Глава 2. Методы и принципы обучения. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 2. Методы и принципы обучения.

2021-11-24 21
Глава 2. Методы и принципы обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и обучающихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) - по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д.

Традиционно используемые методы обучения в системе образования детей и их применение на этапах учебного занятия.

На этапе изучения нового материала в основном используются: объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекции.

На этапе закрепления изученного материала используются: беседа, дискуссия, упражнение, практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного материала – наблюдение; устный контроль (опрос, работа с карточками, игры); письменный контроль (проверочная работа); тестирование.

На этапе проверки полученных знаний - зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка.

 

Сочетание методов образует методику.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

  Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.

Средства обучения - это источники получения знаний и формирования умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса {целями, содержанием, методами и условиями).

В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения. Однако систематизировать их можно по классификации В. Оконя:

простые средства:

а) словесные – учебники, журналы (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);

б) визуальные - реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

сложные средства:

а) механические визуальные приборы - диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.;

б) аудиальные - проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись;

в) аудиовизуальные - телевизор, видеомагнитофон, видеофильм;

г) средства автоматизации процесса обучения - компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

Принципы обучения - основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения.

Принцип воспитывающего обучения - в ходе учебного процесса педагог должен давать обучающемуся не только знания, но и формировать его личность.

Принцип научности - в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления творческой деятельности.

Принцип связи обучения с практикой - учебный процесс необходимо строить так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности - содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами:

а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения;

б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения;

в) при изучении учебного курса в целом устанавливаются внешние и внутренние связи между фактами, законами, теориями.

Принцип доступности - содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблюдать еще одно правило. В процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для обучающихся (связано с их реальной жизнью), а потом - то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаем детям легкие учебные задачи, а потом - трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).

Принцип наглядности - в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать возможность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности).

Принцип сознательности и активности - результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно, если:

- при определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;

- включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;

- максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);

- стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.

Принцип прочности - полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:

- в процессе обучения ребенок проявлял познавательную активность;

- проводились в необходимом количестве и последовательности специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;

- в структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;

- систематически проводится контроль (проверка и оценка) результатов обучения.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.