Церковь Рождества Пресвятой Богородицы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

2021-11-25 28
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первый храм, который был возведен на лотаковских землях, стоял не в этом поселении, а в местечке Лосиновское, которое в начале XVII века располагалось в трех верстах от нынешнего села. Указание на это можно найти в исторических документах Белоруссии, что отметил архиепископ Филарет в книге «Историко-статистическое описание Черниговской епархии». Позже в этих окрестностях хозяйственно-административным центром стали Лотаки, куда и был перенесен храм.

Владыка Филарет написал: «По переписи 767 (1767. – Прим. авт.) г. при Богородичном храме Лотаков у дьяка двор жилой и церковная земля, на 9 четвертей посева, подаренная храму в 1713 г. иеромонахом Пахомием Тимофеевичем; дьяк платил за землю по 3 р. в год на церковные расходы. Здесь же в акте сказано, что отец двух братьев священников Лотаковских купил землю в 1721 г...»

Лотаковский край, когда после освободительной борьбы против поляков Левобережная Украина вошла в состав России, приглянулся генеральному хорунжему Н.Д. Ханенко, использовавшему высокое положение и свою власть для того, чтобы здесь обзавестись землями. Из его «Дневника», который он вел на протяжении длительного времени, известно, что тогда в селе священником служил Симеон Пригара.

Ко времени составления Румянцевской описи (1767 г.) генерального хорунжего уже не было в живых, принадлежавшими ему окрестными землями владел сын. В этой описи приведена ссылка на универсал гетмана К.Г. Разумовского (от 26 марта 1761 года), в котором, в частности, сказано: «Его Императорского Величества Благоверного Государя Великого Князя Петра Федоровича и владеющего герцога Шлезвиг Голштинского флигель- адъютанта Василь Ханенко, отданным нам доношением представил полку де Стародубскому, сотни Новоместской в селе прежде бывшем свободном войсковом, именуемом Лотаках, имеется около тридцати год скупли умершим отцом его хорунжим генеральным Николаем Ханенко...»

Из Румянцевской описи известно, что во второй половине восемнадцатого столетия в Лотаках владели землями казаки Новоместской сотни Стародубского полка Иван и Алексей Пригоровские, жена подкоморного батуринского Марфа Долпинская, вдова значкового товарища Мария Озерская. Но больше других местными землями владел майор Василий Ханенко, у которого также были 54 двора.

Как генеральный хорунжий Николай Данилович Ханенко, так и его сын Василий Николаевич, бывший флигель-адъютант и любимец Петра III, уделяли должное внимание церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Лотаки, жертвуя деньги и на обустройство. И если первый из них был похоронен в городе Глухове, то второй – под пологом храма села Лотаки, о чем сказано в книге архиепископа Филарета.

В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» приведены такие факты. Во второй половине в храме Рождества Пресвятой Богородицы имелся иконостас с иконами высокого художественного достоинства. Этот иконостас был устроен внуком генерального хорунжего - Александром Ивановичем Ханенко, в свое время служившем при посольстве в Лондоне, а затем сменившим жизнь заграничную на сельскую.

В Лотаках последний раз храм был возведен в 1899 году, о чем сказано в работах С.И.Святогора. По дошедшим до наших дней воспоминаниям местных жителей, для возведения церковного здания в Киеве был специально нанят мастер. В качестве строительного материала использовались вековые деревья, растущие в сельских окрестностях. Доставленными к месту работ на повозках бревнами были запружены все ближайшие улицы.

Совет Черниговского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества, изучив отчеты о ведении в 1905-1906 годах чтений в приходах выразил благодарность священнику Димитрию Левицкому, служившему в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Лотаки. В «Черниговских епархиальных известиях» от 1 декабря 1906 года сообщено, что этот батюшка 20 ноября перемещен «к Успенской церкви села Найтопович, Стародубского уезда».

В этой же газете от 1 января 1909 года напечатано: законоучителем села Лотаки определен священник Флавиан Преображенский, служивший в местном храме.

О церкви некоторое представление дает опись имущества, в которой отмечено: «Опись имуществаЛотаковской церкви составлена 28-VII - 1922 года в присутствии предисполкома Марченко, священника Исакия Козлова и церковного совета: Ивана Яковлевича Алексеенко, Ивана Фомича Савицкого и Михаила Гасана.

 

Наименование Кол-во Качество Примечание
1 Церковь с колокольней 1 деревянная  
2 Колокол 1 медный 52 пуда 2фунта
3 Колокол 1 медный 25 пудов, с трещиной
4 Колокол 1 медный 20 пудов
5 Колокольчик 1 медный 20 фунтов
6 Колокольчик 1 медный 7 фунтов
7 Колокольчик 1 медный 1 ½ фунта
8        
9 Крест антиминса 1 деревянный  
10 Большой крест 1 позолоченный, деревянный  
11 Жертвенник 1 деревянный  
12 В алтаре иконы 11 деревянные в багетовых рамах
13 Царские врата 1 деревянные с позолотой
14 Иконостас Икон в иконостасе 1 23 деревянный деревянные с посеребренным и позолоченным багетом
15 Перед клиросом иконы 2 деревянные  
16 Столиков 4 деревянные  
17 Хоругвей 2 металлические  
18 Кресты для умерших 4 деревянные  
19 Плащаницы 2 бархатные шитые парчой
20 Иконы мелкого размера 82 деревянные  
21 Паникадило 1 литое 2 пуда 30фунтов
22 Паникадило 1 литое местами посеребренное
23 Семисвечник 1 литой 1пуд 30 фунтов
24 Трисвечник 1 литой 1 пуд 10 фунтов
25 Подсвечники 2 литые по 10 фунтов
26 Подсвечник 1 медный 9 фунтов, посеребренный
27 Подсвечник 1 медный 6 фунтов
28 Лампады 4 медные по 12 фунтов
29 Лампада 1 медная 11фунтов
30 Лампада 1 медная 9 фунтов
31 Лампада 1 медная 7 фунтов
32 Лампады 2 медные По 5 фунтов
33 Лампада 1 медная 2 фунта
34 Потир (чаша) 1 серебро 84 пробы 1 ¼ фунта
35 Потир 1 серебро 84 пробы 1 фунт 25 лотов
36 Потир 1 серебро без пробы ¾ фунта
37 Дискос 1 серебряный 10 лотов
38 Дискос 1 мельхиоровый  
39 Звездица 1 серебряная 5 лотов
40 Звездица 1 мельхиоровая 3 лота
41 Блюдце 1 серебряное 5 лотов
42 Ложица 1 серебряная 5 лотов
43 Ложица 1 серебряная 4 лота
44 Ларчик 1 медный 3 лота
45 Копие 2 стальные с деревянной ручкой
46 Блюдце 2 металлические вызолоченные
47 Дарохранительница 1 серебро 84 пробы 1 ¼ фунта
48 Дарохранительница 1 серебро 84 пробы 1 фунт 5 лотов
49 Дароносица 1 мельхиоровая  
50 Дароносица 1 серебро 84 пробы с позолотой 1 ½ фунта
51 Нательный крест 1 серебро 84 пробы с позолотой 1 ½ фунта
52 Крест 1 серебро с позолотой 1 фунт 24 лота
53 Крест 1 серебро 84 пробы с позолотой 20 лотов
54 Крест 1 серебро 84 пробы с позолотой 1 фунт
55 Евангелие 1 в медном окладе посеребренное
56 Евангелие 1 в бархатном окладе  
57 Евангелие 1 в медном окладе позолоченное
58 Евангелие 1 в медном окладе позолоченное
59        
60 Плато 3 бархатных 2 атласных 1
61 Воздухи 4 парчовые  
62 Катапетасма 2 шерстяные  
63 Фелони (ризы) 4 с парчой  
64 Подризники 3 1 шелковый и 2 шерстяных  
65 Стихарь 1 парчовый  
66 Аналогий 1 полупарчевый  
67 Облачения на столы 2 простой материи  
68 Кадило 1 серебряное 2 фунта
69 Кадило 1 бронзовое 1 ½ фунта
70 Кадило 1 медное 1 ½ фунта
71 Кадило 1 медное 1 ½ фунта
72 Кадило 1 медное ¾ фунта
73 Сосуд 1 медный 4 ½ фунта
74 Купель 1 медная 10 ½ фунта
75 Купель 1 такая же  
76 Ваза 1 медная 4 фунта
77 3 пары венцов 6 металлические  
78 Блюдо 2 медные по 2 фунта
79 Таз 1 медный 3 фунта
80        
81 Котел 1 медный 1 пуд
82 Кувшин 1 медный 1 фунт
83 Лампадки 10 металлические со стек.  
84 Лампадки 6 хрустальные  
85 Евангелие 1 в бархатной оправе  
86 Крест 1 медно-бронзовый  
87 Фелони (ризы) 5 бархатные и полубархатные  
88 Иконы в правом притворе 7 деревянные  
89 Иконы в левом притворе 6 деревянные  
90 Шкафы 3 деревянные  
91 Сундуки 4 окованные посередине  
92 Столы 2 деревянные  
93 Столики 2 деревянные  
94 Стулья 2 деревянные  
95 Скамейки 2 деревянные  
96 Зеркало 1 в посеребренной оправе  
97 Фонари для крестных ходов 2 отделаны жестью  
98 Печать церковная 1 медная  
99 Полотенцы 5 холщевые  
100 Фонари пасхальные 5    

Дополнительная опись

бывшей Ивановской церкви, в настоящее время переданной в Лотаковскую

церковь на Николаевский престол, составленная в присутствии тех же лиц.

 

101 Антиминс 1 шелковый  
102 Потиры 2 серебряные  
103 Дискос 1 серебряный  
104 Звездица 1 серебряная  
105 Ложица 1 серебряная  
106 Дарохранительница 1 серебряная  
107 Ковшик 1 серебряный  
108 Блюдце 1 серебряное  
109 Кресты 2 серебряные  
110 Евангелие 1 в серебряной оправе  
111 копия 2 простых  
112

Кусок парчи с розовым и зеленым цветом

 

 

(Подписи присутствовавших при составлении церковной описи. - Прим. авт.) ».

Эта дополнительная опись открыла такой факт, о котором нигде и никогда прежде не упоминалось, - о Ивановской церкви. Вероятно, это был не храм в обычном понимании. Можно предположить, что в Ивановке у управляющего поместьем была так называемая домовая церковь, откуда и передали имущество на Николаевский престол храма Рождества Пресвятой Богородицы села Лотаки.

При чтении описи имущества храма нельзя не обратить внимание на очень подробно составленный перечень имевшихся предметов церковного назначения. Почему так усердно «поработали» уполномоченные от властей? Ответ на этот вопрос дают объяснительные записки, которые хранятся в Брянском государственном архиве. И их уместно процитировать:

«10 октября 1921 года

Председатель церковного попечительства

И священник  Лотаковской церкви
 В Лотаковский волисполком

На предписание Лотаковского волисполкома от октября 1921 г. №711 о том, почему верующие не подписали договор о сдаче церковного имущества, сообщаем, что согласно протоколу общего собрания верующих 9 октября в присутствии представителя волисполкома Алекс. Пригоровского верующие постановили: «От подписи договора о сдаче церковного имущества отказаться впредь до выяснения дела в окрестностях нашего уезда». А почему им не подписан договор раньше,нам не известно, а  наверное, известно представителю Якову Ефименко, так как он вел дело 4 и 11 сентября и слышал мотив отказа.

Председатель попечительства В.Колесников

Священник И.Козлов».

 

«26 марта 1922 г.

Лотаковскому волисполкому

На № 198 сообщаю Лотаковскому волисполкому, что имуществом Лотаковской церкви ведает церковное попечительство, председателем коего Иван Яковлевич Алексеенко и секретарем Иван Фомин Савицкий, к которым волисполком  пусть и обратится с требованием описи церковного имущества.

Священник И. Козлов».

(На обратной стороне объяснительной записки священника И.Козлова):

«Председатель попечительского церковного совета Иван Яковлевич Алексеенко и секретарь Иван Фомич Савицкий из граждан села Лотаки показали, что описи церковного имущества у них нет, а таковое находится в церкви, что они ей не заведуют и не принимали от священника Исаака Козлова

Подписи: Алексеенко и Савицкий»

 

«Церковный староста Лотаковской церкви Михаил Федорович Гасан показал, что описи церковного имущества у него нет, таковая хранится в церковном архиве, архивом ведает священник Козлов Исаак, у которого находятся ключи от архива

Подпись: М.Гасан».

 

Из приведенных обяснительных, которые дали все те, кто имел прямое отношение к церковному имуществу, видна попытка уклониться от составления описи в соответствии с той, которая имелась в архиве храма. То есть священно- и церковнослужители хотели любым способом сохранить имущество, понимая, что наиболее ценное будет изъято. В то же время власти знали: в Лотаках могут быть более дорогие церковные предметы. Поэтому они так настойчиво допросили и священника, и председателя попечительского совета и других, требуя подтверждающих документов о том, что должно храниться, чтобы ничего не было спрятано. Почти на полгода растянулась такая принудительная «переписка», но все же волисполком смог описать церковное имущество самым подробным образом. О судьбе же воспротивившегося составлению этой описи священника о. Исаакия можно догадываться. Он, вероятно, в районе одним из первых священников попал под колесо репрессий.  

После священника Исаакия Козлова службу в храме Рождества Пресвятой Богородицы продолжил священник Димитрий Золотов, который с 1918 года был лишен избирательных прав и который в 1927 году уехал вместе с женой Анастасией Дмитриевной на жительство на Украину. Этому есть подтверждение в «Именном списке лиц, лишенных избирательных прав».

Церковь в Лотаках стояла там, где в настоящее время расположена местная средняя школа. Последним настоятелем в храме служил о. Владимир (в миру Владимир Федорович Климанский). Известна и фамилия звонаря – Павел Малахович Гончаров.

После закрытия в 1930 году храма Рождества Христова с. Колюды был закрыт и храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Лотаки. Бревна разрушенного церковного здания частично использованы во время строительства в Красной Горе здания, в котором в настоящее время размещен межшкольный учебно-производственный комбинат.

Лотаковцы рассказывают, что у священника имелась богатая библиотека, принадлежавщая храму. Книги, хранившиеся на чердаке у одной из прихожанок, были обнаружены и изъяты приехавшими из Клинцов на грузовой машине уполномоченными от властей. Церковную литературу они увезли в неизвестном направлении.

С. Николаевка

Церковь Святителя Николая

Генеральный хорунжий Н.Д. Ханенко, завладевший в XVIII веке посредством так называемой «скупли» значительной частью села Лотаки с разными землями, основал несколько слобод. Одной из этих слобод была Николаевка.

В письменных источниках указано, что в конце восемнадцатого века в Николаевке насчитывалось 59 дворов, в 1858 году – 89 дворов, в 1892 году – 168 дворов, в 1897 году – 171 двор и 1217 жителей. На эту дату в Николаевке имелась земская школа и уже стояла церковь.

Для жителей Николаевки серьезное испытание принес апрель 1921 года. Тогда встал вопрос о заключении с Лотаковским волостным советом рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов договора. Прихожане вместе со священником Феодором (в миру Федор Иванович Мельников), принимая в бесплатное пользование церковь для совершения богослужений, взяли на себя обязательства, согласившись отвечать за их выполнение круговой порукой. Полагаю, уместно текст привести дословно:

ДОГОВОР

Мы, ниже подписавшаяся группа лиц, желающих взять в пользование имущество Николаевской церкви, специально предназначенной для богослужений и обрядовых целей с одной стороны и представителя Лотаковского волостного совета Рабочее – крестьянских и красноармейских депутатов с другой стороны, составили настоящий договор о ниже следующем.

Мы, представители местного совдепа, передали в бесплатное пользование всем ниже подписавшимся гражданам имущество, специально предназначенное для богослужений и обрядовых целей, упомянутое при сем в описи.

Мы, граждане, берущие в пользование упомянутое при сем в описи церковное имущество, обязуемся: 1) хранить и беречь его как вверенное нам народное достояние; 2) производить ремонт означенного имущества и вести расходы, связанные с обладанием такового, как то: хранение, оплата долгов, страховка и т.д.; 3) пользоваться означенным имуществом исключительно для удовлетворений религиозных потребностей; 4) возмещать все убытки, причиненные во время пользования, отвечая за сохранность и целостность такового круговой порукой; 5) иметь у себя инвентарную опись всего богослужебного имущества, в которую включать все поступающие предметы религиозного культа; 6) допускать в небогослужебное время уполномоченных инспекции Рабочее – крестьянских и красноармейских депутатов для периодической проверки и осмотра имущества; 7) в случае злоупотребления и растраты имущества обязуемся сдать таковое по первому требованию совдепа.

Примечание: Настоящий договор действует при подписании не менее 50-ти лиц, желающих получить в пользование означенное имущество.

Примечание: Все жители соответствующей религии, желающие подписать договор, и после передачи приобретают право участия в управлении таковым наравне с ранее принявшими.  

1921 года, 26 апреля подписали:

Председатель церковного совета священник Федор Мельников,

Члены (подписи присутствовавших при составлении договора. – Прим авт.)

Этот документ с многочисленными подписями верующих николаевцев хранится в Брянском государственном архиве. Он в своем роде единственный, потому что других подобного рода не удалось отыскать в фонде с материалами «О проведении в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви», а также среди протоколов заседаний комиссий по изъятию церковных ценностей.

Сохранился еще один документ, в котором указано: «Опись церковного имущества Николаевской церкви Лотаковской волости Суражского уезда составлена 3 сентября 1921 года.

Церковь на каменном фундаменте, крытая железом. В длину 24 аршина, в ширину 20 аршин, в ней десять окон и 6 дверей, колокольня с 1 дверью и 4 боковыми окнами со ставнями.

Колокол большой 15 пудов 10 фунтов, второй – 4 пуда 12 фунтов, третий – 2 пуда, четвертый – 1 пуд.

Церковь обнесена деревянной оградой.

Алтарь с 2 окнами и 2 дверьми.

Престол деревянный, антиминс шелковый, шелковый плат для хранения антиминса.

Жертвенник внутри шкафа, в нем 2 иконы.

Киот – горнее место с золотой резьбою.

Плащаница украшена по бархату золотистым шитьем в деревянном со стихарем футляре.

Диаконник для хранения облачения и книг.

Иконостас 3- ярусный с иконами на деревянных досках.

Два клироса. За правым клиросом малый иконостас в виде киота с иконами, за левым такой же.

Большой семисвечник позолоченный, медный и посеребренный.

Два висячих подсвечника желтой жести.

Шесть висячих подсвечников с металлическими свечами.

Два выносных аналоя, покрытых парчой.

Паникадило медное, серебром позлащенное.

Паникадило.

Два простых выносных фонаря.

Три Евангелия.

Напрестольный крест, серебро 84 пробы.

Крест медно – посеребренный.

Крест медный, позлащенный.

Потир, серебро 84 пробы, позлащенный.

Дискос.

Звездица серебряная, позлащенная.

Лампада, серебро 84 пробы.

Две серебряных 84 пробы тарелки.

Два стальных копия, одно из которых с серебряной ручкой.

Дарохранительница медная, позлащенная.

Дарохранительница мельхиоровая, позлащенная.

Два футляра со стеклами для фонарей.

Медный, вызлащенный пасхальный трехсвечник.

Три медных ковша, одно посеребренное.

Облачение престола парчовое, золотое.

Бархатный покров на престоле.

Две пелены на аналой парчовых.

Облачение на столик четырехугольное и такое же с шелковой бахромой.

То же матерчатое, с рисунком.

Парчовый воздух и 2 покрывала белые с красным крестом.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Шелковая завеса.

--------------------------------------------------------------------------------------------------Двенадцать фелоний (риз).

Восемь подрясников.

--------------------------------------------------------------------------------------------------Один набедренник.

Девять подсвечников.

Девять поручей.

Один стихарь парчовый.

Блюдце серебренно-медное.

Тарелка эмалированная.

Чайник медный.

Таз для умывания, медный.

Медно – посеребренный сосуд.

Три пары брачных венцов, медные.

Железная церковная печать.

Шкаф с книгами смешанного духовного содержания.

Документы по благоустройству церкви».

Подписанный николаевскими верующими договор не стал документом, регулирующим отношения между приходской общиной и местными властями, как и не стал охранной грамотой. В январе 1930 года был арестован священник о. Иаков по обвинению в систематической антисоветской агитации. В апреле того же года «тройка» приговорила его к ссылке в Северный край на три года. Весной 1989 года священник Яков Владимирович Кубышев реабилитирован прокуратурой Брянской области. В ноябре 1937 года «тройка» приговорила к расстрелу другого священника из Николаевки – о. Константина. Обвинение – контрреволюционная деятельность. Вместе с ним по делу проходили еще несколько николаевцев, судьбы которых установить не удалось.

Постановлением президиума Брянского областного суда в 1960 священник Константин Ильич Полегонько реабилитирован.

Таким образом, предпринятые в 30-ые годы прошлого века репрессивные меры против православных верующих с. Николаевка показали намерения властей во что бы то ни стало прекратить Богослужебную деятельность местного храма.

Само здание закрытого храма в Николаевке простояло до осени 1943 года. При отступлении немецко-фашистских войск церковь Святителя Николая уничтожена пожаром.

В восьмидесятые годы прошлого столетия на том месте, где в селе стоял Свято-Николаевский храм, был построен клуб. Сейчас это здание полуразвалившееся, без крыши, дверей и оконных блоков. На место расположения церковного двора указывают старые липы, образующие собой его прежние границы.

с. Перелазы


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.