Номотетический и идиографический подходы к исследованию психических явлений. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Номотетический и идиографический подходы к исследованию психических явлений.

2021-11-24 32
Номотетический и идиографический подходы к исследованию психических явлений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Номотетический подход (от греч. "номос" - закон, "номо-тетео" - устанавливать законы) - исследование общих закономерностей и их вариаций является главной задачей традиционных экспериментальных исследований.

Идиографический анализ (от греч. "идиос" - своеобразный, принадлежащий кому-либо) - традиция исследования индивидуальности, цель которой состоит в описании особенностей конкретного человека.

 

В. Штерн - статья "О психологии индивидуальных различий" (1900), книга "Дифференциальная психология" (1911).

В. Штерн - один из основных основателей психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Говорил о конвергенции - что оба подхода должны рассматриваться целостно (целостный подход).

 

Взгляды В. Штерна.

•      1890-е гг.: попытка вывести общие психологические закономерности, не утрачивая индивидуальных особенностей человека и его целостности.

•      1910-е гг.: отстаивает необходимость целостного подхода к индивидуальности.

 

В. Штерн: основные теоретические принципы исследования индивидуальности в дифференциальной психологии.

1.    Взаимодополнение идиографического и номотетического подходов;

2.    Выделение принципа конвергенции как причины формирования индивидуальных различий;

3.    Понимание развития как сочетания процессов дифференциации и интеграции;

4.    Целостное представление об индивидуальности.

 

Взаимодополнение идиографического и номотетического подходов.

Каким бы способом не производился идиографический анализ, он возможен только тогда, когда номотетическим способом были выделены психологические черты.

Таким образом, не существует непреодолимых границ между этими методами познания психологической реальности.

 

 

Гордон Олпорт (1897-1967, США).

•      Сторонник больше идиографического подхода.

•      Внёс большой вклад в развитие биографического метода анализа (исследовал тексты - дневники, документы личные - контент-анализ (анализ содержания текста), анализ писем Дженни Мастерсон разными способами - можно реконструировать личность, характер женщины по одним письмам);

•      Утверждал о необходимости исследования уникальности человека;

•      Критиковал ограничение исследования заранее отобранными чертами, т.к. существенные психологические особенности некоторых людей могли не попасть в поле зрения исследователя.

•      Из всех методов идиографического анализа предпочитал биографический, который давал широкую временную перспективу и позволял анализировать индивидуальность в разные периоды её жизненного пути.

 

8. Концепции двойной детерминации развития личности и их критика.

2 наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий - "концепций двойной детерминации развития" - теория конвергенции двух факторов В. Штерна и теория конфронтации двух факторов З. Фрейда

 

Теория конвергенции двух факторов

● Компромиссный вариант между теориями "среды" и "наследственности"

● Личность предстает продуктом как соц среды, т е соц фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, т е биологического фактора

● Соц фактор (среда) и био фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению нового состояния личности

 

Теория конфронтации двух факторов

● Любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности - принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности

● С позиции внешнего наблюдателя конфронтация двух факторов предстает как конфликт между культурой и влечениями личности

○ Во внутреннем плане конфронтация био и соц обозначается Фрейдом через изначальный конфликт между различными инстанциями - "Сверх-Я и "Оно"

○ Сверх-Я - соц нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности

○ Оно - отражает спрятанное в глубине организма природное начало

Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности:

1.Антропоцентристская парадигма мышления

● сущность человека ищется либо в самом человеке, либо в воздействующей на него среде (био, соц или физ)

● вытекает дуалистический взгляд на человека, приводящий к изъятию человека из природы и общества, а затем с помощью схем двухфакторной детерминации развития превращающий его в полубиологическое, полусоциальное существо

2.Абсолютизация филогенетических, социогенетических, онтогенетических закономерностей развития человека

● Человек - существо социально-генетическое не только потому, что он родился в обществе. За его появлением на свет стоит сложнейший процесс преобразования эволюционных закономерностей образа жизни в истории филогенеза, антропогенеза и социогенеза

● Развитие личности опосредованно историей антропогенеза и социогенеза человеческого вида, а поэтому вопрос о существовании животного, "низшего" начала в человека как с т з философской методологии, так и с позиции системной и конкретно-научной методологии упускает из виду тот факт, что человек рождается человеком в мире человека

3."Искусственный миры" вместо "мира человека в обществе"

● Так называемые "среды" - являются человеческим изобретением, как и любые другие системные проявления предметного мира

● Так называемые "среды" - "физическая среда" в понимании Ньютона, "система координат" Декарта - являются человеческим изобретением, как и любые другие системные проявления предметного мира

4.Гипертрофия культуры может привести и к тому, что "среда" обернется "миром безличных соц норм"

● исследователь, оказавшийся под влиянием схем двухфакторной детерминации развития личности, вынужден сделать выводы о существовании двух изолированных миров - «мира социальных норм», присущего некоей типичной личности в данной культуре, и «психофизиологического мира» индивида, от индивидуальных естественных особенностей которого зависит в незначительной степени адаптация к этим социальным нормам

5.Гомеостатическая модель развития психики человека

● Стоит за схемами двухфакторной детерминации развития личности, выделяет любые проявления активности организма в ходе эволюции из стремления к достижению равновесия

 

Критика:

● Из принципов анализа человека как активного «элемента» развивающейся системы следует, что обязательным условием развития является возникновение преадаптивных неутилитарных проявлений поведения человека (стремление к удовольствию), возникающих в системе и обеспечивающих ее историческую изменяемость, особенно в непредвиденных критических ситуациях

● «Процесс жизни есть не уравновешивание с окружающей средой... а преодоление этой среды, направленной не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения»

● Из принципов гомеостатического понимания развития человека вытекает ряд прикладных направлений изучения динамики поведения организма

○ существуют конкретные факты, которые рассогласуются с гомеостатической моделью развития. Так, из схемы конфронтации двух факторов в частности следует, что организм, стремящийся к удовольствию, при встрече с неблагоприятными обстоятельствами или барьерами на пути достижения объекта, испытывает отрицательные эмоции, которые им подавляются или, если есть возможность, сводятся к минимуму

9. Принцип стремления к равновесию и принцип стремления к напряжению (гомеостаз и гетеростаз).

Гомеостаз = стремление к равновесию, Гетеростаз = стремление к напряжению

Гомеостаз-гетеростаз - положение психологических теорий личности, имеющих отношение к мотивации человека. движет ли индивидуумом прежде всего необходимость уменьшения напряжения и сохранения состояния внутреннего равновесия (гомеостаз) или основная его мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самоопределение (гетеростаз)?

Гомеостаз - относительное динамическое постоянство внутренней среды и физиологических функций организма

● Термин предложил Уолтер Кеннон в 1929 г

● Теория когнитивного диссонанса Фестингера - пример гомеостатической теории (человек из напряженного состояния стремится к разрядке - равновесию)

Гордон Олпорт - автор диспозиционной теории

● Ввел термин “принцип стремления к напряжению” - личность проактивная, стремится, гетеростатический принцип

● Научные предпосылки гуманистической психологии:

○ Поведение и мышление человека определяются чертами его личности

○ Человек рационален по своей природе

○ Гетеростаз - характерная особенность человека

 

Гетеростаз - люди мотивированы, главным образом стремлением к личностному росту, поиску стимулов и к самореализации

 

 

Гомеостаз Гетеростаз
Индивидом движет прежде всего необходимость уменьшения напряжения и сохранения состояния внутреннего равновесия Основная мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самореализацию
Д. Доллард и Н. Миллер полагали, что личностные характеристики приобретаются посредством научения, которое всегда предполагает взаимосвязь между факторами пробуждения и подкреплениями (голод - пища) Маслоу и Роджерс - основой мотивации людей является непрерывный поиск личностного роста и самореализации

10. Движущие силы и условия развития личности.

 

Основание - совместная деятельность. Иерархия деятельностей человека складывается в результате общественных отношений, в которые вступает индивид - они и есть центр личности, в которые включаются также продукты деятельностей, то, ради чего человек вступает в отношения (приобретает личностный смысл).

По мере развития личность сама выбирает совместные деятельности и образ жизни, которые определяют ее развитие. Это переход от фазы потребления и усвоения культуры в фазу активного ее конструирования.

 

Индивидные свойства человека - предпосылки развития личности. "Безличная предпосылка" развития личности, которая может даже изменяться в деятельности. Морфологические варианты, не имеющие социально существенного приспособительного значения, устойчивы.

Дальше человек эволюционирует в основном культурно, но филогенез человека продолжается, просто уже по другим законам (фонематический слух)

 

Закономерности эволюции для человека не отмирают, но радикальным образом преобразуются: в корне меняются причины и движущие силы (огромный период детства, большой мозг и т.д.). Индивидные свойства отражают тенденцию человека к сохранению, т.е. адаптивность.

Но выделить чисто биологический онтогенез человека невозможно, поскольку индивидное развитие человека осуществляется в контексте социального образа жизни, который приводит к преобразованию природного субстрата => законы биологической эволюции не очень работают. У человека нет инстинктов, т.к. с ними общество не построить => нет ничего животно-биологического в человеке.

 

Индивидные свойства не предрешают развитие способностей и характера. Если индивид не будет вовлечен в соответствующую природным задаткам деятельность, они так и останутся нереализованными. Это не свойства и даже не основа личности, но они оказывают влияние как формально-динамические аспекты поведения. Итого, даже не связанные с мозгом особенности могут оказать влияние на личность, а могут не оказать совсем (можно привести пример с ростом). Индивидные свойства развиваются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества.

 

Социально-исторический образ жизни - источник развития личности в социогенезе. Совокупность типичных для данного общества форм жизнедеятельности, присущих конкретной системе социальных отношений и исторической эпохе.

"Социальная ситуация развития" © Выг. Это никакой не "фактор", а условие осуществления деятельности и источник развития личности, материал.

Время: хронологическое, биологическое, историческое (та историческая эпоха, в которой существует человек) и психологическое

Социальное пространство - "институты социализации" и "поле значений" - предметы. Человек становится личностью, когда с помощью соц. групп посредством деятельности усваивает экстериоризированные в человеческом мире значения.

Социально-исторический образ жизни в конце концов из источника становится результатом развития. Личность конструирует культуру и творит себя в ней по ходу развития.

 

Вообще все эти 3 "фактора" изначально действуют вместе, это разделение нельзя абсолютизировать.

 

11. Принципы историко-эволюционного подхода к пониманию человека.

В основе системного историко-эволюционного подхода к анализу развития лежит представление о том, что для понимания некого феномена необходимо его изучение в процессе эволюции породившей его системы, а также рассмотрение эволюционного смысла возникновения данного феномена (недостаточно просто найти ответ на вопрос “как происходит явление?” и “почему оно происходит?”). Выделяют 3 основных принципов историко-эволюционного подхода:

 

1) Первый принцип отражает наличие двух противодействующих тенденций в эволюции живых организмов: тенденции к сохранению и тенденции к изменению.

 

Тенденция к сохранению Тенденция к изменению
Выражается в типичных родовых качествах человека (в биологическим системах через наследственность, в социальных — в преемственности типичных форм культуры и социальной организации) Выражается в уникальных качествах человека (нестандартные приспособления системы к непредсказуемым изменениям ситуации)
Характерны адаптивные, вариативные проявления активности Примеры: стереотипы поведения, репродуктивное мышление, привычки, установки Характерны продуктивные типы активности Примеры: творчество, воображение, самореализация личности
Механизмы адаптации: обеспечивают предсказуемость и прогнозируемость будущего системы; устойчивость личности и предсказуемость поведения в рамках соц. группы Механизмы бифуркации: характерна неопределенность будущего системы; поведение личности как индивидуальности
Социотипические проявления личности Индивидуальность личности
Эволюционное значение: обеспечение преемственности существования индивида Эволюционное значение: “за проявлениями индивидуальности выступают потен­циальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни”

 

2) Второй центральный принцип историко-эволюционного подхода: в любой эволюционирующей системе функционируют избыточные, относительно независимые преадаптивные элементы, обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий.

 

Преадаптивные формы активности, в отличие от адаптивных, напрямую не обеспечивают сохранение и устойчивость системы (и зачастую являются неадаптивными в рамках одного элемента), но ведут к формированию определенного запаса способностей, нереализуемых непосредственно, но имеющих потенциальное значение на дальнейших этапах развития. Пример преадаптивного поведения: игры у животных.

 

В переломные периоды жизни развивающихся систем (биологические катаклизмы, социальные кризисы) значение преадаптивной активности входящих в эти системы элементов возрастает и приоткрывает ее эволюционный смысл. Так, например, в рамках этой концепции считается, что выживание Homo sapiens (а не других форм жизни, также имеющих прогрессивные признаки одновременно с нашими предками) было обеспечено именно наличием определенных преадаптивных форм активности.

 

3. Согласно третьему принципу обязательным условием развития системы является наличие противоречия между адаптационными формами активности и активностью, обеспечивающую изменчивость. Данное противоречие, в свою очередь, может выражаться как через конфликт, так и через гармоничное взаимодействие.

 

Если противоречие носит характер гармонического взаимодействия, по­ступки и действия индивидуальности способствуют дальнейшему прогрессу социальной общности; если же противоречие выступает в виде конфликта, то активность индивидуальности может либо привести к иному направлению эволюционного процесса этой системы, либо к нивелировке индивидуальности, ее изоляции или полной элиминации в социальной системе.

 

Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры.

 

12. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

 

● Индивид - "в чем данный человек подобен другим людям? Что объединяет данного человека с человеческим видом?" Реализуемая генетическая программа, приспособительные процессы. Индивидные свойства человека - органические предпосылки развития личностных свойств человека. Не являются прямыми детерминантами.

● Индивидуальность - "чем данный человек отличается от всех других людей?" Нечто целостное, неделимое. Проявление личности как субъекта деятельности. Это более высокий уровень, чем индивид. Личность эту индивидуальность отстаивает, а индивидные особенности он может маскировать (выработка стилей деятельности).

● Личность - рождается в обществе. "Индивидом рождаются, личностью становятся" ©Лео. Личность есть понятие социальное и историческое. Личностные свойства формируются при включении человека в деятельность.

Дихотомия индивид/личность не должна подменяться дихотомией биологическое/социальное. Скажем нет двухфакторному подходу!!!!!

Это такая шкала, слева "индивид без личности" - считай, Маугли; а справа "личность без телесного индивида" - миф. Эмпирические основания: 1 личность на 2 близнецов - феномен "мы-самость"; Нельзя эти 3 инстанции полностью разделять, чтобы не получить биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую ориентации.

 

13. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Схема Б.Г. Ананьева

Ананьев ввел понятие «индивидные свойства» человека, это понятие ориентирует на изучение органических предпосылок развития личности. «Индивидуальные свойства» - это все, что угодно, от биохимических свойств организма до социального статуса человека в коллективе. Индивидные свойства человека являются объектом исследований дифференциальной психофизиологии, психогенетики, нейропсихологии, геронтологии.

Индивидные свойства делятся на два широких класса:

– класс возрастно-половых свойств

– класс индивидуально-типических свойств (делится на три группы:

·    конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида);

·    нейродинамические свойства человека;

·    особенности индивида, связанные с функциональной геометрией больших полушарий.

В школе Ананьева два класса индивидных свойств называют первичными и полагают, что они определяют динамику вторичных индивидных образований (психофизиологические функции и органические потребности). Наивысшая форма интеграции индивидных свойств человека – это темперамент и задатки.

Первичные индивидуально-типические свойства характеризуют как нейродинамические индивидные свойства.

Вторичные свойства, темперамент и задатки относятся к психодинамическим свойствам человека.

С психодинамическими свойствами в более узком значении связывают характеристики только темперамента.

В истории психологии и современной психологии встречается немало направлений изучения типологии человека, основывающихся на его индивидных свойствах.

Нейродинамические свойства изучались в школе Теплова–Небылицина. Работы этой школы заложили основы отечественной психофизиологии индивидуальных различий, восходящих своими истоками к учению о типах высшей нервной деятельности Павлова.

В психологии личности можно выделить следующие общие особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности.

2. Индивидные свойства (тип нервной системы, конституция, задатки, экстраверсия или интроверсия) определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения. Так, экстраверсия увеличивает вероятность совершаемого прежде всего не самим индивидом, а участниками его совместной деятельности выбора социальной роли, связанной с процессом общения, речевой дефект может уменьшить вероятность выбора такой социальной роли. Например, ребенок-калека не понимает, какой помехой могут стать для него бездействующие ноги. Он начинает видеть в них помеху, лишь если ему говорят об этом.

3. В процессе коммуникации происходит «означение» индивидных свойств человека, их сигнификация и символизация. Превращение индивидных свойств в знаки коренным образом меняет их функцию в регуляции динамики поведения и развития личности. При превращении индивидных свойств в «знаки» происходит переход от объектной детерминации поведения к предметной детерминации поведения личности. У человека возникает образ его индивидных свойств и появляется возможность произвольного управления своим собственным телом. «Внутренняя картина болезни» (Р.А.Лурия), образ собственной болезни, нередко складывающиеся в ходе общения с врачом, – типичный пример «означения» тех или иных патологических нарушений функционирования индивидный свойств, которые, только став «знаками», начинают участвовать в управлении поведением личности.

В эволюционном аспекте выигрыш дает сочетание централизированного и децентрализированного управления индивидными и социальными системными качествами личности.

Индивидные свойства потому выступают чаще всего как предпосылки, что они адаптированы в относительно неизменной экологической системе, а тем самым в условиях социально-исторического образа жизни находятся в неизменной экологической ситуации.

При резкой смене экологической ситуации жизни личности режим автономного управления индивидными свойствами человека может смениться режимом централизированного управления. Еще в большей степени это положение относится к стереотипизированному социотипическому поведению, обслуживающему индивидуальность личности в типовых ситуациях и из-за своей сверхспециализации дающему сбой в тех непредвиденных ситуациях, когда приходится принимать решение, производить личностный выбор.

Чем более автономна подсистема индивидных свойств, тем вероятнее она подчинена децентрализированному режиму управления и соответственно тем менее выражено ее участие в обеспечении регуляции поведения личности. Направление поиска общих индивидных свойств, обеспечивающих реализацию поведения в непредвиденных неспецифичных ситуациях (исследования Теплова и Небылицина), перспективнее, чем направление поиска связей поведения личности с более автономными филогенетически древними подсистемами децентрализированной регуляции человеческого организма (Кречмер, Шелдон).

4. Использование индивидных свойств как «знаков», «средств», с помощью которых человек овладевает своими индивидными особенностями и корректирует их, лежит в основе происхождения индивидных стилей поведения личности и открывает возможности компенсации, коррекции природных форм реагирования индивида при обучении различными профессиями, в психотерапии и психокоррекции. Изучение индивидуальных стилей деятельности (Е.А.Климов) помогает увидеть, как индивидные свойства из органических предпосылок поведения личности в условиях определенного социально-исторического образа жизни преобразуются в результаты, и тем самым проследить закономерности преобразования природных индивидных свойств в процессе развития личности в персоногенезе и социогенезе.

 

14. Соотношение темперамента, характера и личности. 

Кратко: личность=природная основа (темперамент) + социальная основа (характер)

 

Темперамент имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера. Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются - поведению, убеждениям, волевым и интеллектуальным качествам человека. Черты темперамента и характера образуют практически неделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, характеристику его личности и индивидуальности. Характер определяет КАК действует человек, личность - РАДИ ЧЕГО он действует.

 

 

Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение черт от tempero – смешиваю в надлежащем соотношении) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

● Компоненты темперамента:

1. Общая психическая активность индивида (самовыражение)

2. Двигательный компонент (актуализация внутренней динамики психических состояний)

3. Эмоциональность (впечатлительность, импульсивность)

● Павлов: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

● Генетически первичен

● Связан с особенностями НС

● Проявляется рано

● Влияет на формирование характера (когда достаточно развит)с

● Не определяет отношения к миру

● Проявляется в трудных ситуациях

 

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

● Характер - прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающий свою индивидуальность.

● В переводе с греческого "характер" означает "чеканка", "примета"

● Характер не так стабилен, как темперамент, поскольку не заложен в наших генах.

● Он не ярко выражен в детстве, проходит несколько стадий развития и, можно сказать, что молодые люди уже обладают сформированным характером.

● Связан с социальными ситуациями

● Определяет отношение к миру

● Проявляется в первичных ситуациях

 

Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся.

● Личность есть специальное человеческое образование, которое также не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности.

● Личность создается общественными отношениями.

 

15. Компоненты темперамента, по В.Д. Небылицыну

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний).

Небылицын выделяет три главных, ведущих компонента темперамента:

1. Общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Но направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются «содержательными» особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.

2. Двигательный (моторный) компонент. Ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и речедвигательного) аппарата. Моторика – средство, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Динамическиех качества двигательного компонента: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет наиболее заметную грань темперамента.

3. «Эмоциональность» - обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Сложный компонент с разветвленной структурой. Его основные характеристики: впечатлительность (аффективная восприимчивость субъекта, чуткость к эмоциогенным воздействиям), импульсивность (быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их) и эмоциональная лабильность (скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим).

Небылицин: структура свойств НС как нейрофизиологических измерений темперамента сложнее, число основных комбинаций этих свойств больше, чем предполагал Павлов. Для практического изучения личности достаточно деления на четыре типа темперамента.

Сангвиник: высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Эмоциональные переживания неглубоки, а его подвижность при недостатке воспитания приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.

Холерик: высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. При отсутствии воспитания недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

Флегматик: низкий уровень активности, трудность переключений, медлительность и спокойствие действий, мимики и речи, ровность, постоянство и глубина чувств и настроений. В случае неудачного воспитания: вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению лишь привычных действий.

Меланхолик: малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. При недостатке воспитания: повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям обстоятельств, которые этого не заслуживают.

Нет только положительных и только отрицательных темпераментов.

При воспитании нужно развить положительные качества и ослабить недостатки.

При воспитании особенно важно формирование морально-волевых сторон характера. Темперамент не равен характеру.

Темперамент не характеризует мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы, не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности.

 

16. Соотношение задатков, способностей и личности. Определение способностей, по Б.М. Теплову. Способности, одаренность, талант, гениальность.

 

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма, обеспечивающие развитие способностей.

● во всех случаях мы подразумеваем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков

● понятие "врожденные задатки" ни в коем случае не тождественно понятию "наследственные задатки"

Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения той или другой деятельности (Теплов).

○ То есть они не могут быть врожденными.

● Нельзя считать, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в этой последней.

○ Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.

           

Способности не только проявляются, но и СОЗДАЮТСЯ в деятельности.

Все уровни триады "одаренность-талантливость-гениальность" имеют отношение и к способностям, и к личности в целом.

 

Одаренность =совокупность способностей. Способности не просто сосуществуют, но приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг друга. Это качественно новое образование, а не сумма энного числа способностей.

● Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности.

От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха!

Талант (от греч.«talanton»-вec, мepa) - это высокая одаренность в одном виде деятельности. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве.

● Б. М. Теплов полагал, что талант мнoгocтopoнeн.

 

Гениальность рассматривается как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры.

 

17. Индивидуальный стиль деятельности (по Е.А. Климову).

По мнению одного из первых его исследователей Е.А.Климова, индивидуальный стиль-это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, который стремится к наилучшему осуществлению деятельности

Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля можно считать

1. Устойчивая система приемов и способов деятельности

2. Эта система обусловлена определенными личными качествами

3. Эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.156 с.