Системная организация производства — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Системная организация производства

2021-11-24 24
Системная организация производства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одним из факторов успешного проведения новой индустриализации является учёт ключевых тенденций системной организации производства и разделения труда. Сегодня они выступают мощными драйверами появления новых предметов промышленной деятельности и трансформации требований к профессиям. Эти тенденции следуют как из изменения методологии и основных схем организации промышленности и управления её развитием, так и возникают на основе принципиальных технологических новшеств.

Первая тенденция связана с диверсификацией системы управления знаниями. Нам необходимо осваивать и менеджмент знаний на основе визуального представления  продукта  (от  детали  до  электростанции  нового  поколения), и ремесленно-инструментальную составляющую по производству новых материалов и систем. Важно, чтобы Россия владела одновременно и знаниями о технологических процессах в целом, и знаниями о способах производства отдельных изделий.

Вторая тенденция – обратная инновация – связана с созданием промышленных площадок, на которых уже отработанные технологические решения будут существенно модернизированы. Обратная инновация может быть эффективным инструментом взаимодействия России с индустриально-развитыми странами (Японией, Германией и др.). В этом случае в нашу страну переносятся не просто уже отработанные технологические решения, но у нас создаются новые технологические


продукты, которые затем будут перенесены назад. С другой стороны, сама Россия может организовывать обратную инновацию в Центральной Азии, размещая промышленные производства и индустриализируя эти страны таким образом, чтобы получаемые новые технологические решения были интересны для российского рынка.

Третья тенденция – формирование частных высоко-оснащённых технологических  предприятий,  реализующих  заказы  крупных  корпораций и институтов развития. В рамках современных производств происходит появление новых материалов и технологий, новых решений по автоматизации, гибридизация инструментально-производственных систем. Очень важно создание подобных предприятий в орбите действия инженерных вузов, для формирования исследовательских программ в рамках конкретных инженерных решений.

Четвёртая тенденция позволяет создавать в России метапромышленность – промышленность  по  преобразованию  существующих  инфраструктур и индустриальных процессов на основе приборов следующего поколения. Использование виртуальных средств многомерного моделирования при проектировании новых инфраструктур позволяет осуществить замыкание инфраструктуры, реализующей  новый  физических  принцип,  на  новый  прибор, а также развёртывание нового прибора до уровня новой инфраструктуры.

Пятая тенденция связана с повышением качества продуктовых решений. Это достигается за счёт создания в современном производстве системы процессов быстрого прототипирования и обратного инжиниринга. Фактически процесс быстрого прототипирования является коммуникативной операцией промышленника с инвестором и потенциальным потребителем. Подобная система позволяет выходить за рамки жизненно-производственного цикла любого изделия. Соответственно на передний край выходят кластеры профессий вокруг промышленного дизайна и материаловедения, обеспечивающие удешевление изделия, создание новых полезных свойств, повышение «экологичности» продукта,


а также возможность его утилизации в системе безотходных производств.

 

 

Потенциальные прорывы

 

Во-первых, прорыв к виртуальному производству. Инновации в области ИКТ- систем многомерного моделирования и управления жизненным циклом изделий позволяют выстроить полностью виртуальную среду поддержки принятия решений и проведения операций в промышленной деятельности. Такой подход существенно расширяет спектр возможных решений и повышает качество выбора.

Во многих отраслях (напр., микроэлектроника, авиастроение) такие системы уже стали нормой. В ряде отраслей (напр., гидроэнергетика) они только начали внедряться. Фактически прорыв к виртуальному производству является источником модернизации российских производств, созданных в рамках советского технологического уклада.

Во-вторых, прорыв к 3D-принтерам, совершаемый в области быстрого прототипирования и аддитивных технологий. Использование в производстве цифровых моделей и послойного формирования предметов соединено с новыми решениями по роботизации производственных систем и новыми технологиями обработки (лазеры, плазма, электронная сварка в вакууме и т. д.).

Такой подход существенно расширяет возможности производства изделий из нетиповых деталей и узлов. Стоимостные характеристики таких изделий снижаются до уровня серийного производства. В настоящее время такие производственные решения реализуются целым рядом российских частных компаний. Однако только для иностранных рынков. В стране отсутствует полномасштабная промышленная система, обеспечивающая непрерывную систему заказов для подобных производств.

В-третьих, прорыв к функциональным материалам. Он обусловлен научными достижениями в области работы с наноразмерными объектами и цифрового моделирования свойств и структуры молекул и кристаллов. По сути возникла новая область  молекулярного  дизайна  и  инженерии  кристаллов.  Она  позволяет


проектировать  и  создавать  под  заданные  функции  конкретный  кристалл  или вещество.

Данный прорыв успешно применяется в микроэлектронике и специальной металлургии,  однако  в  мире  пока  не  сложился  новый  технологический  уклад, в рамках которого данный тип производств будет ведущим. У нашей страны есть потенциал стать пионером в проектировании принципиально нового уклада, обеспечивающего формирование тесных взаимосвязей фундаментальной науки, инжиниринга и дизайна.

 

Вызовы для науки

 

Важнейшим элементом формирования инфраструктуры следующего поколения является система заказов на исследования и разработки. Такая система должна включать как приоритеты для отечественной фундаментальной науки, так и заказы на прикладные исследования и инновационные продукты государственных и частных компаний. Одним из ключевых направлений работы являются вызовы для технической и гуманитарной инженерии, которые можно группировать в следующую систему вопросов:

– Какая инженерная система нового типа будет создана в России, которой нет сегодня в мире?

– Какие  новые  технологические  перевооружения  будут  осуществлены в промышленных организациях и какие новые институты развития будут созданы?

– Какие новые технологические активы появятся на территории страны, какие новые отрасли будут созданы?

– Какое новое название инженерного российского изобретения войдёт во все языки мира?

– Какие новые внутренние инженерные рынки возникнут в России?

 

Для ответов на данные вызовы в России необходимо создать режим наибольшего благоприятствования для инженерной деятельности. При этом предложенные  инженерные  решения  станут  одной  из  основ  продвижения


в будущее.

 

Подобные требования к технологическому продвижению могут быть переведены в систему опережающих технологических стандартов. Они будут определять демонтаж существующих производств и формирование инфраструктур следующего поколения. На данный момент можно выделить ряд вероятных стандартов в рамках разработки Технологической инициативы:

1. Стандарт снижения количества углеводородов, используемых для производства электроэнергии, с сохранением и наращиванием уровня потребления электроэнергии.

2. Стандарт увеличения плотности потока мощности по единице территории, что предполагает резкий рост энергообеспеченности территорий и рост скоростей транспортировки товаров и энергии.

3. Увеличение       связности        транспортной,        энергетической и телекоммуникационной инфраструктур.

4. Повышение  уровня  автоматизированности  действия  инфраструктур и индустрий, что предполагает управление транспортировкой товаров и пассажиров при получении информации в онлайн-режиме, свёртывание значительного количества разделённых технологических процессов в единые комплексы вплоть до уровня систем предприятий.

5. Переход от опоры на «вечные» качества материала к использованию заданных специфических качеств материала в определённые периоды времени.

6. Превращение времени транспортировки в показатель самого производственного  процесса.

7. Стандарт меньшего необратимого изничтожения вещества природы без его восстановления и утилизации.

8. Время  коммерциализации  нового  технологического  решения и масштабирования его до нового актива.

9. Комплексная визуализация всех типов активов и превращение всех типов


инфраструктур, индустрий и поселений в визуальный дискурс, необходимый для принятия управленческих и финансовых решений.

Предложенный  набор  технологических  стандартов  является  неполным и требует расширения в рамках дальнейшей научной разработки Технологической инициативы. В целом, реализация данных стандартов предполагает создание новых инфраструктур  и  новых  индустрий,  которые  должны  быть  сорганизованы  друг с другом.

 

Аграрная индустриализация

 

Взрывной рост  населения  планеты,  ограниченность  природных  ресурсов и крупные экологические проблемы привели к дефициту пищи и воды в глобальном масштабе. Нашей стране дарованы колоссальные ресурсы – земельные, водные, лесные, людские. Мы можем и должны не только обеспечить собственную продовольственную независимость (продуктовый суверенитет страны), но и стать кладовой мира.

Сегодня Россия является отсталой страной в плане аграрной инфраструктуры. Это выражается не только в низкой производительности сельскохозяйственного производства и слабом внедрении современных технологий. А в отсутствии преемственности в сельском хозяйстве, утрате традиций жизни на селе. Стране нужна аграрная индустриализация, которая обеспечит население страны качественной и безопасной продукцией сельского хозяйства, рыбной продукцией и продовольствием.

Первоочередной проблемой выступает огромная пропасть в уровне жизни городского и сельского населения. Нам нужны современные деревни и малые города

– с качественными дорогами, хорошими школами, оборудованными больницами. Надо решать вопросы занятости населения, реализовывать программы повышения квалификации, помогать предпринимателям находить работников. Нужно кардинально улучшать жилищные условия, стимулировать строительство нового доступного жилья (как собственного, так и арендного), в первую очередь силами


малого бизнеса. Также важно гарантировать правопорядок и физическую защиту в сельской местности. Решение проблемы качества жизни на селе обеспечит занятость, приток молодёжи, рост заработных плат в сельской местности, появится уверенность в своих силах.

Важной частью формирования в сельской местности «среднего класса» станет земельная реформа, которая закрепит заявительный принцип использования участков для нужд сельского хозяйства и индивидуального жилищного строительства. В рамках реформы нужно актуализировать сведения кадастра, пустить в рыночный оборот неиспользуемые государственные земли, стимулировать передачу в собственность граждан ничейных и брошенных земельных участков. Также следует безвозмездно передать землю под домами, промышленными предприятиями, гаражами и иными хозяйственными постройками собственникам этих объектов. Только ответственные  владельцы  земли  могут  обеспечивать её сохранность и использование по назначению.

Аграрная триада России – сельское и рыбное хозяйство, пищевая промышленность – нуждаются в масштабном внедрении инноваций. Нужна реализация программ технологической модернизации, обеспечивающих повышение производительности труда, ресурсосбережение и импортозамещение. Для решения проблем водообеспечения (для орошения, для агропромышленных предприятий, для обеспечения населения питьевой водой) необходимо массово внедрять передовые влагосберегающие технологии добычи и использования водных ресурсов. С учётом природных условий нужно активное внедрение инноваций в сфере лесного хозяйства и широкое распространение тепличных производств, в т. ч. ориентированных на цветоводство.

Инновации обеспечат снижение зависимости аграрного сектора от импорта – оборудования, техники, семян, медикаментов, гербицидов, составляющих кормов и т. д. Необходимо существенное обновление парка сельскохозяйственной техники, развитие рынка лизинга отечественной сельхозтехники и оборудования. Требуется


комплекс мер для ускоренного развития инфраструктуры внутреннего рынка, в т. ч. посредством стимулирования  кооперации в  производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия. На местном и муниципальном уровне нужно заново создавать сервисную систему, развивать аграрный аутсорсинг (ремонт техники, ветеринария, транспортные услуги, убойные цеха, доставка комбикормов, хранилища и др.).

Важным фактором эффективного ведения сельскохозяйственной деятельности выступает генетическая база. Нужно кардинально расширить национальные генетические ресурсы животных и растений. Научные достижения в областях селекции, элитного семеноводства, племенного дела позволят ускорить импортозамещение и удовлетворить потребности сельхозпроизводителей.

На государственном уровне должна быть зафиксирована идея экспортоориентированности агрокомплекса. Мы должны занять лидирующие позиции на мировом продовольственном рынке. Следует определить возможные экспортные рынки и  приоритетные  ниши  российского  продовольствия.  Исходя из этого необходимо расширить экспортную инфраструктуру (дороги, порты, склады и др.). Внедрение современных технологий, вовлечение в оборот неиспользуемых земель, развитие предпринимательства, рост инвестиционной привлекательности повысят конкурентоспособность российской сельхозпродукции. Рост валовой продукции в животноводстве, растениеводстве, рыбном промысле обеспечат насыщение внутреннего рынка и создадут свободные запасы.

По примеру лидирующих стран России необходимо существенно нарастить государственные дотации (в т. ч. субсидирование, льготное кредитование, страхование), снизить административные барьеры и налоговый пресс на аграрный сектор. Важно обеспечить доступность краткосрочных и инвестиционных кредитов, стимулировать сельхозпроизводителей к применению новейших высокоинтенсивных агротехнологий и увеличению производства недорогих, качественных  товаров.  Для  роста  производительности  труда  и  расширения


конкуренции  следует  кратно  увеличить  господдержку  начинающих  фермеров, обеспечить массовую выдачу грантов для желающих открыть собственный бизнес.

В  регионах  необходимо  выделить  территории  опережающего  развития с агропромышленной и рыбохозяйственной специализацией. Особое внимание уделить сельхозпроизводителям в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расширять лесное хозяйство, оленеводство, табунное коневодство и пр. Аграриев из всех проблемных зон необходимо освободить от налогов, стимулировать в  этих  зонах  производство  натуральных  органических  продуктов  с  опорой на фермерские хозяйства и сбытовые кооперативы.

Наши земельные, водные и лесные ресурсы позволяют России стать мировым лидером в производстве экологически чистой продукции. Мы можем и должны занять ниши во всех секторах, от выращивания винограда и форелеводства до сбора орехов и дикорастущих ягод. Мотором для роста производства экопродуктов должны выступать семейные фермы на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. В целом, экологизация аграрного производства должна стать одним из безусловных приоритетов. С одной стороны, нужно обеспечить эффективную систему мониторинга и сертификации, внедрение технологий органического производства, рост производства обогащённых и диетических продуктов. С другой стороны, необходимо ставить заслон для попадания на рынок фальсифицированной продукции, развивать культуру потребления органических продуктов.

Важным вопросом является доступность качественных продуктов для граждан. Речь идёт и о физической доступности, для чего нужны мелкие и средние производственные комплексы,  эффективная  транспортная  сетевая  организация с учётом особенностей территорий. Речь идёт и о финансовой доступности продовольствия  –  обеспечение  доходов  населения  и  адекватных  цен на качественные продовольственные товары. Аграрный сектор должен быть максимально демонополизирован. Нужны рассредоточенные производства, фермерская кооперация, малый и средний бизнес в сельскохозяйственной и рыбной


переработке и торговле. Децентрализованные сети обеспечат успешную работу цепочки «производство – доставка – продажа» и наши граждане смогут покупать качественные недорогие продукты, произведённые на родине.

Аграрная индустриализация позволит качественно улучшить стандарты жизни в сельской местности, массово внедрить передовые технологии, расширить банки семенного и племенного генофондов, обеспечить кратный рост субсидий, поддержать фермеров, поднять производительность труда, определить экспортоориентированность и экологичность аграрного сектора. В результате аграрной индустриализации будет успешно решена задача обеспечения продовольственного  суверенитета  страны.

 

 

Образование

 

 

Создание нового центра силы тесно связано с формированием экономики знаний. Определяющую роль в неоиндустриальном обществе имеет качество человеческого капитала. Проблемы «псевдоэлиты» и низкого качества «синих воротничков» проистекают из одного корня. Их решение, благодаря развитию индивидуального человеческого капитала, может быть обеспечено через построение на передовых технологиях системы образования.

На данный момент отечественная система образования после долгих лет хаотичных реформ пребывает в кризисном состоянии. Для обеспечения лидирующих позиций в образовании и, соответственно, в экономике нам необходимы разработка и воплощение инициативного проекта Российская школа будущего. Проект должен быть целостным, впитать в себя лучшие стороны советской и  постсоветской  систем  образования.  При  этом  быть  ориентированным на формирование личностей, соответствующих новому технологическому укладу.

Основу российского проекта составляют мыследеятельностные методы обучения и новое деятельностное содержание образования (проектные формы работы,  специальные  техники  работы  со  знанием,  включение  школьников


в наукоёмкие проекты и т. д.). Реализация такого проекта потребует мобилизации отечественной психолого-педагогической науки и каскадного освоения проекта большинством школ при поддержке педагогических вузов.

 

Российская идентичность

 

Предлагаемая  нашей  партией  Платформа  развития  России  построена на фундаменте цивилизационной российской идентичности. Преодоление безоговорочного доминирования экономических и социально-политических институтов долларовой системы нуждается в укреплении институтов самобытной российской цивилизации, а также в активном диалоге с другими цивилизациями ради построения многополярного мира.

Господствующие сейчас потребительские, эгоистические ценности накладывают  серьёзные  ограничения  на  возможности  развития  государства и общества: не позволяют осуществлять трудовую мобилизацию и создавать новые продукты, предприятия, рынки, переосваивать территорию страны. Требуется формирование конкурентоспособных привлекательных стилей жизни для молодого поколения, альтернативных ценностям потребления.

Важно восстановление ценностей трудолюбия, солидарности, профессионализма, связи поколений, сострадания к слабому, самосовершенствования. При этом многовековые российские либеральные традиции  верховенства  закона,  уважения  к  личности  человека,  нетерпимости к  административному  произволу  безусловно  должны  быть  сохранены и переосмыслены.

Ключевую роль  в  формировании  идентичности  выполняют  образование и культура. Нынешнее отечественное образование резко сужает появление личностей, причём во всех сферах жизни – в предпринимательстве, в инженерии, в науке, в искусстве, во власти. Для успешного воплощения Платформы развития страны необходимо качественное наращивание человеческого потенциала России. В первую очередь благодаря укоренению личностных подходов в образовании.


Цель личностно-ориентированного образования – сформировать самостоятельно мыслящую личность, способную в рамках групповой работы создавать новые технологии, модернизировать технологические и социальные системы. В основе целенаправленного формирования личностного начала ценности личной  свободы  и  достоинства,  но  личностное  начало  тесно  переплетено с решением общезначимых задач развития страны.

Сегодня уже сложился социальный заказ к российскому образованию. Нам нужны профессионалы для поддержания функционирования существующих инфраструктур. Нам нужны разработчики новых технологий для формирования систем следующего  поколения.  Нам  нужны  высококлассные  рабочие  кадры и специалисты среднего звена. Нам нужны профессионалы-гуманитарии, которые создадут новые произведения искусства, ведь наши граждане остро нуждаются в продуктах художественного творчества высшего качества.

 

Личностный рост учителей

 

Качество системы образования не может быть лучше качества педагогов. Именно поэтому ключевым звеном инициативного проекта Российская школа будущего и формирования новой, личностно-ориентированной системы образования является активная поддержка учителей.

Обеспечивать личностный рост ребёнка может только профессионал, который сам является личностью. Учитель, как и ребёнок, должен ставить задачи личностного роста. Однако бумажный вал, довлеющий над школой и учителем, не оставляет времени на творческий труд. Профессия учителя перестала считаться творческой и не привлекает перспективную амбициозную молодёжь. Проблема усугубляется двойным отрицательным отбором кадров в сфере педагогики. Не лучшие абитуриенты идут в педагогические вузы, не лучшие выпускники педвузов идут работать в школы.

Сегодня профессионализм и классность труда педагога не являются основанием  для  значительного  повышения  его  оплаты.  Распределение  фонда


оплаты труда перманентно становится предметом низового управленческого произвола и причиной бесконечных скандалов при реальном снижении качества образования.

Школа должна привлекать талантливых учителей. Реализация личностного принципа в образовании требует радикальных перемен в педагогическом образовании. Педагог помимо предметного образования должен иметь фундаментальное  психолого-антропологическое  образование.

При этом учителя должны обладать высоким уровнем методической подготовки. Несмотря на формальное введение новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, комплексного методического, дидактического и диагностического обеспечения деятельности педагогов по достижению личностного и метапредметного результата, предусмотренных ФГОС, в настоящее время не существует. В результате, педагоги вынуждены использовать устаревшие образовательные технологии.

Вместе с тем, наличие соответствующих технологий (деятельностного подхода, мыследеятельностиной педагогики, проблемных методов обучения, метапредметного образования) позволяет формировать мировоззрение, личностное самоопределение к общественным проблемам на материале предметов гуманитарного цикла.

Фактически, для достижения требований ФГОС необходимо дать новое высшее образование педагогам,  а  также  создать  систему  переподготовки  педагогов в регионах на основе инновационных площадок. Использование новых технологий даст личностный и метапредметный результат, что является важнейшим условием воспитания в образовательном процессе.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.