Объясняющий (номотетический, естественный) и понимающий (идиографический, гуманитарный) подход при анализе психических явлений. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Объясняющий (номотетический, естественный) и понимающий (идиографический, гуманитарный) подход при анализе психических явлений.

2021-11-24 24
Объясняющий (номотетический, естественный) и понимающий (идиографический, гуманитарный) подход при анализе психических явлений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коллок по личности

1. Проблема личности и уровни методологии науки

ЛИЧНОСТЬ (англ. personality; от лат. persona — маска актера; роль, положение; лицо, личность).

- В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

- В гуманистических философских и психологических концепциях Л. — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества (см. И. Кант).

При всем многообразии подходов к пониманию Л. традиционно выделяются след. аспекты этой проблемы: 1) многогранность феноменологии Л., отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; 2) междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; 3) зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; 4) несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания; 5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

 Методология - это:

● — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности

● — учение о научном методе познания;

● — совокупность методов, применяемых в какой-либо науке

 Высший уровень — философская методология, которую составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.

Общенаучная методология — это второй уровень, представляющий собой общенаучные концепции, воздействующие на многие научные дисциплины, например, системный, синергетический и другие подходы.

Третий уровень - конкретно-научная методология, т.е. совокупность подходов, принципов, процедур, применяемых в конкретной научной дисциплине. Методология специальной дисциплины включает как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например, системный подход; моделирование в психолого-педагогическом исследовании.

Четвертый уровень методологии представляют методика и техника исследования (технологическая методология). Это набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку, после которой он может включаться в массив знания, которое является высокоспециализированным методологическим знанием.

2. Образы человека в психологии.

1. Один из этих образов — «человек ощущающий», т. е. пассивно воспринимающий мир, некая разумная машина по переработке и потреблению информации. Этот образ рационального человека сложился в интроспективной психологии сознания в прошлом веке. Недавно он был воспроизведен в новом обличьи в когнитивной психологии, которая, пользуясь компьютерной метафорой, рассматривает человека как вычислительное устройство по приему и переработке информации.

2. Другой образ человека — «человека как вместилища нужд, инстинктов, потребностей» — возник под влиянием идей психоанализа З. Фрейда, В известном смысле человек, по З. Фрейду, — это «человек нуждающийся», который много хочет, но мало может. Многие теории личности, принимали они психоанализ или же отвергали его, исходили в своих представлениях о личности из образа «человека нуждающегося», выводя психологические закономерности личности из исследований динамики реализации и удовлетворения различных потребностей и мотивов.

3. Еще один образ человека — «человек как система реакций на различные стимулы», «человек реагирующий». Этот образ оправдывался рефлексологическими исследованиями В. М. Бехтерева, работами по физиологии высшей нервной деятельности школы И. П. Павлова и «поведенческой психологией» или бихевиоризмом Дж. Уотсона. При внешнем отличии «человек реагирующий» в бихевиоризме и запрограммированный «ролевой человек» в социологии и социальной психологии по своей ценностно-нормативной характеристике фактически совпадают. В обоих случаях речь идет о человеке-марионетке, послушно реагирующем на внешние стимулы или социальные приказы.

4. В русле советской психологии, и прежде всего в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и Д. Н. Узнадзе, складывался образ «человека-деятеля», человека, порождаемого жизнью в обществе, стремящегося к достижению целей и отстаивающего своими делами определенный образ жизни.

Если исходно принимается образ «человека нуждающегося», то и практика действий с ним будет сведена к разным способам удовлетворения его потребностей и тем самым к формированию его личности как потребителя. Если личность, по меткому выражению Л. С. Выготского, мыслится как «кожаный мешок с условными рефлексами», то воспитание личности сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на которые будут послушно реагировать живые автоматы. Если же личность — пристрастное активное существо, порождаемое жизнью в обществе, стремящееся к достижению тех или иных идеалов и отстаивающее своими делами определенный социальный образ жизни, то в центре практики воспитания личности станет организация совместной деятельности, сотрудничества между людьми. Будучи вооружена философским мировоззрением, конкретная наука отдает себе отчет в том, из какого ценностного образа человека она исходит в своих исследованиях.

 

3. Человек как индивид в системе биогенеза.

Асмолов:

В биогенезе человек рассматривается как индивид – целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида (Homo sapiens). Системообразующим основанием вида «чел» является специфичный для него образ жизнедеятельности. К его условиям гибко пригнаны структурно-функциональные качества биологического индивида, которые даны ему от рождения и приобретаются в ходе его созревания. Однако они уже присущи индивиду как «элементу» в системе вида, являются его собственными свойствами, неотделимы от него самого. Изучением структурно-функциональных качеств занимаются естественные науки, изучающие историю развития человека: биология, генетика (+ Асмолов на лекции говорил, что к биогенезу относятся еще сравнительная психология (эволюционная), дифференцированная психофизиология, психогенетика, нейропсихология). Биогенез связан с естественнонаучными основами личности.

Качества человека открываются только во взаимодействиях в той или иной системе. Пример такого рассмотрения в биогенезе: Функционально-структурные (они то так, то наоборот написаны) качества человека могут быть рассмотрены в системах разных биологических популяций или «организма» – относительно самостоятельного «элемента» этих систем, обеспечивающего свое существование благодаря приспособлению к условиям жизни данных популяций. В общей биологии, например, «организм» исследуется как целостная единица, ответственная за дальнейшее продолжение жизни в системе биологических популяций. Функционально-структурные особенности «организма» проявляются в общности генетического кода, интеграции проявлений различных входящих в состав организма подсистем (эндокринной, гуморальной и т.п.).

+ можно упомянуть роль индивидных св-в в развитии личности, индивидуально-типические свойства человека (темперамент), возрастно-половые св-ва чела (гендерные различия, соотношение биологического и психологического возраста), органические побуждения (потребности и нужды роста).

 

 

4. Человек как личность в системе социогенеза.

 

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются г. о. в социологии и социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии.

 

Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие Л., а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, она несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, м. б. передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

 

5. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза.

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества Л., формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Изучением всех этих проявлений Л. занимается общая психология Л.; разные аспекты этих проблем освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитической и гуманистической психологии.

 

6. Системный подход к изучению личности. Человек и его место в различных системах.

Системные качества влияют на изменение качеств того элемента, который включён в эту систему.

Понятие " система " определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность, единство (В. Н. Садовский).

 

Общие характеристики "системы":

1.    Целостность - несводимость любой системы к сумме образующих её частей и невыводимость из какой-либо части системы её свойств как целого.

2.    Структурность - связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом.

3.    Взаимосвязь системы со средой, которая может иметь "закрытый" (не изменяющий среду и систему) или "открытый" (преобразующий среду и систему) характер.

4.    Иерархичность - каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, то есть каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему;

5.    Множественность системного описания - описание сложного объекта, в принципе не может быть сведено только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания объекта сосуществование множества его отображений.

 

       По своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией конкретных наук.

 

Развитие системного подхода:

       Важным этапом в развитии системного подхода стала общая теория систем известного австрийского биолога Людвига фон Берталанфи, а также различные системные исследования в контексте кибернетики и теории информации.

       В 40-х гг. 20 в. системный подход, прежде всего под влиянием общей теории систем Л. фон Берталанфи, выделился как особого рода метатеория, стал общенаучной методологией познания конкретных дисциплин.

 

Человек и его место в различных системах:

       Индивидуальные особенности элементов эволюционирующей системы именно в системе приобретают свои новые самобытные специфичные качества и снабжают систему запасом адаптивной изменчивости, который может быть задействован в неопределённых критических ситуациях.

       Но у каждого человека есть свои индивидуальные особенности, присущие ему одному, а у системы есть какие-то её качества целого. Сама система (как целое) всегда имеет своё системное качество, и все, кто в системе, находятся под влиянием системного качества (напр., мировоззрение).

       Большинство исследователей личности солидаризировались в том, что адекватное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности.

 

 

7. Номотетический и идиографический подходы к исследованию личности (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Примеры идиографического анализа (Олпорт Г. “Письма Дженни”).

Взгляды В. Штерна.

•      1890-е гг.: попытка вывести общие психологические закономерности, не утрачивая индивидуальных особенностей человека и его целостности.

•      1910-е гг.: отстаивает необходимость целостного подхода к индивидуальности.

 

Гордон Олпорт (1897-1967, США).

•      Сторонник больше идиографического подхода.

•      Внёс большой вклад в развитие биографического метода анализа (исследовал тексты - дневники, документы личные - контент-анализ (анализ содержания текста), анализ писем Дженни Мастерсон разными способами - можно реконструировать личность, характер женщины по одним письмам);

•      Утверждал о необходимости исследования уникальности человека;

•      Критиковал ограничение исследования заранее отобранными чертами, т.к. существенные психологические особенности некоторых людей могли не попасть в поле зрения исследователя.

•      Из всех методов идиографического анализа предпочитал биографический, который давал широкую временную перспективу и позволял анализировать индивидуальность в разные периоды её жизненного пути.

 

8. Концепции двойной детерминации развития личности и их критика.

2 наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий - "концепций двойной детерминации развития" - теория конвергенции двух факторов В. Штерна и теория конфронтации двух факторов З. Фрейда

 

Теория конвергенции двух факторов

● Компромиссный вариант между теориями "среды" и "наследственности"

● Личность предстает продуктом как соц среды, т е соц фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, т е биологического фактора

● Соц фактор (среда) и био фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению нового состояния личности

 

Теория конфронтации двух факторов

● Любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности - принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности

● С позиции внешнего наблюдателя конфронтация двух факторов предстает как конфликт между культурой и влечениями личности

○ Во внутреннем плане конфронтация био и соц обозначается Фрейдом через изначальный конфликт между различными инстанциями - "Сверх-Я и "Оно"

○ Сверх-Я - соц нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности

○ Оно - отражает спрятанное в глубине организма природное начало

Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности:

1.Антропоцентристская парадигма мышления

● сущность человека ищется либо в самом человеке, либо в воздействующей на него среде (био, соц или физ)

● вытекает дуалистический взгляд на человека, приводящий к изъятию человека из природы и общества, а затем с помощью схем двухфакторной детерминации развития превращающий его в полубиологическое, полусоциальное существо

2.Абсолютизация филогенетических, социогенетических, онтогенетических закономерностей развития человека

● Человек - существо социально-генетическое не только потому, что он родился в обществе. За его появлением на свет стоит сложнейший процесс преобразования эволюционных закономерностей образа жизни в истории филогенеза, антропогенеза и социогенеза

● Развитие личности опосредованно историей антропогенеза и социогенеза человеческого вида, а поэтому вопрос о существовании животного, "низшего" начала в человека как с т з философской методологии, так и с позиции системной и конкретно-научной методологии упускает из виду тот факт, что человек рождается человеком в мире человека

3."Искусственный миры" вместо "мира человека в обществе"

● Так называемые "среды" - являются человеческим изобретением, как и любые другие системные проявления предметного мира

● Так называемые "среды" - "физическая среда" в понимании Ньютона, "система координат" Декарта - являются человеческим изобретением, как и любые другие системные проявления предметного мира

4.Гипертрофия культуры может привести и к тому, что "среда" обернется "миром безличных соц норм"

● исследователь, оказавшийся под влиянием схем двухфакторной детерминации развития личности, вынужден сделать выводы о существовании двух изолированных миров - «мира социальных норм», присущего некоей типичной личности в данной культуре, и «психофизиологического мира» индивида, от индивидуальных естественных особенностей которого зависит в незначительной степени адаптация к этим социальным нормам

5.Гомеостатическая модель развития психики человека

● Стоит за схемами двухфакторной детерминации развития личности, выделяет любые проявления активности организма в ходе эволюции из стремления к достижению равновесия

 

Критика:

● Из принципов анализа человека как активного «элемента» развивающейся системы следует, что обязательным условием развития является возникновение преадаптивных неутилитарных проявлений поведения человека (стремление к удовольствию), возникающих в системе и обеспечивающих ее историческую изменяемость, особенно в непредвиденных критических ситуациях

● «Процесс жизни есть не уравновешивание с окружающей средой... а преодоление этой среды, направленной не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения»

● Из принципов гомеостатического понимания развития человека вытекает ряд прикладных направлений изучения динамики поведения организма

○ существуют конкретные факты, которые рассогласуются с гомеостатической моделью развития. Так, из схемы конфронтации двух факторов в частности следует, что организм, стремящийся к удовольствию, при встрече с неблагоприятными обстоятельствами или барьерами на пути достижения объекта, испытывает отрицательные эмоции, которые им подавляются или, если есть возможность, сводятся к минимуму

9. Принцип стремления к равновесию и принцип стремления к напряжению (гомеостаз и гетеростаз).

Гомеостаз = стремление к равновесию, Гетеростаз = стремление к напряжению

Гомеостаз-гетеростаз - положение психологических теорий личности, имеющих отношение к мотивации человека. движет ли индивидуумом прежде всего необходимость уменьшения напряжения и сохранения состояния внутреннего равновесия (гомеостаз) или основная его мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самоопределение (гетеростаз)?

Гомеостаз - относительное динамическое постоянство внутренней среды и физиологических функций организма

● Термин предложил Уолтер Кеннон в 1929 г

● Теория когнитивного диссонанса Фестингера - пример гомеостатической теории (человек из напряженного состояния стремится к разрядке - равновесию)

Гордон Олпорт - автор диспозиционной теории

● Ввел термин “принцип стремления к напряжению” - личность проактивная, стремится, гетеростатический принцип

● Научные предпосылки гуманистической психологии:

○ Поведение и мышление человека определяются чертами его личности

○ Человек рационален по своей природе

○ Гетеростаз - характерная особенность человека

 

Гетеростаз - люди мотивированы, главным образом стремлением к личностному росту, поиску стимулов и к самореализации

 

 

Гомеостаз Гетеростаз
Индивидом движет прежде всего необходимость уменьшения напряжения и сохранения состояния внутреннего равновесия Основная мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самореализацию
Д. Доллард и Н. Миллер полагали, что личностные характеристики приобретаются посредством научения, которое всегда предполагает взаимосвязь между факторами пробуждения и подкреплениями (голод - пища) Маслоу и Роджерс - основой мотивации людей является непрерывный поиск личностного роста и самореализации

10. Движущие силы и условия развития личности.

 

Основание - совместная деятельность. Иерархия деятельностей человека складывается в результате общественных отношений, в которые вступает индивид - они и есть центр личности, в которые включаются также продукты деятельностей, то, ради чего человек вступает в отношения (приобретает личностный смысл).

По мере развития личность сама выбирает совместные деятельности и образ жизни, которые определяют ее развитие. Это переход от фазы потребления и усвоения культуры в фазу активного ее конструирования.

 

Индивидные свойства человека - предпосылки развития личности. "Безличная предпосылка" развития личности, которая может даже изменяться в деятельности. Морфологические варианты, не имеющие социально существенного приспособительного значения, устойчивы.

Дальше человек эволюционирует в основном культурно, но филогенез человека продолжается, просто уже по другим законам (фонематический слух)

 

Закономерности эволюции для человека не отмирают, но радикальным образом преобразуются: в корне меняются причины и движущие силы (огромный период детства, большой мозг и т.д.). Индивидные свойства отражают тенденцию человека к сохранению, т.е. адаптивность.

Но выделить чисто биологический онтогенез человека невозможно, поскольку индивидное развитие человека осуществляется в контексте социального образа жизни, который приводит к преобразованию природного субстрата => законы биологической эволюции не очень работают. У человека нет инстинктов, т.к. с ними общество не построить => нет ничего животно-биологического в человеке.

 

Индивидные свойства не предрешают развитие способностей и характера. Если индивид не будет вовлечен в соответствующую природным задаткам деятельность, они так и останутся нереализованными. Это не свойства и даже не основа личности, но они оказывают влияние как формально-динамические аспекты поведения. Итого, даже не связанные с мозгом особенности могут оказать влияние на личность, а могут не оказать совсем (можно привести пример с ростом). Индивидные свойства развиваются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества.

 

Социально-исторический образ жизни - источник развития личности в социогенезе. Совокупность типичных для данного общества форм жизнедеятельности, присущих конкретной системе социальных отношений и исторической эпохе.

"Социальная ситуация развития" © Выг. Это никакой не "фактор", а условие осуществления деятельности и источник развития личности, материал.

Время: хронологическое, биологическое, историческое (та историческая эпоха, в которой существует человек) и психологическое

Социальное пространство - "институты социализации" и "поле значений" - предметы. Человек становится личностью, когда с помощью соц. групп посредством деятельности усваивает экстериоризированные в человеческом мире значения.

Социально-исторический образ жизни в конце концов из источника становится результатом развития. Личность конструирует культуру и творит себя в ней по ходу развития.

 

Вообще все эти 3 "фактора" изначально действуют вместе, это разделение нельзя абсолютизировать.

 

11. Принципы историко-эволюционного подхода к пониманию человека.

В основе системного историко-эволюционного подхода к анализу развития лежит представление о том, что для понимания некого феномена необходимо его изучение в процессе эволюции породившей его системы, а также рассмотрение эволюционного смысла возникновения данного феномена (недостаточно просто найти ответ на вопрос “как происходит явление?” и “почему оно происходит?”). Выделяют 3 основных принципов историко-эволюционного подхода:

 

1) Первый принцип отражает наличие двух противодействующих тенденций в эволюции живых организмов: тенденции к сохранению и тенденции к изменению.

 

Тенденция к сохранению Тенденция к изменению
Выражается в типичных родовых качествах человека (в биологическим системах через наследственность, в социальных — в преемственности типичных форм культуры и социальной организации) Выражается в уникальных качествах человека (нестандартные приспособления системы к непредсказуемым изменениям ситуации)
Характерны адаптивные, вариативные проявления активности Примеры: стереотипы поведения, репродуктивное мышление, привычки, установки Характерны продуктивные типы активности Примеры: творчество, воображение, самореализация личности
Механизмы адаптации: обеспечивают предсказуемость и прогнозируемость будущего системы; устойчивость личности и предсказуемость поведения в рамках соц. группы Механизмы бифуркации: характерна неопределенность будущего системы; поведение личности как индивидуальности
Социотипические проявления личности Индивидуальность личности
Эволюционное значение: обеспечение преемственности существования индивида Эволюционное значение: “за проявлениями индивидуальности выступают потен­циальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни”

 

2) Второй центральный принцип историко-эволюционного подхода: в любой эволюционирующей системе функционируют избыточные, относительно независимые преадаптивные элементы, обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий.

 

Преадаптивные формы активности, в отличие от адаптивных, напрямую не обеспечивают сохранение и устойчивость системы (и зачастую являются неадаптивными в рамках одного элемента), но ведут к формированию определенного запаса способностей, нереализуемых непосредственно, но имеющих потенциальное значение на дальнейших этапах развития. Пример преадаптивного поведения: игры у животных.

 

В переломные периоды жизни развивающихся систем (биологические катаклизмы, социальные кризисы) значение преадаптивной активности входящих в эти системы элементов возрастает и приоткрывает ее эволюционный смысл. Так, например, в рамках этой концепции считается, что выживание Homo sapiens (а не других форм жизни, также имеющих прогрессивные признаки одновременно с нашими предками) было обеспечено именно наличием определенных преадаптивных форм активности.

 

3. Согласно третьему принципу обязательным условием развития системы является наличие противоречия между адаптационными формами активности и активностью, обеспечивающую изменчивость. Данное противоречие, в свою очередь, может выражаться как через конфликт, так и через гармоничное взаимодействие.

 

Если противоречие носит характер гармонического взаимодействия, по­ступки и действия индивидуальности способствуют дальнейшему прогрессу социальной общности; если же противоречие выступает в виде конфликта, то активность индивидуальности может либо привести к иному направлению эволюционного процесса этой системы, либо к нивелировке индивидуальности, ее изоляции или полной элиминации в социальной системе.

 

Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры.

 

12. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

 

● Индивид - "в чем данный человек подобен другим людям? Что объединяет данного человека с человеческим видом?" Реализуемая генетическая программа, приспособительные процессы. Индивидные свойства человека - органические предпосылки развития личностных свойств человека. Не являются прямыми детерминантами.

● Индивидуальность - "чем данный человек отличается от всех других людей?" Нечто целостное, неделимое. Проявление личности как субъекта деятельности. Это более высокий уровень, чем индивид. Личность эту индивидуальность отстаивает, а индивидные особенности он может маскировать (выработка стилей деятельности).

● Личность - рождается в обществе. "Индивидом рождаются, личностью становятся" ©Лео. Личность есть понятие социальное и историческое. Личностные свойства формируются при включении человека в деятельность.

Дихотомия индивид/личность не должна подменяться дихотомией биологическое/социальное. Скажем нет двухфакторному подходу!!!!!

Это такая шкала, слева "индивид без личности" - считай, Маугли; а справа "личность без телесного индивида" - миф. Эмпирические основания: 1 личность на 2 близнецов - феномен "мы-самость"; Нельзя эти 3 инстанции полностью разделять, чтобы не получить биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую ориентации.

 

13. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Схема Б.Г. Ананьева

Ананьев ввел понятие «индивидные свойства» человека, это понятие ориентирует на изучение органических предпосылок развития личности. «Индивидуальные свойства» - это все, что угодно, от биохимических свойств организма до социального статуса человека в коллективе. Индивидные свойства человека являются объектом исследований дифференциальной психофизиологии, психогенетики, нейропсихологии, геронтологии.

Индивидные свойства делятся на два широких класса:

– класс возрастно-половых свойств

– класс индивидуально-типических свойств (делится на три группы:

·    конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида);

·    нейродинамические свойства человека;

·    особенности индивида, связанные с функциональной геометрией больших полушарий.

В школе Ананьева два класса индивидных свойств называют первичными и полагают, что они определяют динамику вторичных индивидных образований (психофизиологические функции и органические потребности). Наивысшая форма интеграции индивидных свойств человека – это темперамент и задатки.

Первичные индивидуально-типические свойства характеризуют как нейродинамические индивидные свойства.

Вторичные свойства, темперамент и задатки относятся к психодинамическим свойствам человека.

С психодинамическими свойствами в более узком значении связывают характеристики только темперамента.

В истории психологии и современной психологии встречается немало направлений изучения типологии человека, основывающихся на его индивидных свойствах.

Нейродинамические свойства изучались в школе Теплова–Небылицина. Работы этой школы заложили основы отечественной психофизиологии индивидуальных различий, восходящих своими истоками к учению о типах высшей нервной деятельности Павлова.

В психологии личности можно выделить следующие общие особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности.

2. Индивидные свойства (тип нервной системы, конституция, задатки, экстраверсия или интроверсия) определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения. Так, экстраверсия увеличивает вероятность совершаемого прежде всего не самим индивидом, а участниками его совместной деятельности выбора социальной роли, связанной с процессом общения, речевой дефект может уменьшить вероятность выбора такой социальной роли. Например, ребенок-калека не понимает, какой помехой могут стать для него бездействующие ноги. Он начинает видеть в них помеху, лишь если ему говорят об этом.

3. В процессе коммуникации происходит «означение» индивидных свойств человека, их сигнификация и символизация. Превращение индивидных свойств в знаки коренным образом меняет их функцию в регуляции динамики поведения и развития личности. При превращении индивидных свойств в «знаки» происходит переход от объектной детерминации поведения к предметной детерминации поведения личности. У человека возникает образ его индивидных свойств и появляется возможность произвольного управления своим собственным телом. «Внутренняя картина болезни» (Р.А.Лурия), образ собственной болезни, нередко складывающиеся в ходе общения с врачом, – типичный пример «означения» тех или иных патологических нарушений функционирования индивидный свойств, которые, только став «знаками», начинают участвовать в управлении поведением личности.

В эволюционном аспекте выигрыш дает сочетание централизированного и децентрализированного управления индивидными и социальными системными качествами личности.

Индивидные свойства потому выступают чаще всего как предпосылки, что они адаптированы в относительно неизменной экологической системе, а тем самым в условиях социально-исторического образа жизни находятся в неизменной экологической ситуации.

При резкой смене экологической ситуации жизни личности режим автономного управления индивидными свойствами человека может смениться режимом централизированного управления. Еще в большей степени это положение относится к стереотипизированному социотипическому поведению, обслуживающему индивидуальность личности в типовых ситуациях и из-за своей сверхспециализации дающему сбой в тех непредвиденных ситуациях, когда приходится принимать решение, производить личностный выбор.

Чем более автономна подсистема индивидных свойств, тем вероятнее она подчинена децентрализированному режиму управления и соответственно тем менее выражено ее участие в обеспечении регуляции поведения личности. Направление поиска общих индивидных свойств, обеспечивающих реализацию поведения в непредвиденных неспецифичных ситуациях (исследования Теплова и Небылицина), перспективнее, чем направление поиска связей поведения личности с более автономными филогенетически древними подсистемами децентрализированной регуляции человеческого организма (Кречмер, Шелдон).

4. Использование индивидных свойств как «знаков», «средств», с помощью которых человек овладевает своими индивидными особенностями и корректирует их, лежит в основе происхождения индивидных стилей поведения личности и открывает возможности компенсации, коррекции природных форм реагирования индивида при обучении различными профессиями, в психотерапии и психокоррекции. Изучение индивидуаль


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.