Церковь Архистратига Михаила — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Церковь Архистратига Михаила

2021-11-25 32
Церковь Архистратига Михаила 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из Румянцевской описи известно, что в восемнадцатом веке Увелье было деревней, в которой насчитывалось 37 дворов и 8 бесхозных хат. В письменных источниках, датированных 1897 годом, оно обозначено уже селом с 273 дворами и 2169 жителями.

Когда в апреле 1922 года решался вопрос составления описи церковного имущества, то на собрании граждан было принято решение ее не составлять, что и отражено в протоколе, текст которого гласил: «1922 года, 3 апреля собрание граждан с. Увелье Верещакской волости в присутствии Верещакского представителя тов. Кратенка под председательством Т. Арещенко

СЛУШАЛИ:

Заслушали доклад предволисполкома о необходимости взять на учет церковное имущество, а также заключить верующим договор с государством согласно рассмотрения Клинцовского отдела управления № 280.

ПОСТАНОВИЛИ:

Большинством голосов церковного имущества не сдавать на учет, так как у нашей церкви нет драгоценностей, а также договора с государством заключать не можем, так как у нас все граждане православного вероисповедания и от церкви никто не отказывается.

Председатель совета Т. Арещенко.

Секретарь Зенченко.»

И все же увельцам не отстояли церковное имущество. В конце мая 1922 года в село прибыли уполномоченные Синий и Лебедев и в присутствии священника протоиерея Павла Бугаевского, церковного старосты Зенченко (инициалы установить не удалось. – Прим. авт.), представителей церковного совета Романа Осипенко, Артема Шломы, председателя сельсовета Тита Ильича Арещенко (в акте указано из «верующих». – Прим. авт.)

Были изъяты:

1. Чаша серебряная с серебряным прибором, весом один фунт и три четвертей;

2. Крест серебряный, весом три четвертых фунта;

3. Обложка Евангелие, весом одна восьмая фунта.

Как указано в акте, в церкви были оставлены:

1. Чаша серебряная с серебряным прибором;

2. Три медных креста.

В примечании к акту говорилось: «При изъятии руководствовались описью 1865года, новейшей описи не было. Граждане села Увелье добровольно внесли серебра на шестьдесят три рубля взамен взятой чаши с прибором весом один фунт три четвертей и креста весом три четвертей фунта, а также обложки Евангелия весом одна восьмая фунта» То есть прихожане Увелья за 63 рубля серебром смогли вернуть то, что предполагалось изъять из местного храма.

Церковь Архистратига Михаила была закрыта в 30-е годы прошлого века. Проживающий ныне в деревне Милечь Почепского района бывший учитель Яловской средней школы П.И. Осипенко, детство которого прошло в Увелье, рассказал, что один из колоколов закрытого храма Архистратига Михаила использовался в целях оповещения односельчан в случае возникавшей угрозы пожара. Другой колокол каким-то образом оказался на колхозной животноводческой ферме и применялся для оповещения времени. В него ударяли столько раз, сколько на часах показывали стрелки.

О судьбе последнего настоятеля церкви ничего не известно. Сам храм сохранился до наших дней в переоборудованном под клуб виде. В настоящее время здание находится в непригодном состоянии.

с. Ширки

Церковь Вознесения Господня

В документах восемнадцатого столетия Ширки названы деревней. И если в начале того века в ней насчитывалось тринадцать дворов, то к концу там их было за пятьдесят.

Подтверждения тому, что с левого берега Беседи шло переселение на правый берег, встречаются в письменных источниках. Например, в универсале стародубского полковника Лукъяна Журавки от 5 марта 1708 года говорилось о Климе Ильиче (фамилия в тексте того документа отсутствует. – Прим. авт.), который из-за притеснений в Поповой Горе перебрался в Ширки, где стал нести казацкую повинность. В те времена Поповогорский курень входил в состав Стародубского полка. Но в самом волостном поселении ему принадлежали только два двора, зато в Ширках насчитывалось одиннадцать казацких дворов.

В Ширках казакам было более вольготно, чем в Поповой Горе, где постоянно проживали городничие (управляющие) Киево-Печерской лавры. Поэтому местом своего постоянного жительства казаки охотнее выбирали Ширки.

В «Описании местностей Черниговской губернии в пределах бывшего Стародубского полка», изданном в 1890 году А.И. Ханенко, Ширки по-прежнему названы деревней и указано, что в ней 280 дворов и более 1790 жителей.

Храм Вознесения Господня в Ширках построен в 1896 году, о чем говорится в краеведческих работах С.И. Святогора. Так что с того времени Ширки становятся селом.

В «Черниговских епархиальных известиях» упоминается, что законоучителем Ширковского народного училища определен с 1 февраля 1906 года священник местного храма Иоанн Кончаловский, а 7 августа того же года, как написала выше указанная газета, он утвержден кандидатом в члены благочиннического совета 2 благочиннического округа Суражского уезда.

К сожалению, очень мало сведений сохранилось о церкви Вознесения Господня в двадцатые-тридцатые годы прошлого века и о священно- и церковнослужителях. До наших дней дошла опись церковного имущества. В этом документе сказано: «В Поповогорский волисполком

                                Председателя Ширковского сельсовета С.Т. Коваленко.

Согласно предписания Поповогорского волисполкома от 13 марта 1922 года за № 312 я, председатель Ширковского сельсовета, сего 15 марта в присутствии церковного совета Ширковской церкви проверил имущество Ширковской Свято – Вознесенской церкви по описи 1909 года за № 8235. В результате этой проверки оказалось, что при сем и написано:

1. Евангелие большое, в лист печати, 1893 года, в металлических крышках. На лицевой крышке на середине изображение Иисуса Христа и по углам 4-х Евангелистов.

2. Евангелие большое, в лист печати, 1900 года, в бархатном переплете, с металлическими уголками, с изображением 4-х Евангелистов и в средине Воскресения Христова.

3. Евангелие малое, в 44 листах, в металлических крышках.

4. Кресты напрестольные:

1. Крест напрестольный, стоячий, мельхиоровый, с изображением распятия Спасителя;

2. Крест металлический с вылитым на нем распятием;

3. Крест маленький, металлический.

5. Священнослужебные сосуды:

1. Потир или чаша серебряная, весом 175 ½ золотника;

2. Потир мельхиоровый;

6. Дискос мельхиоровый.

7. Звездица мельхиоровая.

8. Ложица серебряная, вызолоченная, весом 8 золотников.

9. Ложица серебряная, вызолоченная, весом 5 золотников.

10. Копие стальное с черной костяной рукояткой.

11. Копие стальное, меньшее, с белой костяной рукояткой.

12. Ковшик для теплоты, мельхиоровый.

13. Блюдце мельхиоровое маленькое.

14. Блюдце малое, мельхиоровое.

15. Антидарное блюдце белого металла.

16. Антидарное блюдце белого металла, меньшее.

17.Дароносицы и дарохранительницы:

1. Дарохранительница мельхиоровая в виде часовни с 5 главами и растворчатыми вратами, с металлическим внутри ковчегом для хранения святых даров;

2. Дароносица серебряная, вызолоченная, весом 35 золотников;

3. Дароносица мельхиоровая.

18. --------------------------------------------------------------------------------------

19. Кадила:

1. Кадило металлическое, белое;

2. Кадило металлическое, белое;

3. Кадило металлическое, желтое.

20. Сосуды для благословения хлебов:

1. Всеношница для благословения хлебов, белая.

21. Хоругви:

1. Хоругвь металлическая с изображением на одной стороне Воскресения Христова, а на другой Святителя Николая;

2. Хоругвь металлическая с изображением на одной стороне Крещения Господня, а на другой Казанской Божией Матери.

22. Колокола:

1. Колокол большой, медный, весом 40 пудов 2 фунта;

2. Колокол средний, медный, весом 10 пудов 20 фунтов;

3.Колокол малый, медный, весом 5 пудов;

4. Колокол малый, медный, 2 пуда 30 фунтов;

5. Колокол самый малый, медный, весом 1 пуд 1 фунт.

Примечание: 6 глава «Облачение престола» не записана, так как не имеет никакой ценности. 7 глава «Облачение священническое» не записана, так как не имеет никакой ценности. Глава 9 «Иконы» не записана.

(Под описью нет подписей. – Прим. авт.)».

Фамилию священника, служившего в Вознесенском храме в 1922 году, удалось установить по акту изъятия церковных ценностей. Тогда настоятелем служил Рыжиков. Как его звали по имени и отчеству? Откуда он был родом? Как сложилась его судьба в те суровые годы? Эти и другие вопросы пока остаются неизвестными. Даже С.И. Святогор, назвав тех, кто в 1926 году из числа священно- и церковнослужителей был лишен избирательных прав, не указал Рыжикова. Могло быть и такое, что в то время его уже не оказалось в Ширках. Возможно, дальнейшая работа в архивах, в том числе и Смоленской области, приоткроет тайну.

Храм Вознесения Господня в Ширках, закрытый в 30-е годы прошлого века был уничтожен пожаром, случившемся осенью 1941 года.

Местные жители указывают, что церковь стояла на том месте, где в настоящее время расположен бездействующий магазин Красногорского райпо.

 Сегодня село Ширки – микрорайон пгт. Красная Гора.

 

Святые источники

На красногорской земле были святые источники, о чем можно судить по дошедшим до наших дней преданиям. Так, в окрестностях села Перелазы во второй половине девятнадцатого века была криница, о которой знали в округе и куда шли за исцелением от телесных и душевных недугов. Ради этого люди проделывали путь, зачастую пешком, в сто и более километров. Более подробно о святом источнике можно прочитать в главе «Утраченные храмы. Церковь Святителя Василия Великого с. Перелазы». Сегодня трудно даже приблизительно предположить, где находилась эта святая криница, потому что за минувший век очень изменились топографические приметы.

Отрадно отметить, что за последние десять лет на Красногорщине стремятся обустроить источники. Заботясь о приведении криниц в надлежащее состояние, верующие высказывают пожелания об обязательном совершения водоосвящения на них.

Такое освящение криницы, расположенной за селом Городечня, состоялось в 2001 году. Но прежде ее ключи были очищены от накопившегося ила, что сделано стараниями уроженца села Яловка подполковника милиции В.П. Пономаренко, работающего начальником ОГИБДД Красногорского РОВД. Им же источник был обустроен: сделан сток для воды, установлена часовенка, сооружен лестничный марш с поручнями, что удобно для пожилых верующих, спускающихся к кринице.

Территория около криницы ограждена, там установлен крест с иконой Николая Чудотворца, покровительствующего всем путникам. На возрождение святого источника у В.П. Пономаренко ушло несколько недель отпуска.

Криница за Городечней освящена митрофорным протоиереем Валентином, служившим тогда настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка. В.П. Пономаренко договорился с земляком - предпринимателем, работающим в городе Новозыбкове, и тот выделил микроавтобус для доставки из Яловки певчих и просто верующих, пожелавших присутствовать при водоосвящении.

Освящение источника за Городечней стало примечательным событием среди православных верующих. Они стараются побывать у святой криницы и набрать для домашних целей воду, осененную благодатью Божией. Делают остановку и водители, находящиеся в пути. Как сказал В.П. Пономаренко, ему приятно, что считают важным побывать у святого источника и молодожены во время свадьбы.

Криница в честь Святителя Николая Чудотворца привечает всех жаждущих и страждущих. Здесь совершаются водосвятные молебны. Яловцы, проживающие в городе Гомеле (Республика Беларусь), специально возили туда воду из этого святого источника. Там в лабораторных условиях в привезенной ими воде установлено большое содержание серебра.

В.П. Пономаренко, потрудившийся на обустройстве криницы, не оставляет ее без своего внимания и теперь. В его планы входит продолжить такие работы: сделать беседку с навесом, чтобы путники могли укрыться от жары или дождя, а также посадить каштаны.

В 2003 году иерей Илия, настоятель храма Рождества Христова села Колюды, совершил водоосвящение криницы «У двух сестер», которая расположена за деревней Кибирщина. Как рассказал В.А. Константинов, работавший в то время главой местной сельской администрации, к нему обратились верующие с просьбой освятить источник, о котором исстари шла добрая молва.

В.А. Константинов вместе с несколькими земляками очистил ключи криницы от ила. В деревянном срубе были заменены сгнившие венцы. Над источником сооружен навес, сделаны скамейки. Чин водосвятного молебна иерей Илия совершил при большом скоплении жителей окрестных сел и деревень.

С просьбой совершить освящение источника в 2005 году обратились от имени жителей села Макаричи председатель сельхозкооператива «Родина» П.В. Картавый и глава местной сельской администрации В.М.Картавый. Криница расположена в живописном месте. Ключи источника бьют на дне глубокого оврага, находящегося в березовой роще. Это урочище называется «Калинов мостик». Работниками СПК была очищена от мусора прилегающая территория, установлена часовенка и сделаны более удобными подъездные пути по лесу.

В день совершения чина водосвятного молебна, а это произошло 19 июня 2005 года в праздник Святой Троицы, возле криницы собрались верующие Макарич, Заборья, Вяжновки, Медведей и Красной Горы. Присутствовало около двухсот человек.

Ярким событием не только для верующих окрестных населенных пунктов, но и для всех мирян Красногорщины стало совершение ночью в 2006 году ночью в Крещенский сочельник чина Великого освящения воды в урочище «Калинов мостик». Тогда стояли большие морозы, но это обстоятельство не стало препятствием для всех пожелавших побывать у этой криницы и принять участие в Богослужении. Миряне добирались как пешком из Макарич и Заборья, так и на автомашинах, прибывших из Красной Горы, Перелазов и других мест нашего района. Среди взрослых можно было увидеть и подростков, для которых совершение чина Великого освящения воды стало запомнившимся на всю жизнь событием.

После совершения водосвятного молебна у часовенки выстроилась длинная очередь. Люди заполняли емкости освященной водой как для себя, так и для своих знакомых, которые по семейным обстоятельствам не смогли в Крещенский сочельник побывать в урочище «Калинов мостик».

В тот же день и на реке Беседь, около села Макаричи, в крестообразно вырезанной проруби также было совершено освящение воды.

Освященная вода, добавленная и в небольшом количестве к обычной воде, последней сообщает благодатные свойства. Нужно помнить, что освященная вода – это святыня, к которой прикоснулась благодать Божия и которая требует к себе благовейного отношения.        

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.