Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-11-25 | 40 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Перелазы во второй половине восемнадцатого столетия представляли собой деревню, в которой насчитывалось 79 дворов, о чем говорится в Румянцевской описи Малороссии. Тогда в этом населенном пункте, конечно, не было и храма. Первое печатное упоминание встречается в «Историко-статистическом описании Черниговской епархии»: «В 1838 году более 1100 д. м. составили особый приход в Перелазах». Приведенная цитата позволяет говорить о переходе этого поселения из разряда деревни в разряд села, что в те времена возможно было при появлении церкви.
И сегодня в Перелазах можно услышать рассказы о том, что в округе есть зарытые клады. Благодатной почвой для такого рода разговоров служит то, что в XVII-XIX веках при различных исторических обстоятельствах через это поселение пролегли пути польских, шведских и французских войск.
Одно из преданий о найденном кладе имеет отношение к церкви Святителя Василия Великого. В период между двадцатыми-тридцатыми годами девятнадцатого века перелазские крестьяне вроде бы нашли недалеко от села зарытый в земле железный ящик с драгоценностями, которые затем были переданы на строительство местного храма. Перелазские учителя истории указывают на такой факт: пожаром 1858 года, произошедшим якобы по вине пономаря, уронившего во время розжига кадильницы горячий уголь, уничтожило не только церковь, но и 200 сельских построек.
Перелазцы, стремясь построить на месте сгоревшего храма новый, отправились по миру собирать пожертвования. Но подаяния были скудными и сбор необходимых денег растянулся на годы. Тем временем произошло событие, после которого о Перелазах стало известно во многих уголках Черниговской губернии.
|
В один из дней крестьяне, занимаясь сбором выращенного урожая километрах в пяти от села, отправились к ближайшему роднику, чтобы утолить жажду. Там они увидели плавающую в воде икону. Весть о необычной находке быстро разнеслась по окрестным селениям. У источника собралось очень много народу, пожелавшего своими глазами увидеть явленное чудо.
Перелазский священник у криницы отслужил водосвятный молебен. Над источником была сооружена каплица, куда поместили явленную икону, а также те, которые по такому поводу принесли с собой прихожане.
У источника, названного верующими Великой Пятницей, накануне субботнего дня стали проводить Богослужения. Молва о чудодейственной силе быстро распространилась по всей округе. Многие паломники добирались в наши края, чтобы посетить криницу с явленной иконой в надежде исцелиться от телесных и душевных недугов. При посещение ее они жертвовали и на церковь, которую предстояло возвести в Перелазах.
Фундамент храма Святителя Василия Великого, как отмечалось перелазскими школьными историками, был заложен в 1862 году. Из-за постоянной нехватки средств на самые необходимые работы строительство церкви велось очень медленно. Когда в 1865 году от помещика Чернышова–Безобразова погорельцы получили безвозмездно 150 гектаров леса на крестьянские постройки, то заметно ускорилось и возведение сельского храма. По воспоминаниям местных жителей, работами на церковной стройке руководил Матвей Протасов. Бревна на эти цели отбирались такие, чтобы в диаметре они были не менее 30 сантиметров.
В краеведческих статьях С.И. Святогора есть указание на то, что церковь Святителя Василия Великого построили в 1870 году. Перелазцы говорят: на звонницу были подняты четыре колокола прежде сгоревшего храма. Из них самый большой весил 30 пудов. В 1908 году прихожане в Киеве заказали отлить еще одни колокол. По утверждению местных жителей, он весил более 100 пудов.
Колокол весом более полутора тонн предстояло доставить в село, что было очень затруднительно, если представить, что тогда основным транспортом являлся гужевой, то есть запряженные в телеги лошади. К тому же требовалось поднять колокол на звонницу и там надежно закрепить его.
|
Из Киева до Гомеля колокол доставили по железной дороге, откуда до села – на лошадях. Пришлось специально построить настил, оборудованный также специально сделанными колесами, способными выдержать такой тяжелый груз. Колокол тащили три тройки самых лучших и выносливых лошадей села Перелазы.
Не сразу колокол местные жители смогли поднять на самый верх храма. Прежде свили очень толстый канат из отборной пеньки, а также много других веревок, которые привязали к колоколу. В подъеме колокола на высоту участвовало по сути дела все село.
Когда колокол подняли и подвесили, то звонили в него три дня без перерыву. Специально посылались гонцы в окрестные села и деревни, чтобы установить, как далеко раскатывается звон.
Сегодня мы знаем точно, что этот колокол весил 104 пуда, о чем сказано в описи церковного имущества 1922 года, которая сейчас хранится в Брянском государственном архиве. Текст описи привожу дословно:
«В Поповогорский волисполком
Председателя Перелазского Сельсовета Т.З. Поленка
отношение
Согласно предписания Поповогорского волисполкома от 13 февраля 1922 года за № 134, я, председатель Перелазского сельсовета, 22-го сего февраля в присутствии Перелазского церковного совета проверил имущество Перелазской Свято-Васильевской церкви по описи ея от 30 декабря 1889 года за № 13769.
В результате этой проверки я при сем же представляю опись имущества, которое записано в книге и есть в наличии.
№ | Подробное описание наименования вещей | Время и случай выбытия вещей | |
1.Евангелия | |||
1. | Евангелие в лист, бархатном корешке, в медной позолоченной оправе с выбитыми на верхней доске изображениями в средине Воскресения Христова, Московской печати 1863 года | ||
2. | Евангелие большого формата, с золотыми образам в досках, обитых желтой медью, Московской печати 1836 года | ||
3. | Евангелие в лист, Московской печати, в досках, обитых медью | ||
4. | Евангелие малого размера, серебро 84 пробы | ||
2.Кресты престольные | |||
1. | Крест медный, вызлащенный, с надписанными словами «I H Ц I» | ||
2. | Крест медный, выбеленный серебром весом 1 фунт | ||
3. | Крест серебряный, 84 пробы, вызлащенный внизу, налажена резьба, весу 69 злотников | ||
4. | Крест серебряный,84 пробы, весом 1 фунт и 2 лота | ||
3. Священнослужебные сосуды | |||
1. | Чаша серебряная, вызлащенная, 84 пробы | ||
2. | Дискос серебряный, вызлащенный, 84 пробы | ||
3. | Звездица серебряная, вызлащенная, 84 пробы | ||
4. | Ложица серебряная, вызлащенная, 84 пробы | ||
5. | Блюдце серебряное, вызлащенное, 84 пробы | ||
6. | Блюдце серебряное, вызлащенное, 84 пробы | ||
7. | Ковшик для теплоты, серебряный 84 проба | ||
8. | Копие стальное, с деревянной рукояткой | ||
9. | Небольшое копие, с черной рукояткой | ||
10. | Небольшая серебряная ложица, без пробы | ||
11. | Чаша серебряная, большого размера, 84 пробы с ложицей | ||
4. Дарохранительница | |||
1. | Дарохранительница серебряная, 84 пробы, вызлащенная, весу 70 злотников | ||
2. | Ковчежок серебряный, вызлащенный, 84 пробы | ||
3. | Дароносица серебряная, 84 пробы, приобретена в 1904 году | ||
4. | Ящичек палисандрового дерева, употребляемый при крещении младенцев | ||
5. Кадила | |||
1. | Кадило медное, с такой же цепочкой | ||
2. | Медное, позлаченное кадило | ||
3. | Кадило серебряное, 84 пробы | ||
8. Блюда | |||
1. | Блюдо металлическое для алтаря | ||
9. Сосуды для освящения хлебов | |||
1. | Сосуд для освящения хлебов, медный, весу 4 фунта | ||
10.Сосуды для водоосвящения | |||
1. | Сосуд с крышкой | ||
12. Колокола | |||
1. | Колокол весом 24 пуда 12 фунтов | ||
2. | Колокол весом 10 пудов 9 фунтов | ||
3. | Колокол весом 5 пудов 25 фунтов | ||
4. | Колокол весом 1 пуд 10 фунтов | ||
5. | Колокол большой, 104 пуда | ||
1. Дополнительная опись | |||
1. | Евангелие малого формата, в досках, покрытых малиновым полубархатом | ||
2. Кресты напрестольные | |||
1. | Крест небольшой, медный, побеленный серебром, весом до полуфунта | ||
3. Кадила | |||
1. | Кадило медное, небольшое, весом до одного фунта | ||
| |||
Иконостаса, киотов, облачений, богослужебных и других книг равно, как и рукописей на бумаге, в эту опись я не вносил, так как ничего драгоценного в них нет. Других драгоценных вещей, не имеющих богослужебного употребления, при Перелазской церкви тоже нет никаких».
|
Последним настоятелем храма в Перелазах служил священник Андрей (в миру Андрей Алексеевич Кибальчич). Он родился в селе Сетолово Мглинского уезда Черниговской губернии в 1862 году. Его арестовали 8 января 1931 года и обвинили в антисоветской агитации и приговорили к ссылке в Казахстан на три года. 7-10 ноября 1989 года священник Андрей Алексеевич Кибальчич реабилитирован прокуратурой Брянской области.
Церковь Святителя Василия Великого была закрыта властями в 1930 году и разобрана. Частично бревна пошли на строительство местной школы, которая сгорела осенью 1943 года, когда отступали немецко-фашистские войска. Перелазцы говорят, что церковь Святителя Василия Великого стояла на том месте, где сейчас расположен магазин Красногорского райпо.
С. Увелье
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!