Церковь Святителя Василия Великого — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Церковь Святителя Василия Великого

2021-11-25 40
Церковь Святителя Василия Великого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перелазы во второй половине восемнадцатого столетия представляли собой деревню, в которой насчитывалось 79 дворов, о чем говорится в Румянцевской описи Малороссии. Тогда в этом населенном пункте, конечно, не было и храма. Первое печатное упоминание встречается в «Историко-статистическом описании Черниговской епархии»: «В 1838 году более 1100 д. м. составили особый приход в Перелазах». Приведенная цитата позволяет говорить о переходе этого поселения из разряда деревни в разряд села, что в те времена возможно было при появлении церкви.

И сегодня в Перелазах можно услышать рассказы о том, что в округе есть зарытые клады. Благодатной почвой для такого рода разговоров служит то, что в XVII-XIX веках при различных исторических обстоятельствах через это поселение пролегли пути польских, шведских и французских войск.

Одно из преданий о найденном кладе имеет отношение к церкви Святителя Василия Великого. В период между двадцатыми-тридцатыми годами девятнадцатого века перелазские крестьяне вроде бы нашли недалеко от села зарытый в земле железный ящик с драгоценностями, которые затем были переданы на строительство местного храма. Перелазские учителя истории указывают на такой факт: пожаром 1858 года, произошедшим якобы по вине пономаря, уронившего во время розжига кадильницы горячий уголь, уничтожило не только церковь, но и 200 сельских построек. 

Перелазцы, стремясь построить на месте сгоревшего храма новый, отправились по миру собирать пожертвования. Но подаяния были скудными и сбор необходимых денег растянулся на годы. Тем временем произошло событие, после которого о Перелазах стало известно во многих уголках Черниговской губернии.

В один из дней крестьяне, занимаясь сбором выращенного урожая километрах в пяти от села, отправились к ближайшему роднику, чтобы утолить жажду. Там они увидели плавающую в воде икону. Весть о необычной находке быстро разнеслась по окрестным селениям. У источника собралось очень много народу, пожелавшего своими глазами увидеть явленное чудо.

Перелазский священник у криницы отслужил водосвятный молебен. Над источником была сооружена каплица, куда поместили явленную икону, а также те, которые по такому поводу принесли с собой прихожане.

У источника, названного верующими Великой Пятницей, накануне субботнего дня стали проводить Богослужения. Молва о чудодейственной силе быстро распространилась по всей округе. Многие паломники добирались в наши края, чтобы посетить криницу с явленной иконой в надежде исцелиться от телесных и душевных недугов. При посещение ее они жертвовали и на церковь, которую предстояло возвести в Перелазах.

Фундамент храма Святителя Василия Великого, как отмечалось перелазскими школьными историками, был заложен в 1862 году. Из-за постоянной нехватки средств на самые необходимые работы строительство церкви велось очень медленно. Когда в 1865 году от помещика Чернышова–Безобразова погорельцы получили безвозмездно 150 гектаров леса на крестьянские постройки, то заметно ускорилось и возведение сельского храма. По воспоминаниям местных жителей, работами на церковной стройке руководил Матвей Протасов. Бревна на эти цели отбирались такие, чтобы в диаметре они были не менее 30 сантиметров.

В краеведческих статьях С.И. Святогора есть указание на то, что церковь Святителя Василия Великого построили в 1870 году. Перелазцы говорят: на звонницу были подняты четыре колокола прежде сгоревшего храма. Из них самый большой весил 30 пудов. В 1908 году прихожане в Киеве заказали отлить еще одни колокол. По утверждению местных жителей, он весил более 100 пудов.

Колокол весом более полутора тонн предстояло доставить в село, что было очень затруднительно, если представить, что тогда основным транспортом являлся гужевой, то есть запряженные в телеги лошади. К тому же требовалось поднять колокол на звонницу и там надежно закрепить его.

Из Киева до Гомеля колокол доставили по железной дороге, откуда до села – на лошадях. Пришлось специально построить настил, оборудованный также специально сделанными колесами, способными выдержать такой тяжелый груз. Колокол тащили три тройки самых лучших и выносливых лошадей села Перелазы.

Не сразу колокол местные жители смогли поднять на самый верх храма. Прежде свили очень толстый канат из отборной пеньки, а также много других веревок, которые привязали к колоколу. В подъеме колокола на высоту участвовало по сути дела все село.

Когда колокол подняли и подвесили, то звонили в него три дня без перерыву. Специально посылались гонцы в окрестные села и деревни, чтобы установить, как далеко раскатывается звон.

Сегодня мы знаем точно, что этот колокол весил 104 пуда, о чем сказано в описи церковного имущества 1922 года, которая сейчас хранится в Брянском государственном архиве. Текст описи привожу дословно:

«В Поповогорский волисполком

                                Председателя Перелазского Сельсовета Т.З. Поленка

отношение

Согласно предписания Поповогорского волисполкома от 13 февраля 1922 года за № 134, я, председатель Перелазского сельсовета, 22-го сего февраля в присутствии Перелазского церковного совета проверил имущество Перелазской Свято-Васильевской церкви по описи ея от 30 декабря 1889 года за № 13769.

В результате этой проверки я при сем же представляю опись имущества, которое записано в книге и есть в наличии.

Подробное описание наименования вещей Время и случай выбытия вещей
  1.Евангелия  
1. Евангелие в лист, бархатном корешке, в медной позолоченной оправе с выбитыми на верхней доске изображениями в средине Воскресения Христова, Московской печати 1863 года  
2. Евангелие большого формата, с золотыми образам в досках, обитых желтой медью, Московской печати 1836 года  
3. Евангелие в лист, Московской печати, в досках, обитых медью  
4. Евангелие малого размера, серебро 84 пробы  
  2.Кресты престольные  
1. Крест медный, вызлащенный, с надписанными словами «I H Ц I»  
2. Крест медный, выбеленный серебром весом 1 фунт  
3.  Крест серебряный, 84 пробы, вызлащенный внизу, налажена резьба, весу 69 злотников  
4. Крест серебряный,84 пробы, весом 1 фунт и 2 лота  
  3. Священнослужебные сосуды  
1. Чаша серебряная, вызлащенная, 84 пробы  
2. Дискос серебряный, вызлащенный, 84 пробы  
3. Звездица серебряная, вызлащенная, 84 пробы  
4. Ложица серебряная, вызлащенная, 84 пробы  
5. Блюдце серебряное, вызлащенное, 84 пробы  
6. Блюдце серебряное, вызлащенное, 84 пробы  
7. Ковшик для теплоты, серебряный 84 проба  
8. Копие стальное, с деревянной рукояткой  
9. Небольшое копие, с черной рукояткой  
10. Небольшая серебряная ложица, без пробы  
11. Чаша серебряная, большого размера, 84 пробы с ложицей  
  4. Дарохранительница  
1. Дарохранительница серебряная, 84 пробы, вызлащенная, весу 70 злотников  
2. Ковчежок серебряный, вызлащенный, 84 пробы  
3. Дароносица серебряная, 84 пробы, приобретена в 1904 году  
4. Ящичек палисандрового дерева, употребляемый при крещении младенцев  
  5. Кадила  
1. Кадило медное, с такой же цепочкой  
2. Медное, позлаченное кадило  
3. Кадило серебряное, 84 пробы  
  8. Блюда  
1. Блюдо металлическое для алтаря  
  9. Сосуды для освящения хлебов  
1. Сосуд для освящения хлебов, медный, весу 4 фунта  
  10.Сосуды для водоосвящения  
1. Сосуд с крышкой  
  12. Колокола  
1. Колокол весом 24 пуда 12 фунтов  
2. Колокол весом 10 пудов 9 фунтов  
3. Колокол весом 5 пудов 25 фунтов  
4. Колокол весом 1 пуд 10 фунтов  
5. Колокол большой, 104 пуда  
  1. Дополнительная опись  
1. Евангелие малого формата, в досках, покрытых малиновым полубархатом  
  2. Кресты напрестольные  
1. Крест небольшой, медный, побеленный серебром, весом до полуфунта  
  3. Кадила  
1. Кадило медное, небольшое, весом до одного фунта  

 

Иконостаса, киотов, облачений, богослужебных и других книг равно, как и рукописей на бумаге, в эту опись я не вносил, так как ничего драгоценного в них нет. Других драгоценных вещей, не имеющих богослужебного употребления, при Перелазской церкви тоже нет никаких».

Последним настоятелем храма в Перелазах служил священник Андрей (в миру Андрей Алексеевич Кибальчич). Он родился в селе Сетолово Мглинского уезда Черниговской губернии в 1862 году. Его арестовали 8 января 1931 года и обвинили в антисоветской агитации и приговорили к ссылке в Казахстан на три года. 7-10 ноября 1989 года священник Андрей Алексеевич Кибальчич реабилитирован прокуратурой Брянской области.

Церковь Святителя Василия Великого была закрыта властями в 1930 году и разобрана. Частично бревна пошли на строительство местной школы, которая сгорела осенью 1943 года, когда отступали немецко-фашистские войска. Перелазцы говорят, что церковь Святителя Василия Великого стояла на том месте, где сейчас расположен магазин Красногорского райпо. 

С. Увелье


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.