поступков, вызываемых ими (забота о самом себе и самосохранение) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

поступков, вызываемых ими (забота о самом себе и самосохранение)

2021-11-24 23
поступков, вызываемых ими (забота о самом себе и самосохранение) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Заботы о себе и самосохранение. Под это понятие подходит значительный класс наших основных инстинктивных побуждений. Сюда относится телесное, социальное и духовное самосохранение.

Заботы о физической личности. Все целесообразно-рефлекторные действия и движения питания и защиты составляют акты телесного самосохранения.

Заботы о социальной личности выражаются непосредственно в чувстве любви и дружбы, в желании обращать на себя внимание и вызывать в других изумление, в чувстве ревности и т.д.

Самоуважение определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель наши притязания

чистое "я" есть мыслящий субъект

 

19. Диспозиционная теория личности Г. Олпорта. Определение личности. Типы диспозиций (черт). Понятие проприума. (по учебнику Хьелла и Зиглера «Теории личности»)

Гордон Олпорт (1897-1967)

САМОЕ ОСНОВНОЕ В ДИСПОЗИЦИОННОЙ ТЕОРИИ:

● У людей есть предрасположенности, которые определяют поведение.

● НО!!! Личность – не стабильная, а динамичная структура, она ИЗМЕНЯЕТСЯ!

● Нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

● Поведение человека – результат той или иной личностных черт.

Личность (по Олпорту) – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление.

Характер (по Олпорту) – этическое понятие, оцениваемое как социально приемлемый («хороший» характер) или социально неприемлемый («плохой» характер).

Характер – оцененная личность, а личность – неоцененный характер (ауфф безумно можно быть пееервым)

Темперамент (по Олпорту) – «первичный материал», из которого строится личность (т.е. он врожден).

Черта личности – нейропсихическая структура, способная преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные формы адаптивного и экспрессивного поведения. ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ: это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Метафора воды: вода – это всегда H2O, НО в зависимости от температуры ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ вода может быть в виде газа, жидкости или льда. То же и с чертами личности: они определяют устойчивый стиль поведения, НО все равно все зависит от социальных условий.

Черты делятся на общие и индивидуальные:

Общие (измеряемые, узаконенные) черты – любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры (т.е. они культурно обусловлены). Имеют нормальное распределение (людей со средним выражением черты большинство).

Индивидуальные (морфологические) черты – такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми.

Пример: доминантность как общая черта изучается путем сравнения двух людей, а как индивидуальная черта изучается только в совокупности с другими индивидуальными чертами одного человека.

ТИПЫ ДИСПОЗИЦИЙ (ЧЕРТ)

Кардинальные диспозиции – самые главные, почти все поступки личности можно свести к влиянию этой диспозиции (например, сравнение человека с Дон Жуаном или Скруджем – то есть прям супер глобальная черта).

Центральные диспозиции – строительные блоки индивидуальности, т.е. тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаружить окружающие (пунктуальность, ответственность).

Вторичные диспозиции – менее заметные, менее обобщенные и менее устойчивые (предпочтения в еде и одежде).

Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Проприум способствует формированию чувства внутреннего единства (типа как самость или эго-идентичность у Эриксона).

Олпорт выделил 7 проприотических функций (7 аспектов «самости») - вдруг понадобится:

  1. Телесная самость (в 0-1 год)– осознавание телесных ощущений.
  2. Самоидентичность (в 2 года)– неизменность и непрерывность «Я».
  3. Самоуважение (в 3 года) – гордость за собственные достижения.
  4. Расширение самости (в 4-6 лет) – развивается, когда у ребенка развивается чувство собственничества относительно окружающих предметов («это МОЯ игрушка», «это МОЯ мама» - не хочет делиться с другими).
  5. Образ себя (в 5-6 лет) – формируется, когда ребенок узнает, что другие от него чего-то ожидают. Ребенок начинает понимать разницу между «хорошими» и «плохими» поступками (типа как Супер-Эго).
  6. Рациональное управление самим собой (в 6-12 лет)– применение логики для решения повседневных проблем, развитие рефлективного и логического мышления.
  7. Проприативное стремление (подростки) – целостное чувство «Я» и планирование перспективных целей.
  8. Познание самого себя финальный подарочек от Олпорта. Этот аспект стоит над всеми остальными, короче, выполняет такую интегрирующую функцию, когда формируется способность к самопознанию и самоосознанию.

20. Культурно-исторический подход в психологии личности (Л.С. Выготский). Понятие высших психических функций и их характеристики. Интериоризация.

ВЫ́СШИЕ ПСИХИ́ЧЕСКИЕ ФУ́НКЦИИ, слож­ные са­мо­ор­га­ни­зую­щие­ся про­цес­сы в дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка (мыш­ле­ние, речь, про­из­воль­ное вни­ма­ние, во­ля, во­об­ра­же­ние и др.), опо­сре­до­ван­ные зна­ка­ми по сво­ему строе­нию и про­из­воль­ные по спо­со­бу сво­его осу­ще­ст­в­ле­ния.

Основные характеристики В.П.Ф. – опосредствованность, осознанность, произвольность, социальность по происхождению, системность.

РАЗВИТИЕ ВПФ:

  1. Стадия примитивной психологии (без использования внешних средств)
  2. Наивной психологии (внешние средства используются, но неправильно; ребёнок кладет картинку, но воспроизводит просто то, что нарисовано на картинке, а не загаданное слово)
  3. Стадия внешнего культурного приема (пользуется внешним средством)
  4. Вращивание внешних средств

Интериоризация: всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида.

21. «Социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский) и её место в становлении личности.

Социально-исторический образ жизни - источник развития личности в социогенезе. Совокупность типичных для данного общества форм жизнедеятельности, присущих конкретной системе социальных отношений и исторической эпохе.

"Социальная ситуация развития" © Выг. Это никакой не "фактор", а условие осуществление деятельности и источник развития личности, материал.

Время: хронологическое, биологическое, историческое (та историческая эпоха, в которой существует человек) и психологическое

Социальное пространство - "институты социализации" и "поле значений" - предметы. Человек становится личностью, когда с помощью соц. групп посредством деятельности усваивает экстериоризированные в человеческом мире значения.

Социально-исторический образ жизни в конце концов из источника становится результатом развития. Личность конструирует культуру и творит себя в ней по ходу развития.

 

22. Деятельностный подход в психологии личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Личность как активный субъект деятельности

В рамках системно-деятельностного подхода ЛИЧНОСТЬ рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемую в социально значимой деятельности.

В рамках подхода вводится положение о единстве психики и деятельности и принципы развития и историзма, предполагающие обращение к деятельности как движущей силе развития психики человека и его личности.

Принципы системно-деятельностного подхода: принципы предметности, активности, неадаптивной природы деятельности субъекта, опосредствования, интериоризации (экстериоризации), зависимости психического образа от места отражаемого явления в структуре деятельности субъекта, принципы развития и историзма.

1.    Принцип предметности: деятельность субъекта, регулируемая психическим образом, опредмечивается в своём продукте, превращаясь в идеальную сверхчувственную сторону производимых ею вещей, их особое системное качество. Объект становится предметом. Феномен предметности мгновенно исчезает, стоит лишь изъять объект из той или иной деятельности или культуры. Ни один объект сам по себе не является мотивом деятельности личности, но любой объект может в него превратиться.

Феномен «идеализации» - фактически феномен предметности для человека, вступающего как личность в новые отношения с другими людьми и становясь мотивом их деятельности. Системные качества, обретаемые при этом человеком, составляют основу его личности.

2.    Принцип активности – три подхода:

А) исследование зависимости познания мира человека от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности – пристрастности субъекта (Рубинштейн – «внешние причины действуют через внутренние условия»).                                                                                                                                                                            

Б) исследование психических процессов как творческих, продуктивных процессов порождения психического образа (Бернштейн, Запорожец, Зинченко, Гальперин, Леонтьев). Изучение «плохо сформулированных задач». Стереотипные движения не могут преодолеть конфликты целей и мотивов, исходящие из включённости человека в разных социальные группы.

В) идея о самодвижении деятельности. Источники саморазвития и сохранения устойчивости деятельности должны быть найдены в ней самой.

3.    Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности: личность – особое образование, которое не может быть выведено из приспособительного адаптивного поведения (Леонтьев). «Жить, а не выживать». Три варианта принципа адаптивности: гомеостатический, гедонистический, прагматический. Общий принцип – подчинённость активности заранее данной норме или цели. Неадаптивный характер деятельности – «внутреннее (субъект) действует через внешнее и само себя изменяет». Феномены «интеллектуальной инициативы», «риска ради риска».

4.    Принцип интериоризации/экстериоризации: в центре развития личности не индивид сам по себе, вбирающий взаимодействия окружающей среды, а первые изначально совместные акты поведения, преобразующие микросоциальную ситуацию развития личности (короче, Выготский). Схема процесса присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта: социальная конкретно-историческая система общества – процесс совместной деятельности члена общества в социальной группе – формирование личности – проявление личности как субъекта деятельности (экстериоризация) – преобразоваие совместной деятельности социальной группы – преобразование образа жизни в данной соц системе.

5.    Принцип опосредствования и сигнификации: человек переходит от детерминации поведения внешними командами, инструкциями, соц ожиданиями к самодетерминации (короче, опять Выготский). Сигнификация – создание и употребление человеком знаков, с помощью которых он вначале оказывает влияние на поведение других, а затем использует как орудие овладения собственным поведением.

+ зависимость психического образа от места в структуре деятельности, роль мотивации, анализ «по единицам» (здесь информация про структуру деятельности, сдвиги мотивов на цель, автоматизмы, ориентировочную-исполнительную-контрольную части деятельности и всё такое, что уже проходили).

«Единицы» анализа: анализ развития психики ребёнка в онтогенезе – «особенная» деятельность (игровая, учебная, общение и тд); анализ динамики межличностных отношений в соц группах – «совместная деятельность»; анализ процессов познания – «действия».

Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями).

Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. На известном уровне развития мотивы сначала выступают, как только «знание», как возможные, реально еще не побуждающие никаких действий. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами – возрастные кризисы. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности. Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной двойственности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности – предметной деятельностью и общением.

Леонтьев – два рождения личности: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий (вспомним феномен «горькой конфеты» и подобные ему), второй раз – когда возникает его сознательная личность, происходит перестройка иерархии мотивов. С другой стороны, начало личности – «первые активные и сознательные поступки». Рубинштейн: поступок отличается от действия иным отношением к субъекту, предполагает общественную оценку и самооценку личностью его социальных последствий. Формирование личности – процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий. Но подлинное рождение личности – переход, подразумевающий перестройку сферы отношений к другим людям, к обществу. Если на предшествующих стадиях общество открывается в расширяющихся общениях с окружающими и поэтому преимущественно в своих персонифицированных формах, то теперь это положение оборачивается: окружающие люди все более начинают выступать через объективные общественные отношения. Например, утрата у подростка самоценности отношений в интимном семейном круге. Требования, идущие со стороны даже самых близких взрослых, сохраняют теперь свою смыслообразующую функцию лишь при условии, что они включены в более широкую социальную мотивационную сферу

«Личность как субъект деятельности». Превращение личности из «элемента», усваивающего в ходе ее первоначального формирования нормы и ценности класса, социальной группы, культуры, т. е. функционально-ролевые системные качества общности, в субъект социальной группы и класса. Леонтьев подчеркивает, что на этом рубеже коренным образом изменяется «механизм» формирования личности. На этом уровне прошлые впечатления, событие и собственные действия субъекта становятся предметом его отношения, его действий, и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности: сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается ему в совсем новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные переломы. Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни, приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии. Не следует думать, что перевороты в прошлом личности производятся сознанием, сознание не производит, а опосредствует их; производятся же они действиями субъекта, иногда даже внешними – разрывами прежних общений, переменой профессии, практическим вхождением в новые обстоятельства. Расширение действительности для человека происходит не только в направлении прошлого, но и в направлении будущего.

Изучая личность как субъект деятельности, исследуют то, как личность преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и к продуктам своей деятельности. При анализе личности как субъекта деятельности исследователи сталкиваются с такими проблемами психологии, как проблемы воли, характера, способностей и одаренности, или, иными словами, проблемы анализа индивидуальности личности.

 

 

23. Понятия личностного смысла и смыслообразующего мотива в теории деятельности. Три параметра личности, по А.Н. Леонтьеву.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ — осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него. Истинный жизненный смысл отражается в сознании с разной степенью полноты. Одни и те же события могут иметь для разных людей разный личностный смысл. Познание личностного смысла другого опосредованно и является лишь частичным. Личностный смысл объекта или явления определяется тем, в какой связи этот объект или явление находится с мотивами, потребностями и ценностными ориентациями субъекта.

Личностный смысл объектов и явлений служит основой деятельности по отношению к ним и тем самым выполняет регулирующую функцию. Действия субъекта, равно как и сами особенности его личности, характера и т. п., также могут иметь для него личностный смысл в зависимости от их места и роли в реализации мотивов и потребностей субъекта.

Изменение личностного смысла возможно путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями либо в результате перестройки самих мотивов и ценностных ориентаций. (СМЫСЛОВОЙ БАРЬЕР— возникающее между людьми взаимное непонимание, основанное на том, что одно и то же событие при одинаковом значении имеет для них разный смысл. С. б. часто наблюдается тогда, когда люди не понимают мотивов поведения друг друга и либо действуют без учета этих мотивов, либо приписывают партнеру по взаимодействию ложные мотивы. Из словаря Мещерякова/Зинченко, на всякий случай)

СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ МОТИВ (смыслообразующая функция мотива). Деятельность человека всегда полимотивирована. В ходе развития личности один из мотивов становится основным, ведущим, а др. — подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь мотивокомплекс, как правило, не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений.

Формирование ведущего мотива приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: он придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл — осознанное внутреннее оправдание деятельности.

ТРИ ПАРАМЕТРА ЛИЧНОСТИ.

1. Первое основание личности, которое не может игнорировать никакая дифференциально-психологическая концепция, есть богатство связей индивида с миром. (не только широта открывшегося человеку мира, но и различия в содержании тех предметных и социальных отношений, которые заданы объективными условиями эпохи, нации, класса. Поэтому подход к типологии личностей, даже если она учитывает только один этот параметр, как теперь принято говорить, не может не быть конкретно историческим. ~ А ещё связи личности с миром могут быть как беднее тех, что задаются объективными условиями, так и намного превосходить их. ~)

2. Степень иерархизированности деятельности, их мотивов. Степень эта бывает очень разной независимо от того, узко или широко основание личности, образуемое его связями с окружающими. Иерархии мотивов существуют всегда, на всех уровнях развития. Они-то и образуют относительно самостоятельные единицы жизни личности, которые могут быть менее крупными или более крупными, разъединенными между собой или входящими в единую мотивационную сферу. Разъединенность этих, иерархизированных внутри себя, единиц жизни создает психологический облик человека, живущего отрывочно – то в одном «поле», то в другом. Напротив, более высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, что свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву-цели, и тогда может оказаться, что одни стоят в противоречии с этим мотивом, другие прямо отвечают ему, а некоторые уводят в сторону от него. (в этом абзаце всё кажется важным поэтому не сократила…)

Осознание главного побуждающего мотива (выходит смыслообразующего) в форме понятия, идей происходит не само собой, а в том движении индивидуального сознания, в результате которого субъект только и способен преломить свое внутреннее через систему усваиваемых им значений, понятий.

Смысловые единицы жизни могут собраться как бы в одну точку, но это формальная характеристика. Главным остается вопрос о том, какое место занимает эта точка в многомерном пространстве, составляющем реальную, хотя не всегда видимую индивидом, подлинную действительность. (Скупой понял, что его цель собрать богатства была бессмысленной)

Иная личность, с иной судьбой складывается, когда ведущий мотив-цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает, а сливает ее жизнь с жизнью людей, их благом. Только они способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье жизни. Вершина этого пути – человек, ставший, по словам Горького, человеком человечества. (Т,е, когда смыслообразующий мотив личности заключается в созидании чего-то на благо общества это «хорошо»).

3. Общий тип строения личности. Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных внутри себя иерархизированных мотивационных линий (при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной.) Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной.

Многообразные отношения, в которые человек вступает в действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности.

Структура личности не сводится ни к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизированности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих, борьбу между ними. (гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы.) Если внутренняя борьба становится главным, что определяет весь облик человека, то это структура трагической личности.

Предметно-вещественные «потребности для себя» насыщаемы, и становятся условиями жизни, которые чем привычнее они становятся, тем меньше замечаются человеком. Поэтому личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ.

24. Определения личности по Выготскому, Рубинштейну и Леонтьеву.

Выготский: это динамическая смысловая система, включающая мотивационные, волевые, эмоциональные процессы, динамику действия и динамику мысли. Все эти компоненты могут быть в различных отношениях друг к другу, могут образовывать различные «сплавы».

Рубинштейн: то, чего человек хочет (это так называемая направленность как ее мотивационно-потребностная система, ценности, установки, идеалы), что он может (это ее способности и дарования), наконец, что есть он сам, т.е. что из его установок, тенденций, поступков, поведения закрепилось в его характере.

Леонтьев: Понятие личности, отмечает он, выражает целостность свойств, формирующихся в процессе онтогенеза, то есть целостность не предзаданную, в отличие от индивида, а становящуюся. «Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».

25. Социализация личности. Три грани социализации личности (по А.Г. Асмолову).

В основе преобразования социальных отношений между людьми в индивидуальные отношения личности лежит механизм интериоризации -- экстеориоризации, функционирующий в процессе совместной деятельности. При этом в понятии интериоризации (мы рассматриваем интериоризацию социальных отношений и норм — социализацию) принято выделять 3 грани: индивидуализация, интимизация и производство внутреннего плана сознания.

 

> Индивидуализация

Именно эта грань лежит в основе основного генетического закона культурного развития Выготского: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, к собственно психологическим формам деятельности. Пример интериоризации: превращение социальной речи (“речь-для-других”) во внутреннюю (“речь-для-себя”)

 

Пример социализации: исследование В.В. Абраменковой — возникновение и проявление гуманного отношения к сверстнику у дошкольников в совместной деятельности. Совместная деятельность, подразумевающая кооперацию, порождает гуманные отношения, а потом они интериоризируются и фиксируются в виде смысловых установок личности (например, сорадование и сострадание к удачам и неудачам).

У взрослых же этот процесс идет в обратную сторону: гуманные отношения, фиксируясь в установках личности, определяют и опосредуют мотивы конкретной деятельности.

 

> Интимизация

Отражает переход от “Мы” к “Я”. При изучение этой грани рассматриваются проблемы самосознания личности.

 

Пример: наблюдения С.Л. Рубинштейна о том, что в онтогенезе двухлетние дети сначала говорят о себе в третьем лице (называют себя по имени), а потом уже в первом —> начало осознания “Я”

 

> Производство внутреннего плана сознания

Существует различные интерпретации интериоризации. Некоторые авторы рассматривают ее как прямой, механический перенос внешнего во внутреннее (в теории деятельности Леонтьева есть положение о единстве строения внешней и внутренней деятельности) Критика подобного подхода: единство не означает тождественность, существуют специфические особенности внутренних процессов (например, внутреннего диалога).

 

Преобразования, которая внешняя речь претерпевает при переходе во внутреннюю:

·  изменение грамматической структуры внутренней речи

- Главным критерием становится фокусировка на мотивах общающихся людей (нет полного понимания высказывания без понимания мотива говорящего)

- Внутренняя речь максимально индивидуализирована: фонетические моменты редуцированы, он фрагментарная, предикативна (тк человек знает намерение говорящего, ему нет необходимости договаривать слова до конца, начинать предложение с подлежащего и тд.) и интонационно окрашена

·  изменение семантической структуры внутренней речи

- Смысл преобладает над значением (слово может изменять значение в зависимости от мотива говорящего)

- Характерно слияние смыслов друг на друга (пример: в произведении Гоголя “мертвые души” из умерших и числящихся живыми крепостных превращаются в духовно мертвых героев произведения)

- Идиоматичность (идиоматизмы — непереводимые на язык внешней речи индивидуализированные значения; являются индикаторами интимизации самосознания)

- Агглютинация семантических единиц (слипание слов, изменяющее их значение; пример: Мойдодыр)

 

26. Продуктивные и инструментальные проявления личности по А. Г. Асмолова

       Продуктивные проявления индивидуальности - процессы активности, в которых человеку приходится осуществлять выбор между мотивами, позициями и ролями, создавать приемы и средства овладения своим поведением, использовать защитные механизмы и средства для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций. То есть преобразования себя.

       Продуктивным проявления личности как субъекта выборы - преобразования (“личностные вклады” по Петровскому), которые личность вводит своими действиями в смысловую сферу других и культуру. То есть преобразования других.

       Разделение этих аспектов условно, в реальности эти аспекты нерасторжимы и личность, как правило, изменяет себя через преобразования социальной действительности.

       Инструментальные проявления: характер и способности. Характер - фиксированная форма смыслового опыта и смысловых установок личности, которые актуализируются в присущем данной личности индивидуальном стиле действовании, посредством которого достигаются те или иные мотивы индивидуальности. Характер определяет тактику поведения человека, если мотивации линии задают стратегию жизни человека. Способности определяют меру успешности и продуктивности деятельности и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.

       Единицы анализа характера в динамическом подходе - фиксированные обобщенные установки личности. Эти установки имеют ряд особенностей:

  1. Сохраняют во времени, несут в себе ведущее отношение личности к действительности, чем определяют относительную устойчивости поведения личности;
  2. В этих установках содержится проект, эскиз будущего действия, всегда предшествующий его реальному воплощению, что проявляется в индивидуальном стиле деятельности.
  3. Динамика этих установок позволяет понять формирование характера личности.
  4. Актуализируясь, могут проявляться в моторике человека (позно-тоническая активность: “внутренняя активность” по Леонтьеву и Запорожцу + идеи Валлона) Пр.: напряженный человек обхватывает себя руками и прячет ноги под стул, пытаясь отгородится от других (по сути первый отчет по ОПП)

Гипотеза возникновения характера из ситуационно обусловленных мотивов. С.Л. Рубинштейн. Если мотив имеет особую ценность для личности, актуализируемая им смысловая установка генерализуется применительно к различным видам деятельности. превращается в характерную черту личности и начинает учитываться при выборе мотивов деятельности.

       Характер и личность едины, но не тождественны. Доказательство - ситуации противоборства личности характера (многие жалуются на свой характер, но никто не жалуется на свою личность)

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.