И если головы сделать это хорошо не хватит, то можно было и модель не создавать.

(В этом минус мастерской работы — всегда видишь грязь и копоть на кухне создания игры. Хорошо быть игроком.)

 

Теория

Борисов С., Кожаринов М.

Школа ролевого моделирования
(вступительная статья альманаха «Мастера», в. 1)

Историческая справка: методическое оформление школы началось в 90–91 годах, когда при обобщении своего мастерского опыта, достаточно большого к этому времени (БРИГи начиная с 1986 года), некая группа мастеров (Ампилов А. В., Кожаринов М. Ю., Куликов Г. Н., и др.) сформулировали понятие алгоритма, моделирования и фоновой деятельности, отделив их друг от друга, и приступили к их описанию. Тогда было создано и оформлено большинство алгоритмов, началась разработка различных направлений (моделирования науки, социологии, культуры). С 1991 года начались прокатные игры на финансовой основе (заказчики — частные школы; первый заказ — театральный БРИГ «Лесная сказка»). В конце 1992 года был создан Центр Ролевого Моделирования на базе Товарищества «Бриз», «Берег», который начал разрабатывать методику ролевых игр на профессиональной основе. С 1993 года Центр проводил (получая за это зарплату) обучающие семинары, в том числе на методистов Наробраза, вожатых пионерлагерей и других работников заинтересованных в методике структур. В сентябре 1993 года Центр открыл в порядке эксперимента общеобразовательную школу, начав с 8 класса программу, которая строится на использовании методики ролевых игр. Тогда же, с лета 1993 года, другие команды в различных городах начали себя осознавать как подобные Центры Ролевого Моделирования (Калуга, Владимир…) и занялись подобной деятельностью у себя в городах (естественно, в рамках своей местной специфики).

С конца 1993 года начались проводиться семинары — съезды мастеров подобных центров, плюс приглашённые команды других городов. На сегодняшний момент таких мастерских семинаров по обмену опытом прошло уже 3: в октябре 1993 года, в октябре 1994 года и феврале 1995 года. В работе таких семинаров принимали участие мастерские группы Красноярска, Петербурга, Харькова, Свердловска, Иванова и других городов.

В марте-апреле 1995 года Центры Ролевого Моделирования соответствующих городов выступили с инициативой создания методического альманаха (которого за пять лет вышло два номера — прим. злого ред.).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.