Учение в детстве так же прочно, — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Учение в детстве так же прочно,

2021-11-25 38
Учение в детстве так же прочно, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка ………………………………………. 3
Заглавная буква ………………………………………. 9
Сочетания жи-ши ………………………………………. 11
Сочетания ча-ща, чу-щу ………………………………………. 13
Сочетания чк-чн ………………………………………. 15
Словарная работа ………………………………………. 17
Безударные гласные ………………………………………. 26
Парные согласные ………………………………………. 30
Непроизносимые согласные ………………………………………. 36
Имя прилагательное ………………………………………. 40
Глагол ………………………………………. 41
Местоимения ………………………………………. 44
Двойные согласные ………………………………………. 45
Правописание Ъ и Ь ………………………………………. 46
Приставки и предлоги ………………………………………. 49
Однородные члены предложения ………………………………………. 50  
Падежные окончания имён существительных ………………………………………. 51
Литература ………………………………………. 52

 

 

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

УЧЕНИЕ В ДЕТСТВЕ ТАК ЖЕ ПРОЧНО,

КАК ГРАВИРОВКА НА КАМНЕ.

/народная мудрость/

В методике русского языка существует такой вид работы, как «письмо по памяти».

Многие педагоги, к большому сожалению, недооценивают этот вид работы. А жаль.

Именно этот вид работы развивает орфографическую зоркость, внимание, мышление, обогащает речь, а это главное для успешного овладения языком.

Этим видом работы начала заниматься много лет назад. Мне случайно попалась брошюра Зайцева В.Н. "Резервы обучения чтению" (М.: "Просвещение", 1991), а в ней "Тексты зрительных диктантов" разработанных профессором И.Т. Федоренко. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. (*дидактика - отдел педагогики, изучающий отдельные методы обучения). В его работе 17 наборов по 6 предложений. 1 набор начинается - в слове от 8 до 12 букв. Например. Тает снег. Детям даётся 4 минуты, чтобы прочитать, запомнить и написать предложение. В последнем наборе - букв уже 42 и 7 минут на запоминание. Со временем эти наборы предложений показались мне, неактуальны. Потому что, во-первых, предложения не связаны между собой по смыслу и в дальнейшем не используются на уроке, во-вторых, многие слова ушли в историю. И приходилось тратить много времени на их объяснение. Например, было предложение: Мичуринмного и упорно работал. Если раньше фамилия учёного встречалась на уроках природоведения, при изучении темы "Растения", то сейчас этого нет. И вот при разборе предложения я объяснила детям кто такой Мичурин, чем занимался. В итоге одна девочка написала это предложение так: Мурчал, и упорно работал. После нескольких таких случаев я продолжила работу, немного изменив её.

Основа усвоения орфографии русского языка строится на запоминании правописания слов.

Например: словарная работа (Москва, солдат), написание слов с непроизносимыми согласными, которые порой не имеют проверочных слов (чувство), глагольных окончаний 1 и 2 спряжения (видеть, смотреть), двойные согласные (шоссе, аллея) и т.д.

Роль памяти в обучении русскому языку очень велика. Без функции памяти человек не может мыслить, рассуждать, делать выводы. Содержание памяти используется человеком в разных видах деятельности: в труде и учении, в работе. Без памяти не может возникнуть деятельность воображения, развиваться фантазия, творчество.

Особенно важна степень владения человеком своей памятью, т.е. умение использовать различные способы, обеспечивающие наилучшие результаты запоминания и применения сохраненного памятью в жизни.

Существует несколько видов памяти:

Моторная (двигательная) память.

Образная память.

Эмоциональная память.

Словесно – смысловая память.

У каждого ребенка виды памяти развиты по-разному.

Отсюда можно сделать вывод: главная задача педагога – развивать разные виды памяти.

Моторная память.

Листопад, листопад,

Утопает в листьях сад,

Листья грустно шелестят.

                                      А. Барто

Детям предлагается немного пофантазировать, представить себя осенними листочками, показать в движении листопад.

2. Образная память.

Поздняя осень.

Грачи улетели.

Лес обнажился.

Поля опустели.

                      Н. Некрасов

При запоминании отрывка и его написании, у учащихся возникает определенная картина осени. Поэтому не составляет особого труда запомнить такого типа четверостишия.

Эмоциональная память.

Мы любим дни морозные,

Катка упругий лед,

Ночное небо звездное,

И шумный Новый год

                        О. Высотская

Надолго сохранится в памяти это четверостишие, потому что Новый год – один из самых любимых праздников детворы. В воображении детей ярко предстанут дед Мороз с подарками, новогодняя елка с сюрпризами, зимние игры: катание на коньках, санках.

4. Словесно – смысловая память.

Петуха назвали «Петя» -

Петь он любит на рассвете.

Дети легко запомнят правописание слов, окрашенных смысловым оттенком.

Все это развивает зрительную память и слуховую.

Если регулярно проводить эту работу, то со временем дети будут видеть и слышать в каждом слове орфограмму.

Из опыта работы видно, что многие слова дети стали писать интуитивно.

Интуиция:

1. Чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего–нибудь.

2. В философии: непосредственное постижение истины без предварительного логического рассуждения.

«Письмо по памяти» способствует умению не только видеть орфограммы, но и объяснять их написание, помогает детям самим составлять стихотворные строчки по аналогии.

 Дети могут использовать словосочетания, предложения из текстов «письмо по памяти» при написании изложений, сочинений.

Если вести эту работу систематически в начальной школе, то в средней школе дети без особого труда смогут подобрать эпиграф к любому сочинению, закончить его.

Именно поэтому в «письмо по памяти» взяты пословицы, поговорки, крылатые выражения, четверостишия с различной тематикой. Дети с большим удовольствием отгадывают загадки. А сами знают их очень мало, поэтому в эту работы взяты и загадки.

«Письмо по памяти» можно использовать: в качестве предупредительного диктанта, списывания с заданием, различного рода творческих работ, в виде выборочного письма, так как этот вид работы дает возможность повторить и закрепить сразу несколько орфограмм.

Очень часто на уроках русского языка учителя практикуют такой вид работы, как письмо с пропусками орфограмм. Я считаю, что этот вид работы нецелесообразен, так как ученик концентрирует свое внимание на пропущенных орфограммах, оставляя без внимания правописание остальных слов.

Именно поэтому, вставив пропущенную букву и объяснив ее написание, часть детей, допускает в этом слове ошибку, если оно встретится в тексте без пропуска. А в тех словах, которые учитель оставил без внимания, дети допустят массу ошибок.

Отсутствие орфографической зоркости делает непродуктивной такую операцию, о которой всегда напоминают учителя при завершении письменных работ. Призыв «Проверяйте!» подталкивает учащихся к перечитыванию написанного. Но снова неумение обнаружить орфограммы мешает детям полноценно воспользоваться знанием правил, чтобы устранить возможные ошибки.

Умение обнаружить «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» наших учащихся и повысить практическую значимость изучения правил.

Нужно, чтобы дети сами находили орфограммы, тщательно анализируя каждое слово. Большую помощь в этом опять же оказывает «письмо по памяти». Предварительная работа нацелена на запоминании самого текста, выделение всех видов орфограмм, трудных случаев написания, знаков препинания, на объяснение известных и запоминание неизвестных написаний.

Когда начала эту работу, то пришла к выводу, что сразу указать на орфограмму дети не могут.

Нужна кропотливая работа по развитию орфографической зоркости.

Проводить её рекомендуется на каждом уроке!

На первом этапе /1 класс/, учителю можно самому выделить орфограммы, а задача детей – объяснить их.

На втором этапе /2 класс/, учитель обращает внимание только на те, орфограммы, которые детям еще не знакомы, а остальные орфограммы дети выделяют самостоятельно.

На третьем этапе /3 класс/ можно предложить детям самим указать все изученные орфограммы и найти слова, написание которых вызывает затруднение.

На четвертом этапе /4 класс / «письмо по памяти» усложняется. Дети читают, заучивают и записывают текст, выделяя все изученные орфограммы.

Итог ежедневной работы с «письмом по памяти» сводится к тому, что в дальнейшем ребенку достаточно прочитать любой текст, один, два раза, чтобы воспроизвести его без ошибок.

Хочется отметить, еще несколько положительных сторон «письма по памяти». Это дает возможность знакомить детей с новыми словами, их лексическим значением, обогащая их словарный запас.

Например: Мы покинем кров домашний,

                 Чтоб на стрелки поглядеть,

                 Чуть взойдет над Спасской башней

                 Солнце красное, как медь. /С. Маршак/

«Письмо по памяти» дает возможность заострить внимание детей на расстановке знаков препинания.

Например: Я, как мама, не люблю

                 В доме беспорядка.

                 Одеяло расстелю

                 Ровненько да гладко. /Е. Благинина /

****

                 Через речку - ручеек

                 Жердочка положена.

                 Через речку – ручеек

                 Перебраться можно! /Е. Благинина/

При помощи этой работы развивается «чутье» на правописание знаков препинания. Кроме того, в памяти детей остаются фамилии и имена писателей, что немаловажно для расширения кругозора учащихся.

Таким образом, «Письмо по памяти» дает навык грамотного письма.

Навык считается сложившимся, человек считается грамотным:

Дети пишут грамотнее.

Заглавная буква

 


Шелковая шерстка,

Круглые глаза.

До чего забавна

Телочка Гроза.

 (Е. Благинина)

***

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома,

От такого рева гром

Притаился за бугром.

 (Т. Белозеров)

***

На крыше у Шуры,

Жил журавль Жура.

(Л. Ульяницкая)

***

Брал в столовой дядя Степа

Для себя двойной обед.

Спать ложился дядя Степа –

Ноги клал на табурет.

(С. Михалков)

***

Жив, здоров и невредим

Мальчик Вася Бородин.

(С. Михалков)

***

Широко разлился Днепр,

Ни конца, ни края нет.

Затопил берега,

Заливные луга.

(А. Твардовский)

 

***

Рая, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько,

Не жалейте мыла!

Я уж стол накрыла.

(Е. Благинина)

***

Как у нашей Ирки

На чулках – по дырке!

Потому что неохота

Штопать нашей Ирке.

Как у нашей Натки

Штопка на пятке!

Потому что неохота,

Быть неряхой Натке.

(Е. Благинина)

***

Петр Петрович Прыгунов

Прибыл из Перми в Ростов.

(М. Пляцковский)

***

Ходит Зорька по лугам,

Молоко приносит нам.

Жить бы Зорьке в терему,

А она … в хлеву:

Му-му! (В. Степанов)

***

Гонит вечером пастух

Зорек, Дочек и Пеструх.

На мосту они мычат,

Да копытами стучат.

(В. Степанов)

***

Подшивает валенки

Дедушка Макар.

Старенькие валенки

И хозяин стар.

(В. Степанов)

***

Стройка идет в Ленинграде,

Строится наша Москва.

А на доске и в тетради

Школьники строят слова.

 (С. Маршак)

***

Утром рано у окна

Села наша Люба.

Кукле маленькой она

Шьет сегодня шубу.

(Г. Люшкин)

***

Дома я один бываю,

Но без дела не скучаю:

Мурку азбуке учу

И на Мурку не ворчу.

(Г. Ладонщиков)

***

Вот для дочки Танечки

В узелочке прянички,

А вот это - пироги,

Для себя их береги. (А. Барто)


***

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала –

Он с утра конфеты ел. (А. Барто)

***

Леня с Петей взяв лопаты,

Помогать пришли весне.

Разбивают лед ребята

И разбрасывают снег. (Г. Ладонщиков)

***

Мы оставили Трезора

Без присмотра,

Без надзора,

И поэтому щенок

Перепортил все, что мог. (С. Михалков)

***

Раскрошила Рита

Три крутых яйца

И кормит деловито

Цыпляток у крыльца. (М. Майн)

***

Над площадью,

Над крышами,

Над праздничной Москвой,

Взвивается все выше

Огней фонтан живой. (О. Высоцкая)

***

В сад сегодня выносить

 Мы не будем Машу:

На морозе простудить

Можно куклу нашу. (О. Кригер)

***

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки,

А она за мной, за мной,

По Садовой, по Сенной. (К. Чуковский)

***

Наш Прокопчик как-то раз

Был на речке в ранний час.

Снял одежду и стирает…

Глядь, штанишки уплывают. (Г. Ладыгина)

***

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал. (С. Михалков)

***

- Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий,

Презеленый красный шар. (С. Михалков)

***

Далеко уехал брат,

Он теперь у нас солдат.

Шлю я письма, не ленюсь:

- Что там делаешь, Петрусь? (И. Кульская)

***

Плакать, готова Анютка

Когда под водою скрывается утка. (Н. Полякова)

***

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей.

И спасите, доктор,

Наших малышей! (К. Чуковский)

***

По синему небу,
По синему небу.

Из Африки к нам

возвратился скворец. (М. Пляцковский)

***

У маленькой Оксанки

Новенькие санки.

- Кто ей санки подарил?

- Это брат ей смастерил. (М. Лапыгин)

***

Раздала Светлана свой букет

Новичкам у школьного порога.

Пусть цветов у Светы больше нет,

Да зато подружек стало много. (З. Александрова)

***

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю,

Соберу я все игрушки

И Ирине подарю. (А. Барто)

***

Алеша рад: пришла весна,

В саду тепло и сухо.

И в классе около окна

Жужжит сегодня муха. (А. Барто)

***

Взяла машина лист простой

И наложила краску –

И вот писатель Лев Толстой

Рассказывает сказку.

***

Почему Егорка

Прибежал веселый?

Первую пятерку

Он принес из школы. (С. Кочан)

***

Я Володины отметки

Узнаю без дневника,

Если брат приходит с тройкой –

Раздается три звонка. (А. Барто)

***

Под ногами в листопад

Листья желтые летят,

А под листьями шуршат:

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребенок. (В. Голяковский)

***

Бедный Федотка – сиротка,

Плачет несчастный Федотка:

Нет у него никого,

Кто пожалел бы его. (К. Чуковский)

***

- Нет Аленки! Где сестренка?

- Мама, мама, ты не плачь:

Я ее соседской Зине

Променял сейчас на мяч.

 (Л. Корчагина)

***

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто не пройдет,

Всяк поклон отдает. (Земляника)

***

Долговязый Тимошка

Бежит по узенькой дорожке.

Его следы – твои труды. (Карандаш)

***

От Камчатки до Арбата

В сентябре в стране у нас

Первоклассные ребята

Поступают в первый класс. (А. Стройло)

***

Пошел Сережа в первый класс.

С Сережей не шути!

Считать умеет он у нас

Почти до десяти. (Б. Заходер)

***

Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки,

Но тетрадки всякий раз

С ним играли в прятки. (Л. Яковлев)

 

ЖИ – ШИ

Елку вырублю в лесу,

Елку в школу принесу!

Всю в сосульках ледяных,

В крепких шишках смоляных,

Со смолою на стволе,

Со снежинкой на смоле. (С. Михалков)

***

Год начнется тишиною,

Нам знакомой с прошлых зим:

Шум за рамою двойною

Еле-еле уловим. (С. Маршак)

***

Что растет на елке?

Шишки да иголки.

Разноцветные шары

Не растут на елке. (С. Маршак)

***

Снежинку я поймал в саду.

Снежинку – белую звезду.

Я отнесу в подарок маме. (Е. Тараховская)

***

В поле травы хороши,

А на речке камыши.

Мимо поля, мимо ржи

Шли колючие ежи.

***

Плавниками трепеща

И зубаста, да тоща,

Пищу на обед ища,

Ходит щука вкруг леща.

***

Я руки в воду опущу.

Я их в воде прополощу.

Или я зажгу свечу,
Или лампочку включу,

А еще я играю, во что захочу,

А еще хохочу я над, чем захочу.

***

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут мыши.

***

Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нем живут:

Тучи в озере плывут.

***

Щука в озере жила,

Щеткой дно она мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

***

За горами, за лесами,

За широкими морями

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе. (Н. Ершов)

***

С крыши – кап …

С крыши – кап …

Стал морозец

Очень слаб,

А снега осели. (Е. Благинина)

***

Паровоз, паровоз,

Что в подарок нам привез?

Я привез карандаши,

Пусть рисуют малыши. (Е. Благинина)

***

В лодке очутился

Шоколадный мишка,

Покатилась на пол

Золотая шишка. (О. Карышева)

***

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина. (С. Маршак)

***

Быстро движется иголка

От стежка и до стежка.

Я к Восьмому марта шелком

Вышиваю петушка… (О. Кригер)

***

Шире круг, шире круг,

Музыка зовет

Всех друзей и подруг

В шумный хоровод! (В. Викторов)

***

Дружат птицы в вышине,

Дружат рыбы в глубине,

Дружит с небом океан,

Дружат дети разных стран. (В. Викторов)

***

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И платочек положить. (З. Александрова)

***

Я купила кошке

К празднику сапожки,

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы. (П. Воронько)

***

Вот он –

Хлебушко душистый,

Вот он –

Теплый, золотистый.

 (С. Погореловский)

***

Она с утра лежит не лая,

Она собака пожилая. (А. Барто)

***

-Если котенок улегся у лавки,

Мордочку спрятал, и хвостик, и лапки,

Что из него получилось, дружок?

-Маленький, рыжий, пушистый клубок. (Ф. Губин)

***

У сестренки, у Маринки,

На ладони две снежинки.

Всем хотела показать,

Глядь – снежинок не видать!

 (М. Родина)

***

Курица – красавица у меня жила.

Ах, какая умница курица была! (Англ.Н.П.)

***

Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

Но, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок. (П. Воронько)

***

Есть на новом платье

У меня кармашки:

На кармашках этих

Вышиты ромашки. (М. Пляцковский)

***

Ромашки, ромашки –

Будто луговые.

Ромашки, ромашки –

Прямо как живые! (М. Пляцковский)

***

Зайчишка – трусишка

Жил в чаще лесной.

Зайчишка – трусишка

Дрожал под сосной.

(С. Погореловский)

***

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни машина.

***

Умные машины

Продают билеты.

Добрые машины

Делают конфеты. (И. Хомин)

***

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом окне. (С. Есенин)

***

Осенние денечки,

В саду большие лужи.

Последние листочки

Осенний ветер кружит. (О.Высотская)

***

Скоро будет полночь,

Тишина в избе.

Только ветер воет

Жалобно в избе. (И. Суриков)

***

Долговязый Тимошка

Бежит по дорожке.

Его следы – твои труды. (Карандаш)

***

Чудный день! Замерзли лужи,

И по гладкому их льду

Без коньков вы проскользните,

Разбежавшись на ходу.

 (А. Михайлов)

***

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (поезд, рельсы)

***

Зимой по улице бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает,

Меня он за руку берет,

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой портфель.

***

На лужайке ежик жил,

Он лужайку сторожил. (Э. Нонин)

***

Ледоход. Тает лед.

Он по речке плывет.

Он от солнышка бежит.

Он ныряет и дрожит. (Е. Аксельрод)

                            ***

У белой курицы ребенок –

Пушистый, Желтенький цыпленок.

                            ***

Падают пушистые снежинки

На пустые нивы, на тропинки,

На высокий берег у реки,
В темные лесные уголки.

 (Е. Трутнева)

***

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная,
Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет. (А. Пушкин)

***

Вьюга снежная – пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега

Словно пух лебяжий. (С. Маршак)

***

На шапочке красной у Тани

Снежинки сложили узор. (З. Александрова)

***

Что такое вышина?

Тучи, ветер, тишина,

А за тучами гуляют

Солнце и луна. (Ю. Мориц)

***

Среди леса на лужайке,

Дуб развесистый растет,

И в ветвях его широких

Птичка серая живет.

***

Пугливый лосенок

От страха дрожит,

Безрогий лосенок

За лосем бежит. (А. Бродский)

***

В живом уголке

Жили ежи да ужи. (скороговорка)

***

Кошке Мурке негде жить.

Надо домик ей сложить.

Родила котят она,

И квартира ей нужна.

 (З. Александрова)

***

Люди везде и всюду должны

Ладить друг с другом
И жить без войны. (Л. Гаврилов)

***

Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Таракан!

Таракан, Таракан, Тараканище.

(К. Чуковский)

 

ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

С далекого фронта

В родимую хату

Домой возвращались

Два брата солдата. (П, Воронько)

***

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю. (А. Толстой)

***

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу. (Е. Благинина)

***

Не мешайте мне трудиться!

Я водицы притащу.

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

(Е. Благинина)

***

Ручейки звенят-поют,

То и знай, встречаются.

Наши лодочки плывут,

На волнах качаются.

(Е. Благинина)

***

Гости прыгали и пели,

После сели все в кружок.

Пили чай, конфеты ели

И хвалили пирожок. (Е. Благинина)

***

Скачут побегайчики –

Солнечные зайчики.

Мы зовем их –

Не идут.

Были тут –

И не идут. (А. Бродский)

***

Шепчет мальчику сестренка:

Посажу я мышку на пол,

Обмануть хочу котенка, -

Он мне руку оцарапал. (Мариджан)

***

Мама сильно рассердилась,

Без меня ушла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

(Г. Ладонщиков)

***

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо. (Ю. Тувим)

***

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна. (А. Фет)

***

Беспокоюсь, хлопочу,

Громко крыльями стучу.

Я горланю во весь дух,

Потому что я петух. (А. Прокофьев)

***

И рыщут по дороге

Слоны и носороги.

И говорят сердито:

Что ж нету Айболита?

(К. Чуковский)

***

Если захочу,

К солнцу долечу,

В голубую даль,

Только землю жаль.

(Л. Стекольников)

***

По лугам, по старым лесосекам

Пробирался в чащах без дорог,

И собрал мальчишка для аптеки

Разных трав целебных в нужный срок. (Е. Русаков)

***

На лужок пришли бельчата,

Медвежата, барсучата.

На зеленый на лужок

Приходи и ты дружок.

***

И качаются березы

В разноцветных кружевах…

Лишь у елки на ветвях

Блещут только слезы. (Г. Галина)

***

Дунул теплый ветерок –

И явился носорог.

Пыль метет, ревет сердито,

Тяжело стучат копыта. (Сокровский)

***

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черные

В огороде по гряде. (Е. Благинина)

***

И кукол и посуду

Я спрячу под кровать.

И плакать я не буду –

Я буду рисовать. (С. Капутинян)

***

Кто сказал, что я горланю?

Кто сказал, что я кричу?

Я свою подружку Таню

Новой песенке учу. (М. Пластов)

***

Хоть я не молоток –

По дереву стучу,

В нем каждый уголок

Обследовать хочу. (дятел)

***

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо. (яйцо, цыпленок)

***

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас. (С. Маршак)

***

За нашим домом выросла крапива,

Высокая на диво.

Густая, лохматая, колючая, жгучая.

***

Я тявкать умею,

Умею рычать,

Умею своих

От чужих отличать. (А. Барто)

***

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал. (С. Михалков)

 

ЧК – ЧН

Козочка, горочка,

Тридцать три пригорочка!

Ой, чк! Чк! Чк!

Кочка, почка, звездочка.

***

Я, конечно не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно,

Съел я килограмм конфет.

***

Белое крылечко!

Вот так дом,

Снежный дом,

Ледяная печка. (О. Высоцкая)

***

Ласточка с весною

В сени к нам летит. (А. Плещеев)

***

Были мы за речкой,

На том берегу,

На большом, душистом

Заливному лугу. (Е. Благинина)

***

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями, полощет –

Улетает, улетел. (Е. Благинина)

***

Еще в домах пылают печки

И поздно солнышко встает,

Еще у нас по нашей речке

Спокойно ходят через лед. (Е. Благинина)

***

Натянула рукавички,

Застегнула пальтецо.

Ветер трогает косички,

Дует весело в лицо. (Е. Благинина)

***

Спички с красным лоскутком –

Мачта по середочке

И поплыли ручейком

Лодочки – лебедочки.

(Е. Благинина)

***

Мама песенку тянула,

Обувала дочку,

По резинке пристегнула

К каждому чулочку.

Светлые чулочки

На ногах у дочки (Е. Благинина)

***

А у нас есть девочка,

Звать ее Аленушка.

Девочка – припевочка,

Круглая головушка. (Е. Благинина)

***

Как у нашей дочки

Розовые щечки.

Как у нашей птички

Темные реснички. (Е. Благинина)

***

Мы не ляжем рано спать:

Дочку надобно купать.

Теплую водичку

Льем на нашу птичку.

(Е. Благинина)

***

Через речку – ручеек

Жердочка положена.

Через речку – ручеек

Перебраться можно! (Е. Благинина)

***

Чаем с малиной

Куклу пою

Вылечу Лину,

Дочку мою. (П. Образцов)

***

Лепит девочка из глины

Ушки, лапки, хвостик длинный.

Удивляется братишка:

Вышла серенькая мышка. (Мариджан)

***

На скамейке у крылечка

Солнце греет, словно печка.

-Солнце, солнце, помоги,

Испеки мне пироги. (В. Иовлев)

***

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

(С. Капутикян)

***

Девочки и мальчики

Прыгают от радости:

В каждом чемоданчике

Яблочки и сладости. (А. Барто)

***

Вот для девочки Танечки

В узелочке прянички.

А вот это – пироги,

Для себя, их береги. (А. Барто)

***

Рано, рано утречком

Вышла мама-уточка

Поучить утят. (А.Барто)

***

Очень скучно мне, волчонку, одному:

Почему со мной не дружат, не пойму! (Е. Серова)

***

У нашей пестрой квочки

Одиннадцать цыплят.

Тут и сынки и дочки,

И все-то есть хотят. (М. Майн)

***

Курочка моя,

Умница моя,

Вот пшено, водичка,

Дай ты мне яичко.

(Чешская нар. песня)

***

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы. (Токмакова)

***

Я за свечку,

Свечка - в печку!

Я за книжку

Та – бежать. (К. Чуковский)

***

На дворе тепло и весело,

Лед ломается в реке,

Птичий домик мы повесили

На березовом сучке.

(О. Высотская)

***

Платьица – на стуле,

Девочки заснули,

Спать легли москвички,

Заплели косички. (А. Барто)

***

У узбечки нет привычки

Две косички заплетать:

У москвички – две косички,

У узбечки – двадцать пять.

(А. Барто)

***

Маленькой елочке

Холодно зимой.

Из лесу елочку

Взяли мы домой. (З. Александрова)

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели.

(рус.нар. поговорка)

***

Тонкая березка,

Ростом невеличка.

Словно у подростка,

У нее косички. (П. Воронько)

***

Висят стручки,

На концах крючки,

В середине рядышком

Сочные ядрышки. (горох)

***

Маленькая девочка

Вышла на лужок,

Желтая головушка,

Беленький венок. (ромашка)

***

Во льду окошко проруби

И, удочку взяв в руку,

Ты вылови из проруби

Вот такую щуку.

***

Я, букварь, товарищи,

Прочитал до корочки!

У меня, товарищи,

В дневнике пятерочки. (А. Барто)

***

Рано утром мама – квочка

В класс отправила сыночка. (П. Орлов)

***

Рыжая овечка,

Дай шерсти колечко,

Дай, овечка, молока,

Кашу сварит печка. (Азер.нар.песня)

***

В тихой речке за лесочком,

В жаркую погоду,

Утки плавают шнурочком

И ныряют в воду. (Е. Покольчук)

***

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные. (Токмакова)

***

Пусть солнце будет ясным

И речка голубой!

А Родина – прекрасной

И вечно молодой. (Э. Куклина)

***

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через свечку.

(Н. Носов)

***

Ночью дождь на елку

Брызнул втихомолку.

Жаловался тучке:

«Здесь одни колючки!»

 (А. Чутковская)

***

К дому – невеличке

Подлетают птички.

Весточки, приветы

Понесут по свету.

***

По полю ходила –

Клювиком водила.

Стежечку оставила –

Точечку поставила.

***

Свети нам, солнышко, свети,

Не уходи за тучки.

На ярком солнце у ежей

Быстрей растут колючки.

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

 

В январе, в январе

Много снегу во дворе. (С. Маршак)

***

Наша мама – трактористка.

В поле трудится она. (С. Бродский)

***

Тополь – тополек

Надел теплый платок. (Т. Кириллова)

***

Крепкий подберезовик

Вырос под березою.

Красный подосиновик

Вырос под осиною. (А. Кузнецова)

***

Дайте нам лопатки

Мы вскопаем грядки.

Скоро вырастет арбуз

Сладкий – сладкий – сладкий.

(А. Босев)

***

В огороде за забором

Поспевают помидоры.

(М. Смирнова)

***

Рисуем в альбоме

Мы школу и сад.

Над школой и садом

Летит космонавт.

Мы долго на звездное небо глядим

Отправиться в космос мы тоже хотим. (В. Степанов)

***

 

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Он вперед несет ребят,

А дома летят назад. (В. Берестов)

***

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью – под кроватью. (ботинки)

***

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку.

(Г. Ладонщиков)

***

Подарю я бабушке

Голубые варежки.

Пусть она их носит,

Руки не морозит. (В. Кудлачев)

***

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше. (Е. Благинина)

***

Были мы сегодня,

В молодом саду.

Урожай хороший

В нынешнем году. (Е. Благинина)

***

Летчик водит самолеты –

Это очень хорошо.

Повар делает компоты –

Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори.

Есть учительница в школе.

(С. Михалков)

***

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина. (С. Маршак)

***

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (Е. Серова)

***

Когда с тобою этот друг,

Ты можешь без дорог

Шагать на север и на юг,

На запад и восток. (компас)

***

Хорошо бежать на лыжах

Мимо сосен и берез.

Воздух чист и неподвижен,

Не пугает нас мороз. (Е. Кан)

***

Тук – тук – тук!

В лесной палате

Молоточком кто-то бьет.

Это добрый доктор дятел

Начал утренний обход. (А. Чекуров)

***

Мой брат уехал на границу.

Он пограничник. Он солдат.

Туман ли, вьюга ли клубиться,

В ночной дозор идет мой брат.

(О. Высотская)

***

Куртка шофера пахнет бензином,

Блуза рабочего – маслом машинным. (Д. Родари)

***

Не умеет дятел петь,

Нет у дятла слуха,

Говорят, ему медведь

Наступил на ухо. (Л. Татьяничева)

***

Даже плюшевый медведь

Хочет к звездам полететь.

И с большой медведицей

В синем небе встретиться.

(Г. Бойко)

***

Поведай, песня наша,

На весь наш русский край,

Что месяцев все краше

Веселый месяц май! (А.К. Толстой)

***

Я сижу за верстаком, песни напеваю

И в подметки молотком гвозди забиваю. (С. Михалков)

***

Зайчик – трусишка

По полю бегал,

В огород забежал,

Морковку нашел,

Сидит и грызет. (Рус.нар.песня)

***

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нежней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? (Ю. Тувим)

***

Под осинами, на кочке,

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать. (Е. Трутнева)

***

Песочек, песочек,

Забрался в носочек,

Шуршит и щекочет,

А тишина хохочет. (Н. Френкель)

***

Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок.

Хорошо, что есть на свете

Клещи, гвозди, молоток.

Нитки есть и есть лопата –

Можно шить и можно рыть!

Уважайте труд, ребята!

Приучайтесь труд любить!

 (С. Михалков)

***

Мама тесто замесила

Из пшеничной из муки.

Я кусочек попросила,

Стала делать пирожки.

 (Е. Благинина)

***

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый месяц пришел,

Белый сн


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.941 с.